Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Работа №73146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Понятие, компоненты и критерии жизненной перспективы 16
1.3. Психологические и социальные факторы развития жизненной
перспективы у старшеклассников 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа психологической коррекции низкого уровня
стрессоустойчивости старшеклассников 62
2.4. Анализ эффективности программы психологической коррекции
низкого уровня стрессоустойчивости старшеклассников 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности проблема «жизненной перспективы» является предметом активного изучения в психологии. Проблему формирования жизненных перспектив актуально рассматривать с начала юношеского возраста, который приходится на 10-11 классы школы (16-18 лет), так как данный возрастной период является важным для формирования личности. Одной из наиболее характерных особенностей мировоззрения старшеклассника является устремленность в будущее. Стремление понять цели, осознать смысл своей жизни, строить планы на ближайшие и дальние сроки, разрабатывать стратегии их реализации, мечтать о будущем и приближать его своими действиями — экзистенциальная характеристика личности, присущая молодежи. Человек видит свое будущее как общую направленность возможных важнейших событий. Жизненная перспектива — это потенциальная возможность развития личности, определенных изменений в будущем, поскольку личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, которые способны изменить ее в положительную или отрицательную сторону.
Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути, размытые, нечеткие жизненные перспективы - все это является стрессовыми ситуациями и становится причиной повышения уровня психоэмоционального напряжения старшеклассников. В свою очередь повышение психоэмоционального напряжения может привести к снижению уровня стрессоустойчивости, который оказывает негативное влияние на уверенность старшеклассников в себе и в своем будущем. Следовательно, актуальным на сегодняшний день является изучение различных способов и путей преодоления стресса. Одним из таких способов является формирование стрессоустойчивости у старшеклассников.
На современном этапе развития психологии выделяют ряд подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс и др.), событийный (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова и др.), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и др.), системный (В.Е. Клочко, И.А. Ральникова и др.).
Проблема стрессоустойчивости берет начало из теории стресса (Г. Селье). В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий личности (Р. Лазарус, С. Фолкман), как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением (Ч.Д. Спилбергер и др.). Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, В.М. Писаренко, К.К. Платонов и др.), рассматривают стрессоустойчивость как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вышеописанной проблемы. Современные исследования посвящены изучению особенностей жизненной перспективы в зависимости от возрастного развития, личностных характеристик (А.К. Акименко, А.А. Гольцова, И.А. Ральникова, Т.Ю. Рубцова), от условия и содержания деятельности (В.А. Москвин, К. Муздыбаев), от особенностей эмоционального реагирования на события (А.К. Болотова Е.Е. Бочарова,). Имеются исследования, посвященные изучению связи временной перспективы и уровня стресса (К. Левин, Т.С. Пилишвили, А.А. Старостина). Однако в связи с разграничением понятий «временная перспектива» и «жизненная перспектива» возникает необходимость в проведении новых исследований.
Проблема исследования: каковы особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости?
Цель исследования: изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, разработать и внедрить программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости.
Объект исследования - жизненная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: существуют различия в сформированности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, а именно: у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненная перспектива характеризуется низким уровнем структурированности, темпоральности, осмысленности, личностного проецирования, а также негативной эмоциональной окрашенностью. Оптимизация уровня
стрессоустойчивости за счёт специально организованной психологической коррекции приведет к гармонизации жизненной перспективы.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной исследованию проблемы жизненных перспектив у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
2. Выявить уровень стрессоустойчивости старшеклассников.
3. Изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
4. На основании данных теоретического анализа и эмпирического исследования разработать, внедрить и оценить эффективность программы коррекции низкого уровня стрессоустойчивости.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных. В основу разработки проблемы жизненной перспективы легла причинно-целевая концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника, по мнению которых, жизненная перспектива является целостной картиной будущего, включающей совокупность возможных (планируемых и ожидаемых) событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни. В основе изучения стрессоустойчивости лежат положения о стрессоустойчивости В.А. Бодрова, П.Б. Зильбермана, которые рассматривают ее как интегративную характеристику, обеспечивающую человеку способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность действий.
Методы исследования:
• теоретические: сравнительно-сопоставительный метод;
• организационные: сравнительный метод;
• эмпирические: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ); наблюдение, беседа, эксперимент;
• методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции r-Спирмена; критерий ф* - угловое преобразование Фишера; U-критерий Манна-Уитни; Т-критерий Уилкоксона (Вилкоксона);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
• Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге), адаптированная для детей Т.А. Крюковой.
• Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).
• Свободное сочинение на тему «Мое будущее».
