Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №73628

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА 8
1.1. Исследование творческого воображения в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Особенности творческого воображения у детей среднего
школьного возраста 19
1.3. Цвет и особенности восприятия цветовых качеств изображаемых
предметов в процессе живописного изображения 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА 36
2.1. Анализ педагогического процесса развития представлений о
цветовых закономерностях у учащихся среднего школьного возраста 36
2.2. Методические особенности развития творческого воображения
учащихся среднего школьного возраста на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цвета 52
ГЛАВА 3. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 71
3.1. Обоснование выбора темы творческой части выпускной
квалификационной работы 71
3.2. Формирование основной идеи и последовательность выполнения
панно 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Актуальность работы. Современный этап развития нашего общества предлагает определенные тенденции в развитии образования. Поэтому в нашем современном мире существует необходимость быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. В связи с этим, активно повышается интерес к вопросам воспитания творческой, креативно мыслящей личности, способной нетрадиционно и качественно решать поставленные задачи. Таким образом, возникает необходимость в изучении становления и развития творческих процессов, а также путей их оптимизации.
Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показывает, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой и постоянно сопровождают деятельность человека на различных этапах его жизни. Наиболее значимым выявление специфики творческого воображения становится при изучении среднего школьного возраста.
Воображение является одним из главных психологических свойств человека. Вспомним, если в недалеком прошлом, когда было довольно-таки мало наглядного материала и не было интернета, где можно увидеть любую интересующую картинку, детей учили воображать, представлять. А сейчас, при наличии огромного количества наглядного материала, дети, можно сказать, разучились воображать, потому что любую картинку можно свободно найти. Поэтому и современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) говорят о том, что нужно развивать личность свободную, творческую и инициативную. А развивать творческую личность невозможно, если не будут развиты психологические процессы, особенно воображение.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов, которые были восприняты и переработаны из предыдущего опыта. О чём указано и в ФГОСах, что в обучении детей должна осуществляться преемственность. Слабое воображение приводит к затруднениям в решении творческих задач, формировании образов, каких-либо идей. Одним из важных направлений в развитии воображения являются ассоциации, возникающие при психофизиологическом воздействии различных цветов на человека.
Наиболее успешно развитие творческого воображения осуществляется на занятиях изобразительного искусства, где дети знакомятся с одним из признаков предмета - цветом. Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих развития личности. В настоящее время цвет изучают, казалось бы, абсолютно разные науки, такие как психология, физика, биология и они рассматривают цвет с интересующей их стороны. Следовательно, единство учений и знаний этих наук, дают нам новую науку - цветоведение. Исследования в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия доказывают, что уровень цветовой культуры человека оказывает влияние на развитие культуры общества в целом, служит своего рода критерием оценки состояния общества, уровня его духовного, нравственного и технологического развития. Поэтому, развитие у учащихся цветовосприятия становится не менее важной задачей, чем развитие других способностей.
Степень изученности проблемы.Проблемы восприятия цвета детьми в процессе рисования рассматривались многими авторами, однако большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках дошкольного и младшего школьного возрастов. И практически нет исследований формирования цветовосприятия учащихся среднего школьного возраста. Для учащихся данного возраста недостаточно разработана и методика, позволяющая грамотно и основательно освоить детьми основные принципы науки цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Вопросу изучения творческого воображения в зарубежной литературе посвящены работы Л. Э. Голосовкера, З. Фрейда, К. В. Тэйлора,
Е.П.Торренса, Л. М. Веккер и др.
В отечественной литературе творческое воображение изучали такие выдающиеся педагоги - психологи, как В.С.Кузин, Н.Ю.Венгер, Л.С.Выготский, О.А.Григорьева, В.В.Давыдов, И.А.Домашенко,
О.М.Дьяченко, С.Г.Королева, А.В.Петровский, Д.В.Эльконин и др.
В трудах В.С.Кузина отмечается, что воображение характерно только для человека и является важным моментом практической деятельности, в нашем случае художественной. В работах М. В. Гамезо и И. А. Домашенко воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся в создании новых образов посредством переработки информации, полученной в предшествующем опыте. В трудах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н.Н.Поддъякова, О.М. Дьяченко и др. отмечается, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов. Также рассмотрены методики обучения основам изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения, таких авторов, как Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова, и др.
Поэтому, на данный момент существует достаточное количество разработанного материала, связанного с развитием воображения посредством использования цвета, но большинство этих работ посвящены дошкольному возрасту. Для обучающихся средних общеобразовательных учреждений практически нет методик, позволяющих развивать воображение, используя цвет, на уроках изобразительного искусства.
Несмотря на длительность изучения, актуальность выявления условий формирования творческого воображения, на разных этапах возрастного развития, не теряет своей силы. В каждом возрастном периоде воображение имеет свои особенности развития и влияния на развитие и становление личности.
Цель работы заключается в разработке методического комплекса занятий, который обеспечит развитие творческого воображения учащихся среднего школьного возраста на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цвета.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения учащихся на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цвета.
