Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.П. СВЕНЦИЦКОГО (1881-1931 ГГ.)

Работа №73145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Биография В.П. Свенцицкого и ранний этап его религиозно-общественной и публицистической деятельности (1881-1917 гг.)
1.1. Детство и обучение в гимназии (1881-1903 гг.) 12
1.2. Религиозно-общественная деятельность В.П. Свенцицкого (1903-1917
гг.) 17
1.3. Публицистическое творчество (1905-1917 гг.) 43
ГЛАВА 2. Пастырская деятельность и публицистическое творчество В.П.
Свенцицкого (1917-1931 гг.)
2.1. Пастырская и проповедническая деятельность 58
2.2. Религиозно-публицистическое творчество 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


Актуальность исследования. На рубеже Х1Х-ХХ вв. и первых трех десятилетий ХХ в. в России происходили активные социально-исторические процессы, совпавшие по времени с эпохой трёх русских революций и первыми годами советской власти. Это породило напряженные религиозно- философские искания, идейную борьбу, острую рефлексию мысли в поисках ответов на тревожные проблемы общественной жизни. Одним из главных феноменов отечественной истории первой трети XX в. явилось религиозное возрождение Отечества, обновленческое движение и публицистическая деятельность её представителей.
В это время появляется большое количество периодических изданий, становящихся специально созданной площадкой для общественной рефлексии. Так, например, главной задачей журнала «Новый путь», вышедшего в январе 1903 г. было обозначено: «Дать возможность выразиться, в какой бы то ни было литературной форме - в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке, - тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе, с пробуждением религиозно-философской мысли. Прежнее утилитарно-позитивное миросозерцание, не включавшее в себя ни искусства, ни философии, ни даже науки, во всей возможной их сложности, уже бессильны ответить на запросы современного сознания и на наших глазах сменяется иными исканиями. Идти навстречу духовной работе общества, вызываемой этим знаменательным переломом, - такова цель нового журнала. Журнал держится принципа полной терпимости ко всякому серьезному убеждению» .
Именно публицистические выступления, имевшие огромную популярность в кругах русской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ вв., не просто актуализировали, обнажали, анализировали и оценивали общественно-значимые факты, события, проблемы, вызывая бурный резонанс, но и в той или иной мере изменяли общественное сознание.
Особую роль в этом процессе сыграла, прежде всего, русская религиозно-философская публицистика. По мнению А.Л. Семеновой, «она отвечает на сущностные проблемы бытия человека и общества, универсальные с точки зрения политических реалий.. обращена к вневременным проблемам, которые определяют совершенствование человека и общества» .
В.П. Свенцицкий стал известен в религиозно-философских кругах Москвы и Петербурга начала ХХ в., в первую очередь, благодаря своим незаурядным умственным и проповедническим способностям. По мнению исследователей, он «относил себя к людям новой эпохи, стоящих на рубеже новой религиозности, и стремился реализовать себя в русле религиозно-общественной деятельности. Его творчество в молодые годы проникнуто духом и настроениями той части русской интеллигенции, которая мечтала о религиозном возрождении Отечества, подчиняя свою судьбу делу всеобщего христианского служения» . Валентин Павлович - образец веры, стойкости, подвижничества, он является примером несения своего креста до самой смерти. Это наша история и её не вычеркнуть и нельзя замалчивать!
В многочисленных ранних публикациях В.П. Свенцицкий призывал к активному участию Русской Православной Церкви в процессах нового общественного устройства, поисках путей в «светлое будущее». Он утверждал, что Церковь должна призывать к реформам и быть руководителем общественного движения, вести своих членов на борьбу за претворение в жизнь идеалов свободы и справедливости, быть во главе всех реформ, которые способствуют только улучшению общественной жизни.
Путь религиозно-философских исканий В.П. Свенцицкого - тяжелый путь сомнений, страстей, заблуждений, в итоге покаяния и прощения. Поэтому, безусловно, изучение жизненного пути, церковно-общественной и публицистической деятельности В.П. Свенцицкого - является основной задачей нашего исследования, отражающего историю эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв., религиозно-философские искания через призму индивидуальной судьбы.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в России в первой трети XX века.
