СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 9
1.1. Экономическое содержание стратегии социально-экономического развития регионов 9
1.2. Методические подходы к оценке социально-экономического
потенциала регионов 20
1.3. Инвестиционная стратегия социально-экономического
развития регионов 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 39
2.1. Комплексный социально-экономический анализ состояния
экономики регионов Центрального федерального округа 39
2.2. Структурный анализ инвестиционных процессов на
территории Центрального федерального округа 47
2.3. Анализ экономической специализации и конкурентных
преимуществ региона 59
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 70
3.1. Концепция управления региональной инвестиционной
стратегии развития региона 74
3.2. Перспективы эффективности стратегии развития региона
путем финансирования инвестиций 79
3.3. Рекомендации по активизации и повышению
эффективности инвестиционной стратегии в регионе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9 7
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 9
1.1. Экономическое содержание стратегии социально-экономического развития регионов 9
1.2. Методические подходы к оценке социально-экономического
потенциала регионов 20
1.3. Инвестиционная стратегия социально-экономического
развития регионов 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) 39
2.1. Комплексный социально-экономический анализ состояния
экономики регионов Центрального федерального округа 39
2.2. Структурный анализ инвестиционных процессов на
территории Центрального федерального округа 47
2.3. Анализ экономической специализации и конкурентных
преимуществ региона 59
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 70
3.1. Концепция управления региональной инвестиционной
стратегии развития региона 74
3.2. Перспективы эффективности стратегии развития региона
путем финансирования инвестиций 79
3.3. Рекомендации по активизации и повышению
эффективности инвестиционной стратегии в регионе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9 7
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность диссертационного исследования. Научное обоснование стратегии социально-экономического развития России в территориальном аспекте предполагает исследование разнообразия природных, демографических, социальных, экономических, исторических условий страны. Поэтому путь России - неизбежный и непрерывный поиск единства в региональном многообразии, при усиливающемся воздействии процессов глобализации.
Выбор стратегии социально-экономического развития можно считать судьбоносным для территориальных образований разного уровня. Отсутствие стратегии развития региона снижает качество управления, конкурентоспособность в условиях рыночной модели хозяйствования и эффективность развития и размещения производительных сил. В связи с этим, возрастает актуальность и необходимость переосмысления теоретических предпосылок формирования стратегического управления и регулирования экономики на региональном уровне, а также разработки форм, методов и инструментов стратегического планирования и прогнозирования. В условиях, когда концепция пространственной организации и эффективного механизма развития экономики региона в рыночных условиях находится на начальной стадии формирования, проведение исследований по проблемам территориального стратегического управления является актуальным.
В стратегии социально-экономического развития региона особое внимание следует уделить инвестиционному потенциалу, т.к. управление привлечением инвестиций нельзя назвать новым направлением в отечественной теории и практики управления [53]. Тем не менее, в связи с переходом экономики России на рыночные отношения изменились цели, задачи, объекты, субъекты, методы, структуры, процессы управления привлечением инвестиций и др. В связи с этим, данное исследование представляется не только важным с точки зрения теории управления, но и крайне актуальным в силу практической значимости.
Необходимость исследования проблем управления привлечением инвестиций на развитие территории связана с постоянно возрастающей ролью факторов территориального развития в становлении и функционировании элементов рыночной экономики современной России.
Цель исследования разработка нового концептуального подхода, совершенствования и развития механизмов управления инвестиционными процессами в регионе, разработка теоретико-методологических рекомендаций по повышению эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
- исследовать и научно обосновать сущностные представления и значения стратегического планирования региона в системе планирования на рост экономической и социальной результативности;
- провести анализ социально-экономического положения Центрального федерального округа и определить стратегические приоритеты и направления ее экономического и социального развития;
- разработать концепцию управления региональной инвестиционной системой и установить содержание региональной инвестиционной политики и ее взаимосвязи с государственной инвестиционной политикой и социально-экономической политикой региона.
Предметом исследования, является стратегия социально-экономического развития региона, теоретико-методологические и прикладные проблемы государственного управления инвестиционными процессами, а также экономические и управленческие отношения, возникшие между субъектами инвестиционного процесса.
Объектом исследования являются механизмы управления инвестиционными процессами на уровне региона в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона; экономический и инвестиционный потенциал Центрального федерального округа, методы и средства повышения инвестиционной привлекательности и стимулирование инвестиционной активности в данном регионе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, ведущих современных отечественных и зарубежных ученных в области теории инвестиций, государственного управления экономикой, регулирований инвестиционной сферы, улучшения инвестиционного климата; работы по методологии стратегического управления инвестиционными процессами, теории и
практике регулирования инвестиционных процессов в регионе [8].
