Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Работа №73024

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы155
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личности подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ)
1.1. Изучение становления личности современного подростка в
отечественной и зарубежной психологии
1.2. Проблема злоупотребления психоактивными веществами:
классификация ПАВ, влияние, стадии развития зависимости
1.3. Особенности влияния психоактивных веществ на организм
человека....
1.4. Психологические особенности личности подростков,
злоупотребляющих психоактивными веществами
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей
подростков, употребляющих психоактивные вещества
2.1. Организация и методы эмпирического исследования личностных
особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества 55
2.2. Психологический анализ данных исследования
2.3. Программа профилактики злоупотребления подростками
психоактивных веществ и анализ ее эффективности 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования: переходный период развития российского общества привёл к существенному структурному сдвигу в политической и социально-экономической жизнедеятельности многих слоёв населения. Слом устоявшихся нравственных и эстетических ценностей привёл к тому, что часть населения страны стала терять жизненные ориентиры под возрастающим влиянием негативных факторов, таких как постоянные стрессы, риск, потеря уверенности в завтрашнем дне. Слабые, размытые нравственные ориентиры в сегодняшнем обществе привели к катастрофическим последствиям - деградации части населения страны в виде распространения алкоголизма, токсикомании и наркомании.
Неблагоприятные семейные отношения, снижение благополучия и воспитательного потенциала многих семей привели к возрастанию количества разрывов семейных уз, невоспитанности детей и подростков. На сегодняшний день увеличение числа детей и подростков, вовлечённых в алкоголизм, токсикоманию и наркоманию, является одним из острейших социальных проблем российского общества, которая носит системный характер.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе начальную стадию до возникновения зависимости от алкоголя и табакокурения называют аддиктивным поведением людей. В отношении детей и подростков она также проявляется сначала в злоупотреблении различными веществами, изменяющими их психическое состояние, характеризующимися нарушением поведения. Это такие вещества, как клей, бензин, признанные наркотиками психоактивные вещества, алкогольные напитки, различные виды табака и др. Экспериментирование данными веществами продолжается до тех пор, пока не будет выбрано предпочитаемое. Такие злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) иногда приводят и к ранним летальным случаям среди детей и подростков.
Как указывает В.Е. Каган [28], аддитивному поведению сопутствуют алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркомания. Психоактивные вещества в детском и подростковом возрасте крайне негативно воздействуют на центральную нервную систему, кровообращение и приводят к расстройству сознания. Систематическое злоупотребление данными веществами приводит к тому, что у подростков начинает формироваться зависимость: психическая, физиологическая и физическая.
Многие выдающиеся ученые исследовали различные аспекты проблемы зависимости. Так, С.В. Березин [8] и В.Д. Менделевич [39; 40] изучали психологию наркотической зависимости и созависимости; Н.И. Ерофеефва [21] изучала личностные особенности наркозависимых с разным стажем употребления героина с учетом гендерных различий; М.А. Алемаскин [3] исследовал психологическую характеристику личности подростков-правонарушителей; О.В. Погожаева [51] внесла вклад в исследование личностно-типологических особенностей подростков, употребляющих наркотики или другие одурманивающие вещества; Д. Тодорович, И. Перуничич, С. Марянович [67] выявили социально-психологические последствия употребления марихуаны старшими школьниками; А.Ш. Сурин, Р.Х. Хайруллина [64] разрабатывали вопросы профилактики злоупотребления ПАВ и др.
Значительный вклад в изучение агрессии внесли: Л.И. Божович [9], которая обосновала теорию развития личности ребенка; Л.Г. Глазырина, изучающая детско-родительские отношения как причину агрессии подростков; И.Р. Мартынова [2], рассматривающая агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуации характера и самоотношения личности; М.В. Ермолаева [19; 20] и В.С. Мухина, разрабатывающие проблемы детской психологии и возрастной психологии; Е.Г. Шестакова [2], изучающая агрессивное поведение и агрессивность личности; Ю.В. Щербина [2; 4], прорабатывающая проблематику вербальной агрессии в школьной речевой среде [70], и др.
Среди зарубежных авторов в развитии проблематики агрессии и антисоциального поведения внесли свой вклад работы А. Басса [2], изучающего агрессивное поведение; Д. Коннора и К. Лоренса [2], разрабатывающих различные аспекты проблематики агрессии и антисоциального поведения у детей и подростков; Д. Саймона, З. Фрейда, Э. Фромма и др., также внесших значительный вклад в понимание проблемы агрессивного поведения [2; 4].
