Government relations IT-компаний в России
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического менеджмента 7
1.1. Основные понятия и элементы стратегического менеджмента 7
1.2. Виды стратегий и их особенности 21
1.3 Роль GR-коммуникаций в формировании управленческой стратегии....37
Глава 2. GR-деятельность российских и зарубежных IT-компаний в России. 55
2.1 Состояние и тенденции IT-рынка в России 55
2.2 GR-стратегии американский IT-компаний 73
2.3 GR-стратегии отечественных IT-компаний 90
Заключение 106
Список литературы 110
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического менеджмента 7
1.1. Основные понятия и элементы стратегического менеджмента 7
1.2. Виды стратегий и их особенности 21
1.3 Роль GR-коммуникаций в формировании управленческой стратегии....37
Глава 2. GR-деятельность российских и зарубежных IT-компаний в России. 55
2.1 Состояние и тенденции IT-рынка в России 55
2.2 GR-стратегии американский IT-компаний 73
2.3 GR-стратегии отечественных IT-компаний 90
Заключение 106
Список литературы 110
Приложение
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день коммерческие и некоммерческие структуры должны развиваться и наращивать свои устойчивые конкурентные преимущества в условиях быстро меняющейся внешней среды, вызванными различными факторами. Для того, чтобы обеспечить себе достойное положение на рынке, стабильное развитие, экономическую рентабельность, а также минимизацию рисков, компании разрабатывают корпоративную стратегию развития бизнеса. Не менее важной ее составляющей является GR-стратегия, с помощью которой компания выстраивает взаимовыгодные, партнерские отношения с государством.
Построение эффективных коммуникаций с органами государственной власти является одной из первостепенных задач перед иностранным и российским бизнесом, так как государство выступает в роли его ключевого стейкхолдера, который активно регулирует экономику страны и заинтересован в ее успешном развитии. В связи с этим, GR-специалисты должны не только организовывать взаимодействие с властью, используя те или иные эффективные технологии с целью обеспечения баланса интересов, но и управлять этим процессом. Таким образом, в нашем исследовании GR выступает в качестве подсистемы стратегического менеджмента, в основе которого лежит управление коммуникациями.
Научная новизна данного исследования заключается в подробном анализе взаимоотношений между IT-компаниями и органами государственной власти в России: их характере, степени открытости и эффективности, а также направленности в стратегическом и технологическом плане. Так как государство выступает в роли главного заказчика и регулятора на российском рынке информационных технологий, GR-стратегии IT- компаний рассматриваются не только в контексте ключевой бизнес-стратегии компании, но и маркетинговой стратегии.
Объектом магистерской диссертации является деятельность IT- компаний (американские -Microsoft Рус, Google, Intel; и российские - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС), направленная на органы государственной власти, а предметом - применяемые ими GR-стратегии и технологии их реализации.
Цель данной исследовательской работы - определить особенности GR- деятельности российских и зарубежных IT-компаний, функционирующих на российском рынке, и дать сравнительный анализ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные понятия и виды стратегий в бизнесе;
2) Определить роль GR-коммуникаций при разработке корпоративной стратегии бизнеса;
3) Дать анализ состоянию и тенденциям IT-рынка в России;
4) Проанализировать реализованные GR-стратегии и технологии американских и отечественных IT-компаний;
5) Определить достоинства и недостатки IT-компаний в области GR- коммуникаций.
Мы выносим несколько положений на защиту:
Во-первых, мы считаем, что GR-деятельность представляет собой бизнес-процесс в системе стратегического менеджмента. В связи с этим, GR- стратегия принимается на основании генеральной (корпоративной) стратегии развития бизнеса, а также сформулированного бизнес-плана компании, однако от нее зависит способность и эффективность ее реализации.
