Введение 4
Глава 1. Анализ функционирования и оценка направлений развития рынка ЖКУ в условиях российской экономики 12
1.1. Отечественный и зарубежный опыт формирования и регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг 13
1.2. Социально-экономические особенности функционирования
сферы ЖКУ в России 24
1.3. Концептуально-логический анализ функционирования и
развития муниципального рынка ЖКУ 35
1.4. Систематизация направлений рыночного развития сферы ЖКУ 48
Глава 2. Формирование принципиальных основ управления развитием сферы жилищно-коммунальных услуг на уровне города 59
2.1. Разработка целевой модели управления развитием
сферы ЖКУ города 60
2.2. Формирование принципов межуровневых взаимодействий в системе государственного управления развитием сферы ЖКУ 71
2.3. Классификация и анализ методов государственного регулирования развития сферы ЖКУ 82
2.4. Основы синтеза стратегических и тактических компонент
управления развитием социально-экономических систем 92
Глава 3. Разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ города на основе имитационного моделирования и экономического мониторинга 103
3.1. Формирование системы экономических моделей
управления развитием рынка ЖКУ города 104
3.2. Разработка методики оценки социально-экономических последствий
и эффективности реализации программ развития рынка ЖКУ 126
3.3. Разработка имитационной модели управления развитием
3
рынка ЖКУ на уровне города 141
3.4. Формирование системы показателей мониторинга функционирования
и развития рынка ЖКУ города 149
Заключение 173
Список литературы 176
Приложения 185
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из наиболее значимых подсистем социально-экономической системы города, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса являются основополагающими и первостепенными факторами жизнеобеспечения населения города в общей системе условий их комфортного или, по крайней мере, достойного проживания. Доступность услуг жилищно- коммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех членов городского сообщества, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития муниципального образования.
Начало реформ ЖКХ было связано с реализацией социально ориентированной политики, делающей акцент на переносе тяжести реформ на реальный сектор экономики и бюджеты всех уровней с попыткой развития элементов рыночного хозяйствования. Осуществлялась эта политика в условиях жесткого ограничения роста тарифов на услуги жилищно- коммунального комплекса для населения и опережающего роста тарифов для предприятий и организаций.
Как показала практика, такая политика оказалась крайне неэффективной и привела к ухудшению экономического состояния сектора реальной экономики, в том числе отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) для населения и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование ЖКХ постоянно растут, предприятия жилищ-но-коммунального комплекса испытывают значительные финансово- экономические трудности. Существующая система расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в некоторых случаях не покрывает
даже их себестоимости. В этих условиях становится невозможна модернизация технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и повышения качества ЖКУ. Инвестиционная привлекательность муниципального жилищно-коммунального комплекса низкая и может быть повышена только при создании рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающего требованиям рыночной экономики.
На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно- коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социально-экономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сферы ЖКУ.
Федеральная стратегия развития сферы ЖКУ должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Таким образом, содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления развитием сферы ЖКУ на уровне города с учетом местных социально-экономических особенностей развития городского сообщества, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. По нашему мнению такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов формирования системы экономического регулирования развития рынка ЖКУ на уровне города.
1) Не смотря на годы реформ, множество проблем, накопленных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, остались нерешенными. К их числу можно отнести:
- отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- практически отсутствует конкуренция на рынке подрядных организаций, осуществляющих работы по обслуживанию жилья и придомовой территории;
- усугубляющаяся с каждым годом система недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения;
- ухудшение состояния жилого фонда и инженерных коммуникаций в большинстве городов;
- продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов;
2) К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:
- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;
- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;
- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений;
3) Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных
предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим в работе обосновывается необходимость повышения роли и соответственно финансово-экономического обеспечения регионального и в первую очередь местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.
4) Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для решения задачи нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов субъектов рынка ЖКУ была сформирована система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.
5) Основным направлением развития сферы жилищно- коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий, т.е. целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также сферы альтернативных существующим технологий предоставления услуг. В работе были систематизированы конкурентные направления развития отрасли ЖКХ, а также направления развитая спроса, стимулирующие формирование конкурентных условий на рынке ЖКУ.
1. Анализ и применение математических моделей экономической динамики: Сб. науч. трудов. - Новосибирск: Наука - 1990. -119 с.
