ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты нейропсихологического сопровождения детей с сенсорной алалией 7
1.1. Психологические особенности детей с сенсорной алалией... 7
1.2 Нейропсихологические концепции психокоррекции
психических нарушений 13
1.3 Нейропсихологический подход в работе с детьми с
сенсорной алалией 19
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей 25
нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией
2.1. Цель, задачи, этапы и методы исследования и методы
исследования 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3. Программа нейропсихологической реабилитации детей с
сенсорной алалией 40
2.4. Оценка эффективности программы нейропсихологической
реабилитации детей с сенсорной алалией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования вытекает из запроса практической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Этот термин введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической концепции нарушений речи у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Для того чтобы, они жили нормальной жизнью, требуется безбарьерная среда - одно из необходимых условий включения детей в общество. Нарушение речевого развития одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, т.е. - это вид психического дизонтогенеза. Несмотря на высокую степень врожденной готовности к речи, достигнув «речевого возраста», определенная часть детей молчит, или начинает говорить плохо, неразборчиво. Их с трудом понимают даже родители. Сейчас многие школы ведут активные поиски путей преодоления этих трудностей общеобразовательной системы. Поэтому причиной нейропсихологической реабилитации детей с нарушением речи являются признаки отставания этих детей в психическом развитии и рост их количества неуспевающих в обучении, трудности их адаптации к новым школьным условиям. Также нейропсихологическая реабилитация детей с тяжелыми нарушениями речи явилась результатом социального запроса, который исходит из различных детских учреждений. И этот запрос актуален во всем мире. Результаты анализируются на научных семинарах, на российских и международных конгрессах.
Актуальность темы заключается и в ее практическом смысле: в изучении аспектов психологического сопровождения детей с сенсорной алалией. Сенсорная алалия является наиболее тяжелым видом речевых расстройств. Ребенок не только не может полноценно общаться с окружающими - без речи не развивается в должной мере его мышление. Нейропсихологическое сопровождение позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем 3
самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития, также оно обладает специальными методами реабилитации, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Известны работы в этом направлении С.Д. Забрамной, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, А.П. Бизюк, Ж.М. Глозман, Л.С.Цветковой, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутиной.
Нейропсихологическая реабилитация детей с сенсорной алалией, в настоящее время мало изучена и является объектом научных интересов отечественных исследователей. Нейропсихологическая реабилитация основана на теоретических положениях отечественной нейропсихологии, разработанных А.Р. Лурия и его учениками: Л.С. Выготским, А.А. Ухтомским, А.И. Введенским, И.М. Бехтеревым.
Изучаемая нами проблема - каковы возможности
нейропсихологической реабилитация в развитии психических процессов детей с сенсорной алалией?
Объектом исследования выступает психологическое сопровождение детей с сенсорной алалией.
Предмет изучения - особенности нейропсихологической реабилитации детей, страдающих сенсорной алалией.
Цель работы - рассмотреть особенности нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией и изучить ее влияние на развитие психических процессов.
Гипотеза исследования: нейропсихологическая реабилитация
позволяет дифференцированно подойти к структуре дефекта при расстройстве речи, к мозговым механизмам сенсорной алалии, которые их вызывают, и поэтому является эффективным средством развития психических функций детей с сенсорной алалией.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить степень разработанности вопроса нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией;
2. Вывить особенности психических процессов у детей с сенсорной алалией;
3. Разработать программу нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией;
4. Внедрить и проверить эффективность программы нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией.
Методологической основой исследования выступили: личностно - деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), представления о роли биологического и социального в развитии ребенка (И.М. Бехтерев), теория системной динамической локализации высших психических функций человека (А.Р. Лурия) и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической статистики. Методы количественной и качественной оценки результатов исследования (t-критерий Вилкоксона). По своей методологической направленности методы исследования основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Методики эмпирического исследования:
1. Исследование предметного гнозиса (восприятие) - узнавание изображенных предметов (Г.И. Россолимо), наложенных изображений (Поппельрейтор).
2. Исследование мышления - наглядно-действенное мышление (доска Э. Сегена), складывание картинок их частей, составление рассказа по сюжетным картинкам (А.Н. Бернштейн), выведение аналогий (Л.С. Цветкова).
3. Исследование внимания - выявляем колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям. Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон).
4. Идентификация эмоций - включает изображения животных в разном эмоциональном состоянии (тест Сонди, детский вариант) [22].
5. Исследование оптико-пространственного гнозиса - копирование фигур (тест Бентона).
