Введение 5
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения
в вузе 7
1.2. Изучение вариабельности сердечного ритма с целью оценки
функционирования сердечно-сосудистой системы 13
1.3. Влияние умственной нагрузки на вариабельность сердечного ритма .... 18
Глава 2. Материалы и методы исследования 19
2.1. Оценка индивидуальных типологических свойств испытуемых,
определение уровня тревожности 19
2.2. Измерение основных соматометрических и физиометрических
показателей 19
2.3. Метод оценки вариабельности сердечного ритма 20
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение 26
3.1. Оценка соматометрических и физиометрических показателей
студентов 26
3.2. Изучение показателей вариабельности сердечного ритма у студентов-
иностранцев 27
Выводы 36
Список использованной литературы
Условия учебы в вузе предъявляют повышенные требования к адаптивным механизмам студентов-иностранцев (Дьячкова, Берсенева, 2016).
У иностранных учащихся, прибывающих из стран Африки и Латинской
Америки происходят функциональные сдвиги в организме в процессе адаптации к новым климатическим условиям Центрального Черноземья России
(Saltin, 1986; Astrand, 1995; Hamboyan, Bryan, 1995; Kattwinkel, Nowacek,
Cook, 1997; Ваганова, Тимофеева, Нуритдинова, 1997; Furukawa, 1997; Jou,
1998; Миронова, 2000; Самаров, 2014).
Изучение адаптивных реакций организма иностранных учащихся в период обучения в вузе является весьма актуальным в связи с модернизацией
высшего образования, внедрением информационных технологий в процесс
обучения, увеличением объемов учебного материала, а также изменением
форм и методов обучения (Самаров, 2014). Любая умственная деятельность
сопровождается определенным нервно-психическим напряжением. Наиболее
чувствительным индикатором адаптационных реакций организма может рассматриваться сердечно-сосудистая система, а вариабельность ритма сердца
хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем (Штаненко и др.,
2017; Берснев Е.Ю., 2008; Гаврилова, 2014; Шлык, Баевский, 2008; Гаврилова, 2015).
Анализ вариабельности сердечного ритма является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека, в частности, общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы (Дьячкова, Берсенева,
2016).
Простота метода сочетается с возможностью получения обширной и
разнообразной информации о нейрогуморальной регуляции физиологических
функций и адаптационных реакциях целостного организма.6
Особое внимание, среди множества типологических особенностей человека, при характеристике работы сердца исследователи уделяют типу автономной нервной регуляции (Догадкина, 2012).
Целью работы явилось изучение типологических и индивидуальных
особенностей вариабельности сердечного ритма у иностранных студентов
мужского пола.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
1) изучить особенности изменений спектральних характеристик ритма
сердца студентов-иностранцев с разным тонусом вегетативной нервной системы при выполнении умственной нагрузки;
2) оценить влияние умственной загрузки на показатели временного
анализа вариабельности ритма сердца иностранных студентов с разным тонусом вегетативной нервной системы;
3) выявить динамику показателей кардиоритмограммы у студентов иностранцев с разным тонусом вегетативной нервной системы при выполнении дозированной умственной нагрузки.
1. Установлено, что выполнение арифметических действий влияет на
состояние сердечно-сосудистой системы студентов-иностранцев, а также на
уровень напряжения регуляторных систем организма.
2. Выявлено повышение значений показателя LF при выполнении умственной нагрузки у нормотоников (на 54,5%), симпатотоников (на 48,3%) и
ваготоников (на 278,7%).
3. Установлено, что умственная нагрузка опосредует снижение среднего значения RR-интервала у нормотоников (на 6,3%), симпатотоников (на
18,9%) и увеличение данного показателя у ваготоников (на 4,7%).
4. Обнаружено, что срочная адаптация к дозированной умственной
нагрузке иностранных студентов из стран Африки и Латинской Америки с
разным вегетативным тонусом характеризуется уменьшением значений показателей АМо, ИВР, ИН.
1. Агаджанян Н. А., Баевский P. M., Берсенева А. П. Учение о здоровье и проблемы адаптации [Текст] : учебник / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баев-ский, А. П. Берсенева. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.
