Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Работа №73440

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты нейропсихологического сопровождения детей с сенсорной алалией 7
1.1. Психологические особенности детей с сенсорной алалией... 7
1.2 Нейропсихологические концепции психокоррекции
психических нарушений 13
1.3 Нейропсихологический подход в работе с детьми с
сенсорной алалией 19
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей 25
нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией
2.1. Цель, задачи, этапы и методы исследования и методы
исследования 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3. Программа нейропсихологической реабилитации детей с
сенсорной алалией 40
2.4. Оценка эффективности программы нейропсихологической
реабилитации детей с сенсорной алалией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Актуальность данного исследования вытекает из запроса практической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Этот термин введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической концепции нарушений речи у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. Для того чтобы, они жили нормальной жизнью, требуется безбарьерная среда - одно из необходимых условий включения детей в общество. Нарушение речевого развития одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, т.е. - это вид психического дизонтогенеза. Несмотря на высокую степень врожденной готовности к речи, достигнув «речевого возраста», определенная часть детей молчит, или начинает говорить плохо, неразборчиво. Их с трудом понимают даже родители. Сейчас многие школы ведут активные поиски путей преодоления этих трудностей общеобразовательной системы. Поэтому причиной нейропсихологической реабилитации детей с нарушением речи являются признаки отставания этих детей в психическом развитии и рост их количества неуспевающих в обучении, трудности их адаптации к новым школьным условиям. Также нейропсихологическая реабилитация детей с тяжелыми нарушениями речи явилась результатом социального запроса, который исходит из различных детских учреждений. И этот запрос актуален во всем мире. Результаты анализируются на научных семинарах, на российских и международных конгрессах.
Актуальность темы заключается и в ее практическом смысле: в изучении аспектов психологического сопровождения детей с сенсорной алалией. Сенсорная алалия является наиболее тяжелым видом речевых расстройств. Ребенок не только не может полноценно общаться с окружающими - без речи не развивается в должной мере его мышление. Нейропсихологическое сопровождение позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем 3
самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития, также оно обладает специальными методами реабилитации, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Известны работы в этом направлении С.Д. Забрамной, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, А.П. Бизюк, Ж.М. Глозман, Л.С.Цветковой, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутиной.
Нейропсихологическая реабилитация детей с сенсорной алалией, в настоящее время мало изучена и является объектом научных интересов отечественных исследователей. Нейропсихологическая реабилитация основана на теоретических положениях отечественной нейропсихологии, разработанных А.Р. Лурия и его учениками: Л.С. Выготским, А.А. Ухтомским, А.И. Введенским, И.М. Бехтеревым.
Изучаемая нами проблема - каковы возможности
нейропсихологической реабилитация в развитии психических процессов детей с сенсорной алалией?
Объектом исследования выступает психологическое сопровождение детей с сенсорной алалией.
Предмет изучения - особенности нейропсихологической реабилитации детей, страдающих сенсорной алалией.
Цель работы - рассмотреть особенности нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией и изучить ее влияние на развитие психических процессов.
Гипотеза исследования: нейропсихологическая реабилитация
позволяет дифференцированно подойти к структуре дефекта при расстройстве речи, к мозговым механизмам сенсорной алалии, которые их вызывают, и поэтому является эффективным средством развития психических функций детей с сенсорной алалией.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить степень разработанности вопроса нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией;
2. Вывить особенности психических процессов у детей с сенсорной алалией;
3. Разработать программу нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией;
4. Внедрить и проверить эффективность программы нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией.
Методологической основой исследования выступили: личностно - деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), представления о роли биологического и социального в развитии ребенка (И.М. Бехтерев), теория системной динамической локализации высших психических функций человека (А.Р. Лурия) и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической статистики. Методы количественной и качественной оценки результатов исследования (t-критерий Вилкоксона). По своей методологической направленности методы исследования основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Методики эмпирического исследования:
1. Исследование предметного гнозиса (восприятие) - узнавание изображенных предметов (Г.И. Россолимо), наложенных изображений (Поппельрейтор).
