Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
|
Введение
Глава 1. Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в.
1.1. Влияние культуры классицизма на развитие русской исторической
1.2. Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
1.3. Содержание исторического образования в университетах России 59
Глава 2. Эпоха Великих реформ и формирование принципов дальнейшего развития исторического образования в российских университетах.
2.1. Реформирование системы университетского исторического образования в ходе либерально-буржуазной политики Александра II в 50-х - 60-х г.г. XIX в 82
2.2. Становление специализации исторического образования в российских университетах 102
2.3. Подготовка научно-педагогических кадров историков в российских университетах в 50-е - 70-е г.г. XIX в 118
Глава 3. Тенденции развития исторического образования в российских университетах в последней трети XIX - начале XX в.
3.1. Изменение правительственного курса в области высшего образования в 70-80-е гг. XIX в. и принятие устава 1884 г 139
3.2. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах в университетах России в конце 70-80-х гг. XIX в
3.3. Модернизация системы университетского исторического образования
науки и образования
24
36
162
на рубеже XIX - XX вв Заключение
174
198
Примечания
206
Список источников и литературы 235
Приложения
Глава 1. Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в.
1.1. Влияние культуры классицизма на развитие русской исторической
1.2. Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
1.3. Содержание исторического образования в университетах России 59
Глава 2. Эпоха Великих реформ и формирование принципов дальнейшего развития исторического образования в российских университетах.
2.1. Реформирование системы университетского исторического образования в ходе либерально-буржуазной политики Александра II в 50-х - 60-х г.г. XIX в 82
2.2. Становление специализации исторического образования в российских университетах 102
2.3. Подготовка научно-педагогических кадров историков в российских университетах в 50-е - 70-е г.г. XIX в 118
Глава 3. Тенденции развития исторического образования в российских университетах в последней трети XIX - начале XX в.
3.1. Изменение правительственного курса в области высшего образования в 70-80-е гг. XIX в. и принятие устава 1884 г 139
3.2. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах в университетах России в конце 70-80-х гг. XIX в
3.3. Модернизация системы университетского исторического образования
науки и образования
24
36
162
на рубеже XIX - XX вв Заключение
174
198
Примечания
206
Список источников и литературы 235
Приложения
Актуальность темы. Осмысление особенностей развития высшего исторического образования в дореволюционный период, понимание его сущностных характеристик приобретает особую актуальность в современных условиях, когда со всей очевидностью возникла необходимость повышения роли университетского образования, в том числе исторического, в связи с происходящими процессами его модернизации. Эта ситуация актуализирует осмысление пути, пройденного российской высшей школой, и изучение практического опыта, накопленного профессорско-преподавательским составом университетов и правительством России в XIX - начале XX вв. в деле подготовки историков. Подготовка историков в университетах Российской империи в XIX - начале XX вв. составляла неотъемлемую часть университетской образовательной системы, представляя важнейшую отрасль университетского образования ввиду особой роли, которая отводилась правительством России истории, как науке, в деле защиты устоев Российской империи и соответствующего идейного воспитания общества.
Проблема данного исследования актуальна в контексте современных тенденций отечественной историографии, одной из которых является изучение истории науки. Становление исторического образования в российских университетах неотделимо от развития исторической науки в стране.
Таким образом, обращение к теме истории университетского образования, в том числе и исторического, представляется своевременным в эпоху гуманитаризации и гуманизации образования. Характерной чертой, обусловившей устойчивость классических университетов как неотъемлемой части европейской культуры, является сочетание функций научно¬исследовательской деятельности, обучения и воспитания; в них транслируются не только знания, но и прививаются общечеловеческие ценности; многогранное образование сочетается с воспитанием личности.
Объектом исследования является историческое образование в университетах России во второй половине XVIII - начале XX вв., как неотъемлемый компонент образовательной системы.
Предметом исследования выступают эволюция государственной политики в области университетского образования, в том числе историко¬филологического; пути организационного оформления исторического образования в университетах Российской империи на протяжении XIX - начала XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период от основания первого российского университета в Москве в 1755 г. до 1917 г. Именно в это время историческое образование в университетах России прошло период становления и оформилось в стройную систему. В результате революционных потрясений 1917 г. система университетского образования, в том числе и исторического, подверглась коренным изменениям на новых принципах, в соответствии с иными целями и задачами.
Территориальные границы исследования включают города Российской империи XIX - начале XX вв., которые являлись значимыми научными и культурными центрами того времени, где сформировались классические университеты. Среди них - Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Петербург, Киев, Одесса, Варшава.
