Взаимодействие европейских государств в решении проблем миграции в ЕС
|
Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы
регулирования миграции в ЕС 17
1.1.Органы Евросоюза, занимающиеся решением проблем миграции и полномочия стран-членов ЕС в данном вопросе 17
1.2. Нормативно-правовые основы регулирования миграции в ЕС 30
Глава 2. Проблемы и успехи межгосударственного взаимодействия стран ЕС в решении проблем миграции 45
2.1. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2015 - 2016 годах. 45
2.2. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2017 - 2018 годах. 69
2.3. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2019 году 87
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 105
Приложения 121
Глава 1. Организационно-правовые основы
регулирования миграции в ЕС 17
1.1.Органы Евросоюза, занимающиеся решением проблем миграции и полномочия стран-членов ЕС в данном вопросе 17
1.2. Нормативно-правовые основы регулирования миграции в ЕС 30
Глава 2. Проблемы и успехи межгосударственного взаимодействия стран ЕС в решении проблем миграции 45
2.1. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2015 - 2016 годах. 45
2.2. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2017 - 2018 годах. 69
2.3. Миграционная политика ЕС и сотрудничество стран ЕС для решения миграционных проблем в 2019 году 87
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 105
Приложения 121
Началом миграционного кризиса в Европейском Союзе и в то же время его пиком принято считать 2015 год. В 2014 - 2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Число беженцев из стран Африки и Ближнего Востока, нелегально пересекающих границы, которое в 2000-2010 году не превышало 25 тысяч человек в год, в 2014 достигло почти миллиона, а в 2015 году по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex 1,8 млн. человек. В первую очередь, это были беженцы из стран Африки и Ближнего Востока, которые покинули свои дома в поисках мирной жизни.
Причиной тому послужил ряд вооруженных конфликтов, гражданские воины в Сирии и Ираке, религиозные бои в Нигерии, нестабильные ситуации в Пакистане и Йемене.
Европейский Союз, который на протяжении долгого времени является целью для рабочих мигрантов, оказался не готов к приему огромного количества беженцев. Это выражалось как в недостаточно актуальном законодательстве, экономической неготовности ЕС и медленности работы компетентных органов, так и в отсутствии согласованности в работе Евросоюза и государств- членов ЕС. Кроме того, до сих пор существуют проблемы, связанные с терминологией.
Интерес к данной теме усилился после того, как на международном уровне стали ощущаться негативные последствия миграции. Миграционный кризис сопровождается довольно крупными проблемами, отразившимися на политической, экономической, социальной и культурной стабильности. Появились серьезные опасения в возможности ЕС обеспечить безопасность своих граждан. Если в 2013 году не было произведено ни одного джихадистского теракта , то в последующие три года их число выросло до 32 . Данные цифры касаются только стран, которые согласились принять беженцев на своей территории. Страны, которые отказались от приема сумели избежать этого. Число джихадистских террористических акций за три года равняется нулю. Однако сам факт того, что европейские государства не проявили солидарности в вопросе приема беженцев, говорит о разобщенности Европейского Союза.
Эти и другие проблемы были вызваны или стали причиной противоправного обращения с человеком и массы трагедий (террористические акты, рост преступности, гибель людей в море и т.д.), от которых пострадали как беженцы, так и граждане европейских стран.
Тема выпускной квалификационной работы: «Взаимодействие европейских государств в решении проблем миграции в ЕС».
Миграция - это бесконечно сложный процесс, который имеет неисчислимое количество причин, последствий, классификаций, целей и задач. Миграцией можно управлять различными способами, но она может выходить из-под контроля. Данный процесс может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Именно поэтому нельзя всесторонне рассмотреть миграцию, отметить все её аспекты, создать оптимальные и всегда актуальные законы и закрыть данную тему. Проблема требует постоянного и быстрого ответа.
Это подтверждает актуальность темы. В XX и XXI вв. миграционные процессы отличаются особой масштабностью. Необходимо учитывать положительный и отрицательный опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса, который может затронуть любое государство или объединение государств. Выяснить шаги по решению миграционного кризиса необходимо для дальнейшей возможности построения модели оптимального преодоления подобных кризисов в будущем. Пример Европейского Союза является наиболее актуальным на данный момент.
Если учитывать исключительно Европейский уровень, можно заметить, что миграционный кризис обострил противоречия между странами ЕС. Таким образом, выявление проблем в миграционной политике поможет увидеть реальные проблемы Европейского Союза в других сферах.
Структура Союза постоянно меняется и нельзя точно предсказать, по какому именно пути пойдет европейская политика. Наиболее ярким итогом этого кризиса стали результаты референдума о выходе Великобритании из Европейского союза. Brexit нанёс серьёзный удар не только по имиджу ЕС, но и по его легитимности, поскольку
Великобритания являлась одним из наиболее экономически и политически успешных участников интеграционного проекта .
Критика европейской политики по отношению к беженцам способствует росту антимиграционных настроений. Это ведёт к укреплению позиций правых сил, которые стали стремительно набирать популярность в большинстве европейских стран - «Национальный фронт» во Франции, движение «Пегида» и «Альтернатива для Германии» в Германии, «Австрийская партия Свободы», «Лига Севера» в Италии, «Золотая заря» в Греции и т.д.
Непредвиденные масштабы миграционных волн оказались настолько крупными, что многие государства решили не дожидаться решений Еврокомиссии и начали принимать меры против нелегальной миграции самостоятельно. Венгрия построила забор из колючей проволоки, одни государства вводили паспортный контроль, другие, например Германия, Австрия и Болгария, закрывали свои границы.
Очевидна неэффективность существующей системы, а также то, что колючая проволока не поможет. Большинство государств-членов ЕС не способны преодолеть миграционный кризис самостоятельно. В этой ситуации научный и практический интерес представляет взаимодействие стран Европейского Союза по решению проблем миграции.
Тем не менее, на сегодняшний день статистика свидетельствует о том, что ситуация в Европейском Союзе нормализуется. Значительно сократилось количество нерегулярных переходов через границу ЕС, смертность на море, Европейский Союз сумел усилить контроль на границах и в целом число желающих получить убежище в ЕС сокращается. Каким образом Европейский Союз сумел нормализовать миграционную ситуацию? Какие конкретные шаги были предприняты на различных уровнях?
Цель данного исследования: оценить эффективность мер, предпринятых в Европейском союзе на национальном и наднациональном уровнях для преодоления миграционного кризиса 2015 года.
