Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету 7 «Окружающий мир»
1.1 Сущность понятия здоровья и здорового образа жизни... 7
1.2 Возрастные особенности формирования здорового образа
жизни у младших школьников 11
1.3 Возможности формирования здорового образа жизни
у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 29
2.1 Диагностика уровней сформированности здорового образа жизни у младших школьников 28
2.2 Содержание работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 38
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 54
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г.)
Ухудшение состояния здоровья детей в нашей стране связано с социально - экономическим кризисом, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательных учебных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из целостных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы начального общего образования.
Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обуславливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования выделен шестой раздел - программа формирования культуры здорового образа жизни обучающихся начальной школы, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся начальной школы, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Белгородская область традиционно занимает лидирующие позиции в сфере сохранения и укрепления здоровья школьников. Ежегодно проводятся областные конкурсы, направленные на выявление лучших практик в области здоровьсбережения. Среди прочих областной конкурс авторских и учебно - методических материалов по формированию культуры здоровья, программ «Разговор о правильном питании», конкурс «Учитель здоровья Белгородчины», «Школа - территория здоровья», «Самый здоровый класс».
Одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здровьесберегающих технологий. Важнейшее условие формирования здорового образа жизни это насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.
В связи с этим, проблема сохранении здоровья и формирования здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Вопросы формирования здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Д.Н. Давыденко, Н.А. Агаджаняна, Ю.П. Лисицына, Н.М. Амосова, Л.Н. Елизаровой, И.П. Березина, Л.Р. Абдрахимова, Н.К. Смирнова др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной работы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
-включение информации о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
-организация практической здоровьесберегающей деятельности для формирования умения вести здоровый образ жизни;
-создание благоприятной психологической атмосферы для формирования эмоционально - ценностного отношения к своему здоровью.
Для достижения данной цели исследования предстоит решать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здоровья и здорового образа жизни.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
3. Охарактеризовать возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
4. Оценить уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
5. Осуществить методическую работу по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ современной
педагогической и методической литературы; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: 4 «Б» класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская средняя
общеобразовательная школа №2», Борисовского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении работы представлена актуальность, научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы.
В первой главе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» обоснована сущность понятия здоровья и здорового образа жизни, возрастные особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников и возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» представлены показатели и уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников и описано содержание работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении представлены выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Библиографический список содержит 41 источник.
В приложении работы представлены анкетирование, тестирование, конспекты уроков по теме исследования.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме формирования здорового образа жизни младших школьников по предмету «Окружающий мир» сделан ряд обобщающих выводов.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил раскрыть сущность понятия здоровья и здорового образа жизни. Эти понятия неразрывно связаны между собой. Здоровый образ жизни - это устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения, который отражает систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.
Возрастными особенностями формирования здорового образа жизни у младших школьников является то, что у детей этом возрасте происходит формирование системы ценностей, они приобретают произвольность психических процессов, обладают высокой эмоциональной отзывчивостью, любопытны, а также любят подражать.
Возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках «Окружающего мира» достаточно высоки. Мы знаем, что одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности является младший школьный возраст, поэтому именно школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников необходимо использовать различные формы и методы работы с учащимися, такие как: занимательные беседы, творческое рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты, дискуссии и другие. В уроки окружающего мира включен физкультурно-познавательный компонент. Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности.
Исследование сформированного здорового образа жизни младших школьников проходила на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа №2», Борисовского района Белгородской области, в 4 «Б» классе в период преддипломной практики.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности здорового образа жизни на констатирующем этапе исследования. С цель уточнения показателей сформированности здорового образа жизни были определены критерии: знания о здоровье и здоровом образе жизни, умения вести здоровый образ жизни, а также эмоционально - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
На констатирующем этапе использованы различные методики: тестирование, анкетирование обучающихся и родителей, педагогическое наблюдение с целью выявления уровня сфомированности здорового образа жизни.
Результаты тестирования «Уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (автор В.Д. Пурин), показали, что 32% детей имеют высокий уровень знаний, 40% - средний уровень, 28% - низкий уровень сформированности знаний о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников.
Педагогическое наблюдение за детьми, для выявления уровня сформированности умения вести здоровый образ жизни нами была разработана программа наблюдения: двигательная активность младших школьников, питание, личная гигиена. Согласно результатам этой программы, мы выяснили, что 28% детей имеют высокий уровень, 44% - средний уровень, а 28% - низкий уровень сфомированности умения вести здоровый образ жизни.
Анкетирования по выявлению эмоционально - ценностного отношения к своему здоровью, показало, что высоким уровнем обладают 28% детей, 48% - средним уровнем, а 24% - низким уровнем.
Анкетирование родителей младших школьников, целью которого было выяснить, соблюдают ли ученики 4 класса правила здорового образа жизни дома показало, что 52% детей имеют высокий уровень, 32% имеют средний уровень, а 16% имеют низкий уровень сформированности навыков здорового образа жизни.
По совокупности данных методик мы выяснили, что 20% имеют высокий уровень, 52% имеют средний уровень, 28% имеют низкий уровень сформированности здорового образа жизни.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам с достаточной степенью уверенности утверждать, что у обучающихся недостаточный уровень сформированности здорового образа жизни, поэтому был проведен формирующий этап исследования.
На формирующем этапе эксперимента для формирования здорового образа жизни на уроках «Окружающего мира» мы включали информацию о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья, организовывали практическую здоровьесберегающую деятельность для формирования умения вести здоровый образ жизни, создавали благоприятную психологическую атмосферу для формирования активной позиции обучающихся к своему здоровью.
Мы подробно рассмотрели «Технологию раскрепощенного развития детей», разработали и проведены конспекты уроков окружающего мира по теме исследования. Предложены следующие конспекты уроков по теме: «Правила здоровой жизни», «Режим дня школьника», «О правильном питании», «Поговорим о вредных привычках» и «Берегите зубы с детства».