Статистические данные Минздрава РФ показывают, что происходит ежегодное увеличение количества детей и подростков, уже со школьного возраста начинающих пробовать различные виды ПАВ. Эта негативная тенденция среди молодёжи вызывает всеобщую тревогу представителей различных слоёв населения: социальных служб государства, родителей, педагогов, психологов, медиков и др. Изучение данного негативного явления важно как с точки зрения воздействия перечисленных социальных факторов, так и особенностей личности подростков, которые остаются до конца не ясными в отношении причин начала употребления ПАВ, продолжения, а также усиления профилактической деятельности, восприимчивости к пропаганде здорового образа жизни, активной организации досуговой деятельности детей и подростков.
Психологические особенности подростков, как предикторы зависимого поведения, по-прежнему остаются недостаточно изученными в научных психологических кругах, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования: каковы психологические особенности личности у подростков, употребляющих психоактивные вещества?
Цель исследования: Изучить личностные особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества, для разработки программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Объект исследования: психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества.
Гипотеза исследования:
Личностными особенностями подростков, употребляющих психоактивные вещества, выступают: высокий уровень потребности в новых ощущениях, выраженная агрессивность, наличие суицидального риска, повышенная склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному, саморазрушающему и делинквентному поведению. Фактором профилактики злоупотребления психоактивными веществами является предупреждение развития у подросткив данных личностных особенностей.
Задачи исследования:
1) теоретически проанализировать проблему личностных предикторов аддиктивного поведения подростков в психологической науке;
2) выявить уровень склонности подростков к употреблению
психоактивных веществ;
3) изучить личностные особенности подростков, ведущих к увеличению риска употребления психоактивных веществ;
4) обосновать и проанализировать эффективность программы профилактики риска злоупотребления подростками психоактивных веществ.
Теоретической основой исследования: выступили положения возрастной психологии (Э. Шпрангер, Л.С. Выготский, Н.В. Сухарева); психологии девиатного поведения, в том числе такого его вида, как зависимость (Л.Б. Шнейдер, В. Д. Менделивич, Л.А. Азарова); теоретические обоснования работы с подростками, употребляющими ПАВ (А.В. Личко, О.В. Погожаева, А.С. Оправин); моделей профилактики злоупотребления ПАВ (А.Ш. Сурин, Н.А. Сирота) и др.
Исследование представлено комплексом методов:
1. Теоретических (аналитико-синтезирующий, сравнительно¬
сопоставительный методы).
2. Организационных (сравнительный метод).
3. Эмпирических (тестирование, наблюдение, беседа).
4. Методов обработки данных: количественных (методы описательной статистики), качественных (категоризация количественно обработанного материала).
Для подсчета результатов исследования использовались корреляционный анализ Пирсона и непараметрический статистический критерий - Т-критерий Вилкоксона для проверки различий между двумя выборками парных измерений. Расчеты проводились с использованием программного обеспечения SPSS.
5. Интерпретационных.
Основным эмпирическим методом выступил формирующий эксперимент. Констатирующий этап включал следующие диагностические методики, использованные для диагностики личности подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ):
Методика «Склонность к различным видам зависимости» (Г.В. Лозовая).
Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» (Г.В. Лозовая).
Методика диагностики потребности новых ощущений (М. Цукерман).
Тест агрессивности (Л.Г. Почебут).
Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Анкета «Ваше мнение о суициде» (Е.П. Пчелкина).
Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
Исследование проводилось на базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Белгороде. В исследовании приняли участие 50-ю подростками, среди которых 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте 11-18 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты личностные особенности аддиктивного поведения подростков; в разработке программы профилактики злоупотребления подростками психоактивных веществ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для практической работы с подростками, проведения семинаров с педагогами школ, для информационно-просветительской деятельности среди родителей, в консультативных центрах и в школе, для лекций в учебных заведениях.
Изучение психологических особенностей подростков, уже столкнувшихся с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), необходимо для разработки наиболее качественных методик, выявляющих предрасположенность к первым пробам наркотика и дальнейшему злоупотреблению, а также может применяться для создания эффективных программ первичной профилактики наркозависимого поведения среди молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Все психоактивные вещества оказывают вредное влияние на организм человека, особенно в детском и подростковом возрасте, имея некоторую специфику первоначальных эффектов, которая затем все больше стирается и приводит к необратимым нарушениям функций организма.
2. К личностным особенностям аддиктивного поведения подростков относятся: потребность в новых ощущениях, агрессивность, суицидальный риск, склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному, саморазрушающему и делинквентному поведению.