Проблема повышения инвестиционной активности, взаимосвязи инвестиций и экономического роста различных экономических систем получила свое развитие в исследованиях отечественных ученых:
А.И Акчуриной, М.В. Аликаевой, Е.В. Борисовой, Т.А. Вороновой, И.В. Гришиной, О.Д. Дондоковой, А.Б. Крутика, Ю.Н. Лапыгиной, A. B. Ложниковой, Н.Л. Маренкова, И.Ю. Новикова, И.М. Подмолодиной, И.Е Радченко, Г.В. Хомкалова, A.B. Шастина и др.
Обоснование направлений совершенствования региональной инвестиционной политики и повышения эффективности инвестиционной деятельности на региональном уровне содержится в работах таких ученых, как С.А Агарков, В.И. Аристов, Е.Э. Бисикало, В.Е. Городная, B. Г. Дворниченко, О.Ч. Дзгоев, A.C. Ежиков, С.И. Ковалева, О.В. Кузнецова, C. С. Кузьмичев, В.А May, B.B. Морозов, Л.В. Полунин, В.В. Саблин, Ю.Е. Стасенко, Д.В. Терехин, Ф.С. Тумусов, C.B. Феслер, C.B. Харитон, Б.А. Чуб, A.A. Шершнев и др. специалистов.
Однако проблемы функционирования механизма региональной инвестиционной политики России во взаимосвязи с инвестиционной активностью конкретных территориальных образований в непосредственной постановке изучены явно недостаточно. Это, в первую очередь, относится к тем субъектам Российской Федерации, где существуют проблемы реализации инвестиционного потенциала и эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Информационную базу исследования составили законодательные и другие нормативные акты; официальные статистические материалы; органы власти на макро- и мезоэкономическом уровнях; соответствующие методические материалы; публикации в специализированной научной и периодической печати; материалы научно-практических конференций, семинаров.
Методы исследования. Методический инструментарий исследования базируется на диалектическом методе познания, открывающем возможности изучения экономических явлений о динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к объекту исследования реализован с помощью графических приемов, группировок и сравнения, анализа и синтеза. В работе использованы статистические приемы обработки информации и методы принятия решений, предметно-логический анализ, а так же методы факторографического и экспертного прогнозирования, экспертно-аналитический метод, методы расстановки приоритетов. Научные положения, выводы и рекомендации подтверждены таблицами, схемами алгоритмами расчетов.
Научная новизна исследования состоит в разработке нового концептуального подхода к управлению региональными инвестиционными процессами и механизмов его совершенствования и развития, обеспечивающих решения ряда актуальных теоретико-методологических и прикладных задач социально-экономического развития региона. К элементам новизны можно отнести следующее:
- предложена авторская трактовка понятия стратегии социально¬
экономического развития в контексте целостности и синергизма, уточнены принципы организации процесса реализации программ с учетом внешних и внутренних факторов, предложены подходы к его диверсификации,
отличающиеся комплексным сопровождением программных элементов в ходе их реализации и обеспечивающие адаптацию к изменениям внешней среды;
- изучение и использование методических подходов выявления
региональных различий социально-экономического развития на административно территориальном уровне, которые не используются на территории Центрального федерального округа, но широко используются в зарубежной литературе (практике).;
- разработан механизм управления региональными инвестициями, как элемента стратегии социально-экономического развития путем формирования и реализации региональной и инвестиционной стратегии, позволяющая провести его структуризацию на всех стадиях жизненного цикла; сформирована система стратегических целей инвестиционного развития региона в их иерархической взаимосвязи и соподчиненности.
- определены тенденции роста результатов реализации стратегии социально-экономического развития регионов и степени равномерности регионального развития в сочетании с динамикой экономического роста округа.
Практическая значимость исследования. Практическая ценность работы определяется направленностью исследований на системное решение комплекса вопросов по управлению инвестиционными процессами в регионе. Предложенный подход к управлению инвестиционными процессами на мезоэкономическом уровне, методы и инструменты его реализации представляют собой технологию организационно-управленческой деятельности, учитывающую сложность проблемы активизации инвестирования и улучшения инвестиционного климата, стоящей перед региональной администрацией.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Выбор стратегии социально-экономического развития можно считать судьбоносным для территориальных образований разного уровня. Отсутствие стратегии развития региона снижает качество управления, конкурентоспособность в условиях рыночной модели хозяйствования и эффективность развития и размещения производительных сил. В связи с этим, возрастает актуальность и необходимость переосмысления теоретических предпосылок формирования стратегического управления и регулирования экономики на региональном уровне, а также разработки форм, методов и инструментов стратегического планирования и прогнозирования. В условиях, когда концепция пространственной организации и эффективного механизма развития экономики региона в рыночных условиях находится на начальной стадии формирования, проведение исследований по проблемам территориального стратегического управления является актуальным.
