УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА
ПРИМЕРЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 33
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА
ПРИМЕРЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 33
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Многоплановость, сложность и противоречивость процессов общественного развития, которые происходят в современной России требуют радикального изменения форм и методов воздействия на все сферы жизни общества, что, в свою очередь, объективно определяет возрастание требований к муниципальным служащим, так как судьба любых преобразований в значительной степени зависит от уровня квалификации муниципальных служащих, их профессиональной подготовки, умения принимать эффективные и рациональные управленческие решения в условиях быстро меняющейся общественной ситуации.
Тот стереотип профессиональной деятельности и поведения, который сложился сегодня, во многом является препятствием для проведения экономических, политических и организационных преобразований и, как свидетельствуют результаты различных исследований , способствует распространению в муниципальной службе таких негативных явлений, как имитация управления, бюрократизм, коррупция, карьеризм, нарушение дисциплины, ущемление прав и свобод граждан. Соответственно, актуализируется потребность в целенаправленном управлении процессом формирования и развития профессиональной культуры современных муниципальных служащих.
Профессиональная культура выражается в правовых и культурных ориентациях служащего, в деятельности по их воплощению, в результатах реализации данных ориентаций, а также в оценке служащими собственных знаний и восприятию ими правовых идей и знаний права .
Состояние профессиональной культуры определяет не только наполняемость муниципальной службы высококвалифицированными кадрами, но и уважение, доверие населения к органам власти и управления, что сказывается на восприятии общественным мнением законов и предписаний. Соответствующий уровень профессиональной культуры современного муниципального служащего определяет следование им правовым, юридическим нормам и актам, подчинение закону.
Степень научной разработанности темы. Профессиональная культура муниципального служащего в последнее время все чаще становится объектом научных исследований.
В частности, общим аспектам формирования профессиональной культуры современного чиновника посвящены работы В.В. Китаева, Л.Д. Паруниной, В.Г. Попова, В.С. Хохрякова, Н.Г. Чевтаевой .
Значительный вклад в исследование принципов формирования кадров муниципальной службы внесли Ю.В. Астахов, В.М. Захаров, В.Е. Гимельсон, С.Ю. Фабричный, В.И. Фадеев . В их трудах раскрываются особенности практики приема и назначения на должности, организационно-штатной политики, механизма формирования кадрового корпуса муниципальных служащих, нормативно-правового карьерного движения.
Изучению непосредственно профессиональной культуры
муниципального служащего посвящено ограниченное количество исследований, в том числе таких авторов, как С.В. Алиева,
В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов . Управлению процессом формирования профессиональной культуры посвящены работы Л.С. Пастуховой и В.А. Крючкова .
Анализ трудов зарубежных и российских ученых в области становления и развития профессиональной культуры муниципального служащего, выявления общих признаков, оценки реального состояния на современном этапе формирования и поиска оптимальных путей целенаправленного создания и совершенствования профессиональной культуры был проведен О.Н. Мирошниченко и М.В. Михайловой .
Таким образом, проведенный анализ степени изученности темы диссертационного исследования позволяет утверждать, что проблема становления, формирования и, в конечном счете, повышения уровня профессиональной культуры муниципального служащего исследована недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения и развития профессиональной культуры
муниципального служащего и недостаточной теоретической
разработанностью механизмов управления данным процессом.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что недостаточно эффективное управление развитием профессиональной культуры муниципального служащего может быть обусловлено отсутствием в практике работы эффективной модели профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района Белгородской области.
Объектом исследования является формирование профессиональной культуры муниципального служащего .
Предметом исследования выступает механизм управления развитием профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района Белгородской области .
Таким образом, целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления развитием профессиональной культуры муниципального служащего в Чернянском районе Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием
профессиональной культуры муниципального служащего .
2. Проанализировать практику управления развитием
профессиональной культуры муниципального служащего в Чернянском районе Белгородской области.
3. Разработать модель профессиональной культуры современного муниципального служащего Чернянского района Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области муниципального управления, менеджмента, социологии, психологии управления, юриспруденции. Наибольшее значение для данной работы имели:
1. Труды В.Б. Зотова, где был выделен и описан комплекс принципов муниципального управления , положенный нами в основу системы принципов профессиональной подготовки муниципальных служащих;
2. Идеи О.С. Анисимова о воспитании как о важном компоненте системы профессиональной подготовки и развития муниципального служащего .
