Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая характеристика получения взятки

Работа №7326

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

уголовное право

Объем работы260стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Юридическая природа получения взятки 11
§ 1. Предпосылки нормативной регламентации получения
взятки в отечественном праве 11
§ 2. Эволюция получения взятки в истории российского
уголовного законодательства 22
§ 3. Получение взятки в современном уголовном праве 48
Глава 2. Юридический анализ получения взятки 66
§ 1. Квалификация получения взятки по признакам основного
состава преступления 66
§ 2. Квалифицированные виды состава получения взятки 144
§ 3. Критерии отграничения получения взятки от смежных
составов преступлений 195
Заключение 222
Список использованной литературы 230
Приложения
247



Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. В этой связи особую озабоченность вызывают факты получения взятки работниками органов власти и управления, что предопределяет актуальность избранной темы исследования.
По данным Главного информационного центра МВД России, количество выявленных фактов получения и дачи взятки в течение последних лет неуклонно росло и составило в 2004 г. 8928 преступлений. Таким образом, прирост взяточничества по отношению к 1997 г. характеризуется положительными темпами и составил, соответственно, 59, 2 %. В то же время официальная статистика ГУВД Иркутской области свидетельствует о том, что в этом регионе наблюдается неустойчивая динамика роста числа зарегистрированных преступлений данного вида. Вместе с тем прирост взяточничества в Иркутской области по отношению к 1997 г., в 2004 г. составил + 9,8 %.
Приведенные данные показывают общую тенденцию к распространению взяточничества как в Российской Федерации, так и на территории Иркутской области.
При этом следует иметь в виду, что официальная статистика не отражает фактической распространенности исследуемого социально-правового явления. Общеизвестно, что взяточничество относится к категории высоколатентных преступлений. Такого рода утверждение согласуется с результатами авторского эмпирического исследования данного вопроса, проведенного на территории Восточно-Сибирского региона (95 %).
Беспрецедентные масштабы взяточничества оказывают негативное влияние на моральное здоровье нации, формируют отрицательный образ

государственного служащего, порождают у граждан уверенность в продажности публичной власти. Вследствие этого подрывается авторитет органов государственной и муниципальной власти, снижается уровень эффективности их деятельности.
В этой связи выявление природы, анализ сущности взяточничества и основанная на этом разработка эффективного механизма юридической оценки исследуемого состава преступления является адекватной мерой, отражающей объективные потребности российской действительности.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам юридической оценки получения взятки в российской уголовно-правовой науке было уделено особое внимание. Учитывая бесспорную ценность работ К.Д. Анциферова, Б.В. Волженкина, Б.В. Здравомыслова, А.К. Квициния, В.Н. Кудрявцева, Ю.П. Гармаева, Ш.Г. Палиашвили, А .Я. Светлова, А.Н. Трайнина, В.Е. Эминова, Н.С. Таганцева, А.А. Аслаханова, Л.Д. Гаухмана,
О.Х. Качмазова, А.И. Кирпичникова, С.В. Максимова, А.Я. Светлова, П.С. Яни и других ученых, приходится констатировать, что результаты изучения данной проблемы весьма противоречивы, и остаются вопросы, требующие дополнительного осмысления на уровне диссертационного исследования.
Следует отметить, что с 1996 г. по данной проблеме опубликован ряд научных работ, в частности, Е.В. Яковенко, И.П. Клепицкого, Е.В. Краснопеева, А.В Шабанова, В.Н. Боркова, и других авторов. Между тем в научных работах, посвященных исследованию состава получения взятки, вы¬сказываются различные точки зрения, касающиеся социальной природы дан¬ного деяния. Проводимый анализ отягчающих обстоятельств получения взятки, доктринальная оценка обоснованности внесения изменений в содержание указанного состава требует, на наш взгляд, последовательной теоретической разработки вопросов правильной квалификации анализируемого преступления.
Позитивное значение проведенных в этом направлении исследований оставляет нерешенными ряд проблем теоретического и практического плана. Целый ряд вопросов, связанных с получением взятки, являются

