ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
|
Введение 4
1 Национальные инновационные системы в современном мире 8
1.1 Понятие и типы инновационных систем 8
1.2 Факторы развития инновационных систем: мировой опыт 16
1.3 Показатели развития инновационной системы 26
2 Становление инновационной системы России 47
2.1 Инновационный аспект состояния российской экономики 47
2.2 Особенности инновационного развития России 61
3 Внешние проблемы развития инновационной системы России 70
3.1 Новая внешняя среда развития инновационной экономики 70
3.2 Пути решения проблем развития инновационной системы 99
Заключение 106
Список использованных источников 110
Приложение
1 Национальные инновационные системы в современном мире 8
1.1 Понятие и типы инновационных систем 8
1.2 Факторы развития инновационных систем: мировой опыт 16
1.3 Показатели развития инновационной системы 26
2 Становление инновационной системы России 47
2.1 Инновационный аспект состояния российской экономики 47
2.2 Особенности инновационного развития России 61
3 Внешние проблемы развития инновационной системы России 70
3.1 Новая внешняя среда развития инновационной экономики 70
3.2 Пути решения проблем развития инновационной системы 99
Заключение 106
Список использованных источников 110
Приложение
В период выхода из экономического кризиса все большее значение приобретает создание новой парадигмы развития, связанной с формированием оптимальной структуры экономики, основанной на инновациях, со значительным возрастанием в ней доли услуг наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Изучение проблем технического прогресса и инновационной деятельности во второй половине XX века стало одним из наиболее важных направлений в экономической литературе. 90 -ые годы окончательно утвердили научно-технический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик.
В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура в России в настоящее время насчитывает более 400 объектов, организованных при различных формах государственной поддержки. Это более 174 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития.
Формирование национальной инновационной системы России находится еще на начальной стадии. Не созданы целостные теоретическая и методологическая основы и нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере не системна и фрагментарна, требуется усиление роли государства в инновационных процессах, а также учет опыта зарубежных стран.
Актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения задач активизации инновационных процессов, а также из необходимости сохранения и приумножения научно-технического потенциала регионов, определяющего совокупный потенциал России. Активное государственное регулирование инновационного развития, наличие сильной государственной научно-технической и инновационной политики является первостепенной задачей государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Эффективное использование правительством инновационного потенциала является основополагающим фактором их стабильного экономического развития, повышения конкурентоспособности на мировом глобальном рынке, становления и развития национальной инновационной системы Российской Федерации.
Формирование и диверсификация национальной инновационной системы является основным фактором её экономического развития, реальной движущей силой экономического преобразования. Данный процесс нуждается не только в привлечении собственных средств, но и в широком участии иностранных инвесторов в инновационных проектах. в вязи с этим существенное значение для России также имеет анализ мирового опыта развития инновационных систем, возможностей использования сложившихся моделей инновационных систем в российских условиях.
Целью диссертационной работой является исследование внешнеэкономических факторов формирования национальной инновационной системы в РФ.
Задачи работы:
- изучить структуру инновационной системы;
- определить признаки инновационного развития национальной системы;
- проанализировать текущее состояние национальной
инновационной системы России;
- изучить отечественный и зарубежный опыт формирования национальной инновационной системы и провести сравнительный анализ показателей развития развитых стран;
- определить особенности инновационного развития России;
- выявить проблемы инновационной системы РФ на современном этапе;
- сформулировать перспективы развития национальной
инновационной системы России.
Объектом данного исследования является национальная инновационная система РФ.
Предметом исследования является внешнеэкономические факторы формирования национальной инновационной системы РФ.
Основоположниками теории инновационных систем и учеными, активно развивающими, и продолжающими эти идеи являются: Р. Нельсон, М. Хирука. Из российской школы можно выделить ученых, занимающихся вопросами инновационных систем: В. И. Кушлин, В. В. Иванов, О. Г. Голиченко и М. Бендиков. Проблемам инноваций и инновационного развития экономики посвящены труды различных как российских, так и зарубежных ученых, таких как: Й. Шумпетер, Н. Д. Кондратьев, М. Портер, С. Кузнец, Ф. Друкер, Б. Санто, Р. А. Фатхутдинов, Г. Менш, К. Фримен и другие.