3. Подростки, имеющие высокую склонность к химическим видам
зависимости, таким как: алкогольная, компьютерная, табачная,
лекарственная, характеризуются повышенными значениями потребности в новых ощущениях, агрессивности, суицидального риска, склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному, саморазрушающему и делинквентному поведению.
4. Программа профилактики зависимого поведения способствует снижению риска злоупотребления ПАВ (табачной и алкогольной зависимости), снижению уровня потребности в новых ощущениях, общего уровня и отдельных показателей агрессивности, склонности к отклоняющемуся поведению подростков, при этом выраженность риска суицидального поведения оказывается постоянной. Это указывает на сложность данной проблемы и необходимость дальнейшей специальной длительной работы над ней.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической, эмпирической), заключения, списка использованных источников, включающего 114 источников, из них 36 - на иностранных языках. Объем основного текста работы составляет 100 страниц, с приложениями - 143 страницы. Работа содержит 25 рисунков, 4 таблицы, и 11 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На первом этапе исследования был рассмотрен теоретический анализ проблемы личности подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ). В ходе изучения научной литературы было установлено, что склонность к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) во многом объясняется на уровне личностных особенностей подростков. Наличие личностных особенностей является фактором риска склонности подростка к употреблению психоактивных веществ. Среди факторов риска, содействующих повышению предрасположенности к потреблению ПАВ, одними из первых выделяют такие изменения поведения и эмоционально- волевой сферы подростков, как: стремление к зависимому поведению и стремление к риску, мотивационная и эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость, слабость самоконтроля и самодисциплины, подверженность любопытству, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка. Основные потребности - аффилиативная, поиск покровителя. Употребление наркотических веществ, начинается у таких подростков, вследствие рассказов знакомых, желания нарушить запреты.
Проанализированные характеристики психоактивных веществ (ПАВ) позволяют сделать вывод о том, что увлечение подростков психоактивными веществами (ПАВ) может расцениваться на уровне настоящей наркозависимости: употребление психоактивных веществ (ПАВ) крайне пагубно влияет как на состоянии организма подростков, так и на их психическом развитии, и без того находящимся под влиянием стрессов, возрастных изменений, нестабильного психического восприятия трудного периода взросления.
Следовательно, проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками крайне важна и нуждается в выработке мер по психологической поддержке тех подростков, которые в большей степени склонны к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
На втором этапе диссертационной работы было проведено эмпирическое исследование личностных особенностей, формирующихся у подростков при употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Цель эмпирического исследования: изучить личностные особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества, для разработки программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Эмпирическая база исследования была представлена 50-ю подростками, среди которых было 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте 11-18 лет. Исследование проводилось с 12.03.2018 по 19.05.2018 года на базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Белгороде.
Была выдвинута следующая гипотеза эмпирического исследования, уточняющая характер личностных особенностей подростков, которые предположительно коррелируют со склонностью к употреблению психоактивных веществ (ПАВ): склонность к употреблению психоактивных веществ более выражена у подростков, имеющих высокий уровень потребности в новых ощущениях, агрессивности, суицидального риска, склонности к преодолению норм и правил, и аддитивному, саморазрушающему и делинквентному поведению. Фактором профилактики злоупотребления психоактивными веществами является предупреждение развития у подросткив данных личностных особенностей.
Методическая база исследования была представлена диагностическими методиками, использованными для диагностики личностных особенностей подростков: Тест-опросник Г.В. Лозовой «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»; Методика «Склонность к
различным видам зависимостями» (Г.В. Лозовая); Методика диагностики потребностей новых ощущений (М. Цукерман); Тест агрессивности Л.Г. Почебута; Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич); Анкета «Ваше мнение о суициде».
Для оценки наличия взаимосвязи между склонностью к употреблению ПАВ и личностными особенностями был проведен корреляционный анализ Пирсона.
Результаты эмпирического исследования показали, что по всем гипотезам наблюдается наличие взаимосвязи между контролируемыми параметрами, что говорит о подростковом имеющих указанные личностные особенности наблюдается более выраженная склонность к употреблению ПАВ.
У подростков, имеющих такие личностные особенности, как выраженная потребность в новых ощущениях, агрессивность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, к саморазрушительному и деликтивному поведению, позитивное отношение к суициду, наблюдается более выраженная склонность к употреблению ПАВ.
На формирующем этапе диссертационной работы, на основе установленных в ходе исследования положений о личностных особенностях, ведущих к риску употребления психоактивные вещества (ПАВ), была разработана и внедрена программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами подростками которая содержала 15 занятий, направленных на формирование личностных качеств и общественных умений подростков, обучение их новым формам поведения, формирование у них стрессоустойчивости, ответственности, эмоциональной устойчивости, эмоциональной зрелости, самоконтроля и самодисциплины, адекватной самооценки, развитие личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, развитие здорового образа, повышение умения подростков жить в отсутствии зависимостей, осознавать то что, происходить с людом присутствие использовании ПАВ.