Предмет исследования: методы и приемы развития представления о цветовых закономерностях у учащихся среднего школьного возраста на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Гипотеза исследования заключается в предположении того, что специально организованная работа на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цветабудет обладать большим потенциалом для развития творческого воображения у учащихся, если:
1. на занятиях будет учитываться уровень возрастных возможностей детей и индивидуальные возможности восприятия цветовых закономерностей изображения в области решения творческой задачи;
2. будут соблюдены дидактические принципы, способствующие
успешному усвоению материала (доступность, преемственность, последовательность, систематичность);
3. в процессе практических занятий педагогом будет поощряться творчество детей, желание сделать что-то по воображению, представлению.
Задачи работы:
• провести анализ исследования творческого воображения и теории цветоведения в психолого-педагогической литературе;
• выявить особенности творческого воображения у детей среднего школьного возраста;
• раскрыть потенциал изобразительной деятельности как способа развития творческого воображения;
• проанализировать возможности развития творческого воображения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цвета;
• разработать систему занятий по изобразительному искусству, направленных на усвоение учащимися среднего школьного возраста основных цветовых закономерностей изображения;
• провести экспериментальное исследование уровня развития творческого воображения детей среднего школьного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ истории развития цветовосприятия и значения цвета в деятельности человека; педагогическое наблюдение за учебным процессом;педагогический эксперимент.
Этапы проведения исследования:
• на первом этапе (октябрь 2016 года) осуществлялось изучение,
анализ теоретических и методологических источников по
проблеме исследования; был проведен констатирующий
эксперимент, выявляющий уровень развития творческого воображения и разработка методов обучения, направленных на развитие творческого воображения посредством использования цвета у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы;
• на втором этапе (январь 2017 года) проведен формирующий эксперимент; подведены итоги педагогического исследования, проведена систематизация выводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, анализ психолого-педагогических исследований по теме работы показывает, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой и постоянно сопровождают деятельность человека на различных этапах его жизни. Наиболее значимым выявление специфики творческого воображения становится при изучении подросткового возраста.
Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Творческое воображение представляет собой один из видов воображения, позволяющий человеку самостоятельно создавать новые идеи, которые представляют определенную ценность для других людей или общества в целом и воплощаются в конкретные продукты деятельности. Творческое воображение является основой творческой деятельности человека. Являясь необходимым элементом любой творческой деятельности, воображение играет особую роль в жизни ребенка младшего подросткового возраста. Именно благодаря воображению дети в процессе своего развития могут придумывать что-то оригинальное, совершенствовать и создавать различные образы и модели.
Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса - его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-личностное
общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.
Развитие творческого воображения в период младшего подросткового возраста имеет особенности, связанные с развитием психических процессов и изменении поведения, которые нужно учитывать. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения могут быть созданы в системе внеклассного образования, которая обеспечивает активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения, создание ситуации успеха.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для формирования творческого воображения учащихся. Рисуя, дети смело передают свое отношение ко всему увиденному, опираясь на воображение, фантазию, и зрительную память.
Можно предложить несколько рекомендаций по развитию творческого воображения школьников в изобразительной деятельности: необходимо расширять сенсорный опыт детей; при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности; развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск; обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей; наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление; развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства; предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы; способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Развитие чувства цвета у детей является важной и актуальной задачей занятий по рисованию. Решение этой задачи подготавливает их к осмысленному восприятию цвета в живописи. Дети познают, что цвет - это средство решения образа в рисунке, одно из ведущих средств выразительности. Цвет раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины.
Развитие цветовосприятия обогащает воображение, позволяет выразить через цвет отношение автора к изображаемому, т.е. способствует воспитанию нравственной личности.
Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.
Нами было проведено экспериментальное исследование развития творческого воображения учащихся на внеклассных занятиях по изобразительному искусству посредством использования цвета. Исследование было проведено на базе МОУ «Разуменская СОШ № 2 Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 20 детей, учащиеся 5-6 классов, из них составили: 10 человек, посещающие изостудию «Радуга» - экспериментальную группу (ЭГ); 10
человек, не посещающие кружок - контрольную группу (КГ).Возраст участников эксперимента 10-13 лет.
Исследование провоилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста, для чего использовался тест Е.Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, а также беседы и наблюдения.
Результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста. Большинство детей экспериментальной и контрольной групп имеют средний и низкий уровни развития воображения, а так же высокий уровень стереотипности. Полученные результаты говорили о необходимости проведения формирующего этапаэксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, основываясь на идеи программы С. А. Золочевского, была разработана и реализована экспериментальная программа по развитию творческого воображения посредством использования цвета. Цель нашей программы - развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи. По программе занятия проводились 2 раза в неделю по 2 часа.
По окончании формирующего этапа было проведено контрольное диагностирование, целью которого было определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования, по развитию творческого воображения обучающихся показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.



1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - Москва: Речь, 2005.-205 с.
2. Блохина Н.В. Развитие чувства цвета у учащихся детской школы искусств / Н.В. Блохина // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 95-97.