Для достижения данной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить специфику разграничения полномочий по вопросам регулирования миграции между структурами ЕС и национальными государствами
2) Проанализировать нормативно-правовые основы регулирования миграции в ЕС.
3) выявить особенности решения миграционных проблем в ЕС в 2015-2016 годах
4) выявить основные проблемы и успехи в регулировании миграционных потоков в ЕС в 2017-2018 годах
5) выявить специфику миграционной политики ЕС и взаимодействия стран ЕС по решению миграционных проблем в 2019 году.
Объект исследования - страны Европейского Союза в современной системе международных отношений.
Предметом исследования выступают роли и действия государств и органов ЕС в решении миграционных проблем.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2015 по 2019 годы, т.е. с официального начала миграционного кризиса по настоящий момент. Однако изучение нормативно-правовых основ регулирования ЕС выходит за хронологические рамки. В данном аспекте будут рассмотрены документы с 1948 года, когда была принята Всеобщая декларация прав человека. Для более глубокого исследования была использована статистика 2014 года, необходимая для сравнения масштабов миграции.
Территориальные рамки исследования определяются внешними границами стран Европейского Союза, которые включали 28 государств, а также территориями третьих стран, с которыми ЕС сотрудничал в рамках своей миграционной политики.
Проблемы миграции вообще и миграционной политики ЕС в частности привлекали и продолжают привлекать пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей.
Понимание основ функционирования и регулирования миграционной политики было заложено благодаря работам следующих авторов: П. Вимон , О.Ю. Потемкина , М.Г. Бистрина , Д.М. Магомедова, Д. Ш. Бийгишиева , А.А. Шенфельдт .
Наиболее последовательный анализ темы миграционного кризиса представлен в статьях доктора политических наук, заведующей отделением исследования европейской интеграции Института Европы РАН - Потемкиной Ольги Юрьевны . Ее статьи отличаются глубиной погружения в тему и достаточно нейтральной и реалистичной позицией по поводу успехов и неудач Европейского Союза в решении миграционных проблем. Её исследования дали чёткое представление о позициях государств-членов и работе наднациональных институтов.
Шебнфельдт А.А. в своей работе «Использование политики в целях развития для разрешения миграционного кризиса в Европе» дает всеобъемлющее представление о миграционной политике Европейского Союза в период кризиса и подтверждает точку зрения большинства исследователей данной темы о том, что ЕС выбрал тактику достижения краткосрочной цели сдерживания миграции.
При рассмотрении общих тенденций развития миграции ЕС были использованы работы таких ученых как Е.В. Ананьева , Л.С. Биссон , Л. А Дымовой .
Особое значение имеет статья Дымовой Л. А. «Проблемы и перспективы европейского регионального порядка», в которой дано исчерпывающее представление о текущей ситуации в Европе, об основных ориентирах в международной политике и перспективах развития миграционного кризиса.
При исследовании нормативно-правовых основ регулирования миграционной политики Европейского Союза были использованы работы таких отечественных ученых как И.В. Форет , Т.Я. Павлова , В.В. Войников , Ж. Эстевенс , Б. Бузан, Л. Хансен .
Благодаря работам И.П. Изместьева , А.А. Ашмариной , П.П. Тимофеева , А. В. Манойло , Е.О. Пашковской , Д.П. Коммегни Фонганга , А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз были изучены некоторые такие аспекты миграционного кризиса, такие как функционирование Шенгенской зоны, интеграция мигрантов, работа агентства Frontex, причины миграции, брексит и т.д.
Д.П. Коммегни Фонганга, А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз, А. В. Манойло в своих работах, посвященных причинам миграционного кризиса, придерживаются противоположных мнений о причинах, вызвавших миграционный кризис. Так, А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз считают, что причиной Арабской весны и, как следствие, массовой миграции стала внутренняя ситуация, в то время как Манойло А.В. считает, что главную роль в данном вопросе сыграло внешнее вмешательство. Д.П. Коммегни Фонганга проводит наиболее глубокое и комплексное исследование проблемы миграции из африканских стран Южнее Сахары. Статистические данные из его исследований использованы в данной работе.
Основную группу источников составили отчеты, заключения, стратегические приоритеты и цели, предоставляемые европейскими организациями, занимающимися вопросами регулирования миграции. Данные документы, в основном, не имеют юридической силы, поэтому их необходимо выделить в отдельную группу источников. К ним относятся решения Европейского Совета по миграционному вопросу , обращения Европейской комиссии и т.д. Документы, используемые в данной работе, являются первоисточником, который дает самое полное и четкое понимание миграционной политики ЕС.
Также важную роль в данном исследовании сыграли законодательные акты, регламентирующие миграционную политику (например, Дублинский регламент и т.д.); международные договоры, документы ООН (Всеобщая декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и т.д.). Данный тип источников необходим для понимания правовых норм Европейского Союза, которые являются основой миграционной политики ЕС.
В следующую группу источников можно выделить материалы таких периодических изданий, как «Deutsche Welle» , «Euronews» и «Тасс» , а также официальные СМИ наднациональных институтов. Источники из этой группы разнообразны, однако не являются абсолютно достоверными. Они отличаются эмоциональной окрашенностью, однако это дает лучшее представление об общественном мнении, чем факты, описанные в документах и статистиках.
Статистические данные представлены официальными данными, которые публикуются в виде отчетов или статей на сайтах таких организаций, как Международная организация по миграции , Европейская Комиссия , Европейский Совет , Фронтекс , Евростат и т.д.
Международное право способствует созданию некоторых общих знаменателей посредством формулирования определений. Нельзя эффективно сотрудничать в какой-либо сфере, не имея общего понимания элементов проблемы. Учитывая наличие кризиса, терминологическая база периодически обновляется для того, чтобы дать исчерпывающее и как можно более сбалансированное определение. Чтобы избежать разночтений, прежде чем начать данное исследование, необходимо рассмотреть использованные в работе определения терминов, связанных с миграцией.
Для этого был использован «Глоссарий по миграции» Международной организации по миграции . Он предоставляет обширную терминологическую базу, созданную по международным стандартам, которая признана в данный момент большинством международных акторов, в том числе Европейским Союзом. Изучение определений различных исследователей, не взятых за основу на территории Евросоюза, не является задачей первостепенной важности для данной работы, поэтому нами был выбран именно этот источник. Благодаря данному источнику, нами были исследованы и переведены следующие определения:
Миграция - это процесс перемещения людей за пределы их обычного места проживания через международную границу или внутри страны. Этот термин относится ко всем видам миграции.