2. Исследование мышления - наглядно-действенное мышление (доска Э. Сегена), складывание картинок их частей, составление рассказа по сюжетным картинкам (А.Н. Бернштейн), выведение аналогий (Л.С. Цветкова).
3. Исследование внимания - выявляем колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям. Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон).
4. Идентификация эмоций - включает изображения животных в разном эмоциональном состоянии (тест Сонди, детский вариант) [22].
5. Исследование оптико-пространственного гнозиса - копирование фигур (тест Бентона).
6. Исследование логико-грамматических отношений - отношения между предметами (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
7. Исследование слухового гнозиса - проба на оценку ритмов (А.Р. Лурия).
8. Исследование двигательной сферы:
- проба на пальцевый гнозис - выявляем кинестетическую основу движений (А.Р. Лурия);
- динамический праксис - выявляем кинетическую основу движений (кулак - ребро - ладонь, А.Р. Лурия);
- исследование моторики - реципрокная координация (Н.И. Озерецкий);
- графическая проба «Забор» - выявляем умение удержать сложные двигательные программы (А.Р. Лурия).
9. Исследование памяти - зрительной: «Запомни и узнай» (А.Р. Лурия).
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Корочанская школа - интернат» Корочанского района Белгородской области» (ГБОУ «Корочанская школа - интернат»). Выборка состояла из экспериментальной группы детей в количестве 8 человек, в возрасте 6-8 лет, находящихся на индивидуальном обучении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенная нейропсихологическая реабилитация показала
эффективность развития психических процессов детей с сенсорной алалией. Важными особенностями нейропсихологической реабилитации являются, во- первых, учет психологических особенностей детей с сенсорной алалией и выбор стратегии реабилитации, во-вторых, сочетание когнитивного и телесного воздействия для всестороннего и полноценного преодоления проблем детей.
При индивидуальной работе удалось создать подходящее пространство для положительных изменений в развитии психических процессов детей с сенсорной алалией.
Инструментом, который дал возможность решить поставленные задачи, явилась нейропсихологическая диагностика, учитывающая основные направления развития высших психических функций и опирающаяся на знание о созревании мозговых структур, лежащих в основе этих функций. Она позволила определить индивидуальные особенности психической организации детей с сенсорной алалией. Помогла в исследовательском плане дать единую для всех детей с сенсорной алалией систему диагностических параметров, что необходимо для отслеживания как индивидуальной, так и групповой динамики.
Основным нейропсихологическим методом исследования нарушений психических процессов при сенсорной алалии является синдромный анализ А.Р. Лурия. На его основе были построены методики нейропсихологической диагностики - Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман, А.Л. Сиротюк.
На основании анализа литературных данных наиболее соответствующей возрастным требованиям явилась диагностическая методика, предложенная Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. Она адаптирована для дошкольников и включает в себя балльную оценку по шести диагностическим показателям: общей характеристики, развития движений и действий, развитие гнозиса, речевых функций, памяти и интеллекта ребенка.
По качественному анализу нейропсихологической диагностики мы можем сделать вывод о том, что динамика психических процессов детей с сенсорной алалией до и после проведения нейропсихологической реабилитации положительная.
Таким образом, исходя из результатов повторного исследования, мы можем констатировать положительную динамику в формировании ряда психических функций: двигательной сферы, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, мнестических функций, повышения уровня работоспособности. Важной частью комплексной нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией являются методы двигательной коррекции.
Оказание нейропсихологической помощи реализовывалось по четырем основным направлениям: развитие произвольной деятельности, двигательная и когнитивная коррекция, развитие личности и общения ребенка. На основании анализа результатов нейропсихологической диагностики мы выстроили программу нейропсихологической реабилитации детей с сенсорной алалией
Организация нейропсихологической реабилитации в образовательном учреждении обладает большим потенциалом вследствие продолжительного пребывания ребенка, возможностей непрерывного взаимодействия с детьми.