Для проверки на статистическую достоверность различий использовался непараметрический статистический критерий - Т-критерий Вилкоксона для проверки различий между двумя выборками парных измерений.
Проведенная программа профилактики у подростков злоупотребления психоактивными веществами на базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Белгороде показала свою эффективность в отношении выраженности показателей зависимости (табачной и алкогольной), потребности новых ощущений, общего уровня и отдельных показателей агрессивности, показателей склонности к отклоняющемуся поведению, склонности к отклоняющемуся поведению.
Однако в отношении риска суицидального поведения результаты оказались не столь эффективными, что говорит о сложности проблемы и необходимости специальной серьезной работы над ней.



1. Агазаде, Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. [Текст] / Н.В. Агазаде. - М.: Наука, 1989. 189 с.
2. Агрессия в естественных условиях. Режим электронного доступа: https://studfiles.net/preview/1668218/.
3. Алемаскин, М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей. [Текст] / М.А. Алемаскин / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М. - 1968.- С. 87—99.
4. Алкоголь. Что мы о нем знаем? Режим электронного доступа: http://www.mif-ua.com/archive/article/3939.Дата обращения: 12.11.2017.
5. Бартон, К. Психология криминального поведения. СПб, 2005.- С.317.
6. Бархатова, В.П. Эндоканнабиноидная сигнальная система и новые экспериментальные подходы к лечению двигательных нарушений. [Текст] / В.П. Бархатова // Экспериментальная неврология. -2008. - Т.2. - №1. - С. 28-31.
7. Белова, Л.А. Работа с подростками, склонными к аддитивному поведению. Методическое пособие для педагогов-психологов. [Текст] / Л.А. Белова, А.Н. Сафонова // Майкоп.- 2009. - 48 с.
8. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА.-2001. - 191 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
10. Борисенко, М.А. Сообщение на методическом объединении классных руководителей «Психофизиологические особенности и основные проблемы подросткового возраста». Режим электронного доступа: https://varlamovo.minobr63.ru/...content/.../Психофизиологические- особенности. pdf.
11. Валуева, Е.Б. Грибы рода Candida, Алкоголь и курение. [Текст] / Е.Б. Валуева, М.А. Шевяков // Человек и проблемы зависимостей. - СПб.- 2010.- С. 46-53.
12. Ванчакова, Н.П. Алкоголь и боль. [Текст] / Н.П. Ванчакова // Человека и проблемы зависимостей.- СПБ.-2010.- С. 32-36.
13. Возрастная психология: учеб. Пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева. - Саранск: Прогресс, 2009. - 88 с.
14. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка.
Психология личности: Тексты. [Текст]/ Л.С. Выготский // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - 288 с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. [Текст]/ Л.С. Выготский. Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
16. Галстян, Г.С. Влияние алкоголь и наркомании на суицид несовершеннолетних / Г.С. Галстян. Режим электронного доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-alkogolya-i-narkomanii-na-suitsid-nesovershennoletnih.
17. Ениколопов, С.Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. [Текст] / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И.И. Соковня. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012. - 123 с.
18. Епихина, П.В. Особенности реализации социального проекта по
профилактике зависимости подростков от психоактивных веществ / П.В. Епихина. Режим электронного доступа:
https: //cyberleninka.ru/article/n/obzor-adaptirovannyh-amerikanskih-i- otechestvennyh.
19. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. [Текст] / М.В. Ермолаева // М: Ось-89, 2003. - 416 с.
20. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст]/ М.В. Ермолаева. - 2-еизд. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 376 с.
21. Ерофеефва, Н.И. Личностные особенности наркозависимых с разным стажем употребления героина с учетом гендерных различий: автореф. дис. на соиск. учен. Степ. Канд. психол. наук: специальность 19.00.04 <Мед. психология> [Текст] / Ерофеева Марина Геннадьевна; [С.- Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург: 2006. - 22 с.: ил.
22. Жихарев, Е.В. «Подростковые девиации наркотическая аддикция (зависимость)». [Текст] / Е.В. Жихарев // Сибирский Моц.- 2017. - с. 82.
23.Задорожная, И.А. Проблема агрессии в подростковом возрасте и особенности её профилактики / И.А. Задорожная. Режим электронного доступа: https:// docplayer.ru/58463218-Agressivnoe-povedenie-
nesovershennoletnih-pravonarushitel.
