ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 10
1.1 История становления мирового рынка фармацевтики 10
1.2 Субъекты и объекты мирового рынка фармацевтических товаров ...15
1.3 Актуальные тенденции в развитии мирового рынка фармацевтических товаров 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 36
2.1 Маркетинговые исследования рынка фармацевтических товаров
2.2 Особенности формирования и развития мирового фармацевтического
рынка 40
2.3 Динамика развития фармацевтического рынка России 49
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 62
3.1 Инновационная модель развития российского фармацевтического
рынка товаров 62
3.2 Фармацевтический кластер, как инструмент стимулирования инновационной активности 68
3.3 Перспективы и направления в развитии фармацевтического рынка в
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 10
1.1 История становления мирового рынка фармацевтики 10
1.2 Субъекты и объекты мирового рынка фармацевтических товаров ...15
1.3 Актуальные тенденции в развитии мирового рынка фармацевтических товаров 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 36
2.1 Маркетинговые исследования рынка фармацевтических товаров
2.2 Особенности формирования и развития мирового фармацевтического
рынка 40
2.3 Динамика развития фармацевтического рынка России 49
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 62
3.1 Инновационная модель развития российского фармацевтического
рынка товаров 62
3.2 Фармацевтический кластер, как инструмент стимулирования инновационной активности 68
3.3 Перспективы и направления в развитии фармацевтического рынка в
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Согласно большинству исследований, мировой фармацевтический рынок представлен пятью-шестью отдельными региональными сегментами и десятью ведущими национальными рынками. По объему продаж на мировом рынке лидируют США: их доля составляет примерно 45-50%. К особенностям российского фармацевтического рынка можно отнести: присутствие на рынке большого количества иностранных фирм, имеющих преимущества перед отечественными; бесконтрольное увеличение числа оптовых и розничных фармацевтических организаций; отсутствие льготных финансово-кредитных систем для нормальной работы фармацевтических организаций.
Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, рынок фармацевтических товаров продолжает динамично развиваться. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего до-хода, в фармацевтической отрасли этот индекс достигает 18% в год. Мировой фармацевтический рынок к 2019 году вырос на 8,5% по сравнению с итогами 2014 года и по объему продаж достиг рекордной суммы до 1147.1 млрд. долл. Компании на мировом фармацевтическом рынке заинтересованы в создании новых производственных площадок, расширение ассортимента выпускаемой продукции и развитии новых рынков сбыта.
Проблема функционирования системы российского фармацевтического рынка имеет сложный и многогранный характер, обусловленный, прежде всего тем, что современное состояние лекарственного обеспечения населения России нельзя назвать «рынком» в полном понимании этого понятия. Не-смотря на это, перспективы роста российского рынка фармацевтических то-варов выглядят более чем убедительными.
Актуальность исследования связана также с тем, что по статистическим данным, из 50 крупнейших фармацевтических компаний, занимающих более 80% рынка, 20 компаний находятся на территории США (39,2% мирового фармрынка), 18 компаний в Европе (33,3% рынка), 11 компаний в Японии (7,8% рынка) и 1 в Израиле. Таким образом, можно отметить, что международный рынок лекарственных препаратов поделен между лидерами рынка фармацевтических товаров, вкладывающих значительные средства в разработку принципиально новых лекарственных средств и совершенствуют сеть представительств компаний, что ведет к ослаблению слабых игроков рынка.
Рынок фармацевтических товаров растет также благодаря быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент биологически активных добавок (БАД) и сегмент дженериков - дешевых аналогов известных лекарств.
Особого внимания заслуживает проблема разработки и изучения ЛС, это достаточной долгий и дорогой путь. В среднем от момента синтеза до получения разрешения на широкое клиническое использование препарата проходит 8-15 лет, а затраты составляют 500-900 млн. долл. США.
Важной характеристикой отечественного фармацевтического рынка является контролирующая роль государства, осуществляемая через жесткое лицензирование и сертифицирование, законодательные ограничения рекламы лекарственных средств, организации продаж препаратов и т.д.