Научная новизна исследования исторического образования в университетах России в дореволюционный период, по мнению автора, заключается в следующем:
- выявлены культурно-исторические предпосылки становления и развития высшего исторического образования в России;
- с позиций современного состояния исторической науки оценивается характер взаимодействия правительства и университетских корпораций в вопросах развития высшего образования, в том числе исторического, в деле подготовки научно-педагогических кадров;
- становление исторической науки и образования в университетах
Российской империи рассматриваются в исследовании как единый процесс развития и передачи исторического знания.
Практическая значимость. Обращение к опыту развития исторического образования в дореволюционной России и усвоение его традиций может быть полезно для организаторских и управленческих образовательных структур. Материалы и результаты исследования могут быть затребованы учеными на современном этапе реформирования системы исторического образования. Выводы и заключения представленной работы можно использовать в преподавании соответствующих разделов Отечественной истории, при подготовке специальных курсов; при написании обобщающих работ и учебников, курсов лекций и методических пособий.
Степень изученности проблемы.
Изучение истории высшей школы в России имеет основательную историографическую традицию, создававшуюся трудами многих поколений исследователей. В развитии изучения истории университетов можно выделить три основных этапа.
К первому этапу относятся труды по истории университетов Российской империи, вышедшие в дореволюционный период. Данная тема стала осмысливаться с конца 50-х гг. XIX в., когда началась подготовка нового университетского устава. Впервые краткий исторический обзор университетского образования был дан в работе знаменитого врача и педагога
Н.И. Пирогова «Университетский вопрос». Пирогов отвергал чисто утилитарный взгляд на университеты как на средство «подготовки для государства людей с дипломами, званиями и правом на чины». Он писал, что «основанные передовыми людьми своего времени, они (университеты) были настоящими и единственными представителями современной науки. Не было различия между академией и университетом. Кто двигал науку, тот и учил» (1).
В 1855 г. к столетию первого российского университета в Москве специальной комиссией под руководством профессора словесности этого университета С.П. Шевырева была подготовлена «История Московского
университета» (2). Эта «История» представляла собой систематическое изложение событий и законодательных актов по истории университета за сто лет, расположенных по царствованиям. Данному труду, как и любому юбилейному изданию, была свойственна идеализация, особенного последнего царствования. Однако, наряду с перечислением «монарших милостей», содержатся и тщательно подобранные документы, причем не только опубликованные, но и рукописные. Опираясь на эти документы, С.П. Шевыревым представлены данные о предметах университетского курса, о числе обучающихся, сообщаются сведения по годам о докторах, кандидатах и магистрах университетов, охарактеризованы некоторые из воспитанников. Данная книга положила начало серии капитальных публикаций по отдельным университетам.
60 - 70-е гг. XIX в. явились периодом расцвета «государственной школы» в русской историографии. Важное место в работах русских ученых, относящихся к этому времени, занимает проблема взаимоотношений между университетскими корпорациями и государством. В этом отношении большой интерес для исследования представляют труды В.И. Герье, К. Д. Кавелина, Е. Феоктистова (3). Этими исследователями впервые был рассмотрен вопрос о зависимости университетской автономии от исторических особенностей той или другой страны. В размышлениях о высшем образовании этих авторов сочетались позиции последовательных государственников со сторонниками либеральных свобод. Последнее проявило себя в рассуждениях по поводу университетских учебных традиций, стойкости профессорской корпорации по отношению к внешнему воздействию.
В 1870-е гг., в связи с началом очередного обсуждения университетского вопроса в России вышли работы профессора В.С. Иконникова, представляющие несомненный интерес для нашего исследования (4). Эти труды отличает широта постановки проблемы университетского образования на общем фоне духовной жизни России. Исследования этого ученого ценны большим фактическим материалом, причем значительная его
часть посвящена предыстории создания системы российских университетов.
Разработка общих критериев оценки университетского образования в России последней трети XIX - начала XX в. шла параллельно с трудоемкой работой по истории отдельных университетов. В этой связи определенный научный интерес представляют труды Н.И. Булича, Д.И. Багалея, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.В. Григорьева, А.И. Маркевича, Е.В. Петухова (5). Тщательно изучив историю своего учебного заведения, авторы детально выяснили процесс возникновения университетов, представили сведения об организации учебного процесса, предметных кафедр, вспомогательных учебных учреждений. Они проанализировали методику преподавания в данных вузах, в том числе и на историко-филологических факультетах.
