Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ТЬЮТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Работа №73023

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стратегий разрешения противоречий между членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств 9
1.1. Представление о лидерских качествах в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей разрешения
противоречий в коллективе 19
1.3. Сущность и специфика деятельности тьюторского коллектива 31
Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий разрешения противоречий между членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Программа развития эффективных стратегий поведения при
разрешении противоречий в тьюторском коллективе 60
2.4. Рекомендации по эффективному разрешению противоречий в
тьюторском коллективе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ

В каждом коллективе между сотрудниками время от времени возникают разногласия, которые могут быть как конструктивными, способствующими развитию, так и деструктивными, приводящими к нарушению эффективности работы. Процесс урегулирования противоречий в коллективе и характер их последствий во многом зависит от стратегии поведения, которой следует лидер группы при разрешении конфликтов. Особую роль играет поведение лидера- тьютора. В настоящее время тьюторские коллективы становятся востребованными в связи с расширением границ получения образования, повышением его ценности в обществе. Специфика работы тьютора в ВУЗе, заключающаяся в наставничестве студентов-первокурсников, иностранных студентов, требует наличия психологических знаний в определенной сфере деятельности, лидерских качеств, умения грамотно управлять процессом урегулирования разногласий. Ведь конструктивное поведение при разрешении противоречий способствует генерированию новых идей, созданию благоприятной атмосферы в тьюторском коллективе, повышению эффективности его работы, а, следовательно, оптимизации процесса адаптации подопечных.
Изучению феномена лидерства было посвящено большое количество научных трудов как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В отечественной психологии проблемой лидерства занимались Л.И. Кричевский, А.Л. Журавлев, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и многие другие исследователи. В их работах упор делается на изучение механизмов проявления лидерских качеств в совместной деятельности. Значительный эмпирический материал по проблеме лидерства накоплен за рубежом. В трудах зарубежных психологов существуют следующие направления в разработке проблем лидерства: теория черт (Ф. Гальтон, Р. Бернард, Е. Дженнингс), поведенческая теория (Р. Лайкерт, К. Левин), теория лидерства как функции ситуации (Ф. Фидлер, Р. Стогдилл, Т. Хилтон, Е. Хартли), синтетическая теория (Р. Бейлз, Ф. Слейтор). В основе исследований зарубежных психологов лежит структура личности лидера, функции лидера в группе, а также факторы, влияющие на проявление феномена лидерства.
Проблема конфликтов рассматривается в трудах таких отечественных авторов, как Н.В. Гришина, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, Л.А. Петровская. В своих исследованиях ученые акцентируют внимание на изучении поведения в процессе разрешения противоречий, структуры конфликта, оформлении понятийного аппарата концепции межличностных конфликтов. Среди направлений зарубежных психологических исследований межличностных противоречий выделяются: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни,
Э. Фромм, В. Шутс); социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле); поведенческое (А. Басс, А. Бандура); теория групповой динамики (К. Левин); теория структурного баланса (Ф. Хайдер, Т. Ньюком); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); социометрическое (Дж. Морено); интеракционистское (Дж. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). В современной зарубежной психологии поведение в процессе разрешения противоречий изучается в рамках трех направлений: теоретико-игровое (М. Дойч); теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Моутон, К. Томас); теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Р. Фишер).
Лидеры нередко проявляют себя в тьюторской деятельности. Тьютор (англ. tutor - репетитор) - «наставник, помогающий студентам колледжа, университета» [65]. Феномен тьюторства появился в Великобритании в XII-XIII веке. В России данный вид деятельности начал набирать популярность лишь в конце прошлого века в связи с модернизацией системы образования. Изучением данного явления в России занимаются О.С. Таизова, Т.К. Беляева, О.А. Никишина, Г.Ф. Свиридова, О.Е. Мазанова, В.Н. Литовченко, Т.М. Ковалева. В настоящее время функционируют тьюторские коллективы, в основные задачи которых входит адаптация первокурсников к новой образовательной среде, их сопровождение на протяжении всего учебного процесса, помощь в развитии личностных и профессиональных качеств. В последнее время особенно важным направлением работы тьюторов является адаптация иностранных студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Эффективность работы тьюторского коллектива во многом зависит от личностных качеств его членов. На наш взгляд, наибольшее значение имеет степень выраженности лидерских склонностей и умение использовать адекватные стратегии при разрешении противоречий.
