Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания и его профилактики у представителей помогающих профессий 8
1.1 Развитие взглядов на феномен эмоционального выгорания в
зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Стресс и стрессоустойчивость как факторы, влияющие на
процесс эмоционального выгорания 16
1.3 Особенности проявления синдрома эмоционального
выгорания у представителей помогающих профессий 22
Глава 2. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий 32
2.1 Организация и методы исследования синдрома
эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
психологических особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий 36
2.3 Организация и проведение программы профилактики и
оценка ее эффективности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
К числу основных задач долгосрочного социально-экономического развития нашей страны на период до 2020 года относится сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации в условиях оптимизации их профессиональной деятельности, что особенно актуализирует проблему профилактики эмоционального выгорания.
В последнее время в отечественной и зарубежной литературе часто рассматривается проблема эмоционального выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости.
Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергом. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания», «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Указанное понятие является феноменом современности, как следствие нынешней интенсификации профессиональной деятельности, роста эмоциональных, информационных, коммуникативных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни современного человека. Широкое распространение данного явления обнаруживается у специалистов «субъект-субъектных» профессий.
Изучение механизмов противодействия профессиональному выгоранию, как системного эффекта субъектно-личностных, организационных и социальных факторов представляется важным для многих областей науки и практики, связанных с вопросами профессиональной деформации, трудовой мотивации, душевного благополучия и профессионального здоровья, социального взаимодействия работников различных профессиональных групп (А.Ю. Василенко, С.Б.Величковская, Н.Е. Водопьянова, Л.Г. Дикая, В.В. Лукьянов, Л.Н.Молчанова, В.Е. Орел, Е. С. Старченкова, Б.А. Ясько и др.).
Проблема синдрома эмоционального выгорания нашла свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых, посвященных содержанию, структуре и методам его диагностики (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Д.В. Воронкова, К. Маслак, Л.В. Мурай, В.Е. Орел, Х. Фрейденбергер, и др.). Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий рассматривали Т.В. Артемьева, О.С. Балыкина, Н.Н.Меркулова, М.И. Санькова, С.Г. Сафаргалиева, Л.В. Топчий, и др.
В.Е. Орел разделяя факторы, влияющие на возникновение выгорания, на организационные и индивидуальные, предложил для профилактики и терапии выгорания два направления - личностно-ориентированное и организационно-ориентированное.
Личностно-ориентированный подход направлен на восстановление утраченных ресурсов, личностный рост, развитие профессиональных компетенций, через саморазвитие, самопомощь и помощь извне. Организационно-ориентированное направление затрагивает изменения на уровне отдельных структурных подразделений и организации в целом, однако внедрение данного метода требует значительного вложения денег, усилий и времени. Среди наиболее эффективных организационно-ориентированных методов К. Маслак выделяет наставничество, супервизорство, повышение квалификации, карьерный рост.
Указанная проблема нуждается в пристальном внимании, поскольку отрицательные последствия эмоционального выгорания, отражаются не только на результатах деятельности представителей помогающих профессий, но и на их психическом и физическом здоровье.
Профессия работника пенсионной службы относится к типу помогающих профессий, независимо от разновидности выполняемой работы. Работа с людьми, включающая регулярные стрессовые ситуации, в которые попадает сотрудник в процессе сложного взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть его социальных проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы требуют большой эмоциональной нагрузки и оказывают существенное влияние на здоровье.
Работникам Пенсионного фонда, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен синдром эмоционального выгорания (СЭВ), который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности и даже агрессивности. Что может привести к дисфункциональным последствиям и отрицательно сказаться на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами и получателями услуг Пенсионного фонда.
Люди, не получающие необходимого психологического просвещения, не знают, насколько опасно для них эмоциональное выгорание: это не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла».
До настоящего времени исследований эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда не проводилось. Поэтому решение проблемы профилактики и коррекции эмоционального выгорания в указанной сфере деятельности работников имеет большое практическое значение.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена появлением в психических состояниях работников фонда симптомов эмоционального выгорания. «Выгоревший» специалист, испытывающий постоянные эмоциональные перегрузки, не может выполнять свои должностные обязанности на должном уровне, и замечает ухудшения физического и психического здоровья. В связи чем, возникла необходимость изучения факторов, влияющих на формирование эмоционального выгорания и разработки практических рекомендаций, направленных на предотвращение эмоционального выгорания специалистов Пенсионного фонда.