Предмет исследования - религиозно-общественная деятельность и публицистическое творчество В.П. Свенцицкого.
Цель исследования - рассмотреть религиозно-общественную и публицистическую деятельность В.П. Свенцицкого и выявить его роль в развитии государственно-церковных отношений в России в первой трети ХХ
в.
В соответствии с поставленной целью, данное исследование призвано решить следующие задачи:
• рассмотреть процесс становления личности В.П. Свенцицкого в детские и юношеские годы (1881-1903 гг.);
• раскрыть специфику религиозно-общественной деятельности В.П. Свенцицкого и проанализировать его публицистическое творчество в дореволюционный период истории России;
• выявить особенности пастырской и проповеднической деятельности о. Валентина и проследить дальнейшую эволюцию его социально-богословских воззрений в период 1917-1931 гг.;
• проанализировать религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого за 1917-1931 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни В.П. Свенцицкого с 1881 г. по 1931 г.
Географические рамки исследования включают территорию Российской империи, РСФСР и СССР (города: Саратов, Тюмень, Казань,
Уфу, Екатеринбург, Челябинск, Белгород, Новороссийск, Сочи, Сухум, Новый Афон, Тобольск, Иркутск), связанную с жизнью и деятельностью В.П. Свенцицкого.
Источниковая база исследования включает следующие группы источников:
• Неопубликованные источники:
Архивные документы - материалы личного архива семьи Свенцицких: письма (за 1928-1931 гг.), фотоматериалы из личного фонда старшего
археографа Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткова.
• Опубликованные источники:
К первой группе источников относятся документы из архивных фондов: Центрального государственного архива Москвы (ЦГАМ) , Научно¬исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Российского Государственного военно - исторического архива (РГВИА) ;
Вторую группу составляют нормативно-правовые акты советского периода истории России: «Декларация прав народов России», 2(15) ноября 1917 г. , Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , «Декларация» Митрополита Сергия .
Третью группу включают публицистические труды В.П. Свенцицкого с 1903 по 1931 гг..
Четвертая группа источников представлена воспоминаниями
современников (М.Б. Свенцицкой, С.И. Фуделя, А. Белого, А. Блока, Ф.А. Степуна, М.В. Вишняка и др.).
Пятую группу составляют Акты Святейшего Патриарха Тихона Московского и всея Руси, его обращение к духовенству и верующим Российской Православной Церкви , а также материалы периодической печати («Век», «Церковные ведомости», «Миссионерское обозрение», «Русское слово», «Новая земля» и др.).
Степень изученности темы исследования. Историография проблемы исследования церковно-общественной деятельности и публицистического творчества великого христианского проповедника начала XX в. В.П. Свенцицкого представлена многоаспектностью направлений, так как первоначальные упоминания о нём как о богослове, проповеднике и протоиерее датируются только лишь началом 1900-х гг., личность и жизнедеятельность В.П. Свенцицкого приобретают актуальность только сегодня. В связи с этим автор обращался к следующим исследованиям:
• историков: Ю.В. Марининой («Жанровые искания в русской
религиозной философии серебряного века (1890-1935 гг.)»), К.В.
Касаткиной («Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX- первой трети ХХ в. на примере «Антихриста»); А.В. Харитоновой («Достоевский Серебряного века. Отражение художественного метода Ф.М. Достоевского в произведениях В.П. Свенцицкого» ); А.И.
Мраморнова («Собрание нужных сочинений», «Богословие действия») и др., которые посвящены исканиям русских религиозных философов «серебряного века»; и рассматривают значимое литературное наследие протоиерея В.П. Свенцицкого, которое недостаточно изучено;
• философов: А.П. Козырева («Антихрист и революция»), где проведён анализ оценки политических, революционных и религиозных событий начала ХХ века и участие в них представителей русской интеллигенции , Т.И. Лузиной (««Религиозный максимализм» русской интеллигенции в начале ХХ в.»), уделяющей особое внимание оценке философско-религиозных воззрений В.П. Свенцицкого , В.И. Спивак («Русская религиозная философия рубежа Х1Х-ХХ вв. о путях возрождения России»), анализирующей суждения русских религиозных мыслителей начала XX в. о путях религиозного возрождения России. Показано, что в контексте историософской проблематики русской философии рубежа XIX-XX вв. данная проблема приобрела особую актуальность, а ее индивидуальное осмысление базировалось на постулатах христианских ценностей и мировоззрения ;
• литературоведов: А.Л. Семеновой , И.Л. Бражникова , Н.Ю.
