Введение 4
1 Теоретические аспекты профориентации и профессионального самоопределения молодежи
1.1 Профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное
становление: понятия, проблемы, подходы к организации 7
1.2 Инновационные и экспериментальные площадки как средство реализации профориентационной работы в системе образования 23
2 Оценка и особенности проведения профориентационной деятельности в КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 30
2.2 Реализуемые профориентационные мероприятия в КГБ ПОУ
«Уссурийский агропромышленный колледж» 38
2.3 SWOT-анализ учреждения в разрезе профориентационной
деятельности 52
3 Проект создания инновационной профориентационной площадки в КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
3.1 Обоснование необходимости создания проекта 64
3.2 Социально-экономическая эффективность проекта 76
Заключение 83
Список использованных источников 87
Вопросы профессиональной ориентации и профессионального становления студенческой молодежи являются весьма интересными и актуальными. Студенческая молодежь как наиболее социально активная группа молодого поколения, малая социальная общность людей и социальная единица участвует в процессе развития социально-профессиональной структуры общества. Ее значимость возрастает в связи с быстрым научно-техническим прогрессом, усложнением производственных процессов и механизмов. Понимание того, что профессиональная ориентация среди студентов является важнейшей в формировании человеческого капитала и социально¬экономическом развитии региона и страны в целом, а также в становлении отдельной личности, делает профориентационную проблематику в студенческой среде весьма актуальной.
Современная рыночная экономика предъявляет к студенческой молодежи высокие требования, поскольку нуждается в инновационно- и практико¬ориентированной рабочей силе. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость конкурентоспособности работников. Эти изменения вызвали проблемы у студенческой молодежи, поскольку сформированные в профессиональных образовательных учреждениях компетенции не всегда соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Современный этап социально-экономических преобразований общества, сопровождающийся быстрыми темпами развития экономики и усложнением производственных процессов, а также противоречия, возникающие между запросами обучающихся и потребностями современного рынка труда, требуют переосмысления подходов к организации профориентации среди студенческой молодежи. Жизненно необходимым становится проведение профориентации со студентами на всем протяжении их обучения и вовлечение в данный процесс всех заинтересованных сторон: профессиональных учебных заведений, работодателей и органов власти.
Проблемам, связанным с профессиональной ориентацией молодежи, посвящено значительное количество трудов. Научная полемика в данной сфере ведется на протяжении многих лет. Она остается актуальной и в современных условиях.
Важнейшей социальным институтом, обладающим возможностью активно влиять на профессиональное становление студенческой молодежи, является профессиональное образование. В ряде учебных заведениях страны вопросы профориентации и подготовки конкурентоспособных выпускников являются предметом научного изыскания [8, 44, 78, 80]. Однако недостаточно изученным остается прикладной характер профориентации в образовательной среде, в том числе, с элементами инновационной деятельности.
В связи с этим целью работы является разработка проекта инновационной профориентационной площадки на примере Уссурийского агропромышленного колледжа.
Для реализации поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1) изучить понятийный аппарат по теме исследования, проблемы и подходы к организации профориентации;
2) дать анализ профориентационной деятельности, проводимой в Уссурийском агропромышленном колледже;
3) разработать проект инновационной профориентационной площадки для рассматриваемого учебного заведения;
4) рассчитать социально-экономическую эффективность проекта.
Объектом исследования выступает профессиональная ориентация среди студенческой молодежи, обучающейся в Уссурийском агропромышленном колледже.
Предметом исследования являются подходы и механизмы осуществления профориентации в рассматриваемом учебном заведении.
Информационной базой для исследования послужили научные публикации по теме исследования, официальные данные мониторинга главного информационно-вычислительного центра Министерства образования и науки Российской Федерации, статистические данные Уссурийского агропромышленного колледжа, а также результаты собственных научных изысканий.
В основу работы положен метод SWOT-анализа учебного заведения в разрезе профориентационной деятельности, метод анкетирования студентов. В ходе выполнения исследования использовался метода анализа проблемных вопросов и метод синтеза основных выводов. В проектной части работы в качестве основного использовался метод проектирования.
Впервые для Уссурийского агропромышленного колледжа проведен подробный анализ профориентационной деятельности и разработан проект инновационной профориентационной площадки.
Разработанный проект позволит обновить подходы к организации профориентационной работы в Уссурийском агропромышленном колледже и других учебных заведениях. Настоящий проект может быть полезным специалистам в сфере профессионального образования, работодателям, органам власти и иным заинтересованным сторонам.
