ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.П. СВЕНЦИЦКОГО (1881-1931 ГГ.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Биография В.П. Свенцицкого и ранний этап его религиозно-общественной и публицистической деятельности (1881-1917 гг.)
1.1. Детство и обучение в гимназии (1881-1903 гг.) 12
1.2. Религиозно-общественная деятельность В.П. Свенцицкого (1903-1917
гг.) 17
1.3. Публицистическое творчество (1905-1917 гг.) 43
ГЛАВА 2. Пастырская деятельность и публицистическое творчество В.П.
Свенцицкого (1917-1931 гг.)
2.1. Пастырская и проповедническая деятельность 58
2.2. Религиозно-публицистическое творчество 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ГЛАВА 1. Биография В.П. Свенцицкого и ранний этап его религиозно-общественной и публицистической деятельности (1881-1917 гг.)
1.1. Детство и обучение в гимназии (1881-1903 гг.) 12
1.2. Религиозно-общественная деятельность В.П. Свенцицкого (1903-1917
гг.) 17
1.3. Публицистическое творчество (1905-1917 гг.) 43
ГЛАВА 2. Пастырская деятельность и публицистическое творчество В.П.
Свенцицкого (1917-1931 гг.)
2.1. Пастырская и проповедническая деятельность 58
2.2. Религиозно-публицистическое творчество 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Актуальность исследования. На рубеже Х1Х-ХХ вв. и первых трех десятилетий ХХ в. в России происходили активные социально-исторические процессы, совпавшие по времени с эпохой трёх русских революций и первыми годами советской власти. Это породило напряженные религиозно- философские искания, идейную борьбу, острую рефлексию мысли в поисках ответов на тревожные проблемы общественной жизни. Одним из главных феноменов отечественной истории первой трети XX в. явилось религиозное возрождение Отечества, обновленческое движение и публицистическая деятельность её представителей.
В это время появляется большое количество периодических изданий, становящихся специально созданной площадкой для общественной рефлексии. Так, например, главной задачей журнала «Новый путь», вышедшего в январе 1903 г. было обозначено: «Дать возможность выразиться, в какой бы то ни было литературной форме - в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке, - тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе, с пробуждением религиозно-философской мысли. Прежнее утилитарно-позитивное миросозерцание, не включавшее в себя ни искусства, ни философии, ни даже науки, во всей возможной их сложности, уже бессильны ответить на запросы современного сознания и на наших глазах сменяется иными исканиями. Идти навстречу духовной работе общества, вызываемой этим знаменательным переломом, - такова цель нового журнала. Журнал держится принципа полной терпимости ко всякому серьезному убеждению» .
Именно публицистические выступления, имевшие огромную популярность в кругах русской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ вв., не просто актуализировали, обнажали, анализировали и оценивали общественно-значимые факты, события, проблемы, вызывая бурный резонанс, но и в той или иной мере изменяли общественное сознание.
Особую роль в этом процессе сыграла, прежде всего, русская религиозно-философская публицистика. По мнению А.Л. Семеновой, «она отвечает на сущностные проблемы бытия человека и общества, универсальные с точки зрения политических реалий.. обращена к вневременным проблемам, которые определяют совершенствование человека и общества» .
В.П. Свенцицкий стал известен в религиозно-философских кругах Москвы и Петербурга начала ХХ в., в первую очередь, благодаря своим незаурядным умственным и проповедническим способностям. По мнению исследователей, он «относил себя к людям новой эпохи, стоящих на рубеже новой религиозности, и стремился реализовать себя в русле религиозно-общественной деятельности. Его творчество в молодые годы проникнуто духом и настроениями той части русской интеллигенции, которая мечтала о религиозном возрождении Отечества, подчиняя свою судьбу делу всеобщего христианского служения» . Валентин Павлович - образец веры, стойкости, подвижничества, он является примером несения своего креста до самой смерти. Это наша история и её не вычеркнуть и нельзя замалчивать!