Богатыревой , Е.А. Белжеларского , работы которых посвящены
исследованию философской публицистики на материалах отечественной печати 1900-х годов, раскрывающих важную общественную роль философской публицистики, христианской аксиологии, выявляющих принципиальные стратегически значимые перспективы общественного развития России конца XIX - начала XX
вв. в различных аспектах;
• религиоведов: И.В. Воронцовой17 18 19 , раскрывающей проблематику
русского христианского модернизма начала XX в., Е.С. Элбакян , анализирующей кризис духовной атмосферы в России начала ХХ века, изменения сознания и самосознания российской интеллигенции, и рассматривающей проблему государственно-церковных отношений начала ХХ века; С.В. Черткова , впервые собравшего и
опубликовавшего богатое творческое наследие В.П. Свенцицкого в 4-х томах.
Таким образом, историография проблемы показывает, что разнообразие исследований, безусловно, раскрывает в различных научных дискурсах место и роль В.П. Свенцицкого в истории церковно - государственных отношений в России в первой трети ХХ в. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствует интегративный подход к анализу богатого публицистического наследия В.П. Свенцицкого и его религиозно-общественной деятельности, что объективно требует дальнейшего теоретического осмысления.
Методологическая основа исследования представлена: системным, интегративным, сравнительно-историческим, историко-генетическим, биографическим и социологическим (вторичным анализом документов и исследовательской литературы).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• впервые дано системное рассмотрение места и роли творчества философа, писателя, публициста, богослова и общественного деятеля В.П. Свенцицкого в истории церковно-государственных отношений в России первой трети ХХ в. в контексте интегративного подхода;
• впервые в научный оборот введены новые архивные материалы и систематизирован значительный объем исследовательской литературы.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в использовании его результатов в вузовском преподавании учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии, в участии в изданиях творческого наследия В.П. Свенцицкого, осуществляемых Русской Православной Церковью, и выступление с докладами на научно - практических и богословских чтениях по данной проблеме.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде докладов на Международной православной научно-практической конференции «В начале было Слово...» (Воронеж, 2016 г.), а так же на Международном молодёжном форуме «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре (Белгород, 2016 г.) г., и отражены в двух статьях в сборниках материалов данных конференций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и исследований (103 наименования) и пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема анализа церковно-общественной и публицистической деятельности В.П. Свенцицкого в отечественной истории государственно - церковных отношений - одна из актуальных в современной исторической науке на рубеже ХХ-ХХ1 вв., особенно накануне столетия двух русских революций и усиления роли института Русской Православной Церкви в укреплении позиций России в мировом социуме.
В условиях модернизации российского образования преодоление «белых пятен» в истории объективно требует поиска новых интегративных подходов к осмыслению места и роли таких несправедливо забытых представителей русского религиозно-философского Ренессанса, как В.П. Свенцицкий, мучительно искавших новый исторический путь России на основе обновленных христианских идеалов свободы, равенства, братства и смысла жизни человека на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В ходе проведенного исторического исследования мы выявили следующие тенденции.
Во-первых, становление личности В.П. Свенцицкого, его религиозно-общественная деятельность и активное, огромное по масштабам и разнообразное по жанрам публицистическое творчество на раннем этапе (1881-1917 гг.) было связано со стремлением утвердить в религиозном сознании людей идеи создания нового общества, основанного на социальной справедливости и христианских ценностях, совместить «социалистическое» умонастроение и религиозное мышление, путем создания новой религии свободного человека, основанной на его божественной индивидуальности, новой культуры и новой общественности.
Во-вторых, именно на раннем этапе деятельности он заявляет себя как оригинальный мыслитель, религиозный философ, талантливый литератор, публицист и проповедник, смело идущий в народ, возвещавший необходимость реформирования церкви, общества, государства, личности, и осознавшего свое предназначение в служении церкви.