Актуальность исследования обусловлена практической значимостью и недостаточной теоретической изученностью вышеописанной проблемы. Феномены тьюторства, лидерства в коллективах, стратегии разрешения противоречий изучаются обособленно друг от друга. Исследований, направленных на изучение личности тьюторов и специфики тьюторства при адаптации иностранных студентов, на данный момент очень мало в связи с тем, что процессы модернизации и глобализации образования в России начались не так давно. Возникает необходимость в проведении эмпирических исследований, посвященных изучению проблем поведения и личностных особенностей членов тьюторского коллектива. Ведь тьюторы часто служат примером для своих подопечных, от продуктивности их деятельности зависит успешность процесса адаптации и даже личностный рост курируемых ими студентов, будущих профессионалов.
Проблема исследования - какова специфика стратегий разрешения противоречий между членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств?
Объект исследования - члены тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств.
Предмет исследования - стратегии разрешения противоречий между членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств.
Цель исследования - выявить стратегии разрешения противоречий, используемые членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств, разработать программу развития эффективных стратегий поведения при урегулировании разногласий в тьюторском коллективе.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существует связь между лидерскими качествами членов тьюторского коллектива и стратегиями поведения, к которым они прибегают при разрешении противоречий, а именно: чем сильнее выражены лидерские качества, тем более предпочтительна будет стратегия сотрудничества и менее предпочтительна стратегия приспособления.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Осуществить научно-теоретический анализ психологической
литературы, посвященной исследованию проблемы стратегий разрешения противоречий между членами тьюторского коллектива с разной степенью выраженности лидерских качеств.
2. Определить наличие и степень выраженности лидерских качеств,
проявляющихся в сфере межличностных отношений, у членов тьюторского коллектива.
3. Выявить приоритетные стратегии разрешения противоречий в
тьюторском коллективе.
4. Исследовать характер связи лидерских качеств членов тьюторского
коллектива и стратегий поведения при разрешении противоречий.
5. Разработать программу развития адекватных стратегий поведения в
процессе разрешения противоречий.
6. Разработать рекомендации по развитию адекватных стратегий
поведения в процессе разрешения противоречий.
Теоретическую основу исследования составляют
научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных. В основе изучения лидерских качеств лежит синтетическая теория Р. Бейлза и Ф. Слейтора, по мнению которых, лидер выступает субъектом организации межличностных отношений в группе. Авторы данной концепции
интерпретируют феномен лидерства как функцию группы, и считают, что изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, а также с учетом структуры личности лидера и других важных переменных, относящихся к жизни группы. В основу разработки проблемы стратегий разрешения противоречий легла теория организационных систем, разработанная К. Томасом, Р. Блейком и Дж. Моутоном. Авторы подхода, изучая как конструктивные, так и деструктивные конфликты, анализируя сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей в конфликтной ситуации, выделили стратегии поведения людей в процессе разрешения противоречий: соперничество, приспособление, избегание,
компромисс, сотрудничество.
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования:
• организационные методы: сравнительный;
• эмпирические методы: тесты, наблюдение; беседа;
• методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты), H-критерий Краскала-Уоллиса; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
• Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
• Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, адаптация Л.Н. Собчик).
• Тест «Определение способов регулирования конфликтов» (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной).
• Беседа, наблюдение.
База исследования и характеристика выборки.