В многочисленных ранних публикациях В.П. Свенцицкий призывал к активному участию Русской Православной Церкви в процессах нового общественного устройства, поисках путей в «светлое будущее». Он утверждал, что Церковь должна призывать к реформам и быть руководителем общественного движения, вести своих членов на борьбу за претворение в жизнь идеалов свободы и справедливости, быть во главе всех реформ, которые способствуют только улучшению общественной жизни.
Путь религиозно-философских исканий В.П. Свенцицкого - тяжелый путь сомнений, страстей, заблуждений, в итоге покаяния и прощения. Поэтому, безусловно, изучение жизненного пути, церковно-общественной и публицистической деятельности В.П. Свенцицкого - является основной задачей нашего исследования, отражающего историю эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв., религиозно-философские искания через призму индивидуальной судьбы.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в России в первой трети XX века.
Предмет исследования - религиозно-общественная деятельность и публицистическое творчество В.П. Свенцицкого.
Цель исследования - рассмотреть религиозно-общественную и публицистическую деятельность В.П. Свенцицкого и выявить его роль в развитии государственно-церковных отношений в России в первой трети ХХ
в.
В соответствии с поставленной целью, данное исследование призвано решить следующие задачи:
• рассмотреть процесс становления личности В.П. Свенцицкого в детские и юношеские годы (1881-1903 гг.);
• раскрыть специфику религиозно-общественной деятельности В.П. Свенцицкого и проанализировать его публицистическое творчество в дореволюционный период истории России;
• выявить особенности пастырской и проповеднической деятельности о. Валентина и проследить дальнейшую эволюцию его социально-богословских воззрений в период 1917-1931 гг.;
• проанализировать религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого за 1917-1931 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни В.П. Свенцицкого с 1881 г. по 1931 г.
Географические рамки исследования включают территорию Российской империи, РСФСР и СССР (города: Саратов, Тюмень, Казань,
Уфу, Екатеринбург, Челябинск, Белгород, Новороссийск, Сочи, Сухум, Новый Афон, Тобольск, Иркутск), связанную с жизнью и деятельностью В.П. Свенцицкого.
Источниковая база исследования включает следующие группы источников:
• Неопубликованные источники:
Архивные документы - материалы личного архива семьи Свенцицких: письма (за 1928-1931 гг.), фотоматериалы из личного фонда старшего
археографа Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткова.
• Опубликованные источники:
К первой группе источников относятся документы из архивных фондов: Центрального государственного архива Москвы (ЦГАМ) , Научно¬исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Российского Государственного военно - исторического архива (РГВИА) ;
Вторую группу составляют нормативно-правовые акты советского периода истории России: «Декларация прав народов России», 2(15) ноября 1917 г. , Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , «Декларация» Митрополита Сергия .
Третью группу включают публицистические труды В.П. Свенцицкого с 1903 по 1931 гг..
Четвертая группа источников представлена воспоминаниями
современников (М.Б. Свенцицкой, С.И. Фуделя, А. Белого, А. Блока, Ф.А. Степуна, М.В. Вишняка и др.).
Пятую группу составляют Акты Святейшего Патриарха Тихона Московского и всея Руси, его обращение к духовенству и верующим Российской Православной Церкви , а также материалы периодической печати («Век», «Церковные ведомости», «Миссионерское обозрение», «Русское слово», «Новая земля» и др.).
Степень изученности темы исследования. Историография проблемы исследования церковно-общественной деятельности и публицистического творчества великого христианского проповедника начала XX в. В.П. Свенцицкого представлена многоаспектностью направлений, так как первоначальные упоминания о нём как о богослове, проповеднике и протоиерее датируются только лишь началом 1900-х гг., личность и жизнедеятельность В.П. Свенцицкого приобретают актуальность только сегодня. В связи с этим автор обращался к следующим исследованиям:
• историков: Ю.В. Марининой («Жанровые искания в русской
религиозной философии серебряного века (1890-1935 гг.)»), К.В.
