Введение С. 3.
Глава 1. История изучения проблемы изображения движения в изобразительном искусстве.
1. Рефлексия проблемы движения в искусствознании. Основные концепции конца XIX - первой половины XX века С. 7.
2. Проблема движения в теоретических работах художников русского
авангарда С. 17
Глава 2. Проблема движения. Содержательный и формальный аспекты проблемы движения в истории изобразительного искусства.
1. Основные принципы изображения движения в произведениях европейского искусства. Краткий обзор этапов развития С. 33.
2. Проблема движения в западноевропейских художественных течениях
начала XX века С. 46.
Глава 3. Представление о движении в текстах художников русского авангарда и его выражение в произведениях искусства С. 51.
Заключение С. 71.
Список литературы С. 74.
Список иллюстраций С. 83.
Иллюстрации
Движение - одно из основополагающих свойств окружающего мира. «Движение - способ существования материи, её всеобщий атрибут; в самом общем виде движение есть изменение вообще. <...> Движение присуще самим объектам мироздания; оно абсолютно, тогда как покой относителен и представляет собой один из его моментов. <...> Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов: изменчивости и устойчивости, в котором ведущую роль играет изменчивость.. .»
Сложность изучения проблемы движения в искусстве заключается в том, что средства, которые искусство использует для передачи живого, движущегося мира, по сути своей статичны . Каждая эпоха разрабатывает собственную систему художественных приёмов, отражающую представления об устройстве мира и месте человека в нём. В связи с тем, что проблема движения является одной из основополагающих в философии, искусство чутко реагирует на изменения в представлениях о движении и содержательной наполненности этого понятия.
К настоящему времени так и не появилось искусствоведческого исследования, в котором подробно рассматривается проблема движения в искусстве. Это отчасти связано со сложностью подобной задачи: проблема движения в искусстве, с одной стороны, является отражением мировоззрения (и место проблемы движения требует отдельного рассмотрения), а с другой стороны, включает в себя целую систему художественных средств, фактически, затрагивая каждый аспект художественного творчества: формат, материал, цвет, ракурс, перспективу и т.д.
Каждая эпоха, по-своему понимая движение, находит способы его выражения в искусстве. Так, в искусстве Древнего Египта преобладают замкнутые, статичные формы, что связано с идеей вечности, постоянного и неизменного движения, продолжения жизни после смерти (Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара. Середина III тыс. до н. э. Ил. 3). Античное искусство разрабатывает способы передачи динамики окружающего мира с помощью фиксации моментов покоя, характерных для разных стадий движения (Поликлет. Диадумен. Мраморная римская копия 100 г до н.э. с утраченного бронзового оригинала 450-425 гг. до н. э. Ил. 11). Искусство Средних веков использует локальные цвета, статичные фигуры персонажей, чтобы изобразить события, которые находятся как бы вне реального времени и пространства, принадлежащие Священной истории (Крещение Христа и двенадцать апостолов. Мозаика в куполе. Середина V века. Ил. 17). Антропоцентризм эпохи Возрождения находит выражение в фиксации моментов между движением, использовании прямой перспективы, светотени, которые позволяют приблизить изображение к реально видимому человеком миру (Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии. 1504. Ил. 28). В последующие века эта тенденция развивается всё больше (с характерными особенностями в зависимости от периода и страны). К середине XIX века изобразительное искусство изобретает новые средства для передачи мгновения, впечатления и ощущения от быстротечности движения окружающего мира (У. Тернер. Дождь, пар и скорость. 1844. Ил. 50).
Существенные изменения в представлениях о движении и способах его выражения происходят на рубеже XIX - XX веков, что связано с изменениями в жизни людей, ускорением темпа жизни, научно - техническим прогрессом. Перемены в мировоззрении нашли своё отражение и в искусстве: в поисках способов изображения новой скорости и динамики окружающего мира, художники обращаются к поиску новых средств и методов изображения. В конце XIX - начале XX веков возникает множество художественных течений, у каждого из которых были свои задачи и способы их реализации в искусстве: символизм, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и т.д.
