Авторские Telegram-каналы как новый формат в российской кинокритике
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КИНОКРИТИКИ 10
1.1. Начальный этап становления отечественной кинокритики (1919¬
1930-е гг.) 10
1.2. Советская кинокритика в сталинскую эпоху (1930-1950-е гг.) 14
1.3. Советская кинокритика 1950-1990-х гг 16
1.4. Отечественная кинокритика в 1990-е гг 20
1.5. Российская кинокритика после 2000-х гг 22
1.6. О статусе и положении кинокритики 24
ГЛАВА II. МЕССЕНДЖЕР TELEGRAM В СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ
КИНОКРИТИКИ 28
2.1. Telegram. Особенности мессенджера 28
2.2. Telegram-каналы и их специфика 29
2.3. Тематика Telegram-каналов. Авторские Telegram-каналы 32
2.4. Telegram-каналы на кинотематику 33
2.5. Telegram-каналы и другие форматы дистрибуции кинокритического
контента 36
2.6. Методология исследования кинокритических Telegram-каналов 43
ГЛАВА III. АНАЛИЗ TELEGRAM-КАНАЛОВ НА
КИНОКРИТИЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ 47
3.1. «Тинтина вечно заносит в склепы» 47
3.1.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 47
3.1.2. Контент в рамках премии «Оскар» 51
3.1.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 53
3.1.4. Общие детали 55
3.2. «Нувельваг» 56
3.2.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 57
3.2.2. Контент в рамках премии «Оскар» 60
3.2.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 61
3.2.4. Общие детали 64
3.3. «Кимкибабадук» 65
3.3.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 65
3.3.2. Контент в рамках премии «Оскар» 68
3.3.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 68
3.3.4. Общие детали 70
3.4. Cinemagraphie 71
3.4.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 71
3.4.2. Контент в рамках премии «Оскар» 72
3.4.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 73
3.4.4. Общие детали 74
3.5. «Кроненберг нефильтрованный» 74
3.5.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 75
3.5.2. Контент в рамках премии «Оскар» 78
3.5.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 79
3.5.4. Общие детали 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КИНОКРИТИКИ 10
1.1. Начальный этап становления отечественной кинокритики (1919¬
1930-е гг.) 10
1.2. Советская кинокритика в сталинскую эпоху (1930-1950-е гг.) 14
1.3. Советская кинокритика 1950-1990-х гг 16
1.4. Отечественная кинокритика в 1990-е гг 20
1.5. Российская кинокритика после 2000-х гг 22
1.6. О статусе и положении кинокритики 24
ГЛАВА II. МЕССЕНДЖЕР TELEGRAM В СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ
КИНОКРИТИКИ 28
2.1. Telegram. Особенности мессенджера 28
2.2. Telegram-каналы и их специфика 29
2.3. Тематика Telegram-каналов. Авторские Telegram-каналы 32
2.4. Telegram-каналы на кинотематику 33
2.5. Telegram-каналы и другие форматы дистрибуции кинокритического
контента 36
2.6. Методология исследования кинокритических Telegram-каналов 43
ГЛАВА III. АНАЛИЗ TELEGRAM-КАНАЛОВ НА
КИНОКРИТИЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ 47
3.1. «Тинтина вечно заносит в склепы» 47
3.1.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 47
3.1.2. Контент в рамках премии «Оскар» 51
3.1.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 53
3.1.4. Общие детали 55
3.2. «Нувельваг» 56
3.2.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 57
3.2.2. Контент в рамках премии «Оскар» 60
3.2.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 61
3.2.4. Общие детали 64
3.3. «Кимкибабадук» 65
3.3.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 65
3.3.2. Контент в рамках премии «Оскар» 68
3.3.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 68
3.3.4. Общие детали 70
3.4. Cinemagraphie 71
3.4.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 71
3.4.2. Контент в рамках премии «Оскар» 72
3.4.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 73
3.4.4. Общие детали 74
3.5. «Кроненберг нефильтрованный» 74
3.5.1. Контент в рамках подведения итогов года и десятилетия 75
3.5.2. Контент в рамках премии «Оскар» 78
3.5.3. Контент в рамках Берлинского кинофестиваля 79
3.5.4. Общие детали 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Новый виток в развитии медиатехнологий ознаменовали мессенджеры — сервисы мгновенного обмена сообщениями, позволяющие общаться в режиме реального времени с помощью сети Интернет (Telegram, WhatsApp, WeChat, Viber и т.д.). Они не только упростили коммуникацию между отдельными пользователями, но и сформировали новую платформу для дистрибуции контента большой аудитории. Так называемые публичные каналы в мессенджерах являются удобным инструментом для доставки сообщений разного объема и содержания от одного или нескольких адресатов неопределенному количеству адресантов.