Актуальность обращения к проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания и его профилактики у сотрудников Пенсионного фонда обуславливается наличием следующих противоречий:
- между научно-теоретической разработанностью проблемы эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности и практико-технологическим обеспечением профилактики этого явления в деятельности сотрудников Пенсионного фонда;
- между уровнем предрасположенности сотрудников Пенсионного фонда к синдрому эмоционального выгорания и недостаточным владением ими способами восполнения психологических ресурсов как на интерперсональном, так и на интраперсональном уровне.
Выделенные противоречия обусловили проблему данной работы: каковы особенности эмоционального выгорания у сотрудников Пенсионного фонда и как оптимизировать направления его профилактики?
Объект - эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий.
Предмет - особенности эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий с разным уровнем стрессоустойчивости.
Цель исследования: изучить факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у представителей помогающих профессий.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в выраженности эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий с разным уровнем стрессоустойчивости: сотрудники с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуются низким уровнем эмоционального тонуса, неудовлетворенностью собой и деятельностью; сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости оценивают свою профессиональную деятельность как социально значимую, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Своевременная психологическая профилактика посредством развития стрессоустойчивости способствует снижению негативных последствий эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы к пониманию эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии;
2) изучить особенности проявления эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий;
3) выявить факторы, влияющие на проявление эмоционального выгорания у сотрудников Пенсионного фонда;
4) разработать и оценить эффективность программы профилактики эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретические положения психологии эмоций, психологических механизмов эмоциональной устойчивости человека (К.Э. Изард, Е.П. Ильин и др.);
- исследования психического здоровья и защитных механизмов личности (Л.Д. Демина, Н.Н. Меркулова, Г. Селье и др.);
- исследования влияния профессиональной деятельности на развитие эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, К. Маслак, В.Е. Орел и др.).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный;
- эмпирические методы: тесты, анкета, беседа;
- методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты), коэффициент корреляции r-Спирмена, U-критерий Манна- Уитни, факторный анализ.
- интерпретационные методы: структурное описание.
Методики исследования:
1. методика «Диагностика профессионального выгорания для консультантов фонда социальной защиты» (К. Маслак, С. Джексон, модификация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой) используется для оценки профессионального выгорания у сотрудников помогающих профессий;
2. методика «Диагностика эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) позволяет выявить ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся;
3. «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Виллиансон) позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости;
4. анкета «Стресс на работе» (Ю.Н. Гут) позволяет определить демографические показатели испытуемых и источники стресса со способами его подавления.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе Управления Пенсионного фонда в г. Валуйки и Валуйском районе Белгородской области. Выборку составили 60 сотрудников в возрасте от 20 до 58 лет, стаж работы в профессиональной сфере от 1 года.
Внедрение результатов исследования: наше исследование было проведено по заказу начальника ГУ-УПФР в г. Валуйки и Валуйском районе Белгородской области, результаты исследования легли в основу областного проекта «Профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий». Результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ»; Международной научной конференции перспективных разработок (Курск, 2017), Международной научно-практической конференции (Белгород, 2018) и студенческой научной конференции (Белгород 2018 г.); опубликованы в 3 научных изданиях.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (62 источника), 10 рисунков, 4 таблицы и приложения. Объем работы составляет 74 страницы машинописного текста.
В результате проведённого теоретического анализа литературы был сделан вывод о том, что проблема влияния уровня стрессоустойчивости на формирование синдрома эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий недостаточно изучена в психологии. В связи с этим исследование данной проблемы представляет большую значимость для теории и практики.
Можно выделить две основные теоретические структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида - находящимся на одной из его стадий. Часто пишут «профессиональное выгорание», подчеркивая результат - ухудшение работоспособности, упуская деформацию личности профессионала. Эмоциональное выгорание - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, которое можно рассматривать в контексте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Состояние эмоционального выгорания затрагивает все уровни психических и психофизиологических проявлений с последовательной сменой стадий.
Специфика деятельности специалиста ПФР предъявляет высокие требования к его психологическим возможностям. Синдром эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий - это процесс постепенной утраты эмоциональной и физической энергии, который проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения уровня удовлетворения от профессиональной деятельности.