В настоящее время экономическая наука уделяет значительное внимание инновационному развитию различных предприятий. Управление инновационной деятельность рассматривается в последнее время как важная составляющая теории и практики управления и организации предприятий, привлекает внимание многих исследователей. Эта проблема связана с исследованием закономерностей научно-технического прогресса, инноваций и достижений научно-технического развития, разработкой которых занимались известные классики научной мысли - Д. А. Ендовицкий, Д. И. Кокурин, С. В. Шухардин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели, Л. Н. Оголева, С. Д. Ильенкова и многие другие.
Проблемы развития элементов национальных инновационных систем исследованы в работах B. Г. Варнавского, Н. И. Ивановой, Л. Канторович, Д. И. Кокурин, Д. Норта, Н. В. Родионовой, Е. П. Смиронова, Г. В. Шепелева, Ю. В. Яковец.
Несмотря на достигнутый прогресс в области исследования развития национальных инновационных систем, имеются нерешенные проблемы в методологии анализа и оценки инновационной деятельности в высокотехнологичных отраслях. В частности, влияния инновационной деятельности в этих отраслях на конкурентоспособность страны.
Эмпирическая база данной работы являются: законодательные и нормативные акты РФ, концепции, стратегии и программы, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, высшей школы экономики, а также информация, содержащаяся в журналах НЭБ (национальная электронная библиотека), отечественная и зарубежная периодика, материалы российских и международных научных и научно - практических работ.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Изучение проблем технического прогресса и инновационной деятельности во второй половине XX века стало одним из наиболее важных направлений в экономической литературе. 90 -ые годы окончательно утвердили научно-технический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик.
В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура в России в настоящее время насчитывает более 400 объектов, организованных при различных формах государственной поддержки. Это более 174 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития.
Формирование национальной инновационной системы России находится еще на начальной стадии. Не созданы целостные теоретическая и методологическая основы и нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере не системна и фрагментарна, требуется усиление роли государства в инновационных процессах, а также учет опыта зарубежных стран.
Актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения задач активизации инновационных процессов, а также из необходимости сохранения и приумножения научно-технического потенциала регионов, определяющего совокупный потенциал России. Активное государственное регулирование инновационного развития, наличие сильной государственной научно-технической и инновационной политики является первостепенной задачей государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Эффективное использование правительством инновационного потенциала является основополагающим фактором их стабильного экономического развития, повышения конкурентоспособности на мировом глобальном рынке, становления и развития национальной инновационной системы Российской Федерации.
Формирование и диверсификация национальной инновационной системы является основным фактором её экономического развития, реальной движущей силой экономического преобразования. Данный процесс нуждается не только в привлечении собственных средств, но и в широком участии иностранных инвесторов в инновационных проектах. в вязи с этим существенное значение для России также имеет анализ мирового опыта развития инновационных систем, возможностей использования сложившихся моделей инновационных систем в российских условиях.
Целью диссертационной работой является исследование внешнеэкономических факторов формирования национальной инновационной системы в РФ.
Задачи работы:
- изучить структуру инновационной системы;
- определить признаки инновационного развития национальной системы;
- проанализировать текущее состояние национальной
инновационной системы России;
- изучить отечественный и зарубежный опыт формирования национальной инновационной системы и провести сравнительный анализ показателей развития развитых стран;
- определить особенности инновационного развития России;
- выявить проблемы инновационной системы РФ на современном этапе;
- сформулировать перспективы развития национальной
инновационной системы России.
Объектом данного исследования является национальная инновационная система РФ.
Предметом исследования является внешнеэкономические факторы формирования национальной инновационной системы РФ.
Основоположниками теории инновационных систем и учеными, активно развивающими, и продолжающими эти идеи являются: Р. Нельсон, М. Хирука. Из российской школы можно выделить ученых, занимающихся вопросами инновационных систем: В. И. Кушлин, В. В. Иванов, О. Г. Голиченко и М. Бендиков. Проблемам инноваций и инновационного развития экономики посвящены труды различных как российских, так и зарубежных ученых, таких как: Й. Шумпетер, Н. Д. Кондратьев, М. Портер, С. Кузнец, Ф. Друкер, Б. Санто, Р. А. Фатхутдинов, Г. Менш, К. Фримен и другие.
