ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Понятие, компоненты и критерии жизненной перспективы 16
1.3. Психологические и социальные факторы развития жизненной
перспективы у старшеклассников 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа психологической коррекции низкого уровня
стрессоустойчивости старшеклассников 62
2.4. Анализ эффективности программы психологической коррекции
низкого уровня стрессоустойчивости старшеклассников 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 8
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологии 8
1.2. Понятие, компоненты и критерии жизненной перспективы 16
1.3. Психологические и социальные факторы развития жизненной
перспективы у старшеклассников 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа психологической коррекции низкого уровня
стрессоустойчивости старшеклассников 62
2.4. Анализ эффективности программы психологической коррекции
низкого уровня стрессоустойчивости старшеклассников 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности проблема «жизненной перспективы» является предметом активного изучения в психологии. Проблему формирования жизненных перспектив актуально рассматривать с начала юношеского возраста, который приходится на 10-11 классы школы (16-18 лет), так как данный возрастной период является важным для формирования личности. Одной из наиболее характерных особенностей мировоззрения старшеклассника является устремленность в будущее. Стремление понять цели, осознать смысл своей жизни, строить планы на ближайшие и дальние сроки, разрабатывать стратегии их реализации, мечтать о будущем и приближать его своими действиями — экзистенциальная характеристика личности, присущая молодежи. Человек видит свое будущее как общую направленность возможных важнейших событий. Жизненная перспектива — это потенциальная возможность развития личности, определенных изменений в будущем, поскольку личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, которые способны изменить ее в положительную или отрицательную сторону.
Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути, размытые, нечеткие жизненные перспективы - все это является стрессовыми ситуациями и становится причиной повышения уровня психоэмоционального напряжения старшеклассников. В свою очередь повышение психоэмоционального напряжения может привести к снижению уровня стрессоустойчивости, который оказывает негативное влияние на уверенность старшеклассников в себе и в своем будущем. Следовательно, актуальным на сегодняшний день является изучение различных способов и путей преодоления стресса. Одним из таких способов является формирование стрессоустойчивости у старшеклассников.
На современном этапе развития психологии выделяют ряд подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс и др.), событийный (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова и др.), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и др.), системный (В.Е. Клочко, И.А. Ральникова и др.).
Проблема стрессоустойчивости берет начало из теории стресса (Г. Селье). В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий личности (Р. Лазарус, С. Фолкман), как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением (Ч.Д. Спилбергер и др.). Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, В.М. Писаренко, К.К. Платонов и др.), рассматривают стрессоустойчивость как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вышеописанной проблемы. Современные исследования посвящены изучению особенностей жизненной перспективы в зависимости от возрастного развития, личностных характеристик (А.К. Акименко, А.А. Гольцова, И.А. Ральникова, Т.Ю. Рубцова), от условия и содержания деятельности (В.А. Москвин, К. Муздыбаев), от особенностей эмоционального реагирования на события (А.К. Болотова Е.Е. Бочарова,). Имеются исследования, посвященные изучению связи временной перспективы и уровня стресса (К. Левин, Т.С. Пилишвили, А.А. Старостина). Однако в связи с разграничением понятий «временная перспектива» и «жизненная перспектива» возникает необходимость в проведении новых исследований.
Проблема исследования: каковы особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости?
Цель исследования: изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, разработать и внедрить программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости.
Объект исследования - жизненная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: существуют различия в сформированности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, а именно: у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненная перспектива характеризуется низким уровнем структурированности, темпоральности, осмысленности, личностного проецирования, а также негативной эмоциональной окрашенностью. Оптимизация уровня
стрессоустойчивости за счёт специально организованной психологической коррекции приведет к гармонизации жизненной перспективы.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной исследованию проблемы жизненных перспектив у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
2. Выявить уровень стрессоустойчивости старшеклассников.
3. Изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
4. На основании данных теоретического анализа и эмпирического исследования разработать, внедрить и оценить эффективность программы коррекции низкого уровня стрессоустойчивости.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных. В основу разработки проблемы жизненной перспективы легла причинно-целевая концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника, по мнению которых, жизненная перспектива является целостной картиной будущего, включающей совокупность возможных (планируемых и ожидаемых) событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни. В основе изучения стрессоустойчивости лежат положения о стрессоустойчивости В.А. Бодрова, П.Б. Зильбермана, которые рассматривают ее как интегративную характеристику, обеспечивающую человеку способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность действий.