24.Захаров, С.В. Жестокость в системе деформации личности. [Текст] / С.В. Захаров, Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского государственногоуниверситета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С. 119-122.
25. Иванова, А.А. Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний. [Текст] / А.А. Иванова // Сибирский психологический журнал. - 2008. - №30. - С.86-89
26. Игонин, А.Л. Злоупотребление психоактивными веществами и
асоциальное поведение // Наркология. [Текст] / А.Л. Игонин, Ю.Б. Тузикова, Д.А. Иришкин // 2004. - № 3. - С. 50-58.
27. Илларионов, Е.А. Химико - токсикологический анализ производных амфетамина. [Text] / Е.А.Илларионов, И.П. Сыроватский // Иркутск; Игму. - 2016. - С. 47.
28. Каган, В.Е. Наркология детская и подростковая. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. [Текст] / В.Е. Каган // СПб. - Изд-во «Питер».- 2000.- С. 461-464.
29. Кассинов, Г. Психотерапия гнева / Г. Кассинов. - СПб: Сова, 2006.¬477 с.
30. Корнетов, А.Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях. Методические рекомендации для педагогов и кураторов методические рекомендации. [Текст] / А.Н. Корнетов, И.Л. Шелехов, А.В. Силаева, Е.С. Толстолес, С.А. Морева, Е.А. Линок. - Томск: ООО «Рекламная группа Графика», 2013. - 56 с.
31. Корнетов, А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте [Текст] / А.Н. Корнетов // Социальная и клиническая психиатрия. - 1999. - Т.9, № 2. - С.75-90.
32. Кризис подросткового возраста как предмет теоретического анализ,
электронного доступа: https://studfiles.net/preview/3558315/. Дата
обращения:2.05.2015.
33. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. [Текст] / А.Н. Леонтьев // - М: Изд-во Моск. ента, 1971. - С. 40.
34. Личко, А.Е. Подростковая наркология. [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. Л. - Медицина, 1991. - 304 с.
35. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. [Текст] / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. Ростов Н./Д.- Феникс, 2000.- 576 с.
36. Макушкина, О.П. психология зависимости. [Текст] / О.П. Макушкина // ИПЦ ВГУ. - 2007. - C.78.
37. Малин, Д.И. Клиническая наркология в схемах, таблицах и рисунках. [Текст]/ Д.И. Малин, В.М. Медведев. - Москва.-2013.-с174.
38. Марцинковская, Т. История психологии. [Текст] / Т. Марцинковская. 4¬е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
39. Махов, В.М. желудочно-кишечный тракт при острой и хронической алкогольной интоксикации. [Текст] / В.М. Махов, С.А. Галлямова, М.В. // Рос. Мед, журнал. - 2000. - №2. -С. 3- 9.
40. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. [Текст] / В.Д. Менделевич. Речь, 2005. - 445 с.
41. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии. [Текст] / В.Д. Менделевич. СПб, 2007.-768 с.
42. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии. [Текст] / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева // М. 1981. - С. 82.
43. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
Режим электронного доступа: https: //nsportal .ru/konkurs/ya-klassnyi-
rukovoditel/2012/05/04/klassnyy-chas-narkotiki-psikhoaktivnye-veshchestva-i. Дата обращения: 17.11.2017.
44. Оправин, А.С. Стоматологический аспект влияния психоактивных веществ на организм подростков. [Текст] / А.С. Оправин, Н.С. Ишеков, Л.Н. Кузьмина, М.В. Егулемова // Экология человека.- 2013.- № 04.- С.
49.
45.Оправин, А.С. Стоматологический Аспект влияния психоактивных веществ на организм подростков. [Текст] /А.С. Оправин, Н.С. Ишеков, Л.Н. Кузьмина // Северный государственный медицинский университет. - 2012. - С. 49-54.
46. Особенности микробиоты дыхательных путей у курящих пациентов: факторы-предикторы формирования резистентной микрофлоры. Режим электронного доступа: http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=329226. Дата обращения:12.11.2017
47. Патопсихологическое исследование личности подростка,
злоупотребляющего психоактивными веществами. Режим
электронного доступа:http://www.bestreferat.ru/referat-193433.html.Дата обращения: 24.12.2010.
48. Пермяков, А.В. Патоморфология и танатогенез алкогольной интоксикации. [Текст] / А.В. Пермяков, В.И. Витер // Ижевск; Экспертиза. - 2002. - №5. - С. 91.
