ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА «Я» ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
1.1. Образ «Я» подростков как предмет психолого-педагогических
исследований 7
1.2. Проблема социальной компетентности личности в психологии 14
1.3. Особенности социальной компетентности в подростковом возрасте ... 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я»
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ 27
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения образа «Я» подростков с
разным уровнем социальной компетентности 28
2.3. Рекомендации по формированию социальной компетентности
подростков 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современных условиях развитие позитивного образа «Я» предполагает сохранение и обогащение ценностных представлений подростка о самом себе, развитие самосознания, самооценивания и самоотношения.
Для успешного формирования образа «Я» подростка необходимо развитие следующих компонентов: познавательный (когнитивный) - знание себя; эмоционально-оценочный - ценностное отношение к себе; поведенческий - особенности регуляции поведения.
Образ «Я» в подростковом возрасте характеризуется следующими специфическими особенностями: неустойчивостью, изменением и
пересмотром ценностных представлений, развитием рефлексии, неустойчивой самооценкой и др. Ценностные ориентации подростков интегрированы в структуру образа «Я» и сопряжены как с личностными характеристиками, так и с условиями социализации.
Рассматривая специфику социальной компетентности подростков и анализируя разные подходы авторов к данной проблеме (И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Смирнов, Е.Н. Шиянов) можно сказать, что социальная компетентность подростков проявляется в совокупности всех социальных процессов, благодаря которым подросток воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества. Можно утверждать, что социальная компетентность влияет на формирование образа «Я» подростка.
Современный аспект изучения проблемы развития позитивного образа «Я» подростка обусловлен принципиальными изменениями
информационных, интеллектуальных и социальных параметров пространства взросления молодого поколения. Социально-психологические исследования являются необходимым элементом для получения истинной картины 3
социализации личности подростка, обуславливающей изучение закономерностей поведения и деятельности личности, обусловленных их включением в социум.
Успешность развития образа «Я» подростка напрямую зависит от осведомленности его в социальных вопросах, умению видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом в успешности личности, является уровень сформированности и представленности социальных
компетентностей, которые позволяют достичь желаемых целей и добиться нужного результата.
Исследования образа «Я» подростка с разным уровнем социальной компетентности в психолого-педагогической литературе представлены фрагментарно, что определяет проблему нашего исследования: каковы идентификационные характеристики образа «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - образ «Я» подростков.
Предмет исследования - образ «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности.
Гипотеза исследования - образ «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности имеет отличия:
- у подростков с высоким уровнем социальной компетентности в образе «Я» чаще представлены характеристики, относящиеся к социальному «Я», коммуникативному «Я» и физическому «Я»;
- у подростков со средним уровнем - характеристики, относящиеся к материальному «Я», деятельному «Я» и рефлексивному «Я»;
- у подростков с низким уровнем - характеристики относящиеся к перспективному «Я» и рефлексивному «Я».
Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы образа «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить образ «Я» подростков.
3. Исследовать социальную компетентность подростков.
4. Изучить образ «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности
5. Разработать рекомендации по формированию социальной компетентности подростков.
Методы исследования:
1) организационные (сравнительный метод);
2) эмпирические (диагностические методы);
3) способы обработки данных (математико-статистический анализ данных и качественное описание результатов исследования);
4) интерпретационные (структурный).
Методики исследования: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой); «Шкала социальной компетентности» (автор А.М. Прихожан);
Теоретическую основу исследования составили: исследования образа «Я» в подростковом возрасте (Р. Бернс, И.С. Кон, В.В. Столин и др.); работы, посвященные изучению социальной компетентности личности (Н.Н. Беденко, С.С. Бахтеева, С.В. Коблянская, М.И. Лукьянова и др.), в частности, ее возрастным аспектам (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, Н.Н. Нагайченко и др.)
База исследования: МБОУ «СОШ № 37» г. Белгорода. В исследовании принимали участие подростки 13-14 лет в количестве 66 человек.
Математическая обработка данных проводилась с помощью статистического критерия Крускала-Уоллеса.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что образ «Я» - это относительно
устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с социумом.
В результате проведенного анализа исследований, очевидно, что структура образа «Я» представляется развитием таких критериев как самосознание, самооценивание, самоотношение. На успешное формирование образа «Я» у подростков оказывают влияние развитие следующих компонентов: познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание; эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе; поведенческий - особенности регуляции поведения.
Было выяснено, что под социальной компетентностью подростка понимается способность к выражению себя в обществе в самом широком понимании, принимая одни ценности, отвергая другие, становясь носителем определенных общностей и формируя, таким образом, свое «Я».
Учитывая результаты исследований различных авторов посвященных изучению социальной компетентности личности (Н.Н. Беденко, С.С. Бахтеева, С.В. Коблянская, М.И. Лукьянова и др.), в частности, ее возрастным аспектам (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, Н.Н. Нагайченко и др.) мы считаем, что для определения структуры социальной компетентности подростка важно учитывать возрастные и личностные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию критериев социальной компетентности подростков. В структуре социальной компетентности подростков условно можно выделить следующие актуальные компоненты: когнитивный - освоение социальных смыслов, ценностей, норм; эмоционально-волевой - принятие и волевая готовность подростков-
школьников следовать социальным смыслам, ценностям, нормам; деятельностный - осознаваемая подростком продуктивная деятельность как социально значимое событие, эффективное межличностное взаимодействие. Чем выше уровень развития социальной компетентности в подростковом возрасте тем, активнее формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, что способствует развитию позитивного образа «Я».
Целью эмпирического исследования являлось изучение особенностей образа «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности.
