Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг
|
Введение 4
Глава 1. Анализ функционирования и оценка направлений развития рынка ЖКУ в условиях российской экономики 12
1.1. Отечественный и зарубежный опыт формирования и регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг 13
1.2. Социально-экономические особенности функционирования
сферы ЖКУ в России 24
1.3. Концептуально-логический анализ функционирования и
развития муниципального рынка ЖКУ 35
1.4. Систематизация направлений рыночного развития сферы ЖКУ 48
Глава 2. Формирование принципиальных основ управления развитием сферы жилищно-коммунальных услуг на уровне города 59
2.1. Разработка целевой модели управления развитием
сферы ЖКУ города 60
2.2. Формирование принципов межуровневых взаимодействий в системе государственного управления развитием сферы ЖКУ 71
2.3. Классификация и анализ методов государственного регулирования развития сферы ЖКУ 82
2.4. Основы синтеза стратегических и тактических компонент
управления развитием социально-экономических систем 92
Глава 3. Разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ города на основе имитационного моделирования и экономического мониторинга 103
3.1. Формирование системы экономических моделей
управления развитием рынка ЖКУ города 104
3.2. Разработка методики оценки социально-экономических последствий
и эффективности реализации программ развития рынка ЖКУ 126
3.3. Разработка имитационной модели управления развитием
3
рынка ЖКУ на уровне города 141
3.4. Формирование системы показателей мониторинга функционирования
и развития рынка ЖКУ города 149
Заключение 173
Список литературы 176
Приложения 185
Глава 1. Анализ функционирования и оценка направлений развития рынка ЖКУ в условиях российской экономики 12
1.1. Отечественный и зарубежный опыт формирования и регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг 13
1.2. Социально-экономические особенности функционирования
сферы ЖКУ в России 24
1.3. Концептуально-логический анализ функционирования и
развития муниципального рынка ЖКУ 35
1.4. Систематизация направлений рыночного развития сферы ЖКУ 48
Глава 2. Формирование принципиальных основ управления развитием сферы жилищно-коммунальных услуг на уровне города 59
2.1. Разработка целевой модели управления развитием
сферы ЖКУ города 60
2.2. Формирование принципов межуровневых взаимодействий в системе государственного управления развитием сферы ЖКУ 71
2.3. Классификация и анализ методов государственного регулирования развития сферы ЖКУ 82
2.4. Основы синтеза стратегических и тактических компонент
управления развитием социально-экономических систем 92
Глава 3. Разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ города на основе имитационного моделирования и экономического мониторинга 103
3.1. Формирование системы экономических моделей
управления развитием рынка ЖКУ города 104
3.2. Разработка методики оценки социально-экономических последствий
и эффективности реализации программ развития рынка ЖКУ 126
3.3. Разработка имитационной модели управления развитием
3
рынка ЖКУ на уровне города 141
3.4. Формирование системы показателей мониторинга функционирования
и развития рынка ЖКУ города 149
Заключение 173
Список литературы 176
Приложения 185
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из наиболее значимых подсистем социально-экономической системы города, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса являются основополагающими и первостепенными факторами жизнеобеспечения населения города в общей системе условий их комфортного или, по крайней мере, достойного проживания. Доступность услуг жилищно- коммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех членов городского сообщества, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития муниципального образования.
Начало реформ ЖКХ было связано с реализацией социально ориентированной политики, делающей акцент на переносе тяжести реформ на реальный сектор экономики и бюджеты всех уровней с попыткой развития элементов рыночного хозяйствования. Осуществлялась эта политика в условиях жесткого ограничения роста тарифов на услуги жилищно- коммунального комплекса для населения и опережающего роста тарифов для предприятий и организаций.
Как показала практика, такая политика оказалась крайне неэффективной и привела к ухудшению экономического состояния сектора реальной экономики, в том числе отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) для населения и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование ЖКХ постоянно растут, предприятия жилищ-но-коммунального комплекса испытывают значительные финансово- экономические трудности. Существующая система расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в некоторых случаях не покрывает
даже их себестоимости. В этих условиях становится невозможна модернизация технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и повышения качества ЖКУ. Инвестиционная привлекательность муниципального жилищно-коммунального комплекса низкая и может быть повышена только при создании рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающего требованиям рыночной экономики.
