Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №73263

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету 7 «Окружающий мир»
1.1 Сущность понятия здоровья и здорового образа жизни... 7
1.2 Возрастные особенности формирования здорового образа
жизни у младших школьников 11
1.3 Возможности формирования здорового образа жизни
у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 29
2.1 Диагностика уровней сформированности здорового образа жизни у младших школьников 28
2.2 Содержание работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 38
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 54


Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г.)
Ухудшение состояния здоровья детей в нашей стране связано с социально - экономическим кризисом, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательных учебных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из целостных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы начального общего образования.
Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обуславливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования выделен шестой раздел - программа формирования культуры здорового образа жизни обучающихся начальной школы, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся начальной школы, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Белгородская область традиционно занимает лидирующие позиции в сфере сохранения и укрепления здоровья школьников. Ежегодно проводятся областные конкурсы, направленные на выявление лучших практик в области здоровьсбережения. Среди прочих областной конкурс авторских и учебно - методических материалов по формированию культуры здоровья, программ «Разговор о правильном питании», конкурс «Учитель здоровья Белгородчины», «Школа - территория здоровья», «Самый здоровый класс».
Одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здровьесберегающих технологий. Важнейшее условие формирования здорового образа жизни это насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.
В связи с этим, проблема сохранении здоровья и формирования здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Вопросы формирования здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Д.Н. Давыденко, Н.А. Агаджаняна, Ю.П. Лисицына, Н.М. Амосова, Л.Н. Елизаровой, И.П. Березина, Л.Р. Абдрахимова, Н.К. Смирнова др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной работы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
-включение информации о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
-организация практической здоровьесберегающей деятельности для формирования умения вести здоровый образ жизни;
-создание благоприятной психологической атмосферы для формирования эмоционально - ценностного отношения к своему здоровью.
Для достижения данной цели исследования предстоит решать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здоровья и здорового образа жизни.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
3. Охарактеризовать возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
4. Оценить уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
5. Осуществить методическую работу по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ современной
педагогической и методической литературы; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: 4 «Б» класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская средняя
общеобразовательная школа №2», Борисовского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении работы представлена актуальность, научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы.
В первой главе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» обоснована сущность понятия здоровья и здорового образа жизни, возрастные особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников и возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» представлены показатели и уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников и описано содержание работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении представлены выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Библиографический список содержит 41 источник.
В приложении работы представлены анкетирование, тестирование, конспекты уроков по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы по проблеме формирования здорового образа жизни младших школьников по предмету «Окружающий мир» сделан ряд обобщающих выводов.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил раскрыть сущность понятия здоровья и здорового образа жизни. Эти понятия неразрывно связаны между собой. Здоровый образ жизни - это устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения, который отражает систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.
Возрастными особенностями формирования здорового образа жизни у младших школьников является то, что у детей этом возрасте происходит формирование системы ценностей, они приобретают произвольность психических процессов, обладают высокой эмоциональной отзывчивостью, любопытны, а также любят подражать.
Возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках «Окружающего мира» достаточно высоки. Мы знаем, что одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности является младший школьный возраст, поэтому именно школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников необходимо использовать различные формы и методы работы с учащимися, такие как: занимательные беседы, творческое рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты, дискуссии и другие. В уроки окружающего мира включен физкультурно-познавательный компонент. Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности.
Исследование сформированного здорового образа жизни младших школьников проходила на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа №2», Борисовского района Белгородской области, в 4 «Б» классе в период преддипломной практики.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности здорового образа жизни на констатирующем этапе исследования. С цель уточнения показателей сформированности здорового образа жизни были определены критерии: знания о здоровье и здоровом образе жизни, умения вести здоровый образ жизни, а также эмоционально - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
На констатирующем этапе использованы различные методики: тестирование, анкетирование обучающихся и родителей, педагогическое наблюдение с целью выявления уровня сфомированности здорового образа жизни.
Результаты тестирования «Уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (автор В.Д. Пурин), показали, что 32% детей имеют высокий уровень знаний, 40% - средний уровень, 28% - низкий уровень сформированности знаний о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
Педагогическое наблюдение за детьми, для выявления уровня сформированности умения вести здоровый образ жизни нами была разработана программа наблюдения: двигательная активность младших школьников, питание, личная гигиена. Согласно результатам этой программы, мы выяснили, что 28% детей имеют высокий уровень, 44% - средний уровень, а 28% - низкий уровень сфомированности умения вести здоровый образ жизни.
Анкетирования по выявлению эмоционально - ценностного отношения к своему здоровью, показало, что высоким уровнем обладают 28% детей, 48% - средним уровнем, а 24% - низким уровнем.
Анкетирование родителей младших школьников, целью которого было выяснить, соблюдают ли ученики 4 класса правила здорового образа жизни дома показало, что 52% детей имеют высокий уровень, 32% имеют средний уровень, а 16% имеют низкий уровень сформированности навыков здорового образа жизни.
По совокупности данных методик мы выяснили, что 20% имеют высокий уровень, 52% имеют средний уровень, 28% имеют низкий уровень сформированности здорового образа жизни.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам с достаточной степенью уверенности утверждать, что у обучающихся недостаточный уровень сформированности здорового образа жизни, поэтому был проведен формирующий этап исследования.
На формирующем этапе эксперимента для формирования здорового образа жизни на уроках «Окружающего мира» мы включали информацию о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья, организовывали практическую здоровьесберегающую деятельность для формирования умения вести здоровый образ жизни, создавали благоприятную психологическую атмосферу для формирования активной позиции обучающихся к своему здоровью.
Мы подробно рассмотрели «Технологию раскрепощенного развития детей», разработали и проведены конспекты уроков окружающего мира по теме исследования. Предложены следующие конспекты уроков по теме: «Правила здоровой жизни», «Режим дня школьника», «О правильном питании», «Поговорим о вредных привычках» и «Берегите зубы с детства».



