Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ЮМОРА

Работа №73778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ЮМОРА 7
1.1 Проблема психологического благополучия личности в психологии 7
1.2. Особенности психологического благополучия личности
старшеклассников 13
1.3. Юмор как предмет психологических исследований 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ
СТИЛЕМ ЮМОРА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения психологического
благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора 30
2.3. Общая характеристика развивающей программы, направленной на создание условий для сохранения психологического благополучия личности старшеклассников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложения 55


Актуальность проблемы исследования. Проблему психологического благополучия личности старшеклассников отечественные и зарубежные психологи начали исследовать относительно недавно, поэтому на сегодняшний день она остается одной из мало изученных. Значимость изучения данной проблемы связана еще и с возрастанием интереса психологов к психологическому и эмоциональному благополучию детей. Стоит отметить, что именно зарубежные психологи первыми проявили интерес к исследованию этой проблемы.
В зарубежной и отечественной психологии были исследованы факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредберн, Л.В. Куликов), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), средовыми условиями (О.С. Ширяева), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева). Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается изучение психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора.
В современном обществе, особенно актуальным становится изучение взаимосвязи психологического благополучия личности старшеклассников с юмором. Это действительно насущный вопрос, так как одной из значимых потребностей у старшеклассников по-прежнему остается общение со сверстниками, которое переходит на новый, качественный уровень развития. А юмор - это один из важных компонентов в речевой коммуникации, который сопровождает нас всю жизнь и оказывает существенное влияние на психологическое благополучие личности. В повседневной жизни старшеклассников происходит много забавных событий, которые сохраняются в их сознании на долгое время и при необходимости, когда они переживают трудные, волнующие их жизненные моменты, вспоминают эти ситуации, где доводилось смеяться, тем самым повышая себе эмоциональный фон, настроение. Старшеклассники используют юмор для сплочения и сближения со сверстниками, что является для них очень важным моментом в их жизни, так же для разрешения сложных и конфликтных ситуаций, высвобождения подавленных эмоций, управления и манипулировании над людьми и т.д. Все это, безусловно, определенным образом отображается на их психологическом благополучии.
Проблема исследования: каковы особенности психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора?
Цель исследования: изучить особенности психологического
благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора.
Объект исследования: психологическое благополучие личности
старшеклассников.
Предмет исследования: психологическое благополучие личности старшеклассников с разным стилем юмора.
Гипотеза: существуют различия в уровне показателей
психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора, а именно: для старшеклассников с аффилиативным и самоподдерживающим стилем юмора характерен более высокий уровень таких показателей психологического благополучия, как позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, по сравнению со старшеклассниками с агрессивным и самоуничижительным стилем юмора.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора в психологии.
2. Выявить особенности психологического благополучия личности старшеклассников.
3. Определить стили юмора старшеклассников.
4. Провести анализ различий в уровне и показателях психологического благополучия личности старшеклассников с разными стилями юмора.
5. Разработать развивающую программу, направленную на создание условий для сохранения психологического благополучия личности старшеклассников.
Теоретической основой исследования являются работы в области изучения психологического благополучия личности (К. Рифф), и, в частности, психологического благополучия личности старшеклассников (С.А. Водяха, А.В. Воронина); исследования юмора как психологического феномена (Р. Мартин).
Методы исследования:
1) организационные (сравнительный);
2) эмпирические (психодиагностический);
3) методы обработки данных (методы качественного и количественного анализа эмпирических данных);
4) методы интерпретации данных (структурный).
Математическая обработка данных проводилась на основе пакета статистических программ «SPSS-17». С целью выявления статистических различий по показателям психологического благополучия личности старшеклассников с разными стилями юмора был применен непараметрический статистический критерий для четырех независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса. Для изучения наличия и характера связи между показателями психологического благополучия личности старшеклассников, и стилями юмора нами был применен коэффициент корреляции r-Спирмена.
Методики исследования:
1. «Опросник стилей юмора» (Р. Мартин).