На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно- коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социально-экономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сферы ЖКУ.
Федеральная стратегия развития сферы ЖКУ должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Таким образом, содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления развитием сферы ЖКУ на уровне города с учетом местных социально-экономических особенностей развития городского сообщества, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. По нашему мнению такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов формирования системы экономического регулирования развития рынка ЖКУ на уровне города.
Начало реформ ЖКХ было связано с реализацией социально ориентированной политики, делающей акцент на переносе тяжести реформ на реальный сектор экономики и бюджеты всех уровней с попыткой развития элементов рыночного хозяйствования. Осуществлялась эта политика в условиях жесткого ограничения роста тарифов на услуги жилищно- коммунального комплекса для населения и опережающего роста тарифов для предприятий и организаций.
Как показала практика, такая политика оказалась крайне неэффективной и привела к ухудшению экономического состояния сектора реальной экономики, в том числе отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) для населения и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование ЖКХ постоянно растут, предприятия жилищ-но-коммунального комплекса испытывают значительные финансово- экономические трудности. Существующая система расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в некоторых случаях не покрывает
даже их себестоимости. В этих условиях становится невозможна модернизация технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и повышения качества ЖКУ. Инвестиционная привлекательность муниципального жилищно-коммунального комплекса низкая и может быть повышена только при создании рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающего требованиям рыночной экономики.
На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно- коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социально-экономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сферы ЖКУ.
Федеральная стратегия развития сферы ЖКУ должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Таким образом, содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления развитием сферы ЖКУ на уровне города с учетом местных социально-экономических особенностей развития городского сообщества, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. По нашему мнению такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов формирования системы экономического регулирования развития рынка ЖКУ на уровне города.
1) Не смотря на годы реформ, множество проблем, накопленных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, остались нерешенными. К их числу можно отнести:
- отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- практически отсутствует конкуренция на рынке подрядных организаций, осуществляющих работы по обслуживанию жилья и придомовой территории;
- усугубляющаяся с каждым годом система недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения;
- ухудшение состояния жилого фонда и инженерных коммуникаций в большинстве городов;
- продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов;
2) К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:
- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;
- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;
- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений;
3) Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных
предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим в работе обосновывается необходимость повышения роли и соответственно финансово-экономического обеспечения регионального и в первую очередь местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.
4) Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для решения задачи нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов субъектов рынка ЖКУ была сформирована система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.
5) Основным направлением развития сферы жилищно- коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий, т.е. целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также сферы альтернативных существующим технологий предоставления услуг. В работе были систематизированы конкурентные направления развития отрасли ЖКХ, а также направления развитая спроса, стимулирующие формирование конкурентных условий на рынке ЖКУ.
- отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- практически отсутствует конкуренция на рынке подрядных организаций, осуществляющих работы по обслуживанию жилья и придомовой территории;
- усугубляющаяся с каждым годом система недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения;
- ухудшение состояния жилого фонда и инженерных коммуникаций в большинстве городов;
- продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов;
2) К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:
- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;
- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;
- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений;
3) Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных
предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим в работе обосновывается необходимость повышения роли и соответственно финансово-экономического обеспечения регионального и в первую очередь местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.
4) Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для решения задачи нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов субъектов рынка ЖКУ была сформирована система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.
5) Основным направлением развития сферы жилищно- коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий, т.е. целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также сферы альтернативных существующим технологий предоставления услуг. В работе были систематизированы конкурентные направления развития отрасли ЖКХ, а также направления развитая спроса, стимулирующие формирование конкурентных условий на рынке ЖКУ.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Экономико-организационный механизм формирования рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Разработка информационно-аналитического обеспечения управления процессом взаимодействия с клиентами жилищно-коммунальной компании (на примере ООО «КрасКом»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка системы управления качеством жилищно-коммунальных услуг
Магистерская диссертация, технология организации строительного производства (ТСП). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Исследование методов реинжиниринга бизнес-процессов управления взаимодействием с клиентами компании
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием сферы строительства жилищного фонда в Казани: сравнительный анализ с городами-миллионниками России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «АРГО»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием муниципального предприятия (на примере МУП «Водоканал» г. Магнитогорска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



