Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Координация индивидуальных коммуникативных стратегий как средство солидаризации группы (на материале комментариев сторонников демократической партии в ходе праймериз)

Работа №73176

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных
стратегий в общественно-политическом Интернет-дискурсе 7
1.1. Понятие коммуникативной деятельности. Коммуникативные стратегии
и тактики речевого поведения 7
1.1.1. Теория коммуникации как интегративная область
знаний 7
1.1.2. Коммуникативные стратегии и тактики 8
1.1.2.1. Понятие стратегии и тактики в современной
лингвистике 8
1.1.2.2. Индивидуальные коммуникативные стратегии 10
1.2. Общественно-политический Интернет-дискурс 11
1.2.1. Понятие «дискурс» в современной лингвистике. Типы и
разновидности дискурса 11
1.2.2. Особенности общественно-политического дискурса 16
1.2.3. Особенности Интернет-дискурса 19
1.2.4. Специфика общественно-политического Интернет-
дискурса 23
1.3. Понятие «Группа» в современной науке 24
1.3.1. Групповая идентичность 24
1.3.2. Групповая солидаризация 28
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Языковая реализация средств солидаризации в
комментариях американских Интернет-пользователей 31
2.1. Отбор материала 31
2.2. Описание общей структуры веб-сайта The New York Times 32
2.3. Технические средства солидаризации 36
2.4. Лексические средства солидаризации 38
2.4.1. Эксплицитные средства выражения согласия 38
2.4.2. Использование ассоциативных и синонимических
цепочек 41
2.4.3. Использование официальных слоганов и их креативных
трансформаций 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Список статей 57


