Координация индивидуальных коммуникативных стратегий как средство солидаризации группы (на материале комментариев сторонников демократической партии в ходе праймериз)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных
стратегий в общественно-политическом Интернет-дискурсе 7
1.1. Понятие коммуникативной деятельности. Коммуникативные стратегии
и тактики речевого поведения 7
1.1.1. Теория коммуникации как интегративная область
знаний 7
1.1.2. Коммуникативные стратегии и тактики 8
1.1.2.1. Понятие стратегии и тактики в современной
лингвистике 8
1.1.2.2. Индивидуальные коммуникативные стратегии 10
1.2. Общественно-политический Интернет-дискурс 11
1.2.1. Понятие «дискурс» в современной лингвистике. Типы и
разновидности дискурса 11
1.2.2. Особенности общественно-политического дискурса 16
1.2.3. Особенности Интернет-дискурса 19
1.2.4. Специфика общественно-политического Интернет-
дискурса 23
1.3. Понятие «Группа» в современной науке 24
1.3.1. Групповая идентичность 24
1.3.2. Групповая солидаризация 28
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Языковая реализация средств солидаризации в
комментариях американских Интернет-пользователей 31
2.1. Отбор материала 31
2.2. Описание общей структуры веб-сайта The New York Times 32
2.3. Технические средства солидаризации 36
2.4. Лексические средства солидаризации 38
2.4.1. Эксплицитные средства выражения согласия 38
2.4.2. Использование ассоциативных и синонимических
цепочек 41
2.4.3. Использование официальных слоганов и их креативных
трансформаций 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Список статей 57
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных
стратегий в общественно-политическом Интернет-дискурсе 7
1.1. Понятие коммуникативной деятельности. Коммуникативные стратегии
и тактики речевого поведения 7
1.1.1. Теория коммуникации как интегративная область
знаний 7
1.1.2. Коммуникативные стратегии и тактики 8
1.1.2.1. Понятие стратегии и тактики в современной
лингвистике 8
1.1.2.2. Индивидуальные коммуникативные стратегии 10
1.2. Общественно-политический Интернет-дискурс 11
1.2.1. Понятие «дискурс» в современной лингвистике. Типы и
разновидности дискурса 11
1.2.2. Особенности общественно-политического дискурса 16
1.2.3. Особенности Интернет-дискурса 19
1.2.4. Специфика общественно-политического Интернет-
дискурса 23
1.3. Понятие «Группа» в современной науке 24
1.3.1. Групповая идентичность 24
1.3.2. Групповая солидаризация 28
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Языковая реализация средств солидаризации в
комментариях американских Интернет-пользователей 31
2.1. Отбор материала 31
2.2. Описание общей структуры веб-сайта The New York Times 32
2.3. Технические средства солидаризации 36
2.4. Лексические средства солидаризации 38
2.4.1. Эксплицитные средства выражения согласия 38
2.4.2. Использование ассоциативных и синонимических
цепочек 41
2.4.3. Использование официальных слоганов и их креативных
трансформаций 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Список статей 57
С появлением такого средства передачи информации, как Интернет, возникли совершенно новые и ранее незнакомые способы общения. Это дало ученым-лингвистам возможность исследовать обширный материал, с которым до этого они не встречались. Современные информационные технологии значительно расширили возможности общения посредством компьютера и других гаджетов (имеются в виду голосовые сообщения и общение при помощи видео в таких программах, как Skype или Periscope), но все равно наиболее распространенным способом коммуникации на сегодняшний день остаются текстовые сообщения. Анализ огромного многообразия текстов, порождаемых пользователями сети Интернет, позволяет исследовать формальные и семантические особенности языка компьютерного общения, отношения между вербальными и паралингвистическими средствами в электронных текстах, а так же жанровое разнообразие киберпространства. Особый интерес представляют тексты, порождаемые в ходе межличностного компьютерного общения. Именно этот тип общения интересует нас в нашей работе.
Объектом данного исследования являются комментарии к статьям на американских новостных сайтах на тему проходящих сейчас в США праймериз, а непосредственным предметом исследования выступают методы солидаризации, встречающиеся в этих комментариях.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, все возрастающей важностью электронной коммуникации в жизни современного общества. Многие темы, прежде обсуждавшиеся при личном общении или посредствам телефонных разговоров, сегодня переносятся на виртуальную платформу. В связи с этим важно выяснить, как для этой среды изобретаются новые коммуникативные стратегии и трансформируются старые. Кроме того, актуальность исследования определяется с его связью с социально-политической сферой, приобретающей особую важность в нашу эпоху, когда в результате глобализации и компьютеризации все больше людей в развитых странах мира имеют доступ ко всем освещаемым новостям и могут высказать свое мнение по их поводу.