2. Агаджанян, H. A. Хронофизиология, экология человека и адаптация [Текст] / H. A. Агаджанян, И. В. Радыш, C. Л. Совершаева // Экология человека. - 1995. - № 1. - С. 9-15.
3. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье [Текст] / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А П. Берсеньева. - М. : РУДН, 2006. - 284 с.
4. Аксянова, Е. А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5-7 лет [Текст] / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. - 1990. - № 3. - С. 13-15.
5. Антропова, М. В. Умственная работоспособность учащихся 1-4 классов,
проживающих в экстремальных климатических условиях
[Текст] / М. В. Антропова, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. - 1996. - № 5. - С. 17-20.
6. Аракелов, Г. Г. Стресс и его механизмы [Текст] / Г. Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1995. - № 4. - С. 45-46.
7. Баевский, P. M. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний [Текст] / P. M. Баевский, A. JI. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - С. 265.
8. Баевский, Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при
использовании различных электрокардиографических систем
[Текст] / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, Л. В. Чирейкин и др. // Вестник аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 65-86.
9. Беккельман, Е. И. Исследование напряженности и восстановления исходного функционального состояния сердечно-сосудистой системы в зависимости от «вегетативного тонусного лагеря [Текст] / Е. И. Беккельма // Медицина труда и промышленная экология. - 1999. - № 1. - С. 15-20.
10. Бобровницкий, И. П. Биохимические исследования в оценке профессионального здоровья летного состава [Текст] // Функциональное состояние летчика в экстремальных условиях / Под ред. В. А. Пономаренко, П. В. Васильева. - М. : Полет, 1994. - С. 305-342.
11. Вейн, А. М. Лекции по патологии вегетативной нервной системы [Текст] / А. М. Вейн. - М., 1971. - 135 с.
12. Вейн, А. М. Вегето-сосудистая дистония [Текст] / А. М. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосов. - М. : Медицина, 1991. - 318 с.
13. Верещагин, В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека [Текст] : учебник / В. Ю. Верещагин. - Владивосток, 1988. - 164 с.
14. Воробьёва, Е. В. Психофизиологические основы эффективности учебной деятельности студентов на этапе освоения фундаментальных дисциплин [Текст] : Автореф. дисс.. . канд. биол. наук. - Волгоград, 2001. - 24 с.
15. Горбунов, В. В. Условия адекватности использования показателей сердечного ритма для оценки психофизиологической напряжённости операторской деятельности [Текст] / В. В. Горбунов // Физиология человека. - 1997. - Т. 23. - № 5. - С. 40-43.
16. Горбунова, А. В. Вегетативная нервная система и устойчивость сердечно-сосудистых функций при эмоциональном стрессе [Текст] / А. В. Горбунова // Нейрохимия. - 2000. - № 3. - С. 163-184.
17. Грибанов, A. B. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера [Текст] : Автореф. дис... д-ра мед. наук / A. B. Грибанов ; Арханг. мед. ин-т-Архангельск, 1991. - 38 с.
18. Грибанов, A. B. Вариабельность сердечного ритма : анализ и интерпретация [Текст] : метод. рекомендации / A. B. Грибанов, T. B. Волокитина, Э. В. Леус. - Архангельск : ПТУ им. М.В. Ломоносова. - 2001. - 16 с.
19. Елфимов, А. И. О функциональной гомологии в реакции кардиореспираторной системы человека на воздействие гипоксии и гиперкапнии в различных условиях среды обитания [Текст] / А. И. Елфимов, H. A. Агаджанян // Медицина труда и промышленная экология. - 1999. - № 1. - С. 28-36.
20. Желтиков, В. А. Влияние экологических условий на процессы адаптации и функциональные резервы организма человека [Текст] : Дис... канд. мед. наук / В. А. Желтиков ; РУДН. - Москва, 1998. - 146 с.
