СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Дети из неблагополучных семей: проблемы
социокультурной интеграции 8
1.2. Содержание и направления социально-культурной
деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей 21
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ) 33
2.1. Диагностика проблем социокультурной интеграции воспитанников Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 33
2.2. Проект социокультурной интеграции детей из
неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Дети из неблагополучных семей: проблемы
социокультурной интеграции 8
1.2. Содержание и направления социально-культурной
деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей 21
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ) 33
2.1. Диагностика проблем социокультурной интеграции воспитанников Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 33
2.2. Проект социокультурной интеграции детей из
неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность темы исследования. Благополучная семья является основой личного счастья человека и фундаментом стабильности государства.
Реформы, проводимые в России на рубеже ХХ-XXI вв. во всех сферах жизни общества, привели к дестабилизации многих семей, которые не смогли адаптироваться к новым экономическим, политическим, социальным и культурным условиям, сформировать защитные механизмы. Кризис института семьи проявляется в нарушении ее структуры, снижении уровня доходов, ухудшении психологического климата и ослаблении воспитательного потенциала и т.д. Данные явления привели к тому, что в современном российском обществе появилась тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, которые не способны выполнять основные семейные функции и, прежде всего, социализацию подрастающего поколения.
Неблагополучие семьи негативно сказывается на формировании личности ребенка, является источником появления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие дети из неблагополучных семей (проблемных, кризисных, асоциальных, аморальных, антисоциальных) пополняют ряды беспризорных, безнадзорных и малолетних преступников, а со временем попадают в социальные приюты, центры для несовершеннолетних, детские дома.
Именно в детском возрасте начинает формироваться личность, поэтому создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социокультурной интеграции, относится к числу важнейших социальных задач государства.
Социокультурная интеграция способствует приобщению детей из неблагополучных семей к ценностям отечественной и мировой культуры, формированию культурной идентичности, учит взаимодействовать с представителями различных культур.
Значительный ресурс социокультурной интеграции содержит досуговая деятельность, которая способна компенсировать недостающие условия личностного развития детей из неблагополучных семей.
Однако в настоящее время возможности социально-культурной деятельности используются не в полной мере. В связи с этим необходим поиск новых форм и методов социально-культурной деятельности, чтобы, используя средства культуры и искусства, содействовать социокультурной интеграции детей.
Степень научной разработанности проблемы. Важное значение для исследования темы социокультурной интеграции детей имеют труды Н.Ф. Басова, М.А. Ждановой, А.В. Мудрика, Е.Н. Приступы, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, А.И. Юдиной, в которых рассматриваются причины появления неблагополучных семей, раскрываются основные проблемы детей из неблагополучных семей и способы их решения, а также направления социальной работы с данной категорией несовершеннолетних.
Труды А.С. Ахиезера, Ф.К. Зиннурова, М.Е. Попова, И.А. Савченко, В.Ц. Цыренова посвящены изучению проблем социокультурной интеграции, а также необходимости социокультурного развития личности детей из неблагополучных семей для эффективной адаптации в новых социокультурных условиях.
В исследованиях М.А. Ариарского, И.М. Асановой, А.Д. Жаркова, Н.Н. Ярошенко социально-культурная деятельность рассматривается как особый вид деятельности, направленной на организацию рационального и содержательного досуга, удовлетворение духовных потребностей личности.
Существенный вклад в изучение проблемы внесли Е.И. Антипова, И.А. Герасимова, А.Г. Кузнецова, И.А. Потапова, А.С. Рылеева, которые рассматривают социально-культурную деятельность как средство социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей. Однако данная тема требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей.