В ряде статей общественных деятелей и профессоров российских университетов освещаются изменения в организации исторического образования в последней трети XIX в. В работах В.И. Владиславлева, А.И. Георгиевского, П. Никитина, И.В. Помяловского прослеживается острая полемика по вопросам усиления преподавания классических дисциплин в российских университетах в 80-х гг. XIX в. (6)
Вместе с общим развитием исторической науки, переживавшей значительный подъем в конце XIX - начале XX в., история российских университетов стала в большей степени изучаться как поступательный процесс, имевший свои закономерности развития, в основе которых лежал уровень правого развития общества. Наиболее плодотворно в этом направлении работали историки либерального направления Г.А. Джаншиев, А.А. Корнилов, П.Н. Милюков, С.В. Рождественский, М.И. Сухомлинов, труды которых, представляют несомненную ценность для данного исследования (7). Авторами обстоятельно рассмотрена правительственная политика по университетскому вопросу в XIX в., выявлены общие закономерности развития университетского образования, исследовано взаимовлияние общественных процессов и университетов.
Проблема данного исследования актуальна в контексте современных тенденций отечественной историографии, одной из которых является изучение истории науки. Становление исторического образования в российских университетах неотделимо от развития исторической науки в стране.
Таким образом, обращение к теме истории университетского образования, в том числе и исторического, представляется своевременным в эпоху гуманитаризации и гуманизации образования. Характерной чертой, обусловившей устойчивость классических университетов как неотъемлемой части европейской культуры, является сочетание функций научно¬исследовательской деятельности, обучения и воспитания; в них транслируются не только знания, но и прививаются общечеловеческие ценности; многогранное образование сочетается с воспитанием личности.
Объектом исследования является историческое образование в университетах России во второй половине XVIII - начале XX вв., как неотъемлемый компонент образовательной системы.
Предметом исследования выступают эволюция государственной политики в области университетского образования, в том числе историко¬филологического; пути организационного оформления исторического образования в университетах Российской империи на протяжении XIX - начала XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период от основания первого российского университета в Москве в 1755 г. до 1917 г. Именно в это время историческое образование в университетах России прошло период становления и оформилось в стройную систему. В результате революционных потрясений 1917 г. система университетского образования, в том числе и исторического, подверглась коренным изменениям на новых принципах, в соответствии с иными целями и задачами.
Территориальные границы исследования включают города Российской империи XIX - начале XX вв., которые являлись значимыми научными и культурными центрами того времени, где сформировались классические университеты. Среди них - Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Петербург, Киев, Одесса, Варшава.
Научная новизна исследования исторического образования в университетах России в дореволюционный период, по мнению автора, заключается в следующем:
- выявлены культурно-исторические предпосылки становления и развития высшего исторического образования в России;
- с позиций современного состояния исторической науки оценивается характер взаимодействия правительства и университетских корпораций в вопросах развития высшего образования, в том числе исторического, в деле подготовки научно-педагогических кадров;
- становление исторической науки и образования в университетах
Российской империи рассматриваются в исследовании как единый процесс развития и передачи исторического знания.
Практическая значимость. Обращение к опыту развития исторического образования в дореволюционной России и усвоение его традиций может быть полезно для организаторских и управленческих образовательных структур. Материалы и результаты исследования могут быть затребованы учеными на современном этапе реформирования системы исторического образования. Выводы и заключения представленной работы можно использовать в преподавании соответствующих разделов Отечественной истории, при подготовке специальных курсов; при написании обобщающих работ и учебников, курсов лекций и методических пособий.
Степень изученности проблемы.
Изучение истории высшей школы в России имеет основательную историографическую традицию, создававшуюся трудами многих поколений исследователей. В развитии изучения истории университетов можно выделить три основных этапа.
К первому этапу относятся труды по истории университетов Российской империи, вышедшие в дореволюционный период. Данная тема стала осмысливаться с конца 50-х гг. XIX в., когда началась подготовка нового университетского устава. Впервые краткий исторический обзор университетского образования был дан в работе знаменитого врача и педагога
Н.И. Пирогова «Университетский вопрос». Пирогов отвергал чисто утилитарный взгляд на университеты как на средство «подготовки для государства людей с дипломами, званиями и правом на чины». Он писал, что «основанные передовыми людьми своего времени, они (университеты) были настоящими и единственными представителями современной науки. Не было различия между академией и университетом. Кто двигал науку, тот и учил» (1).