6. Исследование логико-грамматических отношений - отношения между предметами (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
7. Исследование слухового гнозиса - проба на оценку ритмов (А.Р. Лурия).
8. Исследование двигательной сферы:
- проба на пальцевый гнозис - выявляем кинестетическую основу движений (А.Р. Лурия);
- динамический праксис - выявляем кинетическую основу движений (кулак - ребро - ладонь, А.Р. Лурия);
- исследование моторики - реципрокная координация (Н.И. Озерецкий);
- графическая проба «Забор» - выявляем умение удержать сложные двигательные программы (А.Р. Лурия).
9. Исследование памяти - зрительной: «Запомни и узнай» (А.Р. Лурия).
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Корочанская школа - интернат» Корочанского района Белгородской области» (ГБОУ «Корочанская школа - интернат»). Выборка состояла из экспериментальной группы детей в количестве 8 человек, в возрасте 6-8 лет, находящихся на индивидуальном обучении.
Проведенная нейропсихологическая реабилитация показала
эффективность развития психических процессов детей с сенсорной алалией. Важными особенностями нейропсихологической реабилитации являются, во- первых, учет психологических особенностей детей с сенсорной алалией и выбор стратегии реабилитации, во-вторых, сочетание когнитивного и телесного воздействия для всестороннего и полноценного преодоления проблем детей.
При индивидуальной работе удалось создать подходящее пространство для положительных изменений в развитии психических процессов детей с сенсорной алалией.
Инструментом, который дал возможность решить поставленные задачи, явилась нейропсихологическая диагностика, учитывающая основные направления развития высших психических функций и опирающаяся на знание о созревании мозговых структур, лежащих в основе этих функций. Она позволила определить индивидуальные особенности психической организации детей с сенсорной алалией. Помогла в исследовательском плане дать единую для всех детей с сенсорной алалией систему диагностических параметров, что необходимо для отслеживания как индивидуальной, так и групповой динамики.
Основным нейропсихологическим методом исследования нарушений психических процессов при сенсорной алалии является синдромный анализ А.Р. Лурия. На его основе были построены методики нейропсихологической диагностики - Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман, А.Л. Сиротюк.
На основании анализа литературных данных наиболее соответствующей возрастным требованиям явилась диагностическая методика, предложенная Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. Она адаптирована для дошкольников и включает в себя балльную оценку по шести диагностическим показателям: общей характеристики, развития движений и действий, развитие гнозиса, речевых функций, памяти и интеллекта ребенка.
По качественному анализу нейропсихологической диагностики мы можем сделать вывод о том, что динамика психических процессов детей с сенсорной алалией до и после проведения нейропсихологической реабилитации положительная.
Таким образом, исходя из результатов повторного исследования, мы можем констатировать положительную динамику в формировании ряда психических функций: двигательной сферы, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, мнестических функций, повышения уровня работоспособности. Важной частью комплексной нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией являются методы двигательной коррекции.
Оказание нейропсихологической помощи реализовывалось по четырем основным направлениям: развитие произвольной деятельности, двигательная и когнитивная коррекция, развитие личности и общения ребенка. На основании анализа результатов нейропсихологической диагностики мы выстроили программу нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией
Организация нейропсихологической реабилитации в образовательном учреждении обладает большим потенциалом вследствие продолжительного пребывания ребенка, возможностей непрерывного взаимодействия с детьми.
В процессе реализации программы дети с сенсорной алалией учатся правильно дышать. Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществляется массаж органов брюшной полости. Все это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания. Происходит стабилизация и активация энергетического потенциала
организма. Повышается пластичность сенсо-моторного обеспечения
психических процессов. Проводится работа с мышечными дистониями, т.к. любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может является причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказывается на развитие его психических процессов.
В процессе занятий формируются навыки внимания и преодолеваются стереотипы поведения. Формируется соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы. С детьми проводились занятия, направленные на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга.
Работа по формированию слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов проводилась с неречевыми звуками и бытовыми шумами. Дети учились воспринимать чувство ритма. В процессе занятий формируем мнестические процессы: дети учились проводить перенос из тактильной в зрительную модальность или слухоречевую. Развивались тактильная, зрительная, двигательная память.
В процессе занятий у детей с сенсорной алалией происходит постепенное формирование умения планировать свои действия. Происходит развитие мыслительных процессов.
Гипотеза нашего исследования о том, что нейропсихологическая реабилитация оказывает эффективное влияние на развитие психических процессов детей с сенсорной алалией, подтверждена.