Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Government relations IT-компаний в России

Работа №73417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического менеджмента 7
1.1. Основные понятия и элементы стратегического менеджмента 7
1.2. Виды стратегий и их особенности 21
1.3 Роль GR-коммуникаций в формировании управленческой стратегии....37
Глава 2. GR-деятельность российских и зарубежных IT-компаний в России. 55
2.1 Состояние и тенденции IT-рынка в России 55
2.2 GR-стратегии американский IT-компаний 73
2.3 GR-стратегии отечественных IT-компаний 90
Заключение 106
Список литературы 110
Приложение

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день коммерческие и некоммерческие структуры должны развиваться и наращивать свои устойчивые конкурентные преимущества в условиях быстро меняющейся внешней среды, вызванными различными факторами. Для того, чтобы обеспечить себе достойное положение на рынке, стабильное развитие, экономическую рентабельность, а также минимизацию рисков, компании разрабатывают корпоративную стратегию развития бизнеса. Не менее важной ее составляющей является GR-стратегия, с помощью которой компания выстраивает взаимовыгодные, партнерские отношения с государством.
Построение эффективных коммуникаций с органами государственной власти является одной из первостепенных задач перед иностранным и российским бизнесом, так как государство выступает в роли его ключевого стейкхолдера, который активно регулирует экономику страны и заинтересован в ее успешном развитии. В связи с этим, GR-специалисты должны не только организовывать взаимодействие с властью, используя те или иные эффективные технологии с целью обеспечения баланса интересов, но и управлять этим процессом. Таким образом, в нашем исследовании GR выступает в качестве подсистемы стратегического менеджмента, в основе которого лежит управление коммуникациями.
Научная новизна данного исследования заключается в подробном анализе взаимоотношений между IT-компаниями и органами государственной власти в России: их характере, степени открытости и эффективности, а также направленности в стратегическом и технологическом плане. Так как государство выступает в роли главного заказчика и регулятора на российском рынке информационных технологий, GR-стратегии IT- компаний рассматриваются не только в контексте ключевой бизнес-стратегии компании, но и маркетинговой стратегии.
Объектом магистерской диссертации является деятельность IT- компаний (американские -Microsoft Рус, Google, Intel; и российские - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС), направленная на органы государственной власти, а предметом - применяемые ими GR-стратегии и технологии их реализации.
Цель данной исследовательской работы - определить особенности GR- деятельности российских и зарубежных IT-компаний, функционирующих на российском рынке, и дать сравнительный анализ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные понятия и виды стратегий в бизнесе;
2) Определить роль GR-коммуникаций при разработке корпоративной стратегии бизнеса;
3) Дать анализ состоянию и тенденциям IT-рынка в России;
4) Проанализировать реализованные GR-стратегии и технологии американских и отечественных IT-компаний;
5) Определить достоинства и недостатки IT-компаний в области GR- коммуникаций.
Мы выносим несколько положений на защиту:
Во-первых, мы считаем, что GR-деятельность представляет собой бизнес-процесс в системе стратегического менеджмента. В связи с этим, GR- стратегия принимается на основании генеральной (корпоративной) стратегии развития бизнеса, а также сформулированного бизнес-плана компании, однако от нее зависит способность и эффективность ее реализации.
Во-вторых, в условиях нынешней геополитической ситуации в мире отечественные IT-компании в первую очередь стремятся превратить собственные технологии в отраслевой стандарт на российском IT-рынке, в то время, как американские корпорации стараются выступать в роли главного доверенного лица власти по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к интересам и целям органов власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
В-третьих, так как GR и лоббизм не имеют законодательного регулирования, в основном взаимодействие с органами власти проходит кулуарно, поэтому среди основных GR-технологий наиболее эффективной с точки зрения влияния следует считать прямое (личное) взаимодействие с чиновниками и выстраивание сети собственных инсайдеров в органах власти. При этом, в отличие от российских IT-компаний, иностранные корпорации часто используют в практике такой GR-инструмент как КСО.
Методологию данного исследования составили такие научные методы как системный, исторический и сравнительный анализы, а также метод экспертного интервью.
В теоретическую базу исследования вошли источники в области стратегического менеджмента. Среди зарубежных авторов - И. Ансофф, А. Томсон, А. Стрикленд, Д. Шендел, К. Хаттек, Г. Минцберг, Дж. Кей, И. Энджел, А. Чандлер, а российских - О.С. Виханский, А.Н. Петров, С.А. Попов, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Также были рассмотрены научные труды в области GR: Р. Гросса, С., Мака, В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой, Т. Кулаковой, Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой, П. Толстых и др.
