Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православный приход как церковно-народный институт

Работа №62599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблематика православного прихода в церковной литературе, публицистике и научных исследованиях
Глава 2. Православный приход в системе государственного управления, церковной иерархии и общинных институтов
2.1. Взаимодействие с государством
2.2. Причт и взаимодействие с церковной иерархией
2.3. Взаимодействие духовенства и крестьянской общины
Глава 3. Роль причта в организации жизни общины
3.1. Пасторство
3.2. Организация церковного года
3.3. Церковные праздники, посты, обходы
3.4. Характер народной религиозности и бытовая обрядность
Заключение
Список использованной литературы и источников

Начиная с конца 80-х годов XX века в среде историков, этнографов, а также представителей других гуманитарных дисциплин наблюдается усиленный интерес к изучению прихода как основной структурной единицы православной жизни в России. Эта тенденция вызвана поиском ответа на вопрос о современном состоянии Русской Православной Церкви, а также интересом к ее истории.
В данный период начинается новый подъем активности Русской Православной Церкви и религиозного населения страны, свидетельство этому мы можем увидеть в увеличении количества приходов на территории РФ. В докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 года сообщается, что в 2007 г. на территории России действует 29 141 приход, в то время как в 1986 г. их количество составляло всего 6800. Значительный рост количества приходов продолжается и по сей день: так в 2013 г. насчитывается уже 33482 прихода . На протяжении долгого периода истории России, православие существовало как официальная религия государства, в связи с чем стало одним из ключевых факторов этнической самоидентификации населения. Возникает вопрос о том, чем вызван такой бурный рост приходов: исходит ли инициатива создания новых приходов от РПЦ как церковной организации или это следствие реальных нужд населения? Именно поэтому исследование данной проблемы является особенно актуальным в наше время.
Однако, интерес к приходской теме вызван не только внешними церковными преобразованиями, но и желанием узнать о внутренней жизни прихода, но прихода не только как церковной «организации», а как общины. И в этом заключается одна из основных сложностей, с которыми мы столкнемся при изучении прихода. Большинство исследователей отмечают, что приходская тема изучалась в контексте истории Церкви, при этом «совершенно упуская из внимания жизнь и верования народных масс, скромную деятельность низших церковных деятелей, никогда не заглядывая в темные углы церковных приходов - этих единиц, из которых складывается целое, - Церковь», - пишет историк Русской Церкви П. В. Знаменский. Поэтому тема данного исследования имеет особую актуальность в связи с малоизученностью, а, следовательно, и широкими возможностями для дальнейшего изучения.
Важность изучения синодального устройства Церкви отмечена во многих работах ученых как прошлого, так и нынешнего столетия. Так, например, исследователи приходской темы связывают дискуссию об устройстве Церкви, возникшую в конце 1990-2000-х гг. с вопросами о реформировании синодальной системы в рамках Поместного собора 1917-1918 гг., в рамках которых особенно выделялся вопрос о преобразованиях в приходской сфере. Это объясняется тем, что именно приход является ключевой единицей в религиозной жизни общества в рамках Церковной иерархии. Сравнение современности и дореволюционного периода также может быть объяснено количеством приходов, так как в 1914 г. оно доходило до 480007, что близко к нынешним цифрам.
Приступая к рассмотрению данной темы нам необходимо ответить на один из основных вопросов: что такое приход, какова его суть и границы? Т.А. Бернштам пишет о многогранности термина «приход» и эволюции понятия «приходская жизнь» . Под «приходом» мы можем понимать как исключительно церковно-административный округ, так и население, приписанное к нему, то есть его прихожан, либо же мы можем принять это понятие за все церковное общество прихода в целом - причт (духовенство) и прихожане. Объектом данного исследования является приход Русской Православной Церкви в синодальный период (более конкретно - второй половины XIX - начала XX вв.). Сложная организация прихода обуславливает многогранность предмета исследования - им являются разносторонние отношения духовенства и прихожан внутри прихода, а также их взаимоотношения с другими социальными структурами.
Целью данного исследования является изучение прихода РПЦ во второй половине XIX - начале XX веков, для чего нам необходимо решить следующие задачи: 1) выделить основные проблемы православного прихода, обсуждавшиеся в церковной литературе, публицистике и научных исследованиях, 2) определить основные направления и характер во взаимодействии духовенства с государственное, церковной властью, а также сельской общиной, 3) рассмотреть церковно-обрядную организацию приходской жизни и ее взаимосвязь с народной религиозностью.
Что касается географических рамок исследования, то необходимо сразу сказать, что они будут ограничены территорией Центральной части Европейской России и Сибири, в связи с тем, что большинство литературы основывается на материалах данных регионов. Хронологически работа будет рассматривать поздний синодальный период в истории РПЦ, и здесь следует обосновать данный выбор.