Предмет исследования - социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей и разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной интеграции данной категории несовершеннолетних средствами социально-культурной
деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности;
- проанализировать опыт использования социально-культурной деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей в условиях Областного реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать проект по социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых о социокультурной интеграции, которые рассматривают социокультурную интеграцию в рамках культурологического подхода как основной фактор социокультурной трансформации общества (А.С. Ахиезер, М.Е. Попов); механизм межэтнического взаимодействия на основе создания общей среды коммуникации, общих ценностей и идентичности (Ф. Боас, Р. Линтон, Р. Редфилд, М. Херсковиц, А. Шюц); процесс и результат социокультурного развития личности (Ф.К. Зиннуров, В.Ц. Цыренов); концепции роли социально-культурной деятельности, которая рассматривается в рамках деятельностного подхода как процесс, осуществляемый в образовательной среде; как сфера деятельности, направленная на организацию досуга людей; как специализированная область знаний и общественной практики; как особая сфера профессиональной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Ф.К. Зиннуров, Н.Н. Ярошенко); идеи о необходимости использования разнообразных средств, видов и форм социально-культурной деятельности, обеспечивающих активное включение детей из неблагополучных семей в процесс социокультурной интеграции (Е.И. Антипова, И.А. Герасимова, А.Д. Жарков, А.Г. Кузнецова, А.С. Рылеева), которые определили использование социологического подхода.
На различных этапах исследования использовались следующие методы:
1) методы общетеоретического исследования (анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение, прогнозирование);
2) методы сбора первичного эмпирического материала (наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, анализ документов, экспертная оценка);
3) методы обработки первичного эмпирического материала (пакет программ Microsoft Office Excel, документально-статистический, метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм).
Эмпирическая база исследования. Информационную основу исследования составили официальные документы («Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г., с доп.), Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г, с изм.)); устав и положения учреждения социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,
осуществляющего социальную работу с детьми из неблагополучных семей. Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Потребности воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в социокультурной интеграции» на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Белгород) - анкетирование детей из неблагополучных семей - клиентов Областного социально-реабилитационного центра (n=15), экспертный опрос специалистов Центра (n=14).
Теоретико-практическая значимость исследования. Уточнено понятие «социокультурная интеграция», выявлены особенности социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, разработан проект по социокультурной интеграции детей средствами социально-культурной деятельности. Положения и выводы исследования могут быть использованы для решения задач социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, при подготовке учебно-методических материалов по базовым и специальным учебным курсам направления «Социальная работа», а также для проведения дальнейших научных исследований.
Апробация результатов исследования проводилась в период практики в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Реформы, проводимые в России на рубеже ХХ-XXI вв. во всех сферах жизни общества, привели к дестабилизации многих семей, которые не смогли адаптироваться к новым экономическим, политическим, социальным и культурным условиям, сформировать защитные механизмы. Кризис института семьи проявляется в нарушении ее структуры, снижении уровня доходов, ухудшении психологического климата и ослаблении воспитательного потенциала и т.д. Данные явления привели к тому, что в современном российском обществе появилась тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, которые не способны выполнять основные семейные функции и, прежде всего, социализацию подрастающего поколения.
Неблагополучие семьи негативно сказывается на формировании личности ребенка, является источником появления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие дети из неблагополучных семей (проблемных, кризисных, асоциальных, аморальных, антисоциальных) пополняют ряды беспризорных, безнадзорных и малолетних преступников, а со временем попадают в социальные приюты, центры для несовершеннолетних, детские дома.
Именно в детском возрасте начинает формироваться личность, поэтому создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социокультурной интеграции, относится к числу важнейших социальных задач государства.
Социокультурная интеграция способствует приобщению детей из неблагополучных семей к ценностям отечественной и мировой культуры, формированию культурной идентичности, учит взаимодействовать с представителями различных культур.
Значительный ресурс социокультурной интеграции содержит досуговая деятельность, которая способна компенсировать недостающие условия личностного развития детей из неблагополучных семей.
Однако в настоящее время возможности социально-культурной деятельности используются не в полной мере. В связи с этим необходим поиск новых форм и методов социально-культурной деятельности, чтобы, используя средства культуры и искусства, содействовать социокультурной интеграции детей.
