Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностические возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации

Работа №73323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование связи диагностических возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации с предпосылками неврозов 10
1.1 Психологические аспекты изучения детско-родительских
отношений
1.2 Предпосылки неврозов и психологические последствия фрустрирующих ситуаций
1.3 Диагностические возможности родителей в прогнозирование поведения детей
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования диагностических возможностей родителей
2.1 Описание выборки исследования
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Анализ влияния диагностических возможностей родителей на уровень
тревожности у детей 52.
3.2 Анализ связи диагностических возможностей родителей с особенностями негармоничного воспитания 53
3.3 Анализ связи диагностических возможностей родителей и особенностями реакции детей на фрустрирующие ситуации 54.
ВЫВОДЫ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61


В дошкольном возрасте фрустрирующие ситуации в первую очередь вытекают из отношения детей с родителями. Умение родителей понимать чувства ребенка, знания о том, как ребенок реагирует на фрустрирующие ситуации, влияет на отношения родителей и ребенка, на то, как будет развиваться конфликтная ситуация, какие стратегии поведения в фрустрирующей ситуации освоит ребенок, как он себя будет чувствовать в ней. Фрустрирующие ситуации могут привести к неудачному разрешению личностью противоречия между ней и сторонами действительности, что повышает уровень тревоги личности и может стать причиной развития неврозов и тревожных расстройств у детей.
Плохое понимание родителями детей, их поведения и переживаний в фрустрирующих ситуациях проявляется в особенностях детско-родительских отношений и может привести к негармоничным стилям воспитания, являющимся одной из предпосылок невротического развития личности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2002).
В основе невроза, согласно представлениям Ленинградской и Санкт- Петербургской психологической школы, лежит неудачное разрешение личностью противоречия между ней и значимыми для нее сторонами действительности, что в ходе развития личности может привести к развитию психической и физиологической дезорганизации (Мясищев В.Н, 1960). Чаще всего примером такого рода противоречия могут служить искаженные, патологические, деструктивные отношения в микросоциуме ребенка - семье. Болезненные переживания, неудачно разрешенные противоречия, деструктивное влияние родителей в этом возрасте могут привести к внутриличностному конфликту (Захаров И.А., 2006).
При неврозе внутриличностный конфликт всегда связан с тревогой (Мясищев В.Н. 1960, Захаров И.А., 2006, Колотильщикова Е.А., 2011). В МКБ-10 и DSM-IV есть целый класс тревожных расстройств. Большинство больных с невротическими расстройствами конституционально предрасположены к развитию заболевания из-за повышенных эмоциональной нестабильности и тревожности (Захаров И.А., 2006, Колотильщикова Е.А., 2011). Высокий уровень нейротизма является необходимой, но не единственной характеристикой лично сти больных с невротическими расстройствами.
В целом ряде исследований, в разных методологических позициях рассматривалось влияние личностных особенностей родителей, их темперамент, стратегии воспитания на развитие личности ребенка. Например, достаточно серьезно исследованы механизмы формирования привязанностей и их нарушения (Боулби Д., 2003), связанные с их дезадаптивным развитием.
Обоснование роли диагностических возможностей родителей в определении реакции детей на фрустрацию может расширить возможности психодиагностики дошкольников . Данные исследования могут быть практически применены в контексте семейного консультирования.
Цель исследования:
Изучить диагностические возможности родителей в определении реакций на фрустрацию детей в возрасте от 4 до 7 лет как предпосылки невротических состояний.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные исследования по проблеме диагностических возможностей родителей в определении психологических особенностей детей.
2. Описать критерии диагностических возможностей родителей.
3. Раскрыть соотношение между реакциями детей и прогнозом родителей на реакции детей на фрустрирующую ситуацию.
4. Раскрыть роль фрустрационной толерантности родителей в диагностике реакции детей на фрустрирующие ситуации.
5. Определить связь способности родителей предсказывать реакцию ребенка на фрустрирующие ситуации с особенностями негармоничного воспитания и уровнем тревоги у детей.
6. Разработать и апробировать комплекс методических средств для определения диагностических возможностей родителей.
Объект исследования - психологические особенности детско- родительских отношений
Предмет исследования - диагностические возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации
Методологической основой работы служат:
1. Психология отношений (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк, М.Я. Басов) и связанные с ней патогенетическая концепция неврозов и психотерапии (В.Н.Мясищев), личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (Б.Д.Карвасарский). Происхождение неврозов у детей и подростков (А.И.Захаров).
2. Существующие в отечественной психологии традиции системного подхода к пониманию личности и изучению ее в норме и патологии, разработанные в ленинградской психологической школе (В.М. Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен).