В-третьих, религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого становится более зрелым и фундаментальным в послереволюционный период и это было тесно взаимосвязано с его пастырской и проповеднической деятельностью, которая осуществлялась в крайне сложных исторических реалиях: гонениях на церковь, отделении церкви от государства, появлении идеологии и практики обновленчества, отлучении его митрополитом Сергием от Церкви, арестом и ссылкой.
В-четвертых, находясь в ссылке и будучи уже тяжело больным человеком, В.П. Свенцицкий, осознавая свой скорый уход из жизни, нашел в себе силы покаяться, вернуться в лоно Русской Православной Церкви, и был прощен митрополитом Сергием, что еще раз свидетельствует о силе его духа и крепости веры.
В-пятых, путь религиозно-философских исканий и деятельности В.П. Свенцицкого был полон сомнений, страстей, заблуждений, покаяния и прощения, в целом, крайне тяжелым.
В-шестых, историческое значение его церковно-общественной и публицистической деятельности, безусловно, масштабно по объему и значимо, что выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века.
В-седьмых, в современных условиях происходит популяризация творческого наследия В.П. Свенцицкого, благодаря отечественным исследователям, семье В.П. Свенцицкого, бережно сохранившей все его произведения, и старшему археографу Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткову, подготовившему к изданию очередной (четвертый) том его произведений.
Вместе с тем, дальнейшее изучение этой интереснейшей, мало изученной исторической проблемы видится в следующем:
в объединении усилий исследователей разных научных дискурсов: историков, философов, литературоведов, религиоведов;
в использовании результатов в теории и практике вузовского преподавания учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии;
в широком представлении российской общественности богатого религиозно-публицистического наследия В.П. Свенцицкого, посредством дальнейшего издания его произведений, и выступлений на научно-практических конференциях и богословских чтениях.



1. Ф. 371 «Первая московская губернская гимназия» Оп. 1, Д. 478, Л.47- 48.
2. Ф. 418 «Московский императорский университет» Оп. 317, Д. 999, Л.
10.
Научно-исследовательский отдел рукописей Российской
государственной библиотеки (НИОР РГБ)
3. Ф. 305 Трубецкой С.Н. (1862-1905) К.6, Ед.хр. 56, Л.5.
4. Ф. 386 Брюсов В.Я. (187-1924) К. 102, Ед. хр. 21. Л.6.
Российский Государственный военно-исторический архив
(РГВИА)
5. Ф.2044 «Управление главного священника армией северного фронта. Переписка о назначении и переводах священников в строевые части и увольнения их со службы», Оп.1, Д.27, Л.276.
6. Ф.2106 «Штаб 1-й армии» Оп. 2, Д. 14, Л.178.
Воспоминания о. Валентина Свенцицкого из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких
7. Воспоминания о. Валентина Свенцицкого 1893 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
8. Воспоминания о. Валентина Свенцицкого 1917 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
9. Воспоминания Свенцицкого В.П. 1898-1900 гг. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
10. Воспоминания Свенцицкого В.П. 1904 г. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
11. Воспоминания Свенцицкого В.П. 1908 г. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
12. Письма о. Валентина Свенцицкого за 1928-1930 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
13. Письмо митрополита Сергия 1931 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
14. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1917 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
15. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1921 г. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
16. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1925 год. Из личного фонда
Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
17. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1927 год. Из личного фонда
Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
18. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1930 год. Из личного фонда
Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
19. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1931 год. Из личного фонда
Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
20. Письмо-проповедь о. Валентина Свенцицкого 1922 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
21. Проповедь 8 апреля 1925 г. В церкви священномученика Панкратия в первый день кончины Святейшего Патриарха Тихона. Письмо о. Валентина Свенцицкого 1925 год. Из личного фонда Черткова С.В., предоставленного семьёй Свенцицких.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
22. Декларация прав народов России, 2(15) ноября 1917 г. // Декреты Советской власти. - Т. I. - М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. - Режим доступа: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1118618. - Дата обращения: 12.12.2016.
23. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» //"Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 5 февраля (28 января) 1918 г.- Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/. - Дата обращения:
15.12.2016.