Методы исследования:
• теоретические: сравнительно-сопоставительный метод;
• организационные: сравнительный метод;
• эмпирические: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ); наблюдение, беседа, эксперимент;
• методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции r-Спирмена; критерий ф* - угловое преобразование Фишера; U-критерий Манна-Уитни; Т-критерий Уилкоксона (Вилкоксона);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
• Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге), адаптированная для детей Т.А. Крюковой.
• Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).
• Свободное сочинение на тему «Мое будущее».
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) («Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева).
• Беседа, наблюдение.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Волоконовская СОШ №1» п. Волоконовки Белгородской обл. Выборка испытуемых состояла из 82 старшеклассников: 48 девочек и 34 мальчиков, возрастом от 15 до 18 лет.
Апробация. Результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ» (2018 г.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в научной статье (2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 94 наименования, 14 приложений, 7 таблиц и 13 рисунков. Объем работы - 91 страница машинописного текста.
Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути, размытые, нечеткие жизненные перспективы - все это является стрессовыми ситуациями и становится причиной повышения уровня психоэмоционального напряжения старшеклассников. В свою очередь повышение психоэмоционального напряжения может привести к снижению уровня стрессоустойчивости, который оказывает негативное влияние на уверенность старшеклассников в себе и в своем будущем. Следовательно, актуальным на сегодняшний день является изучение различных способов и путей преодоления стресса. Одним из таких способов является формирование стрессоустойчивости у старшеклассников.
На современном этапе развития психологии выделяют ряд подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс и др.), событийный (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова и др.), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и др.), системный (В.Е. Клочко, И.А. Ральникова и др.).
Проблема стрессоустойчивости берет начало из теории стресса (Г. Селье). В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий личности (Р. Лазарус, С. Фолкман), как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением (Ч.Д. Спилбергер и др.). Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, В.М. Писаренко, К.К. Платонов и др.), рассматривают стрессоустойчивость как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вышеописанной проблемы. Современные исследования посвящены изучению особенностей жизненной перспективы в зависимости от возрастного развития, личностных характеристик (А.К. Акименко, А.А. Гольцова, И.А. Ральникова, Т.Ю. Рубцова), от условия и содержания деятельности (В.А. Москвин, К. Муздыбаев), от особенностей эмоционального реагирования на события (А.К. Болотова Е.Е. Бочарова,). Имеются исследования, посвященные изучению связи временной перспективы и уровня стресса (К. Левин, Т.С. Пилишвили, А.А. Старостина). Однако в связи с разграничением понятий «временная перспектива» и «жизненная перспектива» возникает необходимость в проведении новых исследований.
Проблема исследования: каковы особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости?
Цель исследования: изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, разработать и внедрить программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости.
Объект исследования - жизненная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: существуют различия в сформированности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости, а именно: у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненная перспектива характеризуется низким уровнем структурированности, темпоральности, осмысленности, личностного проецирования, а также негативной эмоциональной окрашенностью. Оптимизация уровня
стрессоустойчивости за счёт специально организованной психологической коррекции приведет к гармонизации жизненной перспективы.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной исследованию проблемы жизненных перспектив у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
2. Выявить уровень стрессоустойчивости старшеклассников.
3. Изучить особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости.
4. На основании данных теоретического анализа и эмпирического исследования разработать, внедрить и оценить эффективность программы коррекции низкого уровня стрессоустойчивости.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных. В основу разработки проблемы жизненной перспективы легла причинно-целевая концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника, по мнению которых, жизненная перспектива является целостной картиной будущего, включающей совокупность возможных (планируемых и ожидаемых) событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни. В основе изучения стрессоустойчивости лежат положения о стрессоустойчивости В.А. Бодрова, П.Б. Зильбермана, которые рассматривают ее как интегративную характеристику, обеспечивающую человеку способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность действий.