Симптомами эмоционального выгорания представителей помогающих профессий являются: хроническая усталость, когнитивная дисфункция, а также симптомокомплекс, соответствующий сферам: интеллектуальной (уменьшение интереса к новым идеям и в других областях деятельности, формализм в работе); личностной (пессимизм, цинизм, пассивность и черствость в сферах общения); эмоционально-волевой сферы (недостаток эмоций, бесчувственность, неумение контролировать эмоции).
Стрессоустойчивость, характеризующаяся, прежде всего, степенью развитости эмоциональной устойчивости, эмоциональной зрелости личности, является необходимым качеством специалиста помогающих профессий. Она обеспечивает положительный контакт с коллегами и клиентами, успешность профессиональной деятельности и является основным психологическим фактором, влияющим на оптимизацию уровня эмоционального выгорания, обеспечивая успешное выполнение необходимой деятельности.
Профилактика эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий предусматривает учёт их индивидуально-личностных психологических особенностей и факторов рабочей среды.
Для профилактики эмоционального выгорания сотрудников Пенсионного фонда необходимы следующие направления: психодиагностика (выявление степени выраженности у работника синдрома эмоционального выгорания); формирование мотивов (мотивация работника на участие в коррекционной программе); разработка и реализация коррекционных мероприятий; определение траекторий дальнейшей работы в обозначенном направлении.
В результате исследования, сформулируем основные выводы:
1. У подавляющего большинства обследованных сотрудников Пенсионного фонда был выявлен высокий и средний уровень эмоционального выгорания (сформированность стадий).
2. Большинство специалистов Пенсионного фонда имеют низкий уровень стрессоустойчивости, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни. Высоких показателей стрессоустойчивости у испытуемых не выявлено.
Анализ данных наглядно иллюстрирует прямо пропорциональную зависимость симптомов эмоционального выгорания от стрессоустойчивости. Следовательно, чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем ярче выражены все эти симптомы: возрастает раздражение факторами профессиональной деятельности, накапливается отчаяние и негодование, появляется недовольство собой, профессией, заработной платой, взаимоотношениями с субъектами деятельности.
Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию специалисты старшей возрастной группы (от 40 и старше) со стажем профессиональной деятельности более 15 лет. Сотрудники старшей возрастной группы часто негативно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи, испытывают негатив относительно служебных или личностных достоинств и возможностей, обязанностей по отношению к другим. У молодых специалистов проявляются симптомы напряжения в результате динамической психоэмоциональной атмосферы, повышенной ответственности, так как молодые специалисты стараются соответствовать идеальному образу, для того чтоб быть востребованными в профессиональном обществе.
Программа профилактики способствовала положительной динамике показателей эмоционального выгорания у специалистов, а также повышению их стрессоустойчивости. У испытуемых экспериментальной группы по итогам реализации программы профилактики эмоционального выгорания практически в два раза улучшились показатели по всем фазам эмоционального выгорания. Специалисты стали оценивать свою профессиональную деятельность как социально значимую, начали более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, активнее включаться в процесс профессиональной деятельности. Появилась тенденция положительно оценивать свою профессиональную компетентность и продуктивность, что в свою очередь, способствовало повышению внутренней профессиональной мотивации, уверенности в себе и личностной ответственности.
Таким образом, цель нашего исследования - изучить факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у представителей помогающих профессий - была достигнута. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: существуют различия в выраженности эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий с разным уровнем стрессоустойчивости: сотрудники с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуются низким уровнем эмоционального тонуса, неудовлетворенностью собой и деятельностью; сотрудники с высоким уровнем стрессоустойчивости оценивают свою профессиональную деятельность как социально значимую, более ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Своевременная психологическая профилактика посредством развития стрессоустойчивости способствует снижению негативных последствий эмоционального выгорания.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных путей профилактической работы с педагогами, способствующей снижению уровня эмоционального выгорания. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологов-педагогов в практике профилактике эмоционального выгорания.
Практическая направленность исследования обусловлена возможностями использования полученных результатов, а также сформированной и апробированной в его рамках программы психологической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников помогающих профессий для решения комплекса задач, связанных со снижением уровня эмоционального выгорания в обозначенной профессиональной сфере. Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения разных сторон этой проблемы и могут применяться в процессе диагностической, поддерживающей и коррекционной работе психологов-практиков, специализирующихся в сфере психологического сопровождения социальной сферы; в дальнейших исследованиях в области теоретической и прикладной психологии.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболдин. - Казань: КГУ, 2005. - 247 с.