2. «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В нем принимали участие 65 учащихся 10-х и 11-х классов в возрасте 16-17 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная развивающая программа, направленная на создание условий для сохранения психологического благополучия личности старшеклассников может быть использована в работе педагогов и классных руководителей, в деятельности психологических служб образовательных учреждений. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии НИУ «БелГУ» в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии». Результаты исследования и развивающая программа были апробированы и внедрены в деятельность психологической службы МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы без приложений составляет 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора.
Изучение и анализ теоретических источников, показал нам, что феномен психологического благополучия отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления. В современной науке все существующие теории психологического благополучия можно разделить на три течения: гедонистическое, эвдемонистическое и понимание психологического благополучия как психофизиологической сохранности функций. Но следует отметить, что в настоящий момент появилось ряд теорий, которые стремятся интегрировать в себе три этих течения. Одной из таких теорий является шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф, именно на ее взгляды мы опираемся в своем исследовании.
На психологическое благополучие личности старшеклассников оказывают влияние разнообразные факторы, условия и причины. Одним из таких существенных факторов является юмор. При помощи юмора старшеклассники могут передавать друг другу веселое настроение, показывая этим, хорошее отношение друг к другу. Посредством юмора старшеклассники могут с легкостью разрядить психологическую обстановку в коллективе, успокоить человека, избавить от чувства безнадежности и в результате передать собственное позитивное состояние окружающим. Но стоит отметить, что юмор не всегда влечет за собой положительные последствия, например: унижение и оскорбление окружающих, управление и манипулирование ими и т.д. Результат всего вышеперечисленного сказывается на психологическом благополучии личности старшеклассников благоприятным или же неблагоприятным образом.
Эмпирическое исследование уровней психологического благополучия личности старшеклассников показало, что большинство старшеклассников имеют средний уровень психологического благополучия. Наиболее выраженными показателями психологического благополучия оказались самопринятие, личностный рост и цели в жизни.
Изучение стилей юмора личности старшеклассников показало нам, что большинство старшеклассников обладают самоподдерживающим стилем юмора.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были выявлены отличительные особенности психологического благополучия личности старшеклассников с разными стилями юмора. Старшеклассники, которых характеризуют конструктивные стили юмора, отличаются более выраженными показателями психологического благополучия, чем их сверстники с деструктивными стилями юмора. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Дополнительно было проведено исследование на выявление наличия и характера связи между показателями психологического благополучия и стилями юмора личности
старшеклассников. В результате было выявлено наличие значимых
положительных корреляционных связей между показателями психологического благополучия и стилями юмора личности
старшеклассников. Из этого можно сделать вывод, что чем выше у старшеклассников будут выражены конструктивные стили юмора, тем выше будут показатели психологического благополучия.
По итогам диагностики психологического благополучия личности старшеклассников с разными стилями юмора, нами была разработана развивающая программа, направленная на создание условий для сохранения психологического благополучия личности старшеклассников.
Результаты работы позволяют утверждать, что изучение проблемы психологического благополучия личности старшеклассников с разным стилем юмора не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является выявление особенностей психологического благополучия личности в различные возрастные периоды. Прогностический потенциал данной работы создает предпосылки для проведения исследований по экспериментальному изучению положения и роли старшеклассников с разными стилями юмора в системе межличностных отношений, их успешности в учебной деятельности и личностной успешности.



1. Абдуллаева М.М. Возможности юмора как регулятора стресса // Прикладная юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 64 - 79.
2. Алексеева М.Н. Возможности юмора в современном мире // Прикладная психология. - 2011. - № 5. - С. 117 - 128.
3. Аверьянова О.Ю. Психологическое благополучие личности // Теория и практика психологии. - 2016. - № 6. - С. 10 - 15.
4. Адлер А. Понять природу человека: учебное пособие / А. Адлер. - Москва: Академический проект, 2011. - 375 с.
5. Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. - 207 с.
6. Анцупов Л.Я. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Л. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 298 с.
7. Аргайл М. Психология счастья: монография. - Москва: Прогресс,
2007. - 403 с.
8. Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование - 2013. - № 1. - С. 1 - 8.
9. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007. - 22 с.
10. Бенко Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Челябинск, 2017. - 24 с.
