ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО
ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Общая характеристика связной речи, её развитие в
онтогенезе 8
1.2. Рассказ - описание как вид связной речи и его развитие в
онтогенезе 17
1.3. Особенности развития навыка составления описательного рассказа
старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 22
1.4. Анализ методической литературы по проблеме обучения составлению описательного рассказа старшими дошкольниками с общим
недоразвитием речи 26
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА СТАРШИМИ
ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Выявление уровня сформированности навыка составления
описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 36
2.2. Анализ результатов исследования навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 41
2.3. Методические рекомендации по формированию навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим
недоразвитием речи 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В настоящее время развитие речи, речевого общения, владение родным языком это неотъемлемая часть в формировании полноценной личности ребёнка. Это одна из главных задач речевого воспитания ребёнка дошкольного возраста, так как его успешность обучения в школе в целом зависит от психического развития ребёнка и развития речи в частности.
Речь - это не только составление словосочетаний, фразы, предложений, также это название различных предметов, их описание, рассказывание о любом событии или явлении, причем соблюдая последовательность. Например, такой рассказ состоит из ряда предложений и фраз, которые характеризуют предмет или явление по его существенным признакам, функциям, свойствам. Предложения должны быть логично связаны друг с другом, то есть, речь ребёнка должна быть связной.
У старших дошкольников с нормальным речевым развитием связная речь должна достигать высокого уровня, так как это одно из важнейших условий успешного обучения в школе. Исследованию речи, особенно в гуманитарных науках уделяется большое внимание.
Накоплен научный материал в области лингвистики и методики развития речи: работы Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова, В.В. Гербовой, Э.В. Кузнецовой, И.И.Срезневского, О.С. Ушаковой, Л.В. Щербы.
Связная речь, как считала О.С. Ушакова, это речь, организованная по законам грамматики и логики, представляющая единое целое, в некотором роде систему, обладающая самостоятельностью, завершенности и расчленяющаяся на части, которые связанны между собой.
Изучением связной речи занимались следующие учёные - логопеды как: Л.Н. Ефименкова, А.Г. Зикеев, Е.В. Мазанова, Е.М. Мастюкова, и др.
В данный момент в методике формирования речи дошкольников изучаются вопросы обучения составлению описания так как это важный вид связной речи. Описательная - базовый элемент в составлении связных высказываний и текстов.
Такие специалисты как: В.К. Воробьева, В.В. Гербова, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, Т.Б. Филичева, Эльконин и др. считали описание как смысловой тип речи и рассматривали его развитие на различных возрастных этапах ребёнка. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи данного навыка связного высказывания характеризуют как недоразвитие следующих компонентов речи: грамматический, лексический, фонетико-фонематический, а также семантической (смысловой) и произносительной (звуковой) стороны речи.
Как отмечала В.К. Воробьёва, особенности связных высказываний детей с общим недоразвитием речи следующие: различные аграмматизмы, короткие высказывания, состоящие из отдельных фрагментов, также они непоследовательны, логически не связаны друг с другом, поэтому, уровень информативности данных высказываний всегда очень низкий.
В целом, объект описания у детей старшего дошкольного возраста - это наглядный материал. Исследователи, наблюдающие за реакцией старших дошкольников на наглядный материал: Н.Ф. Виноградова, Н.В. Любимова. Они выявили, что у старших дошкольников можно наблюдать трудности в связном высказывании, так как присутствует скудный словарный запас, также трудности при определении главных свойств и признаков предмета, явления, отсутствует последовательность изложения, не полностью и не точно выделены признаки объекта, и т.д. Поиск путей коррекции нарушений связного высказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи на данный момент актуальна, теоретически и практически значимая проблема в коррекционной педагогике. Большое количество работ ведущих специалистов посвящены данной проблеме (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, и др.).
Актуальность темы состоит в том, что несмотря на исследованность данной проблемы, в настоящее время недостаточно разработаны направления коррекционо - развивающей работы по формированию навыка составления описательного рассказа дошкольниками старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что обуславливает необходимость изучения новых способов и методик при коррекции речевых нарушений в практике дошкольных учреждений.