Касаткиной («Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX- первой трети ХХ в. на примере «Антихриста»); А.В. Харитоновой («Достоевский Серебряного века. Отражение художественного метода Ф.М. Достоевского в произведениях В.П. Свенцицкого» ); А.И.
Мраморнова («Собрание нужных сочинений», «Богословие действия») и др., которые посвящены исканиям русских религиозных философов «серебряного века»; и рассматривают значимое литературное наследие протоиерея В.П. Свенцицкого, которое недостаточно изучено;
• философов: А.П. Козырева («Антихрист и революция»), где проведён анализ оценки политических, революционных и религиозных событий начала ХХ века и участие в них представителей русской интеллигенции , Т.И. Лузиной (««Религиозный максимализм» русской интеллигенции в начале ХХ в.»), уделяющей особое внимание оценке философско-религиозных воззрений В.П. Свенцицкого , В.И. Спивак («Русская религиозная философия рубежа Х1Х-ХХ вв. о путях возрождения России»), анализирующей суждения русских религиозных мыслителей начала XX в. о путях религиозного возрождения России. Показано, что в контексте историософской проблематики русской философии рубежа XIX-XX вв. данная проблема приобрела особую актуальность, а ее индивидуальное осмысление базировалось на постулатах христианских ценностей и мировоззрения ;
• литературоведов: А.Л. Семеновой , И.Л. Бражникова , Н.Ю.
Богатыревой , Е.А. Белжеларского , работы которых посвящены
исследованию философской публицистики на материалах отечественной печати 1900-х годов, раскрывающих важную общественную роль философской публицистики, христианской аксиологии, выявляющих принципиальные стратегически значимые перспективы общественного развития России конца XIX - начала XX
вв. в различных аспектах;
• религиоведов: И.В. Воронцовой17 18 19 , раскрывающей проблематику
русского христианского модернизма начала XX в., Е.С. Элбакян , анализирующей кризис духовной атмосферы в России начала ХХ века, изменения сознания и самосознания российской интеллигенции, и рассматривающей проблему государственно-церковных отношений начала ХХ века; С.В. Черткова , впервые собравшего и
опубликовавшего богатое творческое наследие В.П. Свенцицкого в 4-х томах.
Таким образом, историография проблемы показывает, что разнообразие исследований, безусловно, раскрывает в различных научных дискурсах место и роль В.П. Свенцицкого в истории церковно - государственных отношений в России в первой трети ХХ в. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствует интегративный подход к анализу богатого публицистического наследия В.П. Свенцицкого и его религиозно-общественной деятельности, что объективно требует дальнейшего теоретического осмысления.
Методологическая основа исследования представлена: системным, интегративным, сравнительно-историческим, историко-генетическим, биографическим и социологическим (вторичным анализом документов и исследовательской литературы).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• впервые дано системное рассмотрение места и роли творчества философа, писателя, публициста, богослова и общественного деятеля В.П. Свенцицкого в истории церковно-государственных отношений в России первой трети ХХ в. в контексте интегративного подхода;
• впервые в научный оборот введены новые архивные материалы и систематизирован значительный объем исследовательской литературы.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в использовании его результатов в вузовском преподавании учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии, в участии в изданиях творческого наследия В.П. Свенцицкого, осуществляемых Русской Православной Церковью, и выступление с докладами на научно - практических и богословских чтениях по данной проблеме.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде докладов на Международной православной научно-практической конференции «В начале было Слово...» (Воронеж, 2016 г.), а так же на Международном молодёжном форуме «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре (Белгород, 2016 г.) г., и отражены в двух статьях в сборниках материалов данных конференций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и исследований (103 наименования) и пяти приложений.
В это время появляется большое количество периодических изданий, становящихся специально созданной площадкой для общественной рефлексии. Так, например, главной задачей журнала «Новый путь», вышедшего в январе 1903 г. было обозначено: «Дать возможность выразиться, в какой бы то ни было литературной форме - в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке, - тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе, с пробуждением религиозно-философской мысли. Прежнее утилитарно-позитивное миросозерцание, не включавшее в себя ни искусства, ни философии, ни даже науки, во всей возможной их сложности, уже бессильны ответить на запросы современного сознания и на наших глазах сменяется иными исканиями. Идти навстречу духовной работе общества, вызываемой этим знаменательным переломом, - такова цель нового журнала. Журнал держится принципа полной терпимости ко всякому серьезному убеждению» .
