Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уровень сформированности самосознания у будущих сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Работа №73744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы140
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6-11
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Самосознание, его основные понятия и компоненты 12-23
1.1.1. Место самосознания в психической организации человека 12-15
1.1.2. Личностная идентичность 15-17
1.1.3. Базовые убеждения личности 17-18
1.1.4. Ценностные ориентации личности 19-21
1.1.5. Временная перспектива личности 22-23
Глава 2. Характеристика материала и методы исследования
2.1. Характеристика материала 24
2.2. Методы исследования 24-28
Глава 3. Результаты исследования групп учащихся КПСК и школьников
3.1. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций 29-31
3.2. Результаты сравнительного исследования смысложизненных ориентаций 31-34
3.3. Результаты сравнительного исследования личностной идентичности 34-38
3.4. Результаты сравнительного исследования базовых убеждений 38-40
3.5. Результаты сравнительного исследования межличностных отношений 41-44
3.6. Результаты сравнительного исследования содержания мотивации и временной направленности личности 45-48
3.7. Результаты корреляционного анализа 48
3.7.1. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе (КПСК) 48-52
3.7.2. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе (школьники) 52-56
Промежуточные выводы 56-57
Глава 4. Результаты исследования групп учащихся Университета ГПС МЧС РФ и
учащихся Университета Промышленных Технологий и Дизайна
4.1. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций 58-60
4.2. Результаты сравнительного исследования смысложизненных ориентаций 60-62
4.3. Результаты сравнительного исследования личностной идентичности 62-67
4.4. Результаты сравнительного исследования базовых убеждений 68-69
4.5. Результаты сравнительного исследования межличностных отношений 69-73
4.6. Результаты сравнительного исследования содержания мотивации и временной направленности личности 73-75
4.7. Результаты корреляционного анализа 76
4.7.1. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе 76-80
4.7.2. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе 80-84
Промежуточные выводы 84-85
Глава 5. Результаты исследования групп сотрудников ФКУ Центра Управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по СПб и гражданских специалистов
5.1. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций 86-88
5.2. Результаты сравнительного исследования смысложизненных ориентаций 88-90
5.3. Результаты сравнительного исследования личностной идентичности 91-94
5.4. Результаты сравнительного исследования базовых убеждений 94-96
5.5. Результаты сравнительного исследования межличностных отношений 96-99
5.6. Результаты сравнительного исследования содержания мотивации и временной направленности личности 99-102
5.7. Результаты корреляционного анализа 102-103
5.7.1. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе 103-106
5.7.2. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе 106-110
Промежуточные выводы 110-111
Глава 6. Динамика формирования самосознания в группах
6.1. Динамика формирования самосознания в группах кадет, курсантов и сотрудников ЦУКС 112-118
6.2. Динамика формирования самосознания в группах школьников, студентов и гражданских специалистов 119-126
Заключение 127-129
Список литературы 130-132
Приложение А 133
Приложение Б 134-135
Приложение В 136
Приложение Г 137-138
Приложение Д 139
Приложение Е 140

Ранняя юность или старший школьный возраст, как называют его некоторые авторы - это одна из самых сложных и наиболее важных и ответственных ступеней в формировании личности будущего специалиста. По существу, речь идет о переходном периоде от детства к началу взрослой самостоятельной жизни. Как подчеркивает Л. И. Божович, характеристика возрастов ребенка - это не отдельные особенности его психики, а различное в каждом возрасте строение его личности и каждый раз особый характер его взаимодействия и его отношения к действительности (Божович Л.И., 2001, [3]). На этапе ранней юности на фоне новообразований этого возраста уже можно увидеть довольно четкие контуры индивидуальных различий подростков. Кризисным этот период является потому, что потребности и стремления, которые возникают у подростка из-за образования новых психологических структур, сталкиваются с препятствиями на пути к своему удовлетворению, и, т.о., оказываются нереализованными.
Подростковый кризис в отличие от кризисов других возрастных периодов длится дольше и проходит острее, так как из-за стремительного темпа физического и умственного развития у подростков появляется много таких актуальных функционирующих потребностей, которые не будут удовлетворены из-за недостаточности социальной зрелости подростков. Преодолеть эту депривацию потребностей, в силу отсутствия одновременного параллельного развития физической, психической и социальной сфер, очень трудно.
Этот период характеризуется «ломкой» и реорганизацией всех прежних отношений подростка к миру и к самому себе и развитием процессов самосознания и самоопределения, которые приводят в итоге к формированию того мировоззрения или базового убеждения, с которыми школьник начнет жить самостоятельно.
