ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Туристско-краеведческая работа в школе: цели, задачи,
сущность 6
1.2 Содержание, структура и формы туристско-краеведческой
деятельности 14
1.3 Особенности организации туристско-краеведческой работы в
рамках изучения географии 19
1.4 Использование краеведческого материала на уроках географии .23
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО
ГЕОГРАФИИ 27
2.1 Особенности туристско-краеведческая деятельности учащихся во внеурочное время на примере походов и экскурсий 27
2.2 Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся по географии (из опыта работы туристско-краеведческого клуба ОГАОУ
Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Бланки описания отдельных природных комплексов 56
В начале нового века образование России встало на путь модернизации. Началось сознание новейшей модели (доктрины) образования, базой для которой стали концепции, которые выдвигались мыслителями и учеными XIX века (Вернадский, Менделеев, Ленин и др.). Идеи, которые заложены в Национальной доктрине образования, основываются на таких принципах, как: государственность, бесплатность основного общего образования, доступность и массовость образования. Значимым положением в данном документе стал тезис о том, что образование должно стать гарантией исторического преемства поколений и сбережения национальной культуры нашей страны.
Туризм и краеведение, как направление воспитания и образования детей, должны занимать устойчивую позицию в учебно-воспитательном процессе, в школе и внешкольных образовательных учреждениях во всех уголках России.
Стоящие на сегодняшний день задачи туризм и краеведение решают посредством особого содержания, форм и методов. Это объясняется тем, что туризм и краеведение в современном мире - это изучение окружающего мира, развитие ценных духовных качеств и физическое оздоровление детей, и их формирование как личностей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент времени нужно проводить просветительскую и методическую работу в сфере краеведения и туризма, совершенствовать данное направление в
образовании. На сегодняшний момент, в условиях меняющегося мира, необходимо направлять деятельность на восстановление исторической памяти народа в наилучших традициях российской и советской школы, выделяя из них всё самое лучшее. Для успешного ведения такой работы необходимо формировать методическую и источниковую базу для педагогов, детей и родителей.
Туризм в школьном возрасте - мощный катализатор развития ребенка, уникальное педагогическое средство, требующее умелого использования. Педагог туристского объединения постоянно решает массу задач. Но главная в непростых условиях современного общества - это сохранить детский коллектив, сберечь уникальные традиции отечественного туристско- краеведческого движения в своем клубном объединении, «выжить». Для этого педагог должен хорошо представлять себе возможности развития детского коллектива и воспитания преемственности традиций, пути налаживания самоуправления.
Познавательные интересы учащихся по изучению своего края не возможно в надлежащей мере удовлетворить в учебной работе в классе. В связи с ограниченным временем на изучение природы малой родины, на уроках географии ученики приобретают только базовые знания по широкому кругу наук. Познавательные интересы школьников возможно удовлетворить, углубляя и детализируя программные географические знания наиболее заинтересованных учащихся, прибегая к различным формам туристско- краеведческой работы.
Значительное место в педагогике всегда занимали вопросы краеведения, так как являются основным способом связи обучения географии с жизнью. Этот опыт, отражая фактическое состояние краеведения в школах Российской Федерации, относился в значительной степени к вопросам организации и содержания внеклассной географо-краеведческой работы.
Реализация принципа краеведения в обучении возможно при условии, если все обучающиеся, которые овладели основами географии, получают необходимый минимум непосредственных краеведческих знаний.
Объектом нашего исследования является туристско-краеведческая деятельность обучающихся в школе.
Предметом исследования - особенности организации и проведения туристско-краеведческой деятельности учащихся во внеклассной работе по географии.
Цель исследования: показать особенности организации туристско- краеведческой деятельности учащихся во внеклассной работе по географии.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить цели, задачи и сущность туристско-краеведческой работы в школе;
- выяснить особенности организации туристско-краеведческой работы в рамках изучения географии;
- определить особенности туристско-краеведческой деятельности учащихся во внеурочное время на примере походов и экскурсий;
- проанализировать работу туристско-краеведческого клуба «Юный географ» и формы организации занятий в этом клубе.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
Теоретической основой работы выступают работы таких российских исследователей и практикующих педагогов в данной области, как: Аппенянский А.И., Бабич В., Бабкин А., Баранова Е.Ю., Берман А.Е., Бороздиной Н. М., Герасимов В. П., Константинов Ю.С., Константинов Ю. С., Константинов Ю.С., Константинов Ю.С., ,Куликов В. М., Куприн А.М., Маслов А.Г., Маслов А.Г., Поспелов Е.М., Самарина И.А., Строев К.Ф., Усыскин Г.С., Федотов Ю.Н., Чернихова Е. Я., Шелов Д.П., Юньев И.С. и др.
Теоретическое значение заключается в разработке туристско-краеведческой деятельности учащихся во внеклассной работе по географии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и заключений данной работы в повышении методологической эффективности в туристско-краеведческой деятельности учащихся во внеклассной работе по географии.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
Проблема туристско-краеведческой работы актуальна и сегодня. Специалисты считают, что в будущем туристско-краеведческое направление в образовании и воспитании детей может и должно стать одним из приоритетных направлений становления образования в России.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. На основе анализа изученной нами литературы, мы рассмотрели цели, задачи и сущность туристско-краеведческой работы в школе.
Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая работа, педагогический потенциал для которой очень велик. Туристско-краеведческая деятельность в школе - это особая среда взаимодействия детей и взрослых. Важной с педагогической точки зрения особенностью детско-юношеского туризма и краеведения является максимальная приближенность педагогического влияния к первичному детскому коллективу. Туризм и краеведение объединяют детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного образовательного процесса, общения, трудовой деятельности и игры.
2. Выяснили особенности организации туристско-краеведческой
работы в рамках изучения географии.
На уроках географии краеведение играет большую роль, так как школьники совместно с учителем глубоко познают особенности природных условий, населения и хозяйства своей местности, что, несомненно, способствует успешности в изучении размещения и развития процессов, явлений не только на региональном уровне, но и на глобальном. Таким образом, краеведение на уроках географии это, прежде всего, изучение географии окружающей местности.
3. Определили особенности туристско-краеведческой деятельности учащихся во внеурочное время на примере походов и экскурсий.
По своей организации, туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей стимулирования саморазвития личности, обеспечивая занятость значительного числа детей в свободное от учебы время социально-позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.
Сегодня территория изучаемого района является важным туристическим центром центрально-черноземного района. В настоящее время в городах Белгородской области успешно действуют историко-краеведческие и этнографические музеи, начинает налаживаться культурно¬просветительская работа в образовательных учреждениях разного уровня. Появилось больше возможностей для изучения своей местности с помощью различных экскурсий.
На уроках географии у детей формируются общегеографические знания и умения. Чтобы закрепить эти знания, учителя используют в своей практики походы и экскурсии, в которых школьнику не обойтись без картографических и топографических знаний. Формирование новых знаний и закрепление старых, происходит легче, если их подкреплять на практике.
4. Проанализировали работу туристско-краеведческого клуба «Юный географ». В ОГАОУ Белгородском инженерном юношеском лицее- интернате реализуется программа внеурочной деятельности. Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к её проблемам, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно¬ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни, учит сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг к другу гуманно.
5. Показали опыт использования краеведческого материала на уроках географии.
Начиная с начального курса географии и заканчивая старшими классами, краеведение сопровождает уроки географии. Это и изучение карты местности, и климата, и населения, и производства, и т.д. На каждом уровне изучения географии учитель может использовать экскурсии и походы не только для закрепления изученного материала, но и овладение новыми знаниями и навыками.
В заключение, необходимо отметить, что цели, поставленные перед началом работы, достигнуты, задачи решены.
1. Аппенянский А. И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме. - М.: «Советский спорт», 2014. - 196 с.
2. Бабич В., Федцов В. Начальная подготовка горнолыжника: учебно¬практическое пособие. - М.: «Советский спорт», 2013. - 92 с.
3. Бабкин А. Специальные виды туризма. - М.: «Советский спорт», 2008. - 208 с.
4. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М.: ЦДЮТур России, 2011. - 230 с.
5. Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я. - М.: Изд- во Государственного дарвинского музея, 2012. - 64 с.
6. Бардин К. В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 2011. - 90 с.
7. Берман А. Е. Юный турист. - М.: ФиС, 2011. - 147 с.
8. Бороздиной Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе // География в школе, 2010. - № 6. - С. 6-14 с.
9. Герасимов В. П., Огризко З. А. Краеведческие музеи и школа. - М.: Изд-во НИИ музееведения, 2011. - 196 с.
10. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 2010. - 120 с.
11. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 600 с.
12. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России. - М.: ФЦДЮТиК, 2012. - 312 с.
13. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. - 352 с.
14. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТур России, 2010. - 214 с.
15. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2015. - 328 с.
16. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2012. - 208 с.
17. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М.: «ВЛАДОС», 2010. - 144 с.
18. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. - М.: ЦДЮТур МО по РФ, 2010. - 97 с.
19. Куприн А. М. Занимательная картография. - М.: Просвещение,
2011. - 154 с.
20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие. - М.: «ВЛАДОС», 2011 - 160 с.
21. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М.: «ВЛАДОС», 2012 - 160 с.
22. Поспелов Е. М. Туристу о географических названиях. - М.: Профиздат, 2013. - 188 с.
23. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. - М.: ФЦДЮТиК, 2009. - 276 с.
24. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М.: ЦДЮТур России, 2009. - 210 с.
25. Справочник кладоискателя / Под ред. Ю. Харчука. - РНД.: «Феникс», 2012. - 100 с.
26. Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 2013. - 142 с.
27. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова / Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: «Советский спорт», 2011. - 324 с.
28. Туристская игротека /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.:
«ВЛАДОС», 2012. - 112 с.
29. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М.: ЦДЮТур России, 2013. - 84 с.
30. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм. 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: «Советский спорт»,
2012. - 464 с.
31. Федотов Ю.Н., Таймазов В.А. Теория и методика спортивного туризма. Учебник. - М.: «Советский спорт», 2014. - 424 с.
32. Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии. - М.:
Просвещение, 2009. - 180 с.
33. Шелов Д.П. Полевая археология и охрана исторических памятников // Советская археология, 2014. - № 1. - С. 35-47 .
34. Юньев И.С. Краеведение и туризм. - М.: Знание, 2011. - 174 с.