Среди множества мессенджеров особой популярностью в русскоязычном интернет-сегменте пользуется Telegram, запущенный Павлом Дуровым в 2013 году , — объясняется это как удобством самого сервиса, так и его политикой в отношении личных данных пользователей. Формат Telegram-каналов как новое самобытное средство массовой коммуникации быстро и успешно осваивается многими СМИ разной тематической направленности, свой канал имеют влиятельные общественные деятели, а также известные в узких профессиональных кругах фигуры. И хотя Telegram уже успел доказать свою эффективность и самостоятельность в рамках разнородного российского медиаландшафта, весь потенциал мессенджера еще только предстоит узнать.
Одной из сфер, в которых Telegram используется в качестве самостоятельного канала дистрибуции контента широкому кругу потребителей, является кинокритика. Безусловно, специализированные СМИ охотно используют мессенджер как один из многих способов взаимодействия со своей целевой аудиторией: это и журналы «Искусство кино» и «Сеанс», и порталы «КиноПоиск» и tvkinoradio, и канал «Кино ТВ» и т.д. Гораздо больший интерес для исследователей представляют каналы, которые ведутся отдельными кинокритиками, журналистами в сфере кино и простыми пользователями — авторские каналы на кинокритическую тематику.
Отследить путь, который прошла российская кинокритика с момента ее отделения от института художественной критики и до настоящего времени, довольно сложно, поскольку при достаточном количестве источников информация о той или иной вехе в истории отечественной кинокритики разрозненна. Тем не менее предпосылки к популярности именно формата Telegram-каналов среди кинокритиков весьма очевидны, ведь каналы закономерно вписываются в фундаментальную иерархию кинематографист — критик — зритель. При этом сама эта фундаментальная иерархия сегодня оказалась разрушенной из-за повсеместного распространения интернета: зритель больше не нуждается в критике — в его доступе находятся те же произведения киноискусства и продукты киноиндустрии и зритель может самостоятельно сформировать мнение о них. Более того, интернет во многом способствовал демократизации кинокритики и критики в целом, снижению качества кинокритического контента и размытию границ между профессиональными и непрофессиональными кадрами . Теперь оценка фильма сводится к десятибалльной шкале на одном из агрегаторов рецензий, а опубликовать собственный отзыв о фильме на каком-либо специализированном сайте может любой зритель. Кинокритики же активно стараются осознать свое место в обновившейся киноиндустрии и найти новые способы взаимодействия с целевой аудиторией и друг с другом внутри сообщества — подтверждением этому могут служить различные тематические мероприятия, организуемые профессионалами этой сферы (например, онлайн-беседа авторов журналов «Искусство кино» и «Сеанс» «Критика на грани нервного срыва» ).
Сегодня профессиональная кинокритика, ставшая в некотором смысле атавизмом, и кинокритика любительская представляют собой очень разнородную среду, и тематические Telegram-каналы занимают в ней особое место. Темой настоящего исследования стали Telegram-каналы конкретных профессиональных и непрофессиональных кинокритиков как новый самостоятельный формат в сфере российской кинокритики. Ее актуальность выражается в том, что находящаяся в состоянии кризиса кинокритика ищет новые пути продвижения, новые возможности связи с аудиторией и новые способы саморегулирования, и Telegram-каналы могут быть решением, по крайней мере, некоторых из этих проблем, ввиду чего требуют тщательного изучения. Кроме того, несмотря на популярность мессенджера, специфика интернет-коммуникации на базе Telegram пока изучена недостаточно. Объектом исследования является российская кинокритика, процесс ее развития, предметом — интернет-киножурналистика, в частности, названные выше Telegram-каналы как отдельная ее область. Целью исследования является определение места Telegram-каналов, посвященных кинокритике, в этой профессиональной сфере интернет-журналистики. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. проследить, сформулировать и описать основные вехи развития отечественной кинокритики с момента ее зарождения, выявить закономерности в ее развитии и определить, чем обусловлено ее положение в сфере художественной критики и культурной журналистики сегодня;
2. сформулировать особенности мессенджера Telegram как самостоятельного канала дистрибуции контента широкой аудитории в России;
3. проанализировать формат Telegram-канала в его отношении к другим форматам интернет-коммуникации;
4. объяснить популярность формата Telegram-каналов в области отечественной кинокритики, исходя из специфики этой платформы и особенностей современной российской кинокритики;
5. проанализировать посредством эмпирического сопоставления различные Telegram-каналы и определить их особенности и тенденции их развития.