5
дискуссионными, имеют неоднозначное трактование в науке, законе и правоприменительной практике, что объективно требует их дальнейшего изучения и разработки. Противоположные мнения и рекомендации, высказываемые по поводу определения сущности признаков преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, а равно в связи с решением конкретных проблем на правоприменительном уровне, дезориентируют следственные органы и суд, препятствуют вынесению законного и обоснованного решения.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе проблем юридической оценки состава получения взятки; разработке направлений совершенствования действующего законодательства и практики его применения.
Комплексный подход к проведению исследования, предусматривающий целесообразность изучения исторического опыта, взаимодействия норм различных отраслей права, позволил автору решить следующие задачи:
- выявлены закономерности нормативной регламентации получения взятки в отечественном праве;
- проведен юридический анализ основного состава преступления предусмотренного ст. 290 УК РФ;
- рассмотрено содержание и выявлена специфика признаков, образующих квалифицированные виды составов получения взятки;
- выявлены и проанализированы имеющие место в теории уголовного права и судебно-следственной практике проблемы, связанные с толкованием признаков состава получения взятки;
- обозначены недостатки в правовой регламентации состава получения взятки и предложены возможные пути их устранения;
- выработаны практические рекомендации по отграничению состава получения взятки от смежных составов преступлений.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования, выступают общественные отношения, которые возникают вследствие нарушения уголовно-правового запрета, связанного с получением взятки.

6
Предметом диссертационного исследования являются нормы уголовного и гражданского права, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, вызванных фактом совершения данного преступления, а также исторический и теоретический материал, соответствующая практика следственно-судебных органов.
Методология и методика исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе современных научных методов познания, диалектических воззрений на взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, составляющих предмет исследования. При изучении предмета исследования использовались формально-логический, сравнительно-правовой,
статистический, исторический, социологический и иные методы научного познания.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, современное и ранее действовавшее уголовное законодательство России и некоторых зарубежных стран, нормы административного и гражданского права, постановления пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы следственно-судебной практики Иркутской области и Республики Бурятия за 1997-2004 гг. Изучено 167 уголовных дел связанных с получением взятки, злоупотреблением и превышением должностных полномочий, вымогательством и коммерческим подкупом (110 уголовных дел по ст. 290 УК РФ и 57 уголовных дел по смежным составам преступлений). Кроме того, были изучены 87 постановлений о прекращении уголовного дела и 27 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с прилагающимися материалами. Сплошному изучению подверглись опубликованные с 1997 по 2004 г. материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по факту получения взятки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие уголовного законодательства обусловлено динамичностью социально-политических условий функционирования общества в современный период. Существенное значение при этом имеет своевременное реагирование законодателя на возникновение тех или иных общественно-опасных действий посредством уголовно-криминологического воздействия на них.
Проведенное исследование, конечно, не рассматривает все сложные и многоаспектные проблемы уголовно-правового характера в сфере получения взятки и не претендует на полноту всего ранее изученного.
Решена основная цель нашей работы: уголовно-правовое исследование состава получения взятки, разработка научно-обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования диспозиции ст. 290 УК и как результат, помощь следственным органам и судебной практике в выработке основополагающих критериев в квалификации данной категории преступлений.
Институт получения взятки является неотъемлемым элементом правовой действительности российского государства. Количество фактов получения взятки особенно возрастает во время экономической нестабильности государства. При этом повышенную опасность представляют собой проявления взяточничества в сфере государственного управления.
Проведенное нами исследование - это попытка еще раз обратить внимание на поставленную проблему. Если состав получения взятки не работает должным образом, значит, его конструкция требует внесения изменений.
Результаты диссертационного исследования позволили прийти к следующим выводам:
1. Получение взятки, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни. Изначально, ее существование, воспринималось, как норма общественного поведения и только в последующем, в связи с

223
процессами централизации власти, придания ей публичного характера, стала рассматриваться в качестве неправомерного деяния. Впервые всеобщий запрет на получение взятки был предусмотрен в Судебнике 1497 года, а как преступление, в собственном смысле слова, запрещенное под угрозой наказания, оно содержалось уже в Судебнике 1550 года. Уголовная ответственность за взяточничество, во все времена Российской государственности, была и остается одним из главных средств его законодательного регулирования. Однако, в отдельные исторические периоды развития Российского государства, наблюдаются различные подходы к решению вопросов правовой регламентации уголовной ответственности за получение взятки. В одни времена применялось наказание за его совершение вплоть до исключительной меры, в другие, за совершение подобных же противоправных действий предусматривалось денежное взыскание. С течением времени содержание «получения взятки» под воздействием теории Уголовного права и правоприменительной практики изменялось, вместе с этим, менялись и сами нормы, предусматривающие ответственность за ее совершение. Большинство политических и экономических реформ в России сопровождалось принятием нормативных актов, направленных на усиление уголовной ответственности за взяточничество. Однако самые жесткие и изощренные меры борьбы с взяточничеством не смогли искоренить данное явление.
2. Ключевым признаком объективной стороны посягательства, предусмотренного ст. 290 УК, является взятка. Определяющим свойством которой, выступает исключительно материальный характер, обуславливающий ее универсальную «востребованность», что только и создает необходимые предпосылки для имущественной выгоды взяткополучателя.
3. Анализ содержания предмета взятки позволяет сделать вывод о том, что составляющие его компоненты, по своей сущности, представляют собой предмет преступления, но за некоторым исключением, применительно к

