ВВЕДЕНИЕ 3
1 Электронный образовательный ресурс, как средство образования 5
1.1 Характеристика электронных образовательных ресурсов и их
классификация 5
1.2 Особенности использования электронных образовательных ресурсов для
образовательного учреждения 11
1.3 Основные требования к созданию и применению электронного
образовательного ресурса 14
2 Проектирование электронного образовательного ресурса 17
2.1 Этапы и инструментальные средства разработки электронного
образовательного ресурса 17
2.2 Теоретические аспекты выбора структуры электронного
образовательного ресурса 21
2.3 Выбор программных средств реализации ресурса 25
3 Разработка и реализация электронного образовательного ресурса «Рабочее
место учителя» 29
3.1 Создание электронного образовательного ресурса и использование
дополнительных средств для визуального оформления 29
3.2 Наполнение электронного образовательного ресурса «Рабочее место
учителя» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты в сфере образования могут столкнуться с некоторыми трудностями: оборудование кабинета в соответствии с государственными стандартами, знания о том, что должна включать в себя нормативная база деятельности педагога на федеральном и региональном уровне, подготовка к аттестации и т.п. Часть этой информации знакома всем учащимся старших курсов в теории, но наглядный или практический вариант приходится искать самостоятельно.
В настоящее время молодому специалисту в начале своей карьеры предстоит не только применять различные методики преподавания на практике, налаживать отношения с коллективом, детьми и их родителями, а также вести документацию, обустраивать свое рабочее место, проходить аттестации.
Поэтому одним из вариантов решения данной проблемы стало создание электронного образовательного ресурса «Рабочее место учителя», который будет содержать в себе советы и рекомендации для начинающего педагога.
В данной дипломной работе предложен вариант, как разобраться в том, что необходимо знать и уметь для создания электронного образовательного ресурса, как его эффективно использовать, какое программное обеспечение является инструментарием создания web-страниц. А также выбор оптимального вида страниц на основе предположения, что пользователю приятно посещать те web -страницы, которые имеют стильное оформление, не отягощены чрезмерно графикой и анимацией, быстро загружаются и правильно отображаются в окне web-браузера.
В ресурсе можно размещать документацию, тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях. В ходе профориентационной работы молодой специалист в поисках рабочего места в справочнике получает общее представление о профессии, а дополнительную информацию, как правило, посматривает на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с людьми, уже работающими в этой сфере [1].
Цель: создать актуальный и функциональный электронный
образовательный ресурс «Рабочее место учителя». В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Выявить основные потребности, методические и педагогические аспекты в данном ресурсе.
2. Установить область использования ресурса.
3. Изучить инструментальные средства разработки электронный ресурсов.
4. Разработать структуру образовательного ресурса.
5. Создать электронный образовательный ресурс с содержимым.
Объектом исследования является электронный образовательный ресурс в образовательном учреждении.
Предметом исследования является способ создания электронного образовательного ресурса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов будет создан электронный информационный ресурс под названием «Рабочее место учителя», который будет размещен в ресурсном центре Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Данная дипломная работа состоит из 65 страниц, трех глав, введения, заключения и списка использованных источников. Первая глава содержит информацию об электронных образовательных ресурсах, их специфике, видах, классификации. Вторая глава содержит информацию о средствах реализации электронного образовательного ресурса. Третья глава состоит из описания создания электронного образовательного ресурса «Рабочее место учителя».
Разработанный нами электронный образовательный ресурс «Рабочее место учителя» содержит в себе такие разделы, как:
1. Главная страница, на которой размещены вступительное слово, новости и основная навигация по сайту.
2. Нормативная база деятельности, в которую входят документы федерального и регионального уровней.
3. Нормативная база образовательного учреждения, которая включает перечень обязательных локальных актов, образовательные программы, учебные планы и графики, правила внутреннего трудового распорядка.
4. Учебно-материальная база, которая включает требования к оборудованию учебных кабинетов, правила использования электронного школьного журнала, перечень утвержденных учебников.
5. Профессиональная карьера, которая включает заметки о том, в каком направлении развиваться будущему педагогу.
6. Методическая копилка, которая включает конспекты учебных занятий, планы и разработки воспитательной деятельности, программы и планы внеурочной деятельности.
7. Горячие клавиши и дополнительное меню быстрого доступа.
Разрабатывая собственный электронный ресурс, мы, в первую очередь, определились с тем, каким образом его создавать, то есть с этапами его разработки. А так же выбрали наиболее подходящие инструментальные средства, которые помогли нам в этом.
На первом этапе мы подобрали подходящую информацию, тщательно изучили и структурировали ее. Так же составили содержание и сформировали основные ответвления. При сборе материала мы
придерживались четырех основных принципов: приоритетности
педагогического подхода, модуля, полноты и наглядности.
На втором этапе мы определили форму подачи материала - электронный образовательный ресурс в виде веб-сайта.
Во время создания электронного образовательного ресурса мы обратили внимание на то, каким основным требованиям он должен соответствовать, кто будет его использовать и в каких дисциплинах.
Структура электронного образовательного ресурса «Рабочее место учителя» отвечает таким требованиям, как четкость, простота, лаконичность. Мы выбрали самую универсальную структуру для электронного образовательного ресурса - древовидную структуру. Так как линейная структура сайта и ее вариации будут самыми неподходящими для создания многофункционального электронного образовательного ресурса. Несмотря на то, что они являются самыми простыми по своей структуре и возможности создания, в них легко запутаться, пропустить необходимую информацию или постоянно возвращаться к изначальной точке, что затрачивает такой ценный ресурс, как время. Решетчатая структура, наоборот, является слишком сложной для создания ресурса, тем более это противоречит основным требованиям к его созданию: доступности и понятность.