3. Комплексный подход к исследованию развития ребенка в норме и патологии (Э.Мэш).
4. Комплексный подход в семейной системной психотерапии (П. Вацлавик, Д.Бивин, Д.Джексон, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис)
Гипотезы исследования:
1. Диагностические возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации связаны с уровнем тревоги у детей.
2. Разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с особенностями негармоничного воспитания.
3. Разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с особенностями реакции детей на фрустрацию.
4. Разница в оценках в прогнозе реакции на фрустрацию у детей их родителями и реакцией детей связана с фрустрационной толерантностью родителей.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических, биологических и клинических моделей формирования и развития невротических расстройств у детей.
2. Качественный анализ данных.
3. MANOVA Многофакторный дисперсионный анализ.
4. Метод сравнения средних значений.
Методики:
Диагностика детей:
1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
2. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, детский вариант (в адаптации Е.Е. Даниловой).
3. Методика определения темперамента детей дошкольного возраста (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Диагностика родителей:
1. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
2. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга детский вариант в адаптации Е.Е. Даниловой.
3. Опросник для родителей- анализ семейных взаимоотношений (разработанный Э.Г Эйдемиллером и В.В.Юстицкисом).
4. Шкала тревоги Ч. Спилбергера(адаптированная Ю.Л.Ханиным).
5. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга(в адаптации Е.Е. Даниловой).
6. Методика определения симптоматики тревожных расстройств у ребенка на основе наблюдения родителей за поведением детей.
Выборка:
Характеристики выборки: дети (4-7 лет) и их родители.
Величина выборки: 57 детей и их родители
В данном исследовании отдельным исследовательским объектом является пара: родитель (мать) и ребенок.
Научная новизна:
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что остается неясным ряд вопросов, связанный с развитием неврозов и тревожных расстройств у детей. В отечественной литературе подробно рассмотрены факторы развития неврозов у детей. Данные факторы включают в себя личностный и конституциональные особенности родителей и детей и особенности их взаимодействия родителей с детьми (Захаров И.А., 2006, Эйдемиллер Э.Г.). Значимым фактором для развития личности ребенка являются детско- родительские отношения. Рассмотрение таких особенностей детско- родительских отношений, как диагностические возможности родителей, позволяет подробнее изучить данный феномен. Особенности умения родителей предсказывать реакцию ребенка на фрустрирующие ситуации, то, как они связаны с поведением ребенка в значимых для него ситуациях, как влияют на уровень тревожности, позволяют детальнее разобраться в механизмах формирования невротических и тревожных расстройств у детей, что значимо для практической психологии и педагогики. Исследование диагностических возможностей родителей в определении реакций детей на фрустрирующие ситуации может стать основой для разработки и усовершенствования практических методов профилактики и коррекции невротических и тревожных расстройств у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования:
Феномен детско-родительских отношений подробно исследуется современной наукой. Во множестве областей психологии - в возрастной, социальной, клинической - рассматривается их влияние на формирование личности и поведения ребенка.
Феномен детско-родительских отношений рассматривается через анализ установок родителей, стратегий поведения. Рассмотрение такого компонента детско-родительских отношений, как диагностические возможности родителей, может углубить знания о данном феномене и подробнее рассмотреть механизмы развития личности и формирования неврозов у детей. Исследование диагностических возможностей родителей в определении реакций детей на фрустрирующие ситуации позволит более детально исследовать механизм формирования невротических и тревожных расстройств.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследование мы рассматривали связь диагностических возможностей родителей в определении реакций на фрустрацию у детей в возрасте от 4 до 7 лет и предпосылок невротических состояний у детей. Мы рассматривали такие предпосылки развития невротических и тревожных расстройств, как уровень тревожности у детей, особенности детско— родительских отношений, особенности реакции детей на фрустрирующие ситуации, особенности реакции родителей на фрустрацию.
Полученные данные сопоставимы с исследовательскими гипотезами:
1. Гипотеза о том, что разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с уровнем тревоги у детей. Была подтверждена. Разница в оценках интрапунитивной и эктрапунтивной направленности реакции на фрустрирующую ситуацию у родителей и детей статистически значимо коррелирует с уровнем тревоги у ребенка.
2. Гипотеза о том, что разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с особенностями негармоничного воспитания - не подтверждается. Статистических связей не обнаружено.
