Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ- ОПИСАНИЙ

Работа №66748

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы42
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 7
1.1. Понятие «текст». Составление текстов-описаний детьми дошкольного воз¬раста 7
1.2. Специфика порождения текстов-описаний детьми дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Анализ методических подходов к обучению дошкольников с общим недо¬развитием речи составлению текстов-описаний 15
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 21
2.1. Изучение особенностей порождения текстов-описанийдошкольниками с
общим недоразвитием речи 21
2.2. Содержание логопедической работы по обучению дошкольников с общим
недоразвитием речи составлению текстов-описаний.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39


Успешность обучения в школе является неким итогом того, как проходило психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и развитие речи в частности. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обуче¬нию. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость обу¬чающегося: написание изложений, ответы у доски. Без умения четко формули¬ровать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Каждый вид связной речи важен для психического развития ребенка. Но именно благодаря речи-описанию закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащается соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, закрепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений).
Изучением связной речи занимались такие ученые как Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженская, М.С. Лаврик, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова, А.Г. Зикеев, Мазанова Е.В. и др.
Описанию как функционально-смысловому типу речи ребенка на разных возрастных этапах его развития посвящали свои исследования такие ученые, как Л.А. Варзацкая, М.К. Вашуленко, З.А. Доморацкая, А.А. Зрожевская, Н.А. Со¬рокина, Т.И. Тамбовкина и др.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространенное - общее недоразвитие ре¬чи.
По данным исследователей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.), у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания раз¬вернутых высказываний и их языкового оформления . Связные высказывания, как правило, у воспитанников с ОНР короткие; отличаются непоследовательно¬стью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, состоят из от¬дельных фрагментов, логически не связанных между собой. Уровень информа¬тивности высказывания очень низкий. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, описании предмета или явле¬ния. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа¬тивности.
Проблема, в рамках которой осуществляется данное исследование - со-вершенствовать логопедическую работу по обучению составлению текстов- описаний дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс обуче¬ния составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразви¬тием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать особенности порождения текстов-описаний дошкольни-ками с общим недоразвитием речи.
3. Спланировать логопедическую работу по формированию текстов- описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме
исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий); метод количе-ственного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследо¬ваниями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. выготский, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной мо¬нологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробь¬ева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области развития навыка составления описательных рассказов у старших до¬школьников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г. Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Экспериментальная база проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбини-рованного вида № 18 «Лучик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, имеющие III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи в количестве 10 человек, а также дети, не имею¬щие нарушений речи в количестве 10 человек. Возраст испытуемых - 5 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Благодаря речи-описанию закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащает¬ся соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, за-крепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений).
Среди других видов связной монологической речи именно описание явля-ется наиболее трудным даже для детей, речевое развитие которых является нормативным.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа-тивности.
Мы пришли к выводу, что преодоление описанных выше сложностей в описательной речи детей возможно при условии специально организованной логопедической работы, включающей использование таких методов и приемов как наглядное моделирование. Его применение создает условия для более проч-ного усвоения компонентов языковой системы, развивает навыки построения связного высказывания в процессе составления текстов-описаний, что выража¬ется в преодолении имеющихся трудностей текстообразования детей с общим недоразвитием речи. Простота, лаконичность и ясность символов, используе¬мых в методе наглядного моделирования делают текст легко понимаемым, за-поминаемым и используемым детьми. Дети с удовольствием занимаются разви-тием речи по этой методике, быстро запоминают последовательность описания (алгоритм) того или иного предмета, могут самостоятельно сделать описание любого другого предмета по усвоенному алгоритму. Упражнения, в рамках ме-тода наглядного моделирования, в которых используется разнообразный образ-ный материал достаточно эффективны, потому, что активизируют мотивацию ребенка. Используя образную память, дети могут быстро и эффективно запом-нить предъявляемые изображения, произношение и смысл слов. У них форми-руются четкие ассоциативные связи между словами, их звучанием и смыслом, что помогает ребенку постепенно осваивать речь в целом.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования: процесс обучения составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недо-развитием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.


