Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СООТНОШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ

Работа №73697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы
соотношения семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре 9
1.1 Основные теоретические подходы к изучению семьи в зарубежной
и отечественной психологии 9
1.2 Внутрисемейная ролевая структура семьи 16
1.3 Ценности супругов как условие благополучных отношений в
семье 30
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение соотношения семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретации результатов исследования 39
2.3. Рекомендации и тренинговая программа по гармонизации
супружеских отношений 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 84
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 106
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 109
Приложение 4. Программа тренинга

Актуальность проблемы исследования. Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то - только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» допускает возникновение любви («стерпится - слюбится»).
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и разнообразно. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса семейной психологии недостаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки как несамостоятельной и неперспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическое познание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, закономерности психического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно.
Только начиная с конца 60-х и начала 70-х гг. брак и семья стали предметом специального исследования многих дисциплин, в том числе психологии. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов (Овчарова Р.В., Петровский А.П., Юстицкий В.В., Мясищев В.Н., Зайцев В.П.) в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений (Алешина Ю.А., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г.).
В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как при помощи существующей семье, так и при подготовке молодежи к семейной жизни.
Множество тенденций, замеченных психологами в области изучения психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моделей брака и семьи, свидетельствуют об актуальности осмысления места семейной психологии в системе психологического знания (Алешина Ю.А., Дружинин В.Н., Ковалев С.В., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г.).
Семейные ценности - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии.
Семейные ценности оказывают влияние на благополучие супружеских отношений. Они определяют значимость для партнеров сторон семейной жизни. В соответствии со шкалой семейных ценностей в ряду семейных деятельностей на первый план выдвигается та или иная семейная функция - рождение и воспитание детей, организация быта и т.д. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает у человека разочарование в семейной жизни с данным партнером. Рассогласование семейных ценностей у супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни, приводит к конфликтам, неудовлетворенности. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации (Е.С. Калмыкова, Н.Н. Обозов, Е.П. Винивидова).
На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов, так как вероисповедание, семейные национальные, культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека.
Психологическая литература по семейной психотерапии указывает, что отсутствие согласованности семейных ценностей может привести к разводу, несмотря на благополучные отношения в экономическом и сексуальном факторе. В таком случае разводящиеся супруги говорят, что они не сошлись характерами.
Таким образом, запрос практики не удовлетворён до конца имеющимися в современной психологической литературе сведениями о согласованности ценностей и ролей супругов, а так же о влиянии данной согласованности на гармонию в супружеских отношениях.
Исходя из этого, мы сформулировали проблему нашего исследования: каково соотношение семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре?
Объектом данной работы являются супружеские отношения.
Предметом - соотношение семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
Цель - изучить соотношение семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
Гипотеза исследования: у супругов с согласованными семейными ценностями доминируют такие ценности как самостоятельность, универсализм, безопасность и ролевые установки, направленные на организацию развлечений в семье, значимость роли хозяина/хозяйки, а у супругов с несогласованными семейными ценностями доминируют такие ценности как достижения, гедонизм, власть и ролевые установки, направленные на создание эмоционального климата в семье и организацию семейной субкультуры.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению психологии семьи, понятий «семья» и «брак»;
2. Рассмотреть представления о семейных ролях, функциях и ценностях в браке;
3. Изучить особенности распределения ролей и функций в семье;
4. Изучить семейные ценности супругов;
5. Выявить соотношение ролевых установок и семейных ценностей супругов, с учетом стажа, этапов супружеской жизни и гендерных характеристик супругов;
6. Выделить различия в ролевых позициях супругов с разными семейными ценностями;
7. Разработать рекомендации семейным парам по гармонизации супружеских отношений;
8. Разработать тренинговую программу для работы с семейными парами, направленную на повышение согласованности семейных ценностей и ролевых установок.
Теоретической основой нашей работы являются теории следующих авторов: Э. Фромм, З. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, К. Роджерс, Р. Мей, Б.Г. Херсонского, Г.С. Васильченко, В.В. Столина и др.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (чтобы установить различия в ролевых установках и семейных ценностях мы использовали U-критерий Манна - Уитни, а для установления связи между ролевыми установками и ценностями - коэффициент корреляции Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
Методики исследования:
1. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (РОП) А.Н. Волкова. Методика позволяет сделать сравнительный анализ семейных ценностей мужа и жены.
2. Опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина. Данный опросник предназначен для исследования ролевой структуры семьи.