Теоретической основой исследования послужили работы русских и зарубежных лингвистов, занимающихся когнитивной лингвистикой в целом и коммуникативными стратегиями в частности (А.Н. Баранов, Р.М. Блакар, Д.П. Гавра, Л.К. Граудина, О.С. Иссерс, О.М. Казарцева, В.Б. Кашкин, Е.В. Клюев, В.И. Максимов, П.Б. Паршин, Е.В. Трощенкова), проблемами дискурса (В.П. Конецкая, Т.А. ван Дейк, Е.И. Шейгал, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, А.П. Чудинов, А.В. Бушев, В.Е. Малеева, Л.Ю. Иванов) и социологов и психологов, занимающихся проблемой групповой идентичности и солидаризции (Tajfel, Turner, Hamilton, Foote, Gammons, Augoustinos, Walker, Dois, Агеев, Андреева, etc).
Целью работы является анализ и создание классификации разнообразных индивидуальных стратегий, призванных солидаризировать группу сторонников демократической партии.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия коммуникативная стратегия и тактика;
- выделить особенности индивидуальных коммуникативных стратегий;
- определить в необходимом для данного исследования объеме специфику общественно-политического Интернет-дискурса как уникального явления новейшего времени;
- выделить понятия групповой идентичности и солидаризации;
- на материале собранных примеров выделить, и провести качественный и количественный анализ встретившихся средств солидаризации.
Материалом исследования послужили комментарии к статьям американских Интернет-изданий, освещающих социально-политические вопросы. В примерах во второй главе комментарии даются с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Всего было исследовано около 5000 примеров к четырем статьям. Критерием отбора явилось наличие лексических и технических средств солидаризации.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались дискурс-анализ, методы качественного и количественного анализа.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка классификации средств солидаризации на материале комментариев на веб-сайте.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в развитие изучения общественно-политического Интернет-дискурса, а так же предпринята попытка описать основные стратегии, разрабатываемые сторонниками демократической партии в ходе праймериз.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов для исследования широкого спектра проблем в области лингвокультурологии, социологии, психологии, коммуникативной прагматики, использование полученных данных в теоретических курсах по общей лингвистике, лексикологии, социологии и когнитивной лингвистике английского языка.
Объектом данного исследования являются комментарии к статьям на американских новостных сайтах на тему проходящих сейчас в США праймериз, а непосредственным предметом исследования выступают методы солидаризации, встречающиеся в этих комментариях.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, все возрастающей важностью электронной коммуникации в жизни современного общества. Многие темы, прежде обсуждавшиеся при личном общении или посредствам телефонных разговоров, сегодня переносятся на виртуальную платформу. В связи с этим важно выяснить, как для этой среды изобретаются новые коммуникативные стратегии и трансформируются старые. Кроме того, актуальность исследования определяется с его связью с социально-политической сферой, приобретающей особую важность в нашу эпоху, когда в результате глобализации и компьютеризации все больше людей в развитых странах мира имеют доступ ко всем освещаемым новостям и могут высказать свое мнение по их поводу.
Теоретической основой исследования послужили работы русских и зарубежных лингвистов, занимающихся когнитивной лингвистикой в целом и коммуникативными стратегиями в частности (А.Н. Баранов, Р.М. Блакар, Д.П. Гавра, Л.К. Граудина, О.С. Иссерс, О.М. Казарцева, В.Б. Кашкин, Е.В. Клюев, В.И. Максимов, П.Б. Паршин, Е.В. Трощенкова), проблемами дискурса (В.П. Конецкая, Т.А. ван Дейк, Е.И. Шейгал, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, А.П. Чудинов, А.В. Бушев, В.Е. Малеева, Л.Ю. Иванов) и социологов и психологов, занимающихся проблемой групповой идентичности и солидаризции (Tajfel, Turner, Hamilton, Foote, Gammons, Augoustinos, Walker, Dois, Агеев, Андреева, etc).
Целью работы является анализ и создание классификации разнообразных индивидуальных стратегий, призванных солидаризировать группу сторонников демократической партии.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия коммуникативная стратегия и тактика;
- выделить особенности индивидуальных коммуникативных стратегий;
- определить в необходимом для данного исследования объеме специфику общественно-политического Интернет-дискурса как уникального явления новейшего времени;
- выделить понятия групповой идентичности и солидаризации;
- на материале собранных примеров выделить, и провести качественный и количественный анализ встретившихся средств солидаризации.
Материалом исследования послужили комментарии к статьям американских Интернет-изданий, освещающих социально-политические вопросы. В примерах во второй главе комментарии даются с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Всего было исследовано около 5000 примеров к четырем статьям. Критерием отбора явилось наличие лексических и технических средств солидаризации.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались дискурс-анализ, методы качественного и количественного анализа.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка классификации средств солидаризации на материале комментариев на веб-сайте.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в развитие изучения общественно-политического Интернет-дискурса, а так же предпринята попытка описать основные стратегии, разрабатываемые сторонниками демократической партии в ходе праймериз.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов для исследования широкого спектра проблем в области лингвокультурологии, социологии, психологии, коммуникативной прагматики, использование полученных данных в теоретических курсах по общей лингвистике, лексикологии, социологии и когнитивной лингвистике английского языка.