Степень научной разработанности проблемы. Важное значение для исследования темы социокультурной интеграции детей имеют труды Н.Ф. Басова, М.А. Ждановой, А.В. Мудрика, Е.Н. Приступы, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, А.И. Юдиной, в которых рассматриваются причины появления неблагополучных семей, раскрываются основные проблемы детей из неблагополучных семей и способы их решения, а также направления социальной работы с данной категорией несовершеннолетних.
Труды А.С. Ахиезера, Ф.К. Зиннурова, М.Е. Попова, И.А. Савченко, В.Ц. Цыренова посвящены изучению проблем социокультурной интеграции, а также необходимости социокультурного развития личности детей из неблагополучных семей для эффективной адаптации в новых социокультурных условиях.
В исследованиях М.А. Ариарского, И.М. Асановой, А.Д. Жаркова, Н.Н. Ярошенко социально-культурная деятельность рассматривается как особый вид деятельности, направленной на организацию рационального и содержательного досуга, удовлетворение духовных потребностей личности.
Существенный вклад в изучение проблемы внесли Е.И. Антипова, И.А. Герасимова, А.Г. Кузнецова, И.А. Потапова, А.С. Рылеева, которые рассматривают социально-культурную деятельность как средство социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей. Однако данная тема требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей.
Предмет исследования - социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей и разработать рекомендации по совершенствованию социокультурной интеграции данной категории несовершеннолетних средствами социально-культурной
деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности;
- проанализировать опыт использования социально-культурной деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей в условиях Областного реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать проект по социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых о социокультурной интеграции, которые рассматривают социокультурную интеграцию в рамках культурологического подхода как основной фактор социокультурной трансформации общества (А.С. Ахиезер, М.Е. Попов); механизм межэтнического взаимодействия на основе создания общей среды коммуникации, общих ценностей и идентичности (Ф. Боас, Р. Линтон, Р. Редфилд, М. Херсковиц, А. Шюц); процесс и результат социокультурного развития личности (Ф.К. Зиннуров, В.Ц. Цыренов); концепции роли социально-культурной деятельности, которая рассматривается в рамках деятельностного подхода как процесс, осуществляемый в образовательной среде; как сфера деятельности, направленная на организацию досуга людей; как специализированная область знаний и общественной практики; как особая сфера профессиональной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Ф.К. Зиннуров, Н.Н. Ярошенко); идеи о необходимости использования разнообразных средств, видов и форм социально-культурной деятельности, обеспечивающих активное включение детей из неблагополучных семей в процесс социокультурной интеграции (Е.И. Антипова, И.А. Герасимова, А.Д. Жарков, А.Г. Кузнецова, А.С. Рылеева), которые определили использование социологического подхода.
На различных этапах исследования использовались следующие методы:
1) методы общетеоретического исследования (анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение, прогнозирование);
2) методы сбора первичного эмпирического материала (наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, анализ документов, экспертная оценка);
3) методы обработки первичного эмпирического материала (пакет программ Microsoft Office Excel, документально-статистический, метод составления специальных таблиц, графиков и диаграмм).
Эмпирическая база исследования. Информационную основу исследования составили официальные документы («Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г., с доп.), Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г, с изм.)); устав и положения учреждения социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,
осуществляющего социальную работу с детьми из неблагополучных семей. Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Потребности воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в социокультурной интеграции» на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Белгород) - анкетирование детей из неблагополучных семей - клиентов Областного социально-реабилитационного центра (n=15), экспертный опрос специалистов Центра (n=14).
Теоретико-практическая значимость исследования. Уточнено понятие «социокультурная интеграция», выявлены особенности социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, разработан проект по социокультурной интеграции детей средствами социально-культурной деятельности. Положения и выводы исследования могут быть использованы для решения задач социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, при подготовке учебно-методических материалов по базовым и специальным учебным курсам направления «Социальная работа», а также для проведения дальнейших научных исследований.