Основу эмпирической базы составили экспертные интервью с GR- специалистами американских и российских IT-компаний, нормативно-правовые акты, касающиеся отрасли информационных технологий, аналитические обзоры специализированных центров по изучению состояния 1Т-рынка, а также материалы из СМИ.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время в современном российском обществе все более значимый характер приобретают вопросы, связанные с взаимодействием власти и бизнеса, так как от грамотного выстраивания диалога между ними зависит экономическое, политическое и социальное развитие государства.
Российский рынок информационных технологий пока не имеет большой истории развития, однако многие эксперты и аналитики уже отмечают его большой потенциал и широкие возможности. Как и в других развитых странах, IT-отрасль в России имеет ряд своих особенностей: повышенная степень регулирования со стороны государства, которое является основным заказчиком IT-продукции, большие потоки иностранных инвестиций, определенный алгоритм принятия органами власти политических решений, оказывающих влияние на бизнес-сообщество и рынок в целом и т.д.
В нашем исследовании мы рассмотрели GR-деятельность нескольких крупных американских IT-компаний - Microsoft Рус, Google и Intel, а также отечественных - «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС, и выявили ряд особенностей (Таб.1). Для более глубокого анализа российской IT- индустрии с точки зрения GR-коммуникаций также было проведено экспертное интервью с Филиппом Гуровым, генеральным директором российского коммуникационного агентства «Гуров и партнеры», которое специализируется на продвижении IT-компаний.
Таблица 1. GR-деятельность IT-компаний в России
GR-деятельность Российский ИТ-рынок
Американские ГТ-компании Отечественные ^-компании
Наличие GR- отдела/специалиста Есть у всех. Есть, но у небольшого количества ^-компаний (10% из 100).
Наличие GR- стратегии Есть у всех. Есть только у крупных компаний.
Основной принцип формирования GR- стратегии Принимается на основании корпоративной стратегии развития бизнеса. Каждый рынок разрабатывает свою GR- стратегию с учетом глобальных приоритетов корпорации и местных задач. Принимается на основании бизнес- и маркетинговой стратегии компании, поэтому в формировании участвуют коммерческая служба, директор и юридических лиц.
Основные стратегические направления: цели и задачи - Выполнение роли доверенного лица (советника) государства по вопросам технологического развития ЙТ-отрасли;
- Максимальное приближение целей бизнеса к целям - Превращение собственной технологии в отраслевой стандарт;
- Противостояние мешающим развитию бизнеса законодательным инициативам;

государства;
- Создание условий для развития и продажи разрабатываемых бизнесом технологий. - Выстраивание отношений с органами государственной власти с целью успешной продажи IT- продуктов;
- Принятие различных действий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.
Используемые GR- технологии - Выстраивание прямых связей с органами власти;
- Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- КСО: социальные е проекты и спонсорство. - Налаживание мониторинга;
- Получение полезной информации через вхождение в различные советы;
- Выстраивание собственной сети инсайдеров в органах власти;
- Вхождение в профильные и отраслевые ассоциации;
- Выстраивание личных, прямых связей с государственной элитой.
Сильные стороны в области GR Мировой опыт и глобальный взгляд на проблемы развития отрасли. Поддержка со стороны власти продвижения отечественной IT- продукции.
Слабые стороны в области GR Санкции со стороны Запада и принятый российской властью план импортозамещения. Слабая работа мониторинга законодательной и политической среды.

Анализ показал, что большинство российских IT-компаний не имеют в своей структуре специального подразделения или штатного сотрудника, отвечающего за GR-функцию. Как правило, ее выполняет коммерческий директор, так как GR-деятельность компании часто связана непосредственно с продажами IT-продукции государству. Однако крупные российские IT- фирмы, которые функционируют не только на рынке России, но и за рубежом, как и их американские конкуренты, имеют свои GR-департаменты и GR- стратегии. В обоих случаях GR-стратегия принимается на основании ключевой стратегии развития бизнеса, однако российские компании также рассматривают данный документ в контексте маркетинговой стратегии, а американские - в контексте глобальных приоритетов, которые принимаются в головном офисе корпорации.