В настоящем исследовании нами была предпринята попытка проанализировать стратегии, применяющиеся участниками дискуссий на общественно-политические темы на американских новостных сайтах для солидаризации, а также причины, которыми они руководствуются.
С этой целью мы, в первую очередь, изучили подходы к понятиям «коммуникативная стратегия» и «дискурс», которые существуют в гуманитарных науках на современном этапе. В рамках данной работы нами было принято решение понимать первое как действия (планирование, осуществление коммуникации) одного индивида, направленные на достижение нужного ему результата (оказание воздействия на адресата); а второе как динамическую реализацию текста вкупе с экстралингвистическими компонентами.
Далее мы рассмотрели особенности социально-политического Интернет-дискурса, которые обуславливают его уникальность как коммуникативной среды. Мы пришли к выводу, что данный относительно новый тип дискурса объединил в себе черта как социально-политического, так и Интернет-дискурса, выработав на их основании некоторые индивидуальные черты.
Следующей нашей задачей было рассмотреть понятие «групповая солидаризация» и «групповая идентификация». Мы пришли к выводу, что процесс групповой солидаризации никогда не бывает статичен. Однако результатом солидаризации должно стать неизменное состояние солидарности. Касаемо групповой идентификации, мы выделили 4 принципа, по которым можно ее найти.
В практической части работы мы проанализировали примеры комментариев, содержащих технические или лексические средства солидаризации. Мы пришли к выводу, что солидаризация может быть полной и неполной, а также выделили основные стратегии, по которым солидаризируются сторонники демократической партии в ходе американских праймериз. Мы обнаружили, что эти стратегии применяются комментаторами с разной частотностью.
Мы определили, что успешность использования тех или иных средств солидаризации зависит от разных факторов, и нет никакой гарантии, что стратегия будет успешной. Среди самых успешных и популярных стратегий можно назвать генерализацию (переход от частного к общему) и перенос признака с одного на другое.
Материал нашей работы крайне редко становится объектом изучения ученых-лингвистов, и это предполагает широкие перспективы для его дальнейшего анализа. Мы полагаем, что виртуальная коммуникация, как явление динамично развивающееся, позволит проводить дальнейшие исследования на более обширном и разнообразном материале. Мы же, со своей стороны, постарались описать некоторые аспекты такого малоизученного явления как солидаризация в виртуальной среде, акцентируя внимание на таком актуальном и широко распространенном виде коммуникации, как обмен комментариями в обсуждении Интернет-статей.
С этой целью мы, в первую очередь, изучили подходы к понятиям «коммуникативная стратегия» и «дискурс», которые существуют в гуманитарных науках на современном этапе. В рамках данной работы нами было принято решение понимать первое как действия (планирование, осуществление коммуникации) одного индивида, направленные на достижение нужного ему результата (оказание воздействия на адресата); а второе как динамическую реализацию текста вкупе с экстралингвистическими компонентами.
Далее мы рассмотрели особенности социально-политического Интернет-дискурса, которые обуславливают его уникальность как коммуникативной среды. Мы пришли к выводу, что данный относительно новый тип дискурса объединил в себе черта как социально-политического, так и Интернет-дискурса, выработав на их основании некоторые индивидуальные черты.
Следующей нашей задачей было рассмотреть понятие «групповая солидаризация» и «групповая идентификация». Мы пришли к выводу, что процесс групповой солидаризации никогда не бывает статичен. Однако результатом солидаризации должно стать неизменное состояние солидарности. Касаемо групповой идентификации, мы выделили 4 принципа, по которым можно ее найти.
В практической части работы мы проанализировали примеры комментариев, содержащих технические или лексические средства солидаризации. Мы пришли к выводу, что солидаризация может быть полной и неполной, а также выделили основные стратегии, по которым солидаризируются сторонники демократической партии в ходе американских праймериз. Мы обнаружили, что эти стратегии применяются комментаторами с разной частотностью.
Мы определили, что успешность использования тех или иных средств солидаризации зависит от разных факторов, и нет никакой гарантии, что стратегия будет успешной. Среди самых успешных и популярных стратегий можно назвать генерализацию (переход от частного к общему) и перенос признака с одного на другое.
Материал нашей работы крайне редко становится объектом изучения ученых-лингвистов, и это предполагает широкие перспективы для его дальнейшего анализа. Мы полагаем, что виртуальная коммуникация, как явление динамично развивающееся, позволит проводить дальнейшие исследования на более обширном и разнообразном материале. Мы же, со своей стороны, постарались описать некоторые аспекты такого малоизученного явления как солидаризация в виртуальной среде, акцентируя внимание на таком актуальном и широко распространенном виде коммуникации, как обмен комментариями в обсуждении Интернет-статей.