В условиях политики импортозамещения, а также развития аграрной сферы обостряется необходимость инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса, их своевременной адаптации к переменам, связанным с развитием науки, разработкой новых технологий, внедрением инновационных форм организации и управления деятельностью. На первый план выходят проблемы удовлетворения потребностей агропромышленного производства в качественно новой инновационно-ориентированной рабочей силе. В этой связи уровень профессиональной подготовки кадров становится важнейшим фактором, обеспечивающим требуемые качественные перемены. Человеческий капитал становится одним из стратегических ресурсов и источников инновационного развития агропромышленного комплекса. Особую значимость в данных условиях приобретает сфера аграрного образования.
В последние годы государство прилагает значительные усилия, направленные на повышение качества аграрного образования. Положительные тенденции в данной сфере очевидны и не подвергаются сомнению. Однако адекватные реальным потребностям инновационного развития сельского хозяйства российских регионов качественные перемены в сфере аграрного образования происходят довольно медленно, что в значительной мере объясняется недостаточным вниманием к значимости профессиональной ориентации населения как со стороны государства, так и системы профобразования. Невысокая популярность аграрного образования у молодежи, в том числе и сельской, объясняется устоявшимися представлениями о низком социальном статусе профессий в сравнении с другими отраслями, сложности, архаичности и отсталости сельского труда.
Одним из ведущих среди учебных заведений сельскохозяйственного профиля в Приморском крае является краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уссурийский агропромышленный колледж», на базе которого осуществляется подготовка специалистов среднего звена для аграрного сектора Приморского края и в целом Российского Дальнего Востока.
В данном учебном заведении ежегодно проводится различная профориентационная работа с учащимися школ, основной целью которой является оказание им помощи в выборе будущей профессии и профессионального учебного заведения. Однако в колледже отсутствует скоординированная политика по проведению профориентации со студентами. Об этом свидетельствуют результаты SWOT-анализ учебного заведения в разрезе профориентационной деятельности. Согласно данного анализа, наиболее слабой стороной колледжа является отсутствие выстроенной системы взаимодействия учебного заведения с работодателями и органами власти в области образования в разрезе профориентационной деятельности со студенческой молодежью, наиболее сильной стороной является реализация принципа непрерывности (преемственности) образования. Наиболее возможной угрозой для колледжа является жесткая конкуренция между учебными заведениями, наиболее благоприятной возможностью является разработка проекта по скоординированной профориентационной политике среди студенческой молодежи.
Исследования проблем профориентации в Уссурийском агропромышленном колледже, показали, что обучающиеся в основном характеризуются неглубокими знаниями школьных предметов, имеют слабое представление о выбранной профессии и будущей профессиональной траектории, в выборе специальности и места учебы руководствуются преимущественно мнением окружающих. На первом курсе обучения забирают свои документы около 7,5% обучающихся, а завершают обучение не более 70% обучающихся. Лишь половина выпускников Уссурийского агропромышленного колледжа трудоустраивается в первый год после окончания заведения.
Учитывая слабый школьный уровень поступающих в колледж, низкую мотивацию в выборе профессии, невысокий показатель трудоустройства выпускников, можно заключить, что в учебном заведении назрела острая необходимость в изменении подходов к организации профориентационной работы и создании инновационной для него профориентационной площадки, целью которой станет погружение студентов в профессиональную среду работодателей, подготовка выпускников, удовлетворяющих их потребности, а также формирование личностных качеств, профессиональных компетенций у студентов, необходимых для достижения профессионального успеха в самостоятельной трудовой деятельности с учетом социально-экономических условий и кадровых потребностей агропромышленного комплекса региона.
Принимая во внимание высокую кадровая потребность агропромышленного комплекса Приморского края, а также специфику подготовки специалистов-аграриев в условиях развития инновационных технологий и технологических процессов в сельском хозяйстве, в качестве основного подхода предлагается использовать инновационно- компетентностный.
Ожидаемыми результатами проведения профессиональной ориентации среди обучающейся молодежи в Уссурийском агропромышленном колледже, в основе которой лежит инновационно-компетентностный подход, являются обеспечение синергии усилий всех заинтересованных сторон и повышение эффективности подготовки профессиональных кадров для инновационного развития аграрной сферы Приморского края и Дальневосточного региона России.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. В Уссурийском агропромышленном колледже проводится профориентационная работа с выпускниками школ, однако отсутствует скоординированная политика по проведению профориентации со студентами.
2. Для большинства студентов колледжа характерны слабая школьная подготовка, несформированность профессиональных намерений.