49. Перре, М. Клиническая психология. [Текст] / М. Перре, У. Бауманн. Питер, 2003. - 352 с.
50. Петровский, А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. [Текст] / А.В. Петровский // М. - 1983 - С. 20-33.
51. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // «Вопросы психологии». [Текст] / А.В. Петровский // 1984. - №4. - С. 15-30.
52. Погожаева, О.В. Личностно-типологические особенности подростков, употребляющих наркотики или другие одурманивающие вещества» [Текст] / О.В. Погожаева // Научные проблемы гуманитарныхисследований. - 2008. - № 11. - С. 74-85
53. Постоялко, Л.А. Состояние и перспективы развития здравоохранения Беларуси. [Текст] / Л.А. Постоялкло // Здравоохранение. - 2004. - № 9. - с. 14-13.
54. Прекращение потребления табака и лечение: табачной зависимости. [Текст]: Под пред: Дёмина, А.К. Москва.-2013.- 322 с.
55. Признаки употребления наркотических веществ детьми и подростками.
Режим электронного доступа: http://sch-63-
nsb.edusite.ru/DswMedia/priznaki upotrbl pav.pdf.
56. Причины употребления психоактивных веществ. Режим электронного
доступа: http://www.terviseinfo.ee/images/Sissejuhatus lk 19¬
23 111 11ричины.|х11~.
57. Профилактика наркомании и алкоголизма. Режим электронного
доступа: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/Uchebnoe-posobie.pdf.
Дата обращения: 29.11.2018.
58. Психическая зависимость. Режим электронного доступа:
https: //studfiles. net/preview/2143101 /page :17/. Дата обращения:
15.11.2017.
59. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющих психоактивными веществами. Режим электронного доступа: https://studfiles.net/preview/3052938/page:6/. Дата обращения:14.4.2015.
60. Разводовский, Ю.Е. Алкоголь и суициды: популяционный уровень взаимосвязи. [Текст] / Ю.Е. Разводовский // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2004. - № 2. - Т. 104. - С. 48-52.
61. Сакович, Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. [Текст] / Н.А. Сакович. - М., 2012. - 113 с.
62. Сидоров, П.И. Поражение желудочно-кишечного тракта при алкоголизме. [Текст] / П.И. Сидоров // Соматогенез алкоголизма. - М. - 2003. - С. 54 - 61.
63. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. [Текст] / Н.А. Сирота. РФФИ №2, 2014.- 299 с.
64. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // 1996. - № 5. - С. 38-50.
65. Сурин, А.Ш. Профилактика наркомании в образовательном
учреждении: Методический сборник для преподавателей
образовательных учреждений. [Текст] / А.Ш. Сурин, Р.Х. Хайруллина // УФСКН России по Республике Башкортостан. -2009. - С. 89.
66. Сущенко, М.А. Клинико-диагностическое значение показателей апоптоза и пролиферации эзофагогастродуоденальной зоны при алкогольной болезни печени. [Текст] / М.А. Сущенко, И.В. Козлова // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - том 5. -№ 3. - С. 347-352.
67. Сущенко, М.А. Патологические изменения желудочно-кишечного тракта при алкогольной болезни. [Текст] / М.А. Сущенко, И.В. Козлова // 2012. - С. 356-361.
68. Тодорович, Д.П. Социально-психологические последствия
употребления марихуаны старшими школьниками. [Текст] / Д. Тодорович, И. Перуничич, С. Марянович // Вестник психиатрии и психологии. - Чувашии. - 2010. - №6. - С.60-68.
69. Фадеева, Е.В. Результаты диагностики психологических особенностей личности, предикторов зависимого поведения / Е.В. Фадеева, А.А. Григорьева, О.В. Цветкова // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. Науч. журн. - 2015. -
N 2 (8) Режим электронного доступа:http://medpsy.ru/climp.дата обращения: 28.04.2017).
70. Холл, С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. [Текст] / С. Холл. - П., 1920. - 356 с.
71. Хрестоматия по детской и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1981, С. 26- 30.
72.Чижова, С.Ю. Детская агрессивность. [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль. - 2001. - 198 с.
73. Шелехов, А.В. Силаева, Е.С. Толстолес, С.А. Морева, Е.А. Линок. - Томск: «Рекламная группа Графика». Режим электронного доступа: https:// mednet.ru/images/stories/files/zosh/profilaktika_suizida.pdf.
74. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. [Текст] / Л.Б Шнейдер. М, 2005. - 336 с.
75. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. // Педология юности. [Текст] / Э. Шпрангер. - М.-Л.: Литература, 1931. - 453 с.
