Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связи с общественностью как технология президентской власти в США

Работа №7327

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы248 стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
862
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы и особенности паблик рилейшнз в сфере
политики и государственного управления 21
1.1. Теоретические основы паблик рилейшнз в сфере политики и государственного управления 21
1.2. Особенности государственного пиара 31
Глава II. Технологии, принципы и приемы президентского пиара в США . 38
2.1. Технологии президентского пиара в США 38
2.2. Принципы и приемы политического пиара и основы пиар-кампании ... 67
Глава III. История связей с общественностью в США на государственном уровне. Становление президентского пиара
3.1. «Американское начало» паблик рилейшнз
3.2. Эпоха паблисити и первых пресс-агентов (1810 - 1900 гг.)
3.3. Становление паблик рилейшнз как профессии и научной дисциплины (начало XX в. - середина 40-х гг. XX в.)
3.4. «Послевоенная эпоха» и начало «эры телевидения»
(конец 40-х - конец 60-х гг. XX в.)
3.5. История Службы связи (начало 70-х - начало 90-х гг. XX в.)
3.6. Правление Клинтона - эпоха перманентной кампании
3.7. Системно-институциональные причины развития паблик рилейшнз как политической технологии
3.8. Президентский пиар и американское законодательство
3.9. Сравнительно-социологический анализ паблик рилейшнз на государственном уровне
Глава IV. Паблик рилейшнз, политическая борьба и имидж президентства
(на примере ряда кампаний администрации Клинтона) 153
4.1. Кампания-1992: персональные и идеологические черты имиджа Клинтона 153
4.2. Первые месяцы президентства и борьба за принятие экономического
плана Клинтона 157
4.3. Пиар-кампания по продвижению НАФТА 166
4.4. Роль пиар-технологий в политической борьбе вокруг реформы системы здравоохранения 1993-1994 гг 173
4.5. Стратегия «третьего угла» и «бюджетная война» 1995 г 204
4.6. Реформы и предвыборная кампания 1996 г 212
4.7. Президентский пиар в США и проблема политического манипулирования 225
Заключение 232
Список литературы 244


Термин паблик рилейшнз наравне с такими американизмами как менеджмент и маркетинг получил широкое распространение в XX веке во всем мире. Распространение нового термина (также как и в случае с менеджментом и маркетингом), было связано с развитием рынка и большого бизнеса, ростом конкурентности общественных отношений и становлением гражданского плюралистического общества в западных демократиях. Своим бурным ростом в США в XX веке, в первую очередь, пиар был обязан именно развитию конкуренции, присоединившей к традиционным средствам борьбы такие нематериальные субстанции как репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж. Параллельно с развитием рынка и экономической конкуренции, усложнением отношений между бизнесом и обществом значительные изменения происходили и в политической системе США. Введение всеобщего избирательного права, развитие партий и формирование системы институтов гражданского общества (независимых от государства СМИ, профсоюзов, а также других, насчитывающих десятки тысяч объединений) создали новую ситуацию во взаимоотношениях граждан с государством. Не только граждане, их объединения теперь зависели от государства, но и сами институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их ассоциаций. Поддержка общественного мнения стала важным инструментом политического успеха. Согласование интересов власти и различных общественных групп, внимание к обратной связи в отличие от диктата и волюнтаризма обеспечивало долгосрочную электоральную выгоду и делало положение политиков более устойчивым. Новые отношения между государством и обществом способствовали постепенному развитию и совершенствованию паблик рилейшнз как технологии власти.
Актуальность темы. Проблема власти в политологии исследована достаточно широко, однако технологический аспект проблемы, то, как государственная власть распространяет свое влияние на широкие группы людей и использует завоеванную поддержку в конкуренции с другими субъектами политики в условиях современного политического процесса в демократических странах, требующего от власти максимальной открытости и публичности, исследован довольно мало. Это объясняется динамикой развития общества, средств и каналов влияния на него, расширением роли общественного мнения и возможностей его использования в политической борьбе. Основным механизмом, регулирующим отношения между властью и обществом, служит комплекс пиар-технологий, которые в российской политологии обобщают понятием «связи с общественностью». Они направлены на формирование привлекательного имиджа власти, легитимацию и популяризацию ее политики. Реальная деятельность власти в сфере паблик рилейшнз значительно опережает развитие теоретических исследований в этой области, что обуславливает теоретическую значимость предпринимаемого исследования. Актуальность темы связана, во-первых, с ростом роли пиар-технологий в политическом управлении в

