Совершенствование методических подходов регулирования и учёта самозанятых граждан на примере Приморского края
|
Введение 3
1 Теоретические подходы к определению самозанятых
граждан в системе экономических отношений Российской Федерации
1.1 Экономическая сущность и виды неформальной 5 занятости
1.2 Определение роли самозанятых граждан в
системе экономических отношений РФ
1.3 Генезис легализации самозанятых граждан в России
2 Проблемные и нормативные аспекты регулирования деятельности самозанятых граждан на региональном уровне
2.1 Анализ факторов занятости трудоспособного
населения
2.2 Нормативно-правовые инструменты
государственного регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ и Приморском крае
2.3 Проблемные аспекты сотрудничества
организаций с самозанятыми гражданами
3 Совершенствование методических подходов по учету СЗГ
3.1 Документальное оформление сотрудничества
организации и самозанятого гражданина
3.2 Особенности бухгалтерского и налогового учета
при сотрудничестве с самозанятыми гражданами
работник», «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель»
Пути совершенствования налогового администрирования СЗГ
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение А. Определение понятий «фрилансер», «удаленный
Приложение Б. Численность населения России 118
Приложение В. Уровень безработицы в Приморском 119 крае
Приложение Г. Динамика среднемесячной 120
номинальной и реальной начисленной заработной платы
1 Теоретические подходы к определению самозанятых
граждан в системе экономических отношений Российской Федерации
1.1 Экономическая сущность и виды неформальной 5 занятости
1.2 Определение роли самозанятых граждан в
системе экономических отношений РФ
1.3 Генезис легализации самозанятых граждан в России
2 Проблемные и нормативные аспекты регулирования деятельности самозанятых граждан на региональном уровне
2.1 Анализ факторов занятости трудоспособного
населения
2.2 Нормативно-правовые инструменты
государственного регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ и Приморском крае
2.3 Проблемные аспекты сотрудничества
организаций с самозанятыми гражданами
3 Совершенствование методических подходов по учету СЗГ
3.1 Документальное оформление сотрудничества
организации и самозанятого гражданина
3.2 Особенности бухгалтерского и налогового учета
при сотрудничестве с самозанятыми гражданами
работник», «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель»
Пути совершенствования налогового администрирования СЗГ
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение А. Определение понятий «фрилансер», «удаленный
Приложение Б. Численность населения России 118
Приложение В. Уровень безработицы в Приморском 119 крае
Приложение Г. Динамика среднемесячной 120
номинальной и реальной начисленной заработной платы
Так как научный прогресс не стоит на месте и благодаря развитию и распространению интернета по планете и на территории РФ появилась возможность работать, не выходя из дома. Людей, осуществляющих свою деятельность таким способом, называют фрилансеры. Фрилансер — это специалист, который выполняет заказы для одного или нескольких работодателей. При этом заказчику совершенно неважно где, когда, как долго специалист работает, главное — качественно выполненная работа в установленный срок [1].
С 1 января 2019 года в силу вступил закон ФЗ № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход», как можно понять из названия данный закон был принят для того, чтобы вывести из тени граждан, уклоняющихся от налогов. На данный момент проблема с теневым бизнесом в России стоит довольно остро, а именно около 20 % доходов в РФ не подвергаются процедуре налогообложения. Данная ситуация наносит экономике страны в целом серьезный ущерб, который выражается в недополучении существенной доли налогов, за счет которых в дальнейшем происходит финансирование общественно значимых сфер жизни населения [2-3].
И если раньше интерес к этому экспериментальному закону был скорее научного характера, так как изначально зона его действия распространялась на четыре субъекта РФ, то с 1 июня 2020 года территория действия закона расширилась на всю страну.
Целью магистерской диссертации является совершенствование методических подходов регулирования и учёта самозанятых граждан на примере Приморского края.