Именно публицистические выступления, имевшие огромную популярность в кругах русской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ вв., не просто актуализировали, обнажали, анализировали и оценивали общественно-значимые факты, события, проблемы, вызывая бурный резонанс, но и в той или иной мере изменяли общественное сознание.
Особую роль в этом процессе сыграла, прежде всего, русская религиозно-философская публицистика. По мнению А.Л. Семеновой, «она отвечает на сущностные проблемы бытия человека и общества, универсальные с точки зрения политических реалий.. обращена к вневременным проблемам, которые определяют совершенствование человека и общества» .
В.П. Свенцицкий стал известен в религиозно-философских кругах Москвы и Петербурга начала ХХ в., в первую очередь, благодаря своим незаурядным умственным и проповедническим способностям. По мнению исследователей, он «относил себя к людям новой эпохи, стоящих на рубеже новой религиозности, и стремился реализовать себя в русле религиозно-общественной деятельности. Его творчество в молодые годы проникнуто духом и настроениями той части русской интеллигенции, которая мечтала о религиозном возрождении Отечества, подчиняя свою судьбу делу всеобщего христианского служения» . Валентин Павлович - образец веры, стойкости, подвижничества, он является примером несения своего креста до самой смерти. Это наша история и её не вычеркнуть и нельзя замалчивать!
В многочисленных ранних публикациях В.П. Свенцицкий призывал к активному участию Русской Православной Церкви в процессах нового общественного устройства, поисках путей в «светлое будущее». Он утверждал, что Церковь должна призывать к реформам и быть руководителем общественного движения, вести своих членов на борьбу за претворение в жизнь идеалов свободы и справедливости, быть во главе всех реформ, которые способствуют только улучшению общественной жизни.
Путь религиозно-философских исканий В.П. Свенцицкого - тяжелый путь сомнений, страстей, заблуждений, в итоге покаяния и прощения. Поэтому, безусловно, изучение жизненного пути, церковно-общественной и публицистической деятельности В.П. Свенцицкого - является основной задачей нашего исследования, отражающего историю эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв., религиозно-философские искания через призму индивидуальной судьбы.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в России в первой трети XX века.
Предмет исследования - религиозно-общественная деятельность и публицистическое творчество В.П. Свенцицкого.
Цель исследования - рассмотреть религиозно-общественную и публицистическую деятельность В.П. Свенцицкого и выявить его роль в развитии государственно-церковных отношений в России в первой трети ХХ
в.
В соответствии с поставленной целью, данное исследование призвано решить следующие задачи:
• рассмотреть процесс становления личности В.П. Свенцицкого в детские и юношеские годы (1881-1903 гг.);
• раскрыть специфику религиозно-общественной деятельности В.П. Свенцицкого и проанализировать его публицистическое творчество в дореволюционный период истории России;
• выявить особенности пастырской и проповеднической деятельности о. Валентина и проследить дальнейшую эволюцию его социально-богословских воззрений в период 1917-1931 гг.;
• проанализировать религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого за 1917-1931 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни В.П. Свенцицкого с 1881 г. по 1931 г.
Географические рамки исследования включают территорию Российской империи, РСФСР и СССР (города: Саратов, Тюмень, Казань,
Уфу, Екатеринбург, Челябинск, Белгород, Новороссийск, Сочи, Сухум, Новый Афон, Тобольск, Иркутск), связанную с жизнью и деятельностью В.П. Свенцицкого.
Источниковая база исследования включает следующие группы источников:
• Неопубликованные источники:
Архивные документы - материалы личного архива семьи Свенцицких: письма (за 1928-1931 гг.), фотоматериалы из личного фонда старшего
археографа Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткова.