В 1855 г. к столетию первого российского университета в Москве специальной комиссией под руководством профессора словесности этого университета С.П. Шевырева была подготовлена «История Московского
университета» (2). Эта «История» представляла собой систематическое изложение событий и законодательных актов по истории университета за сто лет, расположенных по царствованиям. Данному труду, как и любому юбилейному изданию, была свойственна идеализация, особенного последнего царствования. Однако, наряду с перечислением «монарших милостей», содержатся и тщательно подобранные документы, причем не только опубликованные, но и рукописные. Опираясь на эти документы, С.П. Шевыревым представлены данные о предметах университетского курса, о числе обучающихся, сообщаются сведения по годам о докторах, кандидатах и магистрах университетов, охарактеризованы некоторые из воспитанников. Данная книга положила начало серии капитальных публикаций по отдельным университетам.
60 - 70-е гг. XIX в. явились периодом расцвета «государственной школы» в русской историографии. Важное место в работах русских ученых, относящихся к этому времени, занимает проблема взаимоотношений между университетскими корпорациями и государством. В этом отношении большой интерес для исследования представляют труды В.И. Герье, К. Д. Кавелина, Е. Феоктистова (3). Этими исследователями впервые был рассмотрен вопрос о зависимости университетской автономии от исторических особенностей той или другой страны. В размышлениях о высшем образовании этих авторов сочетались позиции последовательных государственников со сторонниками либеральных свобод. Последнее проявило себя в рассуждениях по поводу университетских учебных традиций, стойкости профессорской корпорации по отношению к внешнему воздействию.
В 1870-е гг., в связи с началом очередного обсуждения университетского вопроса в России вышли работы профессора В.С. Иконникова, представляющие несомненный интерес для нашего исследования (4). Эти труды отличает широта постановки проблемы университетского образования на общем фоне духовной жизни России. Исследования этого ученого ценны большим фактическим материалом, причем значительная его
часть посвящена предыстории создания системы российских университетов.
Разработка общих критериев оценки университетского образования в России последней трети XIX - начала XX в. шла параллельно с трудоемкой работой по истории отдельных университетов. В этой связи определенный научный интерес представляют труды Н.И. Булича, Д.И. Багалея, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.В. Григорьева, А.И. Маркевича, Е.В. Петухова (5). Тщательно изучив историю своего учебного заведения, авторы детально выяснили процесс возникновения университетов, представили сведения об организации учебного процесса, предметных кафедр, вспомогательных учебных учреждений. Они проанализировали методику преподавания в данных вузах, в том числе и на историко-филологических факультетах.
В ряде статей общественных деятелей и профессоров российских университетов освещаются изменения в организации исторического образования в последней трети XIX в. В работах В.И. Владиславлева, А.И. Георгиевского, П. Никитина, И.В. Помяловского прослеживается острая полемика по вопросам усиления преподавания классических дисциплин в российских университетах в 80-х гг. XIX в. (6)
Вместе с общим развитием исторической науки, переживавшей значительный подъем в конце XIX - начале XX в., история российских университетов стала в большей степени изучаться как поступательный процесс, имевший свои закономерности развития, в основе которых лежал уровень правого развития общества. Наиболее плодотворно в этом направлении работали историки либерального направления Г.А. Джаншиев, А.А. Корнилов, П.Н. Милюков, С.В. Рождественский, М.И. Сухомлинов, труды которых, представляют несомненную ценность для данного исследования (7). Авторами обстоятельно рассмотрена правительственная политика по университетскому вопросу в XIX в., выявлены общие закономерности развития университетского образования, исследовано взаимовлияние общественных процессов и университетов.
Развитие исторического образования в России было связано со становлением в стране университетской системы. Появление классических университетов в России было велением времени и отразило потребность страны в образованных людях. В России именно государство выступило создателем высшей школы. Масштабные преобразования XVIII столетия выводили Россию на качественно новый уровень общественного развития. Требовались образованные служащие и квалифицированные специалисты во всех государственных структурах, хозяйственных отраслях, науке, культуре. Вступив на путь научного и университетского строительства позже, чем ведущие европейские державы, Россия восприняла мировую науку в высшей на тот момент стадии развития. Формирование университета русского типа, государственного по принадлежности, стало историческим итогом гармоничного сочетания опыта и достижений европейских университетов с самобытной отечественной культурой и традиционными государственными формами.
