ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО¬МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 7
1.1 Понятие и сущность учебно-методического комплекса в педагогической
теории и практике 7
1.2 Проблематика разработки и адаптации ЭУМКД в образовании 11
1.3 Понятие, особенности и принципы разработки ЭУМКД по предмету
профессионального цикла 17
2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
РАЗРАБОТКЕ ЭУМКД 29
2.1 Характеристика и общие сведения о системе дистанционного обучения
«Пегас» 29
2.2 Содержание и структура ЭУМКД «Организация подготовки учащихся к
Единому государственному экзамену по физике» 32
3 РАЗМЕЩЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО ЭУМКД В СДО
«ПЕГАС» 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Современные тенденции к развитию образования диктуют создание специальной учебно-методической литературы в электронном виде, которая позволит обучающимся наиболее полно изучить ту или иную дисциплину. Неотъемлемым достоинством такой литературы является то, что она объединяет в себе наиболее лучшие черты традиционных учебников наряду с реализацией данной литературы с помощью современных информационных технологий в сети Интернет. Такой вид литературы позволяет осуществлять и реализовывать самый большой спектр задач, таких как учет индивидуальных особенностей и способностей к обучению у студентов, комфортность в работе за счет удобного оформления такой литературы и многие другие. Несомненно, качество воспитательного и образовательного процесса будет повышаться с повышением уровня специальной литературы, направленной на подготовку квалифицированных специалистов в своей области. Отсюда следует, что электронные учебно-методические комплексы на самых разных стадиях учебного процесса помогают повысить эффективность обучения за счет внедрения принципиально новых методов, средств и форм обучения, реализации комплексного и целостного подхода ко всем компонентам изучаемой дисциплины. Мы считаем, что это позволяет развить творческую активность у студентов не только на лекционных и практических занятиях в стенах учебного заведения, а так же и во внеурочной деятельности. Также методические комплексы позволяют развить у студентов способности к саморегуляции познавательно-учебного процесса, к самостоятельности при подготовке к различным видам аудиторных занятий, активизировать различные области профессиональных и узконаправленных предметных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности.
Электронный учебно-методический комплекс является одной из главных частей образовательных программ, разрабатываемых различными институтами и реализуемых в образовательном процессе. Наличие такого комплекса в образовательной программе говорит о высоком качестве методической работы сотрудников и является наиболее главным показателем аккредитации учебного заведения. Его разработка ведется на основе различных нормативных документов, таких как Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который регулирует различные общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий свобод и прав человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, Государственных образовательных стандартов, регламентирующих правила и нормы подготовки будущих специалистов в рамках средних и высших учебных заведений и других.
Исходя из педагогического опыта, можно сказать, что создание электронного учебно-методического комплекса - задача сложная и трудоемкая. В специальной и научной литературе имеются самые различные подходы к разработке и реализации таких комплексов, однако теоретическая база не полностью удовлетворяет запросы по разработке методических комплексов дисциплин. Именно поэтому в современной педагогической науке проблема формирования учебно-методическим обеспечением современным учебным заведениям предстает наиболее приоритетной.
Таким образом, разработка электронного учебного методического комплекса является наиболее актуальной проблемой в современной педагогике и дидактике, решение которой позволяет оптимизировать и вывести на новый, более качественный уровень весь образовательный процесс, реализуемый в рамках освоения различных образовательных программ в высших учебных и средних специальных учебных заведениях.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике».
Объект выпускной квалификационной работы: дисциплина «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике».
Предмет выпускной квалификационной работы: учебно-методический комплекс дисциплины «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике».
В ходе выполнения данного исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические общепедагогические и дидактические аспекты электронных учебно-методических комплексов;
2. Ознакомиться с научной, технической и методической литературой по цели исследования;
3. Ознакомиться с структурой дистанционного обучения «Пегас», в рамках которой будет реализовываться учебно-методический комплекс дисциплины «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике»;
4. Разработать и внедрить учебно-методический комплекс по дисциплине;
5. Оценить и проверить эффективность разработанного комплекса, выявить его достоинства и недостатки;
6. Проанализировать результаты работы.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Выбор и анализ литературы по цели исследования;
2. Анализ методов и форм реализации учебно-методического комплекса.
Различные авторы в педагогической теории и практике занимались развитием теоретических основ разработки учебно-методических комплексов. К ним относятся Семушина Л. Г, Смирнов И. П, Анисимов А. В, Федоров В. А и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В введении раскрывается актуальность исследования, рассмотрены цели, задачи и методы исследования.
Первая глава раскрывает научно-теоретические основы проектирования методических комплексов, в том числе, и электронных, рассмотрена система дистанционного обучения НИУ «БелГУ» «Пегас».
Во второй главе описывается процесс разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике».
Третий раздел повествует о фактическом подтверждении размещения и использования учебно-методического комплекса в системе «Пегас».