1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов // Физкультура и спорт. - 2007. - № 3. - С.26-27.
2. Абдрахимова Л.Р. Здоровье школьника в системе современного образовани / Л.Р.Абдрахимова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №1. - С.45-49.
3. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе / Л.П.Антипова // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 106-108.
4. Асаюлюк Е.П. Интеллектуальное развитие младших школьников / Е.П. Асаюлюк // Народное образование. - 2011. - № 11. - С.58 - 60.
5. Баранов А.А. Здоровье российских детей / А.А. Баранов // Педагогика. - 2009. - №8. - С.41-44.
6. Березин И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - Минск: Вышейшая школа, 2004. - 303с.
7. Большая Медицинская Энциклопедия / ред. Б.В. Петровский. - М.: Советская энциклопедия, Изд.:3-е, 2016. - С.25.
8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.:Изд-во Просвещение, 2005. - 208 с.
9. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»:1 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений: 1 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013
10. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»:1 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений: 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013
11. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»:1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.: ил.
12. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»: 2 класс:
учебник для учащихся образовательных учреждений: 2 ч./ Н.Ф.
Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.: ил.
13. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»: 3 класс:
учебник для учащихся образовательных учреждений: 1 ч. / Н.Ф.
Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.: ил.
14. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»: 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.: ил.
15. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс:
учебник для учащихся образовательных учреждений: 1 ч. / Н.Ф.
Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.:ил.
16. Виноградова Н.Ф., Г.С.Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс:
учебник для учащихся образовательных учреждений: 2 ч./ Н.Ф.
Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. - М.:Вентана - Граф, 2013. - 144 с.:ил.
17. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для
студентов пед. ин-тов. / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.:
Просвещение, 2012. - 288 с.
18. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
19. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих
образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся / Е.В.Гусарова // Народное образование. - 2013. - № 11.
- С.7-13.
20. Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий / Н.Н. Давлятчина // Начальная школа. - 2015. - № 10. - С 46-48.
21. Давыденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов / Д.Н.Давыденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеглов. - СПб.:СПбГУИТМО, 2005. - 124с.
22. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
23. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. - 2010. - №9. - С.93-94.
24. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. / В.П.Казначеев. - Изд.: Москва-Кострома, 1996. - 248 с.
25. Кашапова В.Х. Уроки здоровья /В.Х. Кашапова, Р.М. Рахматуллина, Н.Э. Галимова // Начальная школа. - 2014. - №8. - С.109-110.
26. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
27. Колемаскина Л.В. Игры для проведения динамических пауз / Л.В. Колемаскина, Н.М. Акимова // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 19-22.
28. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. / Н.Б. Коростелёв. - М.: «Просвещение», 2006. - 175 с.
29. Ле-ван Т.Н. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни / Т.Н. Ле-ван, Н.Н.Нежкина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 91-95.
30. Лисицын Ю. П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю. П. Лисицын. - М.:Изд. центр «Академия», 2011.
- 231 с.
31. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний:
Монография / В.П. Лукьяненко - Ставрополь: Изд. СГУ, 2011. - 224 с.
32. Макарова В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, Н.В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал. - 2015. - №
3. - С.60-62.
33. Методика воспитательной работы: учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
35. Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья/ Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина - М.: ООО «ВАКО», 2004. - 235 с.
36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 399 с.
37. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с. - (стандарты второго поколения).
38. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. - М.: АРКТИ, 2013. - 320 с.
39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - Киев « Радянська школа»,1969. - 135 с.
40. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». -
41. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