В настоящее время экономическая наука уделяет значительное внимание инновационному развитию различных предприятий. Управление инновационной деятельность рассматривается в последнее время как важная составляющая теории и практики управления и организации предприятий, привлекает внимание многих исследователей. Эта проблема связана с исследованием закономерностей научно-технического прогресса, инноваций и достижений научно-технического развития, разработкой которых занимались известные классики научной мысли - Д. А. Ендовицкий, Д. И. Кокурин, С. В. Шухардин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели, Л. Н. Оголева, С. Д. Ильенкова и многие другие.
Проблемы развития элементов национальных инновационных систем исследованы в работах B. Г. Варнавского, Н. И. Ивановой, Л. Канторович, Д. И. Кокурин, Д. Норта, Н. В. Родионовой, Е. П. Смиронова, Г. В. Шепелева, Ю. В. Яковец.
Несмотря на достигнутый прогресс в области исследования развития национальных инновационных систем, имеются нерешенные проблемы в методологии анализа и оценки инновационной деятельности в высокотехнологичных отраслях. В частности, влияния инновационной деятельности в этих отраслях на конкурентоспособность страны.
Эмпирическая база данной работы являются: законодательные и нормативные акты РФ, концепции, стратегии и программы, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, высшей школы экономики, а также информация, содержащаяся в журналах НЭБ (национальная электронная библиотека), отечественная и зарубежная периодика, материалы российских и международных научных и научно - практических работ.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Исследование внешнеэкономических факторов национальной инновационной системы России, показателей, особенностей и проблем развития инновационной системы, определение особенностей инновационного развития России привело к следующим выводам.
В ходе исследования были определены эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на формирование и развитие национальных инновационных систем. Среди экзогенных факторов выделены: политическая стабильность, международное сотрудничество, уровень конкурентоспособности экономики, инновационные и инвестиционный климат в стране, а также наличие и привлечение интеллектуального капитала.
Анализ российской инновационной системы позволил определить динамику развития системы, ее уровень и эффективность инновационной деятельности. В результате данного анализа были выявлены сильные и слабые стороны российской инновационной системы. Для определения состояния и динамики инновационной системы России были проанализированы следующие ее составляющие: отраслевая структура высокотехнологичного производства, затраты на НИОКР, динамика индекса инноваций, количество исследователей, патентов и научных статей, а также экспорт и импорт высокотехнологичной продукции. Проанализировав структуру ВВП России было отмечено снижение доли промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП. Доля сельского хозяйства за 2005-2015 гг. снизилась на 40%, а промышленности на 32,1%. Данное снижение обусловлено увеличением доли в структуре ВВП сектора услуг. Темп прироста сферы услуг с 2005 по 2015 гг. составил 33,2 %. Классификацией стран по уровню социально-экономическому развитию занимается Международный валютный фонд. По данной классификации Россия находится на переходном этапе от индустриального этапа к постиндустриальному этапу.
Анализ отраслевой структуры высокотехнологичного производства позволил определить наиболее крупные отрасли в структуре высокотехнологичного комплекса: авиационная, электронная и промышленность вооружений. Рассмотренная отраслевая структура является результатом ранее действовавшей плановой экономики, где основной упор делался на развитие военно-технических отраслей, что во многом объясняет высокое развитие уникальных военных технологий при низком качестве производства гражданской продукции, например, автомобилестроения.
Проанализировав динамику глобального инновационного индекса (ГИИ) России, ежегодно публикуемого с 2007 г. отмечали, что на сегодняшний день инновационная система России находится на высоком уровне развития. Это говорит о положительной динамике развития инновационной системы, так как на начало анализируемого периода данный показатель находился на среднем уровне развития. На инновационное развитие России и на ряд других стран значительно повлиял мировой кризис 2009 г., тем не менее, данный кризис дал толчок развитию инноваций в стране. ГИИ России с начала анализируемого периода увеличился на 18,83% и в 2016 г. составил 38,5, заняв 43 место в мировом рейтинге по данному показателю (в 2007 г. составил 32,4).
За последнее десятилетие затраты на НИОКР в России уменьшились на 7,7% и составляют на 2016 г. 1,2% от ВВП. Отмечено, что на инновационный индекс такой показатель как, расходы на НИОКР в России не повлиял за анализируемый период.