Данная проблема носит сложный и многогранный характер, так как фармацевтический рынок России только проходит процесс становления. Российские фармацевтические компании, зачастую, оказываются неконкурентоспособными из-за низкого качества лекарственных препаратов, российские предприятия страдают от технологической отсталости и отсутствия инвестиций в разработку оригинальных лекарственных препаратов. Проблемы функционирования рынка фармацевтических товаров стали объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. О сложности и масштабности тематической сферы свидетельствует содержание исследований по данной проблеме и количество опубликованных работ. Каждая страна имеет свою историю врачеванию создания лекарств. Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной практике накоплен большой материал в области исследования истории фармацевтической промышленности.
Объектом исследования является мировой фармацевтический рынок и особенности его функционирования.
Предметом исследования является взаимодействие субъектов фармацевтического рынка.
Цель магистерской диссертации: выявить перспективы и направления развития мирового фармацевтического рынка.
Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- обозначить субъекты и объекты международного рынка фармацевтических товаров
-определить маркетинговые исследования на рынке фармацевтических товаров
-выявить основные особенности формирования мирового рынка фармацевтических товаров, влияющие на динамику его развития;
- определить особенности инновационной модели развития российского фармацевтического рынка
- оценить перспективные направления в развитии фармацевтического рынка в России.
Научная новизна результатов исследования состоит в системном подходе к оценке и анализу особенностей мирового и российского опыта развития мирового рынка фармацевтического товаров на современном этапе и методическом обосновании перспективных направлений его развития.
К основным результатам, раскрывающим положения новизны, относятся:
- развитие теоретических основ становления мирового рынка фармацевтических товаров;
- аналитическое обобщение мирового и российского опыта развитии фармацевтического рынка, на основании которого выявлены и раскрыты основные особенности формирования и развития мирового фармацевтического рынка;
- спрогнозированы основные тенденции развития рынка фармацевтических товаров.
Теоретической основой магистерской работы послужили основополагающие принципы диалектического метода познания, в рамках которого использовались частно0научные методы изучения политико-правовых и социальных явлений: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, нормативно-логический, а также системный метод.
Информационной основой для ВКР послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в периодической печати, статические сбор-ники, аналитические сведения, справочники, материалы международных научно-исследовательских и экономических организаций, институтов, агентств: IMS Health, Deloitte, Evaluate Pharma, DSM Group, Ремедиум. С целью исследования российского фармацевтического рынка и стратегий его развития был использован широкий круг нормативно-правовых актов действующего законодательства РФ (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты разных министерств), а также различные федеральные программы и стратегии в области развития фармацевтической отрасли и здравоохранения. В области развития фармацевтического рынка автор опирался на работы таких специалистов, как: Евстратова А.В., Наркевича И.А., Мамедьярова З.А., Карачев И.А., Петров А. П. и т.д.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:
при дальнейших исследованиях в области изучения мирового и российского рынка фармацевтических товаров;
при формировании политики и социального прогнозирования в области фармацевтического производства; при разработке проектов по механизму контроля рынка от фальсифицированных товаров.
Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, рынок фармацевтических товаров продолжает динамично развиваться. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего до-хода, в фармацевтической отрасли этот индекс достигает 18% в год. Мировой фармацевтический рынок к 2019 году вырос на 8,5% по сравнению с итогами 2014 года и по объему продаж достиг рекордной суммы до 1147.1 млрд. долл. Компании на мировом фармацевтическом рынке заинтересованы в создании новых производственных площадок, расширение ассортимента выпускаемой продукции и развитии новых рынков сбыта.
Проблема функционирования системы российского фармацевтического рынка имеет сложный и многогранный характер, обусловленный, прежде всего тем, что современное состояние лекарственного обеспечения населения России нельзя назвать «рынком» в полном понимании этого понятия. Не-смотря на это, перспективы роста российского рынка фармацевтических то-варов выглядят более чем убедительными.
Актуальность исследования связана также с тем, что по статистическим данным, из 50 крупнейших фармацевтических компаний, занимающих более 80% рынка, 20 компаний находятся на территории США (39,2% мирового фармрынка), 18 компаний в Европе (33,3% рынка), 11 компаний в Японии (7,8% рынка) и 1 в Израиле. Таким образом, можно отметить, что международный рынок лекарственных препаратов поделен между лидерами рынка фармацевтических товаров, вкладывающих значительные средства в разработку принципиально новых лекарственных средств и совершенствуют сеть представительств компаний, что ведет к ослаблению слабых игроков рынка.
