Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники 8
1.1 Понятие и виды связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе.. 8
1.2 Особенности формирования навыка составления рассказа-описания у
старших дошкольников 16
1.3 Педагогические условия использования мнемотехники для
формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники 31
2.1 Исследование уровня сформированности навыка составления
рассказа-описания у старших дошкольников 31
2.2 Реализация педагогических условий по формированию навыка
составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники
2.3 Анализ полученных результатов исследования 49
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский (8), Н.И. Жинкин (15), А.А. Леонтьев (22), С.Л. Рубинштейн (36), Ф.А. Сохин (39) и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечено, что одной из задач речевого развития является именно развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского (8), А.А. Леонтьева (23), С.Л. Рубинштейна (36) и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной (18), А.М. Леушиной (24), Л.А. Пеньевской (34), О.И. Соловьевой (38), Е.И. Тихеевой (41), А.П. Усовой (43), Е.А. Флериной (48). Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич (4), Н.Ф. Виноградовой (6), В.В. Гербовой (8), Э.П. Коротковой (19), Е.А. Смирновой (37), Н.Г.
Смольниковой (37), О.С. Ушаковой (44), Л.Г. Шадриной (49) и др.
К одному из типов связной речи относится описание. Описание представляет собой функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки и характерные свойства предмета. В отличие от повествования, в описательном рассказе отсутствует динамика, эмоционально - экспрессивная оценка, для него характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений. Овладение описанием происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, надо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Мнемотехника - технология развития памяти, ранее активно применяемая в психологии и определяемая как технология, использующая приёмы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях работают специалисты по мнемотехнике (или те, которые себя таковыми считают), постепенно приемами мнемотехники овладевают и учителя начальной школы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами (7), Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями (42), В.П. Глухов - блоками- квадратами (11), Т.В. Большева - коллажем (2), Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа (14).
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи и мышления.
Однако, в настоящее время, несмотря на накопленный опыт и знание необходимости развития умения рассказывать, в частности умения составлять рассказы-описания, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Формирование навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники».
Проблема исследования: каковы условия использования мнемотехники при формировании навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников.
Цель исследования: определение педагогических условий, способствующих формированию навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники.
Объект исследования: процесс формирования связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники.
Гипотеза исследования: формирование навыка составления рассказа- описания у старших дошкольников будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
- использовать схемы и мнемотаблицы в ходе работы с текстами;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- осуществлять взаимодействие педагогов дошкольного
образовательного учреждения и родителей воспитанников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия связной речи и ее виды.
2. Рассмотреть особенности формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников.
3. Рассмотреть педагогические условия использования мнемотехники для формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников.
4. Изучить уровень сформированности навыка составления рассказа- описания у старших дошкольников.
5. Реализовать и апробировать педагогические условия, направленные на формирование навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники.
6. Проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), а также труды многих известных отечественных ученых, которые занимались проблемой развития связной речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, Т.А. Ткаченко, Л.П. Якубинский).
Этапы работы:
Первый этап - подготовительный (сентябрь - октябрь 2016 г.) изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в психолого-педагогической и лингвистической литературе. Формулировка исходных позиций исследования и гипотезы, определение педагогических условий применения мнемотехники для формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников.
Второй этап - формирующий (октябрь 2016г. - март 2017г.) проведение экспериментальной работы по формированию навыка составления рассказа- описания средствами мнемотехники.
Третий этап - заключительный (апрель 2017г.) анализ и обобщение итогов исследовательской работы, определение логики изложения материала, корректировка теоретических и практических выводов, оформление полученных результатов в виде выполнения выпускной квалификационной работы и ее защита.
В работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Проблема развития связной речи традиционно находится в центре внимания педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Под связной речью понимается совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Каждый возрастной этап имеет свои особенности развития связного высказывания, которое постепенно совершенствуется. Для старшего дошкольного возраста характерно умение строить предложения, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств, т.е. использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов, достаточно информативное высказывание. Т.е. в старшем дошкольном возрасте навык составления рассказа-описания достаточно сформирован. При описании дошкольники испытывают трудности в выделении основных признаков предмета; у дошкольников практически сформированы умения соблюдать статичность описания; описания детей чаще непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, определенный порядок перечисления признаков отсутствует и т.п.
По мнению ученых (А.М. Леушина (24), О.И. Соловьева (38), Е.И. Тихеева (41), А.П. Усова (43), Е.А. Флерина (48) и др.), занимающихся проблемой развития описательной речи дошкольников, предлагают различные методы и приемы для реализации данной цели, одной из таких методик является мнемотехника. Мнемотехника является одним из эффективных средств, влияющих на формирование навыка составления рассказа-описания. Мнемотехника представляет собой совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации, в основе метода мнемотехники лежит принцип замещения.
Теоретическое обоснование материала по проблеме исследования позволило перейти к экспериментальной работе, которая проходила на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного
вида № 11 города Белгорода. В ней участвовало 26 детей старшего
дошкольного возраста. Исследование включало в себя три этапа (констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап).