В рамках исследования были выбраны пять Telegram-каналов, три из которых ведутся профессиональными критиками, два —
непрофессиональными: «Тинтина вечно заносит в склепы», «Нувельваг», «Кимкибабадук», «Кроненберг нефильтрованный», Cinemagraphie. Для анализа этих каналов был сформулирован ряд критериев:
1. уровень насмотренности автора и качество потребляемого киноконтента;
2. его владение терминологическим аппаратом;
3. его знание специфических фактов отрасли;
4. знание повестки;
5. сенсационность материалов;
6. наличие ссылок на собственные материалы автора на сторонних ресурсах;
7. степень и форма выражения авторского Я;
8. обращение к темам, не связанным с кино (подробнее о методологии — в параграфе 2.6. настоящего исследования).
Для осуществления данного исследования были выбраны теоретические методы анализа, систематизации и классификации, с помощью которых был описан единый путь отечественной кинокритики и были сформулированы ключевые особенности платформы Telegram, а также эмпирические методы сравнения и сопоставления отдельно взятых каналов.
Гипотеза исследования формулируется в следующем утверждении: Telegram-каналы являются новой самостоятельной платформой для осуществления кинокритической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные российские кинокритики активно используют Telegram- каналы в своей деятельности;
2. Особенности использования Telegram-каналов конкретными кинокритиками связаны с их положением в профессиональном сообществе;
3. Выбор именно этого канала дистрибуции контента обусловлен как его
функциональными особенностями, так и спецификой
функционирования киноиндустрии в ее историческом развитии и местом кинокритика в ней;
С точки зрения структуры выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (две теоретических и одна практическая) и заключения. В первой главе анализируется история развития советской и российской кинокритики с момента ее зарождения, вторая глава включает в себя характеристику и анализ мессенджера Telegram и существующих внутри него форматов коммуникации, а также определение тематических Telegram- каналов, обоснование выбора анализируемых каналов и выбор критериев для их анализа в следующей главе. В третьей главе — характеристика и анализ выбранных каналов. В заключении представлены выводы по всему исследованию.
Среди множества мессенджеров особой популярностью в русскоязычном интернет-сегменте пользуется Telegram, запущенный Павлом Дуровым в 2013 году , — объясняется это как удобством самого сервиса, так и его политикой в отношении личных данных пользователей. Формат Telegram-каналов как новое самобытное средство массовой коммуникации быстро и успешно осваивается многими СМИ разной тематической направленности, свой канал имеют влиятельные общественные деятели, а также известные в узких профессиональных кругах фигуры. И хотя Telegram уже успел доказать свою эффективность и самостоятельность в рамках разнородного российского медиаландшафта, весь потенциал мессенджера еще только предстоит узнать.
Одной из сфер, в которых Telegram используется в качестве самостоятельного канала дистрибуции контента широкому кругу потребителей, является кинокритика. Безусловно, специализированные СМИ охотно используют мессенджер как один из многих способов взаимодействия со своей целевой аудиторией: это и журналы «Искусство кино» и «Сеанс», и порталы «КиноПоиск» и tvkinoradio, и канал «Кино ТВ» и т.д. Гораздо больший интерес для исследователей представляют каналы, которые ведутся отдельными кинокритиками, журналистами в сфере кино и простыми пользователями — авторские каналы на кинокритическую тематику.