Ситуация с понятием «мигрант» сложнее, так как международное право официально не определяет этот термин.
Согласно МОМ, мигрант - общий термин, не определенный в международном праве. Он характеризует человека, который покидает место своего обычного проживания, будь то внутри страны или с пересечением международной границы, временно или постоянно, а также для различных целей и по различным причинам. Термин включает ряд четко определенных юридических категорий людей, таких как трудящиеся-мигранты. Это и лица, особые формы передвижения которых определены законом, такие как незаконно ввезенные мигранты, а также те, чей статус или средства передвижения конкретно не определены в международном праве. Это касается, в первую очередь, иностранных студентов.
Мигрант в неурегулированной ситуации - это дословный перевод термина «мигрант с неурегулированным правовым статусом», который чаще встречается в российских источниках. На данный момент этот термин является политически корректным названием нелегального мигранта.
Необходимость введения более эмоционально нейтрального термина объясняется в глоссарии тем, что словосочетание «нелегальный мигрант» имеет негативный окрас. МОМ хочет подчеркнуть, что миграция таких людей является вынужденной и зачастую беженцы находятся в реальной опасности, страдают из-за нарушения их прав и человеческого достоинства. Считается, что использование нового термина должно привести к улучшению образа беженцев в глазах мирового сообщества.
Итак, мигрант с неурегулированным правовым статусом - лицо, которое пересекло международную границу, не имея права въезжать или оставаться в государстве в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых является это государство.
Мигрант в обычной ситуации - лицо, которое пересекает международную границу, имея право въезжать или оставаться в государстве в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых является это государство. Если говорить обыденными словами данный термин является описанием «легального мигранта».
Миграционный кризис - сложные и часто крупномасштабные миграционные потоки, вызванные кризисом, которые обычно связаны со значительной уязвимостью отдельных лиц и затронутых сообществ и создают острые и долгосрочные проблемы управления миграцией. Миграционный кризис может быть внезапным или медленным в начале, может иметь естественные или антропогенные причины и может иметь место как внутри страны, так и за ее пределами.
Беженец (Определение, принятое Конвенцией 1951 г.) - лицо, которое из-за обоснованного страха преследования по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится за пределами страны своего гражданства и не может или, вследствие такого страха, не желает пользоваться защитой этой страны; или который, не имеющий гражданства и находящийся за пределами страны его прежнего обычного проживания в результате таких событий, не может или не желает возвращаться в него из-за страха.
Заявитель - в контексте миграции лицо, которое официально запрашивает административные или судебные меры, такие как предоставление визы, разрешения на работу или статуса беженца.
Убежище - предоставление государством защиты на его территории лицам, находящимся за пределами страны их гражданства или обычного проживания, которые спасаются от преследования или серьезного вреда или по другим причинам.
Границы (международные) - политически определенные границы, разделяющие территорию или морские зоны между политическими образованиями и территориями, в которых политические образования осуществляют меры пограничного управления на своей территории или экстерриториально. К таким районам относятся пункты пересечения границы (аэропорты, пункты пересечения сухопутной границы, порты), иммиграционные и транзитные зоны, «ничейная земля» между пунктами пересечения соседних стран, а также посольства и консульства (в том, что касается выдачи виз).
В международном гуманитарном праве депортация относится к принудительному перемещению гражданских лиц, которое запрещено во время оккупации и немеждународных вооруженных конфликтов, за исключением случаев, когда это необходимо по соображениям безопасности или в силу неотложных военных соображений.
Перемещенные лица (или вынужденные переселенцы) - лица или группы лиц, которые были вынуждены бежать или покидать свои дома или места обычного проживания либо через международную границу, либо внутри государства, в частности в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта ситуации генерализованного насилия, нарушения прав человека или природных или техногенных катастроф.
Первая страна убежища - государство, в котором беженцу или беженке уже была предоставлена международная защита, которое остается доступным и эффективным для соответствующего лица.
По определению Международной организации по миграции (МОМ), мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица; добровольного или недобровольного характера перемещения; причин перемещения; или продолжительности пребывания.
Итак, нами были описаны основные термины, которые будут использоваться в выпускной квалификационной работе. Проанализировав данные выше определения, можно прийти к выводу, что они довольно детально описывают те или иные явления.
Появление данного глоссария обусловлено желанием приведения в порядок терминологической базы, что и удалось сделать его создателям. Однако можно заметить, что некоторые термины имеют схожее определение, например, «беженец» и «перемещенные лица». Несмотря на это, данные категории имеют различный правовой статус. Гражданин, который вынужденно перемещается по своей стране, не может называться беженцем. В зависимости от государства, под юрисдикций которого находится лицо, определяется статус и права этого лица. На примере двух этих определений можно убедиться в сложности и, на первый взгляд, неоднозначности, классификации и определения различных мигрантов. Это обуславливает необходимость создания сложной системы, способной соблюсти права всех категорий мигрантов в соответствии с законодательством Европейского Союза и национальными законодательствами стран-членов ЕС.
В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как инструментальное наблюдение, сравнение и индукция, а также историко¬генетический метод.
Структура работы определена целью и задачами и состоит из введения, двух глав и заключения.
Причиной тому послужил ряд вооруженных конфликтов, гражданские воины в Сирии и Ираке, религиозные бои в Нигерии, нестабильные ситуации в Пакистане и Йемене.
Европейский Союз, который на протяжении долгого времени является целью для рабочих мигрантов, оказался не готов к приему огромного количества беженцев. Это выражалось как в недостаточно актуальном законодательстве, экономической неготовности ЕС и медленности работы компетентных органов, так и в отсутствии согласованности в работе Евросоюза и государств- членов ЕС. Кроме того, до сих пор существуют проблемы, связанные с терминологией.
Интерес к данной теме усилился после того, как на международном уровне стали ощущаться негативные последствия миграции. Миграционный кризис сопровождается довольно крупными проблемами, отразившимися на политической, экономической, социальной и культурной стабильности. Появились серьезные опасения в возможности ЕС обеспечить безопасность своих граждан. Если в 2013 году не было произведено ни одного джихадистского теракта , то в последующие три года их число выросло до 32 . Данные цифры касаются только стран, которые согласились принять беженцев на своей территории. Страны, которые отказались от приема сумели избежать этого. Число джихадистских террористических акций за три года равняется нулю. Однако сам факт того, что европейские государства не проявили солидарности в вопросе приема беженцев, говорит о разобщенности Европейского Союза.