Последние политические события в мире и принятые лидерами стран решения оказали существенное влияние, как на экономику России, так и на отношения между бизнесом и властью. В связи с этим, акценты в стратегических направлениях при взаимодействии с местной властью у российских и иностранных компаний расставлены по-разному. Так, например, в условиях плана импортозамещения и западных санкций отечественный IT-бизнес стремится в первую очередь превратить собственные технологии в отраслевой стандарт, в то время как американские компании, оказавшись в непростом положении, стараются выступать в роли главного доверенного лица по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
Известно, что для реализаций той или иной стратегии необходим определенный инструментарий. Анализ показал, что американские и российские IT-компании использует один и тот же набор инструментов, однако иностранные фирмы среди эффективных GR-технологий выделяют КСО, разрабатывая и спонсируя социальные проекты, направленные на обучение будущих специалистов и продвижении IT-культуры в России.
Несмотря на сдержанные прогнозы аналитиков по поводу развития российского IT-рынка, эксперты отмечают, что оно возможно при тесном технологическом сотрудничестве между странами, регионами и организациями. На наш взгляд, позитивным образом на ситуацию также может повлиять обмен опытом между иностранным и отечественным бизнесом в вопросах GR и лоббизма, учитывая, что у каждой из исследуемой нами компании есть свои сильные и слабые стороны в данном процессе.



1. GR: Теория и практика: учебник / Под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2013.
2. Аги У, Кэмерон Г., Уикокс Д. Самое главное в PR. СПб.: Питер, 2004.
3. Андреева Т.Е., Чайка В.А. Динамические способности фирмы: что необходимо сделать, чтобы они были динамическими? Спб., 2006.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - М.: Экономика, 1999.
5. Ансофф, И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989.
6. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: уч. пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
7. Боброва Е. Нужен ли вам GR? // Российский PR-портал// http://www.raso.ru/?action=show&id=36517.
8. Болгова А.Н., «GR-менеджмент - инструмент цивилизованного лобизма?»// «Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия», М.: Изд-во РАГС, 2010.
9. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.,: Экономист, 2006.
11. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Дело, 1989.
12. Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции// Вопросы экономики. - 2010, № 8.
13. Готова, Н. GR интимные игры с властью. Чувствительные сделки: GR и PR играют важную роль в трнсграничных М&А с участием российских компаний // Слияния и поглощения. - 2007. - N 10.
14. Гуров Ф. GR-технологии на службе IT-компаний // Журнал «Вопросы новой экономики», 2011.
15. Гуров Ф. PR IT-компаний: российская практика. М., 2013.
16.Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: учебное пособие. - М., 1997.
17.Зобнин А.В. GR-менеджмент на новом этапе развития //Лабиринт.
Журнал социально-гуманитарных исследований №2. 2012.
18.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект пресс 2002.
19. Каталько В.С. Концепция динамических способностей как современный этап теории стратегического управления // Высшая школа менеджмента СПбГУ // Статья.
20. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Из- дат. дом. С. Петерб. гос. Ун-та. 2006.
21. Клейнер Б.Г., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
22. Климова В. GR-форум 2008. Бизнес и власть: как наладить диалог? // Национальные проекты. 2008. № 5.
23. Костенко Н., Сальманов О., Игры- патриотам // Ведомости №80 (2598). 5 мая 2010.
24. Крайнова К.А. К вопросу о понимании GR-коммуникаций в системе управления политико-коммуникативными процессами // Журнал «Знание. Понимание. Умение». №2. 2013.
25. Кузнецов И. Н. Бизнес-этика. М.: Дашков и К., 2007.
26. Кулакова Т. Специфика Government relations -http://rospolitics.ru/239-tatyana-kulakova-specifika- government-relations .html
27. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС =POLITEX: Политическая экспертиза: Альманах. Вып.2.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.
28. Кушнир М. А. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. - М. : МГГУ, 2001.
29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва: Издательство «Дело», 1997.
30. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / По ред. Ю.Н. Кантуровского. - СПб: «Питер», 2001.
31. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.
32. Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
33. Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Журнал №3.
34. Сарычева В. Рост фирмы на основе динамических способностей: результаты эмпирического исследования // Высшая школа менеджмента СПбГУ // Статья.
35. Суркова Н.С. Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 9 сентября 2008 г.
36. Толстых П. GR-отдел в крупной корпорации: структура и функции // Статья на Российском профессиональном портале о лоббизме и GR, 2007.
37. Толстых П. А. Экономическая теория лоббизма. URL: http://lobbying.ru/ Dokuments/economy_theory_lobbying_by_tolstych.pdf
38. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для студентов вузов. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
39.Чанько А.Д. Управленческая команда как источник динамических способностей фирмы // Высшая школа менеджмента. Российский журнал менеджмента Том 6, № 1, 2008. С. 3-24.