Исследование проводилось на базе Международного студенческого офиса (МСО) НИУ «БелГУ» города Белгорода. В качестве испытуемых выступили 60 активистов студенческого самоуправления, являющихся членами МСО. Возраст испытуемых 18-26 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что успешность урегулирования межличностных противоречий в коллективе и характер их последствий во многом зависит от стратегии поведения, которой следует лидер группы в процессе их разрешения.
Анализ психологических подходов к лидерству позволил нам сделать вывод о том, что в России и за рубежом накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме. В основе исследований зарубежных психологов лежит структура личности лидера, функции лидера в группе, а также факторы, влияющие на проявление феномена лидерства. В отечественной психологии лидерства упор делается на изучение механизмов проявления лидерских качеств в совместной деятельности. На данный момент исследования феномена лидерства продолжаются. Психологи акцентируют внимание на том, что лидерские качества вкупе со способностью грамотно и быстро оценивать ситуацию, происходящую в группе, обусловливают действия лидера и их эффективность, в том числе в процессе разрешения противоречий.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии проблема поведения при разрешении противоречий является достаточно актуальной. Существует ряд направлений зарубежных психологических исследований межличностного конфликта. В настоящее время исследования конструктивных и деструктивных противоречий в зарубежной психологии ведутся в рамках теоретико-игрового направления, теории организационных систем и теории переговорного процесса. В отечественной психологии изучается структура межличностного конфликта и факторы, обусловливающие поведение человека в конфликте. Исследования в области изучения стратегий поведения в процессе разрешения противоречий направлены на изучение условий, в которых возникла конфликтная ситуация, специфики коллектива, а также личностных качеств членов коллектива, способствующих выбору определенной стратегии.
В связи с модернизацией системы образования в настоящее время как в России, так и за рубежом, активно развивается тьюторство. Данный феномен впервые появился в Великобритании в XIV веке. В то время под тьюторством понимали форму университетского наставничества над первокурсниками. Сегодня в роли тьютора могут выступать как преподаватели университета, так и студенты-старшекурсники. Основные задачи тьюторов: адаптация
первокурсников к новой образовательной среде, их сопровождение на протяжении всего учебного процесса, помощь в развитии личностных и профессиональных качеств. Активное развитие программ академической мобильности способствует формированию еще одного не менее важного направления тьюторской деятельности - работа с иностранными студентами. Для обеспечения интеграции иностранцев в образовательный процесс и в условия новой для них культуры наиболее продуктивной будет работа тьюторского коллектива, где каждый специалист выполняет определенные функции.
Научно-теоретический анализ психологической литературы показал, что наибольшее влияние на эффективность деятельности тьюторов оказывают их личностные качества, а именно, лидерские склонности и умение использовать адекватные стратегии при разрешении противоречий. В данной работе мы придерживались синтетической теории лидерства Р. Бейлза и Ф. Слейтора, преимуществом которой является учет различных факторов, оказывающих влияние на поведение лидера, а также теории организационных систем, разработанной К. Томасом, Р. Блейком и Дж. Моутоном, выделивших пять основных стратегий поведения в конфликте.
В нашем исследовании приняли участие 60 тьюторов Международного студенческого офиса НИУ «БелГУ» в возрасте от 18 до 26 лет.