Методы исследования:
• теоретические: сравнительно-сопоставительный метод;
• организационные: сравнительный метод;
• эмпирические: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ); наблюдение, беседа, эксперимент;
• методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции r-Спирмена; критерий ф* - угловое преобразование Фишера; U-критерий Манна-Уитни; Т-критерий Уилкоксона (Вилкоксона);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
• Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге), адаптированная для детей Т.А. Крюковой.
• Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).
• Свободное сочинение на тему «Мое будущее».
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) («Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева).
• Беседа, наблюдение.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Волоконовская СОШ №1» п. Волоконовки Белгородской обл. Выборка испытуемых состояла из 82 старшеклассников: 48 девочек и 34 мальчиков, возрастом от 15 до 18 лет.
Апробация. Результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ» (2018 г.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в научной статье (2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 94 наименования, 14 приложений, 7 таблиц и 13 рисунков. Объем работы - 91 страница машинописного текста.
На основе проведённого теоретического анализа литературы был сделан вывод о том, что проблема особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости ещё не достаточно исследована в психологии. В связи с этим изучение данной проблемы представляет большую значимость для теории и практики.
В России и за рубежом накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме жизненных перспектив. В основе исследований зарубежных психологов лежит мотивационный подход. В отечественной психологии разработаны несколько подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: событийный, типологический, системный. В настоящее время продолжаются исследования данного феномена. Содержание жизненной перспективы представляет собой совокупность планируемых и ожидаемых событий, которые организуют представления о будущем, а оценить ее можно с помощью ряда качественных характеристик - критериев: согласованность, дифференциированность, продолжительность, реалистичность, оптимистичность, иерархичность, структурированность (Я.В. Васильев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Н. Карандашев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Т.С. Шляхтин и др.).
Психологи акцентируют внимание на том, что ключевым периодом формирования жизненной перспективы является старший школьный возраст. При этом она имеет несколько характерных особенностей: система жизненных планов старшеклассников с учетом жизненных обстоятельств отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью, т.е. жизненные цели в недостаточной мере подкреплены жизненными планами; недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради достижения целей (О.В. Белановская, Е.И. Головаха, И.С. Кон и др.). Жизненная перспектива является результатом индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия. В частности, стрессоустойчивость является одним из факторов формирования оптимальной жизненной перспективы.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии проблема стресса и стрессоустойчивости является актуальной. В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий, как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением. Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью, а также рассматривают как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.). Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути старшеклассников, нечеткие жизненные перспективы - все это вызывает стресс, наблюдается повышение психоэмоционального напряжения, снижение сопротивляемости эмоциональной нагрузке. При этом для старшеклассников характерен отрицательный эмоциональный фон, сопровождающийся: волнением, тревогой, беспокойством, ожиданием неудачи и провала, который оказывает негативное влияние на их уверенность в себе и в своем будущем. В связи с этим важно формировать у старшеклассников стрессоустойчивость. Высокий уровень стрессоустойчивости поможет старшеклассникам руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность своих действий для достижения будущих целей.
В результате исследования у большой части старшеклассников выявлен низкий уровень стрессоустойчивости (41%). Они находятся в состоянии сильной стрессовой нагрузки, так как стоят перед выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути. Для них характерны такие черты, как ранимость, тревожность, состояние нервно-психического напряжения.
В процессе исследования компонентов жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости было установлено, что старшеклассники с высоким уровнем стрессоустойчивости обладают высокой степенью структурированности жизненных планов, характеризующихся большим разнообразием, наличием ближайшей, средней и отдаленной перспектив, положительной эмоциональной окрашенностью будущего, достаточно высокой степень осмысленности. Они четко представляют себя в будущем и готовы взять на себя ответственность за все, что с ними происходит и произойдет. В то время как у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненные цели, планы слабо проработаны и не выстроены по времени, свое будущее они видят в негативном свете.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. В результате статистического и корреляционного анализа была установлена обратная связь между уровнем стрессоустойчивости и компонентами жизненной перспективы: пространственно-временным (структурированность, темпоральность) и смысловым (эмоциональная окрашенность, личностное проецирование и осмысленность). Большинство старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуется низкой степенью структурированности жизненных планов, наличием лишь ближайшей жизненной и временной перспективы, сроком до 2-х лет, негативной эмоциональной окрашенностью будущего, низкой степенью осмысленности и слабым представлением себя в будущем, а также нежеланием брать на себя ответственность за собственную жизнь. В целом представление о будущем у них размыто и расплывчато, вплоть до отсутствия содержательной ориентации.