В процессе выполнения диссертационной работы были использованы методы анализа и синтеза, метод структурного анализа, метод опроса, а также методы статистической обработки информации, в том числе методы структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и типологизации социальных переменных.
Эмпирической базой исследования являются:
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующих процесс прохождение муниципальной службы .
2. Результаты авторского социологического исследования, проведенного среди муниципальных служащих Чернянского района посредствам анкетного опроса. Было опрошено 70 муниципальных служащих Чернянского района. Исследование проводились автором в сентябре-октябре 2017 года.
Научная новизна магистерской диссертации: предложена модель профессиональной культуры муниципального служащего Чернянского района Белгородской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная культура муниципального служащего - это
особый тип профессиональной культуры, характеризующий уровень социально-профессионального развития муниципального служащего, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и результатах. Основными элементами профессиональной культуры муниципального служащего являются следующие: система ценностей, правил служебного поведения, умений, знаний,
мировоззренческих позиций, норм. Овладение соответствующим уровнем профессиональной культуры характеризуется: знанием современных теорий и технологий управления; умениями осуществлять профессиональную деятельность в сфере муниципальной службы в современных условиях; владением инновационными управленческими технологиями, приемами творческой неалгоритмизируемой деятельности; наличием гуманистических, демократических, интеракционистских и социализационных ценностей; способностью быть лидером, организатором; обладать творческим складом ума, стратегическим мышлением, склонностью к инновациям, готовностью находить оптимальные пути выхода из неординарных ситуаций.
2. В основе понятия профессиональная культура лежит ценностно - символическая система, которая включает нормы, знания, ценности, ключевыми из которых для муниципального служащего администрации Чернянского района являются: дисциплинированность, доброжелательность, способность брать на себя ответственность, честность, склонность к взаимопомощи, квалификация, компетентность, умение работать с людьми, при этом практически малозначимыми оказываются справедливость, хорошие отношения с коллегами, принципиальность, упорство, демократичность, справедливость, неподкупность. Для управления развитием профессиональной культуры современного муниципального служащего Чернянского района сформирована нормативная правовая база, регламентирующая принципы и правила служебного поведения служащих, определяющая и характеризующая такие элементы профессиональной культуры как профессиональные знания, умения, компетенции, служебные навыки, служебная этика и т.д. Вместе с тем, ключевым препятствием для развития профессиональной культуры муниципального служащего является отсутствие системы показателей, оценивающих её объективное состояние.
3. Целенаправленное управление развитием профессиональной культурой современного муниципального служащего возможно при наличии четкой системы критериев, позволяющих оценить её уровень. Разработать указанную систему критериев позволит внедрение в практику работы администрации Чернянского района модели профессиональной культуры муниципального служащего. Кроме того, внедрение указанной модели позволит усовершенствовать механизм управления формированием профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:
1. При разработке программ профессионального развития муниципального служащего как в практике работы администрации Чернянского района Белгородской области, так и в других муниципальных образованиях Белгородской области.
2. При разработке и проведении лекционно-практических занятий по дисциплине «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Профессиональная культура муниципальных служащих как фактор повышения профессионализма местной власти»; «К вопросу изучения профессиональной культуры муниципальных служащих (на примере Чернянского района Белгородской области)» , общим объемом 0,5 п.л.
Тот стереотип профессиональной деятельности и поведения, который сложился сегодня, во многом является препятствием для проведения экономических, политических и организационных преобразований и, как свидетельствуют результаты различных исследований , способствует распространению в муниципальной службе таких негативных явлений, как имитация управления, бюрократизм, коррупция, карьеризм, нарушение дисциплины, ущемление прав и свобод граждан. Соответственно, актуализируется потребность в целенаправленном управлении процессом формирования и развития профессиональной культуры современных муниципальных служащих.
Профессиональная культура выражается в правовых и культурных ориентациях служащего, в деятельности по их воплощению, в результатах реализации данных ориентаций, а также в оценке служащими собственных знаний и восприятию ими правовых идей и знаний права .