Эти и другие проблемы были вызваны или стали причиной противоправного обращения с человеком и массы трагедий (террористические акты, рост преступности, гибель людей в море и т.д.), от которых пострадали как беженцы, так и граждане европейских стран.
Тема выпускной квалификационной работы: «Взаимодействие европейских государств в решении проблем миграции в ЕС».
Миграция - это бесконечно сложный процесс, который имеет неисчислимое количество причин, последствий, классификаций, целей и задач. Миграцией можно управлять различными способами, но она может выходить из-под контроля. Данный процесс может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Именно поэтому нельзя всесторонне рассмотреть миграцию, отметить все её аспекты, создать оптимальные и всегда актуальные законы и закрыть данную тему. Проблема требует постоянного и быстрого ответа.
Это подтверждает актуальность темы. В XX и XXI вв. миграционные процессы отличаются особой масштабностью. Необходимо учитывать положительный и отрицательный опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса, который может затронуть любое государство или объединение государств. Выяснить шаги по решению миграционного кризиса необходимо для дальнейшей возможности построения модели оптимального преодоления подобных кризисов в будущем. Пример Европейского Союза является наиболее актуальным на данный момент.
Если учитывать исключительно Европейский уровень, можно заметить, что миграционный кризис обострил противоречия между странами ЕС. Таким образом, выявление проблем в миграционной политике поможет увидеть реальные проблемы Европейского Союза в других сферах.
Структура Союза постоянно меняется и нельзя точно предсказать, по какому именно пути пойдет европейская политика. Наиболее ярким итогом этого кризиса стали результаты референдума о выходе Великобритании из Европейского союза. Brexit нанёс серьёзный удар не только по имиджу ЕС, но и по его легитимности, поскольку
Великобритания являлась одним из наиболее экономически и политически успешных участников интеграционного проекта .
Критика европейской политики по отношению к беженцам способствует росту антимиграционных настроений. Это ведёт к укреплению позиций правых сил, которые стали стремительно набирать популярность в большинстве европейских стран - «Национальный фронт» во Франции, движение «Пегида» и «Альтернатива для Германии» в Германии, «Австрийская партия Свободы», «Лига Севера» в Италии, «Золотая заря» в Греции и т.д.
Непредвиденные масштабы миграционных волн оказались настолько крупными, что многие государства решили не дожидаться решений Еврокомиссии и начали принимать меры против нелегальной миграции самостоятельно. Венгрия построила забор из колючей проволоки, одни государства вводили паспортный контроль, другие, например Германия, Австрия и Болгария, закрывали свои границы.
Очевидна неэффективность существующей системы, а также то, что колючая проволока не поможет. Большинство государств-членов ЕС не способны преодолеть миграционный кризис самостоятельно. В этой ситуации научный и практический интерес представляет взаимодействие стран Европейского Союза по решению проблем миграции.
Тем не менее, на сегодняшний день статистика свидетельствует о том, что ситуация в Европейском Союзе нормализуется. Значительно сократилось количество нерегулярных переходов через границу ЕС, смертность на море, Европейский Союз сумел усилить контроль на границах и в целом число желающих получить убежище в ЕС сокращается. Каким образом Европейский Союз сумел нормализовать миграционную ситуацию? Какие конкретные шаги были предприняты на различных уровнях?
Цель данного исследования: оценить эффективность мер, предпринятых в Европейском союзе на национальном и наднациональном уровнях для преодоления миграционного кризиса 2015 года.
Для достижения данной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить специфику разграничения полномочий по вопросам регулирования миграции между структурами ЕС и национальными государствами
2) Проанализировать нормативно-правовые основы регулирования миграции в ЕС.
3) выявить особенности решения миграционных проблем в ЕС в 2015-2016 годах
4) выявить основные проблемы и успехи в регулировании миграционных потоков в ЕС в 2017-2018 годах
5) выявить специфику миграционной политики ЕС и взаимодействия стран ЕС по решению миграционных проблем в 2019 году.
Объект исследования - страны Европейского Союза в современной системе международных отношений.
Предметом исследования выступают роли и действия государств и органов ЕС в решении миграционных проблем.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2015 по 2019 годы, т.е. с официального начала миграционного кризиса по настоящий момент. Однако изучение нормативно-правовых основ регулирования ЕС выходит за хронологические рамки. В данном аспекте будут рассмотрены документы с 1948 года, когда была принята Всеобщая декларация прав человека. Для более глубокого исследования была использована статистика 2014 года, необходимая для сравнения масштабов миграции.
Территориальные рамки исследования определяются внешними границами стран Европейского Союза, которые включали 28 государств, а также территориями третьих стран, с которыми ЕС сотрудничал в рамках своей миграционной политики.
Проблемы миграции вообще и миграционной политики ЕС в частности привлекали и продолжают привлекать пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей.
Понимание основ функционирования и регулирования миграционной политики было заложено благодаря работам следующих авторов: П. Вимон , О.Ю. Потемкина , М.Г. Бистрина , Д.М. Магомедова, Д. Ш. Бийгишиева , А.А. Шенфельдт .
Наиболее последовательный анализ темы миграционного кризиса представлен в статьях доктора политических наук, заведующей отделением исследования европейской интеграции Института Европы РАН - Потемкиной Ольги Юрьевны . Ее статьи отличаются глубиной погружения в тему и достаточно нейтральной и реалистичной позицией по поводу успехов и неудач Европейского Союза в решении миграционных проблем. Её исследования дали чёткое представление о позициях государств-членов и работе наднациональных институтов.
Шебнфельдт А.А. в своей работе «Использование политики в целях развития для разрешения миграционного кризиса в Европе» дает всеобъемлющее представление о миграционной политике Европейского Союза в период кризиса и подтверждает точку зрения большинства исследователей данной темы о том, что ЕС выбрал тактику достижения краткосрочной цели сдерживания миграции.
При рассмотрении общих тенденций развития миграции ЕС были использованы работы таких ученых как Е.В. Ананьева , Л.С. Биссон , Л. А Дымовой .
Особое значение имеет статья Дымовой Л. А. «Проблемы и перспективы европейского регионального порядка», в которой дано исчерпывающее представление о текущей ситуации в Европе, об основных ориентирах в международной политике и перспективах развития миграционного кризиса.
