Глава 1. Теоретические основы подготовки организаторов
производства (менеджеров) в техническом вузе 16
1.1. Реализация деятельностного подхода к подготовке менеджеров в техническом вузе 16
1.2. Основные приемы обучения в конкретной ситуации (КС), реализуемые в процессе подготовки менеджеров 27
1.3. Открытый характер дискуссии как фактор активизации учебно-познавательной деятельности в рамках профессионально-ориентированной подготовки в вузе 48
1.4. Бригадный метод как средство реализации интегрированного подхода к обучению в КС 56
1.5. Система профессионально-ориентированной подготовки специалиста на основе интегрирования методов обучения
в КС 64
Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности внедрения системы подготовки по иностранному языку менеджеров на основе интегрирования методов обучения в КС 102
2.1. Организация подготовительного этапа экспериментальной проверки системы подготовки менеджеров по иностранному языку 102
2.2. Описание основных этапов эксперимента 114
2.3. Педагогический мониторинг учебно-профессиональной деятельности 171
2.4.Организация контроля в системе профессиональной
подготовки специалиста 181
Заключение 195
Библиография 202
Приложения 223
Современное общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек постоянно приобретал новые знания, совершенствовал свое профессиональное мастерство, заботился о росте своей квалификации, общей культуры, без чего ему трудно адаптироваться в быстроменяющихся условиях современной жизни. Этой задачей главным образом и занята та область человеческой деятельности, которую называют образованием. Оно (образование) помогает молодому поколению не только познать и критически переработать опыт предыдущих поколений, но и обучить его ориентироваться в нестандартных ситуациях, обладать принципиально новой технологической культурой, быть профессионально и психологически подготовленным к постоянно меняющейся материальной и общественной жизни, а также способствовать формированию активной гражданской позиции личности, стремлению участвовать в управлении делами государства, общества и трудового коллектива.
Российское образование на современном этапе переживает два основных разнонаправленных, противоборствующих процесса. Один внешний по отношению к образовательной системе, подталкивающий ее к обвалу: инвестиционный кризис, снижение уровня финансирования образования. Другой - внутренний, препятствующий этому обвалу: самодвижение, саморазвитие системы образования, рост внутреннего потенциала (136). Преодоление кризисных явлений в обществе и поступательное его развитие, совершенствование и углубление рыночных механизмов в экономике заставляют во многом переоценить роль и значение кадрового потенциала, способного переломить негативные тенденции в социально-экономическом, научно-техническом и производственно-технологическом развитии страны. Спрос на специалистов высшей квалификации, не просто инженеров и технологов, а профессионалов-управленцев экстра класса, способных адаптироваться к сложным условиям производственно-хозяйственной деятельности непрерывно растет.
Современному обществу все в большей мере требуется специалист менеджерского типа, профессионально эрудированный и целеустремленный, способный быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности и к непрерывному обновлению механизмов хозяйствования и управления.
Проблема формирования таких специалистов решается главным образом в системе высшего образования. Назревшая потребность в адаптации системы высшего образования и способов ее организации к динамичным требованиям экономики, производства и общественной жизни обнаруживает значительные возможности и резервы в совершенствовании образовательных технологий, форм и методов обучения, применяемых в профессиональной подготовке специалиста.
Изменения в материальной и социальной среде, в различных отраслях науки, техники, производства, обусловленные непрерывной сменой поколений оборудования, технологических процессов, требуют адекватного отражения этих изменений прежде всего в системе подготовки профессиональных кадров. Как справедливо отмечают многие исследователи, мы находимся только в начальной фазе определенного переходного периода, в течение которого может произойти переоценка тех или иных факторов в общественном развитии, в рамках которого будут протекать конкурирующие процессы, усложняющие деятельность и анализ системы образования (54, с.23). Однако, уже теперь становится совершенно очевидным, что для того, чтобы образование отвечало задачам нынешнего этапа развития общества, оно не может развиваться и функционировать по вчерашним застывшим канонам. Старая педагогическая парадигма нуждается в кардинальном пересмотре, и в частности, это касается не только ее методологической и концептуальной основы, определяющей пути развития педагогической мысли, но и методов и способов обучения.
Успешно обучать студентов эффективным способам усвоения знаний в современных условиях возможно, как нам представляется, через переход к коллективным и интенсивным способам обучения и, в частности, за счет внедрения в образовательную практику проблемно¬ситуативного обучения и близких по типу организации и воздействия на обучаемого активных методов обучения.