2. Акулинина, Ю.Н. Профилактика профессионального
«выгорания» специалистов социальной сферы / Ю.Н. Акулина. - 5-е изд. - Спб.: Питер, 2013. - 94-102с.
3. Асеева, И.Н. Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деятельности / И.Н. Асеева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия:Психология. - 2008. - С. 15-19.
4. Асмаковец, Е.С. Особенности синдрома эмоционального выгорания у социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому / Е.С. Асмаковец // IV междунар. интернет-конф. «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности» [Электронный ресурс]. - URL: http://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/asmakovec (дата обращения: 11.10.2017)
5. Балыкина, О.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О.С. Балыкина, Н.М. Ерохина, Л.П. Петухова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 17-18.
6. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
7. Богомолова, А.О. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у сотрудников помогающих профессий / А.О. Богомолова, Ю.Н. Гут // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, в 5-х томах, Том 2.Юго- Зап. гос. ун- т., Курск: ЗАО Университетская книга,- 2017, - С. 62- 65.
8. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1997. - 172 с.
9. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / Бойко В.В. - СПб: Питер, 2013. - С.97-115.
10. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2003. - 410 с.
11. Буянкина, М.А. Взаимосвязь психического выгорания с типом организационной культуры в профессиях субъект-объектного типа: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Буянкина Марина Александровна; [Место защиты: Ярослав.гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. - Ярославль, 2011. - 223 с.
12. Васильева, Н.Ю. Психологический портрет социального работника / Н.Ю. Васильева // Социальная работа. - 1992. - № 5. - С. 35-40.
13. Владимирова, Е.А. Авторская программа «Управление временем» как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания /Е.А. Владимирова // Работник социальной службы. - 2012. - № 2. - С. 13-18.
14. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старчикова, СПб.: Питер, 2005. - 180 с.
15. Воронкова, Д.В. Организационно-психологические факторы эмоционального выгорания / Д.В. Воронкова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2010. № 4. - С. 52-65.
16. Горбунов, В.С. Феномен «профессионального выгорания» в деятельности социальных работников мегаполиса / В.С. Горбунов, Л.Г. Наумова // Социология образования. - 2013. - № 8. - С. 62-70.
17. Гордеева, М.А. Эмоциональное выгорание государственных
служащих / М.А. Гордеева. [Электронный ресурс]. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/emotsionalnoe-vygoranie-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения: 12.11.2017).
18. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - СПб., 2001. - 340 с.
19. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - Барнаул : Изд-во Алт. госун-та, 2000. - 123 с.
20. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция
эмоционального выгорания воспитателей ДОУ / В.И. Долгова, Шаяхметова В.К., Е.В. Образцова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 222-231. [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2016Z56998.htm (дата обращения: 03.11.2017).
21. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 184 с.
22. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М., 1987. - 178 с.
23. Иванова, Т.В. Ресурсы личности в преодолении педагогом кризиса эмоционального выгорания / Т.В. Иванова, Т.В. Артемьева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 35-38.
24. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Спб, 2008. - 380 с.
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
26. Кирхлер, Э. Психология труда и организационная психология : пер. с нем. / Э.Кирхлер, Э. Хельцл. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2003. - 308 с.
Т1. Киршин, П.А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания работников социальной службы / П.А. Киршин // Работник социальной службы. - 2001. - № 4. -- С. 101-105.
28. Корнилова, М.В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / М.В. Корнилова // Социологические исследования. - 2011. - № 8. - С. 94-91.
29. Кулева, Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников / Е.Б. Кулева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. - № 1. - С. 3-10.
30. Курицына, С.А. Медико-социальные аспекты работы с людьми пожилого возраста : программа и метод. указания по курсу / С.А. Курицына ; Гор. акад. центр по развитию практики и образования в социал. сфере ; под ред. А.В. Басова. - Ярославль : Изд-во ГАЦ, 2001. - 40 с.
31. Лазарев С.Н. Надо ли «гореть» на работе / С.Н. Лазарев // Охрана труда и социальное страхование. - 2005. - N 2. - С. 68-11.
32. Маслак, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслак // Практикум по социальной психологии. - СПб: Питер, 2001. - 528 с.
