Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация образа жизни мужчины в современной культуре

Работа №7342

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы146стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
713
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Философско-культурологические основы мужских исследований
1.1 Эволюция образов мужчин и гендерных отношений в истории философии и культуры 17
1.2 Становление и развитие мужских исследований в гендерологии: принципы и подходы 44
ГЛАВА 2. Социокультурная трансформация традиционного образа мужчины
2.1 Причины трансформации мужской сущности 60
2.2 Эволюция представлений о месте и роли мужчины в современном обществе. Образы мужчин в современной культуре 79
ГЛАВА 3. Трансформация образа мужчины в современной российской культуре
3.1 Изменение социальных ролей мужчин и женщин в современной российской семье и феномен отцовства 96
3.2 Образы современного мужчины в отечественной культуре постсоветского периода 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
БИБЛИОГРАФИЯ
134



Актуальность темы исследования. Человеческая культура, в том числе философия, с древнейших времён проявляла большой интерес к той сфере жизни, которая сегодня называется гендерными отношениями.
Существенное возрастание научного интереса к проблеме взаимоотношения полов в обществе связано с возникновением и развитием первой волны феминизма, зародившейся на Западе в конце XVII века и продолжавшейся до начала XX века. Со второй половины ХХ века на Западе появляются женские общественные организации, основной целью которых являлось изменение отношений между полами, постановка женских проблем в общественном мнении, эмансипация - борьба за независимость и равноправие, борьба с сексизмом.
В конце 60-х годов ХХ века на Западе возникло новое феминистское движение (вторая волна феминизма), в русле которого стали развиваться гендерные исследования, призванные институционализировать женские исследования (women’s studies). В ведущих американских университетах появилась возможность исследования «женского вопроса» с научных позиций.
Развитие феминизма и связанных с ним исследований приобрело такой общественный резонанс, что существенно понизило социокультурный статус мужчин, а это, в свою очередь, вызвало негативную социокультурную реакцию с их стороны. В связи с этим возникли вопросы о мужской идентичности, о тенденциях изменений социальной роли мужчины и женщины, кризисе маскулинности, новом месте и роли мужчины в обществе.
Формирование новой постиндустриальной, информационной цивилизации, которая во многом нивелирует половые различия, влечёт за собой значительные социокультурные трансформации и, как следствие, - изменение образов мужчины и женщины в культуре, их взаимоотношений в семье и обществе. Однако в современной гендерологии выраженно доминируют женские исследования, которые составляют подавляющее большинство всех опубликованных научных текстов, а мужские - играют пока подчинённую роль.
В начале 90-х годов XX века появляются отечественные работы в области гендерологии, развивающиеся в двух направлениях: women’s studies (женские исследования) и men’s studies (мужские исследования). Однако и в российский науке мужские исследования в настоящее время заметно отстают по объёму публикаций и общественному резонансу от женских.
Развитие и оформление men’s studies (мужские исследования) в научную отрасль в мировой науке стало поворотным моментом в конструировании гендерных исследований. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. За последние 30 лет эта истина разрушилась. Женщины, переосмысливая свою сущность, заставили мужчин задаться этими же вопросами. И вместо широко утвердившейся темы «тайны женственности» возник серьезный разговор о «загадке мужественности» - «белых пятен» здесь оказалось еще больше. Господствовавшая модель объяснения мужской сущности исчерпала себя, в гендерных исследованиях осуществляется переход от традиционного образа мужчины к попыткам взглянуть на место и роль мужчины в обществе с другой, нетрадиционной стороны.
В связи с тем, что на рубеже XX - XXI веков наблюдаются тенденции изменений социальных ролей мужчины и женщины в России, происходит трансформация образов феминности и маскулинности, изменение гендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции, т.е. происходит очевидное изменение социокультурного статуса полов, это становится серьёзной общественной проблемой. В настоящее время происходит сокращение средней продолжительности жизни мужчин, увеличение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы и нарастание числа суицидов. При этом многие мужчины при любой возможности пытаются подтвердить свою мужественность, самоутвердиться в традиционном качестве