В стратегии социально-экономического развития региона особое внимание следует уделить инвестиционному потенциалу, т.к. управление привлечением инвестиций нельзя назвать новым направлением в отечественной теории и практики управления [53]. Тем не менее, в связи с переходом экономики России на рыночные отношения изменились цели, задачи, объекты, субъекты, методы, структуры, процессы управления привлечением инвестиций и др. В связи с этим, данное исследование представляется не только важным с точки зрения теории управления, но и крайне актуальным в силу практической значимости.
Необходимость исследования проблем управления привлечением инвестиций на развитие территории связана с постоянно возрастающей ролью факторов территориального развития в становлении и функционировании элементов рыночной экономики современной России.
Цель исследования разработка нового концептуального подхода, совершенствования и развития механизмов управления инвестиционными процессами в регионе, разработка теоретико-методологических рекомендаций по повышению эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
- исследовать и научно обосновать сущностные представления и значения стратегического планирования региона в системе планирования на рост экономической и социальной результативности;
- провести анализ социально-экономического положения Центрального федерального округа и определить стратегические приоритеты и направления ее экономического и социального развития;
- разработать концепцию управления региональной инвестиционной системой и установить содержание региональной инвестиционной политики и ее взаимосвязи с государственной инвестиционной политикой и социально-экономической политикой региона.
Предметом исследования, является стратегия социально-экономического развития региона, теоретико-методологические и прикладные проблемы государственного управления инвестиционными процессами, а также экономические и управленческие отношения, возникшие между субъектами инвестиционного процесса.
Объектом исследования являются механизмы управления инвестиционными процессами на уровне региона в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона; экономический и инвестиционный потенциал Центрального федерального округа, методы и средства повышения инвестиционной привлекательности и стимулирование инвестиционной активности в данном регионе.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, ведущих современных отечественных и зарубежных ученных в области теории инвестиций, государственного управления экономикой, регулирований инвестиционной сферы, улучшения инвестиционного климата; работы по методологии стратегического управления инвестиционными процессами, теории и
практике регулирования инвестиционных процессов в регионе [8].
Проблема повышения инвестиционной активности, взаимосвязи инвестиций и экономического роста различных экономических систем получила свое развитие в исследованиях отечественных ученых:
А.И Акчуриной, М.В. Аликаевой, Е.В. Борисовой, Т.А. Вороновой, И.В. Гришиной, О.Д. Дондоковой, А.Б. Крутика, Ю.Н. Лапыгиной, A. B. Ложниковой, Н.Л. Маренкова, И.Ю. Новикова, И.М. Подмолодиной, И.Е Радченко, Г.В. Хомкалова, A.B. Шастина и др.
Обоснование направлений совершенствования региональной инвестиционной политики и повышения эффективности инвестиционной деятельности на региональном уровне содержится в работах таких ученых, как С.А Агарков, В.И. Аристов, Е.Э. Бисикало, В.Е. Городная, B. Г. Дворниченко, О.Ч. Дзгоев, A.C. Ежиков, С.И. Ковалева, О.В. Кузнецова, C. С. Кузьмичев, В.А May, B.B. Морозов, Л.В. Полунин, В.В. Саблин, Ю.Е. Стасенко, Д.В. Терехин, Ф.С. Тумусов, C.B. Феслер, C.B. Харитон, Б.А. Чуб, A.A. Шершнев и др. специалистов.
Однако проблемы функционирования механизма региональной инвестиционной политики России во взаимосвязи с инвестиционной активностью конкретных территориальных образований в непосредственной постановке изучены явно недостаточно. Это, в первую очередь, относится к тем субъектам Российской Федерации, где существуют проблемы реализации инвестиционного потенциала и эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Информационную базу исследования составили законодательные и другие нормативные акты; официальные статистические материалы; органы власти на макро- и мезоэкономическом уровнях; соответствующие методические материалы; публикации в специализированной научной и периодической печати; материалы научно-практических конференций, семинаров.
