Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

Работа №73355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ эмоциональных установок и их влияния на формирование жизненного сценария старшеклассника
1.1. Теоретический анализ понятий «эмоциональная установка» и
«эмоциональная сфера» в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности старшеклассника и
характеристика его эмоциональной сферы 17
1.3. Жизненный сценарий личности: основные подходы к
рассмотрению 22
1.4. Взаимосвязь жизненного сценария с эмоциональной сферой
личности 25
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария
2.1 Методы исследования эмоциональных установок
старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария 34
2.2. Результаты эмпирического изучения эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование
жизненного сценария 39
РАЗДЕЛ 3. Программа психологического просвещения старшеклассников
3.1 Структура и содержание программы психологического
просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев с опорой на транзактный анализ и сказкотерапию 59
3.2 Применение результатов эмпирического исследования в построении программы психологического просвещения старшеклассников 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать.
В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем или иным образом, определяя свое существование. Создание образа будущего в сознании старшеклассника детерминировано особенностями его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Взаимосвязь эмоций с бессознательными процессами давно интересовала педагогов-психологов, этому вопросу посвящено множество экспериментов, но эта тема до сих пор остается предметом научных дискуссий.
Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.
Степень разработанности темы. Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, не мог не заинтересовать и педагогов- психологов.
В психологии проблемой эмоциональных установок занимались: Л. Ланге, Г. Мюллер, Т. Шуман. Д.Н. Узнадзе - создал общую теорию установок. В области психологии, этот вопрос изучали многие ученые. В работах К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко мы находим описание психологической концепции жизненного пути. Э. Берн писал о трансактном анализе, школа повторного принятия решения была описана Б. и М. Гулдинг, психологию судьбы исследовал Л. Зонди, М. Боуэн рассматривал концепцию семейных систем.
Психологическая литература по проблеме эмоционального развития детей и подростков включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна.
На сегодняшний день раскрытие и исправление жизненного сценария, который устанавливает поведение и судьбу человека, довольно актуально. Это определено преобразованием культуры вообще, социальных ролей, большим количеством проблем в семьях, повышенным уровнем стресса и сниженным уровнем здоровья. Необходимость решения этих проблем является предпосылкой выбора темы исследования: «Влияние
эмоциональных установок старших на формировании их жизненного сценария».
Объект исследования - личностные особенности старшеклассников.
Предмет исследования - особенности влияния эмоциональных установок на формирование жизненного сценария.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с их жизненным сценарием.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «эмоциональные установки», «эмоциональная сфера», «жизненный сценарий»;
2. Охарактеризовать психологические особенности старшеклассника и его эмоциональной сферы;
3. Изучить феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, и его взаимосвязи с эмоциональными установками личности;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных установок старшеклассников с особенностями их жизненного сценария.
5. На основании полученных результатов рекомендовать программу психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и осознанию жизненного сценария.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. В частности, были использованы такие методы теоретического исследования: контент-анализ; синтез, сопоставление и сравнение; обобщение и моделирование, а также систематизация теоретического и эмпирического материала. Эмпирическая часть исследования выполнялась с помощью таких методов, как опросник В.В. Макарова, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, анкетирование, тест эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) и методы сказкотерапии. Методика «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой). Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью корреляционного анализа по методу Ч. Пирсона, углового преобразования Фишера.
Научная новизна исследования состоит в содержательном анализе понятий «эмоциональная установка», «эмоциональная сфера»; изучении эмоциональных установок старшеклассников и их влияния на формирование жизненного сценария.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в разработке и апробации программы психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев. Материалы работы могут быть использованы в работе социальных педагогов и психологов общеобразовательных школ для построения структурной модели коррекции жизненных сценариев и преодоления негативных эмоциональных установок.