При исследовании нормативно-правовых основ регулирования миграционной политики Европейского Союза были использованы работы таких отечественных ученых как И.В. Форет , Т.Я. Павлова , В.В. Войников , Ж. Эстевенс , Б. Бузан, Л. Хансен .
Благодаря работам И.П. Изместьева , А.А. Ашмариной , П.П. Тимофеева , А. В. Манойло , Е.О. Пашковской , Д.П. Коммегни Фонганга , А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз были изучены некоторые такие аспекты миграционного кризиса, такие как функционирование Шенгенской зоны, интеграция мигрантов, работа агентства Frontex, причины миграции, брексит и т.д.
Д.П. Коммегни Фонганга, А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз, А. В. Манойло в своих работах, посвященных причинам миграционного кризиса, придерживаются противоположных мнений о причинах, вызвавших миграционный кризис. Так, А.А.Фисенко, Н.В. Гарбуз считают, что причиной Арабской весны и, как следствие, массовой миграции стала внутренняя ситуация, в то время как Манойло А.В. считает, что главную роль в данном вопросе сыграло внешнее вмешательство. Д.П. Коммегни Фонганга проводит наиболее глубокое и комплексное исследование проблемы миграции из африканских стран Южнее Сахары. Статистические данные из его исследований использованы в данной работе.
Основную группу источников составили отчеты, заключения, стратегические приоритеты и цели, предоставляемые европейскими организациями, занимающимися вопросами регулирования миграции. Данные документы, в основном, не имеют юридической силы, поэтому их необходимо выделить в отдельную группу источников. К ним относятся решения Европейского Совета по миграционному вопросу , обращения Европейской комиссии и т.д. Документы, используемые в данной работе, являются первоисточником, который дает самое полное и четкое понимание миграционной политики ЕС.
Также важную роль в данном исследовании сыграли законодательные акты, регламентирующие миграционную политику (например, Дублинский регламент и т.д.); международные договоры, документы ООН (Всеобщая декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и т.д.). Данный тип источников необходим для понимания правовых норм Европейского Союза, которые являются основой миграционной политики ЕС.
В следующую группу источников можно выделить материалы таких периодических изданий, как «Deutsche Welle» , «Euronews» и «Тасс» , а также официальные СМИ наднациональных институтов. Источники из этой группы разнообразны, однако не являются абсолютно достоверными. Они отличаются эмоциональной окрашенностью, однако это дает лучшее представление об общественном мнении, чем факты, описанные в документах и статистиках.
Статистические данные представлены официальными данными, которые публикуются в виде отчетов или статей на сайтах таких организаций, как Международная организация по миграции , Европейская Комиссия , Европейский Совет , Фронтекс , Евростат и т.д.
Международное право способствует созданию некоторых общих знаменателей посредством формулирования определений. Нельзя эффективно сотрудничать в какой-либо сфере, не имея общего понимания элементов проблемы. Учитывая наличие кризиса, терминологическая база периодически обновляется для того, чтобы дать исчерпывающее и как можно более сбалансированное определение. Чтобы избежать разночтений, прежде чем начать данное исследование, необходимо рассмотреть использованные в работе определения терминов, связанных с миграцией.
Для этого был использован «Глоссарий по миграции» Международной организации по миграции . Он предоставляет обширную терминологическую базу, созданную по международным стандартам, которая признана в данный момент большинством международных акторов, в том числе Европейским Союзом. Изучение определений различных исследователей, не взятых за основу на территории Евросоюза, не является задачей первостепенной важности для данной работы, поэтому нами был выбран именно этот источник. Благодаря данному источнику, нами были исследованы и переведены следующие определения:
Миграция - это процесс перемещения людей за пределы их обычного места проживания через международную границу или внутри страны. Этот термин относится ко всем видам миграции.
Ситуация с понятием «мигрант» сложнее, так как международное право официально не определяет этот термин.
Согласно МОМ, мигрант - общий термин, не определенный в международном праве. Он характеризует человека, который покидает место своего обычного проживания, будь то внутри страны или с пересечением международной границы, временно или постоянно, а также для различных целей и по различным причинам. Термин включает ряд четко определенных юридических категорий людей, таких как трудящиеся-мигранты. Это и лица, особые формы передвижения которых определены законом, такие как незаконно ввезенные мигранты, а также те, чей статус или средства передвижения конкретно не определены в международном праве. Это касается, в первую очередь, иностранных студентов.
Мигрант в неурегулированной ситуации - это дословный перевод термина «мигрант с неурегулированным правовым статусом», который чаще встречается в российских источниках. На данный момент этот термин является политически корректным названием нелегального мигранта.
Необходимость введения более эмоционально нейтрального термина объясняется в глоссарии тем, что словосочетание «нелегальный мигрант» имеет негативный окрас. МОМ хочет подчеркнуть, что миграция таких людей является вынужденной и зачастую беженцы находятся в реальной опасности, страдают из-за нарушения их прав и человеческого достоинства. Считается, что использование нового термина должно привести к улучшению образа беженцев в глазах мирового сообщества.
Итак, мигрант с неурегулированным правовым статусом - лицо, которое пересекло международную границу, не имея права въезжать или оставаться в государстве в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых является это государство.
Мигрант в обычной ситуации - лицо, которое пересекает международную границу, имея право въезжать или оставаться в государстве в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых является это государство. Если говорить обыденными словами данный термин является описанием «легального мигранта».
Миграционный кризис - сложные и часто крупномасштабные миграционные потоки, вызванные кризисом, которые обычно связаны со значительной уязвимостью отдельных лиц и затронутых сообществ и создают острые и долгосрочные проблемы управления миграцией. Миграционный кризис может быть внезапным или медленным в начале, может иметь естественные или антропогенные причины и может иметь место как внутри страны, так и за ее пределами.
Беженец (Определение, принятое Конвенцией 1951 г.) - лицо, которое из-за обоснованного страха преследования по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится за пределами страны своего гражданства и не может или, вследствие такого страха, не желает пользоваться защитой этой страны; или который, не имеющий гражданства и находящийся за пределами страны его прежнего обычного проживания в результате таких событий, не может или не желает возвращаться в него из-за страха.
Заявитель - в контексте миграции лицо, которое официально запрашивает административные или судебные меры, такие как предоставление визы, разрешения на работу или статуса беженца.