Проблема исследования: необходимость совершенствования коррекционно - развивающей работы по формированию навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Актуальность исследуемой проблемы, её недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности формирования навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи и определить основные направления по совершенствованию навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: формирование навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: успешное обучение формированию навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи зависит от соблюдения следующих условий:
1. Учёт речевых и когнитивных особенностей ребёнка.
2. Осуществление комплексной работы педагогов дошкольного учреждения и родителей ребёнка.
3. Коррекционно - развивающая работа должна реализовываться в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный).
4. Использование доступного, соответствующего требованиям
наглядного материала.
В соответствии с поставленной целью работы нами были
сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого - педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
2) Подобрать методики для изучения уровня сформированности навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
3) Выявить особенности навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
4) Раскрыть особенности формирования навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
5) Разработать методические рекомендации по формированию навыка составления связного описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Теоретико - методологической основой нашего исследования являются следующие труды:
1) В работах JI.C. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина. Учёные отмечают, что умение дать развернутые ответы на вопросы, изложить суждения требует достаточного уровня развития связной речи.
2) Теоретике - экспериментальными исследования В.П. Глухова, О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной установлено, что у детей с ОНР наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
3) Исследования по изучению навыка составления описательного рассказа: В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, А.И. Лебедева, Е.Г. Макарова, Т.А.Ткаченко, и др. По их мнению, значительно облегчает процесс становления описательной речи использование наглядных схем, с помощью которых происходит активная интеллектуальная и сенсорная работа ребенка по выделению свойств и признаков предмета или явления.
В основу исследования были положены такие методы исследования, как:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение
психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент
(констатирующий); анализ продуктов речевой деятельности (анализ
рассказов детей, и т.п.).
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой нашего исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура научного исследования: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Одной из главных задач речевого развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста - это формирование связности речи, формирование умений содержательно и логично строить высказывания.
Связная речь - это сложная форма речевой деятельности. Это систематическое, последовательное, развёрнутое изложение. Основные характеристики связной речи - связность и целостность (4).
Вопросами развития связной речи занимались многие учёные, такие как: Л.Н. Ефименкова, А.Г. Зикеев, Е.М. Мастюкова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др.
Каждый возрастной этап имеет определённые особенности развития связного высказывания. Для ребёнка старшего дошкольного возраста свойственно умение строить предложения, многообразие лексических средств, а именно, он может использовать разные части речи, слов - определений синонимов антонимов, сравнений. Дети должны строить информативное высказывание. Мы можем сказать, что в старшем дошкольном возрасте навык составления описательного рассказа довольно хорошо сформирован. При составлении описательного рассказа дети испытывают затруднения когда выделяют основные признаки предметов; чаще всего описания непоследовательны; последовательность перечисления признаков отсутствует и т.п. (13, 29).
Вопросами проблемы развития описательной речи уделяли внимание такие учёные как: А.М. Леушина, О.И. Соловьева, А.П. Усова и др.
Для детей с общим недоразвитием речи овладеть навыком составления описательного рассказа является довольно сложным процессом. Дети с общим недоразвитием речи перечисляют некоторые признаки предмета в беспорядочной последовательности, присутствует нарушение связности высказывания. Наблюдается незавершенность темы, возврат к ранее сказанному. Прослеживаются трудности в лексическом и грамматическом оформлении описательного рассказа и др.
Теоретическое изучение по данной проблеме нашего исследования позволило перейти к проведению экспериментальной работы с целью изучить сформированность навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Как показало проведённое нами исследование, для детей с общим недоразвитием речи овладение навыком составления описательного рассказа является достаточно сложным процессом.
В описательных рассказах детей наблюдаются: незавершённость микротем, грамматические и лексические ошибки, длительные паузы для поиска необходимого слова или же мысли (43).
В связи с этим при усвоении навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи требуется специально организованная, целенаправленная коррекционно - развивающая работа.