21. Жилина, О. А. Экзаменационный стресс как фактор риска гастроэнтерологической патологии студентов с различными личностными характеристиками [Текст] / О. А. Жилина, А. В. Грязных // Новые исследования : альманах / Физиология развития человека : материалы международ. научн. конф. - М. : Вердана, 2004. - № 1-2 (6-7). - С. 165-166.
22. Маршалл, Р. Д. Функция сердца здоровых и больных [Текст] / Р. Д. Маршалл, Д. Т. Шефердт. - М. : Медицина, 1972. - 218 с.
23. Мелькова, Л. А. Динамика кровообращения у жителей Африки на начальном этапе адаптации при обучении в северном вузе [Текст] : диссертация канд. мед. наук. - Архангельск, 2005. - 131 с.
24. Новожилов, Г. Н. Вегетативный индекс Кердо как показатель первичного приспособления к условиям жаркого климата [Текст] / Г. Н. Новожилов, О. В. Давыдов, К. В. Мазуров, Н. А. Дудочкин, Н. М. Михайлов // Воен. мед. журн., 1969. - № 8. - С. 68-69.
25. Ноздрачев, А. Д. Физиология вегетативной нервной системы [Текст] / А. Д. Ноздрачев. - Л. : Медицина, 1983. - 296 с.
26. Салманов, П. П. Особенности функционального состояния организма в условиях целенаправленной деятельности [Текст] / П. П. Салманов // автореф. дис. кан. мед. наук. - М., 1989. - 22 с.
27. Тигранян, Р. А. Стресс и его значение для организма [Текст] : учебник / Р. А. Тиграян. - М., 1988. - 196с.
28. Туровская, З. Г. О соотношении типологических особенностей высшей нервной деятельности с некоторыми характеристиками вегетативного реагирования [Текст] / З. Г. Туровская // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М. : Педагогика, 1974. - С. 228-242.
29. Филкнер, Б. Реактивность сердечно-сосудистой системы лиц молодого возраста [Текст] / Б.Филкнер // Кардиология. - 1996. - № 1 - С. 39-44.
30. Баевский, Р. М. Медико-физиологические аспекты ВСР [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.ramena.ru/page.php718, свободный.
31. Лямин А. В. Модель электронного адаптивного обучения с оценкой функционального состояния обучающегося [Текст] / А. В. Лямин, В. А. Разыграева, А. А. Скшидлевский // Материалы VIII Международной научно-практической конференции-выставки «Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития». - Томск : Графика- Пресс, 2009. - С. 108-109.
32. Хлытин, Н. В. Влияние умственной нагрузки на показатели сердеч-ного ритма [Текст] / Н. В. Хлытин. - Выпускная квалификационная работа. - Тула : ФБГОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», 2011. - 46 с.
33. Шангин, А. Б. Особенности сопряженного дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психо-эмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией [Текст] / А. Б. Шангин, В. И. Шостак // Физиология человека. - 1992. - Т. 18. - № 1. - С. 117-122.
34. Щербатых, Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса [Текст] : автореф. дис. док. биол. наук / Ю. В. Щербатых. - СПб., 2001. - 32 с.
35. Юматов, Е. А. Экзаменационный стресс-причина соматовегетативных нарушений у студентов [Текст] / Е. А. Юматов, В. И. Бадиков, О. С. Глазичев, Е. А. Умрюхин // Здоровье студента: сб. тезисов международ. науч.-техн. конф. - М. : РУДН, 1999. - С. 24-25.
36. Dinse NR. O. Metabolic control of respiratory neuronal activity and ac-companying changes in breathing movement of the rabbets / HR. O. Dinse, M. Fallert, G. Bohmer, R.A. Chaplain // Pfugers Arch J. Physiol. - 1986. - Bd. 365. - Р. 69-75.
37. Frost, I. V. Stress studies on auto cars drivers / I. V. Frost, R. U. Lruer, K. J. Kohlstaed // J. Jas. Clin. Med., 1951. - Vol. 38. - P. 523-536.
38. Heidbreder, E. Stress, Emotion and Hypertonie: Die integrative Rolle des Zentralnervsystems / E. Heidbreder, A. Heidland. - Klin Wschr, 1981; 59: 13: 715-726
39. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance /J. Hoffman // Human Kinetics. - 2002. - Р. 343.