Полученные данные свидетельствуют о том, что поведение тьюторов Международного студенческого офиса достаточно гибко и адаптивно. Обладая оптимальной степенью выраженности лидерских способностей, организаторских и коммуникативных качеств, тенденций к доминированию и дружелюбию, они могут выбирать различные стратегии поведения при разрешении противоречий в зависимости от обстоятельств. У большинства тьюторов лидерские способности выражены средне и преобладает тенденция к доминированию. Такие люди характеризуются развитыми организаторскими способностями, решительностью, независимостью мнения, в то же время, принятием и уважением точки зрения окружающих, умением делегировать полномочия, способствуя повышению продуктивности деятельности. Преобладающей стратегией поведения при разрешении противоречий в выборке тьюторов Международного студенческого офиса является компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Итак, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Были установлены статистически значимые различия в степени предпочтения стратегии приспособления при разрешении противоречий в зависимости от уровня выраженности лидерских способностей. В результате корреляционного исследования была выявлена обратная связь между стратегией приспособления и лидерскими способностями и прямая связь между стратегией сотрудничества и тенденцией к доминированию. Тьютор-лидер, грамотно управляющий коллективом, обычно мотивирован на выполнение своей деятельности, заинтересован в том, чтобы новые продуктивные идеи способствовали повышению ее эффективности, и поэтому не готов поступиться своими интересами. Лидеры стремятся к налаживанию сотрудничества с оппонентом. Несмотря на то, что поиск решения, которое устроит обе стороны, требует времени, мудрости, доверия и терпения со стороны обеих сторон, выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.
Статистически значимых связей между стратегиями поведения при разрешении противоречий и дружелюбием не было выявлено. Можно предположить, что дружелюбные уделяют больше внимания эмоциональному аспекту, больше усилий прикладывают, чтобы понять личность оппонента и его мотивы, в связи с чем используют различные стратегии в зависимости от ситуации. К тому же, дружелюбие зачастую может быть социальной маской, в связи с этим, достаточно сложно предположить, как поведет себя такой человек при разрешении противоречий.
Таким образом, наше исследование позволило выявить степень влияния лидерских качеств (организаторских и коммуникативных склонностей, тенденций к доминированию и дружелюбию) на стратегии поведения, которые используют члены тьюторского коллектива при разрешении противоречий. Как показал проведенный нами анализ психологической литературы, данные характеристики очень важны в тьюторской деятельности, а также в любой другой сфере, где грамотное взаимодействие с людьми является ключевым фактором успешности. В связи с этим была разработана программа развития эффективных стратегий поведения при разрешении противоречий для членов тьюторского коллектива, направленная на формирование навыков конструктивного общения, повышение навыков сотрудничества, а также сплочение и оптимизацию межличностного взаимодействия тьюторов, что будет способствовать усовершенствованию работы тьюторского коллектива в целом. Также нами были даны рекомендации для руководителя и сотрудников по профилактике деструктивных противоречий и их конструктивному разрешению.
В дальнейшем мы планируем реализовать разработанную программу через проведение формирующего эксперимента и оценить ее эффективность, а также продолжить теоретическое и эмпирическое исследование психологических факторов, которые могут оказывать влияние на поведение членов коллектива при урегулировании конфликтных ситуаций.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 116 с.
2. Аль-Гафри, С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности // Автореф. дис. Курск, 2010. - 20 с.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 с.
4. Андриянченко, Е.Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии / Е.Г. Андриянченко // Молодой ученый.
— 2012. — №10. — С. 256-261.
5. Анцупов, А.Я. Принципы конфликтологии / А.Я. Анцупов // Конфликтология. - 2015. - Т. 3. - С. 14-31.
6. Беков, Х.А. Терминология в системе дополнительного профессионального образования. Словарь / Х.А. Беков, С.В Широбоков, И. И. Кирьянов. - М.: ИПК госслужбы, 2011. - 107 с.
7. Белоусов, В.Н. Разрешение противоречий в организации - путь ее развития / В.Н. Белоусов // Роль образования в устойчивом социально-экономическом развитии региона. - 2015. - С. 180-184.
8. Беляева, Т.К. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов / Т.К. Беляева, О.А. Никишина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 336.
9. Бендас, Т.В. Гендерная психология лидерства / Т.В. Бендас. - Оренбург,
2000. - 167 с.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - М: Эксмо, 2014. - 352 с.
11. Бочкарева, С.М. Роль тьюторства в гуманизации образования / С.М. Бочкарева // Современные технологии в науке и образовании. - 2017. - С. 197-199.
12. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2007. - 174 с.
