I. Введение
II. Основная часть
1. Культура комиксов на рубеже XIX-XX веков
2. La bande dessinee
a. Приключения Тинтина
b. Астерикс
3. Политические карикатуры
III. Заключение
IV. Список источников
Комиксы традиционно рассматривают как феномен американской культуры, но появились и получили распространение они в Европе. Во франко-бельгийской культуре комиксы занимают отдельную нишу и считаются «девятым искусством». И если американская культура делает упор на аудиторию подростков 8-17 лет, то европейские графические новеллы, как правило, ориентированы на более взрослую аудиторию. Более того, комикс, естественным образом ушедший из газет в начале XX века, в его конце вернулся туда в качестве политических карикатур и зарисовок.
Самые популярные европейские истории до сих пор производятся и экранизируются. В 2017 году выйдет очередная серия приключений Астерикса, а за последние 5 лет были не единожды экранизированы истории Астерикса и Обеликса, Тинтина, Смурфов. Графические новеллы рисуются и на более серьезные темы, такие как терроризм и холокост. В Бельгии даже существует музей французских комиксов и ежегодный фестиваль, на котором награждают самых успешных иллюстраторов.
Цель данной работы - проследить развитие культуры франко-бельгийских комиксов с их появления и до наших дней.
Задачи:
I. Проанализировать отличия европейских комиксов от американских;
II. Отследить основные этапы развития франко-бельгийских комиксов;
III. Увидеть, как развивается политическая карикатура во французской прессе XXI века.
Для анализа использованы материалы газет Le Monde, Le Figaro, Charlie Hebdo и Le canard enchaine.
Европейские BD больше известны миру под именем графических новелл. В отличие от культуры американских комиксов, которые выходят в виде многосерийных коротких историй в формате А5, франко-бельгийские BD выходят полноценными томами примерно раз в год в формате А4, или одной короткой полоской на развлекательной странице журнала или газеты, или в виде политических карикатур в тех же газетах и журналах. Графической новеллой иностранцы называют большие тома комиксов с одной законченной серьезной историей.
Главная особенность европейских комиксов в возрастной категории, на которую они рассчитаны. В США культура комиксов охватила подростков и продолжает производить контент для них, во Франции иллюстраторы не остановились только на этом возрасте. Для детей и подростков создаются комиксы вроде «Астерикса» и «Приключений Тинтина», для людей постарше - графические новеллы о мигрантах и холокосте и политические карикатуры в еженедельных газетах. То есть охват аудитории нисколько не сравним с охватом в американской поп-культуре.
И наконец, само производство BD сильно отличается от производства американских комиксов. Франко-бельгийская культура строится на имени автора и иллюстратора комикса, американская - на компании производителе: Marvel, DC и прочие. В европейской культуре имя Рене Госинни неразрывно связано с именем Астерикса, а Herge всегда произносится вместе с Тинтином. Комикс «V значит Vendetta» проходит через читателей с именем британца Дэвида Ллойда - автора и иллюстратора.
Таким образом, европейский комикс, зародившийся в Швейцарии, получивший развитие в Соединенных Штатах и переживший становление во Франции, рассчитан на людей практически всех возрастов, насыщен юмором, сарказмом (политические карикатуры), обличает проблемы современности и намертво связан с именем иллюстратора, создавшего его. Это не просто направление в развлекательной части газеты, это действительно отдельный вид искусства и целый пласт европейской культуры.
1. Белова Т.М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов. - Вестник КемГУ. - 2015.
2. Claude Beylie, Lettres et Medecins. - 1964.
3. Gabut, Jean-Jacques, Lage d'or de la BD: Les journaux illustres 1934-1944. - 2004.
4. Grove Laurence, Comics in French: The European Bande Dessinee in Context. - Berghahn Books. - 2010.
5. Marshall Bill, Johnston Christina, France and the Americas: Culture, Politics, and History: a Multidisciplinary Encycopledia. - Ashgate publishing. - 2005.
6. Rodolphc Topffer, Essay on Physiognomy. - 1845.
Интернет источники:
1. Time - www.content.time.com/time/arts/article/0,8599,1931169,00.html
2. Comixtrip -comixtrip.fr/dossiers/la-presque-veritable-histoire-des-mots-bande-dessinee
3. BBC -news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/from our own correspondent/7246634.stm
4. Le canard enchaine - www.lecanardenchaine.fr
5. Charlie Hebdо - www.charliehebdo.fr
6. Le Figaro - www.lefigaro.fr/bd
7. Le Monde - www.lemonde.fr/bande-dessinee