Рынок фармацевтических товаров растет также благодаря быстрому развитию таких сравнительно новых направлений как сегмент биологически активных добавок (БАД) и сегмент дженериков - дешевых аналогов известных лекарств.
Особого внимания заслуживает проблема разработки и изучения ЛС, это достаточной долгий и дорогой путь. В среднем от момента синтеза до получения разрешения на широкое клиническое использование препарата проходит 8-15 лет, а затраты составляют 500-900 млн. долл. США.
Важной характеристикой отечественного фармацевтического рынка является контролирующая роль государства, осуществляемая через жесткое лицензирование и сертифицирование, законодательные ограничения рекламы лекарственных средств, организации продаж препаратов и т.д.
Данная проблема носит сложный и многогранный характер, так как фармацевтический рынок России только проходит процесс становления. Российские фармацевтические компании, зачастую, оказываются неконкурентоспособными из-за низкого качества лекарственных препаратов, российские предприятия страдают от технологической отсталости и отсутствия инвестиций в разработку оригинальных лекарственных препаратов. Проблемы функционирования рынка фармацевтических товаров стали объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. О сложности и масштабности тематической сферы свидетельствует содержание исследований по данной проблеме и количество опубликованных работ. Каждая страна имеет свою историю врачеванию создания лекарств. Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной практике накоплен большой материал в области исследования истории фармацевтической промышленности.
Объектом исследования является мировой фармацевтический рынок и особенности его функционирования.
Предметом исследования является взаимодействие субъектов фармацевтического рынка.
Цель магистерской диссертации: выявить перспективы и направления развития мирового фармацевтического рынка.
Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- обозначить субъекты и объекты международного рынка фармацевтических товаров
-определить маркетинговые исследования на рынке фармацевтических товаров
-выявить основные особенности формирования мирового рынка фармацевтических товаров, влияющие на динамику его развития;
- определить особенности инновационной модели развития российского фармацевтического рынка
- оценить перспективные направления в развитии фармацевтического рынка в России.
Научная новизна результатов исследования состоит в системном подходе к оценке и анализу особенностей мирового и российского опыта развития мирового рынка фармацевтического товаров на современном этапе и методическом обосновании перспективных направлений его развития.
К основным результатам, раскрывающим положения новизны, относятся:
- развитие теоретических основ становления мирового рынка фармацевтических товаров;
- аналитическое обобщение мирового и российского опыта развитии фармацевтического рынка, на основании которого выявлены и раскрыты основные особенности формирования и развития мирового фармацевтического рынка;
- спрогнозированы основные тенденции развития рынка фармацевтических товаров.
Теоретической основой магистерской работы послужили основополагающие принципы диалектического метода познания, в рамках которого использовались частно0научные методы изучения политико-правовых и социальных явлений: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, нормативно-логический, а также системный метод.
Информационной основой для ВКР послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в периодической печати, статические сбор-ники, аналитические сведения, справочники, материалы международных научно-исследовательских и экономических организаций, институтов, агентств: IMS Health, Deloitte, Evaluate Pharma, DSM Group, Ремедиум. С целью исследования российского фармацевтического рынка и стратегий его развития был использован широкий круг нормативно-правовых актов действующего законодательства РФ (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты разных министерств), а также различные федеральные программы и стратегии в области развития фармацевтической отрасли и здравоохранения. В области развития фармацевтического рынка автор опирался на работы таких специалистов, как: Евстратова А.В., Наркевича И.А., Мамедьярова З.А., Карачев И.А., Петров А. П. и т.д.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:
при дальнейших исследованиях в области изучения мирового и российского рынка фармацевтических товаров;
при формировании политики и социального прогнозирования в области фармацевтического производства; при разработке проектов по механизму контроля рынка от фальсифицированных товаров.