3. Ценностный опросник Шалома Шварца. Методика предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренинговой программы, направленной на повышение согласованности семейных ценностей и ролевых установок, психологами работающими с семьями.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь», в котором приняли участие супружеские пары, семейный стаж которых от 3 до 15 лет. Общее количество испытуемых 60 человек (30 супружеских пар).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 83 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей исследовательской работы стало изучение соотношения семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
В первой главе, целью которой стал анализ психологической литературы по проблеме исследования, мы проанализировали основные теоретические подходы к изучению психологии семьи, понятий «семья» и «брак»; рассмотрели представления о семейных ролях, функциях и ценностях в браке.
Во второй главе мы изучили особенности распределения ролей и функций в семье и получили следующие результаты: женщины берут на себя роль хозяйки (8,43), воспитания детей (8,37), организацию эмоционального климата в семье (8,57), а мужчины реализуют себя в роли родителя (9,53), организатора семейной субкультуры (7,93) и в роли «психотерапевта»(7,57).
Далее мы изучили семейные ценности супругов. Мы можем отметить, что у женщин являются ведущими следующие ценности: универсализм (33,60), самостоятельность (20,33), безопасность (19,87), традиции (19,40) и доброта (17,93). У мужчин картина несколько иная. Мы можем выделить следующие ведущие ценности: универсализм (26,17), самостоятельность (26,10), достижения (20,53), безопасность (20,43) и власть (16,80).
Таким образом, мы видим, что общими для мужчин и для женщин среди доминирующих являются ценности универсализма, самостоятельности и безопасности. И отличительными особенностями являются выбранные мужчинами ценности доминирования и личного успеха, и у женщин в отличии от мужчин ценности традиций и благополучия окружающих людей.
Следующим этапом нашего исследования являлось выявить соотношение ролевых установок и семейных ценностей супругов.
С помощью коэффициента корреляции Спирмена нами было выявлено, что супруги - мужчины с ролевой установкой на воспитание детей и роль хозяина ориентированы на такие ценности как доброжелательность, благополучие близких и социума в целом, уважение традиций; у супругов - мужчин с ролевой установкой на эмоциональный климат в семье доминируют ценности самостоятельности, безопасности и конформности; супруги - женщины с ролевой установкой на эмоциональный климат в семье ориентированы на самостоятельность, достижения, доброту и безопасность; у супруг - женщин с доминированием установки на роль хозяйки наиболее выражены такие ценности как доброта и универсализм; супруги - женщины с ролевой установкой на организацию развлечений обладают такими приоритетными ценностями как стимуляция и власть.
Помимо этого мы выявили, что у супругов в стаже от 0 до 5 лет количество согласованных пар составляет 60 %, несогласованных - 40 %. У супругов с семейным стажем от 5 до 10 лет и свыше 10 лет показатели такие: 70 % с согласованными ценностями и 30 % несогласованными ценностями.
Полученные нами данные, позволяют сделать вывод о том, что у супругов с согласованными семейными ценностями доминируют такие ценностные ориентации, как самостоятельность (23,1), универсализм (30,6) и безопасность (19,9), а у супругов с несогласованными семейными приоритетными являются такие ценностные ориентации, как достижение (23,35), гедонизм (19,2) и власть (20,35).
Для супругов с согласованными семейными ценностями в большей степени присущи такие ролевые установки, как воспитание детей (8,9), организация развлечений в семье (8,2) и роль хозяина/хозяйки (8,2). А для супругов с несогласованными семейными ценностями в большей степени характерны такие ролевые установки, как воспитание детей (9), организация эмоционального климата в семье (8,4) и организация семейной субкультуры (7,55). Несмотря на то, что у супругов есть рассогласования в ценностных ориентациях, роль родителей для них очень важна.
С целью выявления различий в ролевых установках супругов с согласованными и несогласованными семейными ценностями нами был применен непараметрический статистический метод для независимых выборок - U-критерий Манна-Уитни. В результате по изучаемым показателям у супругов с согласованными и несогласованными семейными ценностями были обнаружены статистически значимые различия в ролевых установках на высоком уровне значимости p<0,01: «материальное обеспечение семьи Ж.», иэмп=62,5, «организация развлечений М.», на достоверном уровне значимости р<0,05: иэмп=56,5 «материальное обеспечение семьи М.», иэмп=46,5 «сексуальный партнер Ж.». У супругов с согласованными и несогласованными семейными ценностями наблюдаются различия в принятии роли ответственного за материальное обеспечение семьи, в организации развлечений семьи со стороны мужчины и в роли сексуального партнера со стороны женщины. Но важно отметить, что только роль организатора семейного досуга является ведущей у супругов с согласованными ценностями, а остальные роли не являются главными ни у супругов с согласованными ценностями, ни у супругов с несогласованными ценностями.
