Совершенствование инвестиционной деятельности на рынке транспортных услуг
|
Введение
1 Теоретические и методические основы инвестиционной деятельности на рынке транспортных услуг 8
1.1 Экономическая сущность и содержание категории «рынок транспортных услуг» 8
1.2 Источники и методы финансирования инвестиционных проектов
в транспортном комплексе 22
1.3 Региональная инвестиционная политика и роль государства в ее регулировании 36
2 Современное состояние и динамика инвестиционных
процессов на рынке транспортных услуг 53
2.1 Оценка инвестиционной деятельности в транспортном
комплексе России и Ставропольского края 53
2.2 Условия становления инвестиционного процесса в субъектах Российской Федерации 72
3 Перспективы расширения номенклатуры источников инвестирования транспортного комплекса региона 105
3.1 Использование амортизационного цикла в качестве экономического критерия возмещения капитала 105
3.2 Долгосрочное кредитование автотранспортных предприятий 117
3.3 Привлечение инвестиционных ресурсов с помощью механизмов
льготного налогообложения 134
Выводы и предложения 149
Список использованной литературы 152
Приложения 162
1 Теоретические и методические основы инвестиционной деятельности на рынке транспортных услуг 8
1.1 Экономическая сущность и содержание категории «рынок транспортных услуг» 8
1.2 Источники и методы финансирования инвестиционных проектов
в транспортном комплексе 22
1.3 Региональная инвестиционная политика и роль государства в ее регулировании 36
2 Современное состояние и динамика инвестиционных
процессов на рынке транспортных услуг 53
2.1 Оценка инвестиционной деятельности в транспортном
комплексе России и Ставропольского края 53
2.2 Условия становления инвестиционного процесса в субъектах Российской Федерации 72
3 Перспективы расширения номенклатуры источников инвестирования транспортного комплекса региона 105
3.1 Использование амортизационного цикла в качестве экономического критерия возмещения капитала 105
3.2 Долгосрочное кредитование автотранспортных предприятий 117
3.3 Привлечение инвестиционных ресурсов с помощью механизмов
льготного налогообложения 134
Выводы и предложения 149
Список использованной литературы 152
Приложения 162
Актуальность темы. Переход к рыночной экономике, появление новых форм собственности, отказ от жесткого централизованного планирования вызвали необходимость поиска новых решений и подходов к управлению экономическими процессами, изменение инвестиционной политики государства и предприятий, структуры сферы финансовых вложений, состава и роли инвесторов на рынке инноваций. При различных состояниях экономики возникают особые механизмы функционирования процесса инвестирования. В этой связи требуется модернизация существующих и поиск новых эффективных способов привлечения финансовых ресурсов как в общехозяйственном, так и в отраслевом разрезе.
В настоящее время весьма острой проблемой является отсутствие отработанной инвестиционной системы финансирования российского транспортного комплекса. Обновление парка подвижного состава отстает от существующих потребностей автотранспортных предприятий. Данная проблема требует пересмотра механизмов финансирования отрасли (в частности при реализации инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава), создания и привлечения в схемы вложения капитала новых структур поддержки инвестиционной деятельности в транспортном комплексе на территории субъектов РФ.
Недостаточная изученность отдельных теоретических и практических аспектов формирования благоприятной инвестиционной среды в транспортной отрасли обуславливают актуальность и выбор направления проведения исследований.
Состояние изученности проблемы. Теоретическим и практическим аспектам функционирования транспортного комплекса уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. В работах В.И. Аксенова, Б.Л. Геронимуса, Н.М. Васильева, В.Н. Лившица, Л.Б. Миротина и др. даются конкретные рекомендации по выявлению приоритетных направлений распределения и мобилизации ресурсов на
4
транспорте. В области реальных и финансовых инвестиций, управления и регулирования инвестиционными процессами следует отметить научные труды Н.А. Бланка, В.В. Бочарова, А.Б. Идрисова, С.И. Шумилина и др. По достоинству оценивая их вклад в решение исследуемой проблемы и не отрицая правомерности полученных результатов, следует отметить, что отдельные аспекты формирования региональной инвестиционной политики в транспортном комплексе недостаточно изучены и требуют дальнейшего научного обоснования. Необходимость развития теории инвестирования в транспортной отрасли экономики, а также практическая значимость получения ожидаемых результативных показателей определили выбор темы диссертации, цель и задачи исследования.