С появлением такого средства передачи информации, как Интернет, возникли совершенно новые и ранее незнакомые способы общения. Это дало ученым-лингвистам возможность исследовать обширный материал, с которым до этого они не встречались. Современные информационные технологии значительно расширили возможности общения посредством компьютера и других гаджетов (имеются в виду голосовые сообщения и общение при помощи видео в таких программах, как Skype или Periscope), но все равно наиболее распространенным способом коммуникации на сегодняшний день остаются текстовые сообщения. Анализ огромного многообразия текстов, порождаемых пользователями сети Интернет, позволяет исследовать формальные и семантические особенности языка компьютерного общения, отношения между вербальными и паралингвистическими средствами в электронных текстах, а так же жанровое разнообразие киберпространства. Особый интерес представляют тексты, порождаемые в ходе межличностного компьютерного общения. Именно этот тип общения интересует нас в нашей работе.
Объектом данного исследования являются комментарии к статьям на американских новостных сайтах на тему проходящих сейчас в США праймериз, а непосредственным предметом исследования выступают методы солидаризации, встречающиеся в этих комментариях.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, все возрастающей важностью электронной коммуникации в жизни современного общества. Многие темы, прежде обсуждавшиеся при личном общении или посредствам телефонных разговоров, сегодня переносятся на виртуальную платформу. В связи с этим важно выяснить, как для этой среды изобретаются новые коммуникативные стратегии и трансформируются старые. Кроме того, актуальность исследования определяется с его связью с социально-политической сферой, приобретающей особую важность в нашу эпоху, когда в результате глобализации и компьютеризации все больше людей в развитых странах мира имеют доступ ко всем освещаемым новостям и могут высказать свое мнение по их поводу.
Теоретической основой исследования послужили работы русских и зарубежных лингвистов, занимающихся когнитивной лингвистикой в целом и коммуникативными стратегиями в частности (А.Н. Баранов, Р.М. Блакар, Д.П. Гавра, Л.К. Граудина, О.С. Иссерс, О.М. Казарцева, В.Б. Кашкин, Е.В. Клюев, В.И. Максимов, П.Б. Паршин, Е.В. Трощенкова), проблемами дискурса (В.П. Конецкая, Т.А. ван Дейк, Е.И. Шейгал, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, А.П. Чудинов, А.В. Бушев, В.Е. Малеева, Л.Ю. Иванов) и социологов и психологов, занимающихся проблемой групповой идентичности и солидаризции (Tajfel, Turner, Hamilton, Foote, Gammons, Augoustinos, Walker, Dois, Агеев, Андреева, etc).
Целью работы является анализ и создание классификации разнообразных индивидуальных стратегий, призванных солидаризировать группу сторонников демократической партии.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия коммуникативная стратегия и тактика;
- выделить особенности индивидуальных коммуникативных стратегий;
- определить в необходимом для данного исследования объеме специфику общественно-политического Интернет-дискурса как уникального явления новейшего времени;
- выделить понятия групповой идентичности и солидаризации;
- на материале собранных примеров выделить, и провести качественный и количественный анализ встретившихся средств солидаризации.
Материалом исследования послужили комментарии к статьям американских Интернет-изданий, освещающих социально-политические вопросы. В примерах во второй главе комментарии даются с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Всего было исследовано около 5000 примеров к четырем статьям. Критерием отбора явилось наличие лексических и технических средств солидаризации.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались дискурс-анализ, методы качественного и количественного анализа.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка классификации средств солидаризации на материале комментариев на веб-сайте.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в развитие изучения общественно-политического Интернет-дискурса, а так же предпринята попытка описать основные стратегии, разрабатываемые сторонниками демократической партии в ходе праймериз.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов для исследования широкого спектра проблем в области лингвокультурологии, социологии, психологии, коммуникативной прагматики, использование полученных данных в теоретических курсах по общей лингвистике, лексикологии, социологии и когнитивной лингвистике английского языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании нами была предпринята попытка проанализировать стратегии, применяющиеся участниками дискуссий на общественно-политические темы на американских новостных сайтах для солидаризации, а также причины, которыми они руководствуются.
С этой целью мы, в первую очередь, изучили подходы к понятиям «коммуникативная стратегия» и «дискурс», которые существуют в гуманитарных науках на современном этапе. В рамках данной работы нами было принято решение понимать первое как действия (планирование, осуществление коммуникации) одного индивида, направленные на достижение нужного ему результата (оказание воздействия на адресата); а второе как динамическую реализацию текста вкупе с экстралингвистическими компонентами.
Далее мы рассмотрели особенности социально-политического Интернет-дискурса, которые обуславливают его уникальность как коммуникативной среды. Мы пришли к выводу, что данный относительно новый тип дискурса объединил в себе черта как социально-политического, так и Интернет-дискурса, выработав на их основании некоторые индивидуальные черты.
Следующей нашей задачей было рассмотреть понятие «групповая солидаризация» и «групповая идентификация». Мы пришли к выводу, что процесс групповой солидаризации никогда не бывает статичен. Однако результатом солидаризации должно стать неизменное состояние солидарности. Касаемо групповой идентификации, мы выделили 4 принципа, по которым можно ее найти.
В практической части работы мы проанализировали примеры комментариев, содержащих технические или лексические средства солидаризации. Мы пришли к выводу, что солидаризация может быть полной и неполной, а также выделили основные стратегии, по которым солидаризируются сторонники демократической партии в ходе американских праймериз. Мы обнаружили, что эти стратегии применяются комментаторами с разной частотностью.
Мы определили, что успешность использования тех или иных средств солидаризации зависит от разных факторов, и нет никакой гарантии, что стратегия будет успешной. Среди самых успешных и популярных стратегий можно назвать генерализацию (переход от частного к общему) и перенос признака с одного на другое.
Материал нашей работы крайне редко становится объектом изучения ученых-лингвистов, и это предполагает широкие перспективы для его дальнейшего анализа. Мы полагаем, что виртуальная коммуникация, как явление динамично развивающееся, позволит проводить дальнейшие исследования на более обширном и разнообразном материале. Мы же, со своей стороны, постарались описать некоторые аспекты такого малоизученного явления как солидаризация в виртуальной среде, акцентируя внимание на таком актуальном и широко распространенном виде коммуникации, как обмен комментариями в обсуждении Интернет-статей.