3. Слабый уровень школьной подготовки студентов на фоне положительных тенденций в развитии агросферы вызывают необходимость в повышении качества будущих аграриев через практическое обучение и скоординированную профориентационную деятельность всех заинтересованных сторон.
4. В условиях инновационного развития сельскохозяйственной отрасли в качестве основного подхода к организации профориентационной деятельности выступает инновационно-компетентностный подход.
5. Данный подход лег в основу инновационной профориентационной площадки в Уссурийском агропромышленном колледже.
6. Расчет социально-экономической эффективности показал, что реализация данного проекта превысит расходы на ее реализацию.
1. Алтухов, В. В. Комплексный подход в профориентации / В. В. Алтухов, О. Л. Кувшинова, К. Г. Кузнецов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - № 3. - С. 13-15.
2. Андронов, В. П. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников / В. П. Андронов, М. С. Ионова // Интеграция образования. - 2015. - № 1 (78). - С. 118-123.
3. Антипьев, А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития / А. Г. Антипьев // ИСОМ. - 2012. - №2. - С. 147-150.
4. Антропова, Н. А. Надпрофессиональные компетенции как фактор успеха в профессиональной деятельности / Н. А. Антропова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. -№ 3. - С. 157-158.
5. Бобина, А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся / А. В. Бобина // Концепт. - 2013. - № 4. - С. 1-5.
6. Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А Болдина, Е. В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. -2012,-№12.-С. 431-439.
7. Борисова, А. А. Качество профессиональной подготовки специалистов по управлению трудом: мнение экспертов / А. А. Борисова // Управление экономическими системами. - 2012. - № 6 (42). - С. 1-13.
8. Валитова, Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете / Е. Ю. Валитова // Вестник ТГПУ. -
2014. - №4(145).-С. 157-162.
9. Ваньков, А. Б. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения / А. Б. Ваньков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2014. - № 3 (11). - С. 86-91.
10. Вершинин, С. И. Профориентационная помощь молодежи / С. И.
Вершинин // Профессиональное образование. - 2009. - № 9. - С. 12-15.
11. Глушанок, Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования / Т. М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 80-83.
12. Грачева, Н. А. Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда / Н. А. Грачева // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 3 (201). - С. 67-76.
13. Груздев, И. А. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы / И. А. Груздев, Е. В. Горбунова, И. Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 67-80.
14. Губарьков, С. В. Теория и методология инновационного управления в вузах России: монография. / С. В. Губарьков. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, -2016. - 155 с.
15. Деденко, Н. И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения / Н. И. Деденко, О. И. Эргардт // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010,-№2.-С. 49-51.
16. Дмитренко, Г. А. Профориентационное компьютерное тестирование и консультирование обучающихся как средство для инновационного развития кадрового потенциала региона / Г. А. Дмитренко, И. В. Климова, Л. А. Очирова, С. Ю. Воронина // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 10(66).-С. 36-45.
17. Дорожкин, Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика / Е. М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 52. - С. 67-78.
18. Дьяков, И. И. Имидж вуза глазами студентов: маркетинговое исследование / И. И. Дьяков, Н. А. Третьяк // Казанская наука. - 2017. - № 1. - С. 55-57.
19. Дьяков, И. И. Актуализация научных подходов к организации профессиональной деятельности в сфере профессионального образования / И. И. Дьяков, Н. А. Чаус, Н. А. Третьяк //Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 1 (68). - С. 61-63.
20. Дьяков, И. И. К вопросу интеграции профориентационной и маркетинговой составляющих деятельности организаций профессионального образования / И. И. Дьяков, Н. А. Чаус, О. Л. Янкина // Московский экономический журнал. - 2017. -№ 2.- С. 1-6.
21. Евсеева, А. В. Инновационные технологии в профессиональном самоопределении школьников / А. В. Евсеева, Е. А. Жесткова // Успехи современного естествознания. - 2015. -№ 9 (часть 1).- С. 148-150.
22. Елбаева, Д. В. Управление профессиональной ориентацией в высших учебных заведениях как форма реализации кадровой политики / Д. В. Елбаева, А. С. Кутумов, И. Н. Пунцыкнамжилова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 114-122.
23. Ермошин, В. И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования / В. И. Ермошин // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 3. - С. 1-4.
24. Ефимова, И. Ю. Исследование эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей вуза с использование мониторинговых технологий / И. Ю. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 11. - С. 378-382.
25. Ефимова, И. Ю. Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы / И. Ю. Ефимова, О. О. Веремеенко // Современная педагогика. - 2014. - № 6. - С. 1-3.