76. Эриксон, Э. Детство и общество. [Текст] / Э. Эриксон. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
77. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. [Текст] / Э. Эриксон - Пер. с англ./ Общ. Ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 257 с.
78. Эрл, Гроллман. Суицид: превенция, интервенция, поственция / Гроллман Эрл. Grollman, Earl A. Suicide Prevention, Intervention, Postvention. Edition: Second Edition Binding: Paperback Publisher: Beacon Hill Press, 1988.151 pages. Первое издание: 1971.
79. Яковлев, А.Н. Уроки наркоустойчивости: методическое пособие. [Текст] / А.Н. Яковлев, О.А. Драганова // Липецк.- 2014 .- с. 34.
80. A short-term longitudinal study of impulsivity and antisocial behavior. [Текст]: M. A. Luengo [et al.] // J. Personal. Soc. Psychol. - 1994. - Vol. 66, № 3. - P. 542-548.
81. Alcohol, drugs of abuse, aggression, and violence. [TeKCT]: K.A. Miczek, J.F. DeBold, M. Haney et al. // Understanding and preventing violence. - 1994. - Vol. 3. Social Influences. - P. 377-407.
82. Bennett, JP.Jr. Stereo specific binding old-lysergic acid diethylamide (LSD) to brain membranes: Relationship to serotonin receptors. [TeKct] / JP. Jr. Bennett, SH. Snyder // Brain Res. - № 94. - 1975. - p. 523-544.
83. Boursi, B. Anti-depressant therapy and cancer risk: A nested case-control study. [TeKct] / B. Boursi, I. Luire, R. Mamatani, k. Haynes, Y. Yang // №8 (25). - 2015. - p. 1147-1157.
84. Chaisson, R.E. Cocaine use and HIV infection in intravenous drug users in San Francisco. [Teкcт] / R.E. Chaisson, P. Bacchetti // J. Am. Med. Assoc. - № 261 (4). -1989. - p. 561-565.
85. Closse, A. Classification of drugs according to receptor binding profiles. [TeKct] / A. Closse // Naunyn Schmiedebergs Arch. Pharmacol. - № 327. - 1984. - p. 95-101.
86. Cohen, H.R. Peripartum cocaine use: estimating risk of adverse pregnancy outcome. [TeKct] / H.R. Cohen, J.R. Green, W.R. Crombleholme // Science direct. - №1 (35). - 1991. - P. 51-54.
87. Coulon, P. Tightrope or Slack line? The Neuroscience of Psychoactive Substances. [TeKct] / P. Coulon., A. Gorji // Trends in Pharmacological Sciences. - № 37. - 2016. - p. 511-521.
88. Crime and Drugs. [TeKCT]: D.N. Nurco, T.W. Kinlock, T.E. Hanlon et al. // Encyclopedia of Drugs, Alcohol, and Addictive Behavior, 2001. - № 1. - P. 364-371.
89. Crime and Drugs. [TeKCT]: D.N. Nurco, T.W. Kinlock, T.E. Hanlon et al. // Encyclopedia of Drugs, Alcohol, and Addictive Behavior, 2001. - № 1. - P. 364-371.
90. Dolengevich-Segal, H. An approach to the new psychoactive drugs phenomenon. [Texet] / H. Dolengevich-Segal, B. Rodriguez-Salgado, J. Gomez-Arnau, D. Sanchez-Mateos // Vol 40. - № 2. - Madrid. - 2017. - P.71-82.
91. Dolengevich-Segal, H. Severe Psychosis, Drug Dependence, and Hepatitis C Related to Slamming Mephedrone. [Texet] / H. Dolengevich-Segal, B. Rodriguez-Salgado, J. Gomez-Arnau, D. Sanchez-Mateos // Case Reports in Psychiatry. - Hindawi Publishing Corporation. - Madrid, Spain. - 2016.- P. 310-312.
92. European monitoring center for drugs Risk assessment of new psychoactive substances Operating guidelines, Luxembourg: The Publications Office of the European Union 5-87p. (2009)?
93. Examining anger as a predictor of drug use among multiethnic middle school students. [Texer]: T.R. Nichols, M. Mahadeo, K. Bryant et al. // J. Sch. Health. - 2008. - Vol. 78, № 9. - P. 480-486.
94. Gine, C. V. New psychoactive substances as adulterants of controlled drugs. A worrying phenomenon? [Texet] / C.V. Gine, I.F. Espinosa, M.V. Vilamala // Drug Testing and Analysis. - № 6(7-8). - 2014. - P. 819-824.