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) («Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева).
• Беседа, наблюдение.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Волоконовская СОШ №1» п. Волоконовки Белгородской обл. Выборка испытуемых состояла из 82 старшеклассников: 48 девочек и 34 мальчиков, возрастом от 15 до 18 лет.
Апробация. Результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ» (2018 г.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в научной статье (2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 94 наименования, 14 приложений, 7 таблиц и 13 рисунков. Объем работы - 91 страница машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведённого теоретического анализа литературы был сделан вывод о том, что проблема особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости ещё не достаточно исследована в психологии. В связи с этим изучение данной проблемы представляет большую значимость для теории и практики.
В России и за рубежом накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме жизненных перспектив. В основе исследований зарубежных психологов лежит мотивационный подход. В отечественной психологии разработаны несколько подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: событийный, типологический, системный. В настоящее время продолжаются исследования данного феномена. Содержание жизненной перспективы представляет собой совокупность планируемых и ожидаемых событий, которые организуют представления о будущем, а оценить ее можно с помощью ряда качественных характеристик - критериев: согласованность, дифференциированность, продолжительность, реалистичность, оптимистичность, иерархичность, структурированность (Я.В. Васильев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Н. Карандашев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Т.С. Шляхтин и др.).
Психологи акцентируют внимание на том, что ключевым периодом формирования жизненной перспективы является старший школьный возраст. При этом она имеет несколько характерных особенностей: система жизненных планов старшеклассников с учетом жизненных обстоятельств отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью, т.е. жизненные цели в недостаточной мере подкреплены жизненными планами; недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради достижения целей (О.В. Белановская, Е.И. Головаха, И.С. Кон и др.). Жизненная перспектива является результатом индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия. В частности, стрессоустойчивость является одним из факторов формирования оптимальной жизненной перспективы.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии проблема стресса и стрессоустойчивости является актуальной. В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий, как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением. Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью, а также рассматривают как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.). Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути старшеклассников, нечеткие жизненные перспективы - все это вызывает стресс, наблюдается повышение психоэмоционального напряжения, снижение сопротивляемости эмоциональной нагрузке. При этом для старшеклассников характерен отрицательный эмоциональный фон, сопровождающийся: волнением, тревогой, беспокойством, ожиданием неудачи и провала, который оказывает негативное влияние на их уверенность в себе и в своем будущем. В связи с этим важно формировать у старшеклассников стрессоустойчивость. Высокий уровень стрессоустойчивости поможет старшеклассникам руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность своих действий для достижения будущих целей.
В результате исследования у большой части старшеклассников выявлен низкий уровень стрессоустойчивости (41%). Они находятся в состоянии сильной стрессовой нагрузки, так как стоят перед выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути. Для них характерны такие черты, как ранимость, тревожность, состояние нервно-психического напряжения.
В процессе исследования компонентов жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости было установлено, что старшеклассники с высоким уровнем стрессоустойчивости обладают высокой степенью структурированности жизненных планов, характеризующихся большим разнообразием, наличием ближайшей, средней и отдаленной перспектив, положительной эмоциональной окрашенностью будущего, достаточно высокой степень осмысленности. Они четко представляют себя в будущем и готовы взять на себя ответственность за все, что с ними происходит и произойдет. В то время как у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненные цели, планы слабо проработаны и не выстроены по времени, свое будущее они видят в негативном свете.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. В результате статистического и корреляционного анализа была установлена обратная связь между уровнем стрессоустойчивости и компонентами жизненной перспективы: пространственно-временным (структурированность, темпоральность) и смысловым (эмоциональная окрашенность, личностное проецирование и осмысленность). Большинство старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуется низкой степенью структурированности жизненных планов, наличием лишь ближайшей жизненной и временной перспективы, сроком до 2-х лет, негативной эмоциональной окрашенностью будущего, низкой степенью осмысленности и слабым представлением себя в будущем, а также нежеланием брать на себя ответственность за собственную жизнь. В целом представление о будущем у них размыто и расплывчато, вплоть до отсутствия содержательной ориентации.
После реализации программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости у старшеклассников произошло повышение уровня стрессоустойчивости. Они стали легче переносить эмоциональные, волевые, интеллектуальные нагрузки средней интенсивности, а выполняемая деятельность стала более эффективной и продуктивной. Стоит сказать, что у них также снизился уровень психоэмоционального напряжения. В контрольной группе качественных изменений уровня стрессоустойчивости не наблюдается.