Методы исследования. Методический инструментарий исследования базируется на диалектическом методе познания, открывающем возможности изучения экономических явлений о динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к объекту исследования реализован с помощью графических приемов, группировок и сравнения, анализа и синтеза. В работе использованы статистические приемы обработки информации и методы принятия решений, предметно-логический анализ, а так же методы факторографического и экспертного прогнозирования, экспертно-аналитический метод, методы расстановки приоритетов. Научные положения, выводы и рекомендации подтверждены таблицами, схемами алгоритмами расчетов.
Научная новизна исследования состоит в разработке нового концептуального подхода к управлению региональными инвестиционными процессами и механизмов его совершенствования и развития, обеспечивающих решения ряда актуальных теоретико-методологических и прикладных задач социально-экономического развития региона. К элементам новизны можно отнести следующее:
- предложена авторская трактовка понятия стратегии социально¬
экономического развития в контексте целостности и синергизма, уточнены принципы организации процесса реализации программ с учетом внешних и внутренних факторов, предложены подходы к его диверсификации,
отличающиеся комплексным сопровождением программных элементов в ходе их реализации и обеспечивающие адаптацию к изменениям внешней среды;
- изучение и использование методических подходов выявления
региональных различий социально-экономического развития на административно территориальном уровне, которые не используются на территории Центрального федерального округа, но широко используются в зарубежной литературе (практике).;
- разработан механизм управления региональными инвестициями, как элемента стратегии социально-экономического развития путем формирования и реализации региональной и инвестиционной стратегии, позволяющая провести его структуризацию на всех стадиях жизненного цикла; сформирована система стратегических целей инвестиционного развития региона в их иерархической взаимосвязи и соподчиненности.
- определены тенденции роста результатов реализации стратегии социально-экономического развития регионов и степени равномерности регионального развития в сочетании с динамикой экономического роста округа.
Практическая значимость исследования. Практическая ценность работы определяется направленностью исследований на системное решение комплекса вопросов по управлению инвестиционными процессами в регионе. Предложенный подход к управлению инвестиционными процессами на мезоэкономическом уровне, методы и инструменты его реализации представляют собой технологию организационно-управленческой деятельности, учитывающую сложность проблемы активизации инвестирования и улучшения инвестиционного климата, стоящей перед региональной администрацией.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Важным шагом при реализации стратегии социально-экономического развития региона является концепция ее комплексного развития. На основе оценки современного состояния социально-экономического потенциала Центрального федерального округа определяются основные стратегические приоритеты дальнейшего его развития. В результате проведенного исследования была выявлена необходимость в обеспечении устойчивого роста экономики Центрального федерального округа в дальнейшей перспективе, а также в улучшении ее качественных параметров. Для этого необходимо применять новые подходы инвестиционной политики региона.
Сбалансированная структура инвестиций в экономику нестоличных регионов ЦФО и торможение роста инвестиционной активности свидетельствуют о необходимости принятия мер по увеличению инвестиционной привлекательности регионов с целью наращивания инвестиций во все виды экономической деятельности. Это подтверждается и их высокой зависимостью от иностранных и частных инвестиций.
Информационной базой для оценки потребностей регионов ЦФО в инвестиционных ресурсах должны выступили документы перспективного характера (программы социально-экономического развития территорий, концепции, стратегии, схемы развития и размещения производительных сил и т.п.), разрабатываемые в регионах. Однако у некоторых субъектов Федерации ЦФО документов, в которых давалась бы оценка инвестиционных потребностей, не существует. Уровень обоснованности запрашиваемых инвестиций невысок, программы не сопровождаются соответствующими аудиторскими заключениями. Непосредственно сами проекты зачастую ограничиваются лишь упоминанием производимого товара и указанием суммы необходимых инвестиций. Инвестиционные проекты, предлагаемые разными регионами, в ряде случаев несопоставимы друг с другом.
Для достижения требуемого уровня развития региона приоритетными для инвестирования в ЦФО являются проекты в следующих сферах:
1) создание эффективной инновационной системы;
2) развитие высокотехнологичного машиностроения;
3) развитие энергетики и энергетической инфраструктуры;
4) модернизация и развитие транспортного комплекса;
5) модернизация и повышение конкурентоспособности легкой промышленности;
6) агропромышленный комплекс.
В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2016-2020 гг. основное внимание следует уделить реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения. Целесообразным будет реализаций мероприятий национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата, результаты реализации которых оцениваются в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.