Состояние профессиональной культуры определяет не только наполняемость муниципальной службы высококвалифицированными кадрами, но и уважение, доверие населения к органам власти и управления, что сказывается на восприятии общественным мнением законов и предписаний. Соответствующий уровень профессиональной культуры современного муниципального служащего определяет следование им правовым, юридическим нормам и актам, подчинение закону.
Степень научной разработанности темы. Профессиональная культура муниципального служащего в последнее время все чаще становится объектом научных исследований.
В частности, общим аспектам формирования профессиональной культуры современного чиновника посвящены работы В.В. Китаева, Л.Д. Паруниной, В.Г. Попова, В.С. Хохрякова, Н.Г. Чевтаевой .
Значительный вклад в исследование принципов формирования кадров муниципальной службы внесли Ю.В. Астахов, В.М. Захаров, В.Е. Гимельсон, С.Ю. Фабричный, В.И. Фадеев . В их трудах раскрываются особенности практики приема и назначения на должности, организационно-штатной политики, механизма формирования кадрового корпуса муниципальных служащих, нормативно-правового карьерного движения.
Изучению непосредственно профессиональной культуры
муниципального служащего посвящено ограниченное количество исследований, в том числе таких авторов, как С.В. Алиева,
В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов . Управлению процессом формирования профессиональной культуры посвящены работы Л.С. Пастуховой и В.А. Крючкова .
Анализ трудов зарубежных и российских ученых в области становления и развития профессиональной культуры муниципального служащего, выявления общих признаков, оценки реального состояния на современном этапе формирования и поиска оптимальных путей целенаправленного создания и совершенствования профессиональной культуры был проведен О.Н. Мирошниченко и М.В. Михайловой .
Таким образом, проведенный анализ степени изученности темы диссертационного исследования позволяет утверждать, что проблема становления, формирования и, в конечном счете, повышения уровня профессиональной культуры муниципального служащего исследована недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения и развития профессиональной культуры
муниципального служащего и недостаточной теоретической
разработанностью механизмов управления данным процессом.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу исследования, которая заключается в том, что недостаточно эффективное управление развитием профессиональной культуры муниципального служащего может быть обусловлено отсутствием в практике работы эффективной модели профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района Белгородской области.
Объектом исследования является формирование профессиональной культуры муниципального служащего .
Предметом исследования выступает механизм управления развитием профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района Белгородской области .
Таким образом, целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления развитием профессиональной культуры муниципального служащего в Чернянском районе Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием
профессиональной культуры муниципального служащего .
2. Проанализировать практику управления развитием
профессиональной культуры муниципального служащего в Чернянском районе Белгородской области.
3. Разработать модель профессиональной культуры современного муниципального служащего Чернянского района Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области муниципального управления, менеджмента, социологии, психологии управления, юриспруденции. Наибольшее значение для данной работы имели:
1. Труды В.Б. Зотова, где был выделен и описан комплекс принципов муниципального управления , положенный нами в основу системы принципов профессиональной подготовки муниципальных служащих;
2. Идеи О.С. Анисимова о воспитании как о важном компоненте системы профессиональной подготовки и развития муниципального служащего .
В процессе выполнения диссертационной работы были использованы методы анализа и синтеза, метод структурного анализа, метод опроса, а также методы статистической обработки информации, в том числе методы структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и типологизации социальных переменных.
Эмпирической базой исследования являются:
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующих процесс прохождение муниципальной службы .
2. Результаты авторского социологического исследования, проведенного среди муниципальных служащих Чернянского района посредствам анкетного опроса. Было опрошено 70 муниципальных служащих Чернянского района. Исследование проводились автором в сентябре-октябре 2017 года.
Научная новизна магистерской диссертации: предложена модель профессиональной культуры муниципального служащего Чернянского района Белгородской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная культура муниципального служащего - это
особый тип профессиональной культуры, характеризующий уровень социально-профессионального развития муниципального служащего, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и результатах. Основными элементами профессиональной культуры муниципального служащего являются следующие: система ценностей, правил служебного поведения, умений, знаний,
мировоззренческих позиций, норм. Овладение соответствующим уровнем профессиональной культуры характеризуется: знанием современных теорий и технологий управления; умениями осуществлять профессиональную деятельность в сфере муниципальной службы в современных условиях; владением инновационными управленческими технологиями, приемами творческой неалгоритмизируемой деятельности; наличием гуманистических, демократических, интеракционистских и социализационных ценностей; способностью быть лидером, организатором; обладать творческим складом ума, стратегическим мышлением, склонностью к инновациям, готовностью находить оптимальные пути выхода из неординарных ситуаций.