Также, мы обнаружили общую тенденцию в предпочтении ролевой установки направленной на воспитание детей и у супругов с согласованными и у супругов с несогласованными семейными ценностями. Данный факт подтверждает все имеющиеся исследования в психологии семьи, что российская семья - детоцентристская семья.
По окончании исследования нами были разработаны рекомендации семейным парам по гармонизации супружеских отношений, а также составлена тренинговая программа для работы с семейными парами направленная на повышение согласованности семейных ценностей и ролевых установок «Супружеская гармония».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования тренинговой программы, направленной на повышение согласованности семейных ценностей и ролевых установок, психологами работающими с семьями.
Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с рассмотрением согласованности семейных ролей и ценностей в контексте семейной коммуникации, так как межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития личности супругов.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.



1. Аксенова, Л. В. Семейная энциклопедия. Психологические тесты [Текст] / Л.В. Аксенова. - Донецк: Кредо, 2007. - 526 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. - Изд. 2-е. - Москва : Класс, 2005. - 204 с.
3. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и по спец. Психологии [Текст] / Т.В. Андреева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 384 с.
4. Ахременко, И. Н. Основы психологического консультирования: учебно-метод. комплекс для студ., обучающихся по спец. «Психология» [Текст] / И.Н. Ахременко. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 296 с.
5. Берг-Кросс, Л. Терапия супружеских пар [Текст] / Л. Берг-Кросс; пер. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. - Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. -528 с.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб: Питер, 2006. - 432 с.
7. Бэндлер, Р. Семейная терапия и НЛП [Текст] / Р. Бэндлер; пер. с англ. Ю. С. Уокер. - М.; СПб.: Ин-т общегуманитарных исследований; Университетская книга, 2000. - 160 с.
8. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс [Текст] / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. В 3-х ч. [Текст] / А. Л. Венгер.- М., 2007.
10. Винивидова, Е.П. Структура семейных ценностей молодых супругов [Текст] / Е.П. Винивидова // Интеграция образования. - 2008, - №2. - С.97-101.
11. Волочков, А.А., Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности [Текст] /А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Вопросы психологии, 2004. - № 2. - С. 17-33.
12. Галустова, О.В. Психологическое консультирование: Курс лекций [Текст] / О.В, Галустова. - М., 2006.
13. Глэддинг, С. Психологическое консультирование [Текст] / С. Гледдинг; пер. с англ. А.Можаев. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
14. Гозман, Л.Я. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре [Текст] / Л.Я, Гозман, Ю.А. Алешина //Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: Изд- во МГУ, 1987. - 247 с.
15. Грюнвальд, Б. Б. Консультирование семьи: практ. руководство [Текст] / Б.Б. Грюнвальд; пер. с англ. И. Ю. Хамитовой. - Москва: Когито- Центр, 2004. - 414 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология семьи. - 3-е изд., испр. и доп.[Текст] / В. Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 208 с.
17. Елизаров, А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. психологии. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.Н. Елизаров. - Москва: Ось-89, 2005. - 352 с.
18. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц.работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2006. - 246 с.
19. Иванова, Л.К. Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи [Текст] / Л.К. Иванова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №7. - С. 159-160.
20. Кабакова, М.П. Прикладные аспекты проблемы стабилизации супружеских отношений [Текст] / М.П. Кабакова // Вестник НАПК. -2005. - № 1. - С. 26-32.
21. Кабакова, М.П. Психология семьи и брака: проблемы её развития в психологической науке Казахстана [Текст] / М.П. Кабакова // Вестник НАПК. - 2005. - № 2. - С. 16-31.
22. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. Психологии [Текст] / О.А. Карабанова. - Москва: Гардарики,2005.- 320 с.
23. Крыжановская, Л. М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст]/ Л.М. Крыжановская. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. -194 с.
24. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб. пособие [Текст] / Т.Л. Крюкова. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 240 с.
25. Лидерс ,А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии [Текст] / А. Г. Лидерс. - Москва: Академия, 2006. - 431 с.
26. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Н.Д. Линде. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 255 с.
27. Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: Краткий курс лекций [Текст] / Е.М. Лысенко. - М., 2006.