У старшеклассников, включенных в программу психокоррекции, произошли качественные изменения смыслового компонента жизненной перспективы. Их эмоциональное отношение к собственному будущему стало более позитивным, а образ себя в будущем более четким, что способствует развитию активности и энергичности старшеклассников. Вместе с позитивным эмоциональным отношением к будущему это может стимулировать юношей и девушек встать над течением жизни и изменить его. Что касается испытуемых контрольной группы, то их показатели не изменились.
Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях экспериментальной группы «до» и «после» участия в коррекционной программе. Проведённые расчеты математической статистики позволяют говорить об эффективности разработанной программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости и значимости различий в показателях, характеризующих жизненную перспективу старшеклассников экспериментальной группы. Повышение уровня стрессоустойчивости за счет специально организованной программы психологической коррекции способствует гармонизации жизненной перспективы.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, дальнейшей коррекцией с целью предотвращения перехода данного состояния к фазе нервного истощения, а так же возможностью гармонизации жизненной перспективы посредством коррекции стрессоустойчивости. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей в условиях образовательных учреждений для профилактики преодоления стрессовых состояний и в практике психологического консультирования по проблемам формирования жизненной перспективы.
Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения разных сторон этой проблемы: расширение выборки исследования посредством включения других возрастных групп; выявление взаимосвязи особенностей жизненной перспективы с субъективным контролем, ценностно-смысловыми ориентациями, направленностью личности; изучение динамики формирования жизненной перспективы в старшем школьном и студенческом возрасте; а также изучение механизмов формирования гармоничной жизненной перспективы.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: «Речь», 2010. - 169 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань.: Изд-во Казанского университета, 1987. - 264с.
3. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2002. - 299 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - 259 с.
5. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени / Сост. Л.В. Куликов // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 279-297.
6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова- Славская - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
7. Акименко, А.К. Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. Т. 5. - № 4. - С. 341-346.
8. Андреев, П.В. Развитие стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ как фактор сохранения психологического здоровья выпускников школ / П.В. Андреев // В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Н.В. Тимушкиной, Д.В. Воробьева. - 2017. - С. 21-25.
9. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А. Баранов.
- Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1997. - 108 с.
10. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25—28 июня 2003 г. В 8 т. - СПб., 2003. - Т. 1. - С. 453-457.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /
B. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. - Издательство: Питер, 2004. - 154 с.
13. Болотова, А.К., Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения / А.К. Болотова, М.Р. Хачатурова // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 69-76.
14. Бохан Т.Г. Онтогенетический аспект стресса и стрессоустойчивости с позиции идей самоорганизации / Т.Г. Бохан // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 296. - С. 200-205.
15. Бочарова, Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 1. - С. 57-63.
16. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.
17. Васильев, В.Я. Целевая направленность и временная перспектива
личности / В.Я. Васильев // Психология личности и время жизни человека. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно¬теоретической конференции г. Черновцы, 23-25 апр. 1991 г. Т.2. -
Черновцы, 1991. - С. 10-13.
18. Вечканова, Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности / Е.М. Вечканова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4. -C.117-122.
19. Галяутдинова, Н.В. Формирование стрессоустойчивойсти у старшеклассников / Н.В. Галяутдинова, Г.Ф. Биктагирова // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань. - 2016. - С. 116-119.
20. Гинзбург, М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников / М.Р. Гинзбург // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. - С. 18-22.
21. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 135-136.
22. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Г оловаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001. - С. 256-269.
23. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха,
A. А. Кроник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.
24. Гольцова, А.А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста / А.А. Гольцова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 189-193.
25. Григорьева, М.В. Представления о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации / М.В. Григорьева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 63-65.
26. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния
человека (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Ин-т
психологии РАН, 2003. - 318 с.
27. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности: Монография /
B. И. Долгова, Г.Ю. Гольева - М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
28. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Изд-во «Харвест», 2006. - 416 с.
29. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - Флинта, 2014. - 512 с.
30. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь. - 2010. - 352 с.
31. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Ипполитова. - Барнаул, 2005. - 23 с.
32. Казакова, Т.В. Особенности жизненных перспектив студентов с различной ценностно-смысловой направленностью / Т.В. Казакова [и д.р.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55¬9. - С. 253-260.
33. Какова роль временной перспективы в становлении субъектности? [Электронный ресурс] - URL: http://www.vash-psiholog.info/s/251-2013-11- 10-21-55-22/20999-kakova-rol-vremennoj-perspektivy-v-stanovlenii-subektno sti.html (дата обращения: 2.11.17)
34. Камнева, Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе Я субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет) : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Е.В. Камнева. - Калуга, 2002. - 14 с.
