ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К
НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ 9
1.1. Особенности формирования интереса к народному искусству у
старших дошкольников 9
1.2. Проблема использования народного искусства в образовательном
процессе дошкольной организации 19
1.3. Педагогические условия формирования интереса к народному
искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях 35
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА
К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ 51
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к народному
искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях 51
2.2. Содержание работы по формированию интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и
развлечениях 64
2.3 Анализ результатов практической работы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К
НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ 9
1.1. Особенности формирования интереса к народному искусству у
старших дошкольников 9
1.2. Проблема использования народного искусства в образовательном
процессе дошкольной организации 19
1.3. Педагогические условия формирования интереса к народному
искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях 35
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА
К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ 51
2.1. Диагностика уровня сформированности интереса к народному
искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях 51
2.2. Содержание работы по формированию интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и
развлечениях 64
2.3 Анализ результатов практической работы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема формирования у старших дошкольников устойчивого интереса к народному искусству принадлежит к числу приоритетных образовательных задач. Необходимость приобщения человека к культурному наследию России, начиная с дошкольного возраста, а также значение этого процесса для личностного развития ребенка подчеркивается во многих трудах российских и зарубежных педагогов, психологов, таких как: Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой и др. Современные концепции дошкольного образования подчеркивают актуальность мировоззренческого развития детей на подлинных образцах народного искусства, особенно в процессе формирования ценностных ориентаций личности (А. И. Катинене, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева и др.)
В последнее время все чаще перед дошкольной образовательной организацией формулируется задача дальнейшего совершенствования эстетического воспитания, которое является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Большая роль в этом принадлежит музыке - неотъемлемой части искусства, занимающей большую долю в сфере жизни современного человека. Музыкальное народное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную сторону отдельной личности, становится значительным компонентом духовной жизни всего народа в целом. Наряду с другими проблемами, связанными с развитием музыкальной культуры человека, мы выделяем один из важнейших в воспитательном и образовательном отношении вопрос о приобщении к народному искусству детей дошкольного возраста.
Можно утверждать, что приобщение к народному искусству призвано дать новый импульс духовному оздоровлению общества в целом. Музыкальное народное творчество как проявление культурного наследия народа близко по своей природе творчеству ребенка. Оно содержит в себе духовное ядро, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного, в победу добра и справедливости над злом и хаосом. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является, пробуждает интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями. Расширяет детский кругозор, воспитывает уважение к человеку, формирует и развивает эстетические знания, социальные, бытийно-практические навыки, речевые, двигательные умения.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Недостаток полноценных впечатлений в детстве с трудом восполним в дальней жизни человека. Погружение ребенка в музыкальную творческую среду происходит с первых месяцев жизни в форме соприкосновения с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем, подрастая, - со считалками, скороговорками, играми и др. Сквозь призму богатства музыкального народного искусства человек познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования.
В настоящее время многие дошкольные образовательные организации в своей работе опираются на богатство народного искусства, изначально несущее в себе нравственность, эстетику, элементы национальной мудрости и любовь к семье, дому, Родине в целом. Авторская позиция - привлечение произведений народного искусства, которые ненавязчиво знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, происходит в различных формах: в организации образовательной среды, пронизывая занятия с дошкольниками, во время режимных моментов, в работе с семьями воспитанников, и особенно, в процессе подготовки и проведении музыкальных праздников и развлечений. Таким образом, сохраняется связь времен, историческая память различных поколений, народное мировоззрение, мировосприятие, народная мудрость, понятие о добре и зле, о красоте, о полезности.
Актуальность выбранной проблематики исследования дипломной работы обусловлена противоречиями, что подтверждается выявленными аспектами недостаточной разработки проблемы формирования устойчивого интереса к народному искусству в дошкольном возрасте.
Проблема исследования состоит в следующем: выявить, при каких педагогических условиях процесс формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях будет наиболее эффективным.
Решение данной проблемы составляет цель исследования в рамках дипломной работы.