Необходимо также сказать, что личность подростка не сформируется и к концу кризиса, и продолжает развиваться в дальнейшем. Весь этот период - это
Подростковый кризис - это и возникновение нового уровня самосознания, характеризующегося появлением у подростка способности к самопознанию, т.е. осознанию своей личности, обладающей именно ей свойственными качествами, непохожей ни на кого, что зарождает у подростка стремление самоутвердиться, выразить себя (т. е. желание проявлять себя с точки зрения ценных, по его мнению, качеств личности) и стремление к самовоспитанию. Невозможность удовлетворения указанных ранее потребностей и является основой кризиса подросткового возраста. Период кризиса проходит существенно легче, если уже в этом возрасте у подростка появляются более или менее стабильные личностные интересы, либо устойчивые мотивы поведения. Такие интересы отличаются от ситуативных своей "ненасыщаемостью", т.е. чем больше их удовлетворяют, тем более устойчивыми и напряженными они становятся. Такими интересами, к примеру, являются познавательные интересы, потребности эстетического характера и т.д. Для удовлетворения таких интересов необходим активный поиск предмета их удовлетворения, что сподвигает юношей ставить перед собой все новые и новые цели, которые выходят за пределы сегодняшнего дня. Направленность субъекта на отдаленные цели имеет огромное значение для саморегуляции личности и личностной устойчивости.
Целеустремленность и другие перечисленные ранее отличительные черты личности могут возникнуть не только в результате насыщаемости интересов, они появляются и в связи с устойчивыми мотивами, которые требуют поведения, нацеленного на что-либо, например, на общественно-трудовую деятельность или на необходимость поддержать свою семью, близкого человека и т.д. Эти мотивы становятся преобладающими в структуре мотивационной сферы подростка, подчиняя себе все другие его потребности
Кризисный период оканчивается образованием такого важного личностного компонента, которое называют самоопределением, и которое характеризуется с точки зрения самосознания осознанием себя членом общества вообще и в уже конкретной общественно значимой позиции. Формирование самоопределения связано со скорым окончанием школы и необходимостью решать проблему будущего. От «воздушных замков» юноши, направленных в будущее, самоопределение отличают: базирование на уже сложившихся устойчивых интересах и стремлениях субъекта; принятие во внимание своего потенциала и внешних условий; базирование на формирующемся мировоззрении юноши и связано с выбором профессии. Истинное самоопределение крайне редко полностью сформировано к моменту окончания кризиса. Вероятнее всего эту проблему самоопределения за подростков решат взрослые, жизненная ситуация. Иногда подростки справляются сами, чаще случайно или подражая сверстникам или значимым другим. Исключением являются те учащиеся, которые обладают какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами.
Будущий специалист в любой профессиональной области, да, и, в общем, любой человек, стремящийся быть успешной, реализовавшей себя личностью, должен обладать сформировавшимся самосознанием, чтобы справляться не только с дальнейшими возрастными кризисами, но и с кризисами профессиональной деятельности, а также с трудными жизненными ситуациями в целом. И, именно, в подростковом и старшем юношеском возрастах происходит формирование задатков для того, чтобы стать зрелой во всех смыслах личностью.
Целью данного исследования является сравнительное изучение базисных убеждений, ценностных ориентаций, личностной идентичности и временной Университета ГПС МЧС России, студентов Санкт-Петербургского Государственного Университета Промышленных Технологий и Дизайна, сотрудников ФКУ Центр Управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС по г. Санкт-Петербург и гражданского населения. Также целью данного исследования было прослеживание динамики изменений компонентов самосознания в экспериментальных и контрольных группах.
Основные задачи исследования состояли в следующем:
1. Сравнительное изучение личностной идентичности у учащихся КПСК и учащихся Средней Общеобразовательной школы, у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета промышленных технологий и дизайна, у сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
2. Сравнительное изучение базисных убеждений у учащихся КПСК и учащихся средней общеобразовательной школы, у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета промышленных технологий и дизайна, у сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
3. Сравнительное изучение ценностных ориентаций у учащихся КПСК и учащихся средней общеобразовательной школы, у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета промышленных технологий и дизайна, у сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
4. Сравнительное изучение мотивационной сферы и временной направленности у учащихся КПСК и учащихся средней общеобразовательной школы, у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета промышленных технологий и дизайна, у сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
5. Изучение взаимосвязей между показателями личностной идентичности, базисных убеждений, ценностных ориентаций, мотивационной направленности в группах учащихся КПСК и школьников, у курсантов
Существуют межгрупповые различия в степени сформированности базисных убеждений, ценностных ориентаций, личностной идентичности и временной перспективы у учащихся КПСК и школьников; у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета Промышленных Технологий и Дизайна; у сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
Объект исследования: компоненты самосознания личности.