24. «Декларация» Митрополита Сергия. Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Старгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода. Датировано 16/29 июля 1927 года. - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/2463.html. - Дата обращения: 15.12.2016.
25. Обращение Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви 28 июня 1923 г. - Режим доступа: http://www.omolenko.com/otstuplenie/belavin-164.htm. - Дата обращения:
21.10.2016.
26. Послание ко всей Церкви священномученика архиепископа Серафима Угличского от 20 января 1929 г. // Богословский сборник. - 2003. - Вып. XI.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В.П. СВЕНЦИЦКОГО
27. Валентин Свенцицкий Христианское братство борьбы и его программа.
- Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/145088/valentin-sventsitskiy- khristianskoe-bratstvo-borby-i-ego-programma.php. - Дата обращения
21.10.2016.
28. Валентин Свенцицкий. Письмо Митрополиту Сергию. - Режим
доступа: http://drevo-info.ru/articles/552.html. - Дата обращения:
23.12.2016.
29. Айвазов И.Г. Обращение к крестьянам // Миссионерское обозрение. - 1905. - № 13.
30. Валентин Свенцицкий. Письмо Митрополиту Сергию. - Режим
доступа: http://drevo-info.ru/articles/552.html. - Дата обращения:
23.12.2016.
31. Проповедь 8 апреля 1925 г. В церкви священномученика Панкратия в первый день кончины Святейшего Патриарха Тихона. // В.П. Свенцицкий. Проповеди. Чертков С.В. Предисловие. - М., 2013.
32. Проповедь от 21 января 1922 года. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины святителя Филиппа, митрополита Московского) // Свенцицкий Валентин, протоиерей. Проповеди. Чертков С.В. Предисловие. - М., 2013.
33. Прот. Валентин Свенцицкий "Тайное поучение о нашем спасении" (о
молитве Иисусовой). - Режим доступа:
http://hesychasm.ru/library/praksis/sven.htm. - Дата обращения: 30.11.
2016.
34. Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. С. 105. - Режим доступа: http: //lib .stvladimiraami.org/rus_books/sventsitskiy_valentin_dialogi .pdf. Дата обращения: 25.12.2016.
35. Протоиерей Свенцицкий Валентин Павлович. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). Сост., послесл., коммент. С.В. Черткова. - М.: Даръ, 2008. - 800 с.
36. Свенцицкий В. Наши ближайшие задачи // Новая Земля. - 1911. - № 2.
37. Свенцицкий В. Письма ко всем //Собрание сочинений. - Т. 2. - М., 2011.
38. Свенцицкий В. Проповеди. 7 апреля 1927 г. На парастасе в день второй
годовщины смерти Святейшего Патриарха // Свенцицкий Валентин, протоиерей. Проповеди. Чертков С.В. Предисловие. - М.: 2013.
Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 1. - М., 2008.
39. Свенцицкий В. Тайное поучение: Беседы. Воспоминания. Переписка / прот. Валентин Свенцицкий; сост. и авт. коммент. С.В. Чертков. - М., 2013.
40. Свенцицкий В., прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост. С. В. Чертков. - М., ПСТГУ, 2010.
41. Свенцицкий В.П. «Монастырь в миру». - Режим доступа: https: //azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/monastyr-v-miru/. - Дата обращения: 23.11.2016.
42. Свенцицкий В.П. Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор. - М., 2007.
43. Свенцицкий В.П. Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам
Кавказских гор. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/s/swencickij_w_p/text_0450_grazhdane.shtml. - Дата посещения: 27.09.2016.
44. Свенцицкий В.П. Должна ли церковь заниматься политикой? // Церковные ведомости. - 1919. - 2 1 октября. - С. 10-14; - 4. 15 октября.
45. Свенцицкий В.П. Кто спасется? // Новая Земля. - 1912. - № 9-10.
46. Свенцицкий В.П. Мерзость и запустение // Новая Земля. - 1911.
47. Свенцицкий В.П. Пастор Реллинг. - Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/pastor-relling/. Дата обращения: 25.10.2016.
48. Свенцицкий В.П. Письмо духовенству // Век. - 1907. - № 14.
49. Свенцицкий В.П. Террор и бессмертие // Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908 /Сост., послесл., коммент. С. В. Черткова. М., 2011.