Тема диссертации соответствует п. 4.23 Паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка научно-методических и практических предложений по совершенствованию инвестиционной политики на мезо- и микроуровнях в транспортном комплексе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие основные задачи:
- проведение анализа состояния предприятий транспортного комплекса и рынка транспортных услуг и определение причин низкой инвестиционной активности в данной отрасли;
- исследование существующих источников и методов инвестирования, оценка перспектив использования каждого из них в транспортной отрасли при реализации программ и проектов обновления парка автотранспортных средств;
- разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности транспортного комплекса в современных условиях;
5
- определение основных форм и рационализация государственного регулирования инвестиционной деятельностью в регионе;
- разработка методических положений по формированию системы инвестирования транспортного комплекса через создание краевого комитета по инвестициям и займам;
- разработка основных направлений совершенствования амортизационной политики автотранспортных предприятий как одного из основных источников самофинансирования;
- выявление альтернативных форм и методов привлечения инвестиций в транспортный комплекс, в том числе с использованием средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений между субъектами рынка транспортных услуг при реализации инвестиционных процессов.
Объектом исследования являются механизм функционирования рынка транспортных услуг, определяющие его текущее состояние и перспективы развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, программные документы органов государственного управления экономикой России. При этом применялись различные теоретико-методологические подходы и инструментальные технологии научного исследования, включая экономико-статистический, расчетный, абстрактно-логический, экономико-математический и монографический методы экономических исследований.
Источниками исходной информации послужили законодательные и нормативные акты по вопросам развития и регулирования транспортного комплекса, данные годовых отчетов и первичного бухгалтерского учета пассажирских автотранспортных предприятий, материалы Госкомстата РФ и Ставропольского краевого комитета государственной статистики,
6
аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, авторские расчеты.
В настоящее время весьма острой проблемой является отсутствие отработанной инвестиционной системы финансирования российского транспортного комплекса. Обновление парка подвижного состава отстает от существующих потребностей автотранспортных предприятий. Данная проблема требует пересмотра механизмов финансирования отрасли (в частности при реализации инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава), создания и привлечения в схемы вложения капитала новых структур поддержки инвестиционной деятельности в транспортном комплексе на территории субъектов РФ.
Недостаточная изученность отдельных теоретических и практических аспектов формирования благоприятной инвестиционной среды в транспортной отрасли обуславливают актуальность и выбор направления проведения исследований.
Состояние изученности проблемы. Теоретическим и практическим аспектам функционирования транспортного комплекса уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. В работах В.И. Аксенова, Б.Л. Геронимуса, Н.М. Васильева, В.Н. Лившица, Л.Б. Миротина и др. даются конкретные рекомендации по выявлению приоритетных направлений распределения и мобилизации ресурсов на
4
транспорте. В области реальных и финансовых инвестиций, управления и регулирования инвестиционными процессами следует отметить научные труды Н.А. Бланка, В.В. Бочарова, А.Б. Идрисова, С.И. Шумилина и др. По достоинству оценивая их вклад в решение исследуемой проблемы и не отрицая правомерности полученных результатов, следует отметить, что отдельные аспекты формирования региональной инвестиционной политики в транспортном комплексе недостаточно изучены и требуют дальнейшего научного обоснования. Необходимость развития теории инвестирования в транспортной отрасли экономики, а также практическая значимость получения ожидаемых результативных показателей определили выбор темы диссертации, цель и задачи исследования.