40. Kerdo, I. Ein mes Daten der Blutz irkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der Vegetativen Tonuslage / I. Kerdo // Acta neurovegetativa, 1966, Bd, 29. - № 2. - P. 250-268.
41. Murphy, L.K. Cardiovascular reactivity to psychological stress in helthy children / L.K. Murphy, B.S. Alpert, R.S. Burdon et al // Psychophysi-olody, 1988. - Vol. 25. - № 2. - P. 144-152.
42. Wilmore, JH. Physiology of sport and exercise / JH. Wilmore, DL. Costill // Champaign, LLirois Human Kinetics. - 2004. - 726 p.
43. Агаджанян, H. A. Особенности адаптации индийских студентов к условиям средней полосы /H.A. Агаджанян, И.В. Радыш, Ш. Дурре //Экология человека .- 1998 - № 2 - С.21-25.
44. Агаджанян, Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека / Н.А. Агаджанян // Бюл. СО АМН СССР. - 1981. - № 6. - С. 35.
45. Агаджанян, Н.А. Сравнительные особенности вариабельности
сердечного ритма у студентов, проживающих в различных
природноклиматических регионах / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, А.Е. Северин, Ю.Н. Семенова // Физиология человека. - 2007. - Том 33. - № 6. - С. 66-70.
46. Агаджанян, Н.А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза / Н.А. Агаджанян, Т.В. Попова, М.Ф. Сауткин // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - № 3. - С. 144.
47. Агаджанян, Н.А. Этнический аспект адаптационной физиологии и заболеваемости населения / Н.А. Агаджанян // Экология человека. - 2014. - № 3. - С. 3 -13.
48. Агаджанян, Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере. - M.: «Крук». 1997. 208 с.
49. Адамович, Б.А. Проблема автоматизированной оценки функционального состояния организма космонавтики и профилактической медицины на современном этапе / Б.А. Адамович. Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, И.И. Фунтова // Косм. биол. и авиакосм. мед. - 1990. - Том 24. - № 4. - С. 11-18.
50. Алеева А.Я. Система методических принципов подготовки иностранных
студентов к учебно-информационной профессионально
ориентированной среде вуза // Труды ТГТУ, вып. 6, 2000. С.33-38.
51. Алексеева, Т.И. Проблема биологической адаптации и охрана здоровья населения / Т.И. Алексеева // Антропология в медицине. Под ред. Алексеевой Т.И. - М.: МГУ, 1989. - С. 17-36.
52. Аруин, А.Г. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций: Руководство / Аруин А.Г., Бабаева В.Г., Гельфанд В.Б. и др. / Под ред. Д.С. Саркисова. - М., 1987. - 446 с.
53. Бабакова, Л.Д. Влияние взаимодействия культур на адаптацию студентов / Л.Д. Бабакова, Р.Н. Бедрик, О.М. Воскерчьян, Б.Н. Моренко // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты зарубежных студентов: Тез. докл. - Волгоград, 1997. - С. 62-63.
54. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Вестник аритмологии. - 2001. - №24. - С. 65-86.
55. Баевский, Р.М. Исследования вегетативной регуляции кровообращения в условиях длительного космического полета / Р.М. Баевский // Название журнала. - 2013. - Номер. - С. 42-52.
56. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. / Р.М. Баевский - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
57. Берестнева, О.Г. Применение информационно-энтропии ного подхода для исследования особенностей □ адаптации студентов к обучению в вузе / О.Г. Берестнева. // Название журнала. - 2013. - Т. 16, No 3. - 11 с.
58. Берсенева, А.П. Индивидуальный динамический донозологический контроль на основе анализа вариабельности сердечного ритма с использованием прибора «Heart wizard» / А.П. Берсенева // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 45-50.
59. Берснев, Е.Ю. Спортивная специализация и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма / Е.Ю. Берснев // Вариабельность сердечного ритма: теор. аспекты и практ. применение: Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума с международным участием. - Ижевск, 2008. - С. 42-45.