40.Черноскутова М.В., Меньшенина Н.Н. Особенности развития GR в современной России // Статья для VII Международной студенческой электронной конференции, 2015.
41.Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
42.Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: учебное пособие. М.: Дело. 2006. С.605.
43. Шетов А.А. GR-менеджмент как инструмент управления взаимодействием организации с государством: автореф. дис. Ростов-на- Дону, 2015.
44. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 3 изд. М.: Гном и Д, 2001.
Иностранные источники
1. Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press, 1962.
2. Ed. David Coen and Wyn Grant. Business and Government: Methods and Practice. - Opladen, Germany, 2006.
3. Grayson, D. and Hodges, A. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business. 2004.
4. Grosse R. International Business and Government Relations in the 21st Century. - Cambridge: 2005.
5. Harrison, J.S. Strategic Management of resources and relationship. Cornell University, 2003.
6. Key J. The Structure of Strategy, Business Strategy Review. 1993.
7. Mack C. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Quorum Books. London, 1997.
8. Nager N. R., Allen T. H. Public relations management by objectives. Lanham, MD: University Press of America. (Originally published by Longman), 1984.
9. Porter, M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 1980.
10. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A broader view for an emerging discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
Законодательные акты
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 года -http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf
2. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года -http://minsvyaz.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014- 2020_2025[1].pdf
3. «Дорожная карта» развития отрасли информационных технологий - http://government.ru/media/files/41d47b5d6fc5471bcd6c.pdf
4. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» / [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru/70498122
Интернет-источники и СМИ
1. http://www.norbit.ru/press/articles/1805.html
2. http://www.osp.ru/news/2015/1102/13030512/
3. http://ria.ru/economy/20160113/1359254066.html
4. http://www.osp.ru/news/2015/0113/13027029/
5. http://auriga.com/blog/ru/russoft-annual-survey-software/
6. http://www.raexpert.ru/ratings/it/2013/
7. http://auriga.com/blog/ru/russoft-annual-survey-software/
8. https://habrahabr.ru/company/moex/blog/250463/
9. http://idcrussia.com/ru/research/published-reports/60812-russia-it-services-market-2015-2019-forecast-and-2014-analysis/2-abstract
10. Global Competitiveness Report 2015-2016 -
http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/report-highlights/
11. Human Capital Report 2015 - http://reports.weforum.org/human-capital- report-2015/#frame/ eb49a
12. ICT Development Index 2015 - http://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2015/
13. Networked Readiness Index 2015 - http://reports.weforum.org/global-
information-technology-report-2015/network-readiness-index/
14. http://idcrussia.com/ru/about-idc/press-center/63596-press-release
15. http://www.cnews.ru/reviews/2014/review table/af8f66def0be297573c7300de31ae151631ffd91/
16. http://www.cnews.ru/reviews/gov2015/articles/ikt v gossektore osnovnye trendy/
17. http://www.cnews.ru/reviews/gov2015/articles/iktrashody_federalnyh_vedo mstv_snizhayutsya_vtoroj_god_podryad/
18. http://www.cnews.ru/reviews/2014/articles/itogi_2014_goda_moglo_byt_huzhe/
19. http://www.osp.ru/news/2016/0205/13031563/
20. http://www3.weforum.org/docs/WEF Global IT Report 2015.pdf
21. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2004, - Paris. рр. 51-58
22. http://www.lobbying.ru/dictionary word.php?id=23
23. http://www.kommersant.ru/doc/2845568
24. http://www.interfax.ru/401695
25. http://www.it.krskstate.ru/dat/File/18/Actually/Strategiya razvitiya otrasli IT 2014-2020 2025[1].pdf
26. https://www.statista.com/chart/4277/lobbying-expenditure-in-2015/
27. Мальцев В. Лобби-бар // Частный корреспондент. 2010. 18 июня.
http://www.chaskor.ru/article/lobbi-bar 17997
28. http://www.cnews.ru/news/line/2016-03-
28 glava minkomsvyazi obsudil s itotraslyu sozdanie
29. http://cache-
spb10.cdn.yandex.net/download.cdn.yandex.net/ company/annual 2015.pdf
30. http://www.rbc.ru/technology and media/22/03/2016/56f13f759a79475a9f8c4774
31. http://rg.ru/2016/02/03/v-moskve-reshili-zapretit-taksi-uber.html
32. http://www.rbc.ru/technology_and_media/22/03/2016/56f13f759a79475a9f8
33. https://lenta.ru/news/2015/12/22/money/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