50. Свенцицкий В.П. Человек - сын Божий // Новая Земля. - 1911. - № 26.
51. Свенцицкий В.П., Эрн В. Ф. Взыскующим Града //Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905 - 1908 /Сост., послесл., коммент. С.В. Черткова. - М., 2011. Свенцицкий Вал. О новом религиозном сознании // Век. - 1907. - № 18.
ВОСПОМИНАНИЯ
52. Белый А. Родина // Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. - М., 1994.
53. Белый А. Начало века. - М.: Художественная литература, 1990.
54. Бердяев Н.А. К вопросу об отношении христианства к общественности // Век. - 1907. - № 24.
55. Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли ХХ века //Типы религиозной мысли в России. - Париж, 1989.
56. Блок А. Собр. соч. в 8 томах. - М.-Л., 1963. - Т. 5. - С. 486, 610; - Т. 8.
57. Вишняк М.В. Дань прошлому / М.В. Вишняк. - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. - 409 с.
58. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - Режим доступа:
http://ilibrary.rU/text/1199/p.2/index.html. Дата обращения: 27.09.2016.
59.Орленев П. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим. - М.-Л., 1961.
60. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. - СПб.: Азбука, 2001.
61. Сведения о 1-й московской частной гимназии Фр. Креймана. - М., 1889.
62. Свенцицкая М. Отец Валентин // Надежда. - Франкфурт на/М., 1984. - Вып. 10.
63. Свенцицкая М.Б. Воспоминания. Тайное поучение: Беседы.
Воспоминания. Переписка / прот. Валентин Свенцицкий; сост. и авт. коммент. С.В. Чертков. - М., 2013.
64. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся / Ф.А. Степун. - СПб.: Алетейя, 2000.
65. Томан И. Памятники истории и культуры московских немцев. - М.,
2013. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/03/07/917. - Дата
обращения: 30.09.2016.
66. Фудель С.И. Собрание сочинений в трех томах / С.И. Фудель. - Т. 1. - М.: «Русский путь», 2001. - 646 с.
67. Фудель С.И. Тайное поучение: Беседы. Воспоминания. Переписка / прот. Валентин Свенцицкий; сост. и авт. коммент. С.В. Чертков. - М., 2013.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Анзимиров В.А. Христианское братство борьбы // Биржевые ведомости. - 1905. - 4 апреля. - № 8756.
2. Бабкин М.А. Русская православная церковь в начале ХХ века и её
отношение к свержению монархии в России: дисс. на соиск. уч. степ. доктора историч. наук. - М.: Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), 2007. - 556 с.
3. Белжеларский Е.А. Христианская аксиология и левая идея: точка схода // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5 927).
4. Богатырёва Н. Побеждать в себе Антихриста. К выходу книги:
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917) /
Составление, послесловие, комментарии С.В. Черткова. - М.: Даръ, 2008. - 800 с. // Фома. - №5 (97). май 2011.
5. Богатырева Н.Ю. Пламенный служитель Истины / Н.Ю. Богатырева // Читаем вместе. - 2011. - № 4.
6. Бражников И.Л. Историософский текст русской революции в
художественной литературе и публицистике ХХ века: дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. наук. - М.: ГОУВПО «Московский
педагогический государственный университет», 2012. - 480 с.
7. Воронцова В.И. Основополагающие черты христианского модернизма (конец Х1Х-начало ХХ в.) // Вопросы философии. - 2010. - № 4.
8. Воронцова И.В. «Социальное христианство» (С.Н. Булгаков и христианское братство борьбы) в контексте религиозного движения в России начала ХХ века // Религиоведение. - 2015. - Т. 4.
9. Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века / И.В. Воронцова. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008. - 424 с.
10. Вяткин В.В. Советский тип государственно-церковных отношений. Курс на разрушение церкви (1917-1939 гг.) // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 322.
11. Vyatkin V.V. Three epochs in state-church dialogue // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 1.
12. Карсканова С.В. Жизнь и творчество В.П. Свенцицкого //
Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: материалы международного молодёжного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2016.