60. Блинова, М.Л. Адаптационный потенциал: психологическая
характеристика понятия Психологическое сопровождение образования / М.Л. Блинова // Название журнала. - 2015. - Номер. - С. 103-111.
61. Ботова, Л.Н. Индивидуальные особенности гемодинамики у гимнасток 8-10 лет в тренировочном процессе / Л.Н. Ботова. - Город: Издательство, 2015 - 23 с.
62. Бочаров, М.И. Гендерные особенности нейротизма и вегетативной регуляции у молодых людей Севера России / М.И. Бочаров // Название журнала. - 2015. - Номер. - С. 3-13.
63. Боченков, А.А. // Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов / А.А. Боченков, С.В. Чермянин, В.И. Ступина // Воен. - мед.- журн. - 1994. - № 11. - С. 41-46.
64. Булатецкий, С.В. Критерии оптимизации тренирующих и реабилитационных мероприятий в аспекте системной организации адаптивных функций целостного организма / С.В. Булатецкий // Название журнала. - 2016. - Номер. - С. 64-66.
65. Булатецкий, С.В. Некоторые аспекты оценки адаптационных возможностей курсантов / С.В. Булатецкий // Название журнала. - 2016.
- Номер. - С. 66-67.
66. Бутова, О.А. Особенности циркадианной организации показателей вариабельности сердечного ритма сердца у женщин зрелого возраста с ночным и дневным графиком работы / О.А. Бутова // Название журнала.
- 2014. - Номер. - С. 194-202.
67. Ваганова, И.Б. Культурологические аспекты гуманитарного образования
иностранных студентов в медицинском вузе / И.Б. Ваганова, Т.Г. Тимофеева, Н.З. Нуритдинова // Медико-биологические,
культурологические и педагогические аспекты зарубежных студентов: Тез. докл. - Волгоград, 1997. - С 18.
68. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и
практическое применение / Отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский // Тезисы докладов IV Всероссийского симпозиума. - Ижевск: УдГУ, 2008.
- 344 с.
69. Вассерман, Л.И. Методы исследования в психологии / Л.И. Вассерман // Название журнала. - 2013. - Номер. - С. 3-34.
70. Ветчинкина, К.Т. Исследование физиологических особенностей процесса адаптации студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки в условиях Москвы: Автореф. дисс.. .канд. мед. наук, Москва, 1980.- 22с. Корешкин, А.И. Адаптация и дезадаптация: Сб. статей Петербургского гос. Университета. - СПб, 1992.- 231с.
71. Волкивская, Е.Д. Региональные особенности вариабельности сердечного ритма пациентов, страдающих ожирением / Е.Д. Волкивская // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 38-41.
72. Воронин, Р.М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста / Р.М. Воронин. - Город: Издательство, 2012. - 287 с.
73. Гаврилова, Е. А. Ритмокардиография в спорте / Е.А. Гаврилова. - Город: Издательство, 2014 - 164 с.
74. Гаврилова, Е.А. Использование вариабельности ритма сердца в оценке успешности спортивной деятельности / Е.А. Гаврилова. - Город: Издательство, 2014. - Страницы.
75. Гаврилова, Е.А. Ритмокардиография в спорте: монография / Е.А.
Гаврилова. - СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. - 164 с.
76. Гаврилова, Е.А. Ритмокардиография в спорте: монография / Е.А.
Гаврилова. - Город: Издательство, 2014. - 164 с.
77. Гаврилова, Е.А. Спорт, стресс, вариабельность: монография / Е.А.
Гаврилова. - М.: Спорт, 2015. - 168 с.
78. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994.- Т.15. - № 3. - С. 131-134
79. Геворкян, Э.С. Влияние физической нагрузки на
кардиогемодинамические показатели студентов / Э.С. Геворкян, Ц.И. Адамян, С.М. Минасян, Г.Г. Туманян, Н.Н. Ксаджикян, Л.Э. Гукасян // Гиг. И сан. 2008. - № 3. - С. 56-59.