В процессе реализации программы дети с сенсорной алалией учатся правильно дышать. Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществляется массаж органов брюшной полости. Все это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания. Происходит стабилизация и активация энергетического потенциала
организма. Повышается пластичность сенсо-моторного обеспечения
психических процессов. Проводится работа с мышечными дистониями, т.к. любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может является причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказывается на развитие его психических процессов.
В процессе занятий формируются навыки внимания и преодолеваются стереотипы поведения. Формируется соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы. С детьми проводились занятия, направленные на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга.
Работа по формированию слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов проводилась с неречевыми звуками и бытовыми шумами. Дети учились воспринимать чувство ритма. В процессе занятий формируем мнестические процессы: дети учились проводить перенос из тактильной в зрительную модальность или слухоречевую. Развивались тактильная, зрительная, двигательная память.
В процессе занятий у детей с сенсорной алалией происходит постепенное формирование умения планировать свои действия. Происходит развитие мыслительных процессов.
Гипотеза нашего исследования о том, что нейропсихологическая реабилитация оказывает эффективное влияние на развитие психических процессов детей с сенсорной алалией, подтверждена.



1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. Учебное пособие / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось -89, 1999. - 93с.
3. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход /Т. В. Ахутина // Вопр. психол. 2002. № 4. - С. 101-110.
4. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 34с.
5. Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т.В. Ахутина. - М.: Изд - во РПО, 1998. - 208с.
6. Балашова, Е.В. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Е.В. Балашова, М.С. Ковязина. - СПб.: Питер, 2010. - 11с.
7. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.П. Бизюк. — СПб.: Речь, 2005. — 293с.
8. Бизюк, А.П. Компедиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие / А.П. Бизюк. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2005. - 299 с.
9. Бизюк, А.П. Нейропсихологическая коррекция, реабилитация и восстановительное обучение / А.П. Бизюк. - СПб.: Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского. - 2017. - 194 с.
10. Богоявленская, М.Е. Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в обучении и социальной адаптации / М.Е. Богоявленская. - М.: Смысл, 2003. - 236 с.
11. Волкова, Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции речевого развития / Л.С. Волкова. - СПб.: Образование, 1992. - 27 с.
12. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии: учебное пособие в 2 -х томах / Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 560 с.
13. Вояшева, Ю. Введение в человеческое сообщество детей с отклонении в развитии / Ю. Вояшева, В. Дюков. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 192 с.
14. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологического обследования / Л.И. Вассерман. - СПб.: Питер, 2007.- 198 с.
15. Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц обследование / Т.Г. Визель. - М.: Издательство «АСТ - Астрель», 2005. - 15 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М.: Издательство «АСТ - Астрель», 2009. - 216 с.
17. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 406 с.
18. Гулина, М.А. Словарь - справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
19. Гладкова, Е. Актуальные проблемы инклюзивного образования / Е.
Гладкова, К.С. Шалагинова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144с.
20. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева. - СПб.: Питер, 2006 - 80с.
21. Глозман, Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Ж.М. Глозман. — СПб.: Питер, 2006 - 100с.
22. Глозман, Ж.М. Журнал нейропсихологической диагностики для детей дошкольного и школьного возраста / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева.- М.: Генезис, 2014.- 180 с.
23. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие для студентов вузов / Ж.М. Глозман. - М.: Издательство: «Академия», 2009. - 272 с.
24. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная обработка данных / Ж.М. Глозман. - М.: Смысл, 2012. - 250
с.
25. Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология / Ж.М. Глозман. - М.: Генезис, 2016. - 334с.
26. Горячева, Т.Г. Методы диагностики произвольной двигательной активности у детей / Т.Г. Горячева, Ю.В. Кузнецова. - М.: «Академия», 2015. - 176 с.
