ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1 Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 7
1.2 Интерактивное обучение как средство развитие коммуникативных
универсальных учебных действий 15
1.3. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики средствами интерактивного
обучения 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 28
2.1. Организация и методы исследования. Анализ первичной диагностики 28
2.2 Апробация комплексной программы, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий 37
2.3. Анализ и обобщение результатов апробации комплексной программы упражнений развития коммуникативных универсальных учебных действий .48
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Сфера образования в двадцать первом веке претерпевает массу перемен. Это связано не только с расширением доступного информационного поля, прогрессом, но и с изменением в представлении общества о целях образования и способах их реализации. Современная система общеобразовательных учреждений качественно обновляется, происходит слияние традиционных и инновационных подходов к организации учебного процесса.
В 2009 году в Российской Федерации был принят федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения и появился новый вид урока - современный урок, который отвечает всем требованиям образования. Результатом урока становится не успеваемость и не объем изученного материала, а приобретаемые универсальные учебные действия учащихся, одним из которых являются коммуникативные навыки [41].
Так перед учителем начальных классов стоит одна из важных задач - развитие коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции своего собеседника, партнёров по общению или совместной деятельности, умение слушать и корректно вступать в диалоги, принимать участие в коллективных обсуждениях проблем, интегрироваться в группы сверстников и продуктивно производить взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Совместная постановка цели и задач занятия, умение самостоятельно делиться на пары, группы, команды, самостоятельно выбирать лидера группы или команды. Ведь именно от развитости этих навыков зависит социальная адаптация в подростковом возрасте.
С переходом на новый ФГОС изменились требования, предъявляемые к уроку. Он является синтезом традиционных и инновационных методик и направлен на формирование универсальных учебных действий, порождающих мотивацию к обучению и позволяющих учащимся самостоятельно ориентироваться в различных предметных областях познания.
В основе современного урока лежит интерактивность, интерактивное обучение, то есть способность сотрудничать, вести непрерывный диалог с другими участниками образовательно-воспитательного процесса. Благодаря такой организации процесса познания в обсуждении участвуют практически все ученики, где каждый учащийся вносит свой собственный вклад, происходит обмен знаниями и опытом, решается проблемная ситуация. Взаимодействие происходит в дружественной, доброжелательной обстановке и взаимоподдержке. Технологии интерактивного обучения мотивируют ученика на участие в коллективной работе, а значит и на развитие коммуникативных УУД. Развитие этого компонента должно проходить на каждом уроке любой преподаваемой дисциплины, но только урок математики позволяет развить эту компетентность в различных направлениях.
В ходе работы с теоретическим материалом была выявлена необходимость в разработке комплексной программы упражнений, направленных на развитие коммуникативных УУД. Так как существует множество технологий и методик интерактивного обучения, но не все адаптированы под возрастные и личностные особенности младших школьников.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования методов и приемов интерактивного обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков на уроках математики в начальной школе.
Проблема исследования заключается в возникшем противоречии между потребностью включения в учебный процесс эффективных методов и приемов интерактивного взаимодействия, и недостаточным их использованием в практике начальной школы.
Цель исследования: разработать комплексную программу использования интерактивных упражнений, направленную на развитие коммуникативных УУД
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: развитие коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: если разработать комплексную программу интерактивных упражнений, направленную на развитие коммуникативных умений, и внедрить ее на уроках математики в начальной школе, то это будет способствовать положительной динамике развития у детей младшего школьного возраста коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений средствами интерактивного обучения.
4. Апробировать комплекс упражнений на уроках математики в начальной школе.
5. Определить динамику уровня развития универсальных учебных действий младших школьников, оценить эффективность комплекса упражнений.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и обобщения) и эмпирические (наблюдение, диагностирование).
База исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №6 г. Сочи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящей из 45 наименований.
Во введении раскрываются основная цель, задачи и методы исследования, которые используются при выполнении данной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты коммуникативных универсальных учебных действий, методов и приемов интерактивного обучения, особенности развития коммуникативной компетенции младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по использованию интерактивного обучения в начальной школе и приводятся методологические рекомендации.
В заключении делаются выводы по теме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс упражнений может быть использован в работе учителей начальных классов для развития коммуникативных умений на уроках математики.
В ходе теоретической исследовательской деятельности была выявлена и рассмотрена проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе. На основании анализа литературы и по результатам исследования видно, что данная проблема довольно актуальна в настоящее время и что работу по развитию коммуникативных навыков нужно проводить не только во внеурочной работе, но и на уроках.
В процессе теоретического исследования была выдвинута гипотеза: предполагаем, что в результате реализации программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации интерактивного обучения на уроках математики.
В соответствии с поставленной целью теоретически обоснована, разработана и апробирована программа развития коммуникативных универсальных учебных действий с применением интерактивных технологий на уроках математики в младшем школьном возрасте. При разработке программы проведен историко-логический анализ проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действии, проанализированы особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Кроме того, эмпирическим путем выявлена развитость коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
После апробации разработанной программы проведен анализ результатов развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Исследования показали, что уровень коммуникативных умений в младшем школьном возрасте в контрольной группе, где формирующий этап экспериментальной работы не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментальной группы уровень развитости коммуникативных умений значительно выше, чем у учащихся контрольной группы, это говорит, о том, что подобранный нами комплекс мероприятий способствовал эффективному развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики.