На сегодняшний день российская модель инновационного развития основана на приобретении зарубежных товаров и разработок. Данную модель можно назвать имитационной, поскольку отсутствует собственный взгляд на то, как в стране лучше внедрять инновации в производство, однако перспектива есть. Главная трудность заключается в том, что процесс инновационного развития должен произойти в сжатые сроки, а необходимые для него условия все еще не созданы.
При определении особенностей инновационного развития России были определены сравнительные преимущества и проблемы инновационного развития. Одной из главных проблем является низкая инвестиционная привлекательность, которая негативно сказывается на инновационной деятельности и снижает объем финансовых ресурсов в инновационные проекты. Данная ситуация вытекает из недоверия инвесторов в честности и результативности инвестиционных проектов. Также проблемой развития инноваций является недостаток финансирования. Несмотря на то, что за последнее время процент финансирования инновационных проектов со стороны государства повысился, в объеме ВВП инновационная продукция составляет всего 1,2% (в развитых странах этот показатель стремится к 5%). Данная ситуация говорит о том, что несмотря на постепенное увеличение финансирования инновационного развития со стороны государства, фактически какого-либо значительного прогресса не наблюдается.
Следующая проблема - это сосредоточенность на инновациях в сфере топливно-энергетического комплекса. Инновационная активность в большей своей части сконцентрирована на предприятиях ТЭК, вследствие чего экономика страны полностью зависима от стоимости нефти.
Развитию инновационной сферы в России могут способствовать следующие инструменты: бюджетные, налогово-кредитные, административные инструменты. Также формирование и развитие инновационной инфраструктуры может проходить за счет реформирования системы образования в России, укрепления международных связей, развития законодательной базы инновационной деятельности в России и создания рынка инновационных идей.
С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики - определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь, в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии - вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.
Главным акцентом данной стратегии является приоритезация усилий государства (как финансовых, так и организационных) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации, как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.
Определяя место России в мировом хозяйстве и международном разделении труда, можно отметить, что они обусловлены уровнем и динамикой развития национальной экономики, степенью ее открытости и вовлеченности в МРТ, развитостью внешнеэкономических связей, наличием транснациональных корпораций, а также динамикой развития инновационной инфраструктуры в стране. В отличие от таких стран с переходной экономикой, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной техники). В настоящее время Россия активно участвует во внешнеторговых связях и активно участвует в экономической интеграции со странами БРИКС, АТЭС, ЕАЭС, СНГ, ШОС.
Проведенный анализ современного состояния национальной инновационной системы России позволил сделать вывод о несовершенстве инновационной системы. Однако присутствуют предпосылки, которые позволяют развивать инновационную систему в России. Фундамент инновационной сферы необходимо строить на приобретенном высоком уровне образования и сильных позициях в развитых отраслях.
В ходе исследования были определены эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на формирование и развитие национальных инновационных систем. Среди экзогенных факторов выделены: политическая стабильность, международное сотрудничество, уровень конкурентоспособности экономики, инновационные и инвестиционный климат в стране, а также наличие и привлечение интеллектуального капитала.
Анализ российской инновационной системы позволил определить динамику развития системы, ее уровень и эффективность инновационной деятельности. В результате данного анализа были выявлены сильные и слабые стороны российской инновационной системы. Для определения состояния и динамики инновационной системы России были проанализированы следующие ее составляющие: отраслевая структура высокотехнологичного производства, затраты на НИОКР, динамика индекса инноваций, количество исследователей, патентов и научных статей, а также экспорт и импорт высокотехнологичной продукции. Проанализировав структуру ВВП России было отмечено снижение доли промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП. Доля сельского хозяйства за 2005-2015 гг. снизилась на 40%, а промышленности на 32,1%. Данное снижение обусловлено увеличением доли в структуре ВВП сектора услуг. Темп прироста сферы услуг с 2005 по 2015 гг. составил 33,2 %. Классификацией стран по уровню социально-экономическому развитию занимается Международный валютный фонд. По данной классификации Россия находится на переходном этапе от индустриального этапа к постиндустриальному этапу.
Анализ отраслевой структуры высокотехнологичного производства позволил определить наиболее крупные отрасли в структуре высокотехнологичного комплекса: авиационная, электронная и промышленность вооружений. Рассмотренная отраслевая структура является результатом ранее действовавшей плановой экономики, где основной упор делался на развитие военно-технических отраслей, что во многом объясняет высокое развитие уникальных военных технологий при низком качестве производства гражданской продукции, например, автомобилестроения.
