ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы профессиональной адаптации преподавателей к педагогической деятельности в вузе
1.1. Современное состояние проблемы профессиональной адаптации к педагогической деятельности в высшей школе
1.2. Специфика военного вуза и ее влияние на профессиональную адаптацию гражданских преподавателей
к педагогической деятельности
1.3. Психологические релизеры успешной профессиональной адаптации преподавателей-служащих высших военных учебных заведений
В ы в о д ы
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование профессиональной адаптации гражданских преподавателей к педагогической деятельности в военном вузе
2.1 Эмпирическое исследование факторов, влияющих на адаптационный процесс преподавателей-служащих военного вуза
2.2. Средства и способы профессиональной адаптации преподавателей-служащих военного вуза (на примере гражданских кафедр Армавирского военного военного института
В ы в о д ы
Экспериментальное изучение технологии развития и саморазвития преподавателей-служащих Российской армии в процессе адаптации к педагогической деятельности в военном вузе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность и определение проблемы исследования. Проблема адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. На фоне довольно сложных социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами, она остается приоритетной.
Изучение вопросов адаптации преподавателя высшей школы, обусловленных его профессиональной деятельностью, заслуживает особого внимания со стороны исследователей и практических работников, ибо эффективная адаптация представляет собой одну из важнейших предпосылок успешной профессиональной деятельности. Каждый человек, включающийся в новые для себя условия деятельности, неизбежно проходит более или менее длительный процесс первичной адаптации и лишь затем осуществляет выполнение своих обязанностей в рамках вторичной адаптации.
Особое значение проблема адаптации имеет для преподавателей- служащих Российской армии, попадающих в новые условия педагогической среды, специфика которой обусловлена особенностями подготовки офицерских кадров в соответствующих вузах страны.
Подготовкой офицерских кадров занимается профессорско-преподавательский состав (ППС) разных военно-учебных заведений. Содержащиеся в открытой печати данные свидетельствуют о том, что педагогические коллективы военных вузов состоят из преподавателей-военнослужащих (70 - 80%) и преподавателей-служащих РА (20 - 30%). Однако, с учётом гражданских лиц, задействованных в учебном процессе в качестве лаборантского и инженерно-технического персонала, общая их численность в военных вузах достигает 50% и более (В.Т. Ащепков, А.В. Барабанщиков).
Анализ выполненных к настоящему времени исследований и наши материалы свидетельствуют о том, что в своём большинстве преподаватели- служащие не имеют специальной и командно-методической подготовок. Особые трудности испытывают начинающие преподаватели без стажа и преподаватели, окончившие непедагогические вузы. Их профессиональная деятельность часто сопровождается ошибками и стрессами, а в наиболее тяжёлых случаях - отсевами из военных вузов. Такие негативные последствия нередко детерминируются изменившимися (или вновь возникшими) условиями трудовой деятельности и практическим отсутствием адаптационной готовности к выполнению работниками этой категории своих служебных обязанностей в условиях новой среды.
Теоретический анализ литературных источников показывает, что в военной педагогике к проблеме адаптации преподавателей к деятельности в военных вузах впервые обратился в своих работах А.В. Барабанщиков. Им и его последователями было показано, что учёт специфики военных вузов необходим в течение всего периода работы преподавателей, но особенно это актуально на этапе адаптационного включения в профессиональную деятельность молодых (начинающих) педагогов.
В дальнейшем зависимость эффективности учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении от уровня сформированности адаптационной готовности как у военного, так и гражданского педагога была прямо или косвенно раскрыта в работах социологов (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Барг, А.М. Бекарев, Б.А. Грушин, В.Н. Елисеев, М.М. Карпов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Б.В. Марков, Ф.Т. Михайлов, В.Т. Пуляев, В.В. Шаронов и др.), психологов (Н.Ф. Вишнякова, Л.С. Выготский, Н.Н. Грачев, М.И. Дьяченко, Н.А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Л.Н. Куликова, В.Я. Ляудис, А. А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов,
Н.Г. Осухова, А.А. Реан, Б.М. Теплов и др.), педагогов (В.Т. Ащепков, В.П. Беспалько, Г.Л. Ильин, И.Ф. Исаев, И.Д. Ладанов, А.Г. Мороз, Г.П. Медведев, Т.П. Нечаева, А.Т. Ростунов, В.А. Солоницын,
В.А. Сластенин, Б.И. Фурманец, Г.В. Хананаев, Д.В. Чернилевский,
В.Я. Яблонко, В.А. Якунин и др.).