Тема диссертации соответствует п. 4.23 Паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка научно-методических и практических предложений по совершенствованию инвестиционной политики на мезо- и микроуровнях в транспортном комплексе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие основные задачи:
- проведение анализа состояния предприятий транспортного комплекса и рынка транспортных услуг и определение причин низкой инвестиционной активности в данной отрасли;
- исследование существующих источников и методов инвестирования, оценка перспектив использования каждого из них в транспортной отрасли при реализации программ и проектов обновления парка автотранспортных средств;
- разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности транспортного комплекса в современных условиях;
5
- определение основных форм и рационализация государственного регулирования инвестиционной деятельностью в регионе;
- разработка методических положений по формированию системы инвестирования транспортного комплекса через создание краевого комитета по инвестициям и займам;
- разработка основных направлений совершенствования амортизационной политики автотранспортных предприятий как одного из основных источников самофинансирования;
- выявление альтернативных форм и методов привлечения инвестиций в транспортный комплекс, в том числе с использованием средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений между субъектами рынка транспортных услуг при реализации инвестиционных процессов.
Объектом исследования являются механизм функционирования рынка транспортных услуг, определяющие его текущее состояние и перспективы развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, программные документы органов государственного управления экономикой России. При этом применялись различные теоретико-методологические подходы и инструментальные технологии научного исследования, включая экономико-статистический, расчетный, абстрактно-логический, экономико-математический и монографический методы экономических исследований.
Источниками исходной информации послужили законодательные и нормативные акты по вопросам развития и регулирования транспортного комплекса, данные годовых отчетов и первичного бухгалтерского учета пассажирских автотранспортных предприятий, материалы Госкомстата РФ и Ставропольского краевого комитета государственной статистики,
6
аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, авторские расчеты.
В результате выполнения работы были получены следующие выводы и сформулированы предложения:
1. Возникновение рыночных отношений на региональном рынке транспортных услуг выдвинуло на первый план экономические факторы организации отраслевого управления, поэтому транспортный комплекс необходимо рассматривать как большую открытую самоорганизующуюся систему, в которой экономические отношения между покупателями, продавцами транспортных услуг и другими участниками рынка формируются свободно и самостоятельно, определяются потребности государства и общества в этих услугах, выделена сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг, влияние государства ограничено государственным регулированием.
2. Организация инвестиционного процесса в транспортном комплексе в ходе проведения реформ значительно изменилась. Появились новые каналы привлечения инвестиций, трансформировалась нормативно-правовая база. Результаты проведенных исследований показали, что наиболее вероятными источники финансирования инвестиционной деятельности в транспортном комплексе и в том числе социальном его секторе могут быть следующими: кредиты коммерческих банков; основные средства, получаемые по лизингу; бюджетные средства (государственные инвестиции) и предоставление налоговых льгот.
3. Проведенный на материалах Российской Федерации и Ставропольского края анализ показал, что современная инвестиционная ситуация характеризуется недостаточным финансированием с одной стороны и значительным ослаблением государственного регулирования транспортного комплекса с другой, следствием чего является снижение качества оказываемых услуг. При этом в стране наблюдается повышение инвестиционной активности, что требует разработки ряда конкретных мер по
150
улучшению инвестиционного климата в транспортном комплексе для привлечения дополнительных финансовых средств.
4. Для улучшения экономического положения на транспорте важное значение имеет выработка единой финансовой инвестиционной политики региона и координация финансовой и инвестиционной деятельности в административно-хозяйственном управлении на транспортном комплексе. Для этого предложено создание нового типа института инвестиционно¬финансовой деятельности - Краевого Комитета инвестиций и займов, что позволит эффективно аккумулировать и распределять имеющиеся инвестиционные ресурсы у регионального бюджета, а также стать гарантом для частных инвесторов, что также позволит привлечь дополнительные финансовые средства в транспортный комплекс.
5. Низкий уровень обновления материально-технической базы транспортного комплекса тесно связан с проводимой амортизационной политикой, несовершенством методов и критериев оценки основных производственных фондов, что снижает скорость возврата авансированной в основные фонды стоимости и амортизации имущества. Предложенный комплекс мер по выбору соответствующих методов расчета амортизации, осуществлению целевого использования средств амортизационного фонда и оценки эффективности амортизационной политики позволит автотранспортным предприятиям в полной мере реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции амортизационной политики.