33. Меркулова, Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающий» профессий / Н.Н. Меркулова// Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 104, № 12. - С. 199-206.
34. Мороз, М.В. Профессиональное становление социального работника: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Мороз М.В. - Ярославль, 2007 [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/bitstream/123456189/116/1/02010300.pdf (дата обращения: 03.09.2017)
35. Мурай, Л.В. Организация и содержание работы по программе «Как пережить синдром «эмоционального сгорания» /Л.В. Мурай // Работник социальной службы. - 2012. - № 10. - С. 3-1.
36. Мушастая, Н.В. Исследование формирования синдрома эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности социальных работников / Н.В. Мушастая // Наука и знание. - Новороссийск, 2007.- С. 47¬49.
37. Никитин, В.А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого¬социальный институт, 2012. - 180 с.
38. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
39. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2001. - С. 12-19.
40. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности: [монография] / В.Е. Орел. - Ярославль: Изд-во Институт психологии. РАН, 2005. - 330 с.
41. Папанова, О.А. Влияние профессии на личность социального работника / О.А. Папанова // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России. - Смоленск, 2006. - С. 225-229.
42. Психодиагностика: справочник практического психолога / С.Т. Посохова и др.; под ред. С.Т. Посоховой. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
43. Пусикова, М. В. Синдром эмоционального выгорания как пример
дезадаптации к организационной культуре // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1768-1771 [Электронный ресурс]. - URL:
https://moluch.ru/archive/91/19438/(дата обращения: 11.10.2017).
44. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. - 2011. - № 5-2. - С. 92-97.
45. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
46. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - Т. 23. - № 3. - 2002. - С. 85.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М: Психология, «Питер», 2009. -152с.
48. Санькова, М.И. Синдром «эмоционального выгорания» у
социальных работников: теорет. анализ понятия / М.И. Санькова // Человек. Сообщество. Управление : науч.-информ. журн. Кубанского гос. ун-та. -
2004. - № 2. - С. 30-43 [Электронный ресурс]. - URL:
http://chsu.kubsu.ru/archiv/2004-2.pdf (дата обращения: 19.10.2017).
49. Сафаргалиева, С.Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С.Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы. - 2011. - № 10. - С. 93-106.
50. Свиридова, О. П. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников паллиативной помощи детям / О.П. Свиридова, В.А. Куташов, Д.Н. Припутневич // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 91-96.
51. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе/ Г. Селье// Общая психология: сб. текстов / под общ. ред. В. В. Петухова. - М., 1998. - Вып. 2, - С. 150-153.
52. Таткина Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 11. - С. 131-134.
53. Темиров Т.В. Управление стрессовыми ситуациями как
профилактика профессионального выгорания / Т.В. Темиров // Медико-социальная экспертиза [Электронный ресурс] -URL:
http://www.invalidnost.com/forum/11-1356-1 (дата обращения: 02.10.2017).
54. Топчий, Л.В. Профилактика синдрома «психического выгорания» специалистов социальной защиты населения как актуальная проблема психосоциальной работы / Л.В. Топчий // Отеч. журн. социал. работы. - 2014. - № 1. - С. 175-180.
55. Торхова, В.А. Профилактика «профессионального выгорания» специалистов центра В.А. Торхова // Работник социальной службы. - 2007. - № 1. - С. 84-86.
56. Тюрина Н.А. Социально-психологические условия преодоления профессиональной усталости работника социальной службы / Н.А. Тюрина // Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 60-79.
57. Трунов, Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д.В. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
58. Филина, С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С.О. Филина // Школьный психолог. - 2009. - № 38. - С. 24-27.
59. Филиппова, Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника / Г.П. Филлипова // Работник социальной службы. - 2000. - № 1. - С. 33-41.
60. Ушакова, Т.А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы Т.А. Ушакова // Отеч. журн. социал. работы. - 2012. - № 2. - С. 60-70.
61. Шабалина, М.В. Синдром эмоционального выгорания: методы профилактики; ГАУ СО НСО «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» / М.В. Шабалина // Социальная работа. - 2013. - №3.- С. 16-19.
62. Шмелева. Н.Б. Профессиональное выгорание и деятельность социального работника / Н.Б. Шмелева, О.А. Денисова // Там же. - 2011. - №3.- С. 69-71.