Для определения уровня социальной компетентности и его влияние на формирование образа «Я» подростка были подобраны следующие диагностические методики: тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой); методика «Шкала социальной компетентности» (автор А.М. Прихожан).
Результаты исследования были следующими. В структуре образа «Я» подростков доминируют такие характеристики как: физическое «Я» - 17%; материальное «Я» - 16%; деятельное «Я» - 15%. А представленность в образе «Я» подростков такой характеристики как социальное «Я» - 10% позволило сделать вывод о том, что данная характеристика недостаточно сформированы. А остальные характеристики как коммуникативное «Я», перспективное «Я», рефлексивное «Я» представлены реже.
Так же мы выявили, что у 10 % подростков наблюдается высокий уровень социальной компетентности, у 54% подростков был выявлен средний уровень социальной компетентности, у 36% - низкий уровень
социальной компетентности.
Наиболее выраженным показателем социальной компетентности подростков является интерес к социальной жизни, наличие увлечений. Среднее значение данного показателя составило 13. Менее выраженным показателем социальной компетентности, проявившимся у подростков, 46
являлось отношение к своим обязанностям, среднее значение которого составило 12. Остальные показатели, социальной компетентности подростков имеют среднюю степень выраженности (11 баллов).
Математическая обработка данных проводилась с помощью критерия Крускала-Уоллиса. Были выявлены статистически значимые различия на высоком уровне значимости р<0,01.
Было выяснено, что образ «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности имеет отличия: у подростков с высоким уровнем в образе «Я» чаще представлены характеристики, относящиеся к социальному «Я» (19 %), коммуникативному «Я» (18 %) и физическому «Я» (16 %); у подростков со средним уровнем - характеристики, относящиеся к материальному «Я» (24 %), деятельному «Я» (16 %) и рефлективному «Я» (15 %); у подростков с низким уровнем проявились характеристики относящиеся к перспективному «Я» (17 %) и рефлексивному «Я» (18 %).
Таким образом, образ «Я» подростков с разным уровнем социальной компетентности имеет отличия: у подростков с высоким уровнем социальной компетентности в образе «Я» чаще представлены характеристики, относящиеся к социальному «Я», коммуникативному «Я» и физическому «Я»; у подростков со средним уровнем - характеристики, относящиеся к материальному «Я», деятельному «Я» и рефлексивному «Я»; у подростков с низким уровнем - характеристики относящиеся к перспективному «Я» и рефлексивному «Я». Гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии /К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 2015. - 230 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 2012.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс,- 2007. - 340 с.
4. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 35-37.
5. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с
6. Беличева С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации
подростков. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России», 2009.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Текст) / Р. Бернс. М.: Прогресс, 1996. 400 с.
8. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2013. - С.333-393.
9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы (Текст) / Р. Бернс / Хрестоматия самосознание и защитные механизмы личности / Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2013. С.133-219.
10. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика (Текст) / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. СПб.: Изд-во «Речь», 2006. 440 с.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (Текст) / Л.И. Божович // Вопросы психологии. Москва, 1979. № 2.
12. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2005.
13. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 320 с.
14. Джемс У. Психология (Текст) / У.Джемс. М.: Просвещение, 1991. 190 с.
15. Епимахина Ю.В. Коррекционно-развивающая программа развития личностной рефлексии и формирования смысложизненных ориентаций у старших школьников Текст. / Ю.В. Епимахина // Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону, 2006. С.66-69.
16.Захарова А.В. Психология формирования самооценки (Текст) / А.В. Захарова. Минск, 1993. С. 32-34.
17.Зимняя И. А., Морозова, Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания (Текст) /И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. - Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. - С. 171.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 - 42.
19.Зотова, О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. - С. 30-33.
20. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228 с.
21. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников. М. - Кострома, 2001. - С. 146-148.
22. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как
индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома., 2001. - С. 146-148.
23. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как
механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4.
- С . 16-21.
24. Карцева Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен //Автореф. дис. на соис. уч. степ. канд.псих.наук, М.:1989.
25. Клочкова Л.И. Компетентности юного москвича // Календарь-спутник организатора воспитания школьников на 2008 - 2009 уч. год. - М. : Центр «Школьная Книга», 2008.
26. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной
компетентности (Текст) дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. - СПб. : СПбГУ, 1995. - С. 210.
27. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст] / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина.- М.: Академия,
2011. - 254 с.
28. Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание). - М., 1984.
29. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.
30. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2, № 3. - С.25-37.
31. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии (Текст) / Психология
самосознания. Хрестоматия. Самара: "Бахрах М", 2003 С. 45-96.
32. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 442 с.
33. Крылов А.Н. образ «Я» как фактор развития личности (Текст): Дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Крылов. М., 1984. 142 с.
34. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения (Текст) / М.И. Лисина. М., 1986. 144 с.
35. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент
управленческой культуры руководителя (Текст) / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - С. 240-242.
36. Мантрова М.С. Развитие образа «Я» современных подростков:
диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / М.С.
Мантрова. - Оренбург, 2013.- 262 с.
37. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения (Текст) / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84-89.
38. Мейли Р. Структура личности (Текст) / Р. Мейли / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., «Прогресс», 1975. 288 с.
39. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников:
содержание и структура понятия. Ярославский педагогический вестник
- 2012 - № 3 - Том II.
40. Нагибина Н.Л. Психология типов (Текст) / Н.Л. Нагибина / Системный
подход. Психодиагностические методики. Ч. 1. М.: Институт
молодежи, 2000. 150 с.
41. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология Учебное пособие.
— СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
42. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И.А. Зимней. М. ; Воронеж, 2011. С. 20.