35. Канищева, М.А. Особенности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля : автореф. дис. . канд. психол. наук. / М.А. Канищева. - Белгород, 2016. - 23 с.
36. Карандышев, В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности / В.Н. Карандышев // Психология личности и время жизни человека. Сб. науч. докл. Черновцы, 1991. - С. 43-54.
37. Картавенко, М.В. Определение уровней психоэмоциональной напряженности и стресса / М.В. Картавенко, А.Д. Чекина // Известия ЮФУ. Технические науки, 2008. - С. 80-82.
38. Каширина, Л.В. Внутренняя гармония как фактор устойчивости к стрессу / Д.В. Каширина, К.В. Новикова // Психология в экономике и управлении. - 2016. - Т. 8. № 1-2. - С. 51-59.
39. Квасова, О.Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности / О.Г. Квасова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 5. - С. 36-40.
40. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китев-Смык. - М.: Наука, 2013. - 368 с.
41. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). / В.Е. Клочко. - Томск, 2005. - 173 с.
42. Ключко, О.И. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / Под ред. О.И. Ключко. - М.: МГПУ, 2015. - 224 с.
43. Ключко, О.И. Развитие жизненных перспектив студентов педагогического вуза / О.И. Ключко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4 (26). - С. 16-23.
44. Ковалев, В.И. особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - С. 179-184.
45. Кожурова, О.А. Особенности оценки переживания времени подростками / О.А. Кожурова // Вестник самарской гуманитарной академии. Серия «психология». - 2010. - № 1. - С. 31-38.
46. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М., 2009. - 176 с.
47. Конарева, И.Н. Специфика учебного стресса старшеклассников / И.Н. Конарева, А.В. Мананкова // В сборнике: научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 114-118.
48. Кубашичева Л.Н. Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья / Л.Н. Кубашичева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 910. - С. 171-173.
49. Кублицкене, Л.Ю. Личностные особенности организации времени : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 АН СССР. Ин-т психологии / Л.Ю. Кублицкене. - Москва, 1989. - 17 с.
50. Кузьмичева, С.В. Формирование стрессоустойчивости у
старшеклассников при подготовке к государственным экзаменам /
С.В. Кузьмичева // В сборнике: Научные исследования и разработки 2016 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 588-592.
51. Курчатова, А.А. Тревожность, как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии / А.А. Курчатова,
А.С. Скурыдина // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7. - С. 211-212.
52. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Р.С. Лазарус. - СПб.: Медицина, 2010. - С. 88¬92.
53. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент». История
психологии XX век / Под. редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Академический проект, 2003. - (Серия «Gaudeamus»). - С. 247-265.
[Электронный ресурс] - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16127(дата обращения: 30.09.2017).
54. Леонова, А.Б. Стресс и копинг поведение: факторы развития
профессионально-личностных деформаций / А.Б. Леонова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. - 2013. - Т. 2. - С. 122¬124.
55. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, №4. - С. 54-65.
56. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса /
В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
57. Маслова, Е.С. Стратегия жизнедеятельности и успешность жизненного пути / Е.С. Маслова // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2016. - № 2-2 (20). - С. 48-54.
58. Махиева, Л.Х. Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования / Л.Х. Махиева // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6. - С. 10-16.
59. Мельникова, М.Л. Сравнительный анализ структурных компонентов смыслового будущего у подростков / М.Л. Мельникова // Педагогическое образование в России. - 2017. № 7. - С. 157-163.
60. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т.Х. Холмса и Р. Раге [Электронный ресурс]. - URL: йИр://рзу1аЬ.ш1Ь/Методика_определения_стрессоустойчивости_и_социаль ной_адаптации_Холмса_и_Раге (дата обращения: 5.10.2017).
61. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Изд-во «АСТ», «Прайм-Еврознак», 2014. - 816 с.
62. Митина, Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: учебное пособие для практических психологов / Л.М. Митина. - Кемерово: Кемеров. обл. ИУУ, 1992. - 72 с.
63. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность, 2010. - С.82-86.
64. Некрасова, И.Н. Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте / И.Н. Некрасова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. Т. 5. № 1 (14). - С. 180-184.
65. Немчин, Т.А. Оценка нервно-психического напряжения [Электронный ресурс]. - URL: http://megapredmet.ru/1-79048.html(дата обращения:
5.10.2017) .