мужчины, остро переживают утрату отдельных признаков, обеспечивающих маскулинность.
Другими словами, налицо общественный заказ на всестороннее исследование гендерной проблематики и восполнение имеющегося пробела в гендерных исследованиях - изучение трансформации образа мужчины в современной культуре.
Мужские исследования в мировой, и особенно в отечественной гендерологии находятся на начальном этапе развития, характеризующемся прежде всего накоплением эмпирического материала. Постепенно увеличивается объём знаний о феномене маскулинности и происходящих в этой сфере трансформациях, и это требует обстоятельного философского анализа, поскольку теоретико-методологические основы этой отрасли знаний только формируются.
Степень научной разработанности темы. Проблема взаимоотношения полов составляла и составляет один из важных предметов обществоведческой мысли разных эпох, и в этой области накоплен разносторонний научный мате¬риал. Философы и мыслители с глубокой древности пытались осмыслить сам феномен разделения людей по признаку пола и характер отношений между полами.
Во взглядах на проблему пола в трудах античных философов Пифагора, Платона, Аристотеля достаточно полно нашёл отражение мировоззренческий дух этой эпохи. В античной философии символами добродетели были активность, справедливость, власть, созидание - эти качества приписывались мужчинам, а женщинам - пассивность, ущербность, неполноценность, низменность.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в диссертационном исследовании рассмотрены и концептуализированы образы мужчин в истории философии, культуры, науки с древности до на¬стоящего времени; становление и развитие мужских исследований в гендерологии, причины трансформации мужской сущности и изменения социальных ро¬лей мужчины и женщины в современной российской семье.
В работе показано, что преобладающим образом гендерных отношений в истории философии и культуры была гендерная асимметрия, согласно которой мужское определялось как норма, как неоспоримый идеал, а женское - как не-достаточность и даже как девиация. Отдельные исключения из этой тенденции в виде образов андрогинности (философия Платона, русская религиозная философия и частично восточная философия) играли подчинённую роль в философии и культуре, однако именно эти образы послужили теоретической основой для развития гендерных исследований как определившие альтернативу доминирующей маскулинности культуры.
Анализируя ряд современных концепций множественности полов (гетеросексуальный, гомосексуальный, транссексуальный), мы показали что в основе выделения более, чем двух полов лежит логическая подмена основания, в частности, использование в качестве основного признака пола типа сексуального поведения. В качестве возможной альтернативы двум полам - мужскому и женскому - можно рассматривать только гермафродитизм, который является край¬не редким биологическим отклонением и не превращается в социокультурный феномен.
В диссертации отмечено, что развитие мужских исследований связано прежде всего со становлением культуры постмодернизма, в которой трансформация маскулинности рассматривается не как социокукльтурная девиация, а как один из вариантов «нормального» развития социокультурной сферы.
Конец XX - начало XXI веков можно определить как четвёртый кризис маскулинности после кризисов XVII - XVIII веков в Западной Европе и конца XIX - начало XX веков в США и странах Европы, кризис маскулинности «шестидесятников» в СССР. Основной причиной четвёртого кризиса маскулинности является становление информационного общества и информационной культуры, нивелирующих профессиональные различия между мужчиной и женщиной.
В современной культуре возможно выделить четыре основных образа мужчин и типологизировать их следующим образом: маскулинные, феминные, промежуточные и несостоявшиеся маскулинности. К первому, маскулинному типу мы относим образы фермера, мужчины обидчика, дикого мужчины, образ мужчины-учителя и мачо (образы в СМИ). Ко второму типу - феминному - мы относим метросексуала, образ инфантильного мужа, андрогинного юноши и сентиментального молодого сердцееда. К промежуточному типу мы относим образ белого гетеросексуала среднего класса, настоящего мужчины. К типу мужчин с несостоявшейся маскулинностью мы относим алкоголика и мужчину- домохозяина.
Трансформация социального образа мужчины в современной российской культуре связана с изменением социальной роли женщины в постсоветском обществе, что существенно понизило социальный статус мужчин в обществе в связи с длительной стагнацией целых отраслей производства, обеспечивающих мужчинам высокий уровень доходов и укреплявших образ мужчины как главы семьи.



1. Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Под. Ред. Л.П. Репиной. - №3. М.: ИВИ РАН, 2002. - 272 с.
2. Азарова Е.Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР. - М.: Наука, 1989. - 279 с.
3. Американские фермеры сегодня http://www.aris.ru/INF0/K0NS/B_F/AM_FERM/gl_10.html
4. Андреева Н.И. Семья как объект социально-философских исследований. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000
5. Андреева Н.И. Социально-философский анализ гендерной проблемы. Став¬рополь: Изд-во СГУ, 2001.
6. Антология мужского шовинизма. http://www.homeware.kiev.ua/compiler/list/best11.htm
7. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 384 с.
8. Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.
9. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951
10. Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.,2001
11. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М.:ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1998. - 408 с.
12. Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. Изд. 4-е, испр. и доп. Предисл П.В. Симонова. Ставрополь, 1978.
13. Бадинтер Э. Мужская сущность. - Пер. с франц. И.О. Крупичевой, Е.Б. Шев¬ченко. - М.: АО «Изд-во «Новости»», 1995. - 304 с.
14. Банк социологических данных: 1968-2001 (Информационные ресурсы) / Ред.-

135
сост. Н.Н. Ростегаева. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. - 170 с. Кн. 1.
15. Бегунова А. Гусары в России // Коневодство и конный спорт. 1981. № 12.
16. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.3. М., Академия наук СССР, 1959.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Издательство «Республика», 1993. - 383 с.
18. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с.
19. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1989.
20. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
21. Богословский М. Кто же главенствовал - мужчины или женщины? // Чудеса и приключения № 10 , октябрь 2001.
22. Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург: Изд-во Урал НАУКА, 1999.
23. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея-Пресс, 2001. - 304 с.
24. Быть домохозяйкой смертельно для мужчин http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2468476&s=4
25. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е испр. И доп. Изд. Т.2. Сост., общ. ред. и вступит. Статья А.Л. Субботина. М., «Мысль», 1978.
26. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 352 с.
27. В России что-то происходит. Сборник публицистических статей. М., ХПИ «Эслан», 2000.
28. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие./ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ , 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
29. Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия/ Под ред. С.В.Жеребкина - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 991 с.
30. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.
31. XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия

136
«Symposium». Выпуск 8. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общест¬во, 2000. - 136 с.
32. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характе¬ры. Зарубежная литература XVII - XVIII веков: Энциклопедическое издание.
- М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.- 832с.
33. Виттиг М. Прямое мышление и другие эссе. Пер. с англ. О. Липовской. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 108 с.
34. Волянюк Н.Ю. Профессиональное развитие субъекта деятельности. http://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2003n2/p37-47.htm
35. Вонг Е. Даосизм. - Пер. с англ. Ю. Бушуевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 352 с.
36. ВОПД РНЕ Основы социальной концепции. http://rne.iks.ru/stat/sockon.htm
37. Воробьёв С.М. Методика и практика социологических исследований: Учебно-методическое пособие - Ставрополь: изд-во СГУ, 1997. - 86 с.
38. Востоков В.Ф. Искусство здоровой сексуальной жизни. М.: АиФ-Принт, 2000.
39. Гачев Г. Русский эрос. - М.: Интерпринт, 1994. - 279 с.
40. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.
41. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом. Наук М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.
42. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. Редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. - М.: ИСЭПН РАН-МЦГИ- «Русская панорама», 2002. - 352 с.
43. Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 15-16 сентября 2000 г. Часть II . Социология, политология, юриспруденция, экономика. Иваново: Издат. Центр «Юнона»,2000. 215с.
44. Гендерные исследования, № 2 (1/1999): Харьковский центр гендерных ис-следований. - М.: «Человек & карьера», 1999. - 297 с.
45. Гендерные исследования, №4 (1/2000): Харьковский центр гендерных исследований. - 345 с.