6. Наиболее приемлемой формой привлечения крупных финансовых средств в транспортный комплекс следует считать сегодня долгосрочное кредитование. Рассмотренные определенные государством лизинговые схемы, а также действующие схемы прямого кредитования предприятий автотранспорта, показали, что существенным недостатком лизинга в России следует считать достаточно высокие размеры платежей в первый и второй годы действия лизингового договора. Также установлено, что преимущество
151
лизинга перед прямым кредитом возможно в том случае, если среднегодовой лизинговый платеж не превышает 1/6 стоимости приобретенного имущества, поэтому предлагается на начальном этапе лизинговой сделки погашать часть платежей из бюджетов края или муниципалитетов для социально-значимых пассажирских автотранспортных предприятий.
1. Возникновение рыночных отношений на региональном рынке транспортных услуг выдвинуло на первый план экономические факторы организации отраслевого управления, поэтому транспортный комплекс необходимо рассматривать как большую открытую самоорганизующуюся систему, в которой экономические отношения между покупателями, продавцами транспортных услуг и другими участниками рынка формируются свободно и самостоятельно, определяются потребности государства и общества в этих услугах, выделена сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг, влияние государства ограничено государственным регулированием.
2. Организация инвестиционного процесса в транспортном комплексе в ходе проведения реформ значительно изменилась. Появились новые каналы привлечения инвестиций, трансформировалась нормативно-правовая база. Результаты проведенных исследований показали, что наиболее вероятными источники финансирования инвестиционной деятельности в транспортном комплексе и в том числе социальном его секторе могут быть следующими: кредиты коммерческих банков; основные средства, получаемые по лизингу; бюджетные средства (государственные инвестиции) и предоставление налоговых льгот.
3. Проведенный на материалах Российской Федерации и Ставропольского края анализ показал, что современная инвестиционная ситуация характеризуется недостаточным финансированием с одной стороны и значительным ослаблением государственного регулирования транспортного комплекса с другой, следствием чего является снижение качества оказываемых услуг. При этом в стране наблюдается повышение инвестиционной активности, что требует разработки ряда конкретных мер по
150
улучшению инвестиционного климата в транспортном комплексе для привлечения дополнительных финансовых средств.
4. Для улучшения экономического положения на транспорте важное значение имеет выработка единой финансовой инвестиционной политики региона и координация финансовой и инвестиционной деятельности в административно-хозяйственном управлении на транспортном комплексе. Для этого предложено создание нового типа института инвестиционно¬финансовой деятельности - Краевого Комитета инвестиций и займов, что позволит эффективно аккумулировать и распределять имеющиеся инвестиционные ресурсы у регионального бюджета, а также стать гарантом для частных инвесторов, что также позволит привлечь дополнительные финансовые средства в транспортный комплекс.
5. Низкий уровень обновления материально-технической базы транспортного комплекса тесно связан с проводимой амортизационной политикой, несовершенством методов и критериев оценки основных производственных фондов, что снижает скорость возврата авансированной в основные фонды стоимости и амортизации имущества. Предложенный комплекс мер по выбору соответствующих методов расчета амортизации, осуществлению целевого использования средств амортизационного фонда и оценки эффективности амортизационной политики позволит автотранспортным предприятиям в полной мере реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции амортизационной политики.
6. Наиболее приемлемой формой привлечения крупных финансовых средств в транспортный комплекс следует считать сегодня долгосрочное кредитование. Рассмотренные определенные государством лизинговые схемы, а также действующие схемы прямого кредитования предприятий автотранспорта, показали, что существенным недостатком лизинга в России следует считать достаточно высокие размеры платежей в первый и второй годы действия лизингового договора. Также установлено, что преимущество
151
лизинга перед прямым кредитом возможно в том случае, если среднегодовой лизинговый платеж не превышает 1/6 стоимости приобретенного имущества, поэтому предлагается на начальном этапе лизинговой сделки погашать часть платежей из бюджетов края или муниципалитетов для социально-значимых пассажирских автотранспортных предприятий.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ (на материалах Ставропольского края)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕСТО ОАО «РЖД» В МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Финансово-кредитные инструменты в развитии транспортной инфраструктуры
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Инвестиционная деятельность компании и оценка ее эффективности
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Инвестиционная деятельность компании и оценка её эффективности (на примере ООО «АльТранс»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ РЕГИОНА
(на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