Убежище - предоставление государством защиты на его территории лицам, находящимся за пределами страны их гражданства или обычного проживания, которые спасаются от преследования или серьезного вреда или по другим причинам.
Границы (международные) - политически определенные границы, разделяющие территорию или морские зоны между политическими образованиями и территориями, в которых политические образования осуществляют меры пограничного управления на своей территории или экстерриториально. К таким районам относятся пункты пересечения границы (аэропорты, пункты пересечения сухопутной границы, порты), иммиграционные и транзитные зоны, «ничейная земля» между пунктами пересечения соседних стран, а также посольства и консульства (в том, что касается выдачи виз).
В международном гуманитарном праве депортация относится к принудительному перемещению гражданских лиц, которое запрещено во время оккупации и немеждународных вооруженных конфликтов, за исключением случаев, когда это необходимо по соображениям безопасности или в силу неотложных военных соображений.
Перемещенные лица (или вынужденные переселенцы) - лица или группы лиц, которые были вынуждены бежать или покидать свои дома или места обычного проживания либо через международную границу, либо внутри государства, в частности в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта ситуации генерализованного насилия, нарушения прав человека или природных или техногенных катастроф.
Первая страна убежища - государство, в котором беженцу или беженке уже была предоставлена международная защита, которое остается доступным и эффективным для соответствующего лица.
По определению Международной организации по миграции (МОМ), мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица; добровольного или недобровольного характера перемещения; причин перемещения; или продолжительности пребывания.
Итак, нами были описаны основные термины, которые будут использоваться в выпускной квалификационной работе. Проанализировав данные выше определения, можно прийти к выводу, что они довольно детально описывают те или иные явления.
Появление данного глоссария обусловлено желанием приведения в порядок терминологической базы, что и удалось сделать его создателям. Однако можно заметить, что некоторые термины имеют схожее определение, например, «беженец» и «перемещенные лица». Несмотря на это, данные категории имеют различный правовой статус. Гражданин, который вынужденно перемещается по своей стране, не может называться беженцем. В зависимости от государства, под юрисдикций которого находится лицо, определяется статус и права этого лица. На примере двух этих определений можно убедиться в сложности и, на первый взгляд, неоднозначности, классификации и определения различных мигрантов. Это обуславливает необходимость создания сложной системы, способной соблюсти права всех категорий мигрантов в соответствии с законодательством Европейского Союза и национальными законодательствами стран-членов ЕС.
В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как инструментальное наблюдение, сравнение и индукция, а также историко¬генетический метод.
Структура работы определена целью и задачами и состоит из введения, двух глав и заключения.
Сложность миграционных процессов требует разветвлённой системы решения проблем, связанных с ними. Учитывая демографическую ситуацию во многих европейских странах, вопросы регулирования миграции стоят перед отдельными государствами и Европейским Союзом в целом на протяжении многих лет.
Для Европы 2015 год стал действительно сложным испытанием. Государства столкнулись с неконтролируемым 116
потоком нелегальных мигрантов, справиться с которым самостоятельно было бы невозможно. Эффективное сотрудничество между соответствующими субъектами, вероятно, более важно в области миграции, чем в любых других областях политики. В подобных условиях необходима кооперация, тесное сотрудничество и взаимопомощь во всех сферах, однако в кризисной ситуации, как никогда ясно и чётко, можно проследить политический реализм в действии.
Для наилучшего понимания проблемы мы детально изучили все аспекты в работе органов Европейского Союза, а также в причинах, которые позволяют или не позволяют эффективно осуществлять им свою деятельность. Разветвленная система и громоздкая бюрократическая машина, а также идеологические основы миграционной политики ЕС не позволяли эффективно справляться с потоками беженцев в первые годы кризиса и привели к осознанию необходимости внесения изменений не только в общеевропейские документы, но и в национальные законодательства.
В соответствии с поставленной целью мы оценили эффективность мер, предпринятых в Европейском союзе на национальном и наднациональном уровнях для преодоления миграционного кризиса 2015 года.
Подводя итоги миграционной политики в ЕС в исследуемый период, можно отметить следующие факты.
Европейский Союз разработал ряд норм и механизмов для управления легальными миграционными потоками: для лиц, ищущих убежище или воссоединения семей; для высококвалифицированных работников, студентов, научных исследователей, сезонных работников.
С 2015 года Комиссия постоянно выполняет свои обязательства по поддержке государств-членов в управлении миграцией и использует законодательную инициативу для продвижения различных форм сотрудничества. Цель ЕС - не остановить миграцию, а сделать ее более безопасной . Финансирование ЕС оказалось важным инструментом в этом отношении, обеспечивая практическую демонстрацию солидарности и разделения ответственности.
Через Фонд убежища, миграции и интеграции и Фонд внутренней безопасности ЕК помогает государствам-членам в управлении миграционными потоками и защите внешних границ ЕС. Финансирование ЕС оказывало поддержку государствам-членам в улучшении условий приема, обеспечении жильем, здравоохранением и продовольствием. Это повысило мотивацию государств к приему беженцев, ведь некоторым государствам справиться с обеспечением крупнейшего потока беженцев было бы невозможно. Финансирование также способствовало улучшению доступа к справедливым и эффективным процедурам предоставления убежища, лучшей защите детей, оборудованию для наблюдения за границами, поиску и спасанию на море и программам добровольного возвращения и реадмиссии. Это включает в себя как долгосрочное, так и экстренное финансирование, которое позволяет быстро и гибко реагировать, несмотря на изменяющиеся обстоятельства.
В 2016 году был создан новый инструмент поддержки в чрезвычайных ситуациях для удовлетворения широкомасштабных гуманитарных потребностей в рамках ЕС. Он финансирует операции по оказанию чрезвычайной поддержки, направленные на удовлетворение потребностей мигрантов и беженцев в Греции.
Греции в рамках данных фондов с 2015 по 2019 год было выделено 2,2 миллиарда евро, Италии почти 1 миллиард евро. Испания получила почти 800 миллионов. В Швецию было направлено почти 400 миллионов, в Болгарию более 300 миллионов. Для Мальты и Кипра было выделено около 100 миллионов евро для каждой страны .
Была организована Европейская служба пограничной и береговой охраны, которая наряду с национальными пограничными агентствами осуществляла контроль на границах, операции по спасению людей в море и предоставляла статистические данные. Вместе с соответствующими национальными органами стран-членов ЕС, с участием других заинтересованных сторон агентство Frontex управляло внешними границами ЕС и занималось сотрудничеством со странами, не входящими в ЕС. Благодаря деятельности данного агентства было спасено много жизней в море и на суше. Оценив вклад данной структуры в решение миграционных проблем, ЕС решил расширить финансирование, штат сотрудников и техническое обеспечение агентства.