Накопленный многолетний опыт экспериментального преподавания на основе активных методов обучения по специальности “организатор производств основного органического и нефтехимического синтеза” (менеджер) в НХТИ показал, что руководствуясь в своей стратегии методикой обучения в конкретной ситуации, невозможно делать ставку только на один даже самый эффективный способ преподавания, каким является проблемно-ситуативное обучение, успех приходит тогда, когда разумно сочетаются несколько методов в зависимости от целей обучения, имеющихся ресурсов и эффективности конкретного метода с точки зрения поставленных целей и индивидуальных особенностей группы.
Проведенное исследование позволяет утверждать о правомерности постановки темы исследования. Назревшая необходимость в адаптации системы образования и способов ее организации к динамичным требованиям экономики, производства и общественной жизни требует дальнейшего развития и совершенствования образовательных технологий, используемых форм и методов обучения. Отсюда возникает потребность в более полном научном обосновании проблемно¬ситуативного подхода к обучению, поскольку существующие научные разработки по данной теме носят узконаправленный характер и не позволяют моделировать профессиональную подготовку специалиста на интегративной основе.
Цель, поставленная в данной работе - достигнута. Найдено научное обоснование и произведена экспериментальная апробация психолого- педагогических условий реализации проблемно-ситуативного обучения как способа моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе.
На основе теоретического и экспериментального исследования проблемы получены результаты, которые свидетельствуют о новизне и практической значимости работы.
1.0. Установлено, что эффективная подготовка специалиста к профессиональной деятельности достигается за счет внедрения в образовательный процесс проблемно-ситуативного обучения.
При этом отмечается важнейшая роль личностно-деятельностного подхода как основы проблемно-ситуативного обучения, ориентированного на развивающуюся модель профессиональной деятельности.
1.1. Под обучением в конкретной ситуации (КС) понимается деятельность, очерченная учебной ситуацией и нацеленная на усвоение со-держания образования путем исследования, анализа и диагностики реально смоделированной проблемы в таком виде, что основные ее принципы могут вытекать из реальной обстановки.
1.2. Определены цели обучения в конкретной ситуации.
1.3. Установлено, что единицей работы студента и преподавателя в системе проблемно-ситуативных методов обучения является ситуация.
A. Учебная деятельность рассматривается в виде последовательно¬го предъявления конкретных ситуаций, постановке на их основе задач и последующем их разрешении.
B. В системе профессионально-ориентированной подготовки специалиста учебная ситуация представляет собой фрагмент учебно-профессиональной деятельности, отражающей длительный процесс по-этапной подготовки будущего специалиста к созидательной деятельно¬сти вне пределов вуза и призвана воссоздать контуры профессионального труда в специфических условиях учебно-педагогической деятельности.
1.4. Среди наиболее распространенных моделей обучения в КС выделены следующие:
1) критическая, непредвиденная ситуация;
2) прогнозирование последующего этапа;
3) “живая ситуация”;
4) ролевая игра;
5) деловая игра;
6) выделение главного вопроса;
7) выбор действия;
8) оценка ситуации;
9) действие по ситуации.
1.5. Подчиняясь нормам регламентированных действий и нормам поведения участников конкретных событий в КС, студент формируется как специалист и член общества в рамках заданной активности.
1. Агапова О.И., Щвец В.И., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход // Вестник высшей школы. - 1987. - № 12. - С. 28-34.
2. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. - 1994. - № 1. - С. 18-22.
3. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык.- М., 1980. - С. 86-87.
4. Айнштейн В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. образ, в Росссии. - 1993. - № 2. - С. 96-98.
5. Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятель-ностная игра: возможности в области применения // Вест. высш. шк. - 1987.-№7.-С. 30-35.
6. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Просвещение, 1988. - С. 74.
7. Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно- воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Дис... докт. пед. наук. - Казань, 1995. - С. 110.
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети.- М., 1983. - С. 10-12.
9. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.:
Знание, 1972. - 32 с.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1988. - С. 225.
11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань: Издательство Казан, ун-та, 1996. - 567 с.
12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Издательство Казан, ун-та, 1998,- 318 с.
13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980. - 367 с.
14. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы
202
психологии личности. - М., 1974. - С. 122.
15. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. психологии. - 1984,- № 1.- С. 51-57.
16. Балл Г. А. Образование в философском измерении // Педагогика. - 1998.- №8.- С. 115-118.
17. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.- С. 154.
18. Басов М.Я. Избр. психологические труды.- М., 1975. - С. 291.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 424.
20. Бекренев А.Н., Михелькевич В.Н. Интегрированная система много- уровнего высшего образования в России // Высш. образ, в России. - 1995. -№2. -С. 111-121.
21. Бердяев Н.А. Самопознание.- М.: Книга, 1991. - 432 с.
22. Бернштейн Н.А. О построение движений.- М., 1947. - С. 180.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - 190 с.
24. Блонский П.П. Память и мышление. - М.; Л., 1935.- С. 128 -129.
25. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1978. - № 4. - С. 30-34.
26. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классово-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения / Под ред. Л.Н. Ланды.
- М., 1973.- Вып. 2. - С. 251 -252.
27. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис... канд. пед. наук.- М., 1987.
28. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. - С. 360 -364.
29. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994. - С. 4.
30. Вербицский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
203
подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 205 с.
31. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 139 - 142.
32. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / Обзорн информ. НИИВШ.- М., 1986.-Вып. 3. - С. 14.
33. Вилькеев Д.В. Развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся вечерних школ .- Казань, 1961. - 7-14 с.
34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М., 1990. - 11 -284 с.
35. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Учебные конкретные ситуации // Ситуационное обучение менеджменту. Кн. 1. - М.:
ГАУ, 1997. - 148 с.
36. Виханский О.С. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы. - 1997. - № 6.
44-48 с.
37. Выготский Л.С. Речь и мышление // Собр. соч. Т. 2. - С. 231.
38. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. - Казань,
1990. -206 с.
39. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. - М., 1974.- С. 16.
40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.- М., 1996.
41. Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. - Тбилиси, 1975. - С. 15.
42. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе.
- 1985.-№2. -17-24 с.
43. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1997. - С. 150.
44. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт
204
педагогической когитологии. - Л.: Издательство ЛГУ, 1989. - 144 с.
45. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект,- М., 1994.-С. 170- 173.
46. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 97-112.
47. Гладун А.Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образ, в России. - 1994.- № 4. -
С. 21-23.
48. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высш. образ, в России.- 1996.- № 1.- С. 117-121.
49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.-С. 163.
50. Давыдов В.В. Строение учебной деятельности младшего школьника // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С. 76.
51. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку: Обзор зарубежной методической литературы // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 3. - 90 - 92 с.
52. Дистервег А. Из книги “Руководство к образованию немецких учителей” // Хрестоматия по истории педагогики. - Минск, 1971. - С. 221.
53. Додонов Б.И. В мире эмоций.- Киев, 1987. - 41 - 134 с.
54. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высш. шк., 1990. - 188 с.
55 Долженко О. В. На пути к себе // Вест. высш. шк. -1991.- № 1. - С. 3-5.
56. Долженко О.В. Алгоритм стагнации // Alma mater. -1994.- № 1. - С. 9-15.
57. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение,
1991. - 192 с.
58. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
59. Загвязинский В.И. О движущих силах учебного процесса // Советская педагогика. - 1973. - №6.-174 с.
60. Закиров Г.С. Формирование у студентов стремления к само¬образованию // Сб. статей.- Казань : КГПИ, 1976. - С. 157-166.
61. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Педагогика, 1968. - 176 с.
62. Занков Л.В. Обучение и развитие.- М., 1975. - С. 390.
63. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть И. - М., 1992. - 127 с.
64. Захаров В., Трофимова Т. Научная периодика в учебном процессе // Высш. образ, в России. - 1995. - № 3.- С. 156-157.
65. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1997. - 477 с.
66. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М., 1989. - 222 с.
67. Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высш. образ, в России. - 1995. - № 3. - С. 45 -53.
68. Зорин С.М. Два аспекта технического обеспечения интенсивного обучения иностранным языкам. - В кн.: Активизация учебной деятельности.- М., 1981.
69. Зорин С.М. Организация аудиторного пространства как средство оптимизации учебного пространства. - В кн.: Активизация учебной деятельности.- М., 1981. - С. 91.
70 Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984 - 144 с.
71. Ибрагимов Г.И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (50-90 гг.): Дис... докт. пед. н. - Казань, 1993.
72. Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск., 1988.
73. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986. - С. 1-27.
74. Каган Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высш. образ, в России. - 1996.- № 4.- С. 51-55.