80. Глушкова, Е.П. Избирательность действия переменного магнитного поля на активность стресс лимитирующей и стресс реализующей систем / Е.П. Глушкова // Название издания. - 2015. - Номер. - С. 355-361.
81. Глушкова, Е.П. К вопросу о методах оценки и прогнозирования функциональных резервов организма по результатам математического анализа ритма сердца / Е.П. Глушкова // Название журнала. - 2015. Номер. - С. 299-304.
82. Гришнова, Я.Б. Социально-психологическое сопровождение студентов вуза в их профессиональной адаптации / Я.Б. Гришнова - Город: Издательство, 2010 - 294-297 с.
83. Гудков, А.Б. Новосёлы на Европейском Севере. Физиолого-гигиенические аспекты / А.Б. Гудков. - Город: Издательство, 2012. - 285 с.
84. Дегтярев, В.П. Адаптационный потенциал студентов с разными индивидуально-типологическими характеристиками / В.П. Дегтярев // Название журнала. - 2010. - Номер. - С. 114-120.
85. Дедова О.М., Особенности адаптации иностранными студентами / О.М. Дедова. - Город: Издательство, 2014. - 65. с.
86. Дёмин, Д.Б. Варианты ЭЭГ-реакций при выполнении курса БОС- тренингов у подростков в зависимости от исходного вегетативного тонуса / Д.Б. Дёмин // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 16-22.
87. Дьячкова, Т.В. Изменение показателей вариабельности сердечного ритма студентов в процессе учебной деятельности / Т.В. Дьячкова, И.А. Берсенева // Успехи современной науки. - 2016. - № 3, Т. 2. - С. 50-53.
88. Захарьева, Н.Н. Прогностическое значение параметров
функционального состояния гимнасток высокой квалификации с различными типами конституции и автономной нервной регуляцией ритмов сердца, артериального давления и дыхания / Н.Н. Захарьева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №12. - С. 54-59.
89. Ияд С А Хамад, Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: Автореф. дисс... канд. биол. наук Москва, 2005, 16 с.
90. Ияд, С. А. Хамад. Антропоэкологические аспекты изучения уровней
адаптации студентов к учебному процессу / Ияд С А Хамад, А.В. Гулин, К.И. Засядько // Экология Центрально - Черноземной области
Российской Федерации. - 2004. - № 2(13). - С. 36 - 40.
91. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980.- 192с.
92. Калюжный, Е.А. Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области / Е.А. Калюжный // Название журнала. - 2014. - Номер. - С. 41-47.
93. Карпенко, Ю.Д. Влияние индекса массы тела на вариабельность сердечного ритма у студентов в условиях относительного покоя и экзаменационного стресса / Ю.Д. Карпенко // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 21-29.
94. Клаучек, С.В. Динамика психофизиологической адаптации зарубежных студентов / С.В. Клаучек, Г.А. Севрюкова // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты зарубежных студентов: Тез. докл. - Волгоград, 1997. - С. 72-73.;
95. Комарова, О.А. Влияние исходного вегетативного тонуса на адаптивные реакции подростков к обучению в условиях кадетской школы-интерната / ОА. Комарова // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 240-241 с.
96. Коцан, I., Особливост! вархабельносН серцевого ритму в дхвчат шдлггко- вого перюдуз рхзним рхвнемвегетативно регуляш / I. Коцан // Название журнала. - 2015 - No 2. - С. 127-132.
97. Красичков, Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов- спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе // автореф. дисс... канд.биол.наук москва, 2009, 21 с.
98. Криволапчук, И.А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей □ в процессе физического воспитания / И.А. Криволапчук // Название журнала. - 2015. - No 2. - С. 43-49.
99. Кривоногова, Е.В. Биоуправление параметрами вариабельности ритма сердца и уровень серотонина у молодых лиц Ненецкого автономного округа и Архангельской области / Е.В. Кривоногова // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 25-29.
100. Лопатина, Л.А. Вариабельность сердечного ритма у юношей разных соматотипов при проведении ортостатической пробы / Л.А. Лопатина // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 170-172.