В ходе выполнения ВКР были проанализированы результаты маркетинговых исследований рынка фармацевтических товаров, изучена история раз-вития фармацевтической промышленности и становления мирового фармацевтического рынка, особенности формирования и развития мирового фармацевтического рынка. Также в работе особое внимание уделено исследованию субъектам и объектам мирового рынка фармацевтических товаров, про-анализирован динамика развития фармацевтического рынка России, представлены данные крупнейших фармацевтических компаний мира. Огромное значение имеет безопасность лекарственных препаратов. Мировой опыт показывает, что препарат с улучшенным профилем безопасности имеет право на более высокую цену и уровень компенсаций. Население играет огромную роль и определяет объективную потребность в лекарственных средствах и задает потенциальный объем и структуру всего фармацевтического рынка.
Мировая фармацевтическая индустрия вступила в очередной этап своего развития, суть которого составляют процесс интеграции. Глобализация фармацевтической индустрии, во многом обусловленная увеличением издержек на создание и разработку оригинальных лекарств, а также позицией крупных медицинских структур, направленной на снижение оптово-закупочных цен, приводит к необходимости интеграционных процессов в отрасли. Научная и коммерческая интеграция, проявляющаяся в создании альянсов, кластеров, организации обмена информацией, объединении сбытовых сетей способствует не только оптимизации административных, научных, технологических и сбытовых структур компаний, но и существенно снижает издержки, что в свою очередь позволяет удешевить препараты, попадающие в больницы и на прилавки аптек, а также аккумулировать финансовые ресурсы для разработки новых лекарств
Как показывают статистические данные лидерами фармацевтического рынка по-прежнему являются американские компании, чья доля на мировом рынке составляет (39%) и европейские (33%), На долю крупнейших фармацевтических фирм приходится наибольшая доля производственных мощностей расходов на НИОКР.
Говоря о месте России на мировом фармацевтическом рынке, необходимо отметить, что на современном этапе доля ее рынка незначительна. Резко снизилось производство медикаментов и лекарственных препаратов, большую долю потребностей в лекарствах удовлетворяет за счет дорогостоящего импорта, что непосредственно связано с вопросами национальной безопасности нашей страны. Крупнейшие фармацевтические компании России в основном являются холдинговыми структурами, и, как правило, включают в себя несколько производственных, а иногда и сбытовых компаний.
Основными стратегическими направлениями развития отечественной фармацевтической индустрии представляются следующие: государственное регулирование цен и качества продукции отрасли, использование потенциала крупнейших фармацевтических ТНК, стремление к импортозамещению и попытки государства стимулировать разработку инновационных продуктов.
Российский рынок фармацевтики сталкивается с множеством проблем, к которым относятся: зависимость от окружающего мира; ориентация на производство копий, а не брендовых препаратов, низкий показатель потребления лекарств на душу населения, что вызвано недоверием населения к лекарствам и их высокой ценой; большая доля фальсифицированного продукта. Все эти проблемы заслуживают особого внимания, так как фармацевтическая отрасль оказывает непосредственное влияние на безопасность. Для решения этих проблем необходимо опираться на опыт крупнейших мировых компаний и учитывать специфику рынка в России. Инновационный потенциал российского фармацевтического рынка сконцентрирован в руках зарубежных производителей. В условиях наличия сильного рынка и недостаточно понимания отечественными производителями необходимости инновационных разработок, необходимо проводить инвестирования в фундаментальные исследования и содействовать процессу инноваций в фармацевтической промышленности как со стороны государства, так и общества.
Для целенаправленного развития фармацевтической отрасли представляется целесообразным определить на государственном уровне перспективы развития отечественной фармацевтической отрасли и ее роль на международном рынке, а также разработать лекарственную доктрину России.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что инновационные процессы и создание кластеров в фармацевтической отрасли выступают эффективным инструментом достижения результатов федеральных целевых программ и как следствие развитие самой отрасли.
Цель и задачи работы достигнуты. В работе был проведен анализ особенностей мировой фармацевтической отрасли, продукции, приведена характеристика фармацевтической отрасли России, рассмотрена деятельность фармацевтических кластеров, их специфика и уровень развития на современном этапе.
Качество человеческого потенциала России, как и любой другой страны, во многом определяется показателями здоровья населения. В настоящее время проблема улучшения характеристик состояния здоровья и качества жизни населения выступает в качестве приоритетной в стратегии социально - экономического развития нашего государства.