Обучение в университете рассматривалось в русском обществе как фактор социального престижа. Его популярность была обусловлена перспективой стать государственным чиновником высшего класса, получить возможность заниматься научной деятельностью и преподавать в учебных заведениях. Кроме того, университетское образование, стержнем которого, как и в других европейских странах, выступал классицизм, давало широкий взгляд на мир. Результатом успешного развития классического образования в российских университетах, предполагавшего глубокое изучение древних языков, античной литературы и истории, основ античного права, явился высокий культурный
уровень в образованных слоях дореволюционного общества. Наличие именно такого образования подчеркивало принадлежность к европейской элите. Другим аспектом влияния классицизма на формирование новой русской культуры явилось развитие гуманитарных наук в России. Знания об античности послужили основой для комплекса историко-филологических дисциплин, в первую очередь, всеобщей истории.
Рассмотрение различных сторон университетской жизни показывает, как в конкретных условиях России второй половины XVIII - начала XX в. следование образцам зарубежных университетов вело к формированию национальной системы университетского образования. Своеобразие ей придавало выделение исторического образования из общей системы философского, что отразилось в создании историко-филологических факультетов. В ходе своего развития историко-филологические факультеты российских университетов приобретали опыт, высококвалифицированные кадры преподавателей. В рамках этих факультетов шло создание и становление собственно исторических кафедр, специальных кабинетов (нумизматических, искусствоведческих и пр.), научных библиотек. Неуклонно шло накопление черт и признаков высшего исторического образования в России, отличающегося богатым содержанием, научной насыщенностью учебных планов и программ, преобладанием чтения полных систематических лекционных курсов, закладывающих характерную для русской высшей школы фундаментальную общенаучную подготовку студентов. Именно фундаментальность и академизм в лучшем смысле слова и сегодня выделяют российское образование в мире.
Проведенное исследование показывает, что развитие исторической науки и исторического образования в российских университетах во второй половине XVIII - начала XX в. было непростым. На этот процесс противоречивое влияние оказывали события политической, социально-экономической, духовной жизни российского общества. Становление университетов в России происходило в условиях сильной центральной власти и было тесно связано с
проводимыми в стране реформами. Взаимодействие университетов с российским самодержавным правительством не поддается однозначной оценке. На поверхности политической и общественной жизни страны оказывались факты бюрократизма, не прекращавшаяся борьба за руководство высшей школой. Зачастую незаметной оставалась постоянная кропотливая работа по накоплению и развитию университетской культуры, по внедрению в учебные планы и программы новейших достижений науки. Среди государственных чиновников было немало деятелей и подвижников отечественной высшей школы - организаторов глубоких и всесторонних реформ образовательной системы. Эти реформы были направлены на обогащение российского университетского образования, в том числе и исторического, придания ему «основательности и истинной учености». Существенный вклад в фундамент отечественной высшей школы, прославившей Россию в образованном мире, внесли: С.С. Уваров, А.И. Головин, К.Н. Победоносцев и др.
Российскими университетами при инициативном участии правительства велась напряженная работа и неустанный поиск путей организационного оформления исторического образования, обогащения его содержания, формирования учебных программ и планов историко-филологических факультетов, расширения состава факультетских кадр и преподаваемых дисциплин, оптимальных форм подготовки кадров. Одной из причин такого сотрудничества являлась общая для правительства и университетской корпорации цель - подготовка образованных людей и создание благоприятных условий для развития исторической науки в стране.
Развитию исторической науки, становлению и совершенствованию процесса преподавания истории в университетах дореволюционной России способствовали энтузиазм, научная эрудиция, трудолюбие профессоров столичных и провинциальных университетов. Проблеме подготовки научно¬педагогических кадров правительством и университетами придавалось большое значение. Особенностью формирования профессорско-преподавательского корпуса в России являлся высокий уровень требований, предъявляемых к
кандидатам на профессорские должности и сложная процедура присуждения ученых степеней. Лучших университетских преподавателей отличали обширность научных знаний, честолюбие ученого, лекторское и педагогическое мастерство, гражданская позиция, патриотизм. Выдающийся вклад в развитие исторической науки и исторического образования внесли такие ученые и педагоги как М.Т. Каченовский, М.С. Куторга, Т.Н. Грановский, С.В. Ешевский, М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.М. Соловьев, В.И. Герье, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов и др. Они стояли у истоков создания собственно исторических кафедр в российских университетах, системы обучения и воспитания студентов, знакомили своих слушателей с новейшими достижениями отечественной и мировой исторической науки. Вокруг ведущих профессоров формировались научные школы и направления. Становление высшего исторического образования в России не было изолировано от развития науки в европейских университетах. Поддерживались контакты с зарубежными учеными, особенно в области исследования проблем всеобщей истории. Практиковались заграничные стажировки молодых преподавателей, оставленных при университетах для подготовки к профессорскому званию, командировки и работа отечественных ученых в крупнейших европейских научных центрах.