современных США (что особенно проявилось в период администрации Клинтона) и необходимостью рефлексии этой новой роли. Во-вторых, с тем, что американский опыт государственного пиара оказывает значительное влияние на развитие связей власти с общественностью во всем мире. Не случайно, в европейской политологии в последние годы появилось такое понятие как «клинтонизация политического процесса». В-третьих, американский опыт легитимации и популяризации политики средствами паблик рилейшнз может быть интересен и в России, вступившей в эпоху новых информационных технологий и информационных войн.
Объектом исследования служит практика связей с общественностью (пиар) президентской власти в США.
Предметом исследования являются связи с общественностью как технология президентской власти в период администрации Клинтона.
Политический пиар в современном плюралистическом обществе представляет собой специализированную деятельность субъектов политики, направленную на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. Субъектами политического пиара могут выступать любые субъекты политики - политические партии, властные структуры, политические деятели и т.п. Когда мероприятия паблик рилейшнз проводятся государственной властью и ориентированы на государственные интересы, следует говорить о государственном пиаре. При этом под «государственными интересами» в демократических странах понимается «концептуальное выражение государством совокупных потребностей общества на данном этапе его развития»1. Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть в США возглавляет президент. Именно президентский пиар подробно исследуется в работе. Президентский пиар включает в себя два направления: 1 Персонифицированный пиар президента, имеющий целью повышение его личного рейтинга, и 2)институциональный президентский пиар, то есть пиар президента как главы исполнительной власти, пиар- обеспечение политических инициатив Белого дома. Президентский пиар представляет собой одну из составляющих государственного пиара в США. Однако в фокусе исследования окажется пиар-деятельность Белого дома, а не государственный пиар в широком смысле слова, под которым понимается деятельность государственных институтов по популяризации государственной политики, то есть политики, утвержденной законодательной властью. И хотя диапазон полномочий президента США предполагает, что в определенных ситуациях границы понятий «государственный пиар» и «президентский пиар» совпадают (некоторые решения президента являются самостоятельным источником государственной политики, не требующим одобрения в Конгрессе), автора будет прежде всего интересовать пиар как технология президентской власти, в том числе в ее противоборстве с Конгрессом на этапе принятия государственных решений.
1 Политическая энциклопедия. М., 1999. Т.1. С.453.

5
Цели и задачи исследования. Основная цель предлагаемой работы заключается в том, чтобы изучить опыт применения президентской властью в США пиар- технологий и определить их роль в современной американской политике, используя в качестве модели администрацию Клинтона.
В рамках достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) проследить историю развития пиар-деятельности президентской власти в США и ее институционализацию в рамках Белого дома;
2) выявить причины развития связей с общественностью как технологии президентской власти в США;
3) проанализировать основные пиар-кампании Белого дома в период администрации Клинтона и определить роль пиар-технологий в политическом процессе;
4) классифицировать пиар-технологии, выявить основные принципы и приемы, использующиеся в рамках пиар-кампаний президентской власти, исследовать феномен политического манипулирования в практике президентского пиара в современных США;
5) проследить трансформацию имиджа президента Клинтона и института президентства за время его администрации;
6) выяснить, какие особенности политической системы США и американской культуры политической коммуникации определяют роль и формируют стиль президентского пиара;
7) выявить особенности пиар-политики Белого дома при Клинтоне и охарактеризовать модель взаимодействия президентской власти с общественностью в период его правления, опираясь на эволюционно-историческую классификацию моделей пиар-деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной научной литературе, посвященной паблик рилейшнз, доминирующее место занимают работы, исследующие роль связей с общественностью в сфере бизнеса (Hunt Т., Grunig J. Public Relations Techniques. New York, 1994; Doty D. Publicity and Public Relations. New York, 1992, etc.). Именно с изучения этой сферы на американском материале начались исследования связей с общественностью и в нашей стране еще в 1970-е годы (Зяблюк
Н.Г. Индустрия управляемой информации. «Паблик рилейшнз» - система пропаганды большого бизнеса США. М., 1971). В 1990-е годы - с началом эпохи российского капитализма - в России появилось множество переводных и оригинальных работ, посвященных коммерческому пиару (Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997; Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998; Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Спб., 1998 и т.д.). Значительное внимание как в зарубежной, так и в отечественной литературе в настоящее время уделяется также изучению пиара в широком социальном контексте и определению его феноменологических черт (Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Спб., 1999; Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000; Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990;

Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., 2000). Можно выделить несколько основных подходов к трактовке этого социального феномена.
Первый так называемый альтруистический подход2 делает акцент на интерпретации паблик рилейшнз как некой деятельности по организации сотрудничества во всех сферах социального взаимодействия во имя служения интересам общественности. Этот подход характерен для западных исследователей. Наиболее яркое выражение он нашел в хрестоматийном определении известного английского теоретика и практика пиара Сэма Блэка: «Паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»3. Однако эта дефиниция оставляет много вопросов в связи с абстрактностью и субъективностью задействованных категорий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленные в работе теоретические и эмпирические материалы позволяют сделать следующие выводы:
Зарождение пиар-деятельности в США было связано со сферой политики, затем произошел всплеск интереса к ней со стороны сформировавшегося Большого бизнеса, постепенно пиар проник в коммерческие организации всех уровней, в социальную сферу, культуру, образование. Соединенные Штаты Америки не случайно считаются колыбелью современного пиара. Именно в США зародился не только сам термин «паблик рилейшнз», но и обозначаемая этим термином специализированная деятельность с определенным кругом профессиональных задач, которая была быстро поставлена на коммерческую основу, став бизнесом в сфере информации. Своим бурным развитием в США в XX в. пиар-деятельность в первую очередь была обязана развитию конкуренции, присоединившей к традиционным средствам борьбы такие нематериальные субстанции как репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж.
Начиная со второй половины XX века с развитием телевидения и новых информационных технологий, на фоне снижения роли партий и усиления гражданского общества пиар в США постепенно становится популярным средством политической борьбы и неотъемлемой частью политического процесса. Изучение практики американского политического пиара позволяет автору дать ему следующее определение: политический пиар в современном плюралистическом обществе США представляет собой специализированную деятельность субъектов политики, направленную на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. Когда в качестве субъекта политики выступает президентская власть, можно говорить о президентском пиаре. Президентский пиар включает в себя два направления: 1 Персонифицированный пиар президента, имеющий целью повышение его личного рейтинга, и 2)институциональный президентский пиар, то есть усилия Белого дома по пиар-обеспечению политических инициатив президента. Оба направления в случае их успешной реализации работают на усиление президентской власти, увеличение ее политического веса и влияния на общественное мнение, элиты и другие ветви власти.
Обращение Белого дома к технологиям паблик рилейшнз было обусловлено определенными изменениями в политической системе США, а именно тенденцией к трансформации системы институционального плюрализма в индивидуализированный плюрализм. Отношения взаимозависисимости, обмена и следования договоренностям внутри элиты постепенно утратили приоритетную значимость в глазах политиков. В основе этих изменений лежало множество причин.
Во-первых, становление «государства благосостояния» и развитие гражданского общества привело к укреплению групп интересов, различных движений и организаций по всей стране и «разомкнуло» замкнутое политическое сообщество

233
Вашингтона. Общество усилилось и стало активнее претендовать на влияние на власть.
Во-вторых, революция в коммуникациях в широком смысле слова, то есть развитие средств связи (телевидения, компьютерной и спутниковой связи) и транспорта сделало политическую жизнь столицы более подконтрольной рядовым избирателям и обеспечило политикам недостающую мобильность в поисках общественной поддержки. Развитие телевидения сделало власть менее зависимой от посредничества журналистов и более зависимой от мнения общественности. Телевидение стало средством прямого обращения к массам.
Третьей и, возможно, главной причиной формирования индивидуализированного плюрализма стало падение роли партий в политическом процессе, как в Вашингтоне, так и на местах. Ослабление партий привело к размыванию солидарных корпоративных норм в политической элите, как внутри, так и между политическими институтами, и способствовало переориентации политиков на публичную политику как условие успешной карьеры. Влияние партийных обязательств на законодателей существенно снизилось. Реформы в сфере финансирования избирательных кампаний и системы номинаций кандидатов в президенты усилили влияние общественного мнения и роль публичной политики. В формировании политических позиций конгрессменов все большее значение приобретали интересы избирательного округа, давление групп интересов и поддержка комитетов политического действия.
Пиар-кампании Белого дома, приводившие к росту рейтинга президента и общественной поддержки его курса, оказались эффективным инструментом воздействия на законодателей, потеснив технологию политического торга. Закономерно, что со временем связи с общественностью в Белом доме были институализированы, то есть обрели статус функциональных управленческих структур. Наиболее законченный вид эти структуры получили с созданием в 1969 г. Службы связи. Разумеется, развитие принципов индивидуализированного плюрализма не исключило политический торг из арсенала средств взаимодействия президента и Конгресса, равно как и не положило конец партийной ответственности (влияние этого фактора ослабло, но наиболее различимой разделительной линией в Конгрессе осталась все-таки партийная принадлежность). Однако возросшая чувствительность парламентариев к общественному мнению и ожидаемой реакции своих избирателей привела к тому, что репутация президента как хорошего коммуникатора, легко завоевывающего телерадиоаудиторию, стала подталкивать их идти ему навстречу.
К наиболее распространенным пиар-технологиям, используемым президентской властью в США, можно отнести: 1) различные виды исследований общественного мнения; 2) технологию работы со СМИ; 3) политическую рекламу; 4) теледебаты; 5) технологию создания персонального имиджа президента; 6)организацию непосредственных контактов и прямых обращений президента к народу (они делятся на обращения к широкой общественности - так называемые «большие речи», и выступления, ориентированные на общение с малыми аудиториями и целевыми