1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. за-ведений. - 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Баженова Е.А. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / [Л.М. Алексеева и др.]; Под ред. М.Н. Кожиной / Е.А. Баженова, М.П. Ко- тюрова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
3. Борботько В.Г. Структурные характеристики дискурса (на материале фран-цузского языка): автореф. дис. канд. филол. наук.: 10.01.01 / В.Г.Борботько. - М., 1976. - 24 с.
4. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Про-свещение, 2001. - 256 с.
5. Варзацкая Л. А. Методика развития связной речи младших школьников. - Житомир, 1995. -132с .
6. Вашуленко М. К. Речевое развитие дошкольников - залог их последующей успешности //Детский садик. - 2004. - №20. - С. 7-10
7. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2005. - 130 с.
8. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алали- ей: Нарушения речи и голоса у детей / В.К. Воробьева. - М.: Просвещение,
2005. - 214 с.
9. Воротнина Л.М. Творческое рассказывание / Л.М. Воротнина // Дошколь¬ное воспитание.- 2011.- № 9. - С. 12-17
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
11. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению расска-зыванию / В.П. Глухов // Дефектология — 2004. — № 2. - С. 56-73.
12. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.-М.: АРКТИ, 2002.-144 с.
13. Доморацкая З.А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: НИИ СиМО АПН СССР,1979.
14. Еремеева А.П. Расширение культуроведческой компетенции учащихся в процессе обучения речевой деятельности / А.П. Еремеева // Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. Коллективная монография / А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, О.В. Гордиенко, Т.М. Пахнова. - М.: «Прометей» МПГУ, 2005. - 104 с.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР.2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированно- стью фонематического восприятия. Выпуск 1. / Л.Н. Ефименкова - М.: Книголюб, 2008. - 288 с.
17. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Е. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников / И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Фили-чева. — М.: Просвещение, 2010. - 128 с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. преодоление задержки рече-вого развития у дошкольников. М.: Просвещение,1973. -212 с.
19. Зимняя И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) / И.А.Зимняя // Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М.: Наука, 1985. - С. 72-75.
20. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспита- ние.1986, №12.
21. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1971. - 207 с.
22. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. - 3-е изд., пере¬раб. и доп. - М., Просвещение, 1993. - 464 с.
23. Колшанский Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1980. - 154 с.
24. Корицкая Е. Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М.: Наука, 2002. - 247 с.
25. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию /
Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.
26. Левина Р.Е. Заикание у детей: Преодоление заикания у детей / Под ред. Р. Е.Левиной.-М., 1975
27. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : Избранные труды / Р.Е. Левина, ред. - сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : «АРКТИ», 2005.
- 221 с.
28. Логопедическое сопровождение детей с ОНР: -работа по развитию пони-мания речи / Под общей редакцией проф. Г.В. Чиркиной- М. АРКТИ, 2005.
- 212с.
29. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Изд. центр Академия: Высш. Шк., 1999. - 345 с.
30. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 420 с.
31. Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура / Н.Л. Мурзин // Человек - Текст - Культура: Коллективная монография/ Под ред. Н.А. Купиной, Т.В. Матвее-вой. - Екатеринбург, 1994. - 172 с.
32. Накорякова К.М. Литературное редактирование: общая методика работы над текстом: Практикум / К.М. Накорякова. - 3 изд. - М.: ИКАР, 2002. - 432 с.
33. Нестеренко А. А. Страна загадок / А.А. Нестеренко. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. Ун-та., 1993. - 94 с.
34. Николаева Т.М. Русский язык: энциклопедия. - 2-е изд., переработ. и доп. / гл. ред. Ю.Н. Караулов / Т.М. Николаева //. - М.: Наука, 1997. - 320 с.
35. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ / Л.А.Новиков. - Изд. 3¬е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 304 с.
36. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского язы¬ка в аспекте регионализации образования: монография / Т.Ф. Новикова - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 214 с.
37. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития 1996. - 214 с.
38. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Лады-женской и А. К. Михальской. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 258 с.
39. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., Скрипченко Н.Ф. Дидактические игры и по-знавательные задания в 1 классе. - Киев «Радянська школа» 1988. - 240 с.
40. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении расска-зыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. - СПб.: ООО «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 64 с.
41. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов /Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 399 с.
42. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи до-школьников / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - Ульяновск, 2005. - 157 с.
43. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нару-шениями. - М.: Владос, 2013. - 156 с.
44. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц [Текст] / В. В. Спыну // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 654-657
45. Тамбовкина Т.И. Развитие творческой активности учащихся на уроках рус-ского языка. - Калининград, 2001. - 167 с.
46. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5- 7 лет с ОНР. Альбом 1. - М.: Гном, 2013. - 48 с.
47. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 46 с.
48. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. - М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
49. Ушакова О.С., Знакомим дошкольников с художественной литературой [Текст] / О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. - М: ТЦ «Сфера», 1998. - 224 с.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недораз-витием речи в условиях специального детского сада. М., 1991. -213 с.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у де¬тей дошкольного возраста. -М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
53. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР // Психолинг-вистика и современная логопедия. - М., 1997. - С.41-47



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