Важную роль в решении миграционного кризиса сыграло сотрудничество с третьими странами. Европейский Союз направлял финансирование в государства происхождения беженцев для устранения причин массовой миграции. В долгосрочной перспективе это снизило объемы нелегальной миграции и число заявок на предоставление убежища.
Одним из самых значительных итогов сотрудничества являлось соглашение между Турцией и ЕС, заключенное в 2016 году. Хотя в данный момент отношения между сторонами не являются доверительными, на протяжении трёх лет число нелегальных переходов границы из Турции сохранялось на очень низком уровне. Это дало время для того, чтобы решить существующие проблемы и принять необходимые для урегулирования ситуации меры.
На данный момент кризис и его последствия являются одной из крупнейших проблем, стоящих перед ЕС, однако нельзя сказать, что такое многоплановое явление, как миграция обладает исключительно отрицательным эффектом. Как признанно в «Повестке дня в области устойчивого развития», принятой Генассамблеей ООН 25 сентября 2015 года на последующие 15 лет, миграция вносит позитивный вклад в устойчивое развитие и оказывает большое влияние на международную обстановку. Отмечается также и тот факт, что в современных условиях невозможно решать миграционные проблемы без согласованного международного сотрудничества.
Именно согласованность стала проблемой для ЕС. Регламент N 604/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза или Дублинский регламент, призванный усовершенствовать систему принятия заявок на убежище, оказался совершенно неприменим в современной кризисной ситуации. По данному регламенту беженец должен подать запрос на предоставление убежища в первую страну прибытия. Таким образом, государства, расположенные на границах и основных маршрутах беженцев страдают от неравномерной нагрузки, а системы распределения между государствами просто не существует. Поиск решения данной проблемы не привел к единогласному решению. Некоторые государства отказались брать на себя ответственность по распределению беженцев, что замедлило поиск общеевропейского ответа на миграционный кризис. Учитывая, что принятие любого решения - это довольно долгий процесс, отказ от выполнения рекомендаций действительно замедляет скорость преодоления миграционного кризиса.
Различные представления стран-членов ЕС о безопасности и системе убежища стали причиной разногласий внутри Союза. Это поставило под вопрос существования данного объединения в том виде, в котором мы привыкли его наблюдать.
В итоге, не смотря на развитую нормативно-правовую базу и разветвленную систему органов, на практике, в ЕС отсутствует единая стратегия ведения миграционной политики, так как каждая страна придерживается собственного курса и не стремится к сотрудничеству.
Тем не менее, важен тот факт, что в условиях кризиса ЕС сумел относительно быстро и адекватно реагировать на актуальную ситуацию. В итоге были выработаны механизмы, способные без принуждения и с сохранением прав человека переселять беженцев в другие государства-члены или на территорию третьих стран, быстро реагировать на заявки на предоставление убежища и возвращать нелегальных беженцев на родину. Это демонстрирует способность адаптироваться к ситуации и находить пути выхода даже в условиях постоянной борьбы с государствами-членами. Европейский Союз предоставил поддержку сотням тысяч людей, которые нуждаются в защите, спас множество жизней и доказал, что приоритетное направление его деятельности - сохранение права человека. Это один из первых шагов для перехода к всеобъемлющему и целостному взгляду на мир и международную стабильность, основанного на защите личности .
Сложно делать какие-либо долгосрочные прогнозы. Проблема миграционного кризиса постепенно исчезает из заголовков СМИ, однако еще рано говорить о том, что Европейский Союз сумел его преодолеть. Последствия кризиса еще долгое время будут влиять на внутреннюю и внешнюю политику ЕС.
Хотя в марте 2016 года Европейская Комиссия преждевременно объявила о том, что миграционный кризис удалось успешно преодолеть, нельзя отрицать возможность повторения ситуации 2015 года. В связи с этим, странам- членам ЕС необходимо учесть все успехи и ошибки, чтобы найти более скоординированный и систематизированный подход к миграционным проблемам Европейского Союза.
Данная тема представляет большой интерес. Мы надеемся, что в будущем сможем продолжить данное исследование.
Для Европы 2015 год стал действительно сложным испытанием. Государства столкнулись с неконтролируемым 116
потоком нелегальных мигрантов, справиться с которым самостоятельно было бы невозможно. Эффективное сотрудничество между соответствующими субъектами, вероятно, более важно в области миграции, чем в любых других областях политики. В подобных условиях необходима кооперация, тесное сотрудничество и взаимопомощь во всех сферах, однако в кризисной ситуации, как никогда ясно и чётко, можно проследить политический реализм в действии.
Для наилучшего понимания проблемы мы детально изучили все аспекты в работе органов Европейского Союза, а также в причинах, которые позволяют или не позволяют эффективно осуществлять им свою деятельность. Разветвленная система и громоздкая бюрократическая машина, а также идеологические основы миграционной политики ЕС не позволяли эффективно справляться с потоками беженцев в первые годы кризиса и привели к осознанию необходимости внесения изменений не только в общеевропейские документы, но и в национальные законодательства.
В соответствии с поставленной целью мы оценили эффективность мер, предпринятых в Европейском союзе на национальном и наднациональном уровнях для преодоления миграционного кризиса 2015 года.
Подводя итоги миграционной политики в ЕС в исследуемый период, можно отметить следующие факты.
Европейский Союз разработал ряд норм и механизмов для управления легальными миграционными потоками: для лиц, ищущих убежище или воссоединения семей; для высококвалифицированных работников, студентов, научных исследователей, сезонных работников.
С 2015 года Комиссия постоянно выполняет свои обязательства по поддержке государств-членов в управлении миграцией и использует законодательную инициативу для продвижения различных форм сотрудничества. Цель ЕС - не остановить миграцию, а сделать ее более безопасной . Финансирование ЕС оказалось важным инструментом в этом отношении, обеспечивая практическую демонстрацию солидарности и разделения ответственности.