Во-вторых, в условиях нынешней геополитической ситуации в мире отечественные IT-компании в первую очередь стремятся превратить собственные технологии в отраслевой стандарт на российском IT-рынке, в то время, как американские корпорации стараются выступать в роли главного доверенного лица власти по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к интересам и целям органов власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
В-третьих, так как GR и лоббизм не имеют законодательного регулирования, в основном взаимодействие с органами власти проходит кулуарно, поэтому среди основных GR-технологий наиболее эффективной с точки зрения влияния следует считать прямое (личное) взаимодействие с чиновниками и выстраивание сети собственных инсайдеров в органах власти. При этом, в отличие от российских IT-компаний, иностранные корпорации часто используют в практике такой GR-инструмент как КСО.
Методологию данного исследования составили такие научные методы как системный, исторический и сравнительный анализы, а также метод экспертного интервью.
В теоретическую базу исследования вошли источники в области стратегического менеджмента. Среди зарубежных авторов - И. Ансофф, А. Томсон, А. Стрикленд, Д. Шендел, К. Хаттек, Г. Минцберг, Дж. Кей, И. Энджел, А. Чандлер, а российских - О.С. Виханский, А.Н. Петров, С.А. Попов, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Также были рассмотрены научные труды в области GR: Р. Гросса, С., Мака, В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой, Т. Кулаковой, Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой, П. Толстых и др.
Основу эмпирической базы составили экспертные интервью с GR- специалистами американских и российских IT-компаний, нормативно-правовые акты, касающиеся отрасли информационных технологий, аналитические обзоры специализированных центров по изучению состояния 1Т-рынка, а также материалы из СМИ.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы.
Построение эффективных коммуникаций с органами государственной власти является одной из первостепенных задач перед иностранным и российским бизнесом, так как государство выступает в роли его ключевого стейкхолдера, который активно регулирует экономику страны и заинтересован в ее успешном развитии. В связи с этим, GR-специалисты должны не только организовывать взаимодействие с властью, используя те или иные эффективные технологии с целью обеспечения баланса интересов, но и управлять этим процессом. Таким образом, в нашем исследовании GR выступает в качестве подсистемы стратегического менеджмента, в основе которого лежит управление коммуникациями.
Научная новизна данного исследования заключается в подробном анализе взаимоотношений между IT-компаниями и органами государственной власти в России: их характере, степени открытости и эффективности, а также направленности в стратегическом и технологическом плане. Так как государство выступает в роли главного заказчика и регулятора на российском рынке информационных технологий, GR-стратегии IT- компаний рассматриваются не только в контексте ключевой бизнес-стратегии компании, но и маркетинговой стратегии.
Объектом магистерской диссертации является деятельность IT- компаний (американские -Microsoft Рус, Google, Intel; и российские - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС), направленная на органы государственной власти, а предметом - применяемые ими GR-стратегии и технологии их реализации.
Цель данной исследовательской работы - определить особенности GR- деятельности российских и зарубежных IT-компаний, функционирующих на российском рынке, и дать сравнительный анализ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные понятия и виды стратегий в бизнесе;
2) Определить роль GR-коммуникаций при разработке корпоративной стратегии бизнеса;
3) Дать анализ состоянию и тенденциям IT-рынка в России;
4) Проанализировать реализованные GR-стратегии и технологии американских и отечественных IT-компаний;
5) Определить достоинства и недостатки IT-компаний в области GR- коммуникаций.
Мы выносим несколько положений на защиту:
Во-первых, мы считаем, что GR-деятельность представляет собой бизнес-процесс в системе стратегического менеджмента. В связи с этим, GR- стратегия принимается на основании генеральной (корпоративной) стратегии развития бизнеса, а также сформулированного бизнес-плана компании, однако от нее зависит способность и эффективность ее реализации.
Во-вторых, в условиях нынешней геополитической ситуации в мире отечественные IT-компании в первую очередь стремятся превратить собственные технологии в отраслевой стандарт на российском IT-рынке, в то время, как американские корпорации стараются выступать в роли главного доверенного лица власти по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к интересам и целям органов власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
В-третьих, так как GR и лоббизм не имеют законодательного регулирования, в основном взаимодействие с органами власти проходит кулуарно, поэтому среди основных GR-технологий наиболее эффективной с точки зрения влияния следует считать прямое (личное) взаимодействие с чиновниками и выстраивание сети собственных инсайдеров в органах власти. При этом, в отличие от российских IT-компаний, иностранные корпорации часто используют в практике такой GR-инструмент как КСО.