Предмет исследования: особенности формирования самосознания у учащихся КПСК, учащихся средней общеобразовательной школы, курсантов Университета ГПС МЧС, студентов Университета Промышленных Технологий и Дизайна, сотрудников ЦУКС и гражданского населения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Тест определения жизненных ценностей личности (Must - тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова).
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
3. Тест «Кто я?» Куна - Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой).
4. «Шкала базисных убеждений» Янов-Бульман (адаптированный и рестандартизированный вариант М.А. Падуна, А.В. Котельниковой).
5. Методика «Незаконченные предложения» М. Сакса и С. Леви.
6. Метод мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего Ж. Нюттена.
В соответствии с поставленной целью было обследовано 219 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Они составили 6 групп - 3 экспериментальных и 3 контрольных. В экспериментальные группы вошли 40 кадет 3-х выпускных классов пожарно-спасательного корпуса при Университете ГПС МЧС России в
возрасте 17 лет, 40 курсантов Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России от 19 лет до 21 года и 39 сотрудников ФКУ Центр Управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС по г. Санкт-Петербург (в дальнейшем, ЦУКС ГУ МЧС СПб) в возрасте 25-35 лет. Контрольные группы составили 40 учеников 11-х классов Средней Общеобразовательной школы № 570 в возрасте 17 лет, 42 студента Санкт-Петербургского Государственного Университета Промышленных Технологий и Дизайна (19-21 лет) и 18 человек гражданского населения разных профессий от 25 до 35 лет. Контрольные группы были подобраны в соответствии с половозрастными характеристиками экспериментальных групп.
Статистическая обработка проводилась с применением анализа средних (критерий Манна-Уитни, критерий Краскала-Уолеса) и корреляционного анализа с использованием компьютерной программы статистической обработки данных SPSS21. Statistica и Ехсе11 ХР.
Новизна исследования состоит в том, что ранее проводившиеся исследования психологических особенностей будущих сотрудников МЧС, в основном в русле педагогической специфики воспитания, не давали полной картины степени сформированности базисных убеждений, ценностных ориентаций, личностной идентичности и временной перспективы, и, как следствие, данных о трудности или легкости прохождения кризисов. Сравнительное исследование выше перечисленных характеристик у учащихся КПСК и учащихся школы, у курсантов Университета ГПС МЧС и студентов Университета Пром. Технологий и Дизайна, у сотрудников ЦУКС и гражданского населения ранее не проводилось.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Кадеты, курсанты и сотрудники ЦУКС демонстрируют более устойчивое и целостное чувство внутренней идентичности, несмотря на множество разнообразных ролей, которые они на себя принимают. Испытуемые экспериментальных групп, в целом, лучше представляют, кем являются, чего достигли, куда хотят стремиться, чем представители контрольных групп. Кадеты, курсанты и сотрудники ЦУКС, в целом, относятся к себе лучше, чем школьники, студенты и гражданские специалисты.
2. Мотивационная сфера и временная направленность:
В экспериментальных группах, в целом, имеют более осмысленные цели, направленные в будущее, чем представители контрольных групп. Большая часть школьников, студентов и гражданских специалистов живет сегодняшним днем и плохо представляет, что конкретно будет в будущем, опасаются его. Представители группы кадет имеют большую направленность на самореализацию не только в общем плане, но и в уже выбранной конкретной профессиональной области; курсанты хорошо представляют, кем будут работать и чего хотят достичь от своей будущей профессиональной деятельности. Школьники, как и студенты, как и взрослые специалисты имеют большую направленность на обладание материальными благами, развлечения и приятное времяпрепровождение. Представители экспериментальных групп демонстрируют большее количество целей, которых они хотят достичь как в течение года, так и в периоде всей жизни, чем испытуемые контрольных групп.
3. Базовые убеждения:
Картину мира кадет, курсантов и специалистов ЦУКС можно назвать вполне сложившейся, она имеет положительную «окраску», лишь немного ухудшаясь у сотрудников МЧС, что скорее всего связано со спецификой профессиональной деятельности и с взрослением вообще. Базовые убеждения школьников еще находятся на этапе формирования, и возрастной кризис оказывает на них большое влияние. У студентов базовые убеждения сформированы и носят, в целом, положительный характер восприятия окружающего мира и себя, но по мере взросления выборки, отношение к действительности становится отрицательным, что, скорее всего, связано с сожалением о нереализованных возможностях, с неудовлетворенностью самореализацией и нежеланием взять на себя ответственность за свои неудачи.
