Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемно-ситуативное обучение как способ моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе

Работа №7371

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы267стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
898
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы подготовки организаторов
производства (менеджеров) в техническом вузе 16
1.1. Реализация деятельностного подхода к подготовке менеджеров в техническом вузе 16
1.2. Основные приемы обучения в конкретной ситуации (КС), реализуемые в процессе подготовки менеджеров 27
1.3. Открытый характер дискуссии как фактор активизации учебно-познавательной деятельности в рамках профессионально-ориентированной подготовки в вузе 48
1.4. Бригадный метод как средство реализации интегрированного подхода к обучению в КС 56
1.5. Система профессионально-ориентированной подготовки специалиста на основе интегрирования методов обучения
в КС 64
Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности внедрения системы подготовки по иностранному языку менеджеров на основе интегрирования методов обучения в КС 102
2.1. Организация подготовительного этапа экспериментальной проверки системы подготовки менеджеров по иностранному языку 102
2.2. Описание основных этапов эксперимента 114
2.3. Педагогический мониторинг учебно-профессиональной деятельности 171
2.4.Организация контроля в системе профессиональной
подготовки специалиста 181
Заключение 195
Библиография 202
Приложения 223




Современное общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек постоянно приобретал новые знания, совершенствовал свое профессиональное мастерство, заботился о росте своей квалификации, общей культуры, без чего ему трудно адаптироваться в быстроменяющихся условиях современной жизни. Этой задачей главным образом и занята та область человеческой деятельности, которую называют образованием. Оно (образование) помогает молодому поколению не только познать и критически переработать опыт предыдущих поколений, но и обучить его ориентироваться в нестандартных ситуациях, обладать принципиально новой технологической культурой, быть профессионально и психологически подготовленным к постоянно меняющейся материальной и общественной жизни, а также способствовать формированию активной гражданской позиции личности, стремлению участвовать в управлении делами государства, общества и трудового коллектива.
Российское образование на современном этапе переживает два основных разнонаправленных, противоборствующих процесса. Один внешний по отношению к образовательной системе, подталкивающий ее к обвалу: инвестиционный кризис, снижение уровня финансирования образования. Другой - внутренний, препятствующий этому обвалу: самодвижение, саморазвитие системы образования, рост внутреннего потенциала (136). Преодоление кризисных явлений в обществе и поступательное его развитие, совершенствование и углубление рыночных механизмов в экономике заставляют во многом переоценить роль и значение кадрового потенциала, способного переломить негативные тенденции в социально-экономическом, научно-техническом и производственно-технологическом развитии страны. Спрос на специалистов высшей квалификации, не просто инженеров и технологов, а профессионалов-управленцев экстра класса, способных адаптироваться к сложным условиям производственно-хозяйственной деятельности непрерывно растет.
Современному обществу все в большей мере требуется специалист менеджерского типа, профессионально эрудированный и целеустремленный, способный быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности и к непрерывному обновлению механизмов хозяйствования и управления.
Проблема формирования таких специалистов решается главным образом в системе высшего образования. Назревшая потребность в адаптации системы высшего образования и способов ее организации к динамичным требованиям экономики, производства и общественной жизни обнаруживает значительные возможности и резервы в совершенствовании образовательных технологий, форм и методов обучения, применяемых в профессиональной подготовке специалиста.
Изменения в материальной и социальной среде, в различных отраслях науки, техники, производства, обусловленные непрерывной сменой поколений оборудования, технологических процессов, требуют адекватного отражения этих изменений прежде всего в системе подготовки профессиональных кадров. Как справедливо отмечают многие исследователи, мы находимся только в начальной фазе определенного переходного периода, в течение которого может произойти переоценка тех или иных факторов в общественном развитии, в рамках которого будут протекать конкурирующие процессы, усложняющие деятельность и анализ системы образования (54, с.23). Однако, уже теперь становится совершенно очевидным, что для того, чтобы образование отвечало задачам нынешнего этапа развития общества, оно не может развиваться и функционировать по вчерашним застывшим канонам. Старая педагогическая парадигма нуждается в кардинальном пересмотре, и в частности, это касается не только ее методологической и концептуальной основы, определяющей пути развития педагогической мысли, но и методов и способов обучения.
