ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ эмоциональных установок и их влияния на формирование жизненного сценария старшеклассника
1.1. Теоретический анализ понятий «эмоциональная установка» и
«эмоциональная сфера» в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности старшеклассника и
характеристика его эмоциональной сферы 17
1.3. Жизненный сценарий личности: основные подходы к
рассмотрению 22
1.4. Взаимосвязь жизненного сценария с эмоциональной сферой
личности 25
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария
2.1 Методы исследования эмоциональных установок
старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария 34
2.2. Результаты эмпирического изучения эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование
жизненного сценария 39
РАЗДЕЛ 3. Программа психологического просвещения старшеклассников
3.1 Структура и содержание программы психологического
просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев с опорой на транзактный анализ и сказкотерапию 59
3.2 Применение результатов эмпирического исследования в построении программы психологического просвещения старшеклассников 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ эмоциональных установок и их влияния на формирование жизненного сценария старшеклассника
1.1. Теоретический анализ понятий «эмоциональная установка» и
«эмоциональная сфера» в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности старшеклассника и
характеристика его эмоциональной сферы 17
1.3. Жизненный сценарий личности: основные подходы к
рассмотрению 22
1.4. Взаимосвязь жизненного сценария с эмоциональной сферой
личности 25
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария
2.1 Методы исследования эмоциональных установок
старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария 34
2.2. Результаты эмпирического изучения эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование
жизненного сценария 39
РАЗДЕЛ 3. Программа психологического просвещения старшеклассников
3.1 Структура и содержание программы психологического
просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев с опорой на транзактный анализ и сказкотерапию 59
3.2 Применение результатов эмпирического исследования в построении программы психологического просвещения старшеклассников 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать.
В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем или иным образом, определяя свое существование. Создание образа будущего в сознании старшеклассника детерминировано особенностями его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Взаимосвязь эмоций с бессознательными процессами давно интересовала педагогов-психологов, этому вопросу посвящено множество экспериментов, но эта тема до сих пор остается предметом научных дискуссий.
Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.
Степень разработанности темы. Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, не мог не заинтересовать и педагогов- психологов.
В психологии проблемой эмоциональных установок занимались: Л. Ланге, Г. Мюллер, Т. Шуман. Д.Н. Узнадзе - создал общую теорию установок. В области психологии, этот вопрос изучали многие ученые. В работах К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко мы находим описание психологической концепции жизненного пути. Э. Берн писал о трансактном анализе, школа повторного принятия решения была описана Б. и М. Гулдинг, психологию судьбы исследовал Л. Зонди, М. Боуэн рассматривал концепцию семейных систем.
Психологическая литература по проблеме эмоционального развития детей и подростков включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна.
На сегодняшний день раскрытие и исправление жизненного сценария, который устанавливает поведение и судьбу человека, довольно актуально. Это определено преобразованием культуры вообще, социальных ролей, большим количеством проблем в семьях, повышенным уровнем стресса и сниженным уровнем здоровья. Необходимость решения этих проблем является предпосылкой выбора темы исследования: «Влияние
эмоциональных установок старших на формировании их жизненного сценария».
Объект исследования - личностные особенности старшеклассников.
Предмет исследования - особенности влияния эмоциональных установок на формирование жизненного сценария.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с их жизненным сценарием.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «эмоциональные установки», «эмоциональная сфера», «жизненный сценарий»;
2. Охарактеризовать психологические особенности старшеклассника и его эмоциональной сферы;
3. Изучить феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, и его взаимосвязи с эмоциональными установками личности;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с особенностями их жизненного сценария.
5. На основании полученных результатов рекомендовать программу психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и осознанию жизненного сценария.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. В частности, были использованы такие методы теоретического исследования: контент-анализ; синтез, сопоставление и сравнение; обобщение и моделирование, а также систематизация теоретического и эмпирического материала. Эмпирическая часть исследования выполнялась с помощью таких методов, как опросник В.В. Макарова, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, анкетирование, тест эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) и методы сказкотерапии. Методика «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой). Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью корреляционного анализа по методу Ч. Пирсона, углового преобразования Фишера.
Научная новизна исследования состоит в содержательном анализе понятий «эмоциональная установка», «эмоциональная сфера»; изучении эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в разработке и апробации программы психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев. Материалы работы могут быть использованы в работе социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ для построения структурной модели коррекции жизненных сценариев и преодоления негативных эмоциональных установок.