Через Фонд убежища, миграции и интеграции и Фонд внутренней безопасности ЕК помогает государствам-членам в управлении миграционными потоками и защите внешних границ ЕС. Финансирование ЕС оказывало поддержку государствам-членам в улучшении условий приема, обеспечении жильем, здравоохранением и продовольствием. Это повысило мотивацию государств к приему беженцев, ведь некоторым государствам справиться с обеспечением крупнейшего потока беженцев было бы невозможно. Финансирование также способствовало улучшению доступа к справедливым и эффективным процедурам предоставления убежища, лучшей защите детей, оборудованию для наблюдения за границами, поиску и спасанию на море и программам добровольного возвращения и реадмиссии. Это включает в себя как долгосрочное, так и экстренное финансирование, которое позволяет быстро и гибко реагировать, несмотря на изменяющиеся обстоятельства.
В 2016 году был создан новый инструмент поддержки в чрезвычайных ситуациях для удовлетворения широкомасштабных гуманитарных потребностей в рамках ЕС. Он финансирует операции по оказанию чрезвычайной поддержки, направленные на удовлетворение потребностей мигрантов и беженцев в Греции.
Греции в рамках данных фондов с 2015 по 2019 год было выделено 2,2 миллиарда евро, Италии почти 1 миллиард евро. Испания получила почти 800 миллионов. В Швецию было направлено почти 400 миллионов, в Болгарию более 300 миллионов. Для Мальты и Кипра было выделено около 100 миллионов евро для каждой страны .
Была организована Европейская служба пограничной и береговой охраны, которая наряду с национальными пограничными агентствами осуществляла контроль на границах, операции по спасению людей в море и предоставляла статистические данные. Вместе с соответствующими национальными органами стран-членов ЕС, с участием других заинтересованных сторон агентство Frontex управляло внешними границами ЕС и занималось сотрудничеством со странами, не входящими в ЕС. Благодаря деятельности данного агентства было спасено много жизней в море и на суше. Оценив вклад данной структуры в решение миграционных проблем, ЕС решил расширить финансирование, штат сотрудников и техническое обеспечение агентства.
Важную роль в решении миграционного кризиса сыграло сотрудничество с третьими странами. Европейский Союз направлял финансирование в государства происхождения беженцев для устранения причин массовой миграции. В долгосрочной перспективе это снизило объемы нелегальной миграции и число заявок на предоставление убежища.
Одним из самых значительных итогов сотрудничества являлось соглашение между Турцией и ЕС, заключенное в 2016 году. Хотя в данный момент отношения между сторонами не являются доверительными, на протяжении трёх лет число нелегальных переходов границы из Турции сохранялось на очень низком уровне. Это дало время для того, чтобы решить существующие проблемы и принять необходимые для урегулирования ситуации меры.
На данный момент кризис и его последствия являются одной из крупнейших проблем, стоящих перед ЕС, однако нельзя сказать, что такое многоплановое явление, как миграция обладает исключительно отрицательным эффектом. Как признанно в «Повестке дня в области устойчивого развития», принятой Генассамблеей ООН 25 сентября 2015 года на последующие 15 лет, миграция вносит позитивный вклад в устойчивое развитие и оказывает большое влияние на международную обстановку. Отмечается также и тот факт, что в современных условиях невозможно решать миграционные проблемы без согласованного международного сотрудничества.
Именно согласованность стала проблемой для ЕС. Регламент N 604/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза или Дублинский регламент, призванный усовершенствовать систему принятия заявок на убежище, оказался совершенно неприменим в современной кризисной ситуации. По данному регламенту беженец должен подать запрос на предоставление убежища в первую страну прибытия. Таким образом, государства, расположенные на границах и основных маршрутах беженцев страдают от неравномерной нагрузки, а системы распределения между государствами просто не существует. Поиск решения данной проблемы не привел к единогласному решению. Некоторые государства отказались брать на себя ответственность по распределению беженцев, что замедлило поиск общеевропейского ответа на миграционный кризис. Учитывая, что принятие любого решения - это довольно долгий процесс, отказ от выполнения рекомендаций действительно замедляет скорость преодоления миграционного кризиса.
Различные представления стран-членов ЕС о безопасности и системе убежища стали причиной разногласий внутри Союза. Это поставило под вопрос существования данного объединения в том виде, в котором мы привыкли его наблюдать.
В итоге, не смотря на развитую нормативно-правовую базу и разветвленную систему органов, на практике, в ЕС отсутствует единая стратегия ведения миграционной политики, так как каждая страна придерживается собственного курса и не стремится к сотрудничеству.
Тем не менее, важен тот факт, что в условиях кризиса ЕС сумел относительно быстро и адекватно реагировать на актуальную ситуацию. В итоге были выработаны механизмы, способные без принуждения и с сохранением прав человека переселять беженцев в другие государства-члены или на территорию третьих стран, быстро реагировать на заявки на предоставление убежища и возвращать нелегальных беженцев на родину. Это демонстрирует способность адаптироваться к ситуации и находить пути выхода даже в условиях постоянной борьбы с государствами-членами. Европейский Союз предоставил поддержку сотням тысяч людей, которые нуждаются в защите, спас множество жизней и доказал, что приоритетное направление его деятельности - сохранение права человека. Это один из первых шагов для перехода к всеобъемлющему и целостному взгляду на мир и международную стабильность, основанного на защите личности .
Сложно делать какие-либо долгосрочные прогнозы. Проблема миграционного кризиса постепенно исчезает из заголовков СМИ, однако еще рано говорить о том, что Европейский Союз сумел его преодолеть. Последствия кризиса еще долгое время будут влиять на внутреннюю и внешнюю политику ЕС.
Хотя в марте 2016 года Европейская Комиссия преждевременно объявила о том, что миграционный кризис удалось успешно преодолеть, нельзя отрицать возможность повторения ситуации 2015 года. В связи с этим, странам- членам ЕС необходимо учесть все успехи и ошибки, чтобы найти более скоординированный и систематизированный подход к миграционным проблемам Европейского Союза.
Данная тема представляет большой интерес. Мы надеемся, что в будущем сможем продолжить данное исследование.
Подобные работы
- Особенности миграционной политики Европейского союза в отношении Латинской Америки на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социальное развитие Швеции в контексте политики Евросоюза (1992-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИЧИНЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Государственный суверенитет и безопасность Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических парадигм
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус границ государств-членов Европейского Союза
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - УЧАСТИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. ПРОГРАММА ООН ПО НАСЕЛЁННЫМ ПУНКТАМ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ЧЕРЕЗ ИСПАНСКИЕ ЭКСКЛАВЫ СЕУТА И МЕЛИЛЬЯ (2014-2020 ГГ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