28. Лысюк, Л. Г. Основы психологического консультирования: учеб. пособие для студ. спец. «Психология» и «Дошкольное образование» учреждений, обеспеч. получение высш. образования / М-во образования РБ, УО «Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина» [Текст] / А.Г. Лысюк. - Брест: Изд-во БрГУ, 2005. - 148 с.
29. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / АПСН.
Моск. психолого-соц. ин-т. [Текст] / Г. Навайтис. -М.; Воронеж:
Московский психолого-соц.ин-т; МОДЭК, 1999. - 224 с.
30. Никольская, И. М. Семейная социограмма в психологическом консультировании: учеб. пособие для врачей и психологов [Текст] / И.М. Никольская. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 223 с.
31. Носикова, Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности [Текст] / Н.В. Носикова // Российский психологический журнал. - 2015. - №3. - С. 89-103.
32. Овчарова, Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии [Текст] / Р.В. Овчарова. - Москва: Академия, 2005. - 363 с.
33. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. -2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - 352 с.
34. Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория и практика [Текст] / Н. И. Олифирович. - Минск: Тесей, 2005. - 261 с.
35. Основы психологического консультирования: учебно-метод. комплекс [Текст]/ авт.-сост. А.А. Стреленко; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Каф. психологии и коррекционной работы. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. - 103 с.
36. Пожарский, С.Д. Акмеологический подход к изучению семьи [Текст] / С.Д. Пожарский, Е.А. Юмкина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Психология развития. - 2014. - №2. - С. 145-150.
37. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу [Текст]/ О.Г. Прохорова/ Под общей редакцией Торохтий В.С. - Москва, 2005. - 398 с.
38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]
/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова и др. -М.: Издательство центр «Академия», 2002.
39. Психология семьи: Сборник статей [Текст] / Сост. Т. П. Гаврилова. - М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. - 165 с.
40. Психология семьи: хрестоматия: [учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики] [Текст]/ ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Москва: БАХРАХ-М, 2007. - 749 с.
41. Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия [Текст] / Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 736 с.
42. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. на фак. педагогики, психологии и соц. работы / Московский гос. соц. ун-т; [Текст] / Под ред. Е.Г.Силяевой. - М.: Академия, 2002, 2005. - 191 с.
43. Психология семейных отношений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. О. А. Шаграевой и А. М. Сергеева. - Москва: Академия, 2008. - 360 с.
44. Психологическая помощь семьям: учебно-методический комплекс [Текст] / авт.-сост. Е. В. Шкетик; в авторской ред.; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П. М. Машерова», каф. прикладной психологии. - Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. - 87 с.
45. Решетов, П.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник [Текст] / П.А. Решетов. - М.: РосНОУ, 2006. - 55с.
46. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы [Текст] / К. Роджерс; перевод с английского. - М., 2008.
47. Румянцева, Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учебное пособие [Текст] / Т.В. Румянцева. - Санкт- Петербург: Речь, 2006. - 170 с.
48. Седраклян, С.А. Ролевые конфликты в семье: сущность и пути преодоления [Текст] / С.А. Седраклян // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015 - №4. - С. 55-59.
49. Семейная психотерапия: Хрестоматия [Текст] / Сост. Э.Г. Эйдемиллер и др. - СПб: Речь, 2007.
50. Системная семейная психотерапия [Текст] / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
51. Системная семейная терапия: Классика и современность / сост. и науч. ред. А. В. Черников. - Москва: Класс, 2005. - 392 с.
52. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений [Текст] / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. - Мозырь: Содействие,2006.- 196 с.
53. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия: в 2 ч.: учебно-метод. пособие [Текст] / сост. Л. Б. Шнейдер; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн]; РАО, Московский психолого-соц. ин-т. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 712 с.
54. Социология семьи: Учебник [Текст]/ под ред. Проф. А.И. Антонова. - М.: ИНФРА-М., 2005.
55. Целуйко, В.М. Психология современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. -М., 2006.
56. Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство [Текст] / Р. Шерман; пер. с англ. А. З. Шапиро. - М.: Класс, 1997. - 336 с.
57. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии: учеб.-метод. пособие / РАО; Московский психолого-социальный ин-т [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 349 с.
58. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие / Российская академия образования; Московский психолого-соц. ин-т [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2003. - 927 с.
59. Шнейдер, Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: учеб. пособие [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Ось-89, 2003. - 272 с.
60. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 735 с.
61. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи.- 3-е изд [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