3. Визер В. Система цвета в живописи, учебное пособие / В.Визер. - Санкт - Петербург: Питер, 2004. - 192 е.: ил
4. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта / Н.В. Виноградова // Искусство и образование. - 2009. - №1. - С.115- 121.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. - М.: Психология, 2001. -457 с.
6. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: [учебное пособие для студентов вузов] / П. Я. Гальперин. - М.:Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400с.
7. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая
психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
8. Гёте И.В. Учение о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. / И.В. Гёте -Москва: Рефл-бук, 1996. - 670 с
9. Горина Е. В., Зверева А. А. Развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и дополнительного образования / Е. В.Горина, А. А. Зверева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 38. - С. 41¬45.
10. Григорьева Э.И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. / Э.И. Григорьева //Тольяттинский государственный университет. - Тольятти, 2002. - 236 с.
11. Денисов В.С. Восприятие цвета - Часть 1 / В.С. Денисов, М.В. Глазова. - Москва: Эксмо, 2008. - 176 с.
12. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - с. 52-59.
13. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л. Б.Ермолаева - Томина. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.
14.Захарюта Н.В. Современный подход к развитию творческой личности / Н. В. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 21-27.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин; - СПб.: Питер, 2012.— 394 с.
16. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление:
Психодиагностические методики / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
17. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов / Т. Казакова. -М.:Владос, 2006. - 255 с.
18. Кириллова Г. Д. Развитие воображения детей младшего дошкольного возраста / Г. Д. Кириллова. — М.: Педагогика, 2002. — 165с.
19. Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005, № 2. — С. 37-39.
20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2 -7 лет / Т. С. Комарова. - М.:Мозайка-Синтез, 2008. - 160 с.
21. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства / С.С. Константинова // Конспект лекций. - Ростов: Феникс, 2004; — 176 с.
22. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. - М.: Форум, 2009. - 383 с.
23. Красильникова Е. М., Кузьмина Ю. В. Цвет в изобразительной деятельности дошкольников / Е. М.Красильникова, Ю.В. Кузьмина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 76-79.
24. Краткий психологический словарь/Л.А.Карпенко, под ред.
А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский; - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003, - 640 с.
25. Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение,
2004. — 416с.
26. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.: ил.
27. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В. Т.
Кудрявцев // Психологический журнал. — 2001. — № 5.- С. 57-68;
№ 6.- С. 64-76.
28. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник / В.С.Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1998.
— 336 с., ил.
29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 1981.
- 494 с.
30. ЛомовС.П. Цветоведение. Учебное пособие /С.П. Ломов, С.А..
Аманжолов - Москва: Владос, 2014. - 144 с
31. Лукьянова Д. В. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 27-29.
32. Люшер M. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. / М. Люшер. - Москва: Hippo, 2003. - 252 с. 99.
33. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
34. Мельникова А.С. Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе / А.С. Мельникова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 122-124.
35. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения / Р. Г. Натадзе // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - С. 217-223.
36. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. - М.:
«Просвещение», 2007. - 255с.
37. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - Кн.3. - 688 с.
38. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 157 с.
39. Петровский А. В. Психология: [учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. - 2-е изд., стереотип.] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия; Высшая школа, 2001. - 512 с.
40. Пирожкова М.Г. Психологические особенности структуры воображения / М.Г. Пирожкова //Дис. ... канд. психол. наук, М., 2001. - 240 с.
41. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. -М.: Знание, 2012 . - 50с.
42. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н, Ростовцев. - Москва: Агар, 2000. — 252 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
44. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью /М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После. 2009. - № 9. - С. 1-5.
45. Сидельникова М. А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования / М.А. Сидельникова, Г.М. Клочкова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 201-205.
46. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
47. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. /Н.М. Сокольникова // Основы живописи. — Обнинск: Титул, 2000.- 80 с.
48. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса:
Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. — Москва: Речь, 2006. — 175 с.
49. Узнадзе Д. Н. Общая психология: [пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе] / Д. Н. Узнадзе. - М. : Смисл, СПб.: Питер, 2004. - 413с.
50. Фарман И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. - М.: ИФРАН, 2004. - 215 с.
51. Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман.- М.: Изд- во Института Психотерапии, 2004.- 480с.
52. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Уильям Ф. Пауэл; пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: АСТ, 2008. - - 115 с.
53. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения / А. Я. Цукарь. - М.: Эксмо, 2000. - 214 с.
54.Ческидова И.Б. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы / И.Б. Ческидова // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 1. - С. 124-129.
55. Шабанов Н.К. Художественно — педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе / Н.К. Шабанов. - Курск: КГУ, 2008.-146 с.
56. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: ООО АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. - 734 с.
57. Шарагина Л. И. Логика воображения. / Л. И. Шарагина. - М. ИНФРА,
2005. - 217 с.
58. Шинкарёва Н. А. Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарёва, А. В. Карманова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055.
59. Шутова Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства / Т. В. Шутова - // Искусство и образование. - 2004. - № 6. - С. 32-34
60. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.:Владос, 2009. - 360 с.
61. Занятия по войлоковалянию в ДХШ как средство развития
цветовосприятия у детей среднего школьного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 1 (29) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