224
выгодам имущественного характера. Исследование характеристик свойственных предмету преступления, и их последовательное сопоставление с элементами предмета взятки, позволяет заключить, что данное преступное деяние, является специфическим, что находит свое выражение, в сочетании в нем признаков как предметного, так и беспредметного составов преступлений.
4. Получение взятки, как преступное деяние, для которого свойственна определенная степень общественной опасности, может иметь место, при условии, что ее получение предварительно оговорено. Поскольку, лишь только в такой ситуации, происходит изменение мотивации поведения должностного лица, его явно выраженная готовность нарушить закон, а равно, причинение вреда авторитету государственным или муниципальным органам. В связи с чем, представляется обоснованным дополнить диспозицию ч.1 ст.290 УК РФ, после слов «имущественного характера» словами «за совершение обусловленных взяткой действий (бездействия)» и далее по тексту
5. В связи с тем, что ч. 3 ст. 575 ГК, дозволяет государственным и муниципальным служащим получать подарки в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в силу занимаемого ими служебного положения, в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, что фактически предполагает возможность получения такими лицами взятки в указанном размере, абсолютно на законных основаниях. Учитывая при этом, общественную опасность описываемого поведения, целесообразно ограничить пределы действия рассматриваемой статьи, указаниями на то, что «обычный подарок», может быть получен, только после совершения определенных действий по службе, в связи с которыми он вручается, при этом обязательным условием в данной ситуации, является отсутствие предварительной договоренности о получении такого подарка, о чем может свидетельствовать, в частности, и характер взаимоотношений между должностным лицом и обращающихся к нему по службе лицами. Тем

225
самым, исключив предпосылки коррумпированного поведения государственных и муниципальных служащих;
6. Получение должностным лицом ценностей имущественного характера за действия (бездействия) неопределенного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, не связанные со служебными взаимоотношениями, должно квалифицироваться как получение взятки. При этом следует отметить, что покровительство и попустительство, по своему смыслу, представляют собой неправомерные действия (бездействия), в связи с чем, целесообразно их предусмотреть в ч. 2 ст. 290 УК;
7. Совершение действий (бездействий) должностным лицом, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 290 УК, находится за рамками рассматриваемого состава преступления. Указание на взаимосвязь между получением незаконного вознаграждения и совершением за них действий (бездействий), имеет своей целью, определить рамки, границы, в пределах которых, получение взятки, как самостоятельный состав преступления, может иметь место;
8. Получение взятки может быть совершено только с прямым умыслом, когда сознанием виновного охватывается, что вознаграждение ему вручается именно за действия (бездействия), которые он совершил или может совершить с использованием своего служебного положения, и оно желает получить вознаграждение, за такого рода действия (бездействие);
9. Получение взятки относится к категории преступлений, совершаемых с корыстным мотивом и целью, поскольку стремления виновного направлены на получение незаконной имущественной «выгоды», а само преступление может использоваться, как средство удовлетворения материальных потребностей и интересов, не только виновного лица, но и других лиц. Несмотря на то, что корыстные мотив и цель не указаны, как конструктивные признаки в диспозиции ст. 290 УК, вывод о их наличии, органично вытекает из содержания рассматриваемого состава преступления;

226
10. Представляется целесообразным, внести соответствующие изменения в диспозицию ст. 290 УК, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности лицо, которое получило незаконное вознаграждение за действия (бездействие) ранее совершенные в статусе должностного лица с использованием своего служебного положения. Ныне действующая редакция рассматриваемой правовой нормы не предусматривает такой возможности, а потому, такое поведение, может использоваться, как способ безнаказанного получения взятки, что, очевидно, представляет собой пробел в правовой норме;
11. Определение высшей судебной инстанцией незаконных действий, является некорректным. Характеристика посягательств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, должна происходить в направлении, заданном основным составом преступления, в рамках которого собственно и дается определение того, что необходимо понимать под взяткой. В связи с чем, предложено внести изменения в постановление пленума «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в части трактовки незаконных действий, как находящихся в рамках служебных полномочий, но реализуемых с нарушением установленного законом порядка.