2. Анализ развития социально-экономических систем на основе моделирования: Сб. науч. трудов. - М. - 1989. - 122с.
3. Атопов В.И. Кабанов В.Н. Методика построения макромодели эконо¬мики города // Вестник ВолгГАСА. - № 1. - 1999. - 17 с.
4. Багриновский К .А., Хрусталев Е.Ю. Методологические основы по¬строения модельной информационно-аналитической системы планиро¬вания и реализации крупных социально-экономических проектов и программ // Экономика и математические методы. - Том 32. - Вып. 4. -
1996. -С. 35-38.
5. Барашкова А.С. Жилищные проблемы молодых семей Севера // Социо-логические исследования. - 1994. - № 7. - С. 7.
6. Бергстром А. Построение и применение экономических моделей / Пер. с англ. - М.: Прогресс. - 1970. - 112с.
7. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экс¬пертных оценок. М.: Статистика. - 1980 г. - 263 с.
8. Бильчак B.C. Становление рыночных структур в больших городах. СПб.: Изд-во СпбУЭиФ - 1991. - 173 с.
9. Бирюков П.Г. Реформирование по-московскому // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 4. - С. 10-34.
Ю.Боголюбов B.C., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. инж.- экон. акад. - СПб. - 1999. -127 с.
11 .Василевский А.Д. Роль профсоюзных и хозяйственных лидеров в реа¬лизации реформы // Жилищно-коммунальное хозяйство. -1998. - № 6. - С. 942.
12. Василевский А.Д. Соглашение по взаимодействию // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 2. - С. 4-8.
13. Винер Н. Кибернетика: изд. 2 / Пер. с англ. - М. - 1968. - 135 с.
14. Волков Ю.Ф. Стратегия обслуживания определяет эффект // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 5. - С. 28-30.
15. Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов и кибернетиков. - М. - 1985.
- 243 с.
16. Гальперин В.М. Макроэкономика: Учебник, изд. 2 / П.И. Гребенников, А.И. Леусский, JI.C. Тарасевич - СПб. - 1997. - 719с.
17. Галямов Ю.Ю. Реформирование системы регулирования жилищно- коммунального хозяйства города в условиях рынка / В.К. Попов, А.Л. Шушарин - Томск: Красное знамя. - 1998. - 261 с.
18. Глаженков Г.В. От слов и прожектов - к делу // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 2. - С. 13-16.
19. Глушков В.М. Введение в кибернетику. - М. -1964 г. 174 с.
20. Глущенко Н.Н. Философия справедливости // ЭКО. - 1996. - № 7. - С. 105-114.
21. Гутник Е.А. Организационно-экономическое обеспечение реформиро¬вания ЖКХ на основе диагностического подхода: Дисс. ... канд. экон. наук. - Комсомольск-на-Амуре. - 2000.
22. Деева А.И. Концепция создания интегрированной системы управления ДЕЗ / Н.В. Сазонов, П.П. Бочаров, Л.В. Попова//Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 5. - С. 57-59.
23. Денисов В. Снижение издержек - магистральный путь // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 2. - С. 9-11.
24. Дифференцированный подход к реформе жилищно-коммунального хо¬зяйства / Фаерман Е.Ю., Хачатрян С.Р., Локтионов В.М. и др. - М.,
1997. -85 с.
25. Ермилов А.П. Макроэкономическое прогнозирование в США. Новоси¬бирск: Наука - 1987. - 76 с.
178
26. Ермолин Л. А. Ресурсосбережение - основы реформирования ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1998. - № 7. - С. 37.
27. Жилищная экономика: Пер. с англ. / Под ред. Поляковского Г.; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело. - 1996. - 223 с.
28. Жилищно-коммунальная сфера Германии и России на рубеже веков / Боброва Н.В., Бондаревский Н.Н., Воронин П.А. и др.; Под общ. ред. Чернышова JI.H. - Чебоксары. - 2000. - 231 с.
29. Жилшцные реформы и европейская интеграция // Проблемы прогнози-рования. - 1997. - № 1. - С. 140-142.
ЗО.Заузелков В.И. Реформирование по-кемеровски // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 2. - С. 9-10.