Методологической основой исследования выступают. Философский уровень методологии формирования эмоциональной сферы рассматривали Р. Валетт, И.А. Васильев, И. Кант. Конкретно-научный уровень методологии составляют труды Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, Б.И. Додонов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, М. Полани, П.В. Симонов, Л. Фестингер, П.М. Якобсон. Перечисленными исследователями были описаны структура составляющих эмоциональной сферы, ее функции и роль в жизни человека.
Жизненный сценарий личности рассматривали: К.А. Абульханова- Славская в психологической концепции жизненного пути. А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко, школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), психология судьбы (Л. Зонди), теория семейных систем (М. Боуэн).
Вопрос перспективы на жизнь, временная перспектива человека изучался в работах К. Левина, А. Адлер рассматривал жизненный стиль и жизненные цели, транзактный анализ, сценарий как фиксация жизненной цели в детском возрасте изучал Э. Берн, Р. Эммонс писал о коммуникации жизненных целей с духовностью человека, Ж. Нюттен изучал связь временной перспективы и мотивации.
В отечественной психологии Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна создали базу для исследования психологического времени человека и его жизненного пути, которая уходит корнями в их работы, относящиеся к исследованию жизненной перспективы и жизненного плана, изображения будущего . Исследователь К.А. Абульханова-Славская представила концепцию формирования жизненного пути человека и его личностного времени, в пределах которой произведен цикл исследований, этим был сделан большой вклад в осмысление проблемы будущего в жизни человека. Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н. С. Пряжников, С. А. Иванушкина изучали концепции психологического времени человека в масштабе личностной биографии.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9». В опытно-экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 10-11 классов в количестве 60 человек: 30 человек - учащиеся 10 класса и 30 человек - учащиеся 11 класса.
Структура работы: 68 страниц машинописного текста, содержит 3 раздела, 14 таблиц, 2 рисунка. Список использованных источников включает 78 работ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами были изучены особенности влияния эмоциональных установок на формирование жизненного сценария старшеклассников.
Изучив феномен сценария жизни старшеклассника в западных и отечественных психологических трудах, мы можем сделать вывод, что жизненный сценарий представляет собой жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.
Сложность и «масштабность» понятия «жизненный сценарий» предполагают наличие в его структуре определенных компонентов. В психологических работах различных авторов указывается на смысловое сходство жизненного сценария с понятиями «жизненный план», «жизненная стратегия», «жизненная цель», «жизненный стиль» и др. Некоторые из них акцентируют внимание на их различиях, определяя жизненный сценарий как категорию более общего порядка.
Эмоциональная установка - это готовность и способность определенным образом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать. Эмоциональные установки формируются на базе эмоциональных ориентаций и общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональная направленность личности является важной ее характеристикой.
Эмоциональные установки могут проявляться определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром, соответственно они оказывают своё влияние на жизненный сценарий. Итак, жизненный сценарий личности - это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами.
Эмпирической базой исследования являлись обучающиеся 10 и 11 классов МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей №9».
По результатам диагностики по Тесту на эмоциональный интеллект Холла в 10 и 11 классах мы видим, что достаточно большое количество учеников 10 класса имеют низкий уровень почти по всем шкалам. Ниже всего показатели по шкале «Управление своими эмоциями», далее «Распознавание эмоций» и «Эмпатия». Это говорит о слабо выраженной способности большей части нашей выборки контролировать и направлять собственные импульсы и порывы. В десятом классе, подавляющему количеству свойственно подавление своих эмоций, вместо того чтобы научиться управлять ими. Почти половина класса опасается получить ярлык «неэффективного», стремясь скрыть свою эмоциональную чувствительность, «сохранить дистанцию», они часто применяют «маску хладнокровия» или сдержанной эмоциональности. Отсюда - неспособность точно и своевременно определять эмоциональное состояние другого. Большая часть класса слепа к чувствам и мыслям других, их больше интересуют их собственные переживания; они плохо воспринимают внутренний мир другого человека, его скрытые эмоции и смысловые оттенки, не созвучные с его переживаниями.