101. Мандриков, В.Б. Медико-биологические аспекты адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России / В.Б. Мандриков // РОССИЯ - ИНДИЯ: перспективы регионального сотрудничества (г. Волгоград). М.: Институт востоковедения РАН, 2001. - 108 с.
102. Миронова, И.А. Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России: Диссертация канд. биол. наук. Волгоград, 2000, 124с.
103. Миронова, И.А. Оценка, прогнозирование т коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России: Диссертация канд. биол. наук. Волгоград, 2000, 124с.
104. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца опыт практического применения / В.М. Михайлов. - Иваново, 2000. - 200 с.
105. Моднов, С.И. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете / С.И. Моднов // Название журнала. - 2013. - Номер. - С. 111-115.
106. Панкова, Н.Б. Функциональные пробы для оценки состояния здоровых людей по вариабельности сердечного ритма / Н.Б. Панкова // Название журнала. - 2013. - Номер. - С. 682-696.
107. Погукаева, А.В. Адаптация инностранных студентов в россиийском вузе / А.В. Погукаева // Название журнала. - 2016 - № 3. - Страницы.
108. Покровский, В.М. Сердечно-сосудистый синхронизм в оценке регуляторно-адаптивных возможностей организма / В.М. Покровский. - Город: Издательство, 2010 - 244 с.
109. Похачевский, А.Л. Закономерности формирования хронотропных резервов адаптации при физической нагрузке / АЛ. Похачевский // Название журнала. - 2016. - Номер. - С. 105-109.
110. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
111. Романова, М.М. Особенности психоэмоционального статуса качества жизни и вегетативного баланса у больных метаболическим синдромом в сочетании с синдромом диспепсии / М.М. Романова // Название журнала. - 2012. - №4. (Если это статья из журнала - необходимо указать название журнала, год издания, номер, том) - 30-36 с.
112. Самаров, В.В. Особенности адаптации учащихся подготовительного отделения из стран Юго-Восточной Азии и Африки к процессу обучения в высшей школе / В.В. Самаров. - Дисс...канд.биол.наук. - Липецк, 2014. - 144 с.
113. Сапожникова, Е.Н. Типологические особенности вариабельности сердечного ритма у школьников 7-11 лет в покое и при занятиях спортом / Е.Н. Сапожникова, Н.И. Шлык, Т.Г. Кирилова, И.И. Шумихина // Вестник Удмуртского университета. Биология. Науки о Земле. - 2012. - Вып. 2. - С. 79¬
114. Сапожникова, Е.Н. Типологические особенности вариабельности сердечного ритма у школьников 7-11 лет в покое и при занятиях спортом / Е.Н. Сапожникова // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 79-88.
115. Севрюкова, Г.А. Современные подходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект / Г.А. Севрюкова. - Город: Издательство, 2010. - 330-333 с.
116. Семе □ нова, О.А. Влияние функционального состояния регуляторных си- стем мозга на эффективность программирования, избирательной □ регуляции и кон- троля когнитивной □ деятельности у детей □ / О.А. СемеПнова // Название журнала. - 2015. - Том, Номер - 5-17 с.
117. Смирнова, Е.Н. Формы адаптационной работы с иностранными студентами предвузовского этапа обучения и первого курса на кафедре латинского и русского языков / Е.Н. Смирнова. - Город: Издательство, 2011 - 104-109. с.
118. Солонин, Ю.Г. Влияние широты проживания в условиях Севера на организм подростков / Ю.Г. Солонин // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 107-112.
119. Старостин, О. А. Коррекция нарушении □ психофизиологических функции □ у специалистов «опасных» профессии □ путем сочетанного использования физических факторов / О.А. Старостин // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 36-40.
120. Суханова, И.В. Особенности адаптации у юношей Магаданской области: морфофункциональные перестройки / И.В. Суханова // Название журнала. - 2013. - Номер. - С. 3-10.
121. Тихонова, Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона / Е. Г. Тихонова // Регионология. - 2010. - №2. - 234 с.
122. Тролукова, А.Н. Особенности физического развития и полового созревания девочек, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия) / А.Н. Тролукова // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 76-88.
123. Фоменко, Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Л. А. Фоменко. - СПб. 2002. - 195 с.