Успешно обучать студентов эффективным способам усвоения знаний в современных условиях возможно, как нам представляется, через переход к коллективным и интенсивным способам обучения и, в частности, за счет внедрения в образовательную практику проблемно¬ситуативного обучения и близких по типу организации и воздействия на обучаемого активных методов обучения.
Накопленный многолетний опыт экспериментального преподавания на основе активных методов обучения по специальности “организатор производств основного органического и нефтехимического синтеза” (менеджер) в НХТИ показал, что руководствуясь в своей стратегии методикой обучения в конкретной ситуации, невозможно делать ставку только на один даже самый эффективный способ преподавания, каким является проблемно-ситуативное обучение, успех приходит тогда, когда разумно сочетаются несколько методов в зависимости от целей обучения, имеющихся ресурсов и эффективности конкретного метода с точки зрения поставленных целей и индивидуальных особенностей группы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет утверждать о правомерности постановки темы исследования. Назревшая необходимость в адаптации системы образования и способов ее организации к динамичным требованиям экономики, производства и общественной жизни требует дальнейшего развития и совершенствования образовательных технологий, используемых форм и методов обучения. Отсюда возникает потребность в более полном научном обосновании проблемно¬ситуативного подхода к обучению, поскольку существующие научные разработки по данной теме носят узконаправленный характер и не позволяют моделировать профессиональную подготовку специалиста на интегративной основе.
Цель, поставленная в данной работе - достигнута. Найдено научное обоснование и произведена экспериментальная апробация психолого- педагогических условий реализации проблемно-ситуативного обучения как способа моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе.
На основе теоретического и экспериментального исследования проблемы получены результаты, которые свидетельствуют о новизне и практической значимости работы.
1.0. Установлено, что эффективная подготовка специалиста к профессиональной деятельности достигается за счет внедрения в образовательный процесс проблемно-ситуативного обучения.
При этом отмечается важнейшая роль личностно-деятельностного подхода как основы проблемно-ситуативного обучения, ориентированного на развивающуюся модель профессиональной деятельности.
1.1. Под обучением в конкретной ситуации (КС) понимается деятельность, очерченная учебной ситуацией и нацеленная на усвоение со-держания образования путем исследования, анализа и диагностики реально смоделированной проблемы в таком виде, что основные ее принципы могут вытекать из реальной обстановки.
1.2. Определены цели обучения в конкретной ситуации.
1.3. Установлено, что единицей работы студента и преподавателя в системе проблемно-ситуативных методов обучения является ситуация.
A. Учебная деятельность рассматривается в виде последовательно¬го предъявления конкретных ситуаций, постановке на их основе задач и последующем их разрешении.
B. В системе профессионально-ориентированной подготовки специалиста учебная ситуация представляет собой фрагмент учебно-профессиональной деятельности, отражающей длительный процесс по-этапной подготовки будущего специалиста к созидательной деятельно¬сти вне пределов вуза и призвана воссоздать контуры профессионального труда в специфических условиях учебно-педагогической деятельности.
1.4. Среди наиболее распространенных моделей обучения в КС выделены следующие:
1) критическая, непредвиденная ситуация;
2) прогнозирование последующего этапа;
3) “живая ситуация”;
4) ролевая игра;
5) деловая игра;
6) выделение главного вопроса;
7) выбор действия;
8) оценка ситуации;
9) действие по ситуации.
1.5. Подчиняясь нормам регламентированных действий и нормам поведения участников конкретных событий в КС, студент формируется как специалист и член общества в рамках заданной активности.


1. Агапова О.И., Щвец В.И., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход // Вестник высшей школы. - 1987. - № 12. - С. 28-34.
2. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. - 1994. - № 1. - С. 18-22.
3. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык.- М., 1980. - С. 86-87.
4. Айнштейн В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. образ, в Росссии. - 1993. - № 2. - С. 96-98.
5. Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятель-ностная игра: возможности в области применения // Вест. высш. шк. - 1987.-№7.-С. 30-35.
6. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Просвещение, 1988. - С. 74.
7. Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно- воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Дис... докт. пед. наук. - Казань, 1995. - С. 110.
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети.- М., 1983. - С. 10-12.
9. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.:
Знание, 1972. - 32 с.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1988. - С. 225.
11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань: Издательство Казан, ун-та, 1996. - 567 с.
12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Издательство Казан, ун-та, 1998,- 318 с.
13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980. - 367 с.
14. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы
202