Учитывая сложность изучения проблемы движения в искусстве, мы решили исследовать тему в контексте искусства русского авангарда (1907-1932)3, так как в данном случае мы имеем возможность обратиться к текстам художников, в которых данная проблема занимает центральное место, получив, таким образом, основу для анализа произведений. Соответственно, предметом нашего исследования является проблема движения в искусстве русского авангарда. Объект исследования - русское искусство 1907-1932 годов, в частности, тексты художников русского авангарда и их художественные произведения.
В цели нашей работы не входит подробная классификация художников и произведений по типам выраженного в них движения, так как создание подобной классификации требует отдельного обширного исследования.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь между теоретическим осмыслением проблемы движения художниками русского авангарда и способами выражения движения в художественных произведениях.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1) Определить степень изученности данной проблемы. Для этого нам необходимо выявить и проанализировать русскоязычную литературу, посвящённую изучению проблемы изображения движения в искусстве;
Крусанов А. В. Русский авангард. Т 1. кн. 1. М., 2010. С. 17.
2) Проанализировать теоретические работы художников русского авангарда, с целью определить место проблемы движения в мировоззрении художников; а так же средств, которые они предлагают использовать для изображения движения;
3) Сделать краткий обзор периодов истории искусства, с целью анализа методов изображения движения и соотношения содержания, идейной составляющей, и формальных способов изображения движения;
4) Сопоставить основные тенденции и способы передачи движения в русском искусстве рассматриваемого периода;
5) Определить формальные методы, которые использовали художники для изображения движения.
В ходе работы предполагается использование следующих методов на разных этапах работы: в процессе изучения историографии - текстологический анализ; для рассмотрения произведений искусства - формальный искусствоведческий анализ. В течение всего исследования будут применяться компаративный и критический методы.
«В XIX веке задача искусства сводилась к проповедованию, воспитанию, обличению, познанию. Основными формообразующими особенностями искусства были миметические <...> Искусство XX века стремится преобразовать жизнь или вообще стать самой жизнью». На наш взгляд, эти слова ёмко характеризуют те принципиальные изменения, которые происходили в западноевропейском и русском искусстве начала XX века.
Движение является главным признаком жизни. Естественно, что искусство, которое стремится «стать самой жизнью», обращается к проблеме движения, к осмыслению этого понятия и поиску способов его выражения. Произведения искусства русского авангарда в этом смысле являются благодатным полем для исследования; и в связи с разнообразием подходов к проблеме, и в связи с наличием письменных источников.
В первой части нашей работы мы обратились к специальной литературе, в которой рассматривается проблема движения в искусстве. В результате исследования мы пришли к выводу, что как в западноевропейском, так и в русском искусствознании проблема движения упоминается в ряде работ в связи с другими аспектами художественного творчества. Однако на данный момент не существует фундаментальной работы, которая была бы посвящена отдельному и детальному рассмотрению проблемы движения в искусстве.
Не существует так же и работы, в которой рассматривалась бы проблема движения в русском авангарде, и в связи с этим мы обратились к теоретическим текстам художников, которые размышляли и писали об этой проблеме. Изучение текстов подтвердило наше предположение о том, что проблема движения занимает едва ли не ключевое место в искусстве русского авангарда.
Во второй главе, для того чтобы выявить взаимосвязь между мировоззрением и способами изображения движения в искусстве, был сделан краткий обзор некоторых периодов истории западноевропейского искусства. В ходе работы мы утвердились в мысли о том, что проблема движения и его изображения напрямую связана с мировоззрением эпохи, и более того - с мировоззрением каждого конкретного художника, что особенно ярко выражается в искусстве рубежа XIX - XX веков.
Третья часть нашей работы была посвящена сопоставлению представлений о движении, зафиксированных в текстах художников со способами выражения движения в произведениях искусства русского авангарда. В результате исследования, мы пришли к выводу, что каждый мастер подходил к проблеме индивидуально, исходя из собственного мировоззрения и понимания задач искусства. Кроме того, проблема движения неразрывно связана с каждым из средств выразительности и представляется возможным её рассмотрение только в системе изобразительных средств каждого конкретного художника.