Отследить путь, который прошла российская кинокритика с момента ее отделения от института художественной критики и до настоящего времени, довольно сложно, поскольку при достаточном количестве источников информация о той или иной вехе в истории отечественной кинокритики разрозненна. Тем не менее предпосылки к популярности именно формата Telegram-каналов среди кинокритиков весьма очевидны, ведь каналы закономерно вписываются в фундаментальную иерархию кинематографист — критик — зритель. При этом сама эта фундаментальная иерархия сегодня оказалась разрушенной из-за повсеместного распространения интернета: зритель больше не нуждается в критике — в его доступе находятся те же произведения киноискусства и продукты киноиндустрии и зритель может самостоятельно сформировать мнение о них. Более того, интернет во многом способствовал демократизации кинокритики и критики в целом, снижению качества кинокритического контента и размытию границ между профессиональными и непрофессиональными кадрами . Теперь оценка фильма сводится к десятибалльной шкале на одном из агрегаторов рецензий, а опубликовать собственный отзыв о фильме на каком-либо специализированном сайте может любой зритель. Кинокритики же активно стараются осознать свое место в обновившейся киноиндустрии и найти новые способы взаимодействия с целевой аудиторией и друг с другом внутри сообщества — подтверждением этому могут служить различные тематические мероприятия, организуемые профессионалами этой сферы (например, онлайн-беседа авторов журналов «Искусство кино» и «Сеанс» «Критика на грани нервного срыва» ).
Сегодня профессиональная кинокритика, ставшая в некотором смысле атавизмом, и кинокритика любительская представляют собой очень разнородную среду, и тематические Telegram-каналы занимают в ней особое место. Темой настоящего исследования стали Telegram-каналы конкретных профессиональных и непрофессиональных кинокритиков как новый самостоятельный формат в сфере российской кинокритики. Ее актуальность выражается в том, что находящаяся в состоянии кризиса кинокритика ищет новые пути продвижения, новые возможности связи с аудиторией и новые способы саморегулирования, и Telegram-каналы могут быть решением, по крайней мере, некоторых из этих проблем, ввиду чего требуют тщательного изучения. Кроме того, несмотря на популярность мессенджера, специфика интернет-коммуникации на базе Telegram пока изучена недостаточно. Объектом исследования является российская кинокритика, процесс ее развития, предметом — интернет-киножурналистика, в частности, названные выше Telegram-каналы как отдельная ее область. Целью исследования является определение места Telegram-каналов, посвященных кинокритике, в этой профессиональной сфере интернет-журналистики. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. проследить, сформулировать и описать основные вехи развития отечественной кинокритики с момента ее зарождения, выявить закономерности в ее развитии и определить, чем обусловлено ее положение в сфере художественной критики и культурной журналистики сегодня;
2. сформулировать особенности мессенджера Telegram как самостоятельного канала дистрибуции контента широкой аудитории в России;
3. проанализировать формат Telegram-канала в его отношении к другим форматам интернет-коммуникации;
4. объяснить популярность формата Telegram-каналов в области отечественной кинокритики, исходя из специфики этой платформы и особенностей современной российской кинокритики;
5. проанализировать посредством эмпирического сопоставления различные Telegram-каналы и определить их особенности и тенденции их развития.
В рамках исследования были выбраны пять Telegram-каналов, три из которых ведутся профессиональными критиками, два —
непрофессиональными: «Тинтина вечно заносит в склепы», «Нувельваг», «Кимкибабадук», «Кроненберг нефильтрованный», Cinemagraphie. Для анализа этих каналов был сформулирован ряд критериев:
1. уровень насмотренности автора и качество потребляемого киноконтента;
2. его владение терминологическим аппаратом;
3. его знание специфических фактов отрасли;
4. знание повестки;
5. сенсационность материалов;
6. наличие ссылок на собственные материалы автора на сторонних ресурсах;
7. степень и форма выражения авторского Я;
8. обращение к темам, не связанным с кино (подробнее о методологии — в параграфе 2.6. настоящего исследования).
Для осуществления данного исследования были выбраны теоретические методы анализа, систематизации и классификации, с помощью которых был описан единый путь отечественной кинокритики и были сформулированы ключевые особенности платформы Telegram, а также эмпирические методы сравнения и сопоставления отдельно взятых каналов.
Гипотеза исследования формулируется в следующем утверждении: Telegram-каналы являются новой самостоятельной платформой для осуществления кинокритической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные российские кинокритики активно используют Telegram- каналы в своей деятельности;
2. Особенности использования Telegram-каналов конкретными кинокритиками связаны с их положением в профессиональном сообществе;
3. Выбор именно этого канала дистрибуции контента обусловлен как его
функциональными особенностями, так и спецификой
функционирования киноиндустрии в ее историческом развитии и местом кинокритика в ней;
С точки зрения структуры выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (две теоретических и одна практическая) и заключения. В первой главе анализируется история развития советской и российской кинокритики с момента ее зарождения, вторая глава включает в себя характеристику и анализ мессенджера Telegram и существующих внутри него форматов коммуникации, а также определение тематических Telegram- каналов, обоснование выбора анализируемых каналов и выбор критериев для их анализа в следующей главе. В третьей главе — характеристика и анализ выбранных каналов. В заключении представлены выводы по всему исследованию.