27. Горячева, Т.Г. Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с младшими школьниками / Т.Г. Горячева // Психологическая наука и образование.- 2013. - №2. - С.14.
28. Жукова, О.С. Уникальная методика развития ребенка / О.С. Жукова. - СПб.: Нева, 2006. -134 с.
29. Колганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. В двух частях. Часть 1/ В.С. Калганова, Е.В. Пивоварова. - М.: Айрис - Пресс, 2016. - 416с.
30. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Генезис, 2001. - 66с.
31. Корсакова, Г.К. Клиническая нейропсихология / Г.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. - М.: «ВЛАДОС», 2003. - 486с.
32. Крановиц, К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиц. - СПб.: Издательство «Редактор», 2012. - 200с.
33. Котик - Фридгут, Б.С. Системно - динамическая концепция А. Р. Лурия и нейропсихология сегодня / Б. С. Котик - Фридгут // Вопр. психол. - 2002. - № 4. - С.68 -76.
34. Климов А. Основы нейропсихологической диагностики / А. Климов. - СПб.: Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского. - 2017. - 45с.
35. Кузнеченкова, С.О. Оценка нейропсихосоматического статуса ребенка / С.О. Кузнеченкова. - СПб.: Питер, 2011. - 68с.
36. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд - во УРАО, 2000. -507с.
37. Константинов, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов, А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 131с.
38. Лурия, А.Р Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М. : Академия, 2003.¬380с.
39. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. — М.: Академия, 2008. - 621с.
40. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2006. - 352с.
41. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400с.
42. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя
диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова.— М.: Просвещение, 1992.- 95 с.
43. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288с.
44. Образцова, Т.Н. Логические игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ЛАДА, 2005. - 46с.
45. Потанина, А.Ю. Специфические особенности зависимости успешности в школе от состояния ВПФ / А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - М.: ВЛАДОС,
2004. - 82с.
46. Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная ассиметрия мозга человека и психические процессы / Н. П. Реброва. - СПб.: Речь, 2005. - 55с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: «Петербург», 2001. - 460с.
48. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов вузов / З.А. Репина. - Екатеринбург: Издатель «Калина», 2008. - 140с.
49. Симерницкая, Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс -
диагностики «Лурия -90» / Э.Г. Симерницкая. - М.: Общество Знание, 1991.
- 48с.
50. Симерницкая, Э.Г. Значение нейропсихологического исследования в детской неврологии / Э.Г. Симерницкая. - М.: Общество Знание, 2007. - 41с.
51. Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий / Э.Г. Симерницкая. - М.: Изд - во Моск. ун - та, 2000. - 34с.
52. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А.Л. Сиротюк. - М.: Сфера, 2002. - 95с.
53. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80с.
54. Соболева, А.Е. Русский язык с улыбкой / А.Е. Соболева, Н.Н. Кондратьева.
- М.: Сфера, 2007. -46с.
55. Семенович, А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития в двух частях / А.В. Семенович [и д.р.] - М.: Печатается по решению Методического Совета Центра Отдел нейропсихологии, 2001. - 106с.
56. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А. В.Семенович. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
57. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2007. - 480с.
58. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Генезис, 2000. - 147с.
59. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 4-е изд. / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2011. - 496с.
60. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: хрестоматия. 3-е изд. / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2010. - 992с.
61. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская. - СПб.: Речь, 2000. - 78с.
62. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2 -
е. / Л. С. Цветкова. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито- центр", 1998. - 128 с.
63. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: учебное пособие / Л.С.Цветкова. - М.: МОДЕК, 2004. - 424с.
64. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л.С. Цветкова. - М.: МОДЕК, 2001. - 323с.
65. Щербаков, А.В. Нейропсихология детского возраста: методическое пособие /А.В. Щербаков, И.С. Быкова. - Оренбург: Оренбургская Государственная Медицинская Академия, 2009. - 28с.
66. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Генезис, 2011. - 204с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