Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 7
1.1. Особенности учебной мотивации подростков 7
1.2. Признаки, причины, формирование зависимости подростков от
компьютерных игр 21
1.3. Взаимосвязь учебной мотивации и степени зависимости от компьютерных игр у подростков 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Анализ эффективности психокоррекционной программы по развитию
у подростков учебной мотивации и профилактики зависимости от компьютерных игр 41
2.4. Рекомендации по развитию учебной мотивации подростков как фактора профилактики зависимости от компьютерных игр 49
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 60
Проблема формирования учебной мотивации школьников является актуальной на сегодняшний день, так как, несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению мотивации учебной деятельности школьников, учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у многих учащихся оказываются не сформированными потребности в знаниях, нет интереса к учению, и что особенно остро эта проблема наблюдается у школьников подросткового возраста, что заставляет вновь и вновь возвращаться к поиску ответов на данный вопрос. Одной из причин снижения школьной мотивации является зависимость от компьютерных игр.
Игровая компьютерная зависимость - форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Эти игры имеют большое психологическое воздействие, привлекая яркими красками, анимацией, специальными эффектами присущим компьютерным играм, возможностью окунуться в мир фантастики, уйти от реальности.
В силу возрастных особенностей легче всего развивается этот азарт у подростков, так как они находятся на этапе поиска себя в жизни. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки еще не обладают устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, поэтому испытывают трудности в социальной адаптации и часто находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры. В процессе игры молодые люди испытывают массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Постепенно некоторые подростки все больше и больше времени начинает уделять этому виду активности. Все это ведет к недостатку времени на учебу и снижению интереса к ней. Не зря подростковый возраст характеризуют как переходный, кризисный, переломный, критический - эти критерии считаются факторами уязвимости к компьютерным играм. Отсюда возрастает опасность, которая заключается в полном посвящении себя компьютерным играм, а значит, времени на учебную деятельность, саморазвитие, нахождение своего пути практически не остается.
Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в научной литературе. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация, как первый обязательный компонент, входит в структуру учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения. Она системна, и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Этой проблемой занимались, такие ученые как: Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеев, И.Р. Алтунина, В.Г. Асеев, Е. С. Бабаева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.В. Ковалевская, Е.Г. Минков, В.Э. Мильман, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Ткаченко, П.М. Якобсон и др.
Так как в современном прогрессирующем обществе полностью оградить подростков от компьютерных игр невозможно, родители и педагоги стараются по-разному мотивировать школьников к учебной деятельности. Определенный уровень мотивации несет за собой качество необходимых знаний для полноценного развития подростка.
Проблема: в какой степени развитие учебной мотивации подростков будет выступать фактором профилактики зависимости от компьютерных игр?
Цель: изучить особенности учебной мотивации подростков с разной степенью зависимости от компьютерных игр.
Объект: учебная мотивация подростков.
Предмет: развитие учебной мотивации подростков как фактор
профилактики зависимости от компьютерных игр.
Гипотеза исследования: существует обратная связь между учебной мотивацией подростков и степенью зависимости от компьютерных игр, то есть высокая мотивация свойственна подросткам, не имеющим зависимости от компьютерных игр; эффективным способом профилактики формирования у подростков зависимости от компьютерных игр выступает развитие у них учебной мотивации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения развития учебной мотивации подростков как фактора профилактики зависимости от компьютерных игр.
2. Изучить особенности учебной мотивации подростков.
3. Выявить уровни зависимости от компьютерных игр во взаимосвязи с учебной мотивацией.
4. Проанализировать эффективность психокоррекционной программы по развитию у подростков учебной мотивации и профилактике зависимости от компьютерных игр.
Теоретическую основу исследования составляют подходы к изучению учебной мотивации (В.Г. Алексеев, И.Р. Алтунина, В.Г. Асеев, Е. С. Бабаева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.В. Ковалевская, Е.Г. Минков, В.Э. Мильман, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Ткаченко, П.М. Якобсон); теория нехимических зависимостей (А.Ю. Егоров, Н.А. Залыгина), подход к пониманию игровой зависимости (Ф.Г. Щеглов).
Методы:
- теоретические, эмпирические, статистический анализ, метод математической статистики данных проводился с использованием t-критерия Стьюдента, метод интерпретации данных.
Методики:
1. Методика изучения мотивации учения подростков (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
2. Тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми А.В. Гришиной.
3. Мало формализованные методы: наблюдение и беседа.