Очевидно, что невозможно проводить исследование приходской темы вне исторического контекста, так как события из истории РПЦ непосредственно влияют на жизнь приходских сообществ, как в прошлом, так и настоящем. Однако невозможно охватить в рамках данной работы всю историю формирования приходов, так как эта тема слишком объемна. Поэтому, для того, чтобы в перспективе дальнейшего изучения приходской темы иметь возможность исследования состояния приходской жизни в XXI
в., нам необходимо особенно рассмотреть синодальный период, так как он является основой формирования современной организации прихода. Однако, также нужно учитывать преобразования, произошедшие в XX в. и их влияние на современность.
Методологической основой данной работы являются как общенаучные методы (количественный, описательный, метод анализа, синтеза, дедукции и индукции), так и специальные - историко-генетический и проблемно-исторический методы, используемые для изучения динамики развития православного прихода, а также структурный и функциональный методы для рассмотрения внутренней организации приходов и их взаимосвязей с внешними структурами.
Историографическую базу исследования можно разделить на несколько частей: 1. исторические работы, посвященные истории РПЦ, 2. этнографические работы по духовной культуре русского крестьянства, 3. работы социологов по изучению приходов, 4. а также работы представителей духовенства. Подробнее историография будет рассмотрена в 1 главе.
Научно - практическая значимость данной работы, во - первых, обусловлена малоизученностью приходской темы в этнографическом обозрении, и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию и изучению данной темы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Содержание глав определяется поставленной целью и задачами. Общие выводы структурированы в заключении данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, мы можем еще раз отметить увеличившийся интерес к приходской теме в настоящее время, который обусловлен историей ее обсуждения в церковной, общественной научной среде — как мы видим, дискуссия вокруг статуса прихода и прав общины была активно обсуждаема как в середине XIX в, так и в начале и конце XX в.
Также, отвечая на вопрос о взаимоотношениях духовенства и общины, мы можем сказать, что синодальный период отличается увеличение влияния государства и церковной власти на деятельность приходов, что значительно подорвало систему их общинного самоуправления, что также сказалось на уровне религиозности населения.
Что касается статуса духовенства, то можно отметить его приниженное и зависимое положение от различных структур - материально причт обеспечивали доходы от приходской общины, большое влияние оказывала епархиальная власть, а также помещики и светские структуры. Однако, к концу XIX века, наметился ряд продвижения в сторону либерализации и улучшения положения духовенства.
Неканонические представление народа о православии, а также развитая обрядовая сторона религии может пониматься не как слабое понимание христианских догматов, а как проявление народного благочестия, народного представления о православии.
Приход являлся важным звеном в жизни общины, и не смотря на ослабление позиций духовенства и Церкви в глазах общественности, играл важную роль, как в хозяйственной, так и в духовной жизни крестьянства.



1. Freeze G.L. The Disintegration of Traditional Communities: The Parish in Eighteenth-Century Russia. // The Journal of Modern History. — 1976. —Vol. 48 (1). — P 32-50.
2. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Reform. — Princeton, New Jersey: «Princeton University Press», 1983. — 507 p.
3. Freeze G.L. The Russian Levites: Parish clergy in the eighteenth century. — Cambridge, London: «Harvard university press», 1977. — 325 p.
4. Агаджанян А. С. Приход и община в русском православии: современные процессы в ретроспективе последнего столетия. // Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности. — М.: «Весь мир», 2011. — 368 С.
5. Алексин К. Духовническая дисциплина в Русской Церкви и формирование приходских общин разных типов: попытка построения типологии местных христианских общин в России в её связи и с духовнической практикой, а также попыка обоснования одной гипотезы. // Научно-богословский журнал студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского университета. — 2013. — Вып. V. — С. 20 - 33.
6. Алексин К. Приход: община или учреждение? (дискуссия в Предсоборном присутствии). // Научно-богословский журнал студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского университета. — 2012. — Вып. IV. — С. 46 - 59.
7. Баловнев Д.А. Церковные приходы и приходское духовенство в XIV-XV вв. на Руси: Северо-Восточные, Новгородские и Псковские земли).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02 — М., 1998. — 18 с.
8. Беглов А.Л. «Община, учреждение, братство...». Поиск идентичности православного прихода в проектах и дискуссиях конца XIX - начала ХХ в. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — 2014. —Вып. 48. — С. 241-264.
9. Беглов А. Л. Земские проекты переустройства православного прихода в 1860 - 1890-е гг. // Государство. Религия. Церковь. — 2014. -- № 1(32). — С.172-200.
10. Беглов А.Л. Конформизм приходской реформы К.П. Победоносцев. // Quaestio Rossica. — 2014. — № 3. — С. 107-123.
11. Беглов А. Л. Объединения православных верующих в СССР в 1920-1930-е годы: причины возникновения, типология и направления развития. // Российская история. — 2012. — № 3. — С. 91-104.
12. Беллюстин И.С. Описание сельского духовенства. — Paris, Berlin, London: «A. Franck», «A. Asher et C°», «Truhner and Co», 1858. -- 168 с.
13. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни общины XIX- начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. — Л.: «Наука», 1988. — 277 с.
14. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. --СПб.: «Петерб. Востоковедение», 2000. — 394 с.: ил.
15. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. — СПб.: «Петербургское востоковедение»,
2005. — 413 с.: ил.
16. Громыко М. М. О воззрениях русского народа. -- М.: «Паломникъ», 2000. -- 540 с.
17. Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX века: (На материалах Том. епархии).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02 — Томск, 1996. — 24 с.
18. Знаменский П. В. История Русской Церкви: Учеб. рук. - 9-е изд., испр. —М.: «Крутиц. Патриаршее подворье и др.», 2000. — 461 с.
19. Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси; Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. — СПб.: «Коло», 2003. — 798 с.
20. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. — Новосибирск: «Наука», 1990. -- 288 с.
21. Казьмина О.Е. Русская православная Церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. — М.: «Изд-во Моск. Ун-та», 2009. — 304 с.
22. Камкин А.В. Крестьянский мир на Русском Севере: (Материалы по истории северорусских крестьян. сообществ XVIII в.). — Вологда: «Русь», 1995. — 96 с.
23. Карташев А. В. История Русской Церкви. — М.: «Эксмо», 2010. --543 с.
24. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2: Патриарший период (1586 - 1700). — М.: «Терра», 1992. — 686 с.
25. Лавров А. С. Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. — М.: «Древлехранилище», 2000. — 572 с.
26. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.: (На примере Перм. епархии). -- Екатеринбург: «УралНаука», 1998. — 218 с.
27. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. — М.: «Новое литературное обозрение», 2015. — 439 с.: ил.
28. Манчестер Л. Сельские матушки и поповны как "агенты просвещения" в российской деревне: позднеимперский период. // Там, внутри: практики внутренней колонизации в культурной истории России: сборник статей. — М.: «Новое литературное обозрение», 2012. — С.311-348.
29. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья, XVIII - первая половина XIX в. — М.: «Наука», 1991. — 222 с.
30. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: «Новое литературное обозрение», 2006. — 650 с.
31. Ожиганова А. А. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. — М.: «Институт этнологии и антропологии», 2006. — 229 с.
32. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-запада России. — СПб.: Алетейя, 1998. — 320 с.
33. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. — М.: «Республика», 1995. — 509 с.
34. Приход русской православной церкви : материалы к изучению приходской жизни. — М.: «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», 2011. — 154 с.
35. Прокофьев А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на само сознание сельского приходского духовенства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02. — М., 2010. — 26 с.
36. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII
- начале XX в.: (по материалам Олонецкой епархии). — Петрозаводск: «Карельский научный центр», 2009. — 422 с.
37. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: (Церков. реформы в России 1860-1870-х годов) . — М.: «Крутиц. Патриаршее Подворье О-во любителей церков. Истории», 1999. — 567 с.
38. Розанов А.И. Записки сельского священника: Быт и нужды православного духовенства. — СПб.: «Издание исторического журнала "Русская старина", 1882. — 324 с.
39. Розов А. Н. Священник в духовной жизни русской деревни. — СПб.: «Алетейя», 2003. — 253 с.
40. Ропакова Е. Н. Священник и прихожане: о некоторых этических аспектах взаимоотношений (По материалам уездных приходов Петербургской епархии 1850-1860-х гг.). — 2008. — Ч. I , Вып. 4. — Вестник Санкт-Петербургского университета. — С. 35-44.
41. Священник Владислав Малышев. Церковно-общественная публицистика в эпоху «великих реформ» // Христианское чтение. — 2015. — № 5. — С. 121-145.
42. Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. Ч.1. — М.: «Валаамский мон-рь», 1997. — 798 с.
43. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. — М.: Изд-во. «Индрик», 2002. — 352 с.
44. Тимошенкова З.А. Приходские церкви и крестьянский мир // Средневековая и новая Россия : Сб. науч. ст. : К 60-летию проф. И.Я. Фроянова. — СПб.: «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 1996. — С.474-493.
45. Фриз Г. Л. Вся власть приходам? Возрождение православия в 1920-е гг. // Государство. Религия. Церковь. — 2012. — № 3-4 (30). — С. 86-105.
46. Хроника семи десятилетий // Наука и религия. — 1987. — №2. —С.24.
47. Цыпин В. А., прот. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды: (1700-2005). — 3-е изд., испр. — М.: «Изд-е. Сретенского монастыря», 2007. - 815 с.
Источники:
1. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Москва. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. 2008. 24 июня. URL: https://mospat.ru/archive/2008/06/41501/( последнее обращение 10.05.2016).
2. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московской патриархии. 2013. 2 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html(последнее обращение 10.05.2016).
3. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 1.Костромская и Тверская губернии. — СПб.: «Деловая полиграфия», 2004. — 586 с.: ил.
4. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. — СПб.: «Деловая полиграфия»,2006.— 551 с.: ил.
5. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 1. Пошехонский уезд. — СПб.: «Деловая полиграфия», 2006. — 607 с.: ил.
6. Устав РПЦ 2000 г. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html. (последнее обращение 18.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