Повсеместное распространение сети Интернет не только открыло для киноиндустрии новые возможности производства контента и взаимодействия с аудиторией, но и стало решающим фактором пересмотра положения фундаментальной единицы индустрии — кинокритика. Интернет разрушил первоначальную парадигму кинематографист-критик-аудитория,
сформировав прямой канал связи между кинодеятелями и зрителями и позволив зрителям выступать в качестве самостоятельных кинокритиков, что привело к кризису профессии.
В ходе исследования был составлен разносторонний портрет института кинокритики в России в его историческом развитии с начала XX века до настоящего времени. При работе с разрозненными источниками удалось восстановить и централизованно описать основные вехи, предопределившие состояние современной отечественной кинокритики: в условиях развития новых медиа и появления новых форматов коммуникации между производителями контента и их потребителями кинокритика ищет новые способы взаимодействия с аудиторией.
Перспективным направлением развития языка новых медиа являются мессенджеры. Один из наиболее популярных в России мессенджеров — Telegram — пока изучен недостаточно. В процессе его изучения в рамках данного исследования были описаны ключевые особенности мессенджера, была определена специфика формата публичных Telegram-каналов и был выделен и проанализирован такой их самостоятельный формат, как авторские Telegram-каналы.
Современная кинокритика активно использует формат авторских Telegram-каналов — примечательно, что за время проведения исследования один из известных критиков Станислав Зельвенский завел свой канал в этом
мессенджере . При сравнении этого формата с другими популярными интернет-форматами (видеороликами на YouTube, постами в социальных сетях и подкастами) было выявлено, что Telegram-каналы в большей степени вписываются в изначальную парадигму киноиндустрии, обозначенную выше. Выбор конкретных авторских каналов был сделан на основе разграничения критиков на профессиональных и непрофессиональных исходя из практики авторов в специализированных изданиях. При анализе этих каналов, которые ведут как профессиональные критики, так и критики-любители («Тинтина вечно заносит в склепы», «Нувельваг», «Кимкибабадук», Cinemagraphie и «Кроненберг нефильтрованный»), были определены следующие тенденции внутри данного сегмента кинокритики:
1. Профессиональные кинокритики склонны использовать
Telegram-каналы в качестве портфолио своих материалов, публикуемых на сторонних ресурсах (чаще всего — в
специализированных интернет-изданиях). При этом сами тексты постов часто служат не самостоятельными единицами кинокритического контента, но вспомогательными для материалов критиков в СМИ;
2. Профессиональные кинокритики тяготеют к более неформальной подаче информации и стремятся к формированию четкого образа автора, акцентируют внимание на своей личности, что почти невозможно в рамках специализированных изданий;
3. Непрофессиональные критики имеют тенденцию, напротив, к более формальной подаче информации, благодаря чему их каналы приобретают черты СМИ (это очевидно как из публикации контента на канале Cinemagraphie от лица редакции, так и из новостного характера подачи контента на канале «Кроненберг нефильтрованный»);
4. Непрофессиональные критики используют инструментарий самого Telegram (сервис Telegraph) для публикации контента;
5. Профессиональные и непрофессиональные кинокритики редко
предоставляют аудитории каналов возможность давать прямую обратную связь на конкретные публикации, что логично
соотносится с первоначальной парадигмой в индустрии;
6. Благодаря особенностям функционирования мессенджера Telegram можно говорить о создании на его базе более нейтральной платформы корпоративной и публичной отчетности кинокритиков внутри киносообщества.
Таким образом, можно утверждать, что гипотеза данного исследования подтвердилась частично: кинокритики действительно используют эту платформу в своей деятельности, однако в случае с профессиональными критиками она редко выступает самостоятельно и всегда привязана к деятельности критиков за рамками Telegram. При этом непрофессиональные критики действительно используют те возможности, которые предоставляет мессенджер, для формирования самостоятельного канала дистрибуции контента.