Методологию данного исследования составили такие научные методы как системный, исторический и сравнительный анализы, а также метод экспертного интервью.
В теоретическую базу исследования вошли источники в области стратегического менеджмента. Среди зарубежных авторов - И. Ансофф, А. Томсон, А. Стрикленд, Д. Шендел, К. Хаттек, Г. Минцберг, Дж. Кей, И. Энджел, А. Чандлер, а российских - О.С. Виханский, А.Н. Петров, С.А. Попов, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Также были рассмотрены научные труды в области GR: Р. Гросса, С., Мака, В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой, Т. Кулаковой, Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой, П. Толстых и др.
Основу эмпирической базы составили экспертные интервью с GR- специалистами американских и российских IT-компаний, нормативно-правовые акты, касающиеся отрасли информационных технологий, аналитические обзоры специализированных центров по изучению состояния 1Т-рынка, а также материалы из СМИ.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы.
В последнее время в современном российском обществе все более значимый характер приобретают вопросы, связанные с взаимодействием власти и бизнеса, так как от грамотного выстраивания диалога между ними зависит экономическое, политическое и социальное развитие государства.
Российский рынок информационных технологий пока не имеет большой истории развития, однако многие эксперты и аналитики уже отмечают его большой потенциал и широкие возможности. Как и в других развитых странах, IT-отрасль в России имеет ряд своих особенностей: повышенная степень регулирования со стороны государства, которое является основным заказчиком IT-продукции, большие потоки иностранных инвестиций, определенный алгоритм принятия органами власти политических решений, оказывающих влияние на бизнес-сообщество и рынок в целом и т.д.
В нашем исследовании мы рассмотрели GR-деятельность нескольких крупных американских IT-компаний - Microsoft Рус, Google и Intel, а также отечественных - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС, и выявили ряд особенностей (Таб.1). Для более глубокого анализа российской IT- индустрии с точки зрения GR-коммуникаций также было проведено экспертное интервью с Филиппом Гуровым, генеральным директором российского коммуникационного агентства «Гуров и партнеры», которое специализируется на продвижении IT-компаний.
Таблица 1. GR-деятельность IT-компаний в России
GR-деятельность Российский ИТ-рынок
Американские ГТ-компании Отечественные ^-компании
Наличие GR- отдела/специалиста Есть у всех. Есть, но у небольшого количества ^-компаний (10% из 100).
Наличие GR- стратегии Есть у всех. Есть только у крупных компаний.
Основной принцип формирования GR- стратегии Принимается на основании корпоративной стратегии развития бизнеса. Каждый рынок разрабатывает свою GR- стратегию с учетом глобальных приоритетов корпорации и местных задач. Принимается на основании бизнес- и маркетинговой стратегии компании, поэтому в формировании участвуют коммерческая служба, директор и юридических лиц.
Основные стратегические направления: цели и задачи - Выполнение роли доверенного лица (советника) государства по вопросам технологического развития ЙТ-отрасли;
- Максимальное приближение целей бизнеса к целям - Превращение собственной технологии в отраслевой стандарт;
- Противостояние мешающим развитию бизнеса законодательным инициативам;
государства;
- Создание условий для развития и продажи разрабатываемых бизнесом технологий. - Выстраивание отношений с органами государственной власти с целью успешной продажи IT- продуктов;
- Принятие различных действий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.
Используемые GR- технологии - Выстраивание прямых связей с органами власти;
- Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- КСО: социальные е проекты и спонсорство. - Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- Выстраивание личных, прямых связей с государственной элитой.