Для совершенствования коррекционно - развивающей работы, нами были разработаны методические рекомендации, в которых выделены направления и приёмы формирования навыка составления описательных рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, разработаны консультации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников старших групп с целью совершенствования мыслительных и познавательных способностей, развития лексико - грамматического строя и связной описательной речи старших дошкольников.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута, поставленные задачи исследования решены.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст]: /О.А. Бизикова, Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - из. Нижневартовского государственного университета, 2014. - 205с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: /А.М. Бородич- М.: Просвещение, 2004. - 255с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: /В.К. Воробьева, М.: Астрель,2006. - 136 с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]: / Л.С. Выготский, - М., 1956. - 354 с.
6. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: - Автореф. Канд. Дис. В.П. Глухов, - М., 1987.-34с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: /В.П. Глухов, М.: - Аркти,2004.- 57 с.
8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов [Текст]:/ В.В. Гербова, М.: - Аркти, - 2006. - с. 28.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] /А.Н. Гвоздев
- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
10. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников [Текст]: / Н.Д. Душка, М.: - Логопед, 2005. - 89 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: / В.В. Давыдов, - М.: Педагогика, 2007. - 54 с.
12. Ерастов, Н.П. Культура связной речи [Текст]: / Н.П.Ерастов, - Ярославль. 2003.- 183 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи [Текст]: / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение,2005.- 112с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]:/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фличева. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320с.
15. Короткова, Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст]: / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М: Академия, 1999. - с. 201- 202.
16. Кольцова. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга [Текст]: / М.М. Кольцова, Ребёнок учится говорить. - М.: 2004. - 231с.
17. Корицкая, Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития [Текст]:/ Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович. Нарушения речи у дошкольников. М.: 2005. - 376с., 400с.
18. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] /А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова// - Логопед, - 2004 - № 1. - С. 26-34
19. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст]: / Р.Е. Левина. Специальная школа, 1967, вып. 2. - 202 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]: / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 560с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] / А.А. Леонтьев, - М.: 2005. - 135 с.
22. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: // под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001. - 45 с.
23. Логопедия: Учебник для студентов дефектологии [Текст]: Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос. 1998.- 490 с.
24. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]:// Под. Ред. Л.П. Федоренко. -М., 2006. - 67 с.
25. Нечаева, О.А. Функционально - смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст]: / О.А. Нечаева, - Улан- Удэ, 2007. - 407 с.
26. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] /О.В. Правдина —М.:
Просвещение, 2003. — 272 с.
27. Сидорчук, Т. А., Лелюх, С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Под ред. Т. А. Сидорчук. Ульяновск: М.: Аркти, 2010. -98 с.
28. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http: //pedlib .ru/Books/1/0130/1_0130-1. shtml
29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: / Е.И. Тихеева, - М., 1981. - 175 с.
30. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет / Под ред. Т. А. Ткаченко. Ульяновск: М.: Аркти, 2010. - . 135 с.
31. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220- 1.shtml
32. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]: / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2006. - 621с.
33. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс]. URL:
http: //pedlib .ru/Books/1/0146/1 0146-1. shtml
34. Филичева, Т.Б., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Электронный ресурс]. URL:http://pedlib.rU/Books/2/0032/2 0032-l.shtml.
35. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Под ред. Т.Б. Филичева, М.: Москва, 2010. - 46 с.
36. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Электронный ресурс]. URL: https:// http://cheloveknauka.com/formirovanie- mehanizma-motivatsii-slov-v-detskoy-rechi
37. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2455267/
38. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст]: / Р.М. Чумичева, монография. - М., 2006. - 34 с.
39. Чиркина, Г.В. Особенности логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - М, Арктика 2003. 241 с.
40. Шадрина, Л.Г., Судакова, Е.Н. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний [Текст]: монография. - Ульяновск: - С.: Вектор, 2009. - 156с.
41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Электронный ресурс]: URL http://pedlib.ru/Books/1/0388/index.shml
42. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи [Электронный ресурс]: URLhttp://pedagogic.ru/books/item/fO0/s00/z0000007/
43. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] /Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Просвещение, 2007. - 198с.
44. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]: / Д.Б. Эльконин, Избр. Псих. Труды. - М., 2007.- 381с.
45. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет [Электронный ресурс]: URL https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00619804_1.html