31 .Зотов В.Б. Система защиты подъездов жилых зданий // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 4. - С. 17-20.
32. Иванов В.В., Коробова А.Н. Потенциал наукоемких технологий // Жи¬лищно-коммунальное хозяйство. -1999. - № 7. - С. 4-8.
33. Иванов Ю.И. Экономическая статистика. - М.: Инфра М. - 1998. - 480 с.
34. Кабанов В.Н., Яцышен В.В. Эколого-экономическая модель концепции устойчивого развития города Волгограда: Материалы международной научно-практической конференции: Крупные города на пороге XXI ве¬ка: проблемы и перспективы. Ч. 2. - Волгоград - 2000г. - С. 104.
35. Кирсанов С.А. Жилищно-коммунальные услуги в системе муниципаль¬ного управления: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. - 2000. - 20 с.
36. Климова С. Коммунальная реформа: сторонники и противники //
Власть. - М., 1997. - № 8. - С. 9-12.
37. Книжное обозрение (Анализ изменений в результате реформ в отрасли жилищного хозяйства) // Социологические исследования. - 1997. - № 12.
- С. 28.
38. Ковалевский В. П. Приоритетные направления научно-технического прогресса в ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1998. - № 7. - С. 7-10.
39. Кожуринчев Л.М. Снижение эксплуатационных затрат на теплоснабже¬ние в ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1998. - № 7. - С. 26-
27.
40. Кожуринчев Л.М. Экология энергоресурсов требует нормативно¬правовой базы И Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1999. - № 2. - С. 25-26.
41. Коммунальная экономика польских гмин и способы ее финансирования // Финансы. - 1998. - № 9. - С. 56-58.
42. Конотовский Н А. Регулирование развития жилищной сферы крупного города в условиях реформирования российской экономики. - СПб.: Изд- во С.-Петерб. гос. ун-та эк-ки и финансов. - 1998. - 16 с.
43. Крылов В.А, Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг: Автореф. дисс. ... канд. 'лкон. наук / Уральская акад. гос. службы. -СПб.-2001.-21 с.
44. Кузник И.В. Что дает жильцу установка квартирных счетчиков // Жи¬лищно-коммунальное хозяйство. -1999. - № 6. - С. 26-28.
45. Куравель Н.М. Статистическое агрегирование в экономических систе¬мах. -Новосибирск: Наука. - 1989. - 151 с.
46. Ларионов А.Н. Актуальные проблемы развития жил.-коммунальной сферы / В.Б. Усов, С.П. Фезунов - Волгоград. - 2000. - 99 с.
47. Левин М.И. И др. Математические модели экономического взаимодей¬ствия. - М.: Физматлит. - 1993. - 370 с.
48. Лукинский О.А. К вопросу об эффективности в ЖКХ. // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - №3. - С. 17-19.
49. Лукинский О. А. Почему в наших домах дискомфортно? // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 12. - С. 44-46.
50. Лучшие коммунальные предприятия отрасли // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 4. - С. 6-15.
51. Ляшенко И.Н. Макромодели экономического роста. - Киев: Вгаца шко¬ла. - 1979. - 152 с.
52. Маковский В.Д. Экономика и общество: новые японские исследования.
- М.: ИНИОН. - 1990. - 205 с.
53. Макроэкономические модели планирования и прогнозирования. / Под ред. Э.Б. Ершовой. - М.: изд. "Статистика". - 1970 - 450 с.
54. Матеров Л.Н. Кондоминимум и власть // Жилищно-коммунальное хо¬зяйство. - 1998. - № 6. - С. 15-18.
55. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта. / Под ред. Гринчеля Б. М. - СПб. - 1996. - 189 с.
56. Минаков Н.Н. Социальные основы жилищно-коммунальной реформы: Моногр. - Тула.: «Инфра». - 2001 .-214с.
57. Назаренко М. Открытое письмо руководящему корпусу отрасли и всем работникам ЖК сферы // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1998. - № 10. - С. 2-3.
58. Назаренко М. Реформировать власть - не строить // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 5. - С. 11-15.
59. Назаренко М. Сегодня энергоресурсосбережение - дело первостепенное //Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1999. - №5. - С. 7-10.
60. Назаренко М. Ускорить реформирование ЖКХ // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1998. - № 2. - С. 4-8.