Сильные стороны в области GR Мировой опыт и глобальный взгляд на проблемы развития отрасли. Поддержка со стороны власти продвижения отечественной IT- продукции.
Слабые стороны в области GR Санкции со стороны Запада и принятый российской властью план импортозамещения. Слабая работа мониторинга законодательной и политической среды.
Анализ показал, что большинство российских IT-компаний не имеют в своей структуре специального подразделения или штатного сотрудника, отвечающего за GR-функцию. Как правило, ее выполняет коммерческий директор, так как GR-деятельность компании часто связана непосредственно с продажами IT-продукции государству. Однако крупные российские IT- фирмы, которые функционируют не только на рынке России, но и за рубежом, как и их американские конкуренты, имеют свои GR-департаменты и GR- стратегии. В обоих случаях GR-стратегия принимается на основании ключевой стратегии развития бизнеса, однако российские компании также рассматривают данный документ в контексте маркетинговой стратегии, а американские - в контексте глобальных приоритетов, которые принимаются в головном офисе корпорации.
Последние политические события в мире и принятые лидерами стран решения оказали существенное влияние, как на экономику России, так и на отношения между бизнесом и властью. В связи с этим, акценты в стратегических направлениях при взаимодействии с местной властью у российских и иностранных компаний расставлены по-разному. Так, например, в условиях плана импортозамещения и западных санкций отечественный IT-бизнес стремится в первую очередь превратить собственные технологии в отраслевой стандарт, в то время как американские компании, оказавшись в непростом положении, стараются выступать в роли главного доверенного лица по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
Известно, что для реализаций той или иной стратегии необходим определенный инструментарий. Анализ показал, что американские и российские IT-компании использует один и тот же набор инструментов, однако иностранные фирмы среди эффективных GR-технологий выделяют КСО, разрабатывая и спонсируя социальные проекты, направленные на обучение будущих специалистов и продвижении IT-культуры в России.
Несмотря на сдержанные прогнозы аналитиков по поводу развития российского IT-рынка, эксперты отмечают, что оно возможно при тесном технологическом сотрудничестве между странами, регионами и организациями. На наш взгляд, позитивным образом на ситуацию также может повлиять обмен опытом между иностранным и отечественным бизнесом в вопросах GR и лоббизма, учитывая, что у каждой из исследуемой нами компании есть свои сильные и слабые стороны в данном процессе.
Российский рынок информационных технологий пока не имеет большой истории развития, однако многие эксперты и аналитики уже отмечают его большой потенциал и широкие возможности. Как и в других развитых странах, IT-отрасль в России имеет ряд своих особенностей: повышенная степень регулирования со стороны государства, которое является основным заказчиком IT-продукции, большие потоки иностранных инвестиций, определенный алгоритм принятия органами власти политических решений, оказывающих влияние на бизнес-сообщество и рынок в целом и т.д.
В нашем исследовании мы рассмотрели GR-деятельность нескольких крупных американских IT-компаний - Microsoft Рус, Google и Intel, а также отечественных - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС, и выявили ряд особенностей (Таб.1). Для более глубокого анализа российской IT- индустрии с точки зрения GR-коммуникаций также было проведено экспертное интервью с Филиппом Гуровым, генеральным директором российского коммуникационного агентства «Гуров и партнеры», которое специализируется на продвижении IT-компаний.
Таблица 1. GR-деятельность IT-компаний в России
GR-деятельность Российский ИТ-рынок
Американские ГТ-компании Отечественные ^-компании
Наличие GR- отдела/специалиста Есть у всех. Есть, но у небольшого количества ^-компаний (10% из 100).
Наличие GR- стратегии Есть у всех. Есть только у крупных компаний.
Основной принцип формирования GR- стратегии Принимается на основании корпоративной стратегии развития бизнеса. Каждый рынок разрабатывает свою GR- стратегию с учетом глобальных приоритетов корпорации и местных задач. Принимается на основании бизнес- и маркетинговой стратегии компании, поэтому в формировании участвуют коммерческая служба, директор и юридических лиц.