Объектом исследования является процесс формирования интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом. Формирование интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных праздниках и развлечениях будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование семейно-общинных форм освоения народного искусства;
- включение элементов народного искусства в повседневную жизнь дошкольников;
- активное взаимодействие педагогов и родителей при подготовке и проведении музыкальных праздников и развлечений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проблему использования народного искусства в образовательном процессе дошкольной организации.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях.
Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народного искусства в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н. А. Бердяев,
B. C. Библер, Л. H. Гумилев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, B. C. Соловьев, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.); положения теории личности и творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев,
C. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народному художественному искусству (Э. Б. Абдуллин, Т. И. Бакланова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. А. Некрасова, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, Т. Я. Шпикалова и др.); отдельные положения психологии музыкального восприятия и исполнительства (А. Л. Готсдиннер, Б. М. Теплов и др.); теория развития детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства (Т. В. Антонова, А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, Н. П. Сакулина, О. А. Соломенникова, Е .В. Харчевникова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ, синтез, обобщение, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ результатов.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - поисковый, предусматривал изучение и анализ литературы по теме дипломной работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству во время музыкальных праздников и развлечений, выстраивание оптимального содержания, выявление состояния современной практики по формированию интереса детей к музыкальному народному искусству.
II этап (ноябрь - декабрь 2015 г.) - формирующий этап
педагогического эксперимента. Цель - проверка на практике педагогических условий и разработанного содержания, форм и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
III этап - контрольный (январь - февраль 2016 г.). На этом этапе проводились те же диагностики, что и на первом этапе, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление дипломной работы.
В последнее время все чаще перед дошкольной образовательной организацией формулируется задача дальнейшего совершенствования эстетического воспитания, которое является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Большая роль в этом принадлежит музыке - неотъемлемой части искусства, занимающей большую долю в сфере жизни современного человека. Музыкальное народное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную сторону отдельной личности, становится значительным компонентом духовной жизни всего народа в целом. Наряду с другими проблемами, связанными с развитием музыкальной культуры человека, мы выделяем один из важнейших в воспитательном и образовательном отношении вопрос о приобщении к народному искусству детей дошкольного возраста.
Можно утверждать, что приобщение к народному искусству призвано дать новый импульс духовному оздоровлению общества в целом. Музыкальное народное творчество как проявление культурного наследия народа близко по своей природе творчеству ребенка. Оно содержит в себе духовное ядро, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного, в победу добра и справедливости над злом и хаосом. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является, пробуждает интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями. Расширяет детский кругозор, воспитывает уважение к человеку, формирует и развивает эстетические знания, социальные, бытийно-практические навыки, речевые, двигательные умения.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Недостаток полноценных впечатлений в детстве с трудом восполним в дальней жизни человека. Погружение ребенка в музыкальную творческую среду происходит с первых месяцев жизни в форме соприкосновения с колыбельными песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем, подрастая, - со считалками, скороговорками, играми и др. Сквозь призму богатства музыкального народного искусства человек познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования.
В настоящее время многие дошкольные образовательные организации в своей работе опираются на богатство народного искусства, изначально несущее в себе нравственность, эстетику, элементы национальной мудрости и любовь к семье, дому, Родине в целом. Авторская позиция - привлечение произведений народного искусства, которые ненавязчиво знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, происходит в различных формах: в организации образовательной среды, пронизывая занятия с дошкольниками, во время режимных моментов, в работе с семьями воспитанников, и особенно, в процессе подготовки и проведении музыкальных праздников и развлечений. Таким образом, сохраняется связь времен, историческая память различных поколений, народное мировоззрение, мировосприятие, народная мудрость, понятие о добре и зле, о красоте, о полезности.
Актуальность выбранной проблематики исследования дипломной работы обусловлена противоречиями, что подтверждается выявленными аспектами недостаточной разработки проблемы формирования устойчивого интереса к народному искусству в дошкольном возрасте.
Проблема исследования состоит в следующем: выявить, при каких педагогических условиях процесс формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях будет наиболее эффективным.
Решение данной проблемы составляет цель исследования в рамках дипломной работы.