Исходя из поставленной цели, в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и виды неформальной занятости;
- определить роль самозанятых граждан в системе экономических отношений РФ;
- изучить генезис легализации самозанятых граждан в России;
- проанализировать факторы занятости трудоспособного населения;
- систематизировать нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых граждан на государственном и региональном уровне;
- обозначить проблемные аспекты сотрудничества организаций с самозанятыми гражданами;
- рассмотреть способы документального оформления и постановки на учет самозанятых граждан;
- проанализировать особенности бухгалтерского учета и налогового учета при сотрудничестве с самозанятыми гражданами;
- предложить направления совершенствования налогового администрирования самозанятых граждан.
Объектом исследования является неформальная занятость потенциальных самозанятых граждан в Приморском крае и уже легализовавшиеся самозанятые граждане.
Предметом исследования являются методические подходы регулирования и учета деятельности самозанятых граждан.
Теоретической базой исследования послужили научные исследования и статьи, проведенные по данной теме в последние годы и опубликованные в широком доступе, как российскими учеными, так и зарубежными.
Полученные при этом наиболее существенные научные и практические результаты диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны, заключаются в следующем:
1. Разработана классификация самозанятых граждан, которая базируется на сравнительном анализе и отличительных характеристиках понятий «неформальная занятость», «удаленный работник», «фрилансер» и позволяет дополнить существующие теоретические подходы к пониманию экономической сущности исследуемой дефиниции.
2. Разработаны комплексные методические рекомендации, направленные на совершенствование взаимодействия организации с самозанятыми гражданами, направленные на совершенствование документального оформления, бухгалтерского и налогового учета при работе с СЗГ в рамках конкретных организаций.
3. Предложена методика расчета налоговых вычетов для самозанятых граждан, позволяющая обеспечить данную категорию социальными гарантиями, а также повысить эффективность налогового администрирования РФ.
С 1 января 2019 года в силу вступил закон ФЗ № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход», как можно понять из названия данный закон был принят для того, чтобы вывести из тени граждан, уклоняющихся от налогов. На данный момент проблема с теневым бизнесом в России стоит довольно остро, а именно около 20 % доходов в РФ не подвергаются процедуре налогообложения. Данная ситуация наносит экономике страны в целом серьезный ущерб, который выражается в недополучении существенной доли налогов, за счет которых в дальнейшем происходит финансирование общественно значимых сфер жизни населения [2-3].
И если раньше интерес к этому экспериментальному закону был скорее научного характера, так как изначально зона его действия распространялась на четыре субъекта РФ, то с 1 июня 2020 года территория действия закона расширилась на всю страну.
Целью магистерской диссертации является совершенствование методических подходов регулирования и учёта самозанятых граждан на примере Приморского края.
Исходя из поставленной цели, в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и виды неформальной занятости;
- определить роль самозанятых граждан в системе экономических отношений РФ;
- изучить генезис легализации самозанятых граждан в России;
- проанализировать факторы занятости трудоспособного населения;
- систематизировать нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых граждан на государственном и региональном уровне;
- обозначить проблемные аспекты сотрудничества организаций с самозанятыми гражданами;
- рассмотреть способы документального оформления и постановки на учет самозанятых граждан;
- проанализировать особенности бухгалтерского учета и налогового учета при сотрудничестве с самозанятыми гражданами;
- предложить направления совершенствования налогового администрирования самозанятых граждан.
Объектом исследования является неформальная занятость потенциальных самозанятых граждан в Приморском крае и уже легализовавшиеся самозанятые граждане.
Предметом исследования являются методические подходы регулирования и учета деятельности самозанятых граждан.
Теоретической базой исследования послужили научные исследования и статьи, проведенные по данной теме в последние годы и опубликованные в широком доступе, как российскими учеными, так и зарубежными.
Полученные при этом наиболее существенные научные и практические результаты диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны, заключаются в следующем:
1. Разработана классификация самозанятых граждан, которая базируется на сравнительном анализе и отличительных характеристиках понятий «неформальная занятость», «удаленный работник», «фрилансер» и позволяет дополнить существующие теоретические подходы к пониманию экономической сущности исследуемой дефиниции.
2. Разработаны комплексные методические рекомендации, направленные на совершенствование взаимодействия организации с самозанятыми гражданами, направленные на совершенствование документального оформления, бухгалтерского и налогового учета при работе с СЗГ в рамках конкретных организаций.