Методологической основой исследования выступают. Философский уровень методологии формирования эмоциональной сферы рассматривали Р. Валетт, И.А. Васильев, И. Кант. Конкретно-научный уровень методологии составляют труды Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, П.В. Симонов, Л. Фестингер, П.М. Якобсон. Перечисленными исследователями были описаны структура составляющих эмоциональной сферы, ее функции и роль в жизни человека.
Жизненный сценарий личности рассматривали: К.А. Абульханова- Славская в психологической концепции жизненного пути. А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко, школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), психология судьбы (Л. Зонди), теория семейных систем (М. Боуэн).
Вопрос перспективы на жизнь, временная перспектива человека изучался в работах К. Левина, А. Адлер рассматривал жизненный стиль и жизненные цели, транзактный анализ, сценарий как фиксация жизненной цели в детском возрасте изучал Э. Берн, Р. Эммонс писал о коммуникации жизненных целей с духовностью человека, Ж. Нюттен изучал связь временной перспективы и мотивации.
В отечественной психологии Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна создали базу для исследования психологического времени человека и его жизненного пути, которая уходит корнями в их работы, относящиеся к исследованию жизненной перспективы и жизненного плана, изображения будущего . Исследователь К.А. Абульханова-Славская представила концепцию формирования жизненного пути человека и его личностного времени, в пределах которой произведен цикл исследований, этим был сделан большой вклад в осмысление проблемы будущего в жизни человека. Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н. С. Пряжников, С. А. Иванушкина изучали концепции психологического времени человека в масштабе личностной биографии.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9». В опытно-экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 10-11 классов в количестве 60 человек: 30 человек - учащиеся 10 класса и 30 человек - учащиеся 11 класса.
Структура работы: 68 страниц машинописного текста, содержит 3 раздела, 14 таблиц, 2 рисунка. Список использованных источников включает 78 работ.
В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем или иным образом, определяя свое существование. Создание образа будущего в сознании старшеклассника детерминировано особенностями его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Взаимосвязь эмоций с бессознательными процессами давно интересовала педагогов-психологов, этому вопросу посвящено множество экспериментов, но эта тема до сих пор остается предметом научных дискуссий.
Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.
Степень разработанности темы. Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, не мог не заинтересовать и педагогов- психологов.
В психологии проблемой эмоциональных установок занимались: Л. Ланге, Г. Мюллер, Т. Шуман. Д.Н. Узнадзе - создал общую теорию установок. В области психологии, этот вопрос изучали многие ученые. В работах К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко мы находим описание психологической концепции жизненного пути. Э. Берн писал о трансактном анализе, школа повторного принятия решения была описана Б. и М. Гулдинг, психологию судьбы исследовал Л. Зонди, М. Боуэн рассматривал концепцию семейных систем.
Психологическая литература по проблеме эмоционального развития детей и подростков включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна.
На сегодняшний день раскрытие и исправление жизненного сценария, который устанавливает поведение и судьбу человека, довольно актуально. Это определено преобразованием культуры вообще, социальных ролей, большим количеством проблем в семьях, повышенным уровнем стресса и сниженным уровнем здоровья. Необходимость решения этих проблем является предпосылкой выбора темы исследования: «Влияние
эмоциональных установок старших на формировании их жизненного сценария».
Объект исследования - личностные особенности старшеклассников.
Предмет исследования - особенности влияния эмоциональных установок на формирование жизненного сценария.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с их жизненным сценарием.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «эмоциональные установки», «эмоциональная сфера», «жизненный сценарий»;
2. Охарактеризовать психологические особенности старшеклассника и его эмоциональной сферы;
3. Изучить феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, и его взаимосвязи с эмоциональными установками личности;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с особенностями их жизненного сценария.
5. На основании полученных результатов рекомендовать программу психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и осознанию жизненного сценария.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. В частности, были использованы такие методы теоретического исследования: контент-анализ; синтез, сопоставление и сравнение; обобщение и моделирование, а также систематизация теоретического и эмпирического материала. Эмпирическая часть исследования выполнялась с помощью таких методов, как опросник В.В. Макарова, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, анкетирование, тест эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) и методы сказкотерапии. Методика «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой). Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью корреляционного анализа по методу Ч. Пирсона, углового преобразования Фишера.