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 4» г. Валуйки. Количество респондентов составило 60 человек в возрасте от 11 до 13 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Учебная мотивация является ведущим компонентом в структуре личности и считается основным понятием, которое используется для понимания движущих сил поведения и деятельности. Содержание системы мотивации в целом отражает и содержание видов деятельности, характерные для человека. Мотивационная система определяет, как и осуществляемые виды деятельности, так и область желаемого, перспективу дальнейшего развития этой деятельности. Поэтому проблема мотивации и относится к числу актуальных в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Теоретический анализ научной литературы показал, что существует множество подходов к изучению мотивации и мотивов. Мотив рассматривался как установки, помыслы, стимулы, побуждения, но при этом большинство ученых считают, что мотив - это то, ради чего человек совершает свою деятельность, а мотивация определяет направленность личности в целом. Многие отечественные и зарубежные психологи уделяли внимание исследованию проблемы учебной мотивации. К ним относятся: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Е.С. Бабаева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.В. Ковалевская, Е.Г. Минков, В.Э. Мильман, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Ткаченко, П.М. Якобсон и др. Но при этом в психологии еще нет определенно сформулированного понятия «мотивация учебной деятельности».
Формирование высокой внутренней мотивации к учебной деятельности ведет к успешному развитию личности, а также к более легкому усвоению новых знаний, навыков и умений, необходимых в жизни человека. Труднее всего удерживать интерес к процессу обучения у подростков. Подростковый возраст, в первую очередь, характеризуется таким новообразованием как «чувством взрослости». А ведь данное явление ведет к снижению интереса в учебе и повышения его к взрослой жизни, а, следовательно, к 52
возникновениям конфликтов с учителями и родителями, которые часто не могут понять и принять их обновленную жизненную позицию. Снижается готовность подчиняться требованиям взрослых, но повышается авторитет группы сверстников, поэтому ведущим видом деятельности становится общение.
На уровень учебной мотивации влияет множество факторов: взаимоотношения с учителями и сверстниками, атмосфера в семье, отношения с родителями. При снижении уровня учебной мотивации у подростка возникает опасность попасть в зону риска зависимости от компьютерных игр, которая может повлечь за собой много негативных последствий. Для начала может развиваться агрессивное поведение, тревожность, пассивность, также уменьшаться уровень работоспособности, замедляться развития личности. Увлекшись компьютерными играми, школьники начинают меньше времени уделять учебной деятельности, а также перестают подчиняться воспитанию родителей и учителей или же делают вид, что их слушают. Все это может привести к социальной дезадаптации молодого человека.
Наша работа была посвящена изучению развития учебной мотивации подростков, выступающей фактором профилактики зависимости от компьютерных игр.
В результате исследования было выявлено то, что в данной выборке большинство подростков имеют высокий уровень мотивации учения и преобладание у них естественного уровня зависимости от компьютерных игр, а именно, чем выше у подростков уровень учебной мотивации, тем ниже уровень зависимости от компьютерных игр. В ходе корреляционного анализа гипотеза о том, что существует обратная связь между учебной мотивацией подростков и степенью зависимости от компьютерных игр, то есть высокая мотивация свойственна подросткам, не имеющим зависимости от компьютерных игр - подтвердилась. Это дает основание предположить, что развитие учебной мотивации является фактором профилактики зависимости от компьютерных игр.
Наше исследование помогло выявить подростков со сниженным уровнем учебной мотивации и имеющих зависимость от компьютерных игр. Для эффективного протекания учебного процесса мы провели психокоррекционную программу, направленную на развитие учебной мотивации подростков. После реализации программы по развитию учебной мотивации, мы провели вторичное психодиагностическое обследование. Чтобы проследить уровень эффективности данной программы, мы сравнили полученные результаты на первичном и вторичном психодиагностическом обследовании.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная нами психокоррекционная программа оказала влияние на учащихся. Вторичное психодиагностическое обследование показало, что немного увеличен процент очень высокой и высокой учебной мотивации, а также уменьшился процент сниженного уровня учебной мотивации, при этом уровень зависимости от компьютерных игр стал ниже, а вот естественный уровень существенно повысился. Следовательно, мы можем предположить, если регулярно прослеживать уровень учебной мотивации в данной выборке и при необходимости ее повышать, то подростки не будут иметь склонность к зависимости от компьютерных игр. Соответственно, наша гипотеза, о том, что, эффективным способом профилактики формирования у подростков зависимости от компьютерных игр выступает развитие у них учебной мотивации - подтвердилась.
Результаты теоретического и эмпирического исследования легли в основу разработки рекомендаций по развитию учебной мотивации подростков как фактора профилактики зависимости от компьютерных игр.