психологии личности. - М., 1974. - С. 122.
15. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. психологии. - 1984,- № 1.- С. 51-57.
16. Балл Г. А. Образование в философском измерении // Педагогика. - 1998.- №8.- С. 115-118.
17. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.- С. 154.
18. Басов М.Я. Избр. психологические труды.- М., 1975. - С. 291.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 424.
20. Бекренев А.Н., Михелькевич В.Н. Интегрированная система много- уровнего высшего образования в России // Высш. образ, в России. - 1995. -№2. -С. 111-121.
21. Бердяев Н.А. Самопознание.- М.: Книга, 1991. - 432 с.
22. Бернштейн Н.А. О построение движений.- М., 1947. - С. 180.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - 190 с.
24. Блонский П.П. Память и мышление. - М.; Л., 1935.- С. 128 -129.
25. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1978. - № 4. - С. 30-34.
26. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классово-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения / Под ред. Л.Н. Ланды.
- М., 1973.- Вып. 2. - С. 251 -252.
27. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис... канд. пед. наук.- М., 1987.
28. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. - С. 360 -364.
29. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994. - С. 4.
30. Вербицский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
203

подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 205 с.
31. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 139 - 142.
32. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / Обзорн информ. НИИВШ.- М., 1986.-Вып. 3. - С. 14.
33. Вилькеев Д.В. Развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся вечерних школ .- Казань, 1961. - 7-14 с.
34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М., 1990. - 11 -284 с.
35. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Учебные конкретные ситуации // Ситуационное обучение менеджменту. Кн. 1. - М.:
ГАУ, 1997. - 148 с.
36. Виханский О.С. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы. - 1997. - № 6.
44-48 с.
37. Выготский Л.С. Речь и мышление // Собр. соч. Т. 2. - С. 231.
38. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. - Казань,
1990. -206 с.
39. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. - М., 1974.- С. 16.
40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.- М., 1996.
41. Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. - Тбилиси, 1975. - С. 15.
42. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе.
- 1985.-№2. -17-24 с.
43. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1997. - С. 150.
44. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт
204

педагогической когитологии. - Л.: Издательство ЛГУ, 1989. - 144 с.
45. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект,- М., 1994.-С. 170- 173.
46. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 97-112.
47. Гладун А.Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образ, в России. - 1994.- № 4. -
С. 21-23.
48. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высш. образ, в России.- 1996.- № 1.- С. 117-121.
49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.-С. 163.
50. Давыдов В.В. Строение учебной деятельности младшего школьника // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С. 76.
51. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку: Обзор зарубежной методической литературы // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 3. - 90 - 92 с.
52. Дистервег А. Из книги “Руководство к образованию немецких учителей” // Хрестоматия по истории педагогики. - Минск, 1971. - С. 221.
53. Додонов Б.И. В мире эмоций.- Киев, 1987. - 41 - 134 с.
54. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высш. шк., 1990. - 188 с.
55 Долженко О. В. На пути к себе // Вест. высш. шк. -1991.- № 1. - С. 3-5.
56. Долженко О.В. Алгоритм стагнации // Alma mater. -1994.- № 1. - С. 9-15.
57. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение,
1991. - 192 с.
58. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
59. Загвязинский В.И. О движущих силах учебного процесса // Советская педагогика. - 1973. - №6.-174 с.

60. Закиров Г.С. Формирование у студентов стремления к само¬образованию // Сб. статей.- Казань : КГПИ, 1976. - С. 157-166.
61. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968. - 176 с.
62. Занков Л.В. Обучение и развитие.- М., 1975. - С. 390.
63. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть И. - М., 1992. - 127 с.
64. Захаров В., Трофимова Т. Научная периодика в учебном процессе // Высш. образ, в России. - 1995. - № 3.- С. 156-157.
65. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1997. - 477 с.
66. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М., 1989. - 222 с.
67. Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высш. образ, в России. - 1995. - № 3. - С. 45 -53.
68. Зорин С.М. Два аспекта технического обеспечения интенсивного обучения иностранным языкам. - В кн.: Активизация учебной деятельности.- М., 1981.
69. Зорин С.М. Организация аудиторного пространства как средство оптимизации учебного пространства. - В кн.: Активизация учебной деятельности.- М., 1981. - С. 91.
70 Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984 - 144 с.
71. Ибрагимов Г.И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (50-90 гг.): Дис... докт. пед. н. - Казань, 1993.
72. Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск., 1988.
73. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986. - С. 1-27.
74. Каган Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высш. образ, в России. - 1996.- № 4.- С. 51-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