• Опубликованные источники:
К первой группе источников относятся документы из архивных фондов: Центрального государственного архива Москвы (ЦГАМ) , Научно¬исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Российского Государственного военно - исторического архива (РГВИА) ;
Вторую группу составляют нормативно-правовые акты советского периода истории России: «Декларация прав народов России», 2(15) ноября 1917 г. , Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , «Декларация» Митрополита Сергия .
Третью группу включают публицистические труды В.П. Свенцицкого с 1903 по 1931 гг..
Четвертая группа источников представлена воспоминаниями
современников (М.Б. Свенцицкой, С.И. Фуделя, А. Белого, А. Блока, Ф.А. Степуна, М.В. Вишняка и др.).
Пятую группу составляют Акты Святейшего Патриарха Тихона Московского и всея Руси, его обращение к духовенству и верующим Российской Православной Церкви , а также материалы периодической печати («Век», «Церковные ведомости», «Миссионерское обозрение», «Русское слово», «Новая земля» и др.).
Степень изученности темы исследования. Историография проблемы исследования церковно-общественной деятельности и публицистического творчества великого христианского проповедника начала XX в. В.П. Свенцицкого представлена многоаспектностью направлений, так как первоначальные упоминания о нём как о богослове, проповеднике и протоиерее датируются только лишь началом 1900-х гг., личность и жизнедеятельность В.П. Свенцицкого приобретают актуальность только сегодня. В связи с этим автор обращался к следующим исследованиям:
• историков: Ю.В. Марининой («Жанровые искания в русской
религиозной философии серебряного века (1890-1935 гг.)»), К.В.
Касаткиной («Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX- первой трети ХХ в. на примере «Антихриста»); А.В. Харитоновой («Достоевский Серебряного века. Отражение художественного метода Ф.М. Достоевского в произведениях В.П. Свенцицкого» ); А.И.
Мраморнова («Собрание нужных сочинений», «Богословие действия») и др., которые посвящены исканиям русских религиозных философов «серебряного века»; и рассматривают значимое литературное наследие протоиерея В.П. Свенцицкого, которое недостаточно изучено;
• философов: А.П. Козырева («Антихрист и революция»), где проведён анализ оценки политических, революционных и религиозных событий начала ХХ века и участие в них представителей русской интеллигенции , Т.И. Лузиной (««Религиозный максимализм» русской интеллигенции в начале ХХ в.»), уделяющей особое внимание оценке философско-религиозных воззрений В.П. Свенцицкого , В.И. Спивак («Русская религиозная философия рубежа Х1Х-ХХ вв. о путях возрождения России»), анализирующей суждения русских религиозных мыслителей начала XX в. о путях религиозного возрождения России. Показано, что в контексте историософской проблематики русской философии рубежа XIX-XX вв. данная проблема приобрела особую актуальность, а ее индивидуальное осмысление базировалось на постулатах христианских ценностей и мировоззрения ;
• литературоведов: А.Л. Семеновой , И.Л. Бражникова , Н.Ю.
Богатыревой , Е.А. Белжеларского , работы которых посвящены
исследованию философской публицистики на материалах отечественной печати 1900-х годов, раскрывающих важную общественную роль философской публицистики, христианской аксиологии, выявляющих принципиальные стратегически значимые перспективы общественного развития России конца XIX - начала XX
вв. в различных аспектах;
• религиоведов: И.В. Воронцовой17 18 19 , раскрывающей проблематику
русского христианского модернизма начала XX в., Е.С. Элбакян , анализирующей кризис духовной атмосферы в России начала ХХ века, изменения сознания и самосознания российской интеллигенции, и рассматривающей проблему государственно-церковных отношений начала ХХ века; С.В. Черткова , впервые собравшего и
опубликовавшего богатое творческое наследие В.П. Свенцицкого в 4-х томах.