Мировая фармацевтическая индустрия вступила в очередной этап своего развития, суть которого составляют процесс интеграции. Глобализация фармацевтической индустрии, во многом обусловленная увеличением издержек на создание и разработку оригинальных лекарств, а также позицией крупных медицинских структур, направленной на снижение оптово-закупочных цен, приводит к необходимости интеграционных процессов в отрасли. Научная и коммерческая интеграция, проявляющаяся в создании альянсов, кластеров, организации обмена информацией, объединении сбытовых сетей способствует не только оптимизации административных, научных, технологических и сбытовых структур компаний, но и существенно снижает издержки, что в свою очередь позволяет удешевить препараты, попадающие в больницы и на прилавки аптек, а также аккумулировать финансовые ресурсы для разработки новых лекарств
Как показывают статистические данные лидерами фармацевтического рынка по-прежнему являются американские компании, чья доля на мировом рынке составляет (39%) и европейские (33%), На долю крупнейших фармацевтических фирм приходится наибольшая доля производственных мощностей расходов на НИОКР.
Говоря о месте России на мировом фармацевтическом рынке, необходимо отметить, что на современном этапе доля ее рынка незначительна. Резко снизилось производство медикаментов и лекарственных препаратов, большую долю потребностей в лекарствах удовлетворяет за счет дорогостоящего импорта, что непосредственно связано с вопросами национальной безопасности нашей страны. Крупнейшие фармацевтические компании России в основном являются холдинговыми структурами, и, как правило, включают в себя несколько производственных, а иногда и сбытовых компаний.
Основными стратегическими направлениями развития отечественной фармацевтической индустрии представляются следующие: государственное регулирование цен и качества продукции отрасли, использование потенциала крупнейших фармацевтических ТНК, стремление к импортозамещению и попытки государства стимулировать разработку инновационных продуктов.
Российский рынок фармацевтики сталкивается с множеством проблем, к которым относятся: зависимость от окружающего мира; ориентация на производство копий, а не брендовых препаратов, низкий показатель потребления лекарств на душу населения, что вызвано недоверием населения к лекарствам и их высокой ценой; большая доля фальсифицированного продукта. Все эти проблемы заслуживают особого внимания, так как фармацевтическая отрасль оказывает непосредственное влияние на безопасность. Для решения этих проблем необходимо опираться на опыт крупнейших мировых компаний и учитывать специфику рынка в России. Инновационный потенциал российского фармацевтического рынка сконцентрирован в руках зарубежных производителей. В условиях наличия сильного рынка и недостаточно понимания отечественными производителями необходимости инновационных разработок, необходимо проводить инвестирования в фундаментальные исследования и содействовать процессу инноваций в фармацевтической промышленности как со стороны государства, так и общества.
Для целенаправленного развития фармацевтической отрасли представляется целесообразным определить на государственном уровне перспективы развития отечественной фармацевтической отрасли и ее роль на международном рынке, а также разработать лекарственную доктрину России.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что инновационные процессы и создание кластеров в фармацевтической отрасли выступают эффективным инструментом достижения результатов федеральных целевых программ и как следствие развитие самой отрасли.
Цель и задачи работы достигнуты. В работе был проведен анализ особенностей мировой фармацевтической отрасли, продукции, приведена характеристика фармацевтической отрасли России, рассмотрена деятельность фармацевтических кластеров, их специфика и уровень развития на современном этапе.
Качество человеческого потенциала России, как и любой другой страны, во многом определяется показателями здоровья населения. В настоящее время проблема улучшения характеристик состояния здоровья и качества жизни населения выступает в качестве приоритетной в стратегии социально - экономического развития нашего государства.
Подобные работы
- Развитие мирового рынка нефти на современном этапе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2020 - Развитие экспорта медицинских услуг (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Мировой рынок медицинского оборудования: современные тенденции и перспективы
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Разработка проекта по совершенствованию продвижения фармацевтической продукции
Дипломные работы, ВКР, фармакология . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Мировой рынок медицинского оборудования: современные тенденции и перспективы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы внешнеторговых отношений России и Бразилии
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Анализ проблем и перспектив развития фармацевтической
отрасли Российской федерации
Бакалаврская работа, финансы . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