3. Гипотеза о том, что разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с особенностями реакции детей на фрустрацию - подтверждается. Разница в оценках интрапунитивной направленности реакции на фрустрирующую ситуацию у родителей и детей статистически значимо коррелирует с особенностями реакции ребенка на фрустрирующие ситуации. Данные показывают, что разница в оценках интрапунитивной (I) направленности реакции влияет на уровень экстрапунитивной (E) направленности ребенка. Разница в оценках импунтивной (M) направленности реакции влияет на уровень экстрапунитивной (E) направленности ребенка.
4. Гипотеза о том, что разница в оценках реакции на фрустрацию самими детьми и их родителями связана с фрустрационной толерантностью родителей - не подтверждается. Статистических связей не обнаружено.
Исследуя диагностические возможности родителей в определении реакций на фрустрацию детей в возрасте от 4 до 7 лет как предпосылки невротических состояний. Мы рассмотрели такие предпосылки невротических состояний у детей, как уровень тревожности, особенности реакции детей на фрустрирующие ситуации, особенности детско- родительских отношений. Диагностические возможности родителей в определении реакции детей на фрустрирующие ситуации мы рассматривали, как разность между ответами детей и ответами родителей за детей на тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, детский вариант (в адаптации Е.Е. Даниловой).
Результатами данного исследования является выявление связи:
1. диагностических способностей родителей с уровнем тревоги у ребенка
2. диагностических способностей родителей с особенностями реакции детей на фрустрирующую ситуацию
На основе данного исследования можно сделать вывод, что диагностические возможности родителей связаны с факторами, влияющими на развитие неврозов у детей. Дальнейшее исследование диагностических возможностей родителей в определении реакций детей на фрустрирующие ситуации позволит более детально исследовать механизм формирования невротических и тревожных расстройств, разработать и усовершенствовать практические методы по профилактики и коррекции невротических и тревожных расстройств у детей дошкольного возраста.



1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
2. Ананьев. Б. Г. Человек как предмет познания .СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Бороздина Л.В., Русаков С.В., 1983
4. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2004
5. Боулби Д. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 477с.
6. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. М.: ЭКСМО Пресс, 2000. 320 с.
7. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во
Ленингр.ун-та, 1984. - 176 с.
8. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом. В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. С. 87-93. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69-81
9. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
10. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения/Л. И. Дементий // Журнал прикладной психологии, 2004. т.№ 3.-С.20-25
11. Л.И. Дементий. Фрустрация: Понятие и диагностика.Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез .Л.: Медицина, 1988. - 244
13. Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста.- В кн.: Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 53-55
14. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л., 1982.
15. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
16.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб.: «Союз», 1997 - 224 с.
17. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология, патогенез., 2006
18.Зачепицкий, Р.А., Яковлева, Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов [Текст] / Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева. — М., 1960. - 180с.
19. Карвасарский Б.Д. Неврозы.М. : Медицина, 1980. - 448 с
20. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.- Л., 1982.
21. Карвасарский Б. Д., Иовлев Б. В. О значении экспериментально-психологических методов исследования личности для клиники неврозов.- В кн.: Клинико-психологические исследования личности. Л.,1971, с. 43-47.
22. Карвасарский Б. Д. Психотерапия.- Л., 1985. 304 с.
23. Колегова В. А. Вопросы организации и планирования психоневрологической помощи детям и подросткам: автореф. дис. ... канд. мед. наук: / Московский науч.-исслед. ин-т психиатрии. Москва,1972. 24 с.
24. Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста.-В кн.: Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 66-91.
25. А.Ф. Лазурский
26. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. -М.: Медицина, 1970. 222 с.
27. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии, 1967. - № 6
28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977; изд. 2—е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
29. Ломов. Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва :Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
30. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М., 1985
31. Колотильщикова, Е.А. Обоснование психологических механизмов невротических расстройств / Е.А. Колотильщикова // Вестник психотерапии. - 2011. - № 39 (44). - С. 44-56.
32. Кириченко Е. И. Возрастные аспекты формирования психогенных заболеваний у детей раннего возраста. В кн.: Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. М., 1986. С. 86-88.
33. Мясищев В. Н. К вопросу о патогенезе неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1955, вып. 7. С. 486-494.
34. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.- Л., 1960. 409 с.
35. Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1967, вып. 6. С. 897-900
36. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка СПб.:Праймеврознак, 2003. 384 с
37. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т
3. М: Медицина 1965; 270.
38. Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции (неврозы). В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8. М 1965.
39. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т II, часть 2. М: Медицина 1959; 406.
40. Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение.- М., 1958.
41. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) М.: Издательство МГУ , 1988. 132с.
42. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С. Т. ПосоховойСПб.: Сова, 2005
43. Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л., 1984.
44.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. — 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