Таким образом, историография проблемы показывает, что разнообразие исследований, безусловно, раскрывает в различных научных дискурсах место и роль В.П. Свенцицкого в истории церковно - государственных отношений в России в первой трети ХХ в. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствует интегративный подход к анализу богатого публицистического наследия В.П. Свенцицкого и его религиозно-общественной деятельности, что объективно требует дальнейшего теоретического осмысления.
Методологическая основа исследования представлена: системным, интегративным, сравнительно-историческим, историко-генетическим, биографическим и социологическим (вторичным анализом документов и исследовательской литературы).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• впервые дано системное рассмотрение места и роли творчества философа, писателя, публициста, богослова и общественного деятеля В.П. Свенцицкого в истории церковно-государственных отношений в России первой трети ХХ в. в контексте интегративного подхода;
• впервые в научный оборот введены новые архивные материалы и систематизирован значительный объем исследовательской литературы.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в использовании его результатов в вузовском преподавании учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии, в участии в изданиях творческого наследия В.П. Свенцицкого, осуществляемых Русской Православной Церковью, и выступление с докладами на научно - практических и богословских чтениях по данной проблеме.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде докладов на Международной православной научно-практической конференции «В начале было Слово...» (Воронеж, 2016 г.), а так же на Международном молодёжном форуме «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре (Белгород, 2016 г.) г., и отражены в двух статьях в сборниках материалов данных конференций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и исследований (103 наименования) и пяти приложений.
Проблема анализа церковно-общественной и публицистической деятельности В.П. Свенцицкого в отечественной истории государственно - церковных отношений - одна из актуальных в современной исторической науке на рубеже ХХ-ХХ1 вв., особенно накануне столетия двух русских революций и усиления роли института Русской Православной Церкви в укреплении позиций России в мировом социуме.
В условиях модернизации российского образования преодоление «белых пятен» в истории объективно требует поиска новых интегративных подходов к осмыслению места и роли таких несправедливо забытых представителей русского религиозно-философского Ренессанса, как В.П. Свенцицкий, мучительно искавших новый исторический путь России на основе обновленных христианских идеалов свободы, равенства, братства и смысла жизни человека на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В ходе проведенного исторического исследования мы выявили следующие тенденции.
Во-первых, становление личности В.П. Свенцицкого, его религиозно-общественная деятельность и активное, огромное по масштабам и разнообразное по жанрам публицистическое творчество на раннем этапе (1881-1917 гг.) было связано со стремлением утвердить в религиозном сознании людей идеи создания нового общества, основанного на социальной справедливости и христианских ценностях, совместить «социалистическое» умонастроение и религиозное мышление, путем создания новой религии свободного человека, основанной на его божественной индивидуальности, новой культуры и новой общественности.
Во-вторых, именно на раннем этапе деятельности он заявляет себя как оригинальный мыслитель, религиозный философ, талантливый литератор, публицист и проповедник, смело идущий в народ, возвещавший необходимость реформирования церкви, общества, государства, личности, и осознавшего свое предназначение в служении церкви.
В-третьих, религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого становится более зрелым и фундаментальным в послереволюционный период и это было тесно взаимосвязано с его пастырской и проповеднической деятельностью, которая осуществлялась в крайне сложных исторических реалиях: гонениях на церковь, отделении церкви от государства, появлении идеологии и практики обновленчества, отлучении его митрополитом Сергием от Церкви, арестом и ссылкой.
В-четвертых, находясь в ссылке и будучи уже тяжело больным человеком, В.П. Свенцицкий, осознавая свой скорый уход из жизни, нашел в себе силы покаяться, вернуться в лоно Русской Православной Церкви, и был прощен митрополитом Сергием, что еще раз свидетельствует о силе его духа и крепости веры.
В-пятых, путь религиозно-философских исканий и деятельности В.П. Свенцицкого был полон сомнений, страстей, заблуждений, покаяния и прощения, в целом, крайне тяжелым.
В-шестых, историческое значение его церковно-общественной и публицистической деятельности, безусловно, масштабно по объему и значимо, что выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века.
