ВВЕДЕНИЕ
I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Возрастные особенности юных футболистов 7
1.2. Характеристика физической подготовки юных футболистов IQ
1.3. Особенности технической подготовки футболистов
1.4. Особенности развития физических качеств у подростков 14-15 лет
1.5. Построение тренировочного процесса в годичном цикле
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
2.3. Методики совершенствования физической и технической подготовки у футболистов 14-15 лет в контрольной
и экспериментальной группах
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Изменение показателей физической подготовки юных футболистов в ходе педагогического исследования
3.2. Изменение показателей специальной физической подготовки юных футболистов в ходе педагогического исследования
3.3. Изменение показателей технической подготовки юных футболистов в ходе педагогического исследования
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В свою очередь решение последней задачи невозможно без повышения качества тренировочного процесса, прежде всего за счет внедрения нетрадиционных средств и методов подготовки с целью ускорения процесса адаптации юных футболистов к структуре и характеру соревновательной деятельности команд мастеров.
Результаты многочисленных исследований (О.П. Базилевич, 2001; Г.А. Гольденко, 2003; Г.С Зонин, 2005; М.М. Шестаков, 2002) указывают, что результативность соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлена уровнем развития физических качеств спортсменов, среди которых первостепенная роль отводится скоростно-силовым возможностям и скоростной выносливости [23].
Несмотря на то, что в последние годы все чаще поднимаются вопросы, посвященные особенностям методики физической и технической подготовки футболистов разного возраста и квалификации, практика подготовки юных игроков отстает от современного развития спортивной науки [13].
Следует отметить, что в спортивных играх все шире используются различные средства общей и специальной физической подготовки для совершенствования физических параметров спортсменов и повышения скорости выполнения игровых приемов в соревнованиях (Ю.В. Верхошанский, 2007; Ю.Д. Железняк, 2003; Ю.М. Портнов, 2005). Отдельные специалисты предлагают включать силовую, скоростно-силовую подготовку уже в тренировку футболистов учебно-тренировочных групп. В группах же спортивного совершенствования (14-15 лет) упражнения силового характера, по их мнению, должны быть неотъемлемой частью подготовки юных игроков (В.П. Филин, 2000).
Изучив теоретические источники, мы выявили противоречие между особенностями физической и технической подготовкой юных футболистов 14-15 лет и отсутствием исследований, которые рассматривают данную проблему.
Проблема исследования: каковы особенности физической и
технической подготовки юных футболистов 14-15 лет.
Цель исследования - повысить эффективность тренировочного процесса футболистов 14-15 лет.
Объект исследования - система подготовки футболистов 14-15 лет.
Предмет исследования - особенности методики технической и физической подготовки футболистов 14-15 лет в годичном цикле тренировки.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить по данным литературных источников особенности технической и физической подготовленности в футболе.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования технической и физической подготовленности футболистов 14-15 лет в годичном цикле тренировки.
3. Изучить эффективность разработанной методики построения годичного цикла тренировки юных футболистов.
4. Разработать практические рекомендации для совершенствования физической и технической подготовленности юных футболистов в годичном цикле тренировочного процесса.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение различного сочетания методов и средств в годичном цикле тренировки позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса у юных футболистов, направленного на совершенствование физической и технической подготовленности.
Новизна исследования состоит в том, что в процессе совершенствования физической и технической подготовленности юных футболистов применялись различные сочетания наиболее эффективных методов и средств.
Практическая значимость. Применение разработанной методики совершенствования физической и технической подготовленности позволит повысить эффективность тренировочного процесса у юных футболистов, а также она может быть использована тренерами-преподавателями ДЮСШ и СДЮШОР.
Проведение педагогического эксперимента позволило сделать следующие выводы:
1. Совершенствование технического мастерства - это наиболее сложная и важная часть системы многолетней подготовки спортсмена. Этот процесс базируется на дух составляющих: во-первых, разносторонней общефизической подготовке и комплексе развитых специальных физических качеств и свойств организма спортсмена; во-вторых, он должен строиться с учетом возраста и квалификации.