Обучение на историко-филологическом факультете отличалось сложностью и насыщенностью. Подготовка специалиста-историка предусматривала изучение большого числа предметов. Не все студенты могли справиться с предложенной программой и прерывали образование. В основном на факультет шли по-настоящему увлеченные, любознательные молодые люди, чей интерес к гуманитарным наукам преодолевал трудности и предубеждения. Развитие специализации на историко-филологических факультетах позволило придать профессиональную направленность подготовке специалистов- историков и специалистов-филологов, сконцентрировать преподавание исторических дисциплин с их более глубоким изучением по источникам.
Однако раздельное существование отделений историко-филологических факультетов столкнулось с проблемами организационного и методического характера, таких как нехватка преподавательских кадров, отсутствие необходимой учебной литературы, четко разработанных программ, рациональных учебных планов.
В деле организации учебного процесса на историко-филологических факультетах в российских университетах в XIX - начале XX в. накапливались традиции, прослеживающиеся и в современной системе университетского образования. Формирование содержания университетских лекционных курсов по истории на протяжении второй половины XVIII - начала XX в. прошло путь от чтения и комментирования античных авторов, систематического изложения фактов по предмету к анализу источников и концепций ученых, обобщению последних научных результатов в рамках конкретных исторических дисциплин, к осмыслению самого процесса исторического познания. Большое влияние на содержание исторического образования в российских университетах оказали труды европейских, особенно немецких историков, что во многом объяснялось отсутствием необходимых учебников и немногочисленностью исследований русских ученых. В большей степени это характерно для первой половины XIX в. В дальнейшем, во второй половине XIX в., получили распространения авторские курсы и концепции как по русской, так и по всеобщей истории Н.Г. Устрялова, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, В.И. Герье, М.С. Куторги и др. Внедрение новых для того времени форм работы со студентами, таких как семинарские и практические занятия, чтения наряду с общими специальных предметных курсов позволило повысить качество исторического образования и активизировать творческий потенциал студентов.
Проведенное исследование показало, что к началу XX столетия в российских университетах была создана довольно стройная, в основном соответствующая потребностям общества и государства того времени система подготовки специалистов-историков. Однако перед университетами и правительством в к. XIX - начале XX в. стояла проблема дальнейшего
совершенствования высшего исторического образования, обусловленная интенсивным развитием исторической науки в России, введением в учебный процесс историко-филологических факультетов новых предметов, широкого круга специальных курсов по методологии, вспомогательным историческим дисциплинам, формирование новых подходов к пониманию задач университетского исторического образования. Это требовало увеличения количества кафедр на факультете, их обеспечения квалифицированными кадрами, усовершенствования методики преподавания истории, изменения структуры и содержания лекционных курсов, перехода к «научно¬критическому» изложению материала. Реальной практикой учебной работы в предреволюционных университетах становилось использование проблемного метода, предусматривающего превращение лекционных и семинарских занятий в научную лабораторию. Тем самым студенты приучались к исследовательской работе с широким привлечением научных монографий и источников. Нерешенным в начале XX столетия оставался вопрос о завершении специализации исторического образования, выделении его в самостоятельную отрасль. Историческое отделение историко-филологических факультетов было своего рода «факультетом в факультете» со своей логикой учебного процесса. Споры о дроблении историко-филологического факультета в рассматриваемый период не привели к его разделению на два самостоятельных факультета. Многие видные ученые и общественные деятели подходили к этому вопросу очень осторожно. Среди университетских профессоров были упорные защитники единства историко-филологического образования,
придерживавшиеся мнения о неделимости и обоюдной пользе исторических и филологических знаний, обогащающих подготовку как историков, так и филологов. Разделяло эту точку зрения и министерство народного просвещения, опасаясь, что в разделенном факультете затеряется классическая филология.
