ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов 6
1.1. Содержание и характеристика понятий «универсальные учебные действия»,
«познавательные универсальные учебные действия» 6
1.2. Педагогические условия формирования познавательных универсальных
учебных действий у учащихся начальных классов 13
1.3. Аспекты реализации исследовательской деятельности в курсе окружающий
мир в начальной школе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательных УУД у учащихся 3 класса средствами предмета «Окружающий мир» 31
2.1. Определение начального уровня сформированности познавательных УУД у
учащихся третьего класса 31
2.2. Внедрение педагогических условий реализации исследовательской
деятельности в процесс формирования познавательных УУД на уроках «Окружающий мир» в 3 классе 39
2.3. Анализ результативности педагогического эксперимента 52
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. Современная Российская система начального образования строится на парадигме системно-деятельностного подхода. Ученик становится активным участником системы образования. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; находить наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Все вышеперечисленные действия, которыми должен овладеть ученик начальной школы относятся к познавательным универсальным учебным действиям (далее по тексту - УУД, Р.Б.).
На сегодняшний день ученики самостоятельно стремятся осмысливать не только содержание образовательной программы, а также и способы организации сотрудничества со сверстниками, дети все больше стремятся оценивать собственные действия. Это важное условием для формирования познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника. Исследовательской деятельности сегодня отведено ведущее место в школах среди множества методов обучения, так как именно исследовательская деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Школьник учится самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения [5, с.6]. Особенно актуально использование исследовательских методов, в курсе предмета «Окружающий мир».
Основными достоинствами исследовательской деятельности можно выделить следующие: высокая степень самостоятельности, инициативность учащихся и их регулятивной деятельности; в процессе групповых взаимодействий развитие социальных навыков школьников; приобретение опыта познавательной деятельности.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [3], Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Проблема исследования: заключается в выявленном противоречии между необходимостью формировать познавательные УУД у детей младшего школьного возраста и недостаточной проработанностью вопроса в области средств, форм и методов формирования УУД в условиях основной общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников 3 класса.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, в курсе предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически выявить эффективность исследовательской деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и разработать и опробовать программу кружка «Я - Исследователь».
Гипотеза исследования: исследовательская деятельность будет способствовать эффективному формированию познавательных УУД, если учитель:
1. предлагает задания для включения учащихся в самостоятельный поиск решения проблемы;
2. использует во внеурочной деятельности формы коллективной работы;
3. применяет информационно-коммуникационные технологии для организации исследовательской деятельности учащихся.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу и выявить сущность исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. раскрыть содержание понятий «исследовательская деятельность», «универсальные учебные действия» и «познавательные универсальные учебные действия»;
3. изучить технологию работы по организации исследования в начальной школе;
4. выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на начальном и заключительном этапах работы;
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение и анализ школьной документации; практические - диагностические задания, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Барано-Оренбургская СОШ Пограничного МР» 3 «А» и 3 «Б» классы.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современная Российская система начального образования строится на парадигме системно-деятельностного подхода. Ученик становится активным участником системы образования. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск необходимой информации, осмыслять тексты; находить эффективные способы решения задач. На сегодняшний день у учеников растет стремление самостоятельно осмысливать не только содержание образовательной программы, но также и способы организации сотрудничества со сверстниками, дети все больше хотят оценивать собственные действия. Все это является важным условием формирования познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника. Исследовательской деятельности сегодня отведено ведущее место в обновляющихся школах среди множества методов обучения, так как именно исследовательская деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Особенно актуально использование исследовательских методов в курсе предмета «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. Сделав анализ научной литературы по проблеме исследования, было установлено, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия это один из видов УУД.
Группа познавательных УУД включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.
Наиболее благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, создаются в младшем школьном возрасте, так как их основу составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Так же, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования познавательных универсальных учебных действий.
Анализ проблемы исследования показал, что исследовательская деятельность выступает как одно из средств развития познавательных универсальных учебных действий.
Опытно-экспериментальная работа проводилось в период с сентября 2017 года по май 2018 года. Она состояла из трех этапов:
1 этап - констатирующий эксперимент - выполнена диагностика уровня сформированности познавательных УУД;
2 этап - формирующий эксперимент - развитие познавательных универсальных учебных действий посредством исследовательской деятельности;
3 этап - контрольный эксперимент - произведена повторная диагностика уровня сформированности познавательных УУД.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Барано - Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального района». В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что познавательные УУД сформированы у младших школьников недостаточно: учащиеся затрудняются самостоятельно формулировать цели, искать необходимую информации, допускают ошибки при установлении логических связей, а сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.
На следующем этапе опытно-экспериментального исследования проводилась работа по развитию познавательных универсальных учебных действий посредством исследовательской деятельности.
На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании познавательных универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Младшие школьники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.
Таким образом, выдвинутая гипотеза: исследовательская деятельность будет способствовать эффективному формированию познавательных УУД, если учитель:
1. предлагает задания для включения учащихся в самостоятельный поиск решения проблемы;
2. использует во внеурочной деятельности формы коллективной работы;
3. применяет информационно-коммуникационные технологии для организации исследовательской деятельности учащихся - доказана.
Цель работы достигнута, задачи исследования выполнены.
Методика организации кружка «Я - Исследователь» может использоваться учителями начальной школы во внеурочной деятельности, для формирования познавательных УУД.
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания
естествознания в начальной школе. - М.: Издательский центр «Владос», 2007.
2. Алексеева, Л.Л., Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 г.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
4. Бардин, К.В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе. - М.: Просвещение, 1973.- 203 с.
5. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. - №2. - 76 с.
6. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. - М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007
7. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М., 2014.-460 с.
8. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. Асмолова, А.Г. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Под ред. Давыдова, В.В. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
10. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2013. - 321с.
11. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. [Текст] /А.И. Зимняя, Е.А. Шашенкова; - Ижевск, 2001. - 103 с.
12. Зиновьева, Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
13. Истомин, П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1987.- 96 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Academia, 2005. - 173 с.
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.Акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
16. Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок, Е.В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
17. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.
- № 2. - С. 3-6.
18. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003.
- 96с.
19. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974
20. Обухов, А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. 18-23 с.
21. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт. -сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
22. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009.
23. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова [Текст]/Г.И. Осипова; - Волгоград: Учитель, 2007.
24. Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных
действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый, 2011- 113-116 с. - URL
https://moluch.ru/conf7ped/archive/20/1456/
25. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. 29-42 с.
26. Потанина, В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - Потанина, В.Я. М.: Академия, 2009 - 12с.
27. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
28. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
29. Савенков, А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
30. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков, А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
31. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М.: «Сентябрь», 2003. - С.204
32. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков, А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
33. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. 22-32 с.
34. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.- 2006. - №2. 45-49 с.
35. Семенова, Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] / Н.А. Семенов //Материалы международной научно¬практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск, 2003.- 188-191с.
36. Синенко, В.Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие / Синенко, В.Я. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008.
37. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №1.34 - 38 с.
38. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение,1988. - 175 с.
39. Усова, А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение. 2009.
41. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000 .29 с.
42. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам 1-4 класс. М.: Академкнига / Учебник, 2012.
43. Шумакова, Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.