В их работах показано, что адаптационные процессы
- носят сложный, многофакторный, взаимообусловленный и порой острый характер;
- ведут к ломке прежних стереотипов деятельности;
- формируют новые убеждения, знания, умения, навыки, которые по своей структуре и содержанию отвечают профилю и специфике вуза;
- меняют уровни профессиональной адаптации;
- требуют времени на адаптационное включение.
Как итоговый результат происходит изменение самой личности в психологическом (Л.В. Китаев-Смык, Б.Ф. Ломов), профессиональном (М.А. Кузнецов, А.Г. Мороз) и других аспектах.
Кроме того, в публикациях отмечается, что слово “адаптация” можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям деятельности. Здесь важно видеть также взаимный характер адаптации человека и той профессиональной среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи.
В ряде публикаций показано, что при изменении привычных условий жизни и деятельности появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психику, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на раздражители. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для включения механизма регуляции и компенсации, конечный результат действия которого - организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды.
Несмотря на то обстоятельство, что ученые считают одним из наиболее общих, если не самым широко распространенным понятием, они сами при¬знают, что до сих пор не существует не только общей теории адаптации, но не сформулированы даже общие принципы анализа адаптивных явлений, не
установлены их основные закономерности, нет достаточно четких и однозначных определений (а некоторые из определений тавтологичны по своей сути).
1. Феномен адаптации давно является объектом пристального внимания со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Обращение к литературным источникам подтвердило наличие проблемы адаптации фактически повсеместно. Однако в ее исследовании в разных областях достигнуты разные результаты.
Исследование генезиса и сущности понятия “адаптация” выявляют его связь с рядом других понятий - ’’профессиональная адаптация”, “адаптированность личности”, “профессиональная готовность”, “адаптационная готовность” и др. Базовый термин “адаптация” в социологическом контексте понимается как приспособление индивида к определенным видам деятельности, осуществляемых в данной социальной среде. Применительно к высшей школе такую среду такую среду образуют гетерогенный коллектив студентов и преподавателей, инженерно-технический персонал, различные элементы материальной базы.
Эффективность образовательного процесса в вузе определяется уровнем профессиональной адаптации преподавателей. Профессиональная адаптация понимается нами как доработка трудовых способностей работника, его профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества, характеризующаяся дополнительным освоением профессиональных возможностей, а также формированием и развитием необходимых качеств личности.
2. У преподавателей-служащих военной высшей школы существуют адаптационные проблемы, связанные со спецификой функционирования военного вуза. Для этой категории преподавателей специфика военного вуза состоит в тех особенных условиях, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности: в основном однополый мужской контингент преподавателей, военнослужащих и обучаемых; караульная служба курсантов и военнослужащих с оружием в руках; расслоение коллектива преподавателей вуза на военнослужащих и гражданских (в ряде ввузов - смешаных) с соответствующими
микроклиматами; казарменное положение переменного состава (курсантов); ограниченность должностного роста преподавателей-служащих рамками «преподаватель - начальник невоенной кафедры»; отстранение их от участия в обучении старших курсов и руководства выпускными квалификационными работами; ограниченность доступа к служебной документации, а также в тематике и содержании собственных печатных работ; отсутствие в вузах Российской Федерации специальных факультетов по подготовке гражданских преподавателей для работы в военных вузах и др.
Специфика военных вузов является доминантой внешнего влияния на адаптационные процессы преподавателей-служащих Российской Армии. Она обусловлена двояким статусом военного вуза, суть которого заключается в том, что он функционирует и как высшая профессиональная школа, и как воинская часть.
3. В профессиональной адаптации преподавателей высшей военной школы главная роль принадлежит совершенствованию его личности, профессиональному самосознанию, профессиональным позициям как системе отношений с другими людьми в своем труде.
В качестве личностных показателей профессиональной адаптированности мы выделили такие критерии, как: эмоциональная стабильность; адекватная или несколько завышенная самооценка; эмпатия; низкий уровень тревожности, отсутствие негативных акцентуаций характера (равнодушие, агрессия, властность, скептицизм и др.).