2. Одной из наиболее главных и актуальных проблем физической подготовки является выявление возрастных закономерностей развития физических качеств у футболистов школьного возраста. Изучение влияния спортивной тренировки на физическое развитие, физическую и спортивно-техническую подготовленность имеет большое значение для научного обоснования теории и методики их физического воспитания и спортивной подготовки
3. Разработанная нами методика совершенствования физической и технической подготовки футболистов включает: во-первых, в физической подготовленности использование двух этапов с различным содержанием общей и специальной физической подготовки; во-вторых, в технической подготовке использование трех взаимодополняющих и усложняющихся этапов. Этапы в каждом виде подготовленности имеют равную продолжительность и содержание применительно к своему виду подготовленности (физической или технической).
4. У юных футболистов в экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента был выявлен статистически достоверный прирост в показателях общей (прыжок в длину с места, бег 30 м, бег 60 м и 12 мин, прыжок в высоту, подтягивание), специальной физической подготовленности (бег 30 м с ведением мяча, дальность ударов, бег 5х30 м, доставание подвешенного мяча, жонглирование) и технической подготовленности (удар на точность, обводка стоек), (P<0,05). Следует отметить, что улучшение результатов во вбрасывании мяча из аута в экспериментальной группе не являлось статистически достоверным (P>0,05). В контрольной группе статистически достоверные изменения выявлены по тестам физической подготовки «бег 60» и «бег 12 минут», прыжковые упражнения (P<0,05)/ В тестах по технической и специальной подготовке достоверные изменения выявлены в «доставании подвешенного мяча» и в «жонглировании» (P<0,05).
5. Повышение действенности учебно-тренировочного процесса у юных футболистов обусловлено повышением эффективности их физической и технической подготовленности. Однако данному вопросу в специальной литературе не уделяется достаточного внимания, что особенно характерно для тренировочного процесса с юными футболистами.
6. Разработанная методика способствует повышению физической и технической подготовленности юных футболистов, что подтверждается данными, которые были получены в результате проведения педагогического эксперимента.
1. Антипов, А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе. / А.В. Антипов.-[Текст] М.: Советский спорт, 2008.
2. Винокуров, О.В. Бобби Мур. / О.В. Винокуров.-[Текст]М:. Книжный клуб, 2001.
3. Голиков, В.Г. Практикум для начинающего тренера по футболу. / В.Г. Голиков.-[Текст]Б:. Крестьянское дело, 2002.
4. Голомазов, С.В., Чирва, Б.Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва - [Текст] М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 100 с
5. Голомазов, С.В. Футбол. / С.В. Голомазов.-[Текст]М:. Спорт Академ Пресс, 2000.
6. Горанский, И.В. Карлос Альберто. / И.В. Горанский.-[Текст]М:. Книжный клуб, 2001.
7. Джармен, Д. Футбол для юных. / Д. Джармен-[Текст]М.: Физкультура и спорт, -2002. - 61 с.
8. Денисенко, С.В., Руцкой, И.А. Анализ упражнений типа «квадрат» для развития координационных способностей у футболистов групп начальной подготовки. / С. В. Денисенко, И.А. Руцкой.-[Текст] Б.: Образование, наука, производство: Сб. тез. докл. II Международного студенческого форума.- Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004.- Ч.2.- с. 188
9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 236 с.
10. Железняка, Ю.Д., Портнова, Ю.М. Спортивные игры: Техника,
тактика, обучение. / Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - [Текст] М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с
11. Жданов, В.Н., Руцкой, И.А. Подготовка футболистов студенческих команд: учебно-методическое пособие. / В.Н. Жданов, И.А. Руцкой.-[Текст]Б.: «ИСТ-МА», 2015.
12. Заваров, А. Футбол. / А. Заваров.-[Текст]СПб:. Питер, 2010.
13. Зайцев, В.К., Колосков В.И. Подготовка футболистов: Поиск и перспектива / В.К. Зайцев, В.И. Колосков. - [Текст] М.:Физкультура и спорт,
2002. - 120 с.
14. Кумпан, Ю.В., Руцкой, И.А. Повышение точности ударов по воротам футболистами 14-15 лет. / Ю.В. Кумпан, И.А. Руцкой -[Текст] Б.: Образование, наука, производство: Сб. тез. докл. II Международного студенческого форума.- Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004.- Ч.2.- с. 188.
15. Кочетков, А.П. Управление футбольной командой / А.П. Кочетков. -[Текст] М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 180 с.
16. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. / А.А. Кузнецов-[Текст] М.: Олимпия, Человек, 2008.
17. Липатов, В.Г. Футбол. Третья команда матча. / В.Г Липатов. - [Текст]М.: Доминанта, 2004.