26. Жуплей, И. В. Экономика Дальневосточного региона: перспективы развития и территориально-отраслевые особенности. / И. В. Жуплей и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост, ун-та, 2013. - 165 с.
27. Заливанский, Б. В. Проблемы организации профориентационной работы в университете / Б. В. Заливанский, Е. В. Самохвалова // Высшее образование в России. -2014. - № 7. - С. 64-70.
28. Зеер, Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб, пособ. для высшей школы / А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М.: Академический проект, 2004. - 192 с.
29. Игнатьева, Г. А. Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики / Г. А. Игнатьева, А. С. Мольков // Историческая и социально-образовательная мысль. -2012. -№3. - С. 109-114.
30. Игнатьев, В. И. Системное управление профессиональной ориентацией в образовательном пространстве вуза / В. И. Игнатьев, С. В. Панина, И. Н. Аммосов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2013. - Т. 10. - С. 100-104.
31. Ипатьева, Е. С. Технологизация процесса профориентации / Е. С. Ипатьева, Л. Г. Балданова // Профессиональное образование и рынок труда. -
2015. -№ 8. -С. 26-27.
32. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: littp://2020strategy.ru
33. Калинкин, Е. В. Система профессионального образования: роль работодателей / Е. В. Калинкин // Управленец. - 2016. - № 3 (61). - С. 27-31.
34. Капичникова, И. Ю. Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников / И. Ю. Капичникова, Е. А. Никитина // Magister Dixit. - 2011. - №1. - С. 195-201.
35. Килина, И. А. Использование практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся / И. А. Килина // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. - 2016. - С. 97-99.
36. Килина, И.А. Центр профориентации: традиции и инновации / И. А. Килина // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - № 4 (55). - С. 20-25.
37. Килина, И. А. Инновации в системе профориентации Кемеровской области / И. А. Килина, Т. В.Бродт // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5-6. - С. 36-39.
38. Кобазова, Ю. В. Региональные аспекты профориентации / Ю. В.
Кобазова//Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2009. - № 12. - С. 200-205.
39. Ковалевич, И. А. Инновационные технологии в профориентационной работе / И. А. Ковалевич // Вестник КрасГАУ. - 2006. - № 11. - С. 419-422.
40. Колесникова, О. А. Профориентация молодежи как фактор смягчения проблемы обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами / О. А. Колесникова, А. М. Донецкий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2016. - № 3. - С. 82-87.
41. Кулагина, О. В. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях / О. В. Кулагина, К. И. Енина // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 1 (56). - С. 65-72.
42. Кузьмина, Е. Профориентация: эффективность и качество / Е. Кузьмина // Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С. 24-30.
43. Макарова, М. Ю. Разработка алгоритмов управления профориентационными процессами в информационной системе / М. Ю. Макарова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Технические науки. - 2014. - №2(30).-С. 5-15.
44. Малин, С. В. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе / С. В. Малин, А. А. Поляруш // Теория и практика общественного развития,- 2010. - № 4. - С. 115¬120.
45. Мордовская, А. В. Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе / А. В. Мордовская, С. В. Панина // Преподаватель XXI век. - 2012. - Т. 1. - № 1. - С. 57-64.
46. Мухаметзянова, Ф. Ш. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1 (111). - С. 10-15.
47. Нечаев, М. П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Гаудеамус. - 2017. - № 2. - С. 9-
16.
48. Окунькова, Е. А. Профессиональная ориентация населения в формировании условий для глобального технологического лидерства / Е. А. Окунькова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 4. - С. 30-36.
49. Пальчук, М. И. Современные ориентиры молодежной занятости / М. И. Пальчук // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 3 (27). - С. 29-38.
50. Половинке, В. С. Влияние профориентации на миграцию и перспективы рынка труда / В. С. Половинке, И. В. Диннер // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2017. - № 3. - С. 19-32.
51. Прохорова, М. П. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования [Электронный ресурс] / М. П. Прохорова, А. М. Петровский // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 5 (30). - Режим доступа: http ://naukovedenie .ru
52. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 405 с.
53. Пряжникова, Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 224-230.
54. Разумова, М. В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» / М. В. Разумова // Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 1 (9). -С. 51-59.
55. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е. И. Андреева, И. Д. Горшкова, А. С. Ковалевская. - М.: Издательство «Проспект», 2014.-72 с.
56. Родичев, Н. Ф. Предпосылки обновления концептуальных подходов к профессиональной ориентации молодежи / Н. Ф. Родичев // Академический вестник Академии социального управления. - 2014. - № 3 (13). - С. 58-93.