Научная новизна исследования состоит в содержательном анализе понятий «эмоциональная установка», «эмоциональная сфера»; изучении эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в разработке и апробации программы психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев. Материалы работы могут быть использованы в работе социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ для построения структурной модели коррекции жизненных сценариев и преодоления негативных эмоциональных установок.
Методологической основой исследования выступают. Философский уровень методологии формирования эмоциональной сферы рассматривали Р. Валетт, И.А. Васильев, И. Кант. Конкретно-научный уровень методологии составляют труды Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, П.В. Симонов, Л. Фестингер, П.М. Якобсон. Перечисленными исследователями были описаны структура составляющих эмоциональной сферы, ее функции и роль в жизни человека.
Жизненный сценарий личности рассматривали: К.А. Абульханова- Славская в психологической концепции жизненного пути. А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко, школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), психология судьбы (Л. Зонди), теория семейных систем (М. Боуэн).
Вопрос перспективы на жизнь, временная перспектива человека изучался в работах К. Левина, А. Адлер рассматривал жизненный стиль и жизненные цели, транзактный анализ, сценарий как фиксация жизненной цели в детском возрасте изучал Э. Берн, Р. Эммонс писал о коммуникации жизненных целей с духовностью человека, Ж. Нюттен изучал связь временной перспективы и мотивации.
В отечественной психологии Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна создали базу для исследования психологического времени человека и его жизненного пути, которая уходит корнями в их работы, относящиеся к исследованию жизненной перспективы и жизненного плана, изображения будущего . Исследователь К.А. Абульханова-Славская представила концепцию формирования жизненного пути человека и его личностного времени, в пределах которой произведен цикл исследований, этим был сделан большой вклад в осмысление проблемы будущего в жизни человека. Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н. С. Пряжников, С. А. Иванушкина изучали концепции психологического времени человека в масштабе личностной биографии.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9». В опытно-экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 10-11 классов в количестве 60 человек: 30 человек - учащиеся 10 класса и 30 человек - учащиеся 11 класса.
Структура работы: 68 страниц машинописного текста, содержит 3 раздела, 14 таблиц, 2 рисунка. Список использованных источников включает 78 работ.
Нами были изучены особенности влияния эмоциональных установок на формирование жизненного сценария старшеклассников.
Изучив феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, мы можем сделать вывод, что жизненный сценарий представляет собой жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.
Сложность и «масштабность» понятия «жизненный сценарий» предполагают наличие в его структуре определенных компонентов. В психологических работах различных авторов указывается на смысловое сходство жизненного сценария с понятиями «жизненный план», «жизненная стратегия», «жизненная цель», «жизненный стиль» и др. Некоторые из них акцентируют внимание на их различиях, определяя жизненный сценарий как категорию более общего порядка.
Эмоциональная установка - это готовность и способность определенным образом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать. Эмоциональные установки формируются на базе эмоциональных ориентаций и общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональная направленность личности является важной ее характеристикой.
Эмоциональные установки могут проявляться определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром, соответственно они оказывают своё влияние на жизненный сценарий. Итак, жизненный сценарий личности - это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами.
Эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 10 и 11 классов МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9».
По результатам диагностики по Тесту на эмоциональный интеллект Холла в 10 и 11 классах мы видим, что достаточно большое количество учеников 10 класса имеют низкий уровень почти по всем шкалам. Ниже всего показатели по шкале «Управление своими эмоциями», далее «Распознавание эмоций» и «Эмпатия». Это говорит о слабо выраженной способности большей части нашей выборки контролировать и направлять собственные импульсы и порывы. В десятом классе, подавляющему количеству свойственно подавление своих эмоций, вместо того чтобы научиться управлять ими. Почти половина класса опасается получить ярлык «неэффективного», стремясь скрыть свою эмоциональную чувствительность, «сохранить дистанцию», они часто применяют «маску хладнокровия» или сдержанной эмоциональности. Отсюда - неспособность точно и своевременно определять эмоциональное состояние другого. Большая часть класса слепа к чувствам и мыслям других, их больше интересуют их собственные переживания; они плохо воспринимают внутренний мир другого человека, его скрытые эмоции и смысловые оттенки, не созвучные с его переживаниями.