Объектом исследования является процесс формирования интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом. Формирование интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных праздниках и развлечениях будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование семейно-общинных форм освоения народного искусства;
- включение элементов народного искусства в повседневную жизнь дошкольников;
- активное взаимодействие педагогов и родителей при подготовке и проведении музыкальных праздников и развлечений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проблему использования народного искусства в образовательном процессе дошкольной организации.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования интереса к народному искусству у старших дошкольников на музыкальных праздниках и развлечениях.
Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народного искусства в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н. А. Бердяев,
B. C. Библер, Л. H. Гумилев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, B. C. Соловьев, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.); положения теории личности и творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев,
C. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народному художественному искусству (Э. Б. Абдуллин, Т. И. Бакланова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. А. Некрасова, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, Т. Я. Шпикалова и др.); отдельные положения психологии музыкального восприятия и исполнительства (А. Л. Готсдиннер, Б. М. Теплов и др.); теория развития детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства (Т. В. Антонова, А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, Н. П. Сакулина, О. А. Соломенникова, Е .В. Харчевникова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ, синтез, обобщение, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ результатов.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - поисковый, предусматривал изучение и анализ литературы по теме дипломной работы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству во время музыкальных праздников и развлечений, выстраивание оптимального содержания, выявление состояния современной практики по формированию интереса детей к музыкальному народному искусству.
II этап (ноябрь - декабрь 2015 г.) - формирующий этап
педагогического эксперимента. Цель - проверка на практике педагогических условий и разработанного содержания, форм и методов формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
III этап - контрольный (январь - февраль 2016 г.). На этом этапе проводились те же диагностики, что и на первом этапе, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление дипломной работы.
В заключение работы по выбранной проблематике считаем возможным подвести итоги проведенного исследования.
В настоящее время не перестает быть актуальной проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству. Необходимость приобщения человека к культурному наследию России, начиная с дошкольного возраста, а также значение этого процесса для личностного развития ребенка подчеркивается во многих трудах российских и зарубежных педагогов, психологов. В этом сложном и трудном деле огромную играет музыка как искусство, как сфера жизни современного человека. Музыкальное народное искусство непосредственно воздействует на эмоциональную сторону отдельной личности и становится в наши дни все более значительным компонентом духовной жизни всего народа в целом.
В условиях новой образовательной политики разнообразия, и вариативности программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании» и реализации ФГОС ДО. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов. Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях успешно осуществляется при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье (использование характерных свойств музыкального искусства, таких как традиционность, устность, функциональность, вариативность и коллективность; в личностном подходе к каждому ребенку, включение дошкольника в традиционную народную культуру посредством специально организованной педагогической деятельности; в ситуации «проживания» музыкальных форм народного искусства педагогов и детей во время проведения музыкальных праздников и развлечений.
В ходе реализации содержания работы по формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к народной культуре на музыкальных праздниках и развлечениях были апробированы педагогические условия, выдвинутые в гипотезе нашего исследования. На формирующем этапе эксперимента целью нашей деятельности была реализация содержания работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
Нами была разработана и реализована система работы для ознакомления детей с музыкальным народным творчеством, состоящий из трех блоков содержащая музыкальные народные праздники и развлечения, в ходе организации и проведении которых принимали активное участие педагоги дошкольного образовательного учреждения, родители воспитанников.
Первый блок - ориентирован на ознакомление детей с народными музыкальными обычаями, обрядами и традициями. Второй блок - был разработан с ориентировкой на народное песенное творчество. Третий блок был направлен на развитие музыкально-ритмических движений детей. Система музыкальных праздников и развлечений создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
В процессе формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях мы придерживались следующих принципов при организации образовательного процесса: принцип активности и самостоятельности (активное сотворчество и взрослых, и детей старшего дошкольного возраста); принцип наглядности (используются наглядные средства - игрушки, музыкальные инструменты, народные костюмы, которые создают развернутую картину действий и результата); принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания детей старшего дошкольного возраста; принцип доступности (дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию); принцип коммуникативности.
Сравнение и анализ, полученных результатов в ходе педагогического эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, произошла положительная динамика показателей формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к музыкальному народному искусству, которая показывает результативность предложенной системы работы: средний уровень повысился на 13,3% (63,3%), у всех детей старшего дошкольного возраста, высокий уровень стал выше на 6,7% (16,7%), а низкий уровень снизился до 20% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что задачи педагогического исследования были решены.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальному народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
- Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, песен, хороводов, частушек, потешек, считалок способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в музыкальных праздниках и развлечениях.
