Аннотация 2
Abstract 3
Введение 5
Глава 1. Изучение эмоциональной сферы ребенка 8
Определения понятий «эмоция» и «регуляция эмоций» 8
Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе 11
Исследование эмоциональной сферы в детском возрасте 13
Особенности эмоциональной сферы младших школьников 18
Особенности эмоциональной сферы детей в состоянии семейной депривации Выводы главы 26
Глава 2. Методы и организация исследования 28
2.1 Описание выборки исследования 28
2.2 Методы исследования 29
Опросник Ахенбаха 29
Шкала личностной тревожности А.Н. Прихожан 30
Модифицированный тест Струпа 31
Кинетический рисунок семьи 33
2.3 Процедура исследования 36
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 38
Анализ результатов опросника Ахенбаха 38
Анализ результатов эмоционального теста Струпа 39
Опросник А. Н. Прихожан 40
Кинетический рисунок семьи 41
Описание индивидуальных случаев 42
Корреляционный анализ внутри экспериментальной группы 48
Обсуждение 50
Выводы 53
Список использованной литературы
Приложение
По данным Росстата, численность детей, родители которых лишены родительских прав составляет 40025 человек, а детей, родители которых ограничены в родительских правах - 9375. Л.Я. Олиференко приводит данные за 2004 год, где указывается, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет 734 тыс. (Л. Я. Олиференко, 2008, с. 20). Количество детей, оказавшихся под временной опекой государственных учреждений социально-реабилитационного характера статистикой не учитывается. Насчитывается 22 учреждения, оказывающих поддержку семьям, и находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, что говорит о востребованности социальных услуг данного характера.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ: «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, ... или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства».
Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является:
1) профилактика безнадзорности и беспризорности,
2) социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Главной целью работы таких учреждений является:
• создание необходимых условий для успешной реабилитации и адаптации несовершеннолетних воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
• коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, повышение мотивации к образованию и самораскрытию, труду и самообслуживанию, реализации творческого потенциала,
• духовно - нравственное воспитание и формирование общечеловеческих культурных ценностей,
• сохранение и укрепление здоровья детей, развитие позитивной мотивации здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом.
Нельзя не отметить, что все цели, которые ставят перед собой социально-реабилитационные центры, содержат психологический компонент, что является сферой компетенции психологической науки. Поэтому изучение эмоциональной сферы ребенка, оказавшегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является ключевой задачей для оптимального процесса реабилитации семейных отношений и психологической помощи семье.
Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной сферы детей, временно оказавшихся без попечения родителей. Объектом выступает эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста, а предметом — особенности эмоциональной сферы у младшего школьного возраста, временно оказавшихся без попечения родителей.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования
2. Анализ признаков эмоциональных и поведенческих расстройств в зависимости от факта разлучения ребенка с семьей
3. Изучение особенностей эмоционального контроля в процессе восприятия
4. Оценка уровня тревожности
5. Изучение субъективной картины эмоциональных отношений детей с ближайшим окружением
Гипотеза данного исследования состоит в том, что факт передачи ребенка под опеку в социально-реабилитационный центр влияет на развитие его эмоциональной сферы и заключается в:
1. Наличие и преобладание эмоциональных и поведенческих проблем у детей, временно оказавшихся без опеки родителей
2. Снижении эмоционального контроля в процессе восприятия у детей, временно оказавшихся без опеки родителей
3. Повышенном уровне тревожности у детей, временно оказавшихся без опеки родителей
4. Своебразие картины эмоциональных отношений детей с ближайшим окружением у детей, временно оказавшихся без опеки родителей
Исследование эмоциональной сферы детей является перспективной областью.
Распространенность случаев лишения или приостановления опеки над детьми позволяет говорить об актуальности проблемы изучения влияния фактора семейной депривации на развитие ребенка. Методическая база исследований эмоций позволяет найти применение многим методам для исследования развития эмоциональной сферы ребенка и выделить существенные особенности различных групп детей. Дети, временно оказавшиеся без попечения родителей, являются мало исследованной группой, ввиду невыраженности различных особенностей. Тем не менее, при детальном рассмотрении, выявляется специфическая картина развития в том числе эмоциональной сферы у таких детей.
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
2. БеллакЛ., Абт Л.Э., Оллпорт ГУ. и др. Проективная психология. — М.: 2000. — 528 с.
3. Бергфельд А.Ю., Вакурова А.Н. Психологическая структура эмоции в контексте проблемы восприятия эмоций / А.Ю.Бергфельд,
A. Н.Вакурова // Психология XXI века. Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред.
B. Б.Чеснокова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С 200-205.
4. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие //Вопросы психологии. — 1968. — № 4. — С. 96-104.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; М. : МПСИ, 1995. — 349 с.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. — 685 с.
8. Гарганеев С.В. Прогнозирование развития зависимостей у подростков с расстройствами поведения // Практическая медицина . — 2012. — №2 (57). — С. 85-88.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
10.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 427 с.
11. Зотов М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса. — СПб.: Речь, 2011. — 304 с.
12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
14. Ильин Е. П., Пономарева М. С.Возрастно-половая динамика базовых эмоций //Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2001.
15. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. — Тбилиси, 1966. — с.54-57.
16. Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
17. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага : Авиценум. Мед. изд-во, 1984. — 334 с.
18. Левченко Е. В., Бергфельд А. Ю. Когнитивные стратегии описания сущности эмоций// Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.,1999.-С. 51-52.
19. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. — Спб.: Эко-Вектор, 2014. — 311 с.
20. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера . 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985
21.Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
22. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 423 с.
23. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1998. — С. 199-200.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого¬социальный институт; 2000. — 304 с.
25. Прихожан А.М. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с
26. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990
27. Рубченко А. К. Семейная депривация как детерминанта формирования субъектности человека // Вестник психотерапии. — 2012. — № 41. — С. 125-138.
28. Рубченко А.К., Гончар И.В. Роль эпизодической семейной депривации в формировании самоотношения и отношения к родителям в поздней юности // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 2. — С. 43-50.
29. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
30. Федорова Н. В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. — 243 с.
31. Федорова Е.В., Рубченко А.К. Особенности отношения младших школьников к себе на разных этапах детства при семейной депривации // Наука и технологии в современном обществе. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — 2014.
— С. 118-123.
32. Федорова Е.В., Рубченко А.КПоследствия семейной депривации при формировании личности младших школьников // Проблемы и достижения современной науки. — 2014. — С. 207-212.
33. Фелъдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 31¬
41.
34. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительскоого попечительства. — Мн.: Тесей, 1998. — 224 с.
35. Фурманов И.А.,. Аладьин А.А , Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. — Мн.: Тесей, 1999. — 160 с.
36. Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. On the nature of emotion regulation. Child Development, 7 (2004), pp. 377-394.
37. Cole P, Martin S., Dennis T. Emotion regulation as a scientific construct: Challenges and directions for child development research Child development, 75 (2004), pp. 317-333.
38. Durbin C.E. Validity of young children’s self-reports of their emotion in response to structured laboratory tasks Emotion, 4 (2010), pp. 519-535.
39. FischerK.W., Tangney J.P Self-conscious emotions and the affect revolution: Framework and overview J.P. Tangney, K.W. Fischer (Eds.), Self-conscious emotions: The psychology of shame, guilt, embarrassment, and pride, Guilford, New York (1995), pp. 3-22.
40. Gabel S., Oster, G. D., & Butnik, S. (1986). Understanding psychological testing i children: A guide for health professionals. New York: Plenum.
41. Hammer E.F. Advances in projective drawing interpretation. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1997
42. Hammer E. F Clinical applications of projective drawings (2nd ed). Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1967
43. Harris D. B. Children’s drawings as measures of intellectual maturity. NewYork: Harcourt, Brace, & World., 1963
44. Homack S. A meta-analysis of the sensitivity and specificity of the Stroop Color and Word Test with children / S. Homack, C. Riccio// Archives of clinical Neuropsychology. - 2004. - № 19. - P 725-743.
45. Klaus R. Scherer What are emotions? And how can they be measured?
46. Klepsch M., & Logie, L. Children draw and tell. An introduction to the projective uses of children’s human figure drawings. New York: Brunner/Mazel., 1982
47. Koppitz E. M.. Psychological evaluation of children’s human figure drawings. Orlando, FL: Grune & Stratton, 1968
48. Koppitz E. M. Psychological evaluation of human figure drawings by middle school pupils. Orlando, FL: Grune & Stratton, 1984
49. Langlois J.H. Emotion and emotion regulation: From another perspective Child Development, 75 2004, pp. 315-316.
50. Larsen R.J, Prizmic-Larsen Z. Measuring emotions: Implications of a multimethod perspective M. Eid, E. Diener (Eds.), Handbook of multimethod measurement in psychology, American Psychological Association, Washington, DC (2006), pp. 337-351.
51. LeibowitzM. Interpreting projective drawings: A self psychological approach. New York: Brunner/Mazel, 1999
52. MacLeod С.The Stroop Task in Clinical Research. In Cognitive methods and their application to clinical research / Ed. by A. Wenzel, D. C. Rubin. APA: Washington, 2004. P 41-62.
53. McNeilly, G., & Gilroy, A. (Eds.). . The changing shape of art therapy: New developments in theory and practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 2000.
54. Morris A.S., Robinson L.R., Eisenber N. Applying a multimethod perspective to the study of developmental psychology. M. Eid, E. Diener (Eds.), Handbook of multimethod measurement in psychology, American Psychological Association, Washington, DC (2006), pp. 371-384.
55.Oster G. D., Caro J., Eagen D. R., & Lillo, M. A. Assessing adolescents. New York: Pergamon.
56. Oster G., Crone P. Using drawings in assessment and therapy : a guide for mental health professionals. — Brunner-Routledge2nd ed., 1988
57.Safran, D. S. Art therapy and AD/HD: Diagnostic and therapeutic approaches. London: Jessica Kingsley Publishers, 2002
58.Silver, R. . Silver drawing test of cognition and emotion. Sarasota, FL: Ablin Press, 1996
59.Strongman, K. T. The psychology of emotion : from everyday life to theory.- 5th ed. 2003 329 с.
60.Suveg C., Payne M., Thomassin K., Jacob M. Electronic diaries: A feasible method of assessing emotional experiences in youth. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 32 2010, pp. 57-67.
61. Thompson R.A. Emotion regulation: A theme in search of definition Monographs for the Society for Research in Child Development, 59 1994, pp. 25-52.
62. Thompson R.A., M.D. Lewis, S.D. Calkins Reassessing emotion regulation. Child Development Perspectives, 2 2008, pp. 124-131
63. Zeman J. Klimes-Dougan B., Cassano M., Adrian M. Measurement issues in emotion research with children and adolescents Clinical Psychology: Science and Practice, 14 (2007), pp. 377-401.