95. Helmut, K. Alcohol Metabolism and Cancer Risk. [Texet] / K. Helmut, M.D. Seitz, M.D. Peter Becker // Science direct. - №1 (30). - 2007. - P. 38¬47.
96. Hogan, DL. Cigarette smoking inhibits acid-stimulated duodenal mucosal bicarbonate secretion. [Texet] / DL. Hogan, MA. Koss, JI. Isenberg //Ainsworth MA . - Nov 1.-№119 (9). - 1993. - P. 882-886.
97.Impact of severity of drug use on discrete emotions recognition in polysubstance abusers. [Texer]: M.J. Fernandez-Serrano, O. Lozano, M. Perez Garcia et al. // Drug Alcohol. Depend. - 2010. - Vol. 109, № 1-3. - P. 57-64.
98. Kingsley, L.A. Risk factors for seroconversion to human immunodeficiency virus among male homosexuals. [TeKct] / L.A. Kingsley, R. Kaslow, Jr. Renaldo // Lancet 1 (8529). - February 14. - 1987. - P. 345-349.
99. Malhotra, N. Driving under the influence of drugs Perception and attitudes of New Zealand. [Текст] / N. Malhotra, N.J. Starekey, S.J. Charlton // Science direct. - 2017. - P. 44-52.
100. Methamphetamine treatment project. Psychiatric symptoms in methamphetamine users. [Teкcт]: J.E. Zweben, J.B. Cohen, D. Christian et al. // Am. J. Addict. - 2004. - Vol. 13, № 2. - P. 181-190.
101. Meyer, R.E. The Heroin stimulus: Implications for a theory of addiction. [TeKCT] / R.E. Meyer, S.M. Mirin // New York. - 1979. - P. 61-91.
102. Novello, A.C. The HIV/AIDS epidemic: a current picture. [TeKct] / A.C. Novello. J. Acquired Immune Deficiency Syndromes. - №6 (6), 1993. - 645p.
103. Pihl, R.O. Drugs and aggression: correlations, crime and human manipulative studies and some proposed mechanisms. [TeKCT] / R.O. Pihl, J. Peterson, J. Psych // Neurosci. - 1995. - Vol. 20, № 2. - Р.141-149.
104. Psychoactive drugs: Classification and history. Uppers, Downers, All Arounders, 8th Edition. - Instructors’ Manual. Р.1-24.
105. Reno, R.R. Life activities and life quality of heroin addicts in and out of methadone treatment. [TeKct] / R.R. Reno, L.S. Aiken // Int. J. Addict. - № 28(3). - 1993. - P. 211-232.
106. Rolfs, R.T. Risk factors for syphilis: cocaine use and prostitution. [TeKct] / R.T. Rolfs, M. Goldberg, R.G. Sharrar // Am. J. Public Health. - № 80(7). -1990. - P. 853-857.
107. Salzman, C. Side Effects of Drugs Annual, Social drugs. [TeKct] / C. Salzman, A. Green // №8. - 1984. - P. 44 -47.
108. Schwartz, J. B. Brain lock: Free yourself from obsessive-compulsive behavior: A four-step self-treatment method to change your brain chemistry. [TeKCT] / J. Schwartz, B. Beyette. - New York: Regan Books, 1997. - 219 p.
109. Serotonergic function and self-injurious behavior in personality disorder patients. [Текст]: A.S. New, R.L. Trestman, V. Mitropoulou et al. // Psychiatry Res. - 1997. - Vol. 69, № 1. - P. 17-26.
110. Sex differences amongst dependent heroin users: Histories, clinical characteristics and predictors of other substance dependence. [TeKCT]: F.L. Shand, L. Degenhardt, T. Slade et al. // Addictive Behaviors. - 2011. - Vol. 36, № 1-2. - P. 27-36.
111. Skog, O. Alcohol and the Hungarian suicide trend - Is there a causal connection? // [Текст] / O. Skog, Z. Elekes // Acta Sociological. - 1993. - Vol. 36. - № 1. - P. 33-46.
112. Trbovic, M. Etiopatogeneza I psihodinamika alkoholizma. Lijec. [TeKCT] / M. Trbovic // Vjesn. - 1987. -Vol. 109, № 4 - 5. - S. 121-125.
113. Treatment for stimulant use disorders Treatment Improvement Protocol (TIP) Series 33 / Department of Health and Human Services, Substance Abuse and Mental Health Services Administration. - S.l., 1999. - 247 p.
114. Velvie, A. Cocain-associated acute myoglobinuric renal failure. [Te^t] / A. Velvie, M.D. Pogue, M. Hazeline, M.D. Nurse // the American Journal of Medicine. - V86. - 1989. - P. 183-186.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