В 11 классе больше всего показателей на среднем уровне, «Самомотивация», далее «Эмпатия» и «Распознавание эмоций». Обучающиеся 11 класса могут заменить отрицательные эмоции на положительные, образно уменьшить проблемы, не принимая их близко к сердцу. Класс характеризуется нечетким выражением способностей непроизвольно переживать эмоции, для них характерна эпизодическая «слепота» к чувствам и мыслям других. Они не всегда способны глубоко и точно понимать другого человека, мысленно воссоздавать его переживания, ощущать их как собственные. Не обладают поведенческим тактом, облегчающим осознание человеком своих и чужих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Одиннадцатиклассники умеют определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств.
Что касается высокого уровня, то в 10 и 11 классах таких показателей очень мало. Это свидетельствует об общем снижении уровня эмоционального интеллекта этих учеников. Если сравнивать интегративный уровень эмоционального интеллекта в двух классах, то мы видим, что и в 10 и в 11 классах преобладают низкие показатели. Однако, по количеству высоких показателей одиннадцатиклассники превышают процент десятиклассников.
Таким образом, мы убедились в том, что уровень эмоционального интеллекта в 10 классе незначительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта 11 класса.
Для исследования эмоциональных установок старшеклассников нами была проведена вторая методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что, как и у обучающихся 10 класса так и у обучающихся 11 класса доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции и положительное самочувствие.
Проведя количественный анализ и интерпретируя полученные результаты респондентов по третьей методике - «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой) мы можем сделать вывод, что наивысший показатель в обеих классах - «победитель». Главная особенность большей части класса, имеющая данный показатель - это достижение поставленной цели.
Неверному жизненному сценарию, как в десятом, так и в одиннадцатом классах, следуют наименьшее количество испытуемых, то есть, лишь несколько человек имеют ложные поведенческие и эмоциональные установки.
С целью исследования выявления фиксированной эмоциональной установки нами была проведена четвертая методика - опросник В. В. Макарова. Анализируя показатели разности процентов в группах испытуемых, мы можем предположить, что уровень фиксированной эмоциональной установки между учениками 10 и 11 класса имеет различия, хоть и незначительные, по причине предстоящих экзаменов, исходя из чего, удачников больше в группе испытуемых 10 класса.
На основании полученных в ходе исследования результатов разработана программа психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев.
В работе с подростками существует довольно большой простор для творческой деятельности. Для интеграции личности одним из наиболее эффективного метода является сказкотерапия. Данный метод может использоваться в качестве средства, обеспечивающего совершенствование и расширение взаимодействия личности с окружающим Миром.
Основной принцип данного метода заключается в заботе о душе человека, о его внутреннем состоянии. К каждому человеку нужно подбирать свой ключик. Особенно это касается подростков. В данном возрасте все дети разные, со своими эмоциями и переживаниями.
Один может долго сидеть на месте, сочинять и рассказывать, другому требуется движение, постоянная активность, третий любит что-то создавать руками, творить, рисовать и т.д.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку, подростку прожить многие ситуации, расширить тем самым его мировоззрение и мировосприятие. С помощью сказкотерапии можно помочь пережить многие жизненные ситуации, разобраться в них и найти правильное решение.
Проведя беседу с подростками, мы узнали, что многие из них проводят параллели между своей жизнью и сказками. Это свидетельствует о некоторой осознанности в построении жизненного сценария. То есть, имеется возможность улучшения эмоциональной сферы подростков, но для этого требуется дальнейшая работа.
Изучив феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, мы можем сделать вывод, что жизненный сценарий представляет собой жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.
Сложность и «масштабность» понятия «жизненный сценарий» предполагают наличие в его структуре определенных компонентов. В психологических работах различных авторов указывается на смысловое сходство жизненного сценария с понятиями «жизненный план», «жизненная стратегия», «жизненная цель», «жизненный стиль» и др. Некоторые из них акцентируют внимание на их различиях, определяя жизненный сценарий как категорию более общего порядка.
Эмоциональная установка - это готовность и способность определенным образом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать. Эмоциональные установки формируются на базе эмоциональных ориентаций и общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональная направленность личности является важной ее характеристикой.
Эмоциональные установки могут проявляться определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром, соответственно они оказывают своё влияние на жизненный сценарий. Итак, жизненный сценарий личности - это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами.
Эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 10 и 11 классов МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9».