3. Предложена методика расчета налоговых вычетов для самозанятых граждан, позволяющая обеспечить данную категорию социальными гарантиями, а также повысить эффективность налогового администрирования РФ.
В результате проведенного исследования были достигнуты поставленные задачи. Методические подходы регулирования и учёта самозанятых граждан на примере Приморского края было рассмотрено как на макроуровне, так и на микроуровне. Рассмотрено понятие неформальной занятости, ее видов и рассмотрена роль СЗГ в системе экономических взаимоотношений в рамках страны. Также был изучен генезис легализации самозанятых граждан в России, благодаря которому, стало возможно рассмотреть причину возникшей проблемы. Для этой же цели анализировались факторы занятости трудоспособного населения. В ходе работы была систематизирована нормативно-правовая база, призванная регулировать деятельность самозанятых граждан на государственном и региональном уровне. В результате данного анализа выяснилось, что отсутствуют методические рекомендации по применению законодательства в области регулирования деятельности СЗГ. В дальнейшем это привело к выявлению проблемных аспектов сотрудничества организаций с самозанятыми гражданами. На основании выявленных проблем был разработан многоуровневый ряд методических рекомендаций, который направлен на совершенствование взаимодействия с СЗГ. Комплекс предложенных мер направлен на совершенствование документального оформления, бухгалтерского и налогового учета при работе с СЗГ в рамках конкретных организаций на микроуровне. На макроуровне предложены направления совершенствования налогового администрирования самозанятых граждан.
У проведенной работы есть большая как теоретическая, так и практическая значимость. Как было описано ранее, удалось разделить понятия «фрилансер», «самозанятый работник» и «удаленный работник», обозначив отличительные признаки, присущие каждой из описанных экономических категорий. Также был проведен сравнительный анализ, призванный выявить сходства и различия между СЗГ, гражданами РФ и индивидуальными предпринимателями. Был проведен анализ недостатков и преимуществ новой формы занятости на рынке труда (самозанятости), как с точки зрения самих СЗГ, так и с позиции работодателя. Практическая значимость представленной работы выражается в разработке комплекса мер, направленного на доработку несовершенства действующего законодательства в области регулирования деятельности СЗГ. Главным образом предложенный комплекс мер направлен на предоставление социальных гарантий и обеспечение более выгодными конкурентными преимуществами легализовавшихся СЗГ, чем те которые есть у неформальных работников. Также было предложено предоставлять налоговые вычеты СЗГ, опираясь на уже успешно применяемый опыт в отношении с предоставлением налоговых вычетов гражданам РФ.
Основные тезисы магистерской диссертации:
- неформальная занятость оказывает исключительно негативное влияние на экономику страны. Это выражается в снижении поступлений налогов в бюджет страны, как следствие, финансирование общественно важных сфер жизни урезается. Помимо этого, ухудшается качество производимых товаров и услуг по причине отсутствия контроля качества и снижается уровень социальной ответственности населения;
- неформальная занятость является следствием негативного трудового климата в стране, который выражается в низком уровне оплаты труда, высоком уровне цен, безработице и т. д. Поэтому борьбу с неформальной занятостью необходимо начинать с устранения причин ее возникновения;
- главное условие борьбы с неформальной занятостью - это предоставление легализованным работникам более выгодных условий по сравнению с неформально занятыми гражданами. Действующие законодательство, призванное регулировать деятельность СЗГ не дает им никаких социальных гарантий и не предоставляет конкурентных преимуществ по сравнению с неформально занятыми работниками;
- в структуре нормативно-правового регулирования деятельности СЗГ отсутствуют методические рекомендации, что приводит к возникновению проблем, связанных с учетом деятельности СЗГ;
- СЗГ может трансформироваться в физическое лицо в случае исчерпания им лимита по доходу (2,4 млн. рублей), в этом случае организация будет вынуждена стать налоговым агентом для такого СЗГ. А если организация не выполнит это обязательство должным образом, то все штрафные санкции понесет работодатель;
- при регулировании деятельности СЗГ предлагается использовать методы, которые уже успешно применяются в отношении граждан РФ и ИП. А именно предлагается предоставлять СЗГ рассчитанные по методике, применяемой для расчета налоговых вычетов у граждан РФ с корректировкой ставки налога;
- для обеспечения социальных гарантий предлагается использовать систему сбора страховых взносов, которая применяется в отношении ИП, либо создать отдельный фонд для СЗГ, который работает по принципу «кассы взаимопомощи».