2. В основе понятия профессиональная культура лежит ценностно - символическая система, которая включает нормы, знания, ценности, ключевыми из которых для муниципального служащего администрации Чернянского района являются: дисциплинированность, доброжелательность, способность брать на себя ответственность, честность, склонность к взаимопомощи, квалификация, компетентность, умение работать с людьми, при этом практически малозначимыми оказываются справедливость, хорошие отношения с коллегами, принципиальность, упорство, демократичность, справедливость, неподкупность. Для управления развитием профессиональной культуры современного муниципального служащего Чернянского района сформирована нормативная правовая база, регламентирующая принципы и правила служебного поведения служащих, определяющая и характеризующая такие элементы профессиональной культуры как профессиональные знания, умения, компетенции, служебные навыки, служебная этика и т.д. Вместе с тем, ключевым препятствием для развития профессиональной культуры муниципального служащего является отсутствие системы показателей, оценивающих её объективное состояние.
3. Целенаправленное управление развитием профессиональной культурой современного муниципального служащего возможно при наличии четкой системы критериев, позволяющих оценить её уровень. Разработать указанную систему критериев позволит внедрение в практику работы администрации Чернянского района модели профессиональной культуры муниципального служащего. Кроме того, внедрение указанной модели позволит усовершенствовать механизм управления формированием профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:
1. При разработке программ профессионального развития муниципального служащего как в практике работы администрации Чернянского района Белгородской области, так и в других муниципальных образованиях Белгородской области.
2. При разработке и проведении лекционно-практических занятий по дисциплине «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Профессиональная культура муниципальных служащих как фактор повышения профессионализма местной власти»; «К вопросу изучения профессиональной культуры муниципальных служащих (на примере Чернянского района Белгородской области)» , общим объемом 0,5 п.л.
В ходе проведенного исследования был проведен теоретический и практический анализ противоречия между необходимостью
совершенствования и повышения профессиональной культуры муниципальных служащих и недостаточной теоретической
разработанностью механизмов управления данного процесса.
Определена эмпирическая база, выделена методологическая основа исследования, а также сформулировано понимание профессиональной культуры муниципальных служащих как необходимой составляющей профессионализма, так как данное понятие позволяет интегрировать как качественные, так и «степенные» характеристики культуры в соотнесении ее с профессиональной сферой как системным элементом культуры.
Выявлены основные составляющие профессиональной культуры муниципальных служащих:
- профессиональные качества;
- знание муниципальным служащим законодательной базы;
- обладание служащим высоким уровнем образования;
- умение проявлять инициативу;
- служебная этика;
- способность разрешать конфликтные ситуации;
- способность к созданию благоприятной рабочей атмосферы.
Разработан диагностический инструментарий для исследования особенностей профессиональной культуры муниципальных служащих.
Новизна исследования заключается в предложенной модели профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района с идеальными показателями элементов её составляющих.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, а цели достигнуты: разработаны рекомендации по совершенствованию механизма управления формированием профессиональной культуры муниципальных служащих в администрации Чернянского района.
На основании теоретического анализа литературы, представленного в работе и проведенного социологического исследования по вопросам профессиональной культуры муниципальных служащих администрации Чернянского района можно сделать следующие выводы.
Профессиональная культура - это системное качественное состояние личности, которое характеризует уровень социально-профессионального развития государственного служащего, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и результатах. Муниципальный служащий как субъект деятельности обладает не только узкопрофессиональными качествами, он аккумулирует в себе общую и профессиональную культуру общества.
Повышение уровня профессиональной культуры муниципальных служащих имеет важнейшее функциональное значение, потому что от ее состояния зависит не только наполняемость муниципальной службы высококвалифицированными кадрами, но и уважение, доверие населения к органам местного самоуправления, то есть, как будут восприняты в общественном мнении их законы и предписания.