13. Карсканова С.В. Свенцицкий «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор» // «В начале было Слово.»: материалы международной православной научно-практической конференции «В начале было Слово.» (12 октября 2016 года). - Воронеж: БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», Воронежская Епархия Казанский храм (г. Воронеж), Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных учёных», 2016.
14. Козырев А.П. Антихрист и революция // Тетради по консерватизму. - 2016. - № 3. - С. 99-114.
15. Колеров М.А. «Не мир, но меч». Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. - СПб., 1996.
16. Колобова А.М. Гафаров Т.Х. К проблеме синтеза индивидуального и коллективного в структуре правовой реальности / Т.Х.Гафаров, А.М. Колобова // Вестник ВЭГУ. — 2015. — № 4 (июль-август 2015).
17. Крыжановский С.Е. О характере государственного строя России (из записок С.Е. Крыжановского. 1926 г.) // Вопросы истории. - 2008. - № 3.
18. Лузина Т.И. «Культура душ человеческих» (В.П. Свенцицкий: путь исканий) // Studia Culturae. - 2014. - № 19. - С. 155-160;
19. Лузина Т.И. «Религиозный максимализм» русской интеллигенции в начале ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 4.
20. Лузина Т.И. «Христианское братство борьбы» и русская интеллигенция накануне революции // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6. Политология. Международные отношения. - 2009. - № 1.
21. Лузина Т.И., Спивак В.И. Русская религиозная философия рубежа XIX-
ХХ вв. о путях возрождения России // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: сборник трудов участников Третьей Международной научно-практической конференции. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский академический университет,
Институт гуманитарных и социальных наук, 2016.
22. Мраморнов А.И. Богословие действия. Рецензия на кн.: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905 - 1908 / Сост., послесл., коммент. С.В. Черткова. - М.: Даръ, 2011. // Москва. - 2011. - № 11.
23. Мраморнов А.И. Собрание нужных сочинений /А.И. Мраморнов. - Режим доступа: http://az.lib.rU/s/swencickij_w_p/text_0260_kritika1.shtml. Дата обращения: 08.09.2016;
24. Одинцов М.И. От Поместного Собора к Декрету об отделении Церкви от государства // НГ- Религии. - 2008. - № 2.
25. Правовое положение незаконнорожденных в Российской империи во второй половине XIX начала XX вв. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-nezakonnorozhdennyh-
v-rossiyskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka. Дата
обращения: 30.09.2016.
26. Свенцицкий А.Б. Невидимые нити / А.Б. Свенцицкий. - М., 2009.
27. Семенова А.Л. Русская философская публицистика начала XX века: утопия радикального обновления [Текст]: монография / А.Л. Семенова. - М-во образования и науки Российской Федерации, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2010. - 296 с.;
28. Семенова А.Л. Философская публицистика начала 1900-х годов //Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 9. - 2008. - Вып. 2. Ч. II.
29. Церковь и государство (история правовых отношений) / Сост. Священник Алексей Николин. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997.
30.Чертков С.В. В.П. Свенцицкий, его последователи и эпигоны (И.А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев) [Текст] / С. В. Чертков // Философия и культура. - 2010. - № 5 (29).
31.Чертков С.В. В.П. Свенцицкий / С.В. Чертков // Русские писатели. 1800-1917. - М., 2007. - Т. 5.
32.Чертков С.В. Предисловие. Проповедник Божией Милостью //
Свенцицкий Валентин, протоиерей. Проповеди. - М.,2013.
33.Чертков С.В. Пророк в своём отечестве / С.В. Чертков. - Режим доступа: http://pokrov-fond.info/content/prorok-v-svoem-otechestve-
chertkov-s-v. Дата обращения: 25.09.2016;
34.Чертков С.В. Путь проповедника Христовой правды / С.В. Чертков // Новый журнал. - 2010. - № 261.
35.Чертков С.В. С первых строчек и до последнего часа //Семейная православная газета. - Режим доступа: http://sp-g.ru/Z-2011-03/4.html. Дата обращения: 30.10.2016.
36.Элбакян Е.С. Государственно-церковные отношения в России начала
ХХ века / Е.С. Элбакян. - Режим доступа:
http://religare.ru/article5140.htm. Дата обращения: 10.10.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