57. Русских, Г. А. Инновационная площадка как средство профориентационной работы института естественных наук ВятГГУ / Г. А. Русских, Е. В. Береснева, Е. Г. Шушканова // Концепт. - 2016. - № 1. - С. 41-45.
58. Савельев, В. В. Модульный подход к классификации профессий для создания профориентационных компьютерных игр / В. В. Савельев // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. - 87-90.
59. Савельева, Л. А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: Магнитогорск, 2005. - 26 с.
60. Сазонова, 3. С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Зоя Сергеевна Сазонова. - Казань, 2008. - 481 с.
61. Сивцева, К. И. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России / К. И. Сивцева, А. Р. Атласова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 476-480.
62. Силаева, В. В. Проблемы и приоритетные направления развития маркетинга в российской сфере образования / В. В. Силаева // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 52-55.
63. Старикова, Л. Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. соц. наук: Перьм, 2009. - с. 26 с.
64. Старогородцева, М. Ю. Новые подходы к профориентационной работе / М. Ю. Старогородцева, Н. В. Смирнова, И. В. Бусыгина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - № 2. - С. 28-29.
65. Столбушкина, Т. А. Социальное партнерство и его роль в подготовке современного специалиста [Электронный ресурс] / Т. А. Столбушкина // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - Режим доступа: www.portalspo.ru
66. Тамицкий, А. М. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования / А. М. Тамицкий, Н. О. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 8 (27). Часть 3. - С. 53—54.
67. Тесленко, И. В. Инновационные подходы к организации профориентационной работы со школьниками / И. В. Тесленко // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. -№ 2. -С. 90-92.
68. Фурии, А. Г. Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных издержек в сфере образования [Электронный ресурс] / А. Г. Фурин, С. В. Манукянц // Управление экономическими системами. - 2016. - № 12 (94). - Режим доступа: https://sovman.ru
69. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисциплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 467-471.
70. Фурсов, А. Л. Показатели и методика оценки социально-экономической эффективности системы профориентации населения региона [Электронный ресурс] / А. Л. Фурсов // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 2 (34). - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru
71. Хасанова, И. И. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи / И. И. Хасанова, С. С. Котова // European journal of education and applied psychology. - 2015. - № 3. - C. 19-23.
72. Чаус, H. А. Профориентационная деятельность: состояние и перспективы развития в системе современного образования / Н. А. Чаус // Альманах современной науки и образования. - 2017. - № 3 (117). - С. 94-96.
73. Чаус, Н.А. Инновационные и экспериментальные площадки как средство проведения профориентационной работы в системе образования / Н. А. Чаус // Современная образовательная среда: теория и практика. - 2018. - С. 27-32.
74. Чаус, Н. А. К вопросу о значимости социального партнерства в профессиональной ориентации населения / Н. А. Чаус, И. И. Дьяков // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 220-223.
75. Чаус, Н. А. Интеграция образования и производства как основа практического обучения / И. А. Чаус // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2018. - С. 92-94.
76. Чаус, И. А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса региона: научно-прикладные аспекты профориентационной деятельности [Электронный ресурс] / Н. А. Чаус, И. И. Дьяков, Н. А. Третьяк // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 1. - Режим доступа: http://www.e- rej .ru/Articles/2018
77. Чекменева, О. Ю. Профориентация школьников как важный элемент системы государственной кадровой политики / О. Ю. Чекменева // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи. - 2016. - С. 79-82.
78. Чистякова, С. П. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен / С. Н. Чистякова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 1(120). - С. 7-15.
79. Чистякова, С. Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2(10).-С. 23-29.
80. Чистякова, С. Н. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова, А. Н. Ходусов, Т. А. Антопольская, С. В. Сарычев // Ученые записки. - 2014. - № 3 (31). - Режим доступа: littp://scientific-notes.ru
81. Шаронин, Ю. В. Анализ опыта работы ряда экспериментальных площадок системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Шаронин // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - № 5. -
Режим доступа: http://service-rusjournal.ru
82. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Профориентационные практики вуза. / Г. Ф. Шафранов-Куцев, С. Н. Толстогузов. - М.: Логос, 2014. - 196 с.
83. Шикина, Е. А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Е. А. Шикина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://www.rneconomics.org
84. Ярлыкова, О. В. Комплексные подходы к изучению проблем профориентации / О. В. Ярлыкова, В. А. Левченко // Профессиональная ориентация. -2017. - № 1. - С. 226-232.