В 11 классе больше всего показателей на среднем уровне, «Самомотивация», далее «Эмпатия» и «Распознавание эмоций». Обучающиеся 11 класса могут заменить отрицательные эмоции на положительные, образно уменьшить проблемы, не принимая их близко к сердцу. Класс характеризуется нечетким выражением способностей непроизвольно переживать эмоции, для них характерна эпизодическая «слепота» к чувствам и мыслям других. Они не всегда способны глубоко и точно понимать другого человека, мысленно воссоздавать его переживания, ощущать их как собственные. Не обладают поведенческим тактом, облегчающим осознание человеком своих и чужих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Одиннадцатиклассники умеют определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств.
Что касается высокого уровня, то в 10 и 11 классах таких показателей очень мало. Это свидетельствует об общем снижении уровня эмоционального интеллекта этих учеников. Если сравнивать интегративный уровень эмоционального интеллекта в двух классах, то мы видим, что и в 10 и в 11 классах преобладают низкие показатели. Однако, по количеству высоких показателей одиннадцатиклассники превышают процент десятиклассников.
Таким образом, мы убедились в том, что уровень эмоционального интеллекта в 10 классе незначительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта 11 класса.
Для исследования эмоциональных установок старшеклассников нами была проведена вторая методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что, как и у обучающихся 10 класса так и у обучающихся 11 класса доминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции и положительное самочувствие.
Проведя количественный анализ и интерпретируя полученные результаты респондентов по третьей методике - «Любимая сказка» (Классификация сказок в контексте сказкотерапии, разработанная т.д. Зинкевич-Евстигнеевой) мы можем сделать вывод, что наивысший показатель в обеих классах - «победитель». Главная особенность большей части класса, имеющая данный показатель - это достижение поставленной цели.
Неверному жизненному сценарию, как в десятом, так и в одиннадцатом классах, следуют наименьшее количество испытуемых, то есть, лишь несколько человек имеют ложные поведенческие и эмоциональные установки.
С целью исследования выявления фиксированной эмоциональной установки нами была проведена четвертая методика - опросник В. В. Макарова. Анализируя показатели разности процентов в группах испытуемых, мы можем предположить, что уровень фиксированной эмоциональной установки между учениками 10 и 11 класса имеет различия, хоть и незначительные, по причине предстоящих экзаменов, исходя из чего, удачников больше в группе испытуемых 10 класса.
На основании полученных в ходе исследования результатов разработана программа психологического просвещения старшеклассников по преодолению негативных эмоциональных установок и коррекции жизненных сценариев.
В работе с подростками существует довольно большой простор для творческой деятельности. Для интеграции личности одним из наиболее эффективного метода является сказкотерапия. Данный метод может использоваться в качестве средства, обеспечивающего совершенствование и расширение взаимодействия личности с окружающим Миром.
Основной принцип данного метода заключается в заботе о душе человека, о его внутреннем состоянии. К каждому человеку нужно подбирать свой ключик. Особенно это касается подростков. В данном возрасте все дети разные, со своими эмоциями и переживаниями.
Один может долго сидеть на месте, сочинять и рассказывать, другому требуется движение, постоянная активность, третий любит что-то создавать руками, творить, рисовать и т.д.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку, подростку прожить многие ситуации, расширить тем самым его мировоззрение и мировосприятие. С помощью сказкотерапии можно помочь пережить многие жизненные ситуации, разобраться в них и найти правильное решение.
Проведя беседу с подростками, мы узнали, что многие из них проводят параллели между своей жизнью и сказками. Это свидетельствует о некоторой осознанности в построении жизненного сценария. То есть, имеется возможность улучшения эмоциональной сферы подростков, но для этого требуется дальнейшая работа.



1. Анохин, П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. - 172 - 177.3 25. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987.
2. Анохин, П. К. Эмоции/П.К. Анохин. - БМЭ, 2-е изд. -1964. - т.
35. - 339 с.
3. Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова//Психол.журн. - 1980. - Т. 1. №2. - С. 52-60.
4. Артюхова, И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты/И.С.Артюхова. - М. : Изд-во Первое сентября, 2003. - 206 с.
5. Белинская, Е.П. Представления подростков о своем социальном будущем/Е.П.Белинская, И.В.Куликова//Мир психологии. - 2000. - №4. - С. 135-147.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./Э.Берн. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.
7. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. - М.: Акад. Проект,
2006. - 320 с.
8. Бернс, Р. Что такое Я-концепция/Р. Бернс//Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах - М., 2003. - С. 333-393
9. Болотова, А.К. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте/А.К.Болотова, В.А.Штроо// Мир психологии. - 2002. - №2. - С. 106-110.
10. Булгакова, Г.Г. Первичный анализ жизненного сценария клиента
техниками транзактного анализа и сказкотерапии/Г.Г. Булгакова, Е.С.Иванова//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
87
психологии: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(67). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 47-53.
11. Вачков, И.В. «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку»/И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007 - 144 с.
12. Волкова, И.В. «Жизненные сценарии как психологическая проблема»: методическое пособие/И.В.Волкова. - Смоленск: изд. Филиала ГОУВПО «МЭИ» (ТУ), 2004. - 27 с.
13. Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем/Н. В. Вологодин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 256 с.
14. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое
пособие/Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 128 с.
16. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных
ориентаций для педагогов и школьников. Метод. Пособие/Е.О.Галицких. - СПб.: «Паритет», 2003. - 160 с., цв. вклейка.(Серия «Педагогическая
мастерская».)
17. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости/М.В.Гамезо. - М. : Пед.о-во России: Ноосфера, 2002. - 272с.
18. Гурова, Л.Л. Психология мышления/Л.Л.Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
19. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок/Х. Дикман. - СПб.: Академический проект, 2000.С. - 32-95.
20. Доценко, Е.Л. Глубинная семантика межличностного общения/Е.Л.Доценко//Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2011. - С. 133-143.
21. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: «ACADEMA», 2003. - 367 с.
22. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному/В.Д.Еремеева. - Самара: Учебная литература, 2005. - 160 с.
23. Жильцова, О.А. Трансактный анализ Э. Берна: новое
прочтение/О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Мир психологии. - 2016. - №
4. - С. 256-261. - (Психология в современном мире) (Новые задачи и поиски в пространстве современной психологии). - Библиогр.: с. 261 (7 назв.).
24. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
25. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. - СПб.: Речь, 2003. - 146 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии:
Развивающая сказкотерапия: Сб.программ по сказкотерапии / Под
ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2000. - 254 с.
27. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 172 с.
28. Имитационные активные методы обучения: Методические
указания /Сост. М.М. Кашапов. - Ярославль: ЯрГУ, 2001. - 32 с.
29. Казанская, В.Г. Психологические особенности кризисов подростка: учеб. пособие / В.Г. Казанская. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 200 с.
30. Кайгородов, Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте/Б.В.Кайгородов//Мир Психологии. - 2002. - №2. - С. 117-127.
31. Касимова, С. Г. Психодиагностика: учебно-методическое
пособие. 2-е изд./С.Г.Касимова, Е.П.Ивутина. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 60 с.
32. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых/В.Р.Кисловская. - Алма-Ата: Солнце, 2004. - 426 с. 

школьника/Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова. - М.: Ореол, 2008. - 376 с.
34. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение,2010. - 195 с.
35. Крыжановская, Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособие / Л.М.Крыжановская. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 158 с.
36. Крэйг, Г. Психология развития. учебное пособие/Г. Крейг. - СПб.: Изд-во: «Питер», 2000. - 992 с.
37. Кудрявцева, Л.В. Типология эмоциональных состояний у детей и подростков/Л.В.Кудрявцева//Народное образование. - 2005. - № 8. - С. 193¬195.
38. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости/И.Ю.Кулагина. - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
39. Куприянов, Б. Приемы педагогического взаимодействия: трансактный анализ / Б. Куприянов // Воспитат. работа в шк. - (Технологии и инструментарий). - 2011. - № 1. - С. 67-82.
40. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в
образовании/О.Е.Лебедев// Школьные технологии. - 2011. - №5. -С.87
41. Леонтьев, А.Н. Эмоции/А.Н. Леонтьев // Философская энциклопедия. - М., - 1970. - Т.5. - С.553-556.
42. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А.Г. Рузеной. - М.: ИПП., 2007. - 384 с
43. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины,
психокорреккция, психопрофилактика: Учебное пособие/Н.П.Локалова. - Спб.: «Питер», 2009. - 368 с.
44. Макаров, В.В. Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия/В.В.Макаров, Г.А.Макарова. - М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. - 528 с.
45. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/В.Г.Маралов. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 256 с.
46. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное
пособие/А.В.Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
47. Муштавинская, И. В. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.) / И.В. Муштавинская. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 19-24.
48. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений/С. Нартова-Бочавер. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. - 657 с.
49. Нартова-Бочавер, С. Coping behavior - в системе понятий психологии личности /С. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -
2007. - № 5. - С. 56.
50. Неимитационные активные методы обучения: Методические указания/ Сост. М.М. Кашапов. - Ярославль ЯрГУ, 2001. - 32 с.
51. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М: Издво: Владос, 2010. - 687 с.
52. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд., перераб. и
доп./Р.С.Немов - М.: ВЛАДОС, 2010. - 754 с.
53. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
54. Попова, М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии/М.В.Попова. - М.: Сфера, 2002. - 128 с.
55. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2010. - 694 с.
56. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - Самара: Дом "БАХРАХ", 2008. - 672 с.
57. Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе/А.М.Прихожан. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 192 с.
58. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы)/Н.С.Пряжников. - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
59. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
60. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное
пособие/Е.С.Романова. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 720 с.
62. Рубинштейн С.Л. Эмоции /С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 551-586.
63. Рубштейн, Н. В. Счастливый сценарий твоей жизни, или Как хочешь, так и будет: 13 правил победителя/ НинаРубштейн. - М.: Эксмо, 2009. -221, [1] с.; 19 см.. - (Психология). - (Ваш персональный тренер)
64. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: РГСУ, 2010. - 795 с.
65. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии/Е.В.Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.: ил.
66. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие,
личностный рост/И.В.Стишенок. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
67. Стишенок, И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе/И.В.Стишенок. - М.: Генезис, 2012. - 368 с.
68. Тарасова, С.Ю. Тревожность и страхи подростков как отражение социально-экономического неравенства / С.Ю.Тарасова // Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений: материалы Всерос. науч. конф. - М., 2014. - С. 166-169.
69. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник: практикум: Рекомендовано УМО / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан; Моск. городской психолого-пед. ун-т), Рос. гуманитар. ун-т). - М.: Юрайт, 2016. - 406 с.
70. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с
71. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения/Л.Г.Федоренко. - СПб.: «КАРО», 2003. - 208 с.
72. Фрейд, 3. Психология бессознательного. - 6-е изд., испр. и доп/З.Фрейд. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. - 757 с.
73. Фрейд, З. Тотем и табу: перевод с немецкого / З. Фрейд. - Москва: АСТ, 2004. - 253 с.
74. Харрис, Т.А. «Я - О'Кей, ты - О'Кей» / Т.А.Харрис. - Питер: Академический проект, 2019. - 255 с.
75. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Холодная; М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.: ил. - ISBN 5-469-00128-8
76. Хромова, И.В. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие/И.В.Хромова, М.С.Коган. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - 44 с.
77. Штайнер, К. Сценарии жизни людей: Шк. Э. Берна/К.Штайнер. - М.: ОЛМА-Пресс, 2004. - 215 с.
78. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: ИЛИ, 2008. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