13. Галимзянова, Д.Р. Реакции оппонентов в межличностном конфликте как эмоционально-психологическое состояние / Д.Р. Галимзянова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2017. - С. 7-11.
14. Галкина, Н.А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп / Н.А. Галкина // Духовно-нравственные потенциалы молодёжного коллектива. - 2013. - Ч. 2. - С. 178 - 182.
15. Глебец, И.В. Анализ проблемы межличностного конфликта с позиции зарубежной социально-психологической теории / И.В. Глебец // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №5. - С. 53-58.
16. Гомыранова, О.Н. Психологические механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов вузов / О.Н. Гомыранова, Р.В. Бисалиев. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2013. - 143 с.
17. Гринина, Е.С. О традиционных подходах к пониманию межличностного конфликта в зарубежной психологии / Е.С. Гринина // Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - № 1. - С. 10-14.
18. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
19. Доборович, А.В. Связь типов темперамента и лидерских способностей в юношеском возрасте / А.В. Доборович, В.Н. Ткачев // Международное научно¬практическое периодическое сетевое издание «Форум молодых ученых». - №4 (4). - 2016 г. - С. 343-347.
20. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
21. Дойч, М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 1997. - №1. - С. 202—212.
22. Дудаев, Г.С. Современные модели лидерства и руководства в коммерческой организации / Г.С. Дудаев // Интеллектуальный потенциал XXI века. - 2018. - С. 28-31.
23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - Флинта, 2014. - 512 с.
24. Железнякова, С.Н. Проблемы адаптации иностранных студентов, приезжающих учиться в Россию, и возможные пути решения этих проблем / С.Н. Железнякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-2. - С. 60-62.
25. Жукова, О.В. Тьюторство как инструмент адаптации первокурсников в новой образовательной среде / О.В. Жукова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 258-262.
26. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
27. Кермен, И.В. Межличностное управление конфликтами / И.В. Кермен // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - С. 92-94.
28. Киящук, Т.В. Тьюторинг как необходимый компонент сопровождения иностранных студентов в российском вузе / Т.В. Киящук, А.А. Киящук // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - 2011. - С. 323-330.
29. Ковалева, Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России / Т.М. Ковалева; под общ. ред. Л.А. Косолаповой // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения. - Пермь, ПГГПУ, 2012. - С. 3-5.
30. Колосков, И.А. Современные подходы к теории лидерства / И.А. Колосков // Вестник РМАТ. - 2015. - С. 51-57.
31. Колотильщикова, Е.А. Современные представления о конфликтах / Е.А. Колотильщикова, И.С. Лысенко, Е.И. Чехлатый // Вестник психотерапии. - 2010. - Т. 38 (33). - С. 90-103.
32. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. - М.: Статут, 2007. - 535 с.
33. Кузьмина, В.М. Межличностные конфликты в студенческой среде и условия их преодоления / В.М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - № 1. - С. 33-39.
34. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. - М: Авторский сборник,
2001. - 576 с.
35. Логвинов, И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии / И.Н. Логвинов // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №97. - С. 1-15
36. Мазанова, С.Е. Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза / С.Е. Мазанова, И.П. Кравченко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 860-862.
37. Мангутов, И.С. Организатор и организаторская деятельность / И.С. Мангутов, Л.И. Уманский. - Издательство ЛГУ, 1975. - 312 с.
38. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2012. - 672 с.
39. Михайлова, Ц. Необходимость в лидере и лидерских качествах / Ц.
Михайлова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы IV Международной научно-практической
конференции. - 2015. - С. 232-233.
40. Морозов, А.В. Деловая психология / Морозов А.В. - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.
41. Набивачева, Е. Проблема адаптации иностранных студентов в вузе / Е. Набивачева // Высш. образование в России. - 2006. - №12. - С. 89-92.
42. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии / Д.В. Ольшанский. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
43. Панарин, И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений // Автореф. дисс. М., 2010. - 45 с.
44. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б.Д. Парыгин // Руководство и лидерство: Сб. ЛГПИ. — Л., 1973.
45. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 126¬143.
46. Психологические аспекты лидерства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/965-2010-11-11-18- 53-53.html (дата обращения: 25.11.2017).
47. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: 2002 - 656 с.
48. Сарычев, С.В. Специфическое лидерство как социально-психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов // Практическая психология: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. - 2008 г. - С. 119-123.
49. Свиридова Г.Ф. Организация тьюторской работы с иностранными студентами / Г.Ф. Свиридова, В.Ю. Минаева// Модернизация профессионально - педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт. Материалы международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 112-114.
50. Сердюк, И.И. Проблемы формирования лидерских способностей / И.И. Сердюк, М.А. Кривцова // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 30. - 1-5 с.
51. Сирина, В.Э. Управление межличностными конфликтами в образовательном учреждении / В.Э. Сирина // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. - 2014. - С. 152-158.
52. Собчик, Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Методическое руководство / Л.Н. Собчик. - Москва, 1990. - 177 с.
53. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
[Электронный ресурс]. - URL:
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/efremova/280395/тьютер (дата обращения:
02.12.2017).
54. Степанова, Н.В. Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах / Н.В. Степанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - С. 119-124
55. Таизова, О.С. Позиции тьютора в школе / О.С. Таизова, под. общ. ред. Л.А. Косолаповой // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - С. 148 - 153
56. Фелау, Эберхард Г. Конфликты на работе: как их распознавать, разрешать, предотвращать / Эберхард Г. Фелау - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2013. - 128 с.
57. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г, М. Мануйлов - Москва, 2002. - C.316-320.
58. Филиппов, М.Н. Особенности управления межличностными конфликтами в современной организации / М.Н. Филиппов, О.В. Архипова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности: стратегии и практика развития. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 78-93.
59. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
60. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни, пер. с англ. В. Светлова. — М.: Академический Проект, 2007. - 109 с.
61. Чекмарева, Г. Развиваем конфликтологическую компетентность / Г. Чекмарева // Кадровое дело. - 2010. - №2. - С. 86-91.
62. Шеллинг, Т. Стратегия конфликта / Пер. с англ. - М.: ИРИСЭН, 2015. - 368 с.
63. Шилина, К.О. Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах / К.О. Шилина // Молодой ученый. - 2016. - № 29 (133). - С. 613-616.
64. Шилина, К.О. Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения / К.О. Шилина, В.С. Цилицкий // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 50-53.
65. Щенников, С.А Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников.
- М.: Наука, 2012. - 527 с.
66. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - URL: https://psychology pedagogy.academic.ru (дата обращения: 20.11.2017).
67. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/149841/тьютор (дата обращения: 02.12.2017).
68. Bandura, A. Social learning theory / A. Bandura. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1977.
69. Buss, A.H. The psychology of aggression / A. H. Buss. - NY: Wiley, 1961. - 307 p.
70. Freud, S. Group Psychology and The Analysis of The Ego / S. Freud. - Narcissus, 2016. - 140 p.
71. Heider, F. The Psychology of Interpersonal Relations / F. Heider. - Psychology Press, 1958. - 322 p.
72. Kleinman, P. Psych 101: Psychology Facts, Basics, Statistics, Tests, and More / P. Kleinman. - Hardcover, 2016. - 276 p.
73. Lewin, K. Field Theory of Social Science: Selected Theoretical Papers / K. Lewin, edit. by D. Cartwright. - NY: Harper & Brothers, 1951. - 346 p.
74. Stogdill, R.M. Handbook of leadership: A survey of the literature / R.M. Stogdill. - NY: Free Press, 1974.
75. Zaccaro, S.J. Trait-based perspectives of leadership / S.J. Zaccaro. - American Psychologist. - 2007. - 62(1) - P. 6-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