11. Бекузарова А.Т. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - № 2 (31). - С.16 - 25.
12. Бочарова Е.Е. Психология субъективного благополучия молодежи - Саратов: СГУ, 2012. - 200 с.
13. Бредберн Н. Структура психологического благополучия: учебное пособие для вузов / Н. Брэдбурн. - Ярославль: Инфа, 2005. - 13 с.
14. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы - М.: Эксмо, 2017. - 416 с.
15. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70 - 74.
16. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Томск, 2008. - 24 с.
17. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 142 - 145.
18. Гатальская Г.В., Преснякова С.А. Психологическое благополучие и используемые стили юмора в юности. // Перспективное развитие образовательных систем в русле акмеологической науки. - 2015. - № 4. - С. 1 - 8.
19. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2017. - 190 с.
20. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. - 2009. - № 2 (48). - С. 98 - 105.
21. Динер Э. Субъективное благополучие // Психологический бюллетень. - 2005. - № 6. - С. 803 - 855.
22. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития // Консультативная психология и психотерапия - 2014. - № 1. - С. 1 - 14.
23. Замятина А.А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (53). - С. 99 - 104.
24. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 24 с.
25. Иванова Е.М. Исследование чувства юмора в психологии // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С122 - 123.
26. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: дис. . докт. психол. наук. - Москва, 2013. - 389 с.
27. Идобаева О.А. Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов // Вестник МГЛУ. - 2011. - № (622). - С. 1 - 13.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
29. Кеттел Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. - СПб.: Питер, 2007. - 128 с.
30. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - СПб.: Питер, 2005. - 86 с.
31. Киямова Р.З. Чувство юмора как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. Психол. наук. - М., 2013. - 216 с.
32. Козьмина Л.Б. Оптимизация психологического благополучия личности студентов-психологов в период обучения в вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 5 (11). - С. 216 - 219.
33. Козьмина Л.Б. Психологическое благополучие как актуальное переживание личностью событий своей жизни во временном континууме // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. - 2012. - № 1 (15). - С. 55 - 60.
34. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. . канд. психол. наук. - Иркутск, 2013. - 174 с.
35. Кроник А.А. Каузометрия: Методы самопознания,
психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М., 2003. - 284 с.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 121 с.
37. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М., 1.968. - 67 с.
38. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977.
- 184 с.
39. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2010.
- 794 с.
40. Мартин Р. Психология Юмора. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
41. Меньшикова Л.В. "Я" - концепция и защитные механизмы психики: учебное пособие для вузов / Л.В. Меньшикова. - Москва: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2007. - 30 с.
42. Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №295. - С. 91 - 94.
43. Мусийчук М.В. Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия - 2-е изд. - М.: Флинта, 2013. - 231 с.
44. Олпорт Г. Становление личности. Избранные руды. - М.: Смысл,
2008. - 256 с.
45. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития.
- 2014. - № 14. - С. 1 - 4.
46. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Красноярск, 2006. - 24 с.
47. Рифф К. Психологическое благополучие - СПб.: Питер, 2014. - 269 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - изд. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
49. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: София, 2006. - 368 с.
50. Сергеев А.А. Исследование чувства юмора как элемент неформальной коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 2(4). - С. 1 - 5.
51. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии.- 2006. - № 4. - С. 105 - 114.
52. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. - 2009. - № 3. - С. 14 - 19.
53. Сычев А.А. Природа смеха или философия комического - Саранск: Мордов. ун-т, 2009. - 176 с.
54. Тамберг Ю.Г. Как развить чувство юмора. - М.: Флинта, 2006.
- 273 с.
55. Ульянова Ю.И. Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора // Вестник Военного университета. - 2011. - №3 (27). - С. 21 - 25.
56. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 206 с.
57. Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? краткий обзор основных концепций // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 2. - С. 116 - 131.
58. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.
59. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности.
- Саратов, 2004. - 180 с.
60. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 95 - 129.
61. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста.- СПб.: Речь, 2005. - 160 с.
62. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. - Хабаровск.: ДВГУПС, 2008. - 423 с.
63. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - 254 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