137
46. Гендерные исследования № 5 (2/ 2000): Харьковский центр гендерных исследований. - 388 с.
47. Гендерные исследования № 6 (1/ 2001): Харьковский центр гендерных исследований. - 350 с.
48. Гендерные исследования № 7-8 (1-2/ 2002): Харьковский центр гендерных исследований. - 402 с.
49. Гендерные исследования № 9 (1/ 2003): Харьковский центр гендерных исследований. - 346 с.
50. Гендер как интрига познания. Сборник статей. М., «Рудомино», 2000.
51. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои ин-тересы / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2001. - 408 с.
52. Гендерные проблемы в общественных науках. Отв. Ред. И.М. Семашко. М., 2001. 264 с.
53. Гендерные проблемы переходных обществ. М., 2003. - 238 с.
54. Геодакян В.А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы киберне¬тики. Вып. 25. М.: Наука, 1972.
55. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991 № 8 С. 60-69.
56. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический ас¬пекты. - Л., 1984
57. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис». - 123 с.
58. Грошев И. Информационные технологии: гендерный подход // Высшее образование в России №4, 1999.
59. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 4. Специаль¬ный выпуск: Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
60. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 392 с.

138
61. Домострой. /Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов
В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой; Худож. А.Г. Тюрин. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304с.
62. Ерников Н. Мужчина: школа практической психологии. - М.: «РИПОЛ КЛАС¬СИК», 2001. - 416 с.
63. Женщина. Гендер. Культура. - М. МЦГИ, 1999.-368 с.
64. Жеребкина И. Гендерные 90-е, или Фаллоса не существует. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256
65.Зарубежная литература XVII - XVIII веков. - М.: Олимп АСТ, 1998.
66.Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 152 с.
67. Землянская М. Мужчина и женщина: правда и мифы о взаимоотношениях. Любовь. Секс. Дети. Работа. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 304 с.
68. Знаменитые авантюристы VXIII века. Джакомо Казанова. Жизнь и приклю¬чения графа Калиостро. Граф Сен-Жермен. Барон Тренк. Вступ. ст. С.Г. Го¬ряйнова - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; 544 с.
69.Золотой словарь афоризмов. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 416 с.
70. Казанова Д.Д. Мемуары. - М.: Книга, 1991
71. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. Учебное пособие для ВУЗов. СПб.: Изд. НИИХ СпбГУ, 2000. 298 с.
72. Кайев А. А. Русская литература. М.: УЧПЕДГИЗ, 1949.
73. Кант И. Антропология с парадигмальной точки зрения. - СПб.: Наука, 1999.
- 471 с.
74. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 2. М.: Чоро, 1994. 429 с.
75. Кин Морис. Рыцарство/Пер. И.А. Тогоевой. - М.: Научный мир, 2000.
76. Классификация мужчин и женщин. http://mwclub.narod.ru/classmw.htm
77. Клаудио Наранхо. Агония патриархата и надежда на триединое общество /Перев. с англ./- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 224 с.
78. Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия

139
в культуре России. М.: Российск. Гос. Гумат. Ун-т, 2000. 240 с.
79. Кодекс Законов о Труде Российской Федерации.
80. Кон. И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на берёзке. - М.: ОГИ,
1997. - 464 с.
81. Кон И. Кризис маскулинности . http://sexlogy.narod.ru/publ018_1.html.
82. Кон И. Мужские исследования и парадигмы маскулинности http://sexlogy.neuro.net.ru/publ018_2.html.
83. Конгрив У. Комедии. - М.: Наука, 1977.
84. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе. - М.: Московский психоло- го-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 192 с.
85. Коран. - М. Изд-во «Раритет», 1990. - 528 с.
86. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с. (Серия «Гендерные исследования»)
87. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
- 480 с.
88. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл. Соловьёв. М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