Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

Работа №73096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Глава Теоретические основы формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии
по художественной обработке
материалов
1.1. Сущность и содержание нравственной культуры
личности 8
1.2. Возрастные особенности формирования нравственной
культуры младших школьников 16
1.3. Урок технологии по художественной обработке
материалов как средство формирования нравственной культуры младших
школьников
2. Глава Экспериментальная работа по формированию нравственной культуры младших школьников на
уроках технологии по художественной обработке 35 материалов
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной
культуры младших школьников 35
2.2. Содержание работы по формированию нравственной
культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов 44
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60


Каждый человек как личность должен обладать нравственной культурой, то есть он должен понимать и принимать установленные в обществе нормы и правила морали. Поэтому все идеалы, которые признает современное общество в качестве нравственных императивов, должны стать внутренней установкой каждой личности.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина Российской Федерации А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основным содержанием формирования нравственной культуры являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на данные ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям среды (Данилюк, 2009; Федеральный государственный образовательный., 2018).
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (Данилюк, 2009).
По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений (Цит. по: Гусейнов, 1986).
В настоящий момент формирование нравственной культуры младших школьников становится особенно актуальным. Это связано с тем, что в современном обществе часто отсутствуют те моральные качества, которые были характерны для предыдущих поколений. Нравы присущие современному обществу проникнуты насилием, агрессией и бездуховностью, отсутствием знаний о нравственной культуре и этике.
Необходимо отметить, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение развивающейся личности к нравственным нормам, ценностям и правилам. У современных младших школьников наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением в различных жизненных ситуациях. Поэтому перед общеобразовательной школой ставится большая задача, которая заключается в подготовке ответственного гражданина своей страны, способного самостоятельно оценивать происходящее вокруг него и строить свою деятельность в соответствии с известными ему нормами и правилами. Решение этой задачи напрямую связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника, которые не изменятся под влиянием отрицательных нравственных аспектов, свойственных современному обществу.
Вопросы формирования нравственной культуры личности нашли отражение в работах ученых и методистов А.М. Архангельского, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др., которые сформулировали сущность и содержание формирования нравственности; предложили модели, методы, приемы, направленные на формирование нравственной культуры личности. Формирование нравственной культуры, по нашему мнению, является приоритетной задачей духовного становления личности. На современном этапе исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Е.В. Бондаревской, К.В Гавриловец,
В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. Вместе с тем в современной педагогической науке недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблем формирования нравственной культуры личности младших школьников.
Вышесказанное позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной
культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов будет эффективным, если:
- осуществлять учет всех компонентов нравственной культуры младшего школьника;
- стимулировать интерес обучающихся к формированию умений и навыков художественной обработки материалов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени ее разработанности в психологической, педагогической и методической литературе.
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственной культуры младших школьников.
3. Раскрыть особенности художественной обработки материалов на уроках технологии как средства формирования нравственной культуры младших школьников.
4. Осуществить диагностику уровня сформированности нравственной культуры младших школьников.
5. Разработать комплекс экспериментальных уроков технологии по художественной обработке материалов, направленных на формирование нравственной культуры младших школьников.
Методы исследования: анализ философской, психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, метод неоконченных предложений, метод наблюдения, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 4 «Б» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, база исследования, описана степень разработанности проблемы.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов: сущность и содержание
нравственной культуры личности; возрастные особенности формирования нравственной культуры младших школьников; обосновывается эффективность художественной обработки материалов на уроках технологии как средства формирования нравственной культуры младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по формированию нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов: диагностика уровня сформированности нравственной культуры младших школьников; содержание работы по формированию нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта показали, что проблема формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов является актуальной и значимой в современной школе. Падение прежних и отсутствие новых идеалогических норм, отсутствие разработанной системы приобщения младших школьников к нравственным ценностям затрудняет процесс формирования их нравственной культуры. Поэтому необходимо искать новые пути, которые будут способствовать получению знаний младшими школьниками о нравственной культуре, формированию эмоционально-чувственного отношения к действительности, проявлению добротворческой деятельности.
Исходя из вышесказанного, в процессе исследования мы выделили особенности формирования нравственной культуры в младшем школьном возрасте, охарактеризовали способы художественной обработки материалов на уроках технологии по формированию нравственной культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
На констатирующем этапе эксперимента в результате диагностики мы выявили преобладание среднего и низкого уровня сформированности нравственной культуры младших школьников в экспериментального класса.
В практической части нашего исследовании мы разработали комплекс уроков технологии по художественной обработке материалов, способствующий формированию у младших школьников таких нравственных качеств как: отзывчивость, бережное отношение к природе, дисциплинированность, творческое отношение к труду, усидчивость, коллективизм, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность.
В проведенном исследовании выявили и экспериментально апробировали педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов.
В ходе исследования мы убедились, что художественная обработка материалов является действительно средством, способствующим повышению уровня нравственной культуры младших школьников. Кроме этого, стимулирование учащихся к изучению художественной обработки материалов; учет когнитивного, эмоционально-чувственного,
деятельностного компонентов выступают необходимыми условиями формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по художественной обработке материалов. Данные положения и опытно-экспериментальная работа позволили убедиться в подтверждении положений выдвинутой гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования, а наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Материалы, представленные в работе, рекомендованы к использованию учителям в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во «Питер», 1998. - 372 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание /
Н.В. Архангельский. - М.: Изд-во «Просвещение», 1979. - 534 с.
3. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология / М.А. Бесова. - 3-е изд. - Мозырь: Изд-во «Белый Ветер», 2007. - 190 с.
4. Бесова М.А. Методика воспитательной работы: учебно¬
методические материалы / М.А. Бесова, Т.П. Чикиндина. - Могилев: Изд-во УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. - 108 с.
5. Блюмкин В.А. Этика и жизнь / В.А. Блюмкин. - М.: Изд-во «Политиздат», 1987. - 111 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Изд-во «Педагогика», 1979. - 224 с.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - М.: Изд-во
«Педагогика», 2000. - 122 с.
8. Вичев В. Мораль и социальная психика / В. Вичев. - М.: Изд-во «Прогресс», 1978. - 362 с.
9. Воловикова М.И. Нравственность в современной России / М.И. Воловикова // Психологический журнал. - 2009. - №4. - С. 95-97.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Педагогика», 1991. - 108 с.
11. Гавриловец К.В. Потребностный и аксиологический подходы к нравственному воспитанию / К.В. Гавриловец // Образование и воспитание. - 2010. - №11. - С. 36-43.
12. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г.Б. Голуб // Педагогическая диагностика. - 2005. - №3. - С. 56-79.
13. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры / Л.Г. Гринберг. - М.: Изд-во «Педагогика», 1981. - 189 с.
14. Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов. - М.: Изд-во «Мысль», 1987. - 589 с.
15. Гусейнов А.А. Мораль. Общественное сознание и его формы /
A. А. Гусейнов. - М.: Изд-во «Просвещение», 1986. - 160 с.
16. Гусейнов А.А. Словарь по этике / А.А. Гусейнов, И.С. Кон. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Политиздат», 1989. - 447 с.
17. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
B. А. Тишков. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 24 с.
18. Зеленкова И.Л. Этика: Учебно-методическое пособие /
И.Л. Зеленкова. - М.: Изд-во «Просвещение», 1994. - 159 с.
19. Зеленов Л.А. Становление личности / Л.А. Зеленов. - М.: Изд-во «Политиздат», 1989. - 166 с.
20. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов / А.С. Зубра. - М.: Изд-во «Просвещение», 2001. - 184 с.
21. Иващенко Е.В. Методика преподавания технологии с практиком: Учебно-методический комплекс для студентов высш. уч. заведений [электронный ресурс] / Е.В. Иващенко. - режим доступа - URL: http://pegas.bsu.edu.ru/course/view.php?id=4244 (дата обращения к ресурсу: 25.02.2018 г.)
22. Казимирская И.И. Основы педагогики / И.И. Казимирская, А.И. Жук, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. - Изд-во «Минск», 2003. - 285 с.
23. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина // Начальная школа. 2011. - №1. -
C. 47-50.
24. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь /
А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.
25. Концепция 2020: развитие образования / Учительская
независимая педагогическая газета. - № 25. - от 17 июня 2008 г.
26. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары.: Изд-во Чувашского университета, 2001. - 244 с.
27. Крутов Н.Н. Мораль в действии / Н.Н. Крутов. - М.: Изд-во «Политиздат», 1977. - 255 с.
28. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М: Изд-во «Народное образование», 2000. - 272 с.
29. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: автореф. дис. ... кандидата философских наук: 09.00.05 / Нина Андреевна Курзова. - Изд-во «Ленинград», 1987. -18 с.
30. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / А.С. Лаптенок. - Мн.: Изд-во «Университет», 2002. - 180 с.
31. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества / А.С. Лаптенок. - Мн.: Изд-во «Университет», 1999. - 202 с.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1972. - 345 с.
33. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во
«Прометей», 1998. - 464 с.
34. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное
пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Института практической психологии,
1997. - 256 с.
35. Логвинов И.Н. 10 избранных лекций по педагогической психологии / И.Н. Логвинов, С.В. Сырычев. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1999. - 219 с.
36. Лутцева Е.А. Технология 1-4 класс: Методическое пособие / Е.А. Лутцева. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2008. - 80 с.
37. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2015. - 160 с.
38. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Изд-во «Педагогика», 1985. - 103 с.
39. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности младшего школьника: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Нина Васильевна Мельникова. - Казань, 2009. - 40 с.
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Изд-во «АЗЪ», 1994. - 928 с.
41. Поляков С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. - М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 10 с.
42. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика / Е.М. Рангелова. - М.: Изд-во «Политиздат», 1998. - 183 с.
43. Розин В.М. Культурология: Учебное пособие / В.М. Розин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Гардарики», 2003. - 462 с.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /
Г.К. Селевко. - М.: Изд-во «Просвещение», 1998. - 256 с.
45. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -123 с.
46. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 2012. - 512 с.
47. Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия / Ю. М. Смоленцев - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 200c.
48. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т.2 / В.А. Сухомлинский. - М: Изд-во «Педагогика», 1980. - 388 с.
49. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во «Педагогика», 1974. - 584 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Просвещение», 2018. - 53 с.
51. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
52. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. -160 с.
53. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