Положительным моментом в принятии вышеупомянутого закона (№ 422) является, то что на правительственном уровне обратили внимание на проблему неформальной занятости. Однако, принятый закон не защищает социальных прав СЗГ, это отчетливо показала коронавирусная эпидемия. Если бы не было такого масштабного экономического коллапса, то на социальные проблемы отдельных СЗГ (больничные, пенсии, отпуска) не обратили бы внимания.
У проведенной работы есть большая как теоретическая, так и практическая значимость. Как было описано ранее, удалось разделить понятия «фрилансер», «самозанятый работник» и «удаленный работник», обозначив отличительные признаки, присущие каждой из описанных экономических категорий. Также был проведен сравнительный анализ, призванный выявить сходства и различия между СЗГ, гражданами РФ и индивидуальными предпринимателями. Был проведен анализ недостатков и преимуществ новой формы занятости на рынке труда (самозанятости), как с точки зрения самих СЗГ, так и с позиции работодателя. Практическая значимость представленной работы выражается в разработке комплекса мер, направленного на доработку несовершенства действующего законодательства в области регулирования деятельности СЗГ. Главным образом предложенный комплекс мер направлен на предоставление социальных гарантий и обеспечение более выгодными конкурентными преимуществами легализовавшихся СЗГ, чем те которые есть у неформальных работников. Также было предложено предоставлять налоговые вычеты СЗГ, опираясь на уже успешно применяемый опыт в отношении с предоставлением налоговых вычетов гражданам РФ.
Основные тезисы магистерской диссертации:
- неформальная занятость оказывает исключительно негативное влияние на экономику страны. Это выражается в снижении поступлений налогов в бюджет страны, как следствие, финансирование общественно важных сфер жизни урезается. Помимо этого, ухудшается качество производимых товаров и услуг по причине отсутствия контроля качества и снижается уровень социальной ответственности населения;
- неформальная занятость является следствием негативного трудового климата в стране, который выражается в низком уровне оплаты труда, высоком уровне цен, безработице и т. д. Поэтому борьбу с неформальной занятостью необходимо начинать с устранения причин ее возникновения;
- главное условие борьбы с неформальной занятостью - это предоставление легализованным работникам более выгодных условий по сравнению с неформально занятыми гражданами. Действующие законодательство, призванное регулировать деятельность СЗГ не дает им никаких социальных гарантий и не предоставляет конкурентных преимуществ по сравнению с неформально занятыми работниками;
- в структуре нормативно-правового регулирования деятельности СЗГ отсутствуют методические рекомендации, что приводит к возникновению проблем, связанных с учетом деятельности СЗГ;
- СЗГ может трансформироваться в физическое лицо в случае исчерпания им лимита по доходу (2,4 млн. рублей), в этом случае организация будет вынуждена стать налоговым агентом для такого СЗГ. А если организация не выполнит это обязательство должным образом, то все штрафные санкции понесет работодатель;
- при регулировании деятельности СЗГ предлагается использовать методы, которые уже успешно применяются в отношении граждан РФ и ИП. А именно предлагается предоставлять СЗГ рассчитанные по методике, применяемой для расчета налоговых вычетов у граждан РФ с корректировкой ставки налога;
- для обеспечения социальных гарантий предлагается использовать систему сбора страховых взносов, которая применяется в отношении ИП, либо создать отдельный фонд для СЗГ, который работает по принципу «кассы взаимопомощи».
Положительным моментом в принятии вышеупомянутого закона (№ 422) является, то что на правительственном уровне обратили внимание на проблему неформальной занятости. Однако, принятый закон не защищает социальных прав СЗГ, это отчетливо показала коронавирусная эпидемия. Если бы не было такого масштабного экономического коллапса, то на социальные проблемы отдельных СЗГ (больничные, пенсии, отпуска) не обратили бы внимания.