Необходима разработка межрегиональных программ, которые бы содействовали интеграции региональных инвестиционных проектов для решения крупных проблем Центрального федерального округа, представляющих общий интерес. Необходимо обеспечить последовательную социальную ориентацию инвестиционной политики. Только за счет крупных вложений в человеческий капитал, жилищное строительство, производство продовольствия, промтоваров, социальную инфраструктуру можно решить задачи перспективной социальной политики, обеспечить повышение уровня и качества жизни, эффективности труда, насытить спрос на товары и услуги в основном за счет отечественного их производства. Для этого необходимо увеличить долю инвестиций, направляемых на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры, бытовых и коммунальных услуг. Вложения в потребительский сектор быстро окупаются, что позволит ускорить расширенное воспроизводство инвестиционного комплекса. В структуре инвестиций потребуются существенные сдвиги в сторону объектов более дешевого индивидуального строительства жилья для средних слоев, производства продовольствия и сырья, развития пассажирского транспорта, здравоохранения, образования, культуры.
Предложенные меры по совершенствованию инвестиционной политики ЦФО оправдают себя лишь в том случае, если инвестиции и инновации займут центральное место в перспективной региональной экономической политике, позволяющей обеспечить устойчивый экономический рост.
Сбалансированная структура инвестиций в экономику нестоличных регионов ЦФО и торможение роста инвестиционной активности свидетельствуют о необходимости принятия мер по увеличению инвестиционной привлекательности регионов с целью наращивания инвестиций во все виды экономической деятельности. Это подтверждается и их высокой зависимостью от иностранных и частных инвестиций.
Информационной базой для оценки потребностей регионов ЦФО в инвестиционных ресурсах должны выступили документы перспективного характера (программы социально-экономического развития территорий, концепции, стратегии, схемы развития и размещения производительных сил и т.п.), разрабатываемые в регионах. Однако у некоторых субъектов Федерации ЦФО документов, в которых давалась бы оценка инвестиционных потребностей, не существует. Уровень обоснованности запрашиваемых инвестиций невысок, программы не сопровождаются соответствующими аудиторскими заключениями. Непосредственно сами проекты зачастую ограничиваются лишь упоминанием производимого товара и указанием суммы необходимых инвестиций. Инвестиционные проекты, предлагаемые разными регионами, в ряде случаев несопоставимы друг с другом.
Для достижения требуемого уровня развития региона приоритетными для инвестирования в ЦФО являются проекты в следующих сферах:
1) создание эффективной инновационной системы;
2) развитие высокотехнологичного машиностроения;
3) развитие энергетики и энергетической инфраструктуры;
4) модернизация и развитие транспортного комплекса;
5) модернизация и повышение конкурентоспособности легкой промышленности;
6) агропромышленный комплекс.
В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2016-2020 гг. основное внимание следует уделить реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения. Целесообразным будет реализаций мероприятий национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата, результаты реализации которых оцениваются в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.
Необходима разработка межрегиональных программ, которые бы содействовали интеграции региональных инвестиционных проектов для решения крупных проблем Центрального федерального округа, представляющих общий интерес. Необходимо обеспечить последовательную социальную ориентацию инвестиционной политики. Только за счет крупных вложений в человеческий капитал, жилищное строительство, производство продовольствия, промтоваров, социальную инфраструктуру можно решить задачи перспективной социальной политики, обеспечить повышение уровня и качества жизни, эффективности труда, насытить спрос на товары и услуги в основном за счет отечественного их производства. Для этого необходимо увеличить долю инвестиций, направляемых на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры, бытовых и коммунальных услуг. Вложения в потребительский сектор быстро окупаются, что позволит ускорить расширенное воспроизводство инвестиционного комплекса. В структуре инвестиций потребуются существенные сдвиги в сторону объектов более дешевого индивидуального строительства жилья для средних слоев, производства продовольствия и сырья, развития пассажирского транспорта, здравоохранения, образования, культуры.
Предложенные меры по совершенствованию инвестиционной политики ЦФО оправдают себя лишь в том случае, если инвестиции и инновации займут центральное место в перспективной региональной экономической политике, позволяющей обеспечить устойчивый экономический рост.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Обоснование и выбор направлений социально-экономического развития региона на основе концепции маркетинга (на примере Идринского района Красноярского края)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона (Российский новый университет (РосНОУ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В
СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Исследования особенностей социально-экономического развития региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Управление предприятием с учётом условий социально-экономического развития территории
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие социально-экономического потенциала регионов в условиях рыночной экономики
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2001 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Анализ социально-экономического развития региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