1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
2. Алексеев А.Н. Что такое социальная солидарность? // Блог А.Н. Алексеева. 29.11.2012. URL:http://qps.ru/jiGA1(дата обращения 20.04.2016).
3. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20).
URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 25.04.2016).
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1990. -136-137 с.
5. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // 2. Роль языка в средствах массовой информации. - М., 1986. - 100¬142 с.
6. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.- 88-125 с.
7. Буторина Е.П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен 26.01.2001 URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28 50(дата обращения 31.04.2016).
8. Бушев А.В. Языковые феномены политического дискурса// Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Выпуск 2. / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. - 52-71 с.
9. Валиахметова Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д.Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы в 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во КФУ, 2001.- Т.2.- 7-9 с.
10. Дускаева Л.Р. Дифференциация информационных жанров газетной публицистики.// Изменяющийся языковой мир: Материалы междунар. науч. конф. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001.- 135-137 с.
11. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Питерб. 2011. - 201 с.
12. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.
13. Иванов Л.Ю. Культура русской речи. Энциклопедический словарь- справочник. - М.: Флинта-Наука, 2003.- 840 с.
14. Иссерс О.С. Коммуникативный менеджмент: типы речевых стратегий// Культуры народов Причерноморья. Научный журнал. № 82. Т.1. - Симферополь, 2006.- 183-185 с.
15. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 288 с.
16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.- 2 изд-е., - М.: Флинта, Наука, 1999.- 496 с.
17. Межличностное общение. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В.Казариновой, В.М. Погольши. СПб. 2001. - 330-340 с.
18. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов, 2000. - Вып. 1. - 25-33 с.
19. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистический и эмотивный аспекты. - Волгоград: Перемена, 1998. - 185-196 с.
20. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.- 175 с.
21. Клюев, Е.В. Риторика. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 1999.- 70-75 с.
22. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М. 1997.- 304 с.
23. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
24. Малеева В. Политический дискурс и поэтический дискурс: языковая игра // URL: http://www.vestnik.ru/ 28 5.htm.
25. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера.
М., 1997.- 595 с.
26. Трощенкова, Е.В. Глобальные коммуникативные стратегии как фактор координации социокультурного знания: ценности и партийные стереотипы в ходе праймериз в США [Текст] / Е.В. Трощенкова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. - №1. - 33-42 с.
27. Чудинов А.П. Политическая лингвистика (общие проблемы, метафора): Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2003. - 239с.
28. Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2003.- 460 с.
29. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. Монография - Волгоград: Перемена, 2000. - 368 с.
30. Adler М. Naming and Addressing. A sociolinguistic study. Hamburg: Buske. 1978. P 66.
31. Andreewa G.M. Das Problem der Identitat im ProzeB der radikalen sozialen Umgestaltung RuBlands // Steiner H., Jadow W. (Hrsg.). Russland - wohin? Berlin: Trafo, 1999.- 67-72p.
32. Augoustinos M., Walker I. Social cognition. An integrated introduction. London: SAGE, 1995. P 304
33. Brown R., Condor S., Mathews A., Wade G., Williams J. Explaining intergroup differentiation in an industrial organization // Journal of Occupational Psychology. Vol. 59. Is. 4. 1986. P 273-286.
34. Dijk T. van Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998. P. 365.
35. Dois W. Social representations in personal identity // Gergen K. Realities and relationships. Soundings in social construction. London: Harvard University Press, 1994. P 21-26.
36. Foote N.N. Identification as the basis for a theory of motivation // American Sociological Review. Vol. 16. Is. 1. 1951. P 14-21.
37. Gammons P. Living and dying with the Woe Sox // Sports Illustrated. 1986. November 3. P 22-23.
38. Hamilton D. L. (Ed.). Cognitive Processes in Stereotyping and Intergroup Behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1981. P 380.
39. Kelman H.C. Processes of opinion change // Public Opinion Quarterly. Vol. 25. Is. 1. 1961. P 57-78.
40. Martin, J., & Siehl, C. Organizational culture and counterculture: An uneasy symbiosis. Organizational Dynamics, 12 (2), 1983. P 52-64.
41. O'Reilly C., III, Chatman J. Organizational commitment and psychological attachment: The effects of compliance, identification, and internalization on prosocial behavior // Journal of Applied Psychology. Vol. 71. Is. 4. 1986. P 492-499
42. Tajfel H. Instrumentality, identity and social comparisons // H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982. P 483-507.
43. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior //
S.Worchel, W.Austin. (Eds). Psychology of inter group relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P 7-24.
44. Turner J.C. The experimental social psychology of intergroup behavior // J.C. Turner, H. Giles (eds). Intergroup behaviour. Chicago: University of Chicago Press, 1981. P 66-101.
45. Turner, J. C. Towards a cognitive redefinition of the social group. In H. Tajfel (ed.), Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P 15-40.
Список статей
1. Crossing the Line: How Donald Trump Behaved With Women In Private // The New York Times. 14/05/2016. By Michael Barbaro and Megan Twoheymay. 3458 comments. URL:http://qps.ru/v8KXM
2. Donald Trump, American Preacher // The New York Times. 12/04/2016. By Jeff Sharlet. 338 comments. URL:http://qps.ru/fR4pl
3. By Opposing Obama the Republicans Created Trump // The New York Times. BySteven Rattner. 13/04/2016. 474 comments. URL:http://qps.ru/wnL3F
4. Mr. Trump’s Wild Ride // The New York Times. By Robert Drapermay. 18/05/2016. 398 comments. URL:http://qps.ru/gSTbx


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