Заключение содержит в себе выводы о проделанной работе, оценка достоинств и недостатков электронного учебно-методического комплекса.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный ЭУМКД соответствует всем требованиям, которые предъявляются методическим комплексам и позволяет наиболее полно и обширно изучить теоретические и практические аспекты дисциплины, позволяющие студентам получить наиболее важные умения и навыки, необходимые им в будущей профессиональной деятельности
Подводя итог проведенной работы, мы можем сказать, что для наиболее эффективно профессиональной подготовки студентов в современных реалиях, перед преподавателями встает вопрос о необходимости разработки и использовании новых средств обучения для студентов.
Учебно-методический комплекс - некоторая совокупность различных учебных, методических и научных документов, которые представляют собой специальный проект образовательного и воспитательного процесса, который в дальнейшем будет реализован на практике. Такой комплекс является открытой и динамической системой.
Системный и деятельностный подход к средствам и методам обучения позволил установить состав разработанного учебного комплекса, а так же раскрыть и показать их внутренние взаимосвязи.
УМКД как средство обучения играет в дидактической и педагогической деятельности немаловажную роль. От уровня развития и разработки такого комплекса зависит эффективность подготовки грамотных профессионалов своего дела.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретико-методические аспекты разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла.
Вторая глава посвящена методическим рекомендациям по разработке и модернизированию учебно-методических комплексов, а так же рассмотрены проблемы их разработки в современных реалиях.
Практическая часть осуществлялась в рамках автоматизированной системе дистанционного обучения «Пегас» Белгородского государственного национального исследовательского университета. На базе данной системы был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс «Организация подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике».
Разработанный учебно-методический комплекс является завершенным проект и полностью готов к использованию как студентами, так и сотрудниками университета.
Проанализировав всю проделанную работу, мы можем сделать вывод, что все поставленные перед нами задачи были решены, а цели полностью достигнуты. Исследование имеет большую практическую значимость и может считаться полностью завершенным.
1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты. -М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 176 с.
2. Алтайцев А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов. - Минск, БГУ, 2011. - 288 с.
3. Андреев А. А. Теория и практика дистанционного обучения в России: Монография. / А. А. Андреев, Ж. Н. Зайцева, С. Л. Лобачев. - М.: МЭСИ, 2003. - 201 с.
4. Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета / Т. Г. Аргунова. - М.: НПЦ «Профессионал», 2010. - 96 с.
5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2014. - 314 с.
6. Батышев С. Я. Прогностическая ориентация профессионального образования. - М.: Педагогика, 2017. - 34 с.
7. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. / В. П. Беспалько. - Воронеж, 2017. - 34 с.
8. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. Пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М.: Высшая школа, 2016. - 144 с.
9. Большой философский справочник. - М.: Эксмо, 2010. - 834 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2010. - 480 с.
11. Геркушенко Г. Г., Дворянкин А. М., Овчинников С. А. Программно-методической комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов. - М.: ВНТИЦ, 2017. - №50200400462. - с. 145¬159.
12. Горнова Н. В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально¬педагогической деятельности / Н. В. Горнова. - Саратов: Сателлит, 2011. - 132 с.
13. Гоноболин Ф. Н. Психология. - М.: Просвещение, 2015. - 431 с.
14. Гребенкина, Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 257 с.
15. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения // Научное издание / Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2016. - 127 с.
16. Джуринский А. Н. Развитие образование в современном мире: учебное пособие. - М.: Владос, 2015. - 245 с.
17. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: 2016. - 174 с.
18. Колмогорова Е. В. Разработка электронных учебных пособий для дистанционного обучения. - Новосибирск, НГПУ, 2014. - 145 с.
19. Красильников И. В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. - М.: «РХТУ», 2011. - 113 с.
20. Кукушин В.С. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин, М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, Г.В. Сучков. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336с.
21. Лепин П. В., Барахтенова Л. А., Крашенников В. В. Методы и средства дистанционного и открытого обучения: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2013. - 246-264 с.
22. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учеб. - метод. пособие. - Мн. РИВШ БГУ, 2015. - 116 с.
23. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 2015. - 264 с.
24. Методические рекомендации по формированию электронного учебного методического комплекса дисциплины (эумкд). - Режим доступа: http://refedu.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-lektronnogo-ucheb.html
25. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2009 - 228 с.
26. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 400с.
27. Попов Д. И., Попова Е. Д. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 48 с.
28. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. - М.: ИИО РАО, 2009. - 378 с.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Челябинск.: Челяб. гос. ун-т, 2012. - 118 с.
30. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Беляев М. И., Вымятин В. М., Григорьев С. Г. и др. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2010. - 86 с.
31. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. / М. Б. Челышкова. - М.: Логос, 2014. - 432 с. Шолохович В. Ф. Информационные технологии обучения. - Информатика и образование. - 2008. - № 2. - с. 5 - 13.