Обучение в университете рассматривалось в русском обществе как фактор социального престижа. Его популярность была обусловлена перспективой стать государственным чиновником высшего класса, получить возможность заниматься научной деятельностью и преподавать в учебных заведениях. Кроме того, университетское образование, стержнем которого, как и в других европейских странах, выступал классицизм, давало широкий взгляд на мир. Результатом успешного развития классического образования в российских университетах, предполагавшего глубокое изучение древних языков, античной литературы и истории, основ античного права, явился высокий культурный
уровень в образованных слоях дореволюционного общества. Наличие именно такого образования подчеркивало принадлежность к европейской элите. Другим аспектом влияния классицизма на формирование новой русской культуры явилось развитие гуманитарных наук в России. Знания об античности послужили основой для комплекса историко-филологических дисциплин, в первую очередь, всеобщей истории.
Рассмотрение различных сторон университетской жизни показывает, как в конкретных условиях России второй половины XVIII - начала XX в. следование образцам зарубежных университетов вело к формированию национальной системы университетского образования. Своеобразие ей придавало выделение исторического образования из общей системы философского, что отразилось в создании историко-филологических факультетов. В ходе своего развития историко-филологические факультеты российских университетов приобретали опыт, высококвалифицированные кадры преподавателей. В рамках этих факультетов шло создание и становление собственно исторических кафедр, специальных кабинетов (нумизматических, искусствоведческих и пр.), научных библиотек. Неуклонно шло накопление черт и признаков высшего исторического образования в России, отличающегося богатым содержанием, научной насыщенностью учебных планов и программ, преобладанием чтения полных систематических лекционных курсов, закладывающих характерную для русской высшей школы фундаментальную общенаучную подготовку студентов. Именно фундаментальность и академизм в лучшем смысле слова и сегодня выделяют российское образование в мире.
Проведенное исследование показывает, что развитие исторической науки и исторического образования в российских университетах во второй половине XVIII - начала XX в. было непростым. На этот процесс противоречивое влияние оказывали события политической, социально-экономической, духовной жизни российского общества. Становление университетов в России происходило в условиях сильной центральной власти и было тесно связано с
проводимыми в стране реформами. Взаимодействие университетов с российским самодержавным правительством не поддается однозначной оценке. На поверхности политической и общественной жизни страны оказывались факты бюрократизма, не прекращавшаяся борьба за руководство высшей школой. Зачастую незаметной оставалась постоянная кропотливая работа по накоплению и развитию университетской культуры, по внедрению в учебные планы и программы новейших достижений науки. Среди государственных чиновников было немало деятелей и подвижников отечественной высшей школы - организаторов глубоких и всесторонних реформ образовательной системы. Эти реформы были направлены на обогащение российского университетского образования, в том числе и исторического, придания ему «основательности и истинной учености». Существенный вклад в фундамент отечественной высшей школы, прославившей Россию в образованном мире, внесли: С.С. Уваров, А.И. Головин, К.Н. Победоносцев и др.
Российскими университетами при инициативном участии правительства велась напряженная работа и неустанный поиск путей организационного оформления исторического образования, обогащения его содержания, формирования учебных программ и планов историко-филологических факультетов, расширения состава факультетских кадр и преподаваемых дисциплин, оптимальных форм подготовки кадров. Одной из причин такого сотрудничества являлась общая для правительства и университетской корпорации цель - подготовка образованных людей и создание благоприятных условий для развития исторической науки в стране.
Развитию исторической науки, становлению и совершенствованию процесса преподавания истории в университетах дореволюционной России способствовали энтузиазм, научная эрудиция, трудолюбие профессоров столичных и провинциальных университетов. Проблеме подготовки научно¬педагогических кадров правительством и университетами придавалось большое значение. Особенностью формирования профессорско-преподавательского корпуса в России являлся высокий уровень требований, предъявляемых к
кандидатам на профессорские должности и сложная процедура присуждения ученых степеней. Лучших университетских преподавателей отличали обширность научных знаний, честолюбие ученого, лекторское и педагогическое мастерство, гражданская позиция, патриотизм. Выдающийся вклад в развитие исторической науки и исторического образования внесли такие ученые и педагоги как М.Т. Каченовский, М.С. Куторга, Т.Н. Грановский, С.В. Ешевский, М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.М. Соловьев, В.И. Герье, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов и др. Они стояли у истоков создания собственно исторических кафедр в российских университетах, системы обучения и воспитания студентов, знакомили своих слушателей с новейшими достижениями отечественной и мировой исторической науки. Вокруг ведущих профессоров формировались научные школы и направления. Становление высшего исторического образования в России не было изолировано от развития науки в европейских университетах. Поддерживались контакты с зарубежными учеными, особенно в области исследования проблем всеобщей истории. Практиковались заграничные стажировки молодых преподавателей, оставленных при университетах для подготовки к профессорскому званию, командировки и работа отечественных ученых в крупнейших европейских научных центрах.