Апробация результатов исследования проводилась в период практики в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
В настоящее время проблема социокультурной интеграции в современном российском обществе приобретает особую актуальность. В условиях разрушения культурных и территориальных связей происходит девальвация базовых традиционных духовных ценностей, нравственных норм, исторически сложившихся способов организации социального взаимодействия. Социокультурная дезинтеграция общества приводит к росту личностной неудовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности человека, усилению социальной напряженности.
С проблемой социокультурной интеграции, связанной с изменением социокультурной среды, сталкиваются различные категории населения - неблагополучные семьи, мигранты, инвалиды, пожилые люди и т.д. Поэтому важнейшей задачей социальной политики государства является создание условий, способствующих включению человека в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры, которая является условием интеграции общества.
В решении проблем социокультурной интеграции особенно остро нуждаются дети из неблагополучных семей, так как их семья как основная социокультурная среда не в состоянии создать благоприятные условия для приобщения несовершеннолетних к опыту предшествующих поколений, который аккумулирован в традиционной культуре, социокультурных ценностях, для формирования понятий о социальных и культурных нормах, социокультурного развития личности ребенка.
Изучение теоретических основ социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, практической деятельности по социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также собственное социальное исследование потребности детей из неблагополучных семей в решении проблем социокультурной интеграции позволило нам сделать следующие выводы.
1. Социокультурная интеграция представляет собой процесс развития личности в условиях взаимодействия с изменяющейся социокультурной средой через усвоение социального опыта, приобщение к культурному наследию всего человечества, усвоение норм социокультурного поведения, самосовершенствование. Результатом социокультурной интеграции является социокультурное развитие личности ребенка, которое направлено на формирование культурной идентичности, т.е. осознание себя частью определенного этноса в условиях культурного многообразия, готовности взаимодействовать с представителями иных культур, соблюдать и уважать традиции своего и иных народов, следовать нормам поведения, принятым в различных обществах.
2. Важнейшим средством социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей является социально-культурная деятельность, которая направлена на организацию рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации личности. Социально-культурная деятельность как особое направление социальной работы с детьми из неблагополучных семей компенсирует недостающие условия социокультурного развития, помогает решать проблемы социокультурной интеграции. Участие детей из неблагополучных семей в социально¬культурной деятельности способствует организации полезного досуга, раскрытию и реализации творческих способностей, повышению общей культуры, самооценки воспитанников, формированию навыков коллективного взаимодействия и социально приемлемого поведения в различных социокультурных условиях.
3. Социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних осуществляется на основе добровольности через приобщение детей к культурным ценностям, творчество, активный отдых, общение. С целью социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей используются различные формы, методы и средства социально-культурной деятельности, однако возможности данного вида деятельности используются не в полной мере. Наиболее популярными в деятельности центра являются художественное творчество (пение, хореография, декоративно-прикладное и изобразительное творчество), основными формами организации социально-культурной деятельности являются преимущественно традиционные формы (концерт, праздник, занятия в кружках). Инновационные формы организации деятельности (мастер-класс, флешмоб) практически не применяются. Это связано как с особенностями личности детей из неблагополучных семей, так и с отсутствием материальных ресурсов, недостаточным опытом педагогов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что возможности социально - культурной деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных детей в настоящее время далеко не исчерпаны. Для повышения эффективности социокультурной интеграции детей из неблагополучных детей необходим поиск новых средств социально-культурной деятельности, которые помогут разнообразить данный вид деятельности и решить многие проблемы данной категории несовершеннолетних.
Разработанный нами проект «Мастерская успеха» направлен на социокультурное развитие личности несовершеннолетних. Проект решает следующие задачи: приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; формирование культурной идентичности; раскрытие творческих способностей; удовлетворение культурных потребностей; содействие самореализации; организация рационального и содержательного досуга.
На наш взгляд, проект должен способствовать повышению эффективности социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей через участие в различных видах социально-культурной деятельности.