4. Ценностные ориентации:
У кадет присутствует чувство взрослости, которое проявляет себя в ориентации на взрослые ценности. Об этом говорит и их обращение к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности, желание автономности. В дальнейшем сформированность личных ценностей у курсантов и сотрудников ЦУКС помогает им вести жизнь, наполненную смыслом и целями. Ценностные ориентации представителей контрольных групп более инфантильны и направлены на получение удовольствия, власти над другими людьми, при этом они не стремятся к независимости.
Т.о. гипотеза о том, что уровень сформированности ценностных ориентаций, личностной идентичности, базовых убеждений, мотивационной направленности и временной перспективы у учащихся КПСК, курсантов Университета ГПС МЧС РФ и сотрудников ФКУ ЦУКС ГУ МЧС СПб достоверно выше, чем у учащихся школы, студентов Университета Промышленных Технологий и Дизайна и гражданских специалистов, подтвердилась.
5. В ходе исследования выявлены взаимосвязи наличия целей в жизни, удовлетворенность самореализацией и отношение к будущему от возможности контролировать свою жизнь и управлять ею по своему желанию, от осмысленности своей жизни в целом, от удовлетворенности самореализацией и от того, насколько интересна и эмоционально насыщена их жизнь. Убеждение в ценности своего Я у обеих групп связано с такими характеристиками, как убеждение в доброжелательности окружающего мира, в его справедливости, собственная удачливость. Положительное отношение к себе у испытуемых обеих групп связано с положительным отношением к будущему и хорошими отношениями в семье и со сверстниками/коллегами. На направленность на реализацию в будущей профессии влияет отношение к будущему в целом и выбрана ли уже будущая профессия и от того, насколько высоко испытуемые оценивают свои способности и чего успели достигнуть в профессиональном плане. По мере взросления добавляется связь удовлетворенности самореализацией, отношения к будущему, к себе с наличием семьи или с намерением ее создать.
В заключение, можно предположить, что такая разница в уровне самосознания будущих и действительных сотрудников МЧС и гражданских лиц, связана со специальным обучением, способствующим формированию основ профессиональных и личностных качеств спасателя и пожарного. У представителей экспериментальных групп уже сформированы то мировоззрение, те устойчивые личностные интересы и социальные способности, с которым они начнут жить (или уже живут) самостоятельно.



1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
2. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. 1888.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001.
4. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. - М., 2006.
5. Герриг, Р., Зимбардо, Ф. Психология и жизнь — СПб: Питер, 2004.
6. Джеймс У. Психология личности. Тексты. М. , 1982.
7. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - М: "ПЕР СЭ" - СПб.: "ИМАТОН-М", 2000.
8. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. - М.: МГУ, 1981.
9. Зимбардо Ф., Бойд Д.: Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь - СПб: Речь, 2010.
10. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - N 3.
11. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.
12. Краснянская Т. М., Ковдра А. С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива: Монография. — Пятигорск: ПГЛУ, 2012.
13. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - 2-е изд. исравл. и доп-е - СПб.: Питер, 2009.
14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2006.
15. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1997.
16. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Прогресс, 1970.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.
18. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. - В кн.: Проблема сознания. М., 1966.
19. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/Под ред. Леонтьева Д.А. - М.: Смысл, 2004.
20. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янов-Бульман. Психологический журнал, 2008. № 4
21. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, перенесших травматический стресс: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2003.
22. Падун М., Тарабрина Н. Психическая травма и базисные когнитивные схемы// Московский психотерапевтический журн., 2003. № 1.
23. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В.В. Архангельской - М.: АСТ, 2009.
24. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2006.
25. Рокич М. Верования, отношения, ценности. - М.: Р. Валент, 2001
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2009.
27. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика
отношений в паре - СПб: Речь, 2006.
28. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.
29. Столин В.В.Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983
30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
31. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И.В.Дубровиной. - СПб., Питер, 2004.
32. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ., общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006.
34. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - Монография. Изд-во: Кузбассвузиздат, 2000.
35. Epstein S. Integration of the cognitive and the psychodynamic unconscious. American Psychologist, 49, 1994.
36. Valte^er R.R. An Introduction to Self Theory. - In: Wegber D.M. & Vallacher R.L. (eds.). The Self in Social Psychology. N.Y., 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