Достижение высокого уровня профессиональных качеств, составляющих основу профессиональной культуры позволит достичь механизм управления мотивацией деятельности служащих, который строится на следующих принципах: социальная ориентация, справедливость оплаты, качество и уровень жизни, карьерный рост, стимулирование качестве, и эффективности деятельности.
Управление процессом целенаправленного формирования
профессиональной культуры муниципальных служащих можно осуществить по трем направлениям:
- обеспечение качественного, профессионального отбора и подбора кадров в органы местного самоуправления;
- совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих;
- аттестация муниципальных служащих независимыми
аттестационными комиссиями.
Для управления муниципального служащего администрации Чернянского района в подавляющем большинстве доминирующим является патримониальный бюрократический тип деятельности, но также имеет место быть рациональная бюрократия.
Главными ценностями для муниципального служащего города являются дисциплинированность, доброжелательность, способность брать на себя ответственность, честность, склонность к взаимопомощи, квалификация, компетентность, умение работать с людьми, практически малозначимыми оказываются справедливость, хорошие отношения с коллегами принципиальность, упорство, демократичности справедливость
неподкупность. Практически половина муниципальных служащих администрации Чернянского района в части знания законодательной базы своей профессиональной деятельности, считают себя специалистами, при этом для другой половины служащих знаний закона достаточно не в полной мере, а уровня своего образования подавляющее большинство служащих считают более чем достаточным для выполнения профессиональных обязанностей и только несколько служащих настроены на перспективу получения дополнительного образования по своей специальности.
В целом, подбор кадров в администрацию Чернянского района носит объективный характер (поступление на должность из «резерва» и по конкурсу на вакантную должность), тем не менее, для части опрошенных прием на работу - это результат исключительно воли руководителя.
Проведенный в диссертационной работе анализ позволил сделать вывод о том, что уровень профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района соответствует модели профессиональной культуры муниципального служащего на 63%, в связи с чем посредствам информационного, организационного и методологического методов рекомендовано внедрить модель профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района, назначить ответственное структурное подразделение администрации района за осуществление контроля проведения данного процесса.
В заключении магистерской диссертации приведем ряд практических рекомендаций в адрес администрации Чернянского района Белгородской области:
- внедрить в практику работы администрации институт наставничества;
- разработать совместно с профессорско-преподавательским составом программы повышения квалификации служащих, учитывая компетентностные дефициты направляемых на обучение сотрудников, с выделением инвариантной компоненты (обязательной для всех слушателей) и вариативной (индивидуальной для каждого обучающегося);
- важно обсудить состояние профессиональной культуры муниципальных служащих администрации Чернянского района на специальном научно-методическом семинаре с участием специалистов- практиков, ученых и представителей средств массовой информации. Отметим, что в таком формате проблема пока не обсуждалась. Участие в семинаре специалистов-практиков позволит вывести обсуждение из сугубо научной плоскости в практическое поле.
- с целью повышения инновационной активности муниципальных служащих администрации Чернянского района, а также развития навыков принятия решений, прогнозирования и планирования в профессиональной деятельности необходимо организовать проведение тренингов, семинаров и конференций, как в рамках самих учреждениях, так и на базе Высшей школы управления НИУ «БелГУ».
совершенствования и повышения профессиональной культуры муниципальных служащих и недостаточной теоретической
разработанностью механизмов управления данного процесса.
Определена эмпирическая база, выделена методологическая основа исследования, а также сформулировано понимание профессиональной культуры муниципальных служащих как необходимой составляющей профессионализма, так как данное понятие позволяет интегрировать как качественные, так и «степенные» характеристики культуры в соотнесении ее с профессиональной сферой как системным элементом культуры.
Выявлены основные составляющие профессиональной культуры муниципальных служащих:
- профессиональные качества;
- знание муниципальным служащим законодательной базы;
- обладание служащим высоким уровнем образования;
- умение проявлять инициативу;
- служебная этика;
- способность разрешать конфликтные ситуации;
- способность к созданию благоприятной рабочей атмосферы.
Разработан диагностический инструментарий для исследования особенностей профессиональной культуры муниципальных служащих.