Основные стратегические направления: цели и задачи - Выполнение роли доверенного лица (советника) государства по вопросам технологического развития ЙТ-отрасли;
- Максимальное приближение целей бизнеса к целям - Превращение собственной технологии в отраслевой стандарт;
- Противостояние мешающим развитию бизнеса законодательным инициативам;
государства;
- Создание условий для развития и продажи разрабатываемых бизнесом технологий. - Выстраивание отношений с органами государственной власти с целью успешной продажи IT- продуктов;
- Принятие различных действий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.
Используемые GR- технологии - Выстраивание прямых связей с органами власти;
- Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- КСО: социальные е проекты и спонсорство. - Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- Выстраивание личных, прямых связей с государственной элитой.
Сильные стороны в области GR Мировой опыт и глобальный взгляд на проблемы развития отрасли. Поддержка со стороны власти продвижения отечественной IT- продукции.
Слабые стороны в области GR Санкции со стороны Запада и принятый российской властью план импортозамещения. Слабая работа мониторинга законодательной и политической среды.
Анализ показал, что большинство российских IT-компаний не имеют в своей структуре специального подразделения или штатного сотрудника, отвечающего за GR-функцию. Как правило, ее выполняет коммерческий директор, так как GR-деятельность компании часто связана непосредственно с продажами IT-продукции государству. Однако крупные российские IT- фирмы, которые функционируют не только на рынке России, но и за рубежом, как и их американские конкуренты, имеют свои GR-департаменты и GR- стратегии. В обоих случаях GR-стратегия принимается на основании ключевой стратегии развития бизнеса, однако российские компании также рассматривают данный документ в контексте маркетинговой стратегии, а американские - в контексте глобальных приоритетов, которые принимаются в головном офисе корпорации.
Последние политические события в мире и принятые лидерами стран решения оказали существенное влияние, как на экономику России, так и на отношения между бизнесом и властью. В связи с этим, акценты в стратегических направлениях при взаимодействии с местной властью у российских и иностранных компаний расставлены по-разному. Так, например, в условиях плана импортозамещения и западных санкций отечественный IT-бизнес стремится в первую очередь превратить собственные технологии в отраслевой стандарт, в то время как американские компании, оказавшись в непростом положении, стараются выступать в роли главного доверенного лица по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
Известно, что для реализаций той или иной стратегии необходим определенный инструментарий. Анализ показал, что американские и российские IT-компании использует один и тот же набор инструментов, однако иностранные фирмы среди эффективных GR-технологий выделяют КСО, разрабатывая и спонсируя социальные проекты, направленные на обучение будущих специалистов и продвижении IT-культуры в России.
Несмотря на сдержанные прогнозы аналитиков по поводу развития российского IT-рынка, эксперты отмечают, что оно возможно при тесном технологическом сотрудничестве между странами, регионами и организациями. На наш взгляд, позитивным образом на ситуацию также может повлиять обмен опытом между иностранным и отечественным бизнесом в вопросах GR и лоббизма, учитывая, что у каждой из исследуемой нами компании есть свои сильные и слабые стороны в данном процессе.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КИТАЕ (НА ПРИМЕРЕ IT-КОМПАНИЙ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2014 - Институты GR в системе взаимодействия государства и бизнеса: Сравнительный анализ стран БРИКС
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ХЕЛЬСИНКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Наука и образование как механизм культурной дипломатии между Россией и Китаем
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Финансовая результативность российских публичных компаний и соответствие лучшим практикам корпоративного управления: анализ взаимосвязи
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - PR-тренды в телекоммуникационной отрасли Санкт-Петербурга (на примере Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - PR-коммуникации в условиях кризисной ситуации: на примере компании
«Volkswagen»
PR crisis communication. Case study of Volkswagen company
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - GR-стратегии в индустрии видеоигр и киберспорта
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - PR-коммуникации в условиях кризисной ситуации: на примере компании
«Volkswagen»
PR crisis communication. Case study of Volkswagen company
Д
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