1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993. // Российские вести.
1993. №251.
2. Уголовный кодекс РСФСР 1926. М., 1929.
3. Уголовный кодекс РСФСР с изменениями на 1 июня 1937. М., 1937.
4. Уголовный кодекс РСФСР. 27.10. 1960. М., 1960.
5. Гражданский кодекс РФ. 22.12.1995. 4.2. М., 1996.
6. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996. М., 1996.
7. О системе государственной службы в Российской Федерации: ФЗ от 27 апреля 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 31. Ст. 2990.
8. Об основах государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Российская газета. 1995. № 149.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
10. Об обороне: ФЗ от 24 апреля 1996 г. № 61-ФЗ. // Российская газета. 1996. № 106.
11. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: ФЗ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе¬дерации. 1998. № 2. Ст. 224.
12. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Российское законодательство Х-ХХ в.в.. Т.6. М., 1988.
13. Об усилении уголовной ответственности за взяточничество: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1962. № 8. Ст. 85.
14. О введении в действие Основ Уголовного законодательства Союза ССР и

231
республик: Постановление Верховного Совета СССР от 24 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №27. ст. 1362.
15. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного суда РФ. 1992. № 17. ст. 923.
16. Об основах законодательства РФ о физической культуре и спорте: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. ст. 784.
17. государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. ст. 174.
18. внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и об утверждении перечня государственных должностей Федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 декабря 1996 г. № 1748 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. ст. 5912.
19. О предоставлении лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе: Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 // Российская газета. 1997. № 97.
20. внесении дополнения в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 г. № 1298 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 43. ст. 5337.
21. структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 // Российская газета. 1999, 29

232
мая.
Решения судебных органов
22. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 16 // Бюллетень Верховного суда СССР. 1977. № 6.
23. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 // Бюллетень Верховного суда СССР. 1990. № 3.
24. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
25. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК): Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1999. № 2.
26. О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. № 4 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986.-М., 1987.
27. О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за преступления против собственности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. // Российская газета.
1995, 31 мая.
28. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. - М., 2001.

233
29. судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000. № 6 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2000. №4.
Статьи
30. Анциферов, К.Д. Взяточничество в истории русского законодательства (до периода Сводов) / К.Д. Анциферов // Оттиск из журн. гражд. и угол, права. Кн. 2. СП.б., 1884.
31. Аснис, А .Я. Квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования служебного положения / А.Я. Аснис // Советская законность. 1981. № 8.
32. Аснис, А.Я. К вопросу о понятии «Использование служебного положения» в должностных преступлениях / А.Я. Аснис // Криминология, уголовное право и прокурорский надзор. - М., 1990.
33. Бражкин. Некоторые актуальные вопросы квалификации получения взятки / Бражкин, Толкаченко // Уголовное право. 2000. № 1.
34. Брускин, Г. Квалификация взяточничества / Г. Брускин, Н. Трофимов // Советская юстиция. 1981. № 14.
35. Витрук, Н.В. Роль социальной среды в реализации прав и свобод личности / Н.В. Витрук // Советское государство и право. 1981. № 6.
36. Волженкин, Б.В. Ответственность за взяточничество / Б.В. Волженкин // Советская юстиция. 1974. № 2.
37. Волженкин, Б.В. Неоднократность, как квалифицирующий признак взяточничества / Б.В. Волженкин // Советская законность. 1984. № 2.
38. Волженкин, Б.В. О скрытых формах взяточничества /Б.В. Волженкин // Социальная законность. 1990. №11.
39. Волженкин, Б.В. «Обычный подарок» или взятка? / Б.В. Волженкин // Законность. 1997. № 4.

234
40. Волженкин, Б.В. Вопросы ответственности за взяточничество / Б.В. Волженкин // Советская юстиция. 1967. № 7.
41. Волженкин, Б.В. Принцип справедливости и проблемы множественности преступлений В УК РФ / Б.В. Волженкин // Законность. 1998. № 12.
42. Гаухман, Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией / Л.Д. Гаухман // Журнал российского права. 2000. № 12.
43. Глинский, Я.И. Проблемы причинности в криминологической науке / Я.И. Глинский // Советское государство и право. 1996. № 8.
44. Голинков, Д.Л. Из истории борьбы со взяточничеством / Д.Л. Голинков // Вопросы криминалистики. 1964. № 10.
45. Гармаев, Ю.П. Судебно-психологическая экспертиза при доказывании взяточничества / Ю.П. Гармаев, Н.Н. Китаев // Законность. 1998. № 4.
46. Долгова, А.И. Преступность сотрудников правоохранительных органов /
А.И. Долгова // Преступность, статистика, закон. 1997. № 3.
47. Егорова, Н. Провокация взятки либо коммерческого подкупа / Н. Егорова // Российская юстиция. 1997. № 8.
48. Егорова, Н. Субъект преступлений против интересов службы / Н. Егорова // Законность. 1998. № 4.
49. Егорова, Н.О взяточничестве и коммерческом подкупе / Н. Егорова // Российская юстиция. 2001. № 10.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