234
группами - «малые речи»); 7) политические поездки по стране и политические путешествия за рубеж; 8) массовое лоббирование; 9) пиар в Интернете и некоторые другие. Родовым объединяющим признаком для пиар-технологий в сфере политики является апеллирование к общественности, стремление мобилизовать ее поддержку и использовать ее в политической борьбе. Согласно этой логике такие политические технологии как переговоры, лоббизм (за исключением массового лоббирования), разрешение политических конфликтов при помощи арбитражных и судебных структур, политическое прогнозирование, не являются технологиями паблик рилейшнз.
Анализ практики президентского пиара в США позволяет выделить несколько общих принципов, облегчающих использование конкретных технологий и приемов. Это: 1)принцип фрейминга (необходимого словесного обрамления информации);
2) принцип стереотипизации или создания образов с заданной семантикой; 3)принцип повторения; 4)принцип коммуникативного резонанса. Что касается приемов политического пиара, то наиболее популярными из них, широко распространенными в пиар-кампаниях Белого дома, являются «сияющая абстракция», «вакцинация», «свои ребята», «общая платформа», «свидетельство», «ссылка на авторитеты», «мнимый выбор» и т.д.
Продуктом каждой пиар-технологии, применяемой Белым домом, является создание или корректировка определенного политического имиджа (самого президента, его администрации, законопроектов, программ, планов реформирования). В результате воздействия всей совокупности пиар-технологий формируется комплексный имидж президентской властщ который служит основным регулятором ее взаимоотношений с общественностью. Обобщая, можно сказать, что власть обращается к гражданам посредством своего имиджа. Понятие «имидж» не тождественно «образу». Имидж формируется вследствие преднамеренных усилий специалистов и самих представителей власти для достижения определенных целей, в то время как образ - это спонтанно складывающееся субъективное отражение объективной политической реальности. Однако имидж не является исключительно продуктом субъект-объектного взаимодействия. Чтобы быть понятным и вызывать планируемую реакцию, он должен в максимально возможной форме отражать ожидания и соответствовать запросам общественности. Это достигается только в случае адекватной репрезентации ее интересов и мнений, на основе которой происходит корректировка политических имиджей, зачастую невозможная без соответствующей корректировки самой политики (если предвыборный пиар имеет дело с обещаниями, то пиар-маневр действующей власти ограничен реальными достижениями). Способность к динамичной коррекции имиджей в зависимости от общественных ожиданий повышает политическую конкурентоспособность правительственных проектов, а складывание общего благоприятного имиджа президентства создает электоральные преимущества для президента-инкумбента и его партии.

235
Национальные особенности политической коммуникации, частью которой является пиар власти, обуславливаются двумя факторами: 1)структурой политической системы и 2)спецификой системы СМИ. Форма сочетания этих двух факторов, сложившаяся в том или ином виде в каждой стране, определяет тип культуры политической коммуникации, который в свою очередь формирует стиль паблик рилейшнз на самом высшем уровне. В пользу этой гипотезы свидетельствуют данные приведенного в работе сравнительно-социологического исследования, полученные в результате серии полуформализованных интервью (1992-1994 гг.) со специалистами по коммуникации из Белого дома (США) и федерального правительства в Бонне (ФРГ), а также с журналистами, аккредитованными освещать деятельность главных политических институтов своих стран. Анализ выявленных норм взаимодействия журналистов и представителей Белого дома, их коммуникативных ролей и суждений о целях и методах пиара власти позволяют характеризовать культуру политической коммуникации в США как «медиа-центрированную».