18. Левин, Б.М. Лев Яшин в воспоминаниях соперников. / Б.М. Левин.-[Текст]М:. Терра Спорт, 2001.
19. Малькольм, К. 101 упражнение юных футболистов / К. Малькольм. -[Текст] М.: «Издательство Астрель», 2003. 96 с.
20. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. / Г.В. Монаков.- [Текст]М.: Советский спорт, 2007.
21. Нистратов, Е.Д. Функциональная подготовленность юных футболистов 15-16 лет в годичном цикле. Теория и практика физической культуры / Е.Д. Нистратов. -[Текст] М.: №5, 2000. 37 с.
22. Нилин, А. Век Футбола. / А. Нилин.-[Текст]М.: Терра-Спорт,
2003.
23. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. -[Текст] М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 876 с.
24. Нисенбойм, Э. От МКС до «Спартака». / Э. Нисенбойм.- [Текст]М:. Профиздат, 2000.
25. Подоляко, А.Н., Иванов, М.В., Руцкой, И.А. Правила футбола в вопросах и ответах. Методический сборник. / А.Н. Подоляко, М.В. Иванов, И.А. Руцкой.-[Текст]Б:. ЦПФА им. В.Г. Липатова, 2012г.-32с.
26. Пирогов, Б.А. 10 лет российского футбола. Б.А. Пирогов.- [Текст]М.: Советский спорт, 2002.
27. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. / А.В. Петухов.-[Текст]М.: Советский спорт, 2006.
28. Петухов, А.В. Футбол. / А.В. Петухов.-[Текст]М.: Советский спорт, 2006.
29. Репин, Д.В., Руцкой, И.А. Организация тренировки вратаря и полевых игроков в футболе. / Д.В. Репин, Руцкой И.А. -[Текст] Б.: Образование, наука, производство: Сб. тез. докл. II Международного студенческого форума.- Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004.- Ч.2.- с. 188.
30. Руцкой И.А. Футбол и мини-футбол в образовательных учреждениях как средства адаптации к занятиям физической культурой. / И.А. Руцкой.-[Текст]Б.: Шуя, 2014.
31. Руцкой, И.А., Леонов, С.В., Сахаренков, Е.А. Футбольный арбитр Белгородской области. / И.А. Руцкой, С.В. Леонов, Е.А. Сахаренков.- [Текст]Б:. Б.И., 2002.
32. Рафалов, М.М. Разговор о футбольных правилах. / М.М. Рафалов.-[Текст]М.: Терра-Сопрт, 2001.
33. Северин, Р.А., Руцкой, И.А. Динамика показателей физической и технической подготовленности юных футболистов 10-12 лет. / Р.А Северин, И.А. Руцкой -[Текст] Б.: Образование, наука, производство: Сб. тез. докл. II Международного студенческого форума.- Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004.- Ч.2.- с. 188.
34. Сахаренков, Е.А., Руцкой, И.А. О подготовке футбольных команд к краткосрочным турнирам. / Е.А. Сахаренков, И.А. Руцкой -[Текст] Б.: Физическая культура в 21 веке: состояние и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции, 17-19 ноября 2004 г. - Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2004 - 340 с.
35. Спирин, А.Н. Футбол. / А.Н. Спирин.-[Текст]М.: Олимпия Пресс, 2005.
36. Третьяков, А.А., Руцкой, И.А. Футбол. Техника. Обучение. / А.А. Третьяков, И.А. Руцкой.-[Текст]Б.: БелГУ, 2006.
37. Тюленьков, С.Ю. Футбол в звле: система подготовки. / С.Ю. Тюленьков.-[Текст]М.: Терра-Спорт, 2000.
38. Харре, Д. Учение о тренировке. / Д. Харре.-[Текст] М.: Физкультура и спорт, 2007. - 328 с.
39. Хомутской, В.С. Футбол. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. / В.С.Хомутской В.С.-[Текст] М.: Российский футбольный союз, 1996. - 96 с.
40. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -[Текст] М.: Издательский центр Академия, 2000. - 480с.
41. Шпилев, Д.А., Жданов, В.Н., Руцкой, И.А. Правила футбола в вопросах и ответах. / Д.А. Шпилев, В.Н. Жданов, И.А. Руцкой.- [Текст]Б:.ЦПФА им. В.Г. Липатова, 2011г.-32с.