- Включение элементов устного музыкального народного творчества в процесс музыкального образования дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
- Разработанная нами система работы способствует эффективному формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
Таким образом, для того, чтобы формирование интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных праздниках и развлечениях приносило наибольшие результаты, необходимо систематически проводить работу по данному направлению, при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование семейно-общинных форм освоения народного искусства;
- включение элементов народного искусства в повседневную жизнь дошкольников;
- активное взаимодействие педагогов и родителей при подготовке и проведении музыкальных праздников и развлечений.
В настоящее время не перестает быть актуальной проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народному искусству. Необходимость приобщения человека к культурному наследию России, начиная с дошкольного возраста, а также значение этого процесса для личностного развития ребенка подчеркивается во многих трудах российских и зарубежных педагогов, психологов. В этом сложном и трудном деле огромную играет музыка как искусство, как сфера жизни современного человека. Музыкальное народное искусство непосредственно воздействует на эмоциональную сторону отдельной личности и становится в наши дни все более значительным компонентом духовной жизни всего народа в целом.
В условиях новой образовательной политики разнообразия, и вариативности программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании» и реализации ФГОС ДО. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов. Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях успешно осуществляется при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье (использование характерных свойств музыкального искусства, таких как традиционность, устность, функциональность, вариативность и коллективность; в личностном подходе к каждому ребенку, включение дошкольника в традиционную народную культуру посредством специально организованной педагогической деятельности; в ситуации «проживания» музыкальных форм народного искусства педагогов и детей во время проведения музыкальных праздников и развлечений.
В ходе реализации содержания работы по формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к народной культуре на музыкальных праздниках и развлечениях были апробированы педагогические условия, выдвинутые в гипотезе нашего исследования. На формирующем этапе эксперимента целью нашей деятельности была реализация содержания работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
Нами была разработана и реализована система работы для ознакомления детей с музыкальным народным творчеством, состоящий из трех блоков содержащая музыкальные народные праздники и развлечения, в ходе организации и проведении которых принимали активное участие педагоги дошкольного образовательного учреждения, родители воспитанников.
Первый блок - ориентирован на ознакомление детей с народными музыкальными обычаями, обрядами и традициями. Второй блок - был разработан с ориентировкой на народное песенное творчество. Третий блок был направлен на развитие музыкально-ритмических движений детей. Система музыкальных праздников и развлечений создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
В процессе формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях мы придерживались следующих принципов при организации образовательного процесса: принцип активности и самостоятельности (активное сотворчество и взрослых, и детей старшего дошкольного возраста); принцип наглядности (используются наглядные средства - игрушки, музыкальные инструменты, народные костюмы, которые создают развернутую картину действий и результата); принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания детей старшего дошкольного возраста; принцип доступности (дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию); принцип коммуникативности.
Сравнение и анализ, полученных результатов в ходе педагогического эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, произошла положительная динамика показателей формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к музыкальному народному искусству, которая показывает результативность предложенной системы работы: средний уровень повысился на 13,3% (63,3%), у всех детей старшего дошкольного возраста, высокий уровень стал выше на 6,7% (16,7%), а низкий уровень снизился до 20% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что задачи педагогического исследования были решены.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальному народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
- Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, песен, хороводов, частушек, потешек, считалок способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в музыкальных праздниках и развлечениях.
- Включение элементов устного музыкального народного творчества в процесс музыкального образования дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
- Разработанная нами система работы способствует эффективному формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному искусству на музыкальных праздниках и развлечениях.
Таким образом, для того, чтобы формирование интереса к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных праздниках и развлечениях приносило наибольшие результаты, необходимо систематически проводить работу по данному направлению, при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование семейно-общинных форм освоения народного искусства;
- включение элементов народного искусства в повседневную жизнь дошкольников;
- активное взаимодействие педагогов и родителей при подготовке и проведении музыкальных праздников и развлечений.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование музыкальных произведений в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Театрализация песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