По результатам диагностики по Тесту на эмоциональный интеллект Холла в 10 и 11 классах мы видим, что достаточно большое количество учеников 10 класса имеют низкий уровень почти по всем шкалам. Ниже всего показатели по шкале «Управление своими эмоциями», далее «Распознавание эмоций» и «Эмпатия». Это говорит о слабо выраженной способности большей части нашей выборки контролировать и направлять собственные импульсы и порывы. В десятом классе, подавляющему количеству свойственно подавление своих эмоций, вместо того чтобы научиться управлять ими. Почти половина класса опасается получить ярлык «неэффективного», стремясь скрыть свою эмоциональную чувствительность, «сохранить дистанцию», они часто применяют «маску хладнокровия» или сдержанной эмоциональности. Отсюда - неспособность точно и своевременно определять эмоциональное состояние другого. Большая часть класса слепа к чувствам и мыслям других, их больше интересуют их собственные переживания; они плохо воспринимают внутренний мир другого человека, его скрытые эмоции и смысловые оттенки, не созвучные с его переживаниями.
В 11 классе больше всего показателей на среднем уровне, «Самомотивация», далее «Эмпатия» и «Распознавание эмоций». Обучающиеся 11 класса могут заменить отрицательные эмоции на положительные, образно уменьшить проблемы, не принимая их близко к сердцу. Класс характеризуется нечетким выражением способностей непроизвольно переживать эмоции, для них характерна эпизодическая «слепота» к чувствам и мыслям других. Они не всегда способны глубоко и точно понимать другого человека, мысленно воссоздавать его переживания, ощущать их как собственные. Не обладают поведенческим тактом, облегчающим осознание человеком своих и чужих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Одиннадцатиклассники умеют определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств.
Что касается высокого уровня, то в 10 и 11 классах таких показателей очень мало. Это свидетельствует об общем снижении уровня эмоционального интеллекта этих учеников. Если сравнивать интегративный уровень эмоционального интеллекта в двух классах, то мы видим, что и в 10 и в 11 классах преобладают низкие показатели. Однако, по количеству высоких показателей одиннадцатиклассники превышают процент десятиклассников.
Таким образом, мы убедились в том, что уровень эмоционального интеллекта в 10 классе незначительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта 11 класса.
Для исследования эмоциональных установок старшеклассников нами была проведена вторая методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что, как и у обучающихся 10 класса так и у обучающихся 11 класса доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции и положительное самочувствие.
Проведя количественный анализ и интерпретируя полученные результаты респондентов по третьей методике - «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой) мы можем сделать вывод, что наивысший показатель в обеих классах - «победитель». Главная особенность большей части класса, имеющая данный показатель - это достижение поставленной цели.
Неверному жизненному сценарию, как в десятом, так и в одиннадцатом классах, следуют наименьшее количество испытуемых, то есть, лишь несколько человек имеют ложные поведенческие и эмоциональные установки.
С целью исследования выявления фиксированной эмоциональной установки нами была проведена четвертая методика - опросник В. В. Макарова. Анализируя показатели разности процентов в группах испытуемых, мы можем предположить, что уровень фиксированной эмоциональной установки между учениками 10 и 11 класса имеет различия, хоть и незначительные, по причине предстоящих экзаменов, исходя из чего, удачников больше в группе испытуемых 10 класса.
На основании полученных в ходе исследования результатов разработана программа психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев.
В работе с подростками существует довольно большой простор для творческой деятельности. Для интеграции личности одним из наиболее эффективного метода является сказкотерапия. Данный метод может использоваться в качестве средства, обеспечивающего совершенствование и расширение взаимодействия личности с окружающим Миром.
Основной принцип данного метода заключается в заботе о душе человека, о его внутреннем состоянии. К каждому человеку нужно подбирать свой ключик. Особенно это касается подростков. В данном возрасте все дети разные, со своими эмоциями и переживаниями.
Один может долго сидеть на месте, сочинять и рассказывать, другому требуется движение, постоянная активность, третий любит что-то создавать руками, творить, рисовать и т.д.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку, подростку прожить многие ситуации, расширить тем самым его мировоззрение и мировосприятие. С помощью сказкотерапии можно помочь пережить многие жизненные ситуации, разобраться в них и найти правильное решение.
Проведя беседу с подростками, мы узнали, что многие из них проводят параллели между своей жизнью и сказками. Это свидетельствует о некоторой осознанности в построении жизненного сценария. То есть, имеется возможность улучшения эмоциональной сферы подростков, но для этого требуется дальнейшая работа.
Подобные работы
- Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Различия в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников от их гендерной позиции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРЕСС В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013