В результате нам удалось выявить некоторые тенденции, характерные для искусства русского авангарда в связи с проблемой выражения движения. В частности: использование цвета для выражения движения (М. Ларионов, К. Малевич, О. Розанова), тенденция к изучению свойств и способов восприятия мира (метод «расширенного смотрения» М. Матюшина, «сферическая перспектива» К. Петрова-Водкина), интерес к созданию движущихся произведений искусства (В. Татлин), стремление поместить зрителя в центр произведения (Л. Лисицкий, П. Филонов).
Сложность и многообразие точек зрения на проблему движения и способов его изображения делает невозможной классификацию произведений искусства по выраженным в них типам движения на данном этапе исследования, так как эта проблема требует отдельной обстоятельной работы. Тем не менее, результаты нашей работы подчеркивают сложность и в то же время подтверждают значимость исследования проблемы движения (её содержательной и формальной сторон) как в искусстве русского авангарда, так и в искусстве других исторических периодов.
1. Глёз А., Метценже Ж. О кубизме. СПб., 1913.
2. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2014.
3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1989.
4. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1, 2. М., 2008.
5. Ларионов М. Лучизм. Пг., 1913.
6. Лисицкий Э. Конструктор книги. М., 2006.
7. Малевич К. С. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика. СПб., 2013.
8. Малевич К. С. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1995-2004.
9. Малевич К. С. Черный квадрат. О себе. М., 2015.
10. Малевич К. С. Черный квадрат. Манифесты, декларации, статьи. СПб., 2013.
11. Манифесты итальянского футуризма: собрание манифестов Маринетти, Биччьони, Карра, Руссоло, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан. М., 1914.
12. Маринетти Ф. Т. Футуризм. СПб., 1914.
13. Матюшин М. Творческий путь художника. Коломна., 2011.
14. Матюшин М. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. М., 2007.
15. Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991.
16. Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида. СПб., 2010.
17. Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиография. Записки. Письма. М., 1982.
18. Родченко А. М. Опыты для будущего. М., 1996.
19. Розанова О. В. Лефанта чиол. М., 2002.
20. Степанова В. Человек не может жить без чуда. М., 1994.
21. Удальцова Н. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. М., 1994.
22. Филонов П. Краткое пояснение к выставленным работам. 1928-1929 // Филонов: художник, исследователь, учитель. Т. 1. М., 2006.
Литература:
23. Situating El Lissitzky: Vitebsk, Berlin, Moscow. LosAngeles., 2003.
24. Азизян И. А. Диалог искусств серебряного века. М., 2001.
25. Акройд П. Тернер. М., 2012.
26. Александр Древин и Надежда Удальцова. М., 2008.
27. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
28. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2007.
29. Арсланов В. Г. Западноевропейское искусствознание XX века. М., 2005.
30. Атлас мировой живописи. М., 2007.
31. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001.
32. Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000.
33. Большаков А. О. Человек и его Двойник. СПб., 2001.
34. Бычков В. В. Икона и русский авангард нач. ХХ века // Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998.
35. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. М., 1991.
36. Валяева М. Морфология русской беспредметности. М., 2003.
37. Вельфлин. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2009.
38. Виппер Б. Р Введение в историческое изучение искусства. М., 1989.
39. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1970
40. Владимир Татлин: Retrospektive. Koln., 1993.
41. Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. СПб., 2005.
42. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1965.
43. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977.
44. Всеобщая история искусств. Т. 1. М.,1956.
45. Габричевский А. Г. Морфология искусства. М., 2002.
46. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М.,2007.
47. Герман М. Модернизм. СПб., 2003.
48. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 2011.
49. Горячева Т. В. Супрематизм и неопластицизм. Концепция высшей реальности // Сообщения Государственной Третьяковской Галереи. М., 1995.
50. Горячева Т. В. Супрематизм как утопия. Соотношение теории и практики в художественной концепции К. Малевича. автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусств. М., 1996.
51. Гончарова Н. Ларионов М. Исследования и публикации. М., 2001.
52. Гурьянова Н. Ольга Розанова и ранний русский авангард. М., 2002.
53. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне: Тексты, иллюстрации, документы. М., 2002.
54. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л., 1986.
55. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л., 1990.
56. Духан И. Н. Становление пространственно-временной концепции в искусстве и проектной культуре XX века. Минск., 2010.
57. Духан И. Н. Эль Лисицкий. М., 2010
58. Ершов Г. Художник мирового расцвета Филонов. СПб., 2015.
59. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.
60. Иньшаков А. Н. Михаил Ларионов: русские годы. М., 2010.
61. Иньшаков А. Н. Ларионов и Малевич: Лучизм и Супрематизм // Н. Гончарова. М. Ларионов. Исследования и публикации. М., 2001.
62. Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000.
63. Исследования по теории искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000
64. История эстетики. СПб., 2011.
65. Кабанова Л. И. Философский опыт русского авангарда в контексте отечественной культуры конца XIX - первой трети XX столетия. Петрозаводск., 2011.
66. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1999.
67. Книга неклассической эстетики. Ред. В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. М., 2000.
68. Коллингвуд Р Дж. Принципы искусства. М., 1999.
69. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.
70. Крусанов А. В. Русский авангард. М., 2010. Т. 1, 2.
71. Лаврентьев А. Н. Варвара Степанова. М., 2009.
72. Лисицкий Э. Конструктор книги. М., 2006.
73. Маковский Э. С. Отечественный художественный авангард: теория, история и тенденции развития. М., 2008.
74. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.2. М., 1975.
75. Мислер Н. Боулт Д. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990.
76. Мурина Е. Б. Аристарх Лентулов: Путь художника. М.,
22. Мурина Е. Б. Ранний авангард. Фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм. М., 2008.
78. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992.
79. Оге А. Ханзен - Лёве. Русский формализм. Методологическая реконстурция развития на основе принципа остранения. М., 2001
80. Павел Филонов. Сборник статей. СПб., 2008.
81. Панофски Э. Перспектива как "символическая форма". СПб., 2004.
82. Пунин Н. О Татлине. Сборник. М., 1994.
83. Пунин Н. Памятник III Интернационала. Пб., 1920.
84. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1959.
85. Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 2002.
86. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. М., 2005
87. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2002.
88. Розанова О. «Увидеть мир преображенным». М., 2007.
89. Рыков А. В. Происхождение и философские основы современного искусства. Ч. I. // Вестн. С. - Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 2.
90. Рыков А. В. Проблема времени в изобразительном искусстве // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2006.
91. Рыков А. В. Античность, авангард, тоталитаризм: к метаморфологии современного искусства // Актуальные проблемы
теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В.
Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП- Принт, 2015. C. 745-752.
92. Сарабьянов Д. В, Автономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994.
93. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XX- начала XX века. М., 1993.
94. Современная книга по эстетике. М., 1957.
95. Соколов Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
96. Семиотика и авангард. М., 2006.
97. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи// Вопросы искусствознания. 1993. № 1-4.
98. Тильберг М. Цветная вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М., 2008.
99. Ткаченко Л. Филонов. Подступы к осмыслению. СПб., 1999.
100. Турчин В. С. Кандинский в России. М., 2005.
101. Турчин В. С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем.
102. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
103. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.
104. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.
105. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л. Ф.
Ильичева, П. П. Федосеева и др. М., 1983.
106. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных искусствах // Философия России первой половины XX века. М., 2013.
107. Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос. СПб., 2007.
108. Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования) М., 2007
109. Харджиев Н. И. Статьи об авангарде в двух томах. Т. 1, 2. М., 1997.
110. Цвет в искусстве авангарда. Материалы международной конференции. СПб., 2011.
111. Энциклопедия импрессионизма под ред. М. и А. Серюлля. М., 2005.
112. Энциклопедия русского авангарда. Под ред. А. Д. Сарабьянова. М., 2013-2014.
113. Энциклопедия символизма. Под ред. Ж. Кассу. М., 1999.
114. Эстетика и теория искусства XX века. М., 2005.
115. Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М., 2008.
116. Якимович А. К. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли XX века. М., 2009.
117. Якимович А. К. 20 век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2003.