Проанализировав динамику глобального инновационного индекса (ГИИ) России, ежегодно публикуемого с 2007 г. отмечали, что на сегодняшний день инновационная система России находится на высоком уровне развития. Это говорит о положительной динамике развития инновационной системы, так как на начало анализируемого периода данный показатель находился на среднем уровне развития. На инновационное развитие России и на ряд других стран значительно повлиял мировой кризис 2009 г., тем не менее, данный кризис дал толчок развитию инноваций в стране. ГИИ России с начала анализируемого периода увеличился на 18,83% и в 2016 г. составил 38,5, заняв 43 место в мировом рейтинге по данному показателю (в 2007 г. составил 32,4).
За последнее десятилетие затраты на НИОКР в России уменьшились на 7,7% и составляют на 2016 г. 1,2% от ВВП. Отмечено, что на инновационный индекс такой показатель как, расходы на НИОКР в России не повлиял за анализируемый период.
На сегодняшний день российская модель инновационного развития основана на приобретении зарубежных товаров и разработок. Данную модель можно назвать имитационной, поскольку отсутствует собственный взгляд на то, как в стране лучше внедрять инновации в производство, однако перспектива есть. Главная трудность заключается в том, что процесс инновационного развития должен произойти в сжатые сроки, а необходимые для него условия все еще не созданы.
При определении особенностей инновационного развития России были определены сравнительные преимущества и проблемы инновационного развития. Одной из главных проблем является низкая инвестиционная привлекательность, которая негативно сказывается на инновационной деятельности и снижает объем финансовых ресурсов в инновационные проекты. Данная ситуация вытекает из недоверия инвесторов в честности и результативности инвестиционных проектов. Также проблемой развития инноваций является недостаток финансирования. Несмотря на то, что за последнее время процент финансирования инновационных проектов со стороны государства повысился, в объеме ВВП инновационная продукция составляет всего 1,2% (в развитых странах этот показатель стремится к 5%). Данная ситуация говорит о том, что несмотря на постепенное увеличение финансирования инновационного развития со стороны государства, фактически какого-либо значительного прогресса не наблюдается.
Следующая проблема - это сосредоточенность на инновациях в сфере топливно-энергетического комплекса. Инновационная активность в большей своей части сконцентрирована на предприятиях ТЭК, вследствие чего экономика страны полностью зависима от стоимости нефти.
Развитию инновационной сферы в России могут способствовать следующие инструменты: бюджетные, налогово-кредитные, административные инструменты. Также формирование и развитие инновационной инфраструктуры может проходить за счет реформирования системы образования в России, укрепления международных связей, развития законодательной базы инновационной деятельности в России и создания рынка инновационных идей.
С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики - определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь, в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии - вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.
Главным акцентом данной стратегии является приоритезация усилий государства (как финансовых, так и организационных) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации, как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.
Определяя место России в мировом хозяйстве и международном разделении труда, можно отметить, что они обусловлены уровнем и динамикой развития национальной экономики, степенью ее открытости и вовлеченности в МРТ, развитостью внешнеэкономических связей, наличием транснациональных корпораций, а также динамикой развития инновационной инфраструктуры в стране. В отличие от таких стран с переходной экономикой, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной техники). В настоящее время Россия активно участвует во внешнеторговых связях и активно участвует в экономической интеграции со странами БРИКС, АТЭС, ЕАЭС, СНГ, ШОС.
Проведенный анализ современного состояния национальной инновационной системы России позволил сделать вывод о несовершенстве инновационной системы. Однако присутствуют предпосылки, которые позволяют развивать инновационную систему в России. Фундамент инновационной сферы необходимо строить на приобретенном высоком уровне образования и сильных позициях в развитых отраслях.
Подобные работы
- КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эффективной инновационной политики развития территории
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - Основные тенденции развития инновационного процесса в мировой и
национальных экономиках в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ И ЗАПАДНЫХ
СТРАН НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Роль внешнеэкономических факторов в формировании внешней политики Австралийского Союза
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Ключевые факторы стратегии конкурентоспособности России в рамках
современных глобальных реалий (на примере Томской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