1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис.
1992. №4.
3. Американские президенты/Отв. ред. Юрген Хайдекинг. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Андреев А. Политическая психология. М., 2002.
5. Антонова Л.А. Первые сто дней президента Клинтона// США: экономика, политика, идеология. 1993. №6.
6. Аронсон Э. Общественное животное: Пер. с англ. М., 1998.
7. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Пер. с англ. М., 2001.
8. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.,
1990.
9. Бернейз Э. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. М., 1994.
10. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
11. Болл Т. Власть// Полис. 1993. №5.
12. Борецкий Р. В бермудском треугольнике ТВ. М., 1998.
13. Боулдинг К. Имидж: Пер. с англ. М., 1994.
14. Вебер М. Типы легитимного порядка: условность и право/ Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
15. Векслер А. История public relations: попытка хронологии// Советник. 1998. №№ 9- 12.
16. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.,
2001.
17. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. СПб., 1998.
18. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
19. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.
20. Гаджиев К.С. Американская нация. М., 1990.
21. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
22. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса// Общественные науки и современность. 1997. №4.
23. Гринстайн Ф. Личность и институт современного американского президентства// Социально-политический журнал. 1995. №2.
24. Гринстайн Ф. Личность и политика// Социально-политические науки. 1991. № 10.
25. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
26. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
27. Дай Т.Р., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты: Пер. с англ. М., 1984.
28. Даль Р. Введение в теорию демократии: Пер. с англ. М., 1991.
29. ДжоуэттГ., О’Доннел В. Пропаганда и внушение: Пер. с англ. М., 1988.
30. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
31. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2000.

245
32. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. М., 2001.
33. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент PR. СПб., 1995.
34. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999.
35. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативтистика. М., 1995.
36. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние: Пер. с англ. СПб., 2000.
37. Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации. «Паблик рилейшнз» - система пропаганды большого бизнеса США. М., 1971.
38. Зяблюк Н.Г. Проблемы финансирования избирательных кампаний в США// США: экономика, политика, идеология. 1996. №№ 3,4.
39. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М.,
1991.
40. Имидж лидера/Под ред. Е.Егоровой-Гантман и И.Минтусова. М., 1995.
41. Инаугурационные речи президентов США/Отв. ред. Э.А.Иванян. М., 2001.
42. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика: Пер. с англ. М., 2000.
43. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия: Пер. с англ. М., 1994.
44. КоролькоВ.Г. Основы паблик рилейшнз. Киев, 2000.
45. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996.
46. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний. Калининград, 2000.
47. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие/ Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
48. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе/Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
49. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, системы ценностей, каналы СМК. М., 1999.
50. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
51. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М., 2000.
52. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, диссиденты, демократы. М., 2000.
53. Макаревич Э. Общественные связи. М., 1998.
54. Макаренко В.П. Власть и легитимность/Россия и США. Опыт политического развития. Ростов-на-Дону, 1993.
55. Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
56. Мерфин Р. Технология избирательных кампаний в США// Полис. 1991. №3.
57. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., 1998.
58. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001.
59. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
60. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993.
61. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты: Пер. с англ. М., 1997.

62. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.
63. Ньюсом Д., Тёрк Дж., Крукеберг Д. Все о PR: теория и практика паблик рилейшнз: Пер. с англ. М., 2001.
64. Одайник В. Психология политики. М., 1996.
65. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.
66. Парсонс Т. Система современного общества: Пер. с англ. М., 1997.
67. Петровская М.М. Общественное мнение США: опросы и политика. М., 1977.
68. Петровская М.М. Президент и общественное мнение// США: экономика, политика, идеология. 1991. №10.
69. Плешаков К., Егорова-Гантман Е. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях// Мировая экономика и международные отношения.
1993. №12.
70. Политическая система США. Актуальные измерения/Под ред. С.Червонной и
С.Васильева. М., 2000.
71. Политические институты США: история и современность. М., 1988.
72. Политическое консультирование/Под ред. Е.Егоровой-Гантман и И.Минтусова. М.,1999.
73. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.
74. Проблемы медиапсихологии/Отв. ред. Е.Е.Пронина. М., 2002.
75. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2001.
76. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/Отв. ред. В.А.Лисов. М., 2002.
77. Разворотнева С.В. Язык власти, власть языка. Анализ исследований политической коммуникации в Америке// США: экономика, политика, идеология. 1993. №3.
78. Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом: Пер. с англ./Отв. ред. Тарбер Дж. М., 1994.
79. Раскин А.В. Американская политическая реклама как способ разрешения общественных конфликтов//Вестник МГУ. СерияЮ. 1995. №5.
80. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии//Вестник МГУ. Серия 12. 1997. №3.
81. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: Пер.с англ. М., 2002.
82. Сахаров Н.А. Институт президентства. М., 1994.
83. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Отв. ред. В.С.Комаровский. М., 2001.
84. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.
85. Скидмор Макс Дж., Трипп Маршалл К. Американская система государственного управления: Пер. с англ. М., 1993.
86. Современная политическая мифология/Сост. Логунов А.П., Евгеньева Т.В. М.,
1996.
87. Согрин В.В. Политическая история США. М., 2001.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