Данный ресурс создан на языке гипертекстовой разметки HTML с использование каскадных таблиц стилей и дополнительных средств визуального оформления. Удобство данного выбора обусловлено еще и тем, что не имеющие специального технического образования пользователи смогут вносить необходимые коррективы с помощью различных систем управления контентом.
Созданный нами электронный образовательный ресурс «Рабочее место учителя» решает следующие задачи:
• Предоставляет информацию о профессии «Учитель» и направлениях ее деятельности. Эта информация наиболее важна для посетителя, который хочет знать, чем именно занимается учитель, что входит в его должностные обязанности, как должен вести себя учитель с учениками, родителями и руководством. Предоставить информацию о расписании занятий в разных школах, о прикладных курсах, кружках, секциях.
• Информация об администрации школы (директор школы, зав по учебной части, зав по учебно -воспитательной работе), а так же о возможностях карьерного роста.
• Публикация материала на примере различных школ. Здесь будут публиковаться новости школы.
• Информация о ведении документации, поурочные разработки и так далее.
• Информация об аттестации и курсах повышения кволификаци.
• Публикация материала, общего для всех педагогов и для каждого в частности.
Электронный образовательный ресурс «Рабочее место учителя» повышает качество образования по педагогическим специальностям и подходит для специалистов разных возрастов и уровней. Для преподавателей созданный нами электронный ресурс - это площадка для обмена педагогическим опытом, методическими материалами, планами-конспектами уроков, а так же опытом, завязывания контактов со своими коллегами. Для студентов и молодых специалистов он является, прежде всего, информационным ресурсом, используя который, они могут сравнивать объем и характер занятости.
1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко, - М.: Народное образование, 2006. - 256 с
2. Электронные образовательные ресурсы ресурсы [ Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r70703/
3. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metod - kopilka.ru/page-article-8.html
4. Панкова, Е.В. Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете // Е.В. Панкова, С.А. Косинова // Научные и технические библиотеки. - 2012. - №3. - С. 41-44
5. Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; - Таганрог, 2001.
6. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на при мере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНТЭП, 2012.
7. Иванов, В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
8. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно - Режим доступа: http ://window. edu. ru/window/library?p_rid=45271
9. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
10. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов.
11. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный
ресурс]// Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета).- Режим доступа:
http ://ftemk. mpei. ac. ru/ctl/DocHandler. aspx?p=pubs/eer/types. htm
12. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
13. Тлеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективность использования //Роза Тлеукеева//Библиотека. - 2008. - №1. - С. 15-19
14. Ахмедова, А. М. Использование современных электронных средств
обучения в учебном процессе // Science Time. 2015. №1 (13). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-elektronnyh-sredstv- obucheniya-v-uchebnom-protsesse.
15. Борисова, В.П. Модель формирования межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения. // Высшее образование сегодня. 2010 - №3.
16. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин,
А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; - Белгород: БелГУ,2010.
17. Булгагова, Е.Т. Использование информационных технологий в
учебном процессе [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа:
http ://s c ience.nc stu. ru/articles/hs/12/07. pdf/file_downlo ad
18. Гендина, Н.И. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры // Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - №3. - С. 29-35
19. Семенов, А. Л. «Роль информационных технологий в общем среднем образовании. //Информатика и образование». - 2011. - №2
20. Тлеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективность использования //Р. Тлеукеева//Библиотека. - 2008. - №1. - С. 15-19
21. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. - М.: изд-во МЭИ, 2013. - 336 с.
22. Панова, Е.В. Электронный учебник: преимущества и проблемы
использования в учебном процессе / Е. В. Панова // Международная конференция "Библиотеки и Образование" - 2007 «Информационные
ресурсы и сервисы открытого образования». [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. spbbt. ru/files/Conferens/ pankovaev_01_2007.pdf
23. Симонович, С. Специальная информатика: учебное пособие / Г.Евсеев, А.Алексеев. - М.:АСТ-ПРЕСС:Инфорком-Пресс,2008-480с
24. Гендина, Н.И. Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов / Н.И. Гендина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - №3. - С. 5-14
25. Леонтьев, В. П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009
26. Лапчик, М.П., Семакина И.Г., Хеннер Е.К. «Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов»; Под общей редакцией М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
27. Лавренов, А.Ю. Создание школьного сайта. Занятие второе. М: Вопросы Интернет-образования / Якушина Е.В. - № 30.
28. Рогачева, Г.И. Современные информационные образовательные ресурсы // Г.И. Рогачева // Информатизация школьного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 17-18 сентября 2012 г. - Барнаул, пера, А. Темпера. - М., 2012. - 61 с.
29. Лесничая, И.Г.,. Информатика и информационные технологии / И.В. Миссинг. - М.: Экспо, 2005: - 109с.
30. Арзуманова, Н.В. Использование современных информационных
технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №113. - URL:http://puma/article/n/ispolzovaniesovremennyhinfo
гта1зюппуй1еЬпо1од1ууоЬгагоа1е1потрго1зеззе(дата обращения: 20.11.2016)
31. Структура сайтов|Нозйп1?о - Режим доступа:
[http ://ho stinfo. ru/articles/408].
32. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.
33. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / В.А. Поляков. - М.: «Образование и Информатика», 2004. - 295с.
34. История развития сайтостроения: Журнал СА 7.2005 - Режим доступа: [http://www.samag.ru/archive/artic1e/2150].
35. Леонтьев, В. П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
36. Гаевский, А. Основы работы в Интернете. Самоучитель. - СПб.:БХВ-Петербург,2003. -464 с.
37. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М.: ИПО МО Россия, 1995. - 336с.