66. Неупокоева, М.Н. Жизненные перспективы личности с синдромом эмоционального выгорания : магистерская диссертация по направлению подготовки: 37.04.01 - Психология. / М.Н. Неупокоева. - Барнаул, 2016. - 103 с.
67. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен - М.: Смысл, 2004. - 607 с.
68. Пантелеева, В.В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы / В.В. Пантелеева, Д.А. Богомолова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. № 6. - С. 23-29.
69. Пилишвили, Т.С. Особенности стрессоустойчивости студентов с разной временной перспективой / Т.С. Пилишвили, А.А. Старостина // Акмеология. - 2017. № 1 (61). - С. 94-97.
70. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов.
- М.: Наука, 1982. - 309 с.
71. Ральникова, И.А. Временная проблематика в психологии: трансспективный анализ / И.А. Ральникова // Известия АлтГУ. - 2014. - № 2-2 (82). - С. 61-66.
72. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания / И.А. Ральникова // Известия АлтГУ. - 2011. - № 2-1. - С. 53-60.
73. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы сельских старшеклассников / И.А. Ральникова, А.А. Рудакова // Известия АлтГУ. - 2015. - № 4 (08). -
С. 108-114.
74. Ральникова, И.А. Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации / И.А. Ральникова // Известия АлтГУ - 2011. - № 2-2. - С. 59-63.
75. Ральникова, И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий: монография / И.А. Ральникова. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та. - 2012. - 194 с.
76. Рубцова, Т.Ю. Особенности формирования актуализированных жизненных перспектив будущих абитуриентов ВУЗа / Т.Ю. Рубцова, М.И. Губанова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1 (26). - С. 232-236.
77. Рубцова, Т.Ю. Ретроспективный анализ исследования проблемы
формирования жизненных перспектив выпускников
общеобразовательных учреждений / Т.Ю. Рубцова // Социогуманитарный вестник. - 2012. - № 1. - С. 62-67.
78. Рябова, В.И. Условия формирования жизненных планов
старшеклассника [Электронный ресурс]. URL: http://psihdocs.ru/usloviya- formirovaniya-j iznennih-planov- starsheklassnika. html (дата обращения:
25.10.2017)
79. Самсоненко, Л.С. Особенности структурных компонентов жизненной перспективы личности в раннем юношеском возрасте / Л.С. Самсоненко // Образование и саморазвитие. - 2009. Т. 5. - № 15. - С. 191-195.
80. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 2012. - 112 с.
81. Серенкова, В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991. - 20 с.
82. Собкин, В.С. Студент педагогического вуза: жизненные и
профессиональные перспективы / В.С. Собкин. - М.: Академия, 2009. - 211 с.
83. Солдатов, Д.В. Психологическое время личности в подростковом возрасте / Д.В. Солдатов, О.Н. Жильцова / Ярославский педагогический вестник. - 2011. Т. 2. - № 2. - С. 247-251.
84. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) [Электронный
ресурс] URL: http://www.emotionlabs.ru/content/47/ (дата обращения:
2.11.17)
85. Суворова, В.В. Психопрофилактика стресса / В.В. Суворова - М.: Педагогика, 2005. - 183 с.
86. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО), Д. А. Леонтьев
[Электронный ресурс]. - URL: https://psycabi.net/testy/256-test-
smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения:
5.10.2017) .
87. Толстых, Н.Н. Время думать о будущем / Н.Н. Толстых // Мир психологии. - 2013, - № 2 (74) - С. 96-108.
88. Толстых, Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. / Н.Н. Толстых - М., 2010. - 54 с.
89. Тышкова, М.Л. Исследование устойчивости личности детей / М.Л. Тышкова // Вопросы подростков в трудных ситуациях психологии. - 1987. - № 1. - С. 27-33.
90. Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25. [Электронный ресурс] URL: http://e- koncept.ru/2016/46005.htm. (дата обращения: 18.09.2017).
91. Федорчук, В.А. Стрессоустойчивость как фактор психологического здоровья старшеклассников / В.А. Федорчук, В.С. Клемес // В сборнике: психологическое здоровье и развитие личности в современном мире материалы. Всероссийской конференции (с международным участием), посвященной 20-летию кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета. - 2017. - С. 150-156.
92. Фотеева, Л.А. Временная перспектива в связи с удовлетворенностью
жизнью и личностными особенностями подростков / Л.А. Фотеева, И.Б. Дерманова // В сборнике: Научные исследования выпускников
факультета психологии СПбГУ, 2016. - С. 226-231.
93. Фресс, П. Восприятие и оценка / П. Фресс, Ж. Пиаже //
Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. Вып. 6. - С. 88-135.
94. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