Обучение на историко-филологическом факультете отличалось сложностью и насыщенностью. Подготовка специалиста-историка предусматривала изучение большого числа предметов. Не все студенты могли справиться с предложенной программой и прерывали образование. В основном на факультет шли по-настоящему увлеченные, любознательные молодые люди, чей интерес к гуманитарным наукам преодолевал трудности и предубеждения. Развитие специализации на историко-филологических факультетах позволило придать профессиональную направленность подготовке специалистов- историков и специалистов-филологов, сконцентрировать преподавание исторических дисциплин с их более глубоким изучением по источникам.
Однако раздельное существование отделений историко-филологических факультетов столкнулось с проблемами организационного и методического характера, таких как нехватка преподавательских кадров, отсутствие необходимой учебной литературы, четко разработанных программ, рациональных учебных планов.
В деле организации учебного процесса на историко-филологических факультетах в российских университетах в XIX - начале XX в. накапливались традиции, прослеживающиеся и в современной системе университетского образования. Формирование содержания университетских лекционных курсов по истории на протяжении второй половины XVIII - начала XX в. прошло путь от чтения и комментирования античных авторов, систематического изложения фактов по предмету к анализу источников и концепций ученых, обобщению последних научных результатов в рамках конкретных исторических дисциплин, к осмыслению самого процесса исторического познания. Большое влияние на содержание исторического образования в российских университетах оказали труды европейских, особенно немецких историков, что во многом объяснялось отсутствием необходимых учебников и немногочисленностью исследований русских ученых. В большей степени это характерно для первой половины XIX в. В дальнейшем, во второй половине XIX в., получили распространения авторские курсы и концепции как по русской, так и по всеобщей истории Н.Г. Устрялова, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, В.И. Герье, М.С. Куторги и др. Внедрение новых для того времени форм работы со студентами, таких как семинарские и практические занятия, чтения наряду с общими специальных предметных курсов позволило повысить качество исторического образования и активизировать творческий потенциал студентов.
Проведенное исследование показало, что к началу XX столетия в российских университетах была создана довольно стройная, в основном соответствующая потребностям общества и государства того времени система подготовки специалистов-историков. Однако перед университетами и правительством в к. XIX - начале XX в. стояла проблема дальнейшего
совершенствования высшего исторического образования, обусловленная интенсивным развитием исторической науки в России, введением в учебный процесс историко-филологических факультетов новых предметов, широкого круга специальных курсов по методологии, вспомогательным историческим дисциплинам, формирование новых подходов к пониманию задач университетского исторического образования. Это требовало увеличения количества кафедр на факультете, их обеспечения квалифицированными кадрами, усовершенствования методики преподавания истории, изменения структуры и содержания лекционных курсов, перехода к «научно¬критическому» изложению материала. Реальной практикой учебной работы в предреволюционных университетах становилось использование проблемного метода, предусматривающего превращение лекционных и семинарских занятий в научную лабораторию. Тем самым студенты приучались к исследовательской работе с широким привлечением научных монографий и источников. Нерешенным в начале XX столетия оставался вопрос о завершении специализации исторического образования, выделении его в самостоятельную отрасль. Историческое отделение историко-филологических факультетов было своего рода «факультетом в факультете» со своей логикой учебного процесса. Споры о дроблении историко-филологического факультета в рассматриваемый период не привели к его разделению на два самостоятельных факультета. Многие видные ученые и общественные деятели подходили к этому вопросу очень осторожно. Среди университетских профессоров были упорные защитники единства историко-филологического образования,
придерживавшиеся мнения о неделимости и обоюдной пользе исторических и филологических знаний, обогащающих подготовку как историков, так и филологов. Разделяло эту точку зрения и министерство народного просвещения, опасаясь, что в разделенном факультете затеряется классическая филология.
Подобные работы
- Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Влияние этнического компонента на социально-экономическое развитие Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Значение благотворительности в татарской культуре
второй половины XVIII - начале XIX вв.
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - КАДРОВЫЙ СОСТАВ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - КАДРОВЫЙ СОСТАВ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ
ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