С проблемой социокультурной интеграции, связанной с изменением социокультурной среды, сталкиваются различные категории населения - неблагополучные семьи, мигранты, инвалиды, пожилые люди и т.д. Поэтому важнейшей задачей социальной политики государства является создание условий, способствующих включению человека в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры, которая является условием интеграции общества.
В решении проблем социокультурной интеграции особенно остро нуждаются дети из неблагополучных семей, так как их семья как основная социокультурная среда не в состоянии создать благоприятные условия для приобщения несовершеннолетних к опыту предшествующих поколений, который аккумулирован в традиционной культуре, социокультурных ценностях, для формирования понятий о социальных и культурных нормах, социокультурного развития личности ребенка.
Изучение теоретических основ социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей, практической деятельности по социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также собственное социальное исследование потребности детей из неблагополучных семей в решении проблем социокультурной интеграции позволило нам сделать следующие выводы.
1. Социокультурная интеграция представляет собой процесс развития личности в условиях взаимодействия с изменяющейся социокультурной средой через усвоение социального опыта, приобщение к культурному наследию всего человечества, усвоение норм социокультурного поведения, самосовершенствование. Результатом социокультурной интеграции является социокультурное развитие личности ребенка, которое направлено на формирование культурной идентичности, т.е. осознание себя частью определенного этноса в условиях культурного многообразия, готовности взаимодействовать с представителями иных культур, соблюдать и уважать традиции своего и иных народов, следовать нормам поведения, принятым в различных обществах.
2. Важнейшим средством социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей является социально-культурная деятельность, которая направлена на организацию рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации личности. Социально-культурная деятельность как особое направление социальной работы с детьми из неблагополучных семей компенсирует недостающие условия социокультурного развития, помогает решать проблемы социокультурной интеграции. Участие детей из неблагополучных семей в социально¬культурной деятельности способствует организации полезного досуга, раскрытию и реализации творческих способностей, повышению общей культуры, самооценки воспитанников, формированию навыков коллективного взаимодействия и социально приемлемого поведения в различных социокультурных условиях.
3. Социокультурная интеграция детей из неблагополучных семей средствами социально-культурной деятельности в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних осуществляется на основе добровольности через приобщение детей к культурным ценностям, творчество, активный отдых, общение. С целью социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей используются различные формы, методы и средства социально-культурной деятельности, однако возможности данного вида деятельности используются не в полной мере. Наиболее популярными в деятельности центра являются художественное творчество (пение, хореография, декоративно-прикладное и изобразительное творчество), основными формами организации социально-культурной деятельности являются преимущественно традиционные формы (концерт, праздник, занятия в кружках). Инновационные формы организации деятельности (мастер-класс, флешмоб) практически не применяются. Это связано как с особенностями личности детей из неблагополучных семей, так и с отсутствием материальных ресурсов, недостаточным опытом педагогов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что возможности социально - культурной деятельности как средства социокультурной интеграции детей из неблагополучных детей в настоящее время далеко не исчерпаны. Для повышения эффективности социокультурной интеграции детей из неблагополучных детей необходим поиск новых средств социально-культурной деятельности, которые помогут разнообразить данный вид деятельности и решить многие проблемы данной категории несовершеннолетних.
Разработанный нами проект «Мастерская успеха» направлен на социокультурное развитие личности несовершеннолетних. Проект решает следующие задачи: приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; формирование культурной идентичности; раскрытие творческих способностей; удовлетворение культурных потребностей; содействие самореализации; организация рационального и содержательного досуга.
На наш взгляд, проект должен способствовать повышению эффективности социокультурной интеграции детей из неблагополучных семей через участие в различных видах социально-культурной деятельности.
Подобные работы
- Социализация детей из семей алкоголиков
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СТИЛЯМИ СУПРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАННЕМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД
АЛЕКСЕЕВКА»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ГБУК ЕГИАиХМЗ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