Так, мы отметили, что уровень коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста на констатирующем этапе существенно ниже, чем на контрольном этапе. Это стало возможным после внедрения разработанной программы. Полученные опытным путем данные позволяют сделать заключение о ее эффективности и дать следующие рекомендации учителям начальных классов:
1. При диагностике уровня развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста нужно соблюдать следующие условия: доступность заданий для детей различного уровня; соответствие тестов возрастным особенностям развития учащихся; простота методик и надежность исследования.
2. Для развития устной речи обучающихся необходимо использовать задания, а также опросники, целью которых является рассказ, объяснение и обоснование своего выбора или ответа с использованием уже знакомых ученикам математических терминов.
3. Для развития эффективного взаимодействия учащихся рекомендуется использовать системы заданий, направленных на организацию общения участников в паре или группе. Использование диалогов на уроках служит основой развития коммуникативных умений. Диалоги могут быть следующих видов: диалог в паре, например, ученик-ученик; диалог в группе (ученик- ученики) и диалог в большой группе (учитель-ученики)
Таким образом, были решены задачи, поставленные перед нами в начале исследования, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова. Управление начальной школой. - 2009, - № 2. - С. 32-38
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - С. 448
3. Аксютичева, А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - 2016. - С. 125- 128.
4. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей. - Дисс. канд. пед. наук / Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2010.- С. 302
5. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 243- 244.
6. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. - 2015. - С. 80- 86.
7. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 152
8. Ахтырская, Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. - 2016. - № 9 (58). - С. 67- 71.
9. Баранова, А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова // Символ науки. - 2015. - № 9- 2. - С. 146- 148
10. Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст]: учебное пособие/ под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. - Киров: Радуга ПРЕСС, 2013. - С. 126
11. Бахтина, С.В. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М.И /С.В. Бахтина. — 4-е изд., стер. — Москва: Экзамен, 2018.
— С. 321
12. Белая, Н.В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе / Н.В. Белая, А.В. Топор // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015.
- С. 94- 98.
13. Болтуть Е.В., Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. IX Междунар. студенческого форума, г. Волгоград, 20-22 мая 2015 г. - М.: Планета,
2015. - С. 224
14. Бориснёв, С.В. Социальная коммуникация: Учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.14
15. Вазякова, И.М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3- 6 (3). - С. 28- 29.
16. Васильева Т. В. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий у учащихся в начальной школе / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 22. - С. 6-11. - URL:
http:ZZekoncept.ru/2017Z670022.htm (Дата обращения: 03.02.2020)
17. Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 10- 12.
18. Виштынецкий, Е. И. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Е. И. Виштынецкий, Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2014. - № 6. - С. - 111-114
19. Дондокова Римма Пурбуевна Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник БГУ. 2012. №1-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnostnaya-harakteristika-i-struktura- kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 02.05.2020)
20. Доровских, И.С. как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? / И.С. Доровских // Начальная школа. - 2016. - № 3.
- С. 29- 32.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008 г. - С. 368
22. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]/Л.В.Епишина//Нач.шк.- 2012.№11.- С. 12-14.
23. Жиркова, В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики / В.С. Жиркова // Журнал молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 88-91.
24. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 78- 80.
25. Журавлёва А.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности/Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-2. С. 63-66
26. Журина, Т. В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Т. В. Журина, Н.И. Захарова // Начальная школа. - 2016. - №1. - С. 25
- 30
27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2010. - С. 305
28. Ивашова, О.А. Коллективное творческое дело на математическом содержании как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Ивашова, Н.С. Гринева // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 235- 243
29. Калашникова, Н.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Н.Г. Калашникова. - 2-е изд. Просвещение, 2010 г. - С. 112
30. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50- 51.
31. Койкова, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе / О.А. Койкова // Эффективные модели психолого-педагогического и методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования материалы региональной научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. -
2016. - С. 81- 86.
32. Кошелева Н.В. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на современном этапе [Электронный ресурс] // Журнал 1 сентября. 2016. URL: wiki.tgl.net.ru/
images/6/64/Koscheleva.doc (дата обращения 09.03.2020).
33. Кузнецова, Н.В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - № 3 (23). - 2015. - С. 99- 103
34. Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века»: Учеб. Пособие. - Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2010. - С. 32
35. Марченко, Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко, О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 130- 131.
36. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А.Мижериков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - С. 544
37. Новикова М.В. Развитие познавательной деятельности младших
школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения [Электронный ресурс] // Уроки математики легко и просто. 2016. URL: nsportal.ru/.../matematika/.../obobshchenie-opyta-potemerazvitie-
poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 25.05.2020).
38. Палачева, О.М. Учет индивидуальных особенностей младших школьников в процессе формирования коммуникативных УУД / О.М. Палачева, А.В. Невзорова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы сборник научных статей пятой всероссийской интернет- конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». - 2015. - С. 161- 164
39. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова. - ГРНТИ: 14 - Народное образование, 2014. -С. 50
40. Устимова, М.М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 397- 401.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - C. 31
42. Филиппова Г. Н., Горюнова В. А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 399-404. URL: http://e- koncept.ru/2016/76554.htm (Дата обращения: 15.03.2020)
43. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - М.: ОИРО, 2010. - С. 432
44. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 550- 552.
45. Шмидт, Е.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е.В. Шмидт // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 129- 131.