Новизна исследования заключается в предложенной модели профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района с идеальными показателями элементов её составляющих.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, а цели достигнуты: разработаны рекомендации по совершенствованию механизма управления формированием профессиональной культуры муниципальных служащих в администрации Чернянского района.
На основании теоретического анализа литературы, представленного в работе и проведенного социологического исследования по вопросам профессиональной культуры муниципальных служащих администрации Чернянского района можно сделать следующие выводы.
Профессиональная культура - это системное качественное состояние личности, которое характеризует уровень социально-профессионального развития государственного служащего, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и результатах. Муниципальный служащий как субъект деятельности обладает не только узкопрофессиональными качествами, он аккумулирует в себе общую и профессиональную культуру общества.
Повышение уровня профессиональной культуры муниципальных служащих имеет важнейшее функциональное значение, потому что от ее состояния зависит не только наполняемость муниципальной службы высококвалифицированными кадрами, но и уважение, доверие населения к органам местного самоуправления, то есть, как будут восприняты в общественном мнении их законы и предписания.
Достижение высокого уровня профессиональных качеств, составляющих основу профессиональной культуры позволит достичь механизм управления мотивацией деятельности служащих, который строится на следующих принципах: социальная ориентация, справедливость оплаты, качество и уровень жизни, карьерный рост, стимулирование качестве, и эффективности деятельности.
Управление процессом целенаправленного формирования
профессиональной культуры муниципальных служащих можно осуществить по трем направлениям:
- обеспечение качественного, профессионального отбора и подбора кадров в органы местного самоуправления;
- совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих;
- аттестация муниципальных служащих независимыми
аттестационными комиссиями.
Для управления муниципального служащего администрации Чернянского района в подавляющем большинстве доминирующим является патримониальный бюрократический тип деятельности, но также имеет место быть рациональная бюрократия.
Главными ценностями для муниципального служащего города являются дисциплинированность, доброжелательность, способность брать на себя ответственность, честность, склонность к взаимопомощи, квалификация, компетентность, умение работать с людьми, практически малозначимыми оказываются справедливость, хорошие отношения с коллегами принципиальность, упорство, демократичности справедливость
неподкупность. Практически половина муниципальных служащих администрации Чернянского района в части знания законодательной базы своей профессиональной деятельности, считают себя специалистами, при этом для другой половины служащих знаний закона достаточно не в полной мере, а уровня своего образования подавляющее большинство служащих считают более чем достаточным для выполнения профессиональных обязанностей и только несколько служащих настроены на перспективу получения дополнительного образования по своей специальности.
В целом, подбор кадров в администрацию Чернянского района носит объективный характер (поступление на должность из «резерва» и по конкурсу на вакантную должность), тем не менее, для части опрошенных прием на работу - это результат исключительно воли руководителя.
Проведенный в диссертационной работе анализ позволил сделать вывод о том, что уровень профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района соответствует модели профессиональной культуры муниципального служащего на 63%, в связи с чем посредствам информационного, организационного и методологического методов рекомендовано внедрить модель профессиональной культуры муниципального служащего администрации Чернянского района, назначить ответственное структурное подразделение администрации района за осуществление контроля проведения данного процесса.
В заключении магистерской диссертации приведем ряд практических рекомендаций в адрес администрации Чернянского района Белгородской области:
- внедрить в практику работы администрации институт наставничества;
- разработать совместно с профессорско-преподавательским составом программы повышения квалификации служащих, учитывая компетентностные дефициты направляемых на обучение сотрудников, с выделением инвариантной компоненты (обязательной для всех слушателей) и вариативной (индивидуальной для каждого обучающегося);
- важно обсудить состояние профессиональной культуры муниципальных служащих администрации Чернянского района на специальном научно-методическом семинаре с участием специалистов- практиков, ученых и представителей средств массовой информации. Отметим, что в таком формате проблема пока не обсуждалась. Участие в семинаре специалистов-практиков позволит вывести обсуждение из сугубо научной плоскости в практическое поле.
- с целью повышения инновационной активности муниципальных служащих администрации Чернянского района, а также развития навыков принятия решений, прогнозирования и планирования в профессиональной деятельности необходимо организовать проведение тренингов, семинаров и конференций, как в рамках самих учреждениях, так и на базе Высшей школы управления НИУ «БелГУ».