В-седьмых, в современных условиях происходит популяризация творческого наследия В.П. Свенцицкого, благодаря отечественным исследователям, семье В.П. Свенцицкого, бережно сохранившей все его произведения, и старшему археографу Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткову, подготовившему к изданию очередной (четвертый) том его произведений.
Вместе с тем, дальнейшее изучение этой интереснейшей, мало изученной исторической проблемы видится в следующем:
в объединении усилий исследователей разных научных дискурсов: историков, философов, литературоведов, религиоведов;
в использовании результатов в теории и практике вузовского преподавания учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии;
в широком представлении российской общественности богатого религиозно-публицистического наследия В.П. Свенцицкого, посредством дальнейшего издания его произведений, и выступлений на научно-практических конференциях и богословских чтениях.
В условиях модернизации российского образования преодоление «белых пятен» в истории объективно требует поиска новых интегративных подходов к осмыслению места и роли таких несправедливо забытых представителей русского религиозно-философского Ренессанса, как В.П. Свенцицкий, мучительно искавших новый исторический путь России на основе обновленных христианских идеалов свободы, равенства, братства и смысла жизни человека на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В ходе проведенного исторического исследования мы выявили следующие тенденции.
Во-первых, становление личности В.П. Свенцицкого, его религиозно-общественная деятельность и активное, огромное по масштабам и разнообразное по жанрам публицистическое творчество на раннем этапе (1881-1917 гг.) было связано со стремлением утвердить в религиозном сознании людей идеи создания нового общества, основанного на социальной справедливости и христианских ценностях, совместить «социалистическое» умонастроение и религиозное мышление, путем создания новой религии свободного человека, основанной на его божественной индивидуальности, новой культуры и новой общественности.
Во-вторых, именно на раннем этапе деятельности он заявляет себя как оригинальный мыслитель, религиозный философ, талантливый литератор, публицист и проповедник, смело идущий в народ, возвещавший необходимость реформирования церкви, общества, государства, личности, и осознавшего свое предназначение в служении церкви.
В-третьих, религиозно-публицистическое творчество В.П. Свенцицкого становится более зрелым и фундаментальным в послереволюционный период и это было тесно взаимосвязано с его пастырской и проповеднической деятельностью, которая осуществлялась в крайне сложных исторических реалиях: гонениях на церковь, отделении церкви от государства, появлении идеологии и практики обновленчества, отлучении его митрополитом Сергием от Церкви, арестом и ссылкой.
В-четвертых, находясь в ссылке и будучи уже тяжело больным человеком, В.П. Свенцицкий, осознавая свой скорый уход из жизни, нашел в себе силы покаяться, вернуться в лоно Русской Православной Церкви, и был прощен митрополитом Сергием, что еще раз свидетельствует о силе его духа и крепости веры.
В-пятых, путь религиозно-философских исканий и деятельности В.П. Свенцицкого был полон сомнений, страстей, заблуждений, покаяния и прощения, в целом, крайне тяжелым.
В-шестых, историческое значение его церковно-общественной и публицистической деятельности, безусловно, масштабно по объему и значимо, что выдвигает его имя в ряд самых активных и знаковых фигур отечественной истории первой трети ХХ века.
В-седьмых, в современных условиях происходит популяризация творческого наследия В.П. Свенцицкого, благодаря отечественным исследователям, семье В.П. Свенцицкого, бережно сохранившей все его произведения, и старшему археографу Новоспасского монастыря г. Москвы С.В. Черткову, подготовившему к изданию очередной (четвертый) том его произведений.
Вместе с тем, дальнейшее изучение этой интереснейшей, мало изученной исторической проблемы видится в следующем:
в объединении усилий исследователей разных научных дискурсов: историков, философов, литературоведов, религиоведов;
в использовании результатов в теории и практике вузовского преподавания учебных курсов отечественной истории, философии, богословия и филологии;
в широком представлении российской общественности богатого религиозно-публицистического наследия В.П. Свенцицкого, посредством дальнейшего издания его произведений, и выступлений на научно-практических конференциях и богословских чтениях.