Для определения уровня сформированности навыка составления рассказа- описания у старших дошкольников было проведено диагностическое исследование с использованием методики обследования связной речи по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента было выявлено, что высокий уровень сформированности навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников составил 27% дошкольников (7 детей), средний - 33% дошкольников (9 детей) и низкий - 40% дошкольников (10 детей). Преобладание низкого и среднего уровней у старших дошкольников отмечает типичные затруднения при составлении рассказов-описаний, так наиболее успешно дети справились с составлением рассказа-описания игрушки и предметной картинки, составление рассказа-описания по сюжетной картинке оказалось затруднительным для всех детей. Необходимо отметить, что наиболее характерными чертами были затруднения в завершении рассказа, нарушения грамматического оформления высказываний, нарушения связности и логичности рассказа.
На формирующем этапе мы поставили цель - реализация педагогических условий по формированию навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники. Это позволило нам разработать этапы и направления работы с учетом педагогических условий, направленных на формирование навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники.
Для выявления эффективности системы работы по формированию навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники был проведен контрольный этап педагогического эксперимента. Повторная диагностика на контрольном этапе педагогического эксперимента показала преобладание высокого уровня - 35% дошкольников (9 детей) и среднего уровня - 54% дошкольников (14 детей). Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники, полученных в ходе проведенной экспериментальной работы.
Реализация педагогических условий (использование схем и мнемотаблиц в ходе работе с текстами, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников) способствовало формированию навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами мнемотехники.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что формирование навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников будет эффективным при соблюдении вышеуказанных условий подтверждена.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 231 с.
2. Большева, Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Детство-Пресс, 2005. - 96 с.
3. Большой энциклопедический словарь [Текст]. - 2003. - 1248 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития связной речи детей [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/5/0174/5_0174-8.shtml(дата обращения: 12.01.2017)
5. Венгер, Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/960572/(дата обращения: 13.02.2017)
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детского сада [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/291317/(дата обращения: 21.01.2017)
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М., 2006. - 354 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1999. - 352 с.
9. Гербова, В.В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. - С. 17-22.
10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
12. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет [Текст]:
метод. пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Просвещение, 2005. -
221 с.
13. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ. - М., Просвещение, 2007. - 224с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/1/0383/1_0383-1.shtml(дата обращения: 16.12.2016)
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: 2002. - 254 с.
16.Зрожевская, А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада: диссертация ... кандидата педагогических наук (1986). [Электронный ресурс]. URL: http://search.rsl.ru/ru/ record/01004023813 (дата обращения: 23.03.2017)
17. Кондратьева, Н., Сомкова, О. Как использовать модель для развития речевого творчества [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. - С. 52-56.
18. Конина, М.М. Развитие речи // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat. com/content/nauchno- metodicheskie-osnovy-rechevogo-razvitiya-detei-i-ispolzovaniya- khudozhestvennogo-slo (дата обращения: 13.03.2017)
19. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Электронный
ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/331791/ (дата обращения:
15.03.2017)
20. Лаврик, М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. ... канд.пед.наук [Электронный ресурс]. URL: http://refeteka.ru/r-208302.html(дата обращения: 11.02.2017)
21. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи [Электронный
ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=89962 (дата обращения:
12.02.2017)
22. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
23. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112- 11.shtml (дата обращения: 21.01.2017)
24. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000. - с. 358 - 369.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
26. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2000. - 351 с.
27. Ляшко, Т. О чем поведал дверной замок: О некоторых приемах развития речи [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С. 56 - 60.
28. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения
[Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru /view.aspx?id=652710 (дата обращения: 24.01.2017)
29. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание,
повествование, рассуждение) [Электронный ресурс]. URL:
http://yastudent.com/russkij-yazyk/funkcionalno-smyslovye-tipy-rechi-sushhnost- i-soderzhanie.html(дата обращения: 25.01.2017)
30. Павлова, Е.А., Попова, Л.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-3. - С. 384-384.
31. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. - М.: Флинта, 1998. - 374 с.
32. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. - М.: Тетра Системс, 2001. - 544 с.
33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2004. - 314 с.
34. Пеньевская, Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной
речи // Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.rU/preview/5795551/page:5/ (дата обращения:
27.01.2017)
35. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Полянская. - СПб.: ООО Детство-Пресс,2010. - 121 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
37. Смольникова, Н.Г., Смирнова, Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496676(дата обращения: 29.01.2017)
38. Соловьева, О. И. Говори правильно [Электронный ресурс]. URL: http://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/uchim-detej-govorit-pravilno.html(дата обращения: 13.01.2017)
39. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
40. Текучев, А.В. Методика русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/(дата обращения: 27.01.2017)
41. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
42. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.
43. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981 (дата
обращения: 16.01.2017)
44. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 326 с.
45. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 236 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: Перспектива, 2014. - 32с.
47. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Электронный
ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2455267/ (дата обращения:
18.02.2017)
48. Флёрина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 380-393.
49. Шадрина, Л.Г., Судакова, Е.Н. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказывании [Текст]: монография.
- Ульяновск: Вектор-С, 2009. - 156с.
50. Шашкина, Г.Р., Зернова, Л.П., Зимина, И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Академия, 2003. - 240 с.
51.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Воронеж. 2005. - 198 с.
52. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5765341/(дата обращения: 12.03.2017)
53. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст]/ под ред. Л.В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.