124. Хаснулин, В.И. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах / В.И. Хаснулин // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 3-11.
125. Цатурян, Л.Д. Сравнительная эколого-физиологическая характеристика адаптивных реакций организма обследованных разныхэтнических групп: автореф. дисс. на соискание уч. ст. д-ра мед. наук. М., 2009. 34 с.
126. Цырлин, В.А. Долговременная регуляция артериального давления: факты и гипотезы / В.А. Цырлин // Название журнала. - 2013.- Номер. - С. 14-29.
127. Шайхелисламова, М.В. Влияние исходного вегетативного тонуса на состояние гемодинамики младших школьников / М.В. Шайхелисламова // Название журнала. - 2012. - Номер. - С. 89-95.
128. Шарапов, А.Н. Комплексное изучение автономной нервной центрального и периферического отделов кровообращения и стероидогенеза (по данным ДГЭА) в процессе адаптации к нагрузкам у подростков 12 лет / А.Н. Шарапов, - 2014 56-73 с.
129. Шилович, Л.Л. Перспективы диагностического применения метода анализа вариабельности сердечного ритма в спорте / Л.Л. Шилович // Проблемы здоровья и экологии. - 2012. - № 3. - С. 59-63.
130. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Удм. ун-т, 2009. - 255 с.
131. Штаненко, Н.И. Индивидуально-типологические особенности механизмов адаптации и вариабельности сердечного ритма у гребцов в зависимости от направленности соревновательной деятельности / Н.И. Штаненко, Г.Н. Галицкий, Л.А. Будько // Проблемы здоровья и экологии. - 2017. - С. 48-53.
132. Astrand, N.E. Medical studies abroad, a possibility / N.E. Astrand // Lakartidningen, 1995. - P. 51-53.
133. Banskota Nepal, G. Effect of posture on heart rate variability in school children / G. Banskota Nepal // Название журнала. - 2012. - Номер. - Р. 298-302.
134. Dieleman, G.C. Alterations in HPA-axis and autonomic nervous system func¬tioning in childhood anxiety disorders point to a chronic stress hypothesis / G.C. Dieleman // Название журнала. - 2015 - v. - Р..
135. Furukawa, T. Sojourner readjustment: mental health of international students after one year foreign sojourn and its psychological correlate / T. Furukawa // J. - Nerv. - Ment - Dis. - Japan, 1997. - V. 4. - P.263-268
136. GaDrtner, M. Frontal midline theta oscillations during mental arithmetic: effects of stress / M. GaDrtner, - 2015.
137. Hamboyan, H. International students culture shock can affect the health of students from abroad / H. Hamboyan, A.K. Bryan // Can-Fam - Physician. - Hamilton, 1995. - V. 41. - P.1713-1716.
138. Jou, Y.D. A examination of causal model for received support and adjustment of Chinese student in Japan / Y.D. Jou // ShinrigaKu- KenKyu. - Hiroshima, 1998. - V.1. - P. 33-40.
139. Kattwinkel, J. Aregionalized perinatale continuing education programm: successfue adaptation to f foreing health care system and languang/ J. Kattwinkel, G. Nowacek, L.J. Cook // Med-Educ. Charlottesville, 1997.- V. 31. - 210p.
140. Kim, D. Application and limitation of frequency domain, LF/HF component in heart rate variability as an acute stress index / D. Kim, - 2014.
141. Koenig, J. Body mass index is related to autonomic nervous system activity as measured by heart rate variability-a replication using short term measurements / J. Koenig // Название журнала. - 2014. - Номер. - Р. 300-302.
142. Plews, D.J. Monitoring Training With Heart Rate Variability: How Much Compliance is Needed for Valid Assessment? Int J Sports Physiol Perform / D.J. Plews // Название журнала. - 2013. - Номер. - Р. 44-47.
143. Saltin, B. Physiological adaptation to physical conditioning / B. Saltin // Acta med. Scand, 1986. - 220. - Suppl. - № 711.- P. 11-24.
144. Selye, H. Stress in health and disease. - N.Y., 1976.