После реализации программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости у старшеклассников произошло повышение уровня стрессоустойчивости. Они стали легче переносить эмоциональные, волевые, интеллектуальные нагрузки средней интенсивности, а выполняемая деятельность стала более эффективной и продуктивной. Стоит сказать, что у них также снизился уровень психоэмоционального напряжения. В контрольной группе качественных изменений уровня стрессоустойчивости не наблюдается.
У старшеклассников, включенных в программу психокоррекции, произошли качественные изменения смыслового компонента жизненной перспективы. Их эмоциональное отношение к собственному будущему стало более позитивным, а образ себя в будущем более четким, что способствует развитию активности и энергичности старшеклассников. Вместе с позитивным эмоциональным отношением к будущему это может стимулировать юношей и девушек встать над течением жизни и изменить его. Что касается испытуемых контрольной группы, то их показатели не изменились.
Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях экспериментальной группы «до» и «после» участия в коррекционной программе. Проведённые расчеты математической статистики позволяют говорить об эффективности разработанной программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости и значимости различий в показателях, характеризующих жизненную перспективу старшеклассников экспериментальной группы. Повышение уровня стрессоустойчивости за счет специально организованной программы психологической коррекции способствует гармонизации жизненной перспективы.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, дальнейшей коррекцией с целью предотвращения перехода данного состояния к фазе нервного истощения, а так же возможностью гармонизации жизненной перспективы посредством коррекции стрессоустойчивости. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей в условиях образовательных учреждений для профилактики преодоления стрессовых состояний и в практике психологического консультирования по проблемам формирования жизненной перспективы.
Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения разных сторон этой проблемы: расширение выборки исследования посредством включения других возрастных групп; выявление взаимосвязи особенностей жизненной перспективы с субъективным контролем, ценностно-смысловыми ориентациями, направленностью личности; изучение динамики формирования жизненной перспективы в старшем школьном и студенческом возрасте; а также изучение механизмов формирования гармоничной жизненной перспективы.
В России и за рубежом накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме жизненных перспектив. В основе исследований зарубежных психологов лежит мотивационный подход. В отечественной психологии разработаны несколько подходов к осмыслению понятия «жизненная перспектива»: событийный, типологический, системный. В настоящее время продолжаются исследования данного феномена. Содержание жизненной перспективы представляет собой совокупность планируемых и ожидаемых событий, которые организуют представления о будущем, а оценить ее можно с помощью ряда качественных характеристик - критериев: согласованность, дифференциированность, продолжительность, реалистичность, оптимистичность, иерархичность, структурированность (Я.В. Васильев, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Н. Карандашев, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Т.С. Шляхтин и др.).
Психологи акцентируют внимание на том, что ключевым периодом формирования жизненной перспективы является старший школьный возраст. При этом она имеет несколько характерных особенностей: система жизненных планов старшеклассников с учетом жизненных обстоятельств отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью, т.е. жизненные цели в недостаточной мере подкреплены жизненными планами; недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради достижения целей (О.В. Белановская, Е.И. Головаха, И.С. Кон и др.). Жизненная перспектива является результатом индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия. В частности, стрессоустойчивость является одним из факторов формирования оптимальной жизненной перспективы.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии проблема стресса и стрессоустойчивости является актуальной. В зарубежных исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как защитную реакцию организма человека, зависящую от копинг-стратегий, как эмоциональную реакцию, связанную с тревогой и нервным напряжением. Отечественные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной и нервно-психологической устойчивостью, а также рассматривают как интегративную характеристику человека (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, П.Б. Зильберман и др.). Предстоящая сдача экзаменов, выбор вуза, неопределенность дальнейшего жизненного пути старшеклассников, нечеткие жизненные перспективы - все это вызывает стресс, наблюдается повышение психоэмоционального напряжения, снижение сопротивляемости эмоциональной нагрузке. При этом для старшеклассников характерен отрицательный эмоциональный фон, сопровождающийся: волнением, тревогой, беспокойством, ожиданием неудачи и провала, который оказывает негативное влияние на их уверенность в себе и в своем будущем. В связи с этим важно формировать у старшеклассников стрессоустойчивость. Высокий уровень стрессоустойчивости поможет старшеклассникам руководить своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность и определенную направленность своих действий для достижения будущих целей.
В результате исследования у большой части старшеклассников выявлен низкий уровень стрессоустойчивости (41%). Они находятся в состоянии сильной стрессовой нагрузки, так как стоят перед выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути. Для них характерны такие черты, как ранимость, тревожность, состояние нервно-психического напряжения.
В процессе исследования компонентов жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости было установлено, что старшеклассники с высоким уровнем стрессоустойчивости обладают высокой степенью структурированности жизненных планов, характеризующихся большим разнообразием, наличием ближайшей, средней и отдаленной перспектив, положительной эмоциональной окрашенностью будущего, достаточно высокой степень осмысленности. Они четко представляют себя в будущем и готовы взять на себя ответственность за все, что с ними происходит и произойдет. В то время как у старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости жизненные цели, планы слабо проработаны и не выстроены по времени, свое будущее они видят в негативном свете.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. В результате статистического и корреляционного анализа была установлена обратная связь между уровнем стрессоустойчивости и компонентами жизненной перспективы: пространственно-временным (структурированность, темпоральность) и смысловым (эмоциональная окрашенность, личностное проецирование и осмысленность). Большинство старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости характеризуется низкой степенью структурированности жизненных планов, наличием лишь ближайшей жизненной и временной перспективы, сроком до 2-х лет, негативной эмоциональной окрашенностью будущего, низкой степенью осмысленности и слабым представлением себя в будущем, а также нежеланием брать на себя ответственность за собственную жизнь. В целом представление о будущем у них размыто и расплывчато, вплоть до отсутствия содержательной ориентации.
После реализации программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости у старшеклассников произошло повышение уровня стрессоустойчивости. Они стали легче переносить эмоциональные, волевые, интеллектуальные нагрузки средней интенсивности, а выполняемая деятельность стала более эффективной и продуктивной. Стоит сказать, что у них также снизился уровень психоэмоционального напряжения. В контрольной группе качественных изменений уровня стрессоустойчивости не наблюдается.
У старшеклассников, включенных в программу психокоррекции, произошли качественные изменения смыслового компонента жизненной перспективы. Их эмоциональное отношение к собственному будущему стало более позитивным, а образ себя в будущем более четким, что способствует развитию активности и энергичности старшеклассников. Вместе с позитивным эмоциональным отношением к будущему это может стимулировать юношей и девушек встать над течением жизни и изменить его. Что касается испытуемых контрольной группы, то их показатели не изменились.
Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях экспериментальной группы «до» и «после» участия в коррекционной программе. Проведённые расчеты математической статистики позволяют говорить об эффективности разработанной программы психологической коррекции низкого уровня стрессоустойчивости и значимости различий в показателях, характеризующих жизненную перспективу старшеклассников экспериментальной группы. Повышение уровня стрессоустойчивости за счет специально организованной программы психологической коррекции способствует гармонизации жизненной перспективы.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении старшеклассников с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, дальнейшей коррекцией с целью предотвращения перехода данного состояния к фазе нервного истощения, а так же возможностью гармонизации жизненной перспективы посредством коррекции стрессоустойчивости. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей в условиях образовательных учреждений для профилактики преодоления стрессовых состояний и в практике психологического консультирования по проблемам формирования жизненной перспективы.
Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения разных сторон этой проблемы: расширение выборки исследования посредством включения других возрастных групп; выявление взаимосвязи особенностей жизненной перспективы с субъективным контролем, ценностно-смысловыми ориентациями, направленностью личности; изучение динамики формирования жизненной перспективы в старшем школьном и студенческом возрасте; а также изучение механизмов формирования гармоничной жизненной перспективы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Изучение связи психодинамических свойств с показателями стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Предпочтения в копинг-стратегиях у старшеклассников, занимающихся спортом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЯХ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