Как показало исследование, авторские Telegram-каналы на кинокритическую тематику занимают важное место в этой сфере профессиональной деятельности, воплощая первоначальный механизм работы индустрии и являясь при этом направлением развития новых медиа с высоким потенциалом. Предполагаемое развитие этого формата в будущем может привести к более глубокому его внедрению в практику кинокритиков и разрешению ряда вопросов, касающихся статуса этой профессии в поле художественной критики и культурной журналистики сегодня.
сформировав прямой канал связи между кинодеятелями и зрителями и позволив зрителям выступать в качестве самостоятельных кинокритиков, что привело к кризису профессии.
В ходе исследования был составлен разносторонний портрет института кинокритики в России в его историческом развитии с начала XX века до настоящего времени. При работе с разрозненными источниками удалось восстановить и централизованно описать основные вехи, предопределившие состояние современной отечественной кинокритики: в условиях развития новых медиа и появления новых форматов коммуникации между производителями контента и их потребителями кинокритика ищет новые способы взаимодействия с аудиторией.
Перспективным направлением развития языка новых медиа являются мессенджеры. Один из наиболее популярных в России мессенджеров — Telegram — пока изучен недостаточно. В процессе его изучения в рамках данного исследования были описаны ключевые особенности мессенджера, была определена специфика формата публичных Telegram-каналов и был выделен и проанализирован такой их самостоятельный формат, как авторские Telegram-каналы.
Современная кинокритика активно использует формат авторских Telegram-каналов — примечательно, что за время проведения исследования один из известных критиков Станислав Зельвенский завел свой канал в этом
мессенджере . При сравнении этого формата с другими популярными интернет-форматами (видеороликами на YouTube, постами в социальных сетях и подкастами) было выявлено, что Telegram-каналы в большей степени вписываются в изначальную парадигму киноиндустрии, обозначенную выше. Выбор конкретных авторских каналов был сделан на основе разграничения критиков на профессиональных и непрофессиональных исходя из практики авторов в специализированных изданиях. При анализе этих каналов, которые ведут как профессиональные критики, так и критики-любители («Тинтина вечно заносит в склепы», «Нувельваг», «Кимкибабадук», Cinemagraphie и «Кроненберг нефильтрованный»), были определены следующие тенденции внутри данного сегмента кинокритики:
1. Профессиональные кинокритики склонны использовать
Telegram-каналы в качестве портфолио своих материалов, публикуемых на сторонних ресурсах (чаще всего — в
специализированных интернет-изданиях). При этом сами тексты постов часто служат не самостоятельными единицами кинокритического контента, но вспомогательными для материалов критиков в СМИ;
2. Профессиональные кинокритики тяготеют к более неформальной подаче информации и стремятся к формированию четкого образа автора, акцентируют внимание на своей личности, что почти невозможно в рамках специализированных изданий;
3. Непрофессиональные критики имеют тенденцию, напротив, к более формальной подаче информации, благодаря чему их каналы приобретают черты СМИ (это очевидно как из публикации контента на канале Cinemagraphie от лица редакции, так и из новостного характера подачи контента на канале «Кроненберг нефильтрованный»);
4. Непрофессиональные критики используют инструментарий самого Telegram (сервис Telegraph) для публикации контента;
5. Профессиональные и непрофессиональные кинокритики редко
предоставляют аудитории каналов возможность давать прямую обратную связь на конкретные публикации, что логично
соотносится с первоначальной парадигмой в индустрии;
6. Благодаря особенностям функционирования мессенджера Telegram можно говорить о создании на его базе более нейтральной платформы корпоративной и публичной отчетности кинокритиков внутри киносообщества.
Таким образом, можно утверждать, что гипотеза данного исследования подтвердилась частично: кинокритики действительно используют эту платформу в своей деятельности, однако в случае с профессиональными критиками она редко выступает самостоятельно и всегда привязана к деятельности критиков за рамками Telegram. При этом непрофессиональные критики действительно используют те возможности, которые предоставляет мессенджер, для формирования самостоятельного канала дистрибуции контента.
Как показало исследование, авторские Telegram-каналы на кинокритическую тематику занимают важное место в этой сфере профессиональной деятельности, воплощая первоначальный механизм работы индустрии и являясь при этом направлением развития новых медиа с высоким потенциалом. Предполагаемое развитие этого формата в будущем может привести к более глубокому его внедрению в практику кинокритиков и разрешению ряда вопросов, касающихся статуса этой профессии в поле художественной критики и культурной журналистики сегодня.
Подобные работы
- Жанрово-стилистические